УДК 378:796
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
С. А. Хазова
THE CONCEPN OF TRAINING OF COMPETITIVE CPECIALISTS IN PIIYSIKAL CULTURE AM SPORT
S. A. Hazova
В статье описывается концепция подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту в совокупности теоретических, методологических и технологических основ организации образовательного процесса в вузе; приводятся экспериментальные данные, подтверждающие действенность разработанной концепции.
The paper describes the concept of training of competitive specialists in physical culture and spoil together theoretical, methodological and technological foundations of the organization of educational process in the institution; present experimental data confirming the validity of the developed concept.
Ключевые слова: конкурентоспособность специалистов, структура и содержание конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту, образовательные условия развития конкурентоспособности студентов.
Keywords: competitiveness of the specialists, the structure and content of the competitiveness of specialists in physical culture and sports, the educational conditions of development of the competitiveness of students.
Огромное социальное значение сферы физической культуры и спорта объясняет заинтересованность государства и общества в эффективности ее функционирования. Одним из ключевых требований современности к физкультурно-спортивным организациям и работающим в них специалистам является конкурентоспособность. Исходя из этого, важнейшей задачей профессионального образования в области физической культуры и спорта является подготовка конкурентоспособных специалистов, которые смогут не только достичь профессионального и жизненного успеха благодаря своей востребованности и привлекательности как субъектов труда, но и обеспечить конкурентоспособность организаций и, как следствие, прогрессивное развитие всей сферы физической культуры и спорта. Разработка концепции подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту стала целью нашего исследования.
Теоретические, методологические и технологические положения концепции разрабатывались на основе анализа научных исследований и опыта работы физкультурно-спортивных организаций путем теоретического моделирования, сопоставления,
обобщения и конкретизации теоретического знания, экспертной оценки сформулированных выводов, их экспериментальной проверки и математического (статистического) обоснования.
Анализ литературных источников осуществлялся в следующих направлениях: - сущность, структура, содержание, критерии конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в социально-экономическом (И. Н. Герчикова, П. Ф. Друкер, А. Носкова. Дж. Равен. С. И. Розум, Р. А. Фатхутдинов и др.) и психологопедагогическом (В. И. Андреев. Н. В. Борисова, В. Н. Введенский, М. С. Каган, Е. А. Климов.
А. К. Маркова, Л. М. Митина. Б. Д. Парыгин, Ф. Р. Туктаров, А. В. Хуторской, Д. В. Чернилев-
ский и др.) аспектах; - особенности организации в вузе конкуренторазвивающего образовательного процесса, включая вопросы механизмов и факторов воздействия среды на личность (Р. Баркер, Дж. Т. Вильсон, К. Девин, С. И. Розум), сущности, функций, содержания, принципов проектирования образовательного процесса вуза (А. И. Артюхина, Е. В. Бондаревская. Т. Ф. Борисова, Н. М. Борытко,
В. В. Сериков, Е. М. Федерягин и др.); условий и факторов развития компетентности (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Исаев. Н. М. Таланчук. А. В. Хуторской и др.), акмеологической направленности (Б. Г. Ананьев. С. Н. Бегидова, А. А. Бодалев, Л. А. Деркач. А. Ф. Коган. Н. В. Кузьмина и
др.), характерологических качеств и способностей личности (К. А. Абульханова-Славская, А. К. Маркова. М. С. Мерлин, А. В. Петровский, К. К. Платонов и др.).
Теоретическое моделирование осуществлялось по итогам анализа литературы, экспертной оценки и результатов промежуточных эмпирических исследований в следующих направлениях:
- критерии и уровни конкурентоспособности специалистов, их субъективированная конкретизация;
- детерминанты развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту;
- конкурентоспособность специалиста по физической культуре и спорту как личностная характеристика;
- механизмы, закономерности и принципы развития конкурентоспособности;
- образовательные условия развития структурных компонентов конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорт) и формирования конкурентоспособности как интегративного личностного качества.
Разработанная концепция включает совокупность связанных между собой и вытекающих один
из другого теоретических, методологических и технологических положений, описывающих основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту в системе высшего профессионального образования.
В качестве теоретической базы проектирования конкуренторазвивающего образовательного процесса выступают:
1. Структура и содержание конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту.
