Научная статья на тему 'Показатели сформированности профессиональнофизкультурной компетентности взрослого населения'

Показатели сформированности профессиональнофизкультурной компетентности взрослого населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилазиева Светлана Рашидовна

Подготовка специалистов со знаниями физической культуры и спорта ориентирована не только на создание образовательного пространства, обеспечивающего активное овладение знаниями и практическими навыками самостоятельного физического совершенствования, но и на осознание здорового образа жизни, способствующие внедрению в процесс производства оптимальных физических и научно методических инновационных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилазиева Светлана Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели сформированности профессиональнофизкультурной компетентности взрослого населения»

Гилазиева С.Р.

Оренбургский государственный университет E-mail: fizv@mail.osu.ru

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

Подготовка специалистов со знаниями физической культуры и спорта ориентирована не только на создание образовательного пространства, обеспечивающего активное овладение знаниями и практическими навыками самостоятельного физического совершенствования, но и на осознание здорового образа жизни, способствующие внедрению в процесс производства оптимальных физических и научно-методических инновационных решений.

Ключевые слова: здоровье, оздоровление общества, физическое развитие, оптимизация функционального состояния.

Возникшая в последнее время в стране сложная социально-экономическая ситуация предъявляет жесткие требования к системе высшего образования. Глубокое обновление всех сторон общественной жизни выдвинуло принципиально новые требования к личности специалиста на производстве. Он должен быть неординарной, творческой личностью, носителем накопленных интерсоциальных и профессиональных ценностей культуры, глубоко владеющим методами психолого-педагогической диагностики, искусством профессионального общения, современными педагогическими технологиями. Общество сейчас, и особенно в будущем, будет нуждаться в специалистах, профессионально компетентных и мобильных, способных принимать и решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях (И.С. Ворки-на, П.В. Каргополов, И.К. Шалаев и др.).

Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. В этой связи среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема саморазвития культуры здоровья не только студентов, но и взрослого населения, как важная социально-педагогическая составляющая. От ее решения зависят качество подготовки современных молодых специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья [8].

Наметились также изменения в общественном сознании. Все больше людей осознают пользу здоровья, здорового образа жизни, оздоровительно-рекреативных форм досуга. Эти

новые запросы общества требуют и качественно нового подхода к процессу подготовки специалистов со знаниями и навыками в области физической культуры.

Повышая профессиональную и физическую культуру, специалист постоянно углубляет свои знания и умения, развивает физические качества и приобщает к ценностям физической культуры своих подчиненных. И лучше всего ему удастся, если к этому он будет стремиться сам [4].

Если мы хотим иметь в нашей стране кадры для управления конкурентноспособными фирмами, предприятиями, то к проблеме подготовки специалистов необходимо подойти с точки зрения развития тех природных, личностных качеств, которые отличают талантливого работника от посредственного. Анализ управленческих, коммуникативных, нравственных, физических и других личностных качеств показывает, что они должны быть таковыми, чтобы работник мог успешно решать весьма сложные проблемы, творческие задачи. Среди личных качеств специалиста не последнее место занимает высокая работоспособность, обычно основанная на хорошем здоровье. Нервно-психическая нагрузка в офисах, на производстве особенно велика, поэтому общество заинтересовано в том, чтобы создать ответственным должностным лицам наиболее благоприятные условия для работы и отдыха [6].

Все это обуславливает необходимость целенаправленной подготовки работающих к выполнению функциональных обязанностей в связи со спецификой профессиональной деятельности и предусматривает овладение специфическим набором ценностей физической культуры, которые в итоге обеспечат их успешное выполнение.

Чтобы быть востребованным, специалист должен быть компетентным не только в профессиональной сфере, но и обладать новейшими (передовыми) знаниями физической культуры и спорта, а не просто «наполнен» различной информацией, зачастую не умея применять ее на практике.

Для того, чтобы правильно оценить влияние физической культуры на профессиональную деятельность специалистов необходимо, прежде всего рассмотреть значение и роль физической культуры в жизни человека вообще, не зависимо от его профессиональной принадлежности, характера и рода будущей работы. Необходимо выявить основу здорового образа жизни, физического совершенства, после чего рассмотреть специфические особенности группы людей, специализирующихся на определенном виде профессиональной деятельности, имеющей свои условия труда. Для каждой категории работников предъявляются разные требования к состоянию здоровья и физической силе.

После того, как будут рассмотрены общие и специальные черты физической культуры в качестве одного из важнейших показателей уровня жизни человека, определится и ее значение как в жизни человека вообще, так и в его профессиональной деятельности, а в частности в профессиональной деятельности специалиста [1].

