УДК 796.01
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
О.В. Шинкаренко - старший преподаватель Филиал Самарского государственного технического университета
Сызрань
DEFINITION OF OBJECTIVES MANAGEMENT IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
O.V. Shinkarenko - senior teacher Branch of Samara State Technical University
Syzran
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: целеполагание, управление, физическая культура и спорт, студенты, приобщение к физической культуре, систематические занятия
Аннотация. Существующая программа физического воспитания учащейся молодежи предусматривает организацию и проведение занятий по физическому воспитанию в течение всех лет обучения в вузе. Однако до настоящего времени учебный процесс по физическому воспитанию остается недостаточно эффективным. Ведущим элементом организованного процесса по физическому воспитанию является формирование устойчивой потребности в мышечной нагрузке, выполняемой самостоятельно, в свободное время, в точном соответствии с методическими указаниями и рекомендациями преподавателя. Важным стимулом к двигательной активности студентов является положительная динамика показателей физической подготовленности, физического развития, функционального состояния, а также расширение и углубление системы специальных знаний, что способствует повышению культуры жизнедеятельности, всестороннему гармоничному развитию.
Key words: definition to objectives, management, physical culture and sport, students, introduction to physical culture, systematic occupations
Abstract. The existing program of physical education of student youth provides the organization and undertaking of physical education occupations for all years of study at the university. However to date learning process of physical education is not enough effective. The leading element of an organized process ofphysical education is the formation of a stable demand for muscular load, carried out independently, in spare time, in exact accordance with the methodical instructions and recommendations of the teacher. An important stimulus to the motor activity of students is a positive dynamics of indices ofphysical preparedness, physical development and functional condition, as well as broadening and deepening of the system of the special knowledge that contributes to increase of cultural life and the full harmonious development.
Постоянно ухудшающиеся показатели физической подготовленности и функционального состояния учащейся молодежи обусловлены недостаточной двигательной активностью. Это вызывают все большую озабоченность состоянием здоровья будущих специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Организованные учебные занятия по физическому воспитанию не восполняют все увеличивающегося дефицита мышечной нагрузки. Решение данной проблемы заключается, на наш взгляд, в приобщении студентов технического вуза к
самостоятельным ежедневным занятиям, что возможно при управлении целеполаганием занимающихся.
Реальное понимание собственного состояния здоровья, уровня физической подготовленности, исходя из запросов современного производства, позволит будущим специалистам объективно оценить свое состояние на данный момент. Постановка системы целей на ближайший средний и долгосрочный периоды является одной из предпосылок формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями[1-4].
Целью данной работы является решение проблемы управления целеполаганием как фактора приобщения студентов к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
1. Теоретическое обоснование целеполагания как компонента формирования потребности в регулярной мышечной нагрузке.
2. Экспериментальная проверка данного положения.
Сущность целеполагания заключается в формировании потребности соответствия системе требований, предъявляемых современным промышленным производством к состоянию физического здоровья человека, его всестороннего гармоничного развития; соответствующего уровня физической подготовленности, обеспечивающему сохранение оптимизма, работоспособности в течение рабочего дня, трудовой недели: управление психоэмоциональной сферой, усвоение приемов регулирования физического и функционального состояния. Глубокое знание требований современного производства к специалисту, выпускнику технического вуза; моральная готовность к соответствию предъявляемым требованиям; ознакомление со средствами и методами, обеспечивающими необходимый уровень физических и нравственных кондиций, дает возможность выпускникам технического вуза иметь требуемую подготовку.
В основе целеполагания лежит разработка системы постепенно усложняющихся целей, реализация которых дает возможность подниматься на новый уровень функционирования организма в соответствии с предъявляемыми требованиями. Достижение каждой промежуточной цели является необходимой предпосылкой для усложнения последующей цели, соответствующим выбором средств методов и форм организации занятий, обеспечивающих реализацию очередной цели, как этапа повышения уровня физической подготовленности, формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, повышение качественных сторон двигательной деятельности.
Для проверки целесообразности управлением целеполаганием у студентов технического вуза был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 142 студента 1 курса - юноши 17-19 лет технического вуза. Были организованы контрольная группа (КГ) - 70 человек и экспериментальная (ЭГ) - 72 человека. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня общей физической подготовленности по следующим тестам: бег на 60 м (с); челночный бег 3х11 м (с); прыжок в длину с места (см); бросок набивного мяча (1 кг) правой и левой рукой; подтягивание в висе на перекладине (количество раз); наклон вперед стоя на гимнастической скамейке. Анализ полученных результатов не выявил достоверных различий по уровню физической подготовленности КГ и ЭГ, (р>0,05).
Занятия в КГ проводились в соответствии с программой по физическому воспитанию, рекомендованной Министерством высшего и специального образования. В ЭГ ставилась задача разработки системы целей, направленных на повышение уровня общей физической подготовленности, всестороннего гармоничного развития; формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время.
Для решения поставленной цели при соответствующих консультациях со специалистами была разработана модель выпускника технического вуза. В данной модели была представлена система требований к интеллектуальным качествам, уровню физической подготовленности, профессиональной подготовки, морально-волевым и нравственным качествам, а
также системы двигательных умений и навыков, необходимых в условиях данной производственной деятельности.
