УДК 378:796.07 ББК 74.58 Х-15
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского госу-дарственного университета, т.: 89184244086.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
(рецензирована)
В статье охарактеризованы результаты исследования, объектом которого является конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту, а предметом - закономерности ее развития: представлены выявленные закономерности и принципы развития конкурентоспособности студентов в образовательном процессе вуза; описана логика выявления закономерностей и приведено их экспериментальное подтверждение как достижение цели исследования.
Ключевые слова: закономерности развития конкурентоспособности, принципы реализации закономерностей в образовательном процессе вуза.
Khazova Snezhana Alexandrovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University, tel.: 89184244086.
PATTERNS OF COMPETITIVENESS DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORT AND PRINCIPLES OF THEIR IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A HIGH SCHOOL
The results of the study, the object of which is the competitiveness of specialists in physical culture and sport, and the subject - the laws of its development have been analyzed. Laws and principles of development of the competitiveness of students in the educational process of a high school have been presented and the logic to identify patterns has been described and their experimental confirmation as the goal of the study has been given.
Keywords: patterns of development of competitiveness, the implementation principles of the laws in the educational process of the university.
Сегодня государством и обществом перед высшей школой России поставлена совершенно определенная задача: подготовка конкурентоспособных специалистов. Исходя из этого, важной проблемой современного профессионального образования является выявление образовательных условий развития конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки, конкретных способов конструирования конкуренторазвивающего образовательного процесса в вузе. Актуальность проблемы обусловлена тенденциями современного мирового развития, в частности, ростом конкуренции и глубокими структурными изменениями на рынке труда. В тех сферах, где наличествует конкуренция, закономерно возникает такое требование к субъектам деятельности, как конкурентоспособность. Это в полной мере справедливо для специалистов по физической культуре и спорту.
Конкурентоспособность - это характеристика личности, обеспечивающая специалисту более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги и, в целом, позволяют человеку претендовать на определенное рабочее место (должность, вакансию), участвовать и побеждать (за счет конкурентных преимуществ) в конкурентной борьбе, оказавшись более привлекательным для работодателя по сравнению с соперниками [1, 2, 4, 5 и др.].
Анализ психолого-педагогических (В.И. Андреев, Л.М. Митина, Ф.Р. Туктаров и др.), социологических (Дж. Равен, С.И. Розум и др.), экономических (И.В. Вирина, И.Н. Герчикова, Р.А. Фат-хутдинов и др.) исследований, посвященных вопросам конкурентоспособности специалистов, позволил нам в качестве структурных компонентов конкурентоспособности специалиста выделить компетентность личности, акмеологическую направленность личности и конкурентоопределяющие личностные качества, включающие социальное и профессиональное содержание. Их гармоничное развитие
обеспечивает становление нового интегративного качества - конкурентоспособности, внутренними критериями сформированности которого являются: эффективное решение разнообразных нестандартных социальных / профессиональных задач; удовлетворенность возможностью выполнять социальные / профессиональные функции и стремление к самосовершенствованию; проявление необходимых для реализации социальных / профессиональных функций качеств и способностей.
Поскольку конкурентоспособность презентуется специалистами на рынке труда и в процессе профессиональной деятельности, важное значение для понимания данного феномена имеют внешние критерии - модельные характеристики поведения и деятельности специалистов. Для выявления этих характеристик мы провели эмпирическое исследование, направленное на выяснение требований, предъявляемых руководителями физкультурно-спортивных организаций к специалистам в период их трудоустройства и профессиональной деятельности. Основу исследования составило анкетирование директоров и завучей средних общеобразовательных и спортивных школ, деканов факультетов физической культуры, начальников спортивных команд, работников государственных органов управления физической культурой и спортом, руководителей негосударственных физкультурно -спортивных организаций (тренажерных залов, фитнес-клубов (всего 65 человек). По результатам анкетирования было выявлено, что 89,2% респондентов в качестве внешних (экономическими) критериев конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту выделили:
- в ситуации трудоустройства - эффективное поведение при трудоустройстве, эффективный поиск работы, наличие профессионального опыта, достаточный уровень успеваемости (для молодых специалистов - выпускников вузов) (первая группа);
- в процессе профессиональной деятельности - конструктивные отношения с руководством и ценность специалиста для руководителей, конструктивные отношения с коллегами и потребителями профессиональных услуг, полифункциональность профессиональной деятельности и готовность к повышению уровня профессиональной ответственности (вторая группа).