Для изучения влияния физической культуры на жизнь человека и его профессиональную деятельность необходимо учитывать постоянно существующие факторы, которые не менялись на протяжении многих лет, и веяния новых времен, которые ставят перед человеком задачу все больше и больше совершенствоваться и развиваться, в том числе и физически совершенствовать свое состояние и здоровье.

В настоящее время во всем мире глубоко осознана мысль о том, что подготовка, обучение -процесс длительный. Необходимо непрерывное самообразование и саморазвитие [9].

Научно-педагогическое образование немыслимо без процесса формирования профессионально-физкультурной компетентности специалиста, не физкультурника. Темпы развития социума, постоянно изменяющиеся потребности и интересы людей заставляют специалистов производственной сферы овладевать знаниями физической культуры и новейшими оздоровительными технологиями.

Современный рынок труда диктует необходимость постоянного повышения квалификации, обновления профессиональных знаний, следовательно, повышаются требования и к здоровью, стрессоустойчивости, выносливости специалистов. К такой постановке вопроса готовы лишь специалисты, умеющие добывать новую информацию и эффективно ее использовать в профессиональной деятельности. Однако нужно учесть, что речь идет не просто о пополнении уровня знаний будущего специалиста, а о развитии способности находить нужную информацию, осмысливать ее, внедрять в практическую деятельность, оперативно откликаться на инновационный опыт, а также проектировать, создавать, экспериментально апробировать инновации, уметь их настойчиво и целеустремленно распространять [2].

Подготовка специалистов со знаниями физической культуры и спорта ориентирована не только на создание образовательного пространства, обеспечивающего активное овладение знаниями и практическими навыками самостоятельного физического совершенствования, способствующими внедрению в учебный процесс оптимальных физических и научно-методических инновационных решений, но и на осознание здорового образа жизни.

Кроме того, значение и роль физической культуры должны рассматриваться с позиций не только различных возрастных категорий людей, но и с позиций их социальной и профессиональной ориентации, овладение обучающимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте [3]. Именно по этому критерию и оценивается значение физической культуры в профессиональной деятельности. Хотя немаловажна и оценка физической культуры на протяжении всей жизни человека поэтапно. Тем более, что на выбор профессиональной деятельности прямо или косвенно может оказать влияние и физическая подготовка человека на протяжении всей его жизни.

Особое значение, на наш взгляд, следует уделять физкультурно-спортивной образованности населения, прежде всего овладению не-

обходимыми навыками для занятий физической культурой и спортом - умению осуществить самоконтроль во время занятий физическими упражнениями, определить оптимальный для себя двигательный режим и рациональную физическую нагрузку [10].

Общепризнано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Важнейшие слагаемые здоровья и здорового образа жизни -систематические занятия физической культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся, но и в воспитании ценностных ориентации на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. В этой связи физическое воспитание особенно важно в формировании привычек здорового образа жизни у подрастающего поколения [8].

Таким образом, к физической подготовке взрослого населения, способного не только менять характер функционирования сферы производства, но и в значительной степени реформировать методы управления, используя эффективные механизмы для повышения здоровья, развития и общего состояния человека, предъявляются требования, адекватные условиям профессионального становления личности в современных рыночных отношениях.

Все это может быть достигнуто за счет:

- совершенствования организации и увеличения объема часов занятий «физической культурой»;

- разнообразия спортивных секций, вале-ологического просвещения и медицинской профилактики;

- нормирования рабочей нагрузки, чтобы добиться увеличения адаптационных возможностей и неспецифической устойчивости организма, свести заболеваемость до генетически детерминированного минимума;

- обеспечения высокой умственной и физической работоспособности и гармоничного нервно-психического, физического и эстетического развития субъектов учебно-воспитательного процесса.

Выпускник школы, как предполагается, должен быть физически, психически и нравственно здоровой личностью, способной формировать свое здоровье, управлять им в будущем, привлекать к здоровьесозидающей деятельности свое ближайшее окружение [9].

В сфере современных рыночных отношений необходим специалист-управленец, обладающий не только профессиональной компетентностью, но и компетентный в сфере физической культуры, способный транслировать полученные им физкультурно-методические знания в профессиональную деятельность и нацеленный на сохранение и укрепление здоровья работников своего коллектива, приобщение их к ценностям физической культуры и ведению здорового образа жизни, т. е. обладающий профессионально-физкультурной компетентностью.

1

1

Рисунок 1. Схема корреляционных связей профессионально-физкультурной компетентности взрослого

населения

Профессионально-физкультурная компетентность - это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения физкультурных знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни на производстве, и освоение компонентов профессионально-педагогической культуры как синтеза профессионализма, педагогических ценностей и духовно-творческих качеств.

