Научная статья на тему 'Контроль организации учебного процесса в коррекционных школах-интернатах'

Контроль организации учебного процесса в коррекционных школах-интернатах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CONTROL / VOCATIONAL EDUCATION / DISABLED CHILDREN / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селитреникова Татьяна Анатольевна

В статье показаны аспекты и методы контроля организации учебного процесса по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Обоснована частота проведения контроля организации учебного процесса. Показана целесообразность осуществления его два раза в год: в начале и в конце учебного года. Приведена и расшифрована карта педагогического анализа урока физической культуры, включающая пять блоков. Приведены данные исследования зависимости уровня преподавательской активности по текущему и годовому планированию занятий от стажа работы учителя. Приведена оценка деятельности школьника с ограниченными возможностями на уроке физической культуры. Обозначены аспекты, от которых зависит моторная плотность урока, и отражены результаты оценки ее взаимосвязи с поставленными перед уроком задачами и компонентами урока. Приведены результаты оценки показателей функционального состояния учителя, а также школьников на примере изучения динамики частоты сердечных сокращений слабовидящей ученицы 5 класса в процессе урока. Доказана необходимость использования контролирующих методик в учебном процессе школ-интернатов для детей с поражениями сенсорной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селитреникова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT CORRECTIONAL BOARDING SCHOOLS

In article author showed aspects and control methods of the organization of educational process on physical culture in special (correctional) educational institutions, proved frequency of monitoring procedure of the organization of educational process. Author also showed expediency of implementation of its two times a year: at the beginning and at the end of the academic year. Author provided and deciphered the card of the pedagogical analysis of a lesson of the physical culture, including five blocks. Author gave data of researches of dependence of level of teaching activity on the routine and annual planning of occupations from length of service of the teacher. Author also gave the assessment of activity of the school student with limited opportunities at the lesson of physical culture; designated aspects on which the motor density of a lesson depends, and reflected results of an assessment of its interrelation with the tasks set for a lesson and lesson components. Author gave results of an assessment of indicators of a functional condition of the teacher, and also school students on the example of studying of dynamics of frequency of warm reductions of the visually impaired schoolgirl of the 5th class in the course of a lesson. Author proved need of use of controlling techniques for educational process of boarding schools for children with defeats of touch system.

Текст научной работы на тему «Контроль организации учебного процесса в коррекционных школах-интернатах»

КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА СЕЛИТРЕНИКОВА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ser/selitrenikoff@yandex.ru

В статье показаны аспекты и методы контроля организации учебного процесса по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Обоснована частота проведения контроля организации учебного процесса. Показана целесообразность осуществления его два раза в год: в начале и в конце учебного года. Приведена и расшифрована карта педагогического анализа урока физической культуры, включающая пять блоков. Приведены данные исследования зависимости уровня преподавательской активности по текущему и годовому планированию занятий от стажа работы учителя. Приведена оценка деятельности школьника с ограниченными возможностями на уроке физической культуры. Обозначены аспекты, от которых зависит моторная плотность урока, и отражены результаты оценки ее взаимосвязи с поставленными перед уроком задачами и компонентами урока. Приведены результаты оценки показателей функционального состояния учителя, а также школьников на примере изучения динамики частоты сердечных сокращений слабовидящей ученицы 5 класса в процессе урока. Доказана необходимость использования контролирующих методик в учебном процессе школ-интернатов для детей с поражениями сенсорной системы.

Ключевые слова: контроль, специальное образование, дети-инвалиды, физическая культура.

Организация учебного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях состоит из основной (учебная работа) и дополнительной (внеклассное образование) частей. Многие исследователи уделяли внимание изучению основной образовательной части процесса адаптивного физического воспитания, то есть осуществляли педагогический анализ урока, включающий хронометрирование и пульсомет-рию. Однако данные исследования проводились один раз в конце учебного года, что не позволяет провести коррекцию существующих недостатков в ходе образовательного процесса. Целесообразно проводить контроль организации учебного процесса два раза в течение учебного года. В этом случае учителя физической культуры, получившие информацию, например, с помощью пульсометрии, о влиянии различного рода физических упражнений на организм учащегося, смогут более детально и внимательно подойти к вопросу индивидуализирования нагрузки во время урока. Это будет способствовать не только улучшению функционального состояния организма школьника, но и успешному освоению им техники двигательного действия, повышая тем самым уровень его практической подготовленности.

Проведение уроков, в том числе и физической культуры, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеет свои особенности, вследствие которых в общепринятую схему хронометрирования должны быть внесены изменения, соответствующие профилю школы-интерната.

