Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ПУЛЬСОВОЙ СТОИМОСТИ И ПЛОТНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПОКАЗАТЕЛИ ПУЛЬСОВОЙ СТОИМОСТИ И ПЛОТНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физкультура / хронометрирование / пульсометрия / моторная плотность / образование / physical education / timekeeping / pulsometry / heart rate / primary / education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Головизнин В.С.

В статье представлены результаты исследования показателей пульсовой стоимости и плотности уроков по физической культуре в младших, средних и старших классах МБОУ СОШ №3 г. Читы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PULSE RATE INDICATORS COSTS AND DENSITY OF LESSONS PHYSICAL CULTURE

The article presents the results of a study of indicators of pulse value and density of physical education lessons in junior, middle and senior grades of MBOU Secondary School No. 3 in Chita.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ПУЛЬСОВОЙ СТОИМОСТИ И ПЛОТНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 378

Головизнин В.С.

студент ФФКиС Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ПОКАЗАТЕЛИ ПУЛЬСОВОЙ СТОИМОСТИ И ПЛОТНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: в статье представлены результаты исследования показателей пульсовой стоимости и плотности уроков по физической культуре в младших, средних и старших классахМБОУ СОШ№3 г. Читы.

Ключевые слова: физкультура, хронометрирование, пульсометрия, моторная плотность, образование.

Актуальность. Урок физической культуры — это не только время для занятий спортом, но и для развития социальных навыков учащихся, повышения их самооценки и самодисциплины, формирования привычки здорового образа жизни. Все это достигается благодаря эффективной организации деятельности обучающихся на уроке физической культуры [1].

Изучение организации деятельности учащихся на уроке физической культуры помогает оптимизировать учебный процесс, позволяя учителю более эффективно построить занятия с учетом потребностей и способностей каждого учащегося. Такое изучение позволяет создать условия для успешного учебного процесса, учитывая особенности физической подготовленности и возраста учащихся, что позволяет повысить интерес и мотивацию к занятиям [2].

Цель. Выявить особенности использования различных способов и средств организации деятельности учащихся на уроке физической культуры с учетов возрастных особенностей, уровня подготовленности и учебной

мотивации обучающихся начальной, основной и средней ступени образования во взаимосвязи с показателями пульсовой стоимости и плотности уроков.

Методы и организация исследования. К методам данного исследования относятся хронометраж и пульсометрия.

Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока. Выполняя задания, необходимо заполнить протокол хронометрирования, провести расчет общей и моторной плотности (в процентах). Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.

Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность. Данный метод позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенностям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям проведения урока. По материалам обработки этого протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее динамики или умение учителя регулировать физическую нагрузку на уроке.

Метод пульсометрии помогает получить показатели, характеризующие воздействие учебной нагрузки на учащихся, через регистрацию ЧСС, так как с повышением физической нагрузки этот показатель возрастает. Вместе с тем метод дает лишь приближенную к реальности информацию, однако повышает объективность материалов анализа урока, полученных другим путем.

Техника получения данных о ЧСС. До начала урока подготавливаются протокол пульсометрии, секундомер и определяется учащийся, за которым будет

вестись наблюдение: из основной медицинской группы, дисциплинированный и с уровнем активности на уроке, характерным для данного класса. Его ЧСС до урока должна быть в пределах возрастной нормы. В зависимости от цели анализа урока, можно регистрировать ЧСС через определенный интервал времени (3, 5, 10 мин) или после выполнения определенных физических упражнений.

За 2- 3 мин до построения класса на месте проведения урока у наблюдаемого учащегося замеряется ЧСС в состоянии относительного покоя. Для этой цели лицо, измеряющее ЧСС, накладывает подушечки четырех пальцев правой руки на лучевую артерию левой руки (около лучезапястного сустава) школьника. Результаты записываются в протокол учета пульсовых данных. Продолжительность одной пробы (одноразового измерения) равна 10 с. Последующие пробы выполняются в соответствии с целями анализа (сразу после выполнения упражнения или через установленный интервал времени - 3, 5, 10 мин) [3].

Результаты.

Согласно результатам анализа, поставленные задачи на уроке в начальной, основной и старшей ступени образования были реализованы в полном объеме, методы, применяемые во время урока, были разнообразными, время во время урока было рационально распределено.

Согласно протоколу начальной ступени (прыжки через скакалку):

- тип урока - совершенствование,

- задачи урока: совершенствование прыжков через скакалку, развитие скоростно-силовых качеств, воспитание внимания,

- моторная плотность урока составляет 66,5%,

- общая плотность урока составляет 92,7%.