Методологическую основу для конструирования образовательного процесса вуза, направленного на развитие конкурентоспособности будущих специалистов, составляет совокупность закономерностей и реализующих их принципов. Закономерности представляют собой необходимые и существенные, повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями действительности [3]. Они следуют из обобщения фактов (взаимосвязей, зависимостей), констатированных нами при выявлении и обосновании системы детерминантов развития конкурентоспособности.
Моделирование системы детерминантов развития конкурентоспособности было проведено на основе результатов теоретического исследования и анкетирования, интервьюирования, бесед и экспертной оценки состоявшихся специалистов (учителей физической культуры, тренеров, педагогов высшей школы, спортивных менеджеров, организаторов физкультурно-рекреационной деятельности -всего 216 человек) и руководителей физкультурно -спортивных организаций (65 человек). При этом мы учитывали, что конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту, выполняющих разные виды профессиональной деятельности (педагогическую и научно-педагогическую, управленческую, рекреационную и др.), зависит от различных знаний и умений, черт характера, способностей, то есть, имеет разные детерминанты развития.
В процессе моделирования осуществлялось определение корреляционных зависимостей между детерминантами, относящимися к различным структурным и предметно-содержательным компонентам базовой модели конкурентоспособности, а также между отдельными детерминантами (группами детерминантов) и внешними критериями конкурентоспособности. Выявленные взаимосвязи позволили сформулировать следующие закономерности развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту:
1) обусловленности успешности поведения на рынке труда социальным содержанием, а в условиях профессиональной деятельности - профессиональным содержанием структурных компонентов конкурентоспособности;
2) индивидуальной вариативности динамики и траекторий развития конкурентоспособности;
3) обусловленности эффективности развития конкурентоспособности гармоничностью развития ее структурных компонентов;
4) зависимости уровня конкурентоспособности специалиста от степени адекватности сформированного индивидуального состава детерминант модельному составу, соответствующему специализации.
5) обусловленности системного единства структурных компонентов конкурентоспособности взаимосвязанностью развития коррелирующих детерминантов.
Следует отметить, что принципы составляют содержательную канву реализации закономерностей в образовательном процессе вуза. Результаты собственных теоретических и эмпирических исследований позволили в числе таковых выделить:
- принцип учета экономических критериев конкурентоспособности (ситуаций востребованности детерминантов конкурентоспособности);
- принцип индивидуализации выбора внутренних критериев конкурентоспособности и динамики ее развития;
- принцип оптимизации психолого-педагогических воздействий на основе учета индивидуальных особенностей студентов;
- принцип вариативности состава детерминантов конкурентоспособности для одного и того же специалиста
- принцип учета индивидуально привлекательных видов профессиональной деятельности при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов студентов;
- принцип учета индивидуально привлекательных видов профессиональной деятельности и соответствующего состава детерминантов конкурентоспособности при оценке качества образования;
- принцип приоритетности развития: детерминантов инвариантной значимости по сравнению с детерминантами актуальной и потенциальной значимости; детерминантов актуальной значимости по сравнению с детерминантами потенциальной значимости.
Все вышесказанное обусловливает следующие обобщенные требования к организации конкуренторазвивающего образовательного процесса:
1. К проектированию конкуренторазвивающего содержания образования:
- учет актуального состава и уровня детерминантов конкурентоспособности как стартовых условий профессионального развития студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту;
- учет свободно и осознанно выбранного студентами вида будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов;
- поливариативность и корректируемость индивидуальных образовательных маршрутов студентов.
2. К проектированию образовательных результатов:
- учет экономических критериев конкурентоспособности (внешних критериев и потребительских свойств) при проектировании результатов профессиональной подготовки;
- учет содержания индивидуальных образовательных маршрутов при оценке качества образовательных результатов.