Конкурентоспособный специалист по физической культуре и спорту готов участвовать и побеждать в конкурентной борьбе, оказавшись более привлекательным для работодателя по сравнению с соперниками, благодаря способности качественно выполнять полифункциональную и разнопредметную профессиональную деятельность, сформированными профессионально значимыми личностными качествами, способности эффективно взаимодействовать с субъектами профессиональной деятельности, конструктивному поведению на рынке труда, направленности на профессиональное саморазвитие, достижение успеха и на совершенствование сферы физической культуры и спорта.
Конкурентоспособность - это интегративная характеристика личности. обеспечивающая востребованность специалиста на рынке труда благодаря соответствию его личности и деятельности требованиям общества, государства, профессии, и включающая в качестве структурных компонентов социально-профессиональную компетентность (КЛ) и акмеологическую направленность личности (АНЛ), конкурентоопределяющие (социально- и профессионально-значимые) личностные качества (КОЛК).
Компетентность специалиста по физической культуре и спорту характеризует личность с точки зрения освоения ряда компетенций [5] и является когнитивно-операциональной базой конкурентоспособности. Она включает следующее содержание:
1) социальную компетентность (СК) - владение специалистом следующими компетенциями: политической и социально-экономической, социально коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной, индивидуально-личностной;
2) профессиональную компетентность (ПК) -владение специалистом по физической культуре и спорту следующими группами профессиональных компетенций: общепрофессиональными (общенаучными и исследовательскими); общеотраслевцми (образовательными и физкультурно-спортивными); специальными (педагогическими: учителя физической культуры и тренера, научно-педагогическими, управленческими, физкультурно-рекреационными).
Конкурентоопределяющие личностные качества включают социально- и профессионально-значимые характерологические качества и способности личности, являющиеся доминирующим внутренним психологическим фактором пролонгированной конкурентоспособности специалистов па рынке труда [6]. К профессионально значимым личностным качествам (113ЛК) специалистов по физической куль-
туре и спорту относятся следующие группы качеств: коммуникативные, двигательные, организаторские, перцептивно-гностические, нравственные, суггестивные и морально-волевые и др. Содержание указанных групп, особенности проявления конкретных качеств и ситуации их востребованности варьируют в зависимости от конкретного вида профессиональной физкультурно-спортивной деятельности. Социально значимыми качествами конкурентоспособной личности (СЗЛК) являются: толерантность, активность, гибкость, гражданственность, порядочность, способность к самопрезентации, креативность, коммуникабельность, надежность, мобильность, знание и соблюдение норм профессиональной этики, готовность «начать все с нуля».
Акмеологическая направленность - это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая человека на прогрессивное развитие (в том числе, профессиональное), на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом, обеспечивающая психологическую готовность специалиста к участию и победе в конкурентной борьбе [2, 4]. Она представляет собой совокупность четырех компонентов: ценностноориентационного (социально- и профессионально- ценностные ориентации), целеобразовательного (профессиональное и социальное целеполагание), мотивационного (интерес и осознание значимости процесса и содержания профессиональной, общественной деятельности и социального взаимодействия) и смыслообразующего стремление к социальному и профессиональному успеху (мотивация достижения, стремление к саморазвитию, готовность к творчеству, рефлексия).
2. Критерии конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту.
Диагностирование уровня конкурентоспособности обеспечивают две группы критериев:
— первая группа - модельные характеристики поведения, общения, деятельности работников при трудоустройстве и в процессе труда: - эффективное поведение при трудоустройстве, эффективный поиск работы, наличие профессионального опыта, соответствующий уровень успеваемости (для молодых специалистов - выпускников вузов; проявляются в условиях трудоустройства);
— конструктивные отношения с руководством и ценность специалиста для руководителей, конструктивные отношения с коллегами и потребителями профессиональных услуг, полифункциональность профессиональной деятельность и готовность к повышению уровня профессиональной ответственности (проявляются в условиях профессиональной деятельности) (внешние критерии);
— вторая группа - показатели гармоничности развития структурных компонентов конкурентоспособности: - эффективное решение разнообразных нестандартных социальных профессиональных задач, - удовлетворенность возможностью выполнять социальные / профессиональные функции и стрем-
ление к самосовершенствованию, - проявление необходимых для реализации социальных профессиональных функций качеств и способностей (внутренние критерии).
Опосредующим звеном между критериями первой и второй групп являются потребительские свойства специалистов (социальные, функциональные, эргономические, эстетические, экономические потребительские свойства, а также долговечность, надежность и безопасность), обусловливающие их полезность для потребителей профессиональных услуг и обеспечивающие специалисту достижение конкурентоспособности за счет сформированных социальных и профессиональных качеств, способностей, компетентностей, ценностных ориентации и т. д.