Компонентами профессионально-физкультурной компетентности взрослых являются:

- аксиологический - имеющий главной целью формирование ценностных ориентаций личности, направленных на необходимость формирования устойчивых позиций в отношении к индивидуальному здоровью и здоровью своих подчиненных;

- образовательный - приобретение студентами физкультурных знаний, умений их практического использования, самосовершенствования и трансляции для обеспечения успеха в деле сохранения и укрепления здоровья;

- физический - отражает оптимальное физическое развитие, высокий уровень физической работоспособности и кондиционной подготовленности, названные показатели наиболее ярко характеризуют здоровье человека как в качественном, так и в количественном отношении;

- психический - заключается в создании

основ их психического здоровья путем оптимизации эмоционального состояния и снижения уровня личной тревожности.

Системный подход к процессу подготовки специалистов-профессионалов используется далеко не всегда. В этой работе представлена системная обработка данных, позволяющая объединить исследования в единое целое с построением моделей, соответствующих «опытным» и «контрольным» группам, характеризующих внедрение в процесс физического образования значительного объема знаний, построенных на основе интеграции различных знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни, разрушения негативного отношения к физической культуре, тем самым подчеркивая единство познавательной и двигательной деятельности взрослого населения, что достигалось использованием различных форм «подачи знаний»: специализированных занятий, совмещенных с практикой теоретические занятия и оцененных в баллах (таблица 1).

Проведенный корреляционный анализ, показал (как видно на рис. 1), что до эксперимента взаимодействуют только два показателя №1 и 2 (теоретическая и методическая подготовленность), которые составляют образовательный компонент. Это свидетельствует о том, у студентов есть теоретические знания в вопросах физического воспитания, но они не связывают их с ценностной ориентацией личности (ЦОЛ), психической и физической подготовленностью. После эксперимента многие показатели коррелируют между собой, что является результатом

Таблица 1. Показатели формирования профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения

Название компонента До эксперимента После эксперимента

Опытные группы Контрольные группы Опытные группы Контрольные группы

1.Теоретическая подготовленность (образовательный компонент) 4.0+-0.13 3.7+-0.22 4.6+-0.24 4.1+-0.34

2.Методическая подготовленность (образовательный компонент) 3.7+-0.22 3.5+-0.25 4.5+-0.25 4.1+-0.28

3.Ценностные ориентации личности (аксиологический компонент) 3.4+-0.24 3.3+-0.2 4.5+-0.25 4.0+-0.2

4.Физическая подготовленность (физический компонент) 3.9+-0.12 3.5+-0.38 4.9+-0.12 4.3+-0.31

5.Физическое развитие (физический компонент) 4.5+-0.52 4.5+-0.52 4.6+-0.51 4.5+-0.52

6. Личностная тревожность и САН (психический компонент) 3.7+-0.49 3.2+-0.29 4.9+-0.1 3.7+-0.72

Общая оценка 3.9+-0.3 3.6+-0.31 4.7+-0.2 4.1+-0.4

Таблица 2. Результаты факторного анализа профессионально-физкультурной компетентности взрослых

Теоретическая Методическая ЦОЛ Физическая Физическое Личностная

№ подготовленность подготовленность (аксиологи- подготовленность развитие тревожность

фактора (образовательный (образовательный ческий (физический (физический (психический %

компонент) компонент) компонент) компонент) компонент) компонент)

1 0.48 0.39 0.38 0.45 - 0.42 45

2 -0.35 -0.54 - 0.4 0.55 - 23

3 - - -0.58 - 0.42 - 17

чтения курса лекций, проведения контрольных работ, написания рефератов. Таким образом, в результате педагогического эксперимента у студентов повысился уровень физкультурноспортивных знаний, умений и их практического использования, самосовершенствования и укрепления здоровья, что связано с влиянием педагогических факторов, формирующих сознательный подход студентов к теоретическим и практическим вопросам физического образования, с целью формирования профессиональнофизкультурной компетентности.

В многомерной модели (метода главных компонент) определяются факторы, влияющие на вышесказанное. В результате математической обработки экспериментальных данных было выделено три значимых фактора, которые в совокупности охватывают 85% первичных признаков (доля дисперсии в наименьшем из факторов равна 17%). Факторные веса показателей представлены в таблице 2.

Как видно из приведенной таблицы, первый фактор положительно связан со всеми показателями, кроме физического развития, и имеет «вес» 45%. Он выделяет три группы участников по их знаниям, в том числе со средним уровнем, высоким и низким. Условно этот фактор назван «Фактором физкультурно-спортивной компетентности».

Структура групп, полученная после эксперимента, фактически сохранилась, что может характеризовать восприимчивость взрослыми программно-содержательного обеспечения процесса физического образования значительного объема

знаний, здорового образа жизни, разрушения негативного отношения к физической культуре.

