УДК 377.5
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.Е. Русина - заместитель директора колледжа по учебной работе
Набережночелнинский колледж физической культуры КамГАФКСиТ
Набережные Челны
SOME ASPECTS OF INCREASING OF COMPETITIVENESS OF SPECIALIST IN PHYSICAL AND ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION THROUGH ATHLETIC-SPORTS ACTIVITY
L.E. Rusina - Deputy Director of the College for Academic Affairs
Naberezhnochelninsky College of Physical Culture KamGAFKSiT
Naberezhnye Chelny
e-mail: nkfk@„mail.ru
Ключевые слова: формирование личности, конкурентоспособность, структурные компоненты, физкультурно-спортивная деятельность.
Аннотация: В данной статье обоснована необходимость новых подходов для повышения конкурентоспособности специалистов СПО в области физической и адаптивной физической культуры, что позволяет расширить границы теоретического, практического и профессионального опыта.
Key words: formation of the person, competitiveness, structural components, athletic-sports activity.
Summary. Necessity of new approaches of increase of competitiveness of experts of secondary vocational education in the field of physical and adaptive physical culture that allows expanding the borders of theoretical, practical and professional experience is proved in this article.
В национальной образовательной инициативе, утвержденной Президентом РФ Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года, важнейшими качествами личности определены - инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, молодые, талантливые, желающие подтвердить высокий уровень квалификации. И мы призваны готовить таких педагогов.
Формирование личности - приоритетная цель подготовки специалистов в области физической культуры [3, 4, 6]. Поэтому все средства, методы и формы обучения должны быть подчинены этой цели и ориентированы на ее достижение.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится: «Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Социальный заказ предполагает подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к адаптации в современной социокультурной среде, с высокопрофессиональным отношением к труду и потребностью в непрерывном самообразовании, самоактуализации, саморазвитии в профессиональной деятельности. Выпускники призваны стать носителями идей обновления лучших традиций отечественного образования и мирового опыта» [5].
Одна из важнейших проблем среднего профессионального образования заключается в изыскании активных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов, так как образование должно обеспечить человеку, прежде всего, раскрытие его духовных и физических потребностей. Фактически это означает максимальную реализацию человеческого потенциала. При этом важнейшими факторами адаптации, становления личности профессионала и подготовки конкурентоспособного специалиста является физкультурно-спортивная деятельность и ее ценности, овладение которыми обеспечивает сформирован-ность специфического состояния физической культуры личности.
Обобщенные результаты научных исследований позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день в системе физкультурного образования наблюдается тенденция, ориентированная на развитие природы человека. Не всегда учитываются его психическая и социокультурная стороны, и это приводит к издержкам образовательного процесса и исключает многогранную и интегративную роль физической культуры в целостной методологии, которая направлена на развитие человека в единстве телесного и духовного [9].
В настоящее время актуальны вопросы разработки и внедрения в образование среднего профессионального уровня такой системы физического воспитания, которая сможет переориентировать деятельность студента с традиционной цели (приобретение двигательных умений, навыков и развитие физических качеств) на накопление опыта творческой и познавательной деятельности, освоение знаний и методов управления физическим развитием и физическим состоянием, формирование активно-преобразующего отношения к получаемой информации, проектирование стратегии индивидуального здорового стиля жизни, коррекции своего физического состояния в зависимости от профессиональных и жизненных задач. Актуальным становится включение самого студента в процесс управления своей познавательной деятельностью и самим собой, своим здоровьем, поскольку ему необходимо в органичном единстве осваивать предметную и организационную стороны учения.
Основным путем разрешения указанной проблемы является практическое обучение студентов самостоятельному углубленному получению знаний, приобретению индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности и формирования, требуемых для этого навыков на основе самоуправления познавательной деятельностью и создания соответствующих условий для решения данной задачи [3]. Именно такой студент будет обладать высокой работоспособностью, умением четко определять цели, способностью к реализации, контролю и их коррекции. Будет создавать особый проект здорового стиля своей жизни, а значит, становится конкурентоспособным специалистом.
Усиление действенности учебного процесса на основе активизации студентов и улучшение управления их учебно-познавательной деятельностью представляет собой один из способов решения проблемы повышения эффективности и качества подготовки специалистов [1, 7].
Конкурентоспособность - это качество личности, обеспечивающее специалисту более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем рынке труда, устойчивый высокий спрос на его услуги. Внутренне она определяется качеством личности специалиста и качеством его профессиональной деятельности, степенью их соответствия объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-
экономическим условиям общества. Внешне проявляется в стабильной востребованности специалистов на рынке труда, благодаря соответствию требованиям профессиональной деятельности, рынка труда и организации.
