Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития и конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе'

Концептуальные основы развития и конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ / COMPETITIVENESS OF EXPERTS / STRUCTURE AND CONTENT OF COMPETITIVENESS OF EXPERTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT / EDUCATIONAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVENESS IN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Бегидова Светлана Николаевна

В статье описывается концепция развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту. Характеризуется категория «конкурентоспособность специалиста». Дается определение конкурентному взаимодействию как ключевому понятию авторской концепции. Концепция представлена совокупностью теоретических, методологических и технологических основ организации образовательного процесса в вузе. Описаны критерии конкурентоспособности специалиста. Охарактеризованы три уровня проектирования конкуренторазвивающего содержания образования. Описана дидактическая система развития конкурентоспособности личности, образовательные этапы и стадии. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие действенность разработанной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Бегидова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF DEVELOPMENT AND COMPETITIVENESS OF FUTURE EXPERTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The paper describes the conception of development of competitiveness at future experts in physical culture and sport. The category “competitiveness of the expert” is characterized. Definition is given to competitive interaction as to key concept of the author's conception. The conception comprises a set of theoretical, methodological and technological bases of the organization of educational process in higher education institution. Criteria for competitiveness of the expert are described. Three design levels of the competitiveness-developing education are characterized. The didactic system of development of competitiveness of the personality and educational stages are described. The authors present the experimental data confirming effectiveness of the developed conception.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития и конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе»

УДК 378:796 ББК 74.580.22 Х 15

С.А. Хазова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий, рекламы и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье описывается концепция развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту. Характеризуется категория «конкурентоспособность специалиста». Дается определение конкурентному взаимодействию как ключевому понятию авторской концепции. Концепция представлена совокупностью теоретических, методологических и технологических основ организации образовательного процесса в вузе. Описаны критерии конкурентоспособности специалиста. Охарактеризованы три уровня проектирования конкуренторазвивающего содержания образования. Описана дидактическая система развития конкурентоспособности личности, образовательные этапы и стадии. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие действенность разработанной концепции.

Ключевые слова: конкурентоспособность специалистов, структура и содержание

конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту, образовательные условия развития конкурентоспособности студентов.

S.A. Khazova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theoretical Bases of Physical Training Department of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies, Advertizing and Tourism, Adyghe State University; E-mail: begidovasn@mail. ru

CONCEPTUAL BASES OF DEVELOPMENT AND COMPETITIVENESS OF FUTURE EXPERTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Abstract. The paper describes the conception of development of competitiveness at future experts in physical culture and sport. The category “competitiveness of the expert” is characterized. Definition is given to competitive interaction as to key concept of the author's conception. The conception comprises a set of theoretical, methodological and technological bases of the organization of educational process in higher education institution. Criteria for competitiveness of the expert are described. Three design levels of the competitiveness-developing education are characterized. The didactic system of development of competitiveness of the personality and educational stages are described. The authors present the experimental data confirming effectiveness of the developed conception.

Keywords: competitiveness of experts, structure and content of competitiveness of experts in physical culture and sport, educational conditions of development of competitiveness in students.

Важное социальное значение сферы физической культуры и спорта объясняет

заинтересованность государства и общества в эффективности ее функционирования. Одним из ключевых требований современности к физкультурно-спортивным организациям и работающим в них специалистам является конкурентоспособность. Исходя из этого важнейшей задачей профессионального образования в области физической культуры и спорта является развитие конкурентоспособности будущих специалистов, которые в дальнейшем смогут не только достичь профессионального и жизненного успеха благодаря своей востребованности и привлекательности как субъектов труда, но и обеспечить конкурентоспособность организаций и, как следствие, прогрессивное развитие всей сферы физической культуры и спорта [1]. Разработка концепции развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту стала целью нашего исследования.

Теоретические, методологические и технологические положения концепции разрабатывались на основе анализа научных исследований и опыта работы физкультурноспортивных организаций путем теоретического моделирования, сопоставления, обобщения и конкретизации теоретического знания, экспертной оценки сформулированных выводов, их экспериментальной проверки и математического (статистического) обоснования.