3. Взаимосвязанные виды профессиональной физкультурно-спортивной деятельности.
Отличительной особенностью профессионального физкультурно-спортивного образования является многопрофильность, предполагающая подготовку студентов к выполнению сразу нескольких видов профессиональной деятельности (педагогической: учителя физической культуры, тренера; научно педагогической; управленческой; рекреационной).
Для равных видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности характерны различные цели и ценности, предметы и средства, действия и операции, особенности профессиональной среды, что затрудняет качественное освоение их совокупности. Освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, определяемых квалификационными характеристиками специалиста по физической культуре и спорту, обеспечивает полипрофессионализм специалистов, являющийся важным конкурентным преимуществом.
С другой стороны, эффективность профессиональной деятельности, также обусловливающая высокую конкурентоспособность субъекта труда, обеспечивается его более узкой специализацией. Консенсус между полипрофессионализмом и узкой специализацией может быть достигнут при условии освоения студентами коррелирующих между собой видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, проранжированные по убыванию силы взаимосвязи:
1) деятельность учителя физической культуры и деятельность педагога высшей школы, тренера и спортивного менеджера;
2) деятельность учителя физической культуры, с одной стороны, и тренера, спортивного менеджера, организатора физкультурно-рекреационной деятельности, с другой; деятельность тренера и организатора физкультурно-рекреационной деятельности;
3) деятельность педагога высшей школы, с одной стороны, и тренера, спортивного менеджера, организатора физкультурно-рекреационной деятельности, с другой: деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и спортивного менеджера.
Методологическую основу подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту составляют:
1. Детерминанты развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту.
Развитие (конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту, выполняющих разные виды профессиональной деятельности, обусловливается различными качествами, способностями, знаниями, умениями и пр. Детерминанты конкурентоспособности - это конкретные качества, входящие в состав структурных компонентов конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту, способствующие становлению определенных потребительских свойств и обеспечивающие соответствие специалиста конкретным внешним критериям.
Каждый внешний критерий обеспечивается группой социальных и/или профессиональных детерминантов. Значимость качеств - детерминантов конкурентоспособности для каждого внешнего критерия соответствует значимости для этого критерия обусловливающих его потребительских свойств, в которых проявляются конкретные детерминанты. Она изменяется в процессе профессионализации и варьирует в зависимости от конкретного вида профессиональной физкультурно-спортивной деятельности. Различаются детерминанты трех видов: инвариантные - не меняют значимости со временем, обусловливают актуальную и потенциальную конкурентоспособность молодых специалистов: качества с понижающейся значимостью более важны для молодых специалистов, обусловливают их актуальную конкурентоспособность; качества с повышающейся значимостью - важнеее для опытных работников, обусловливают потенциальную конкурентоспособность молодых специалистов.
2. Механизмы развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту.
Механизмами развития конкурентоспособности являются: актуализация самости, интересы и притязании личности (акмеологическая направленность личности), - свободный осознанный выбор профессии и специальности, самостоятельность, деятельность (компетентность личности), - рефлексия, идентификация, самопознание (конкурентоопределяющие личностные качества). Становление нового системного качества - конкурентоспособности -обеспечивается интеграцией структурных компонентов через их взаимовлияние: - АНЛ, задавая вектор активности, актуализирует стремление личности к получению необходимых знаний, к их практическому применению, к развитию качеств и способностей; - КЛ информационно и инструментально обеспечивает развитие конкурентоспособности через формирование системы необходимых знаний, умений и опыта их применения; - КОЛК детерминируют развитие конкурентоспособности, обусловливая эффективность внепрофессионального и профессионально-ориентированного взаимодействия.
3. Закономерности развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту и реализующие их принципы.
Конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту развивается в соответствии со следующими закономерностями: - детерминирования успешности поведения на рынке труда социальным содержанием, а в условиях профессиональной деятельности - профессиональным содержанием структурных компонентов конкурентоспособности; - индивидуальной вариативности динамики и траекторий развития конкурентоспособности; - обусловленности эффективности развития конкурентоспособности гармоничностью развития ее структурных компонентов; - обусловленности системного единства структурных компонентов конкурентоспособности взаимосвязанностью развития коррелирующих детерминантов; - зависимости уровня конкурентоспособности специалиста от степени адекватности сформированного индивидуального состава детерминант модельному составу, соответствующему специализации и т. д.