Структурными компонентами конкурентоспособности являются:
- компетентность личности - мотивированная способность человека качественно выполнять определенные виды деятельности; владение им соответствующими компетенциями; включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, способов выполнения деятельности, опыта практического использования знаний и умений, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним;
- акмеологическая направленность личности - качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая человека на прогрессивное развитие (в том числе профессиональное), на максимальную творческую самореализацию, как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом; включает ценностные ориентации, мотивы, способности и умения целеполагания, стремление к успеху (обусловленное мотивацией достижений, стремлением к саморазвитию, готовностью к творческому взаимодействию, рефлексией);
- конкурентоопределяющие личностные качества - характерологические качества и способности личности, обеспечивающие успешность социального взаимодействия и профессиональной деятельности специалистов [8].
В 2008-2010 учебные годы администрация и педагогический коллектив колледжа физической культуры работали над проблемой совершенствования процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в соответствии со стратегией развития образования. Решались следующие цели и задачи:
1. Повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
2. Создание в учебном заведении здоровой, творческой психолого-педагогической среды, направленной на формирование ценностных ориентаций у студентов.
3. Подготовка конкурентоспособного специалиста, путём совершенствования форм и методов обучения, воспитания, а также разработки программы физкультурно-спортивной деятельности студентов. Всё это способствует формированию у обучающихся способности к самообразованию, саморазвитию, стремлению соответствовать меняющимся запросам общества к социально-экономическим условия жизни.
4. Углубление связей и расширение форм работы с социальными партнерами по подготовке специалистов.
На протяжении учебного года в колледже проводился мониторинг, позволяющий представить общую картину развития образовательной деятельности учащихся. Анализ итогов способствовал принятию управленческих решений. Считаем целесообразно перечислить результаты, касающиеся раздела конкурентоспособности специалистов:
1. Компетентность личности.
Степень сложности обучения в колледже после окончания основной (общей) школы достаточно высока и преодолима не для всех студентов: более 60 % первокурсников отмечают, что «достаточно трудно учиться», а 10 % отметили, что учеба дается «очень трудно». Эти показатели устойчивы на протяжении первого года обучения.
В колледже разработана и действует программа адаптации студентов 1 курса. Основными формами работы с первокурсниками, да и со студентами старших курсов, являются совместная деятельность кураторов и администрации, встречи тренерами студентов. Ведётся регулирование психологической адаптации студентов - введен курс «Тренинг личностного роста». Психолог разрабатывает и апробирует программы диагностики, психокоррекции, создается банк данных студентов-первокурсников, оказывается социально-психологическая помощь в адаптации и решении личностных проблем, что эффективно сказывается и на
процессе адаптации. К концу второго года обучения наблюдается смещение результатов в положительную сторону - 35 % студентов отмечают, что «учиться достаточно трудно», и лишь 2 % - «очень трудно» (рис. 1.)
60 50 40
% 30 20 10 0
Z6071
"'Достаточно трудно учиться" "Очень трудно учиться"
□ Начало учебного года □ Конец учебного года
Рис. 1. Изменение отношения студентов к учебному процессу
Как видно из рисунка 1, качественный прирост показателей по результатам анкетного опроса составил 25% при определении степени трудности в обучении как «достаточно трудно учиться» и 8% - «очень трудно учиться». Это говорит о том, что студенты учатся адаптироваться к новым требованиям и форме изложения материала, включаясь в работу, учатся качественно выполнять определенные виды деятельности.
На рисунке 2 прослеживается рост мотивации обучения.
%
"Справляюсь с учебными "Учиться трудно, но пытаюсь нагрузками" справляться"
□ Начало учебного года □ Конец учебного года
Рис. 2. Изменения роста мотивации в обучении студентов
«Стремление справляться с учебными нагрузками», как видно на рисунке 2, имеет положительную тенденцию. Это результат целенаправленной работы педагогического коллектива колледжа.
Показатель «Успеваемость в колледже» демонстрирует, насколько успешно студенты адаптировались к новым нагрузкам, выполняют учебные требования. По сравнению с началом мониторинга успеваемость на первом курсе улучшилась: количество отличников увеличилось на 2 %, обучающихся на «4» и «5» - на 14 %, а тех, обучающихся на «3», - уменьшилось на 5 %.
2. Акмеологическая направленность личности.
Главное условие повышения качества подготовки специалиста - самоидентификация своих способностей с видами профессиональной деятельности, ситуацией на рынке труда. Опросы первокурсников показали, что 35 % из них за 2 месяца до поступления в колледж не имели окончательного решения о профессиональном выборе, только 10 % специально соби-
рали информацию о мире профессий, и лишь 6 % - хорошо представляли себе свои интеллектуальные и физические возможности и способности.
Можно утверждать, что человек нашёл свое место, когда он представляет, кем будет работать, что от него потребует его профессиональный выбор. Слабая профессиональная ориентация в момент поступления в колледж физической культуры не способствует профессиональной привязанности в будущем. В ходе обучения в сознании студентов должна происходить конкретизация образа профессии, своих качеств и профессиональных предпочтений.