Анализ литературных источников осуществлялся в следующих направлениях: а) сущность, структура, содержание, критерии конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в социально-экономическом (И.Н. Дерчикова, П.Ф. Друкер, А. Носкова, Дж. Равен, С.И. Розум, Р.А. Фатхутдинов и др.) и психолого-педагогическом (В.И. Андреев, Н.В. Борисова, В.Н. Введенский, М.С. Каган, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Б.Д. Парыгин, Ф.Р. Туктаров, А.В. Хуторской, Д.В. Чернилевский и др.) аспектах; б) особенности организации в вузе конкуренторазвивающего образовательного процесса, включая вопросы механизмов и факторов воздействия среды на личность (Р. Баркер, Дж.Т. Вильсон, К. Левин, С.И. Розум), сущности, функций, содержания, принципов проектирования образовательного процесса вуза (А.И. Артюхина, Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Борисова, Н.М. Борытко, В.В. Сериков, Е.М. Федерягин и др.); условий и факторов развития компетентности (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Исаев, Н.М. Таланчук, А.В. Хуторской и др.), акмеологической направленности (Б.Г. Ананьев, С.Н. Бегидова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.Ф. Коган, Н.В. Кузьмина и др.), характерологических качеств и способностей личности (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, М.С. Мерлин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.).

Теоретическое моделирование осуществлялось по итогам анализа литературы, экспертной оценки и результатов промежуточных эмпирических исследований в следующих направлениях: а) критерии и уровни конкурентоспособности специалистов, их

субъективированная конкретизация; б) конкурентоспособность специалиста по физической культуре и спорту как личностная характеристика, механизмы и условия ее развития.

Конкурентоспособность - это интегративная характеристика личности специалиста, обеспечивающая ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги (востребованность). В качестве структурных компонентов она включает социальнопрофессиональную компетентность и акмеологическую направленность личности, конкурентоопределяющие личностные качества. Компетентность личности является системообразующим компонентом; компетентностная модель конкурентоспособности специалиста по физической культуре и спорту служит основанием для проектирования содержания процесса ее развития [1, 2, 3 и др.].

В основе концепции развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту лежит ключевое понятие конкурентного взаимодействия специалистов на рынке труда и в профессиональном сообществе, которое отражает социальные и профессиональные роли и функции специалистов по производству и продвижению конкурентоспособных физкультурно-спортивных услуг, изменению собственной социальной/профессиональной позиции и улучшению имиджа физкультурноспортивных организации, популяризации физической культуры и спорта в обществе.

Концепция представлена следующими положениями:

(1) Критериально заданной целью профессиональной подготовки в виде совокупности:

а) модели взаимосвязей между содержанием структурных компонентов конкурентоспособности, внешними критериями конкурентоспособности (эталонными характеристиками поведения, деятельности и общения специалистов на рынке труда и в процессе профессиональной деятельности), потребительскими свойствами специалистов по физической культуре и спорту;

б) критериев развития структурных компонентов конкурентоспособности (когнитивных, мотивационных, эмоционально-оценочных, деятельностно-поведенческих);

в) внутренних критериев конкурентоспособности (критериев интегрированности

структурных компонентов конкурентоспособности: эффективное решение разнообразных нестандартных социальных / профессиональных задач; удовлетворенность возможностью выполнять социальные / профессиональные функции и стремление к

самосовершенствованию; проявление необходимых для реализации социальных / профессиональных функций качеств и способностей);

г) показателей соответствия студентов модельным характеристикам и

потребительским свойствам (знание того, какие характеристики личности, поведения, деятельности необходимы для соответствия критерию и почему; осознанное, внутренне детерминированное стремление соответствовать этим характеристикам, психологическая готовность к их демонстрации; проявление необходимых характеристик в реальных ситуациях социальной/профессиональной действительности).