Выявленные закономерности предполагают необходимость соблюдения ряда принципов при организации образовательного процесса в вузе:
- согласованности содержания образования с внешними критериями конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту;
- индивидуализации выбора внутренних критериев конкурентоспособности и динамики ее развития;
- оптимизации психолого-педагогических воздействий на основе учета индивидуальных особенностей студентов;
- вариативности состава детерминантов конкурентоспособности для одного и того же специалиста;
- учета индивидуально привлекательных видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности и соответствующего состава детерминантов конкурентоспособности при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов студентов и при оценке качества образования;
- приоритетности развития детерминантов инвариантами значимости по сравнению с детерминантами актуальной и потенциальной значимости, актуальной значимости по сравнению с детерминантами потенциальной значимости.
4. Образовательные условия развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту.
Процесс развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту обеспечивается следующими образовательными условиями:
- конкретно-методологическими: полипрофессиональность образования, учитывающая взаимосвязанные виды профессиональной физкультурноспортивной деятельности; природосообразное развитие детерминантов конкурентоспособности, соответствующих выбранным видам профессиональной физкультурно-спортивной деятельности; контекст-ность и практикоориентированность образования: индивидуально- и профессионально- ориентированная вариативность образовательных маршрутов и психолого-педагогических воздействий; учет внеш-
них критериев конкурентоспособности и потребительских свойств специалистов по физической культуре и спорту при проектировании содержания образования и оценке образовательных результатов;
- содержательно-методическими: выбор содержания образования (в совокупности информационного содержания, средств и методов, форм организации образовательного процесса), способствующего развитию структурных компонентов конкурентоспособности (КЛ - профильно- и социально- ориентированная деятельность; дидактический комплекс, разработанный на основе положений ситуационно проблемного, задачного, функционального и ролевого подходов и др.; АНЛ приемы и методы вита-генного образования; создание ситуаций успеха, соревновательности, проблемных ситуаций; тренинговая организация воспитательной деятельности и др.; КОЛК - ценностное наполнение содержания образования: создание учебно-воспитательных ситуаций, актуализирующих КОЛК; контекстность организованной личностно развивающей деятельности; ситуационно-проблемная организация учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая «включение» механизма трансформации личности); реализация содержания образования, направленного на развитие детерминантов конкурентоспособности, с учетом их значимости для взаимосвязанных внешних критериев и потребительских свойств специалистов;
- организационно-технологическими: специальная организация учебной (ключевые условия междисциплинарная интеграция информации и профильноориентированная творческо-поисковая деятельность студентов), практической (ключевые условия - ситуационно-проблемная организация учебно-практической деятельности и профильные задания для педагогической производственной и летней практик) и воспитательной (ключевые условия организация постепенной интеграции студентов в профессиональное сообщество и стимулирование студентов к участию в контекстном (политическом, гражданском, поликультурном и пр.) социальном взаимодействии) деятельности в вузе, ориентированной на развитие конкурентоспособности студентов; психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности студентов (посредством системы диагностирования, консультирования, тренингов) и образовательной деятельности педагогов (консультационное и методическое обеспечение выбора педагогами индивидуально-ориентированного содержания, средств и методов обучения и воспитания студентов).
Технологический аспект концепции описывается последовательностью этапов развития конкурентоспособности будущих специалистов: просветительского, ориентационного, развивающею, контрольного. Последовательность этапов соответствует процессуальным характеристикам психолого-
педагогического сопровождения (ППС) как непрерывного процесса создания для студентов пролонгированных конкуренторазвивающих возможностей в совокупности психологических и педагогических (учебных, воспитательных, практических) мероприя-
тий (в широком смысле) и непосредственных и опосредованных психолого-педагогических воздействий
[1, 3].
Технологичность образовательного процесса обеспечивается последовательным достижением диагностически заданных целей: на просветительском этапе - теоретическое познание студентами содержания видов профессиональной физкультурно-
спортивной деятельности, содержания и целей социального взаимодействия и осознание соответствующих требований к личности специалиста и гражданина (ситуации развития создаются посредством применения проблемных и дискуссионных лекций и семинаров, бесед и встреч со специалистами; - ведущая деятельность студентов познание); на ориентационном этапе - осознание студентами собственных профессиональных интересов и возможностей, самоопределение в выборе вектора развития конкурентоспособности (дидактический комплекс: анкетирование, тестирование, консультации, беседы, моделирование; ведущая деятельность студентов рефлексия); на развивающем этапе - гармоничное развитие структурных компонентов конкурентоспособности до уровня соответствия студентов внешним критериям через потребительские свойства (посредством применения образовательных средств и методов развития КЛ. АН Л, КОЛК, совокупности средств и методов ППС).