На основе указанных закономерностей, принципов и обобщенных требований был сконструирован и эмпирически обоснован образовательный процесс в вузе в аспекте развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту. Эксперимент осуществлялся на базе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета в течение 2007-2010 гг. В эксперименте участвовали педагоги вуза (преподаватели-предметники, сотрудники кафедры психологии, кураторы академических групп - 56 чел.) и студенты (691 человек). Для контроля и сравнения результатов были выделены контрольные (КГ, 263 чел.) и экспериментальные (ЭГ, 486 чел.) группы.
Эксперимент осуществлялся в соответствии со следующими этапами:
- просветительский, направленный на ознакомление студентов с сущностью и видами их будущей профессиональной деятельности, с требованиями общества и профессии к личности специалиста по физической культуре и спорту,
- ориентационный, на котором индивидуальные данные студентов (интересы, профессиональные мотивы и цели, способности) осознавались учащимися и сопоставлялись с требованиями профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, определялись векторы профессионального развития и конструировались индивидуальные образовательные маршруты,
- развивающий, направленный на совершенствование конкретных качеств - детерминантов развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту, подразделяющийся на подэтапы в соответствии со стадиями развития структурных компонентов конкурентоспособности,
- контрольный, включающий диагностику и анализ итоговых результатов конкуренторазвивающего образовательного процесса.
На каждом этапе использовались адекватные задачам средства и методы (диагностических, образовательные, воспитательные), была организована контекстная деятельность студентов (учебная и практическая, исследовательская, общественная, творческая и т.д.), проводилась текущая диагностика образовательных результатов в соответствии с этапными критериями и уровнями.
Результаты эксперимента подтвердили выявленные закономерности. В частности, были обнаружены сильные положительные корреляционные взаимосвязи (рассчитывались коэффициент ранговой корреляции р и тетрахорический коэффициент сопряженности га, их достоверность подтверждалась ^критерием Стьюдента) между:
- степенью соответствия студентов ЭГ а) внешним критериям конкурентоспособности первой группы и социальным содержанием конкурентоспособности (р = 0,81, Р<0,05), б) внешними критериями конкурентоспособности второй группы и профессиональным содержанием конкурентоспособности (р = 0,79, Р<0,05);
- достигнутым уровнем конкурентоспособности студентов ЭГ и фактом свободного выбора ими индивидуальных образовательных маршрутов (га = 0,83, Р<0,05);
- уровнями развития структурных компонентов конкурентоспособности (р = 0,79, Р<0,05), соответствующим аналогичным уровням конкурентоспособности по внешним критериям;
- высоким уровнем конкурентоспособности по внутренним критериям и фактом совпадения уровней развития взаимосвязанных детерминантов конкурентоспособности (га=0,82, Р<0,05);
- уровнями конкурентоспособности студентов ЭГ по внешним и внутренним критериям (р = 0,879, Р<0,05).
Подтверждение получило и предположение о возможности развития конкурентоспособности через качества, альтернативные детерминантам. Например, у некоторых студентов ЭГ, которым в силу нервнодинамических особенностей личности не свойственен высокий уровень активности, активность как детерминант конкурентоспособности компенсировалась работоспособностью; недостаточный уровень коммуникабельности у ряда студентов компенсировался сформированными навыками самопрезентации и т.д.
Таким образом, результаты эксперимента обосновывают выявленные закономерности развития конкурентоспособности и свидетельствуют о том, что последовательная и целенаправленная образовательная деятельность вуза, базирующаяся на сформулированных принципах, обеспечивает эффективность развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту, что существенно повышает качество профессионального образования.
Литература:
1. Колмогорова Т., Медведев Б. Конкурентоспособность специалиста [Электронный ресурс]. URL: http://design.kgasu.ru/index.php.
2. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 45 с.
3. Спиркин А.Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. М.: Политиздат, 1988. 592 с.
4. Тараканова Е.В. Формирование конкурентоспособности специалиста на этапе профессиональной подготовки: практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б.Д. Парыгина. СПб., 2000.
5. Широбоков, С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://integr.narod.ru/konf0012/k502.htm.