(2) Содержанием образования, соответствующим содержанию социального взаимодействия и профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту и представленным системой функционально-ролевых задач и способов их решения, основанных на синтезе различных профессиональных проблем (социально-педагогических, исследовательских, экономико-управленческих).

Содержание образования проектируется на следующих уровнях: конкретно-

методологическом (принципы организации образовательного процесса), содержательнометодическом (развитие и интегрирование структурных компонентов конкурентоспособности), организационно-технологическом (организация учебной, воспитательной и практической деятельности в вузе, психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности студентов и образовательной деятельности педагогов).

(3) Технологиями развития акмеологической направленности, компетентности личности, конкурентоопределяющих личностных качеств, обеспечивающими освоение следующих видов опыта:

- творческого решения социальных и профессиональных задач, ценностного отношения к профессиональному самосовершенствованию и к развитию сферы физической культуры и спорта;

- проявления качеств и способностей, востребованных руководителями, коллегами и потребителями физкультурно-спортивных услуг;

- содействия повышению конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций.

Технологии предполагают стадийную организацию образовательного процесса:

- при формировании компетентности личности - учебно-теоретическая, учебнопрактическая, практическая;

- при развитии акмеологической направленности личности - когнитивная, эмоционально-оценочная, мотивационно-поведенческая;

- при развитии конкурентоопределяющих личностных качеств трансформация каждого качества (каждой группы родственных качеств) осуществляется в соответствии со стадиями размораживания, действия и замораживания.

(4) Механизмами развития конкурентоспособности, к которым относятся:

- актуализация самости, интересы и притязания личности (акмеологическая направленность личности);

- свободный осознанный выбор профессии и специальности, самостоятельность, деятельность (компетентность личности);

- рефлексия, идентификация, самопознание (конкурентоопределяющие личностные качества).

Становление нового системного качества - конкурентоспособности - обеспечивается интеграцией структурных компонентов через их взаимовлияние: акмеологическая

направленность, задавая вектор активности, актуализирует стремление личности к получению необходимых знаний, к их практическому применению, к развитию качеств и способностей; компетентность информационно и инструментально обеспечивает развитие конкурентоспособности через формирование системы необходимых знаний, умений и опыта их применения; личностные качества и способности детерминируют развитие конкурентоспособности, обусловливая эффективность внепрофессионального и профессионально-ориентированного взаимодействия.

Дидактическая система развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту представляет собой совокупность дидактических средств (ситуационно-проблемных задач функционально-ролевого содержания, деловых и ролевых игр, тренингов, практических заданий для педагогической и производственной практик), которая выстраивается в соответствии с логикой качественных изменений в личности студентов и предполагает последовательное достижение диагностически заданных целей благодаря применению совокупности педагогических средств и методов:

- на просветительском этапе - теоретическое познание студентами содержания видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, содержания и целей социального взаимодействия и осознание соответствующих требований к личности специалиста и гражданина (посредством изучения специального курса «Основы конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту», проведения проблемных и дискуссионных лекций и семинаров, бесед и встреч со специалистами и пр.);

- на ориентационном этапе - осознание студентами собственных профессиональных интересов и возможностей, самоопределение в выборе вектора развития конкурентоспособности (посредством проведения анкетирования, тестирования, консультаций, бесед, моделирования индивидуальных образовательных маршрутов);

- на развивающем этапе - дифференцированная стадия - развитие структурных компонентов конкурентоспособности в соответствии с выбранными для приоритетного освоения видами профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (посредством применения соответствующих средств и методов и с соблюдением стадийности развития структурных компонентов), стадия интеграции - формирование опыта комплексного проявления структурных компонентов конкурентоспособности в ситуациях, задаваемых содержанием внешним критериям через потребительские свойства (посредством применения системы тренингов, деловых и ролевых игр, организации практической деятельности студентов).