Подтверждением вышесказанного служит распределение 2-го и 3-го фактора («вес» 23%, 17%), которые, как и 1-й, разделяют студентов на две группы: «опытная» группа тяготеет к теоретической части, в то время как «контрольная»

- к практической. Очевидно, что «опытные» группы оказались более подготовленными (статистически достоверно) в вопросах использования ценностей физической культуры в повседневной и профессиональной жизни и деятельности, основах психогигиенической саморегуляции, т. е. приобрели знания, характерные для профессиональной сферы деятельности специалистов по трансляции физической культуры в жизнь и деятельность своих подчиненных.

Совокупность значений факторов позволяет получить математическую модель каждого участника эксперимента, что помогает нам получить «индивидуальную карту» каждого участника и, соответственно, реализовать индивидуальный подход в обучении.

Описываемые модели были апробированы на практике. Результаты были доведены до каждого занимающегося, и практически каждый согласился со своей «характеристикой».

Экспериментальная апробация концептуальной модели профессионально-физкультурной компетентности позволяет сделать вывод о возможности ее полной реализации в послевузовской практике, что подтверждается динамикой изменения уровня профессиональной деятельности.

08.09.2011

Список литературы:

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1997.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры: Сб. науч. тр. - М.: Спорт Ака-дем Пресс, 2001.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №5. - С. І2-15.

4. Батурин, К.А. Контроль и самоконтроль при занятиях оздоровительной физической культурой / К.А. Батурин, Л.И. Литвинова. - Мн. Вышэйш. школа, 1992. - С. 6-9.

5. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

6. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. - Мн. Вышэйш школа, 1990

7. Кобяков, Ю.Л. Модель здоровья человека как структурная основа теории здоровья // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №1. - С. 23-25.

8. Кожанов, В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В.В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №2. - С. 12-15.

9. Образование и здоровье. Сб. науч. ст. /ред. В.И. Загвязинский, В.М. Чимаров. - Тюмень: Изд. Тюм ГУ, 2005. - Тюмень: Вектор Бук, 2005.

10. Пономарчук В.А., Молчанов С.В. и др. Человек в мире физической культуры и спорта / В.А. Пономарчук. - О-во «Знание» РСФСР, 1987.

Сведения об авторе:

Гилазиева Светлана Рашидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3017, тел. (3532) 372468, е-mail: fizv@mail.osu.ru

UDC 796.011 Gilazieva S.R.

Orenburg state university E-mail: fizv@mail.osu.ru

FIGURES FROM PROFESSIONAL-PHYSICAL COMPETITION ADULT POPULATION

Reconsideration of the purpose and physical training problems in system of continuous formation and on manufacture. It is necessary to place in a new fashion accents in curriculums on physical training, having reconsidered those their parts, which are focused on sports formation, that is increase in volume of knowledge, comprehension of essence of culture, understanding value of interrelation of requirements and activity in allround and harmonious development of the person.

Key words: health, improvement of society, physical development, optimization of a functional condition.

Bibliography:

1. Amosov, N.M. Meditation upon health / Fmosov N.M. - M.: Molodaya Gvardia, 1997.

2. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. The Main parameters of specialist quality characteristics forecasting in the field of physical culture and sports // Pre-higher education training as a stage of staff infrastructure development Collected Papers. - M.: Sport Academ Press, 2001.

3. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Theory and technology of sports oriented physical training in the general secondary school / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Physical culture: education and training. - 2005. - №5. - P. 12-15.

4. Baturin, K.A. Control and auto control in the recreational physical culture lesson / K.A. Baturin, L.I. Litvinova. - MN.: Vysheisha Schkola, 1992. - P. 6-9.

5. Brechman, I.I. Valeopogy as a science dealing with health problems // I.I. Brechman. - M.:Physical culture and sports, 1983.

6. Diaditchkin, V.P Psycho-physiological ergogenics / Diaditchkin V.P. - MN.: Vysheisha Schola, 1990.

7. Kobiakov, J.L. Human health model as structural basis of health theory // Theory and practice of physical culture. - 2006. -№1. - P. 23-25.

8. Kozhanov, V.V. Self-development of the student health culture in the course of sports oriented physical training // Theory and practice of physical culture. - 2006. - №2. - P. 12-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Health and training Collected Papers / Under the editorship of V.I. Sagvyasinsky, V.M. Chimarov - Tiumen: Vtctor Book, 2005.

10. Ponomartchuk V.A., Moltchanov S.V. etc. Human being in the world of physical culture and sports / V.A. Ponomartchuk. -Znanie: RSFSR, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.