Карта педагогического анализа урока физической культуры была поделена на пять блоков: планирование урока, его организация, учебная деятельность ребенка, проявление личностных качеств педагога, реализация поставленных задач (рис. 1). Данное исследование также рекомендуется проводить в начале и в конце учебного года. Это позволит руководителю, получив посредством обратной связи информацию о деятельности педагога и учащегося, оценить возможные недостатки организации и проведения учителем урока физической культуры и внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

В первом блоке определяли: наличие и правильность составления конспекта урока; целенаправленную постановку задач; грамотность учета учебной программы; соответствие занятия календарному плану и наличие межпредметных связей с другими учебными дисциплинами. Второй блок включал исследование: готовности места занятия и инвентаря к предстоящему уроку; соответствие

порядка проведения занятия конспекту урока; дисциплины школьников; плотности урока; индивидуализирования педагогом физической нагрузки учащихся. Третий блок карты педагогического анализа урока физической культуры был посвящен изучению поведения ребенка на занятии: наличия у него спортивной формы; степени присутствия внимания; осознания школьником требований педагога; наличия или отсутствия взаимопомощи учащихся; заинтересованности детей в результате процесса обучения. Изучение проявления педагогом физкультуры его личностных ка-

честв заключалось в анализе: степени владения им методикой преподавания; манеры проведения урока; культуры речи; владения учителем профессиональной терминологией; стиля его общения с детьми; внимания к предупреждению у учащихся травм; грамотности выдачи школьникам домашних заданий по предмету. Последний пятый блок карты был посвящен исследованию степени реализации поставленных в начале урока физической культуры задач: образовательных, коррекционных, оздоровительных либо мотивационных.

Рис. 1. Блоки педагогического анализа урока физической культуры

В процессе проведения эксперимента выяснено, что количественные параметры исследуемых показателей незначительны, но отличаются у учителей физкультуры, имеющих различный стаж преподавательской деятельности. Так, самый низкий процент грамотно оформленных документов по текущему и годовому планированию занятий (79,43 %) был обнаружен у учителей со стажем профессиональной деятельности более 20 лет. И по окончании проведения эксперимента данный показатель практически сохранился на начальном уровне (79,81 %). Это связано с тем, что данная группа преподавателей в проведении практических занятий полностью полагается на опыт своей работы и не считает нужным фиксировать план урока документально. И даже после бесед с руководством учебного заведения учителя не меняют своей позиции в этом вопросе, объясняя этот факт нехваткой педагогических кадров, а, соответственно, невозможностью своего увольнения с мес-

та их работы. Учителя же, чей преподавательский стаж не так велик, как в первом случае, и составляет 10-15 лет, в 91,93 % случаев имеют на рабочем месте и поурочный, и годовой планы занятий, что говорит об их серьезном настрое на работу.

При оценке организации урока физической культуры полученные результаты обозначили тот факт, что, несмотря на средние показатели по планированию занятия, учителя со стажем работы 15-20 лет лучше других умеют организовать урок (93,8 %). Самые низкие результаты по данному показателю на первом этапе проведения эксперимента обнаруживают молодые педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет (84,3 %).

Следующим исследуемым показателем стала деятельность школьника с ограниченными возможностями на уроке физической культуры. Этому критерию соответствовали самые низкие из всех полученных нами значений: от 68,34 % у учителей со стажем работы 10-15 лет до 82,45 % у

педагогов, проработавших по специальности 1520 лет. Однако на втором этапе эксперимента деятельность школьника во время учебного занятия увеличилась у всех участвовавших в исследовании учителей: от 1,77 % (у педагогов, проработавших в школе более 20 лет) до 7,8 % (у преподавателей со стажем 10-15 лет). Это связано с обращением более пристального внимания со стороны учителей организации урока физической культуры, что привело к более слаженной совместной деятельности педагога и учащегося непосредственно во время занятия.

Проявление профессиональных качеств педагогом отличается на I и II этапах эксперимента.

В начале проведения эксперимента уровень проявления профессиональных качеств составлял от 77,67 % у самых длительно работающих в школах-интернатах до 84,9 % от максимально возможного у учителей со стажем преподавательской деятельности 15-20 лет. На втором этапе исследования значения данного критерия увеличились на 1,33-5,42 % (рис. 2).

Решение предварительно поставленных задач урока физической культуры находится на достаточно высоком уровне у всех возрастных групп учителей: от 90,78 % у преподавателей со стажем 15-20 лет до 91,67 % у тех, кто работает в школе 10-15 лет.

•—10-15 лет ■— 15-20 лет

— > 20 лет

Рис. 2. Показатели педагогического анализа урока физической культуры

Однако в ходе личных бесед выяснилось, что многие преподаватели испытывают трудности с реализацией коррекционных и оздоровительных задач на уроке. Это они объясняют недостаточным оснащением специальных образовательных учре-

ждений методической литературой