Разработанная концепция была апробирована в образовательном процессе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; в эксперименте участвовали педагоги вуза (более 60 человек) и студенты (ЭГ - 459 чел, КГ - 232 чел.). О действенности концепции свидетельствуют следующие результаты:

- к окончанию эксперимента между студентами ЭГ и КГ были зафиксированы статистически значимые различия по критериям развития структурных компонентов конкурентоспособности. Так, в ЭГ, по сравнению с КГ, оказалось достоверно больше студентов с достаточными уровнями: а) социальной компетентности (ЭГ - 76,1%, КГ - 48,8% , Р<0,05), профессиональной компетентности по основному (ЭГ - 71,9%, КГ - 34,6%, Р<0,05) и дополнительному (ЭГ - 62,9%, КГ - 32%, Р<0,05) видам профессиональной деятельности;

б) акмеологической направленности личности - социальной (ЭГ - 74%, КГ - 44,2%, Р<0,05) и профессиональной (ЭГ - 74,1%, КГ - 16,5%, Р<0,05); - социально значимых личностных качеств (ЭГ - 73,9%, КГ - 42%, Р<0,05) и профессионально значимых личностных качеств (ЭГ - 72,2%, КГ - 38%, Р<0,05);

- в ЭГ к окончанию эксперимента стало достоверно больше студентов, характеризующихся достаточными уровнями конкурентоспособности по внутренним (70,7% по сравнению с 29,4% на начало эксперимента, Р<0,05) и по внешним (увеличение количества студентов от 0,71% до 70,4%) критериям; в КГ подобных изменений зафиксировано не было.

Большинство студентов ЭГ характеризовались стабильной эффективностью решения разнообразных, в том числе нестандартных, социальных / профессиональных задач, стабильным проявлением значимых для конкретной ситуации социального взаимодействия / профессиональной деятельности качеств и способностей, способностью к критическому анализу собственного поведения и деятельности, к исправлению ошибок, а также добровольным, инициативным участием в работе, эмоциональной позитивностью и удовольствием от процесса (и результатов) деятельности. В контексте внешних критериев представители ЭГ демонстрировали знание того, какие характеристики личности, поведения, деятельности (детерминанты) необходимы для соответствия каждому внешнему критерию, понимание причин этого соответствия; проявляли осознанное стремление соответствовать этим характеристикам, психологическую готовность к их демонстрации, готовность к дальнейшему самосовершенствованию.

Произошедшие позитивные изменения явились следствием ряда педагогических обстоятельств: в качестве целевого ориентира образования выступала

конкурентоспособность личности; содержание образования, ориентированное на подготовку конкурентоспособной личности, конструировалось с учетом закономерностей и в соответствии с принципами, обоснованными в исследовании; развитие конкурентоспособности учащихся осуществлялось по индивидуальным образовательным маршрутам, соответствующим интересам, потребностям и способностям личности; в образовательный процесс в качестве полноправного компонента включено психологопедагогическое сопровождение развития конкурентоспособности учащихся и конкуренторазвивающей деятельности педагогов и пр.

В целом результаты проведенного эксперимента дают основание утверждать, что реализация на практике разработанной концепции существенно повышает эффективность развития конкурентоспособности студентов, о чем однозначно свидетельствуют более высокие результаты участников экспериментов, демонстрируемые ими на протяжении всего экспериментального образовательного процесса.

Примечания:

1. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту как фактор усиления действенности физической культуры в современном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2010. Вып. 2. С. 167-178.

2. Бегидова С.Н., Хазова С.А., Мозгот В.Г. Развитие конкурентоспособной личности учащихся как целевой ориентир системы общего образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 2. С. 26-32.

3. Raven, J., Stephenson J. Competene in the Leaning Society. Peter Lang, 2001.

References:

1. Khazova S.A. Development of competitiveness of future experts in physical culture and sports as a factor of strengthening of physical culture effectiveness in modern society // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2010. No. 2. P. 167-178.

2. Begidova S.N., Khazova S.A., Mozgot V.G. Development of the competitive personality of pupils as a target guideline of the general education system // The Bulletin of the Adyghe State University. Series

«Pedagogy and Psychology». 2012. No. 2. P. 26-32.

3. Raven, J. Stephenson J. Competene in the Leaning Society. Peter Lang, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.