На протяжении образовательного процесса осуществляется диагностика исходных, промежуточных и итоговых результатов, отражающих динамику изменения уровня конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Разработанная концепция была апробирована в образовательном процессе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета: в эксперименте участвовали педагоги вуза (более 60 человек) и студенты (ЭГ - 459 чел., КГ - 232 чел.). О действенности концепции свидетельствуют следующие результаты:
- к окончанию эксперимента между студентами ЭГ и КГ были зафиксированы статистически значимые различия по критериям развития структурных компонентов конкурентоспособности. Так в ЭГ, по сравнению с КГ оказалось достоверно больше студентов с достаточными уровнями: а) социальной компетентности (ЭГ - 76,1 %, КГ - 48,8 %, Р<0,05). профессиональной компетентности по основному (ЭГ - 71,9 %, КГ - 34,6 %, Р<0,05) и дополнительному (ЭГ - 62.9 %, КГ - 32 %, Р<0,05) видам профессиональной деятельности; б) акмеологической направленности личности - социальной (ЭГ - 74 %, КГ - 44.2 %, Р<0,05) и - профессиональной относительно основного (ЭГ - 74,1 %, КГ - 16,5 %, Р<0,05) и дополнительного (ЭГ - 67,7 %, КГ - 17,1 %, Р<0,05) видов профессиональной деятельности: -СЗЛК (ЭГ - 73.9 %, КГ - 42 %, Р<0.05) и ПЗЛК для основного (ЭГ - 72,2%, КГ - 38 %, Р<0,05) и дополнительного (ЭГ - 68.2 %, КГ - 33,6 %, Р<0,05) видов профессиональной деятельности;
- в ЭГ к окончанию эксперимента стало достоверно больше студентов, характеризующихся достаточными уровнями конкурентоспособности по внут-
ренним (70.7 % по сравнению с 29,4 % на начало эксперимента, Р<0,05) и по внешним (увеличение количества студентов от 0.71 % до 70.4 %) критериям: в КГ подобных изменений зафиксировано не было.
Большинство студентов ЭГ характеризовались стабильной эффективностью решения разнообразных, в том числе, нестандартных, социальных / профессиональных задач, стабильным проявлением значимых для конкретной ситуации социального взаимодействия / профессиональной деятельности качеств и способностей, способностью к критическому анализу собственного поведения и деятельности, к исправлению ошибок, а также добровольным, инициативным участием в работе, эмоциональной позитивностью и удовольствием от процесса (и результатов) деятельности. В контексте внешних критериев, представители ЭГ демонстрировали знание того, какие характеристики личности, поведения, деятельности (детерминанты) необходимы для соответствия каждому внешнему критерию, понимание причин этого соответствия; проявляли осознанное стремление соответствовать этим характеристикам, психологическую готовность к их демонстрации, готовность к дальнейшему самосовершенствованию.
В целом, результаты проведенного эксперимента дают основание утверждать, что реализация на практике выявленных образовательных условий существенно повышает эффективность формирования конкурентоспособности студентов, (о чем однозначно свидетельствуют более высокие результаты участников экспериментов, демонстрируемые ими на протяжении всего экспериментального образовательного процесса).
Литература
1. Александрова, Е. А. Виды педагогической
поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс] / Е. А. Александрова. - Режим доступа: http://isiksp.ru/librarv/
aleksandruvaea/aleks00000i.html.
2. Бегидова, С. Г. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С. Н. Бегидова: монография. - Майкоп, 2001.
3. Гозман, О. С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Гозман, Р. В. Вейс, Н. Б. Крылова. - М.: Рос. гуманит. науч. фонд, институт пед. инноваций РАО, 1995. - 257 с.
4. Деркач, А. А. Акмеология / А. А.Деркач. -М.: РАГС, 2002.
5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориетированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58 - 64.
6. Широбоков, С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе /
С. Н. Широбоков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http. integr.narod.ru/konfP012/k502.htm.