В соответствии с содержанием модели разрабатывалась система цели: повышение качественных сторон двигательной деятельности; расширение двигательных умений и навыков, соответствующих специфике будущей производственной деятельности; усвоение системы специальных знаний в области физической культуры и спорта, обусловливающих готовность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с целью саморазвития и самосовершенствования; укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие, поддержание оптимальной работоспособности; формирование ведущих морально-волевых и нравственных качеств.
При решении каждой цели подбирались средства и методы физического воспитания, среди которых ведущее место отводилось природным средствам; естественным локомоциям; выбору форм занятий, проводимых на свежем воздухе в разнообразных условиях: на открытой спортивной площадке или стадионе, сквере, парке или другой зоне отдыха; на пересеченной местности; с использованием доступных видов спорта: велосипедный спорт, гребля; разнообразные спортивные игры, плавание, кроссовая подготовка, зимний футбол и др.
В процессе занятий студенты усваивали приемы педагогического и функционального контроля; методы управления психо-эмоциональным состоянием. Большое внимание уделялось организации игровых, соревновательных моментов; педагогической ситуации, требующей проявления поиска решения готовности взять на себя ответственность; проявление настойчивости в достижении поставленной цели, сохранение выдержки, оказания взаимопомощи и взаимовыручки.
На каждом занятии предлагались системы физических упражнений, интеллектуальных заданий, требующих проявления творческого подхода к их решению, аналитических способностей. Организация занятий по физическому воспитанию предусматривала самостоятельное выполнение системы двигательных заданий, направленных на формирование привычки к выполнению физических упражнений в разное время дня (утренняя гимнастика до занятий в вузе; динамические паузы во время выполнения теоретических, творческих проектов; пробежки или ходьба на лыжах, элементы различных спортивных игр, катание на велосипеде и др., в объемах, обеспечивающих оптимальную суточную двигательную потребность). Обязательным для каждого студента ЭГ было ведение дневника самоконтроля с указанием вида, объема и интенсивности мышечной нагрузки, используемых методов педагогического самоконтроля, самочувствия и т. д.
В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование динамики показателей физической подготовленности в КГ и ЭГ по тем же тестам. Анализ полученных материалов показал положительную тенденцию изменения уровня физической подготовленности в обеих группах: в КГ и ЭГ. Однако в ЭГ темпы прироста показателей по таким тестам как прыжок в длину с места, бросок набивного мяча (1 кг) правой или левой рукой; подтягивание в висе на перекладине было существенно выше в ЭГ, (р<0,05). Так, если в КГ результаты прыжка в длину улучшились на 7,9%, то в ЭГ темпы прироста составили -19,4%; результаты броска набивного мяча правой рукой в КГ увеличились - на 7,0%; левой, соответственно, на 5,6%; то в ЭГ, соответственно, на 18,7% - правой рукой и 15,3% - левой рукой; количество подтягиваний в висе на перекладине: в КГ возросло на 4,9%, в ЭГ - на 25,8%, (р<0,05).
Кроме того, 87,7% студентов ЭГ стали регулярно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику и динамическую паузу; 79,8% - занимающихся ЭГ приобщились к ежедневным пробежкам; 18,9% стали заниматься в спортивной секции по различным видам спорта, 9,2% - приобщились к индивидуальным системам закаливания. Экспертная группа в составе трех преподавателей физического воспитания других факультетов отметили устойчивую положительную тенденцию повышения уровня морально-волевых и нравственных качеств: дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, выдержке и т.д. 72,8%
испытуемых продолжали вести дневника самоконтроля и после окончания педагогического эксперимента (спустя год).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о целесообразности управления целеполаганием студентов в процессе физического воспитания, что дает возможность более эффективно организовывать процесс учебных занятий; формировать потребность в регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями, улучшить психо-эмоциональную сферу, совершенствовать морально-волевые и нравственные качества.
Творческое участие студентов ЭГ в разработке модели специалиста своего профиля позволила студентам более ответственно осознать собственную роль в процессе производственной деятельности; провести анализ теоретической и практической готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей; объективно оценить уровень физической подготовленности и состояние здоровья в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой профессиональной деятельности.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Актовая речь. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры / В.К. Бальсевич. - М. : РГАФК, 2002. - 30 с.
2. Лубышева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В. А. Магин. - М. : Теория и практика физической культуры, 2005. - 191 с.
3. Пономарев, Н.И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 10. - С. 2-4.
4. Столяров, В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры / В.И. Столяров. - 1997. - № 7. - С. 2-5.
Literature
1. Balsevich, V.K. Act speech. Prospects of modernization of modern educational systems of physical education on the bases of the integration of national physical culture and sport / V.K. Balsevich. - M. : RGAFK, 2002. - 30 p.
2. Lubysheva, L.I. Innovative technologies in the training of sports teacher / L.I. Lubysheva, V.A. Magin. -M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2005. - 191 p.
3. Ponomarev, N.I. About formation of the human needs of physical education and sports activity (theoretical aspect) / N.I. Ponomarev, V.M. Reizin // Theory and Practice of Physical Culture. - 1988. - No. 10. - P. 2-4.
4. Stolyarov, V.I. Sport and modern culture: a methodological aspect / V.I. Stolyarov // Theory and Practice of Physical Culture / V.I. Stolyarov. - 1997. - No. 7. - P. 2-5.
Статья напечатана при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг). Мероприятие 1» - ««Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи».
Статья поступила в редакцию 18.04.2010 г.