Общая оценка 4 (хорошо).

Моторная плотность урока соответствует типу урока. Общая плотность в 92,7% говорит о правильной организации урока.

Согласно протоколу основной ступени (волейбол):

- тип урока - совершенствование,

- задачи урока: совершенствование техники верхней передачи мяча, развитие координационных способностей, воспитание дисциплинированности.

- моторная плотность урока составляет 74,2%,

- общая плотность урока составляет 94%.

Моторная плотность урока соответствует типу урока. Общая плотность в 94% говорит о правильной организации урока.

Общая оценка 4 (хорошо).

Согласно протоколу старшей ступени:

- тип урока - совершенствование (волейбол),

- задачи урока: совершенствование техники верхней передачи мяча, развитие координационных способностей, воспитание дисциплинированности.

- моторная плотность урока составляет 73%,

- общая плотность урока составляет 96%.

Моторная плотность урока соответствует типу урока. Общая плотность в 96% говорит о правильной организации урока.

Общая оценка 4 (хорошо).

Таким образом, нами были проанализированы уроки физкультуры на начальной, основной и старшей ступени образования. Среднее значение моторной плотности урока физкультуры составило 71,2%, среднее значение общей плотности урока составило 94,2%.

Учет показателей частоты пульса на уроке физической культуры.

Младшая ступень:

Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое: 68 ударов в минуту.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) ученика основной группы здоровья в покое: 70 ударов в минуту.

Подготовительная часть:

В подготовительной части урока ЧСС ученика не превышала 120 ударов в минуту.

Основная часть:

В основной части занятия максимальная ЧСС занимающихся равна 148 ударам в минуту, что соответствует средней нагрузке.

Заключительная часть:

В заключительной части урока ЧСС учеников составляла 96 ударов в минуту.

По результатам анализа динамики интенсивности физической нагрузки на протяжении урока ФК по показателям ЧСС, было зафиксировано 3 пика ЧСС: во время бега в подготовительной части, и два пика в основной части во время прыжков через скакалку.

Основная ступень:

Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое: 78 ударов в минуту.

Подготовительная часть:

В подготовительной части урока ЧСС учеников не превышала 110 ударов в минуту, следовательно, была дана малая нагрузка.

В заключительной части урока ЧСС учеников составляла 102 удара в минуту.

Средняя ЧСС 102 удара в минуту.

По результатам анализа динамики интенсивности физической нагрузки на протяжении урока ФК по показателям ЧСС, на кривой пульса наблюдалось два пика ЧСС. Первый пик наблюдается при выполнении ОРУ. Второй пик наблюдается в основной части урока во время игры. Средний ЧСС ровен 102 ударов в минуту.

Старшая ступень:

Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое: 80 ударов в минуту.

Подготовительная часть:

В подготовительной части урока ЧСС учеников не превышала 100 ударов в минуту, следовательно, была дана малая нагрузка.

В заключительной части урока ЧСС учеников составляла 90 ударов в минуту.

Средняя ЧСС - 104 удара в минуту.

По результатам анализа динамики интенсивности физической нагрузки на протяжении урока ФК по показателям ЧСС, на протяжении урока наблюдается 2 пиковых подъема ЧСС (на 6 минуте в подготовительной части урока и на 27 минуте в основной), что соответствует норме.

Результаты показателей ЧСС находятся в пределах нормы. Выводы.

Таким образом, мы проанализировали хронометраж и пульсометрию младшей, средней и старшей ступеней образования и пришли к выводу, что общая плотность урока возрастает пропорционально возрасту обучающихся. Существует необходимость в разработке общей схемы проекта, направленного на повышение эффективности уроков физической культуры за счет оптимального использования методов, форм и средств организации деятельности учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Луканина, С.Н. Роль уроков физической культуры в сохранении и укреплении здоровья младших школьников / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2020. - № 5. - С. 93-96;

2. Паркалова, П.В. Роль мотивации и ее формирование при обучении физической культуре детей школьного возраста // Наука-2020. - 2022. - № 4 (58). - С. 58-63;

3. Сермеев, Б.В. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б.В. Сермеева. - М., 1973

Goloviznin V.S.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

PULSE RATE INDICATORS COSTS AND DENSITY OF LESSONS PHYSICAL CULTURE

Abstract: the article presents the results of a study of indicators ofpulse value and density of physical education lessons in junior, middle and senior grades of MBOU Secondary School No. 3 in Chita.

Keywords: physical education, timekeeping, pulsometry, heart rate, primary, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.