Так, по результатам исследования, в ходе реализации программы физкультурно-спортивной деятельности колледжа наблюдается следующее:
- оправдывают свой профессиональный выбор - 85% студентов (по сравнению с началом мониторинга - на 35% больше);
- указывают повышение своих ценностных ориентаций - 89% (больше на 44%);
- отмечают наличие способностей и умений к целеполаганию - 93% (больше на 43%);
- обладают готовностью к творческому взаимодействию, саморазвитию - 84% (больше на 48%).
Итак, обучение в колледже способствует профессиональной идентификации большей части студентов. Процесс самоопределения личности даёт смысл своего существования.
3. Конкурентоопределяющие личностные качества.
Результаты проведенного анализа анкетного опроса, позволяющего оценить по пятибалльной шкале степень влияния занятий физической культурой и спортом во время обучения в колледже на развитие личностных качеств, отображены в таблице:
Таблица 1
Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование личностных качеств
студентов, в баллах
Личностные качества Начало мониторинга Конец данного этапа мониторинга
Самостоятельность 3,6 4,3
Добросовестность 3,2 3,9
Внимательность 3,8 4,6
Аккуратность 3,3 3,9
Выдержка 4,4 4,8
Дисциплинированность 3,6 4,4
Оперативность 3,5 4,7
Ответственность 3,3 4,3
Инициативность 3,7 3,9
Уверенность 3,6 4,1
Трудолюбие 3,5 4,2
Усидчивость 3,3 3,9
Настойчивость 3,6 4,4
Исполнительность 3,3 3,8
Целеустремлённость 3,7 3,7
Самообладание 4,4 4,4
Самоуверенность 3,8 3,8
Коллективизм 3,5 3,7
Показатели бальных оценок качеств в большинстве случаев ниже четырех баллов, однако, при проведении целенаправленной деятельности педагогического коллектива наблюдается рост психологических качеств учащихся.
Таким образом, при дальнейшем развитии личностных качеств, акмеологической направленности, развития компетентности, посредством совершенствования физкультурно-
спортивной деятельности студентов колледжа выпускники данного учебного заведения смогут составить достойную конкуренцию и занять соответствующее место в различных условиях социума, а также приобретут профессиональную мобильность.
Литература
1. Баландин, В. А. Метод активного обучения "Анализ конкретных ситуаций". Классификации и основы применения : учебное пособие / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, С.А. Локтев. - Ростов н/Д, 1997. - 153 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) / В.К. Бальсевич. - М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 41 с.
3. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 2325.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 240 с.
5. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Учительская газета. - 2002. -
№ 31.
6. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М. : ГЦИФК, 1992. - 120 с.
7. Неверкович, С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров : автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.Д. Неверкович. - М. : ГЦОЛИФК, 1988. - 31 с.
8. Хазова, С. А. Психолого-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] / С. А. Хазова. - Режим доступа : http : //www.fan-nauka.narod.ru/2009.html.
9. Ямалетдинова, Г.А. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры : монография / Г. А. Ямалетдинова; под ред. Л. А. Рапопорта. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2008. - 136 с.
Literature
1. Balandin, V.A. The method of active learning, "Analysis of concrete situations". Classification and fundamentals of application : a manual / V.A. Balandin, Yu.K. Chernyshenko, S.A. Loktev. - Rostov on/Don, 1997. - 153 p.
2. Balsevich, V.K. Human physical culture: status, problems and strategy for future development (act speech) / V.K. Balsevich. - M. : GTSOLIFK, 1992. - 41 p.
3. Balsevich, V.K. The concept of alternative forms of organization of physical education of children and young people / V.K. Balsevich // Physical culture : up-bringing, education, training. - 1996. - No. 1. - P. 23-25.
4. Davydov, V.V. Problem of developing teaching / V.V. Davydov. - M. : Pedagogika, 1986. - 240 p.
5. The concept of modernization of Russian education until 2010 // Teacher's newspaper. - 2002. - No. 31.
6. Lubysheva, L.I. The concept of formation of human physical culture / L.I. Lubysheva. -
3. M. : GTSIFK, 1992. - 120 p.
7. Neverkovich, S.D. Psycho-pedagogical foundations of game methods of personal training : synopsis of s thesis. ... Doctor of Education / S.D. Neverkovich. - M. : GTSOLIFK, 1988. - 31 p.
8. Khazova, S.A. Psycho-pedagogical conditions of competitiveness for future specialists in physical culture and sport [electronic resource] / S.A. Khazova. - Mode of access : http://www.fan-nauka.narod.ru/2009. html.
9. Yamaletdinova, G.A. Self-management educational-cognitive activity of students in physical culture : monograph / G.A. Yamaletdinova; ed. by L.A. Rapoport. - Ekaterinburg : University of the Humanities, 2008. - 136 p.
Статья поступила в редакцию 17.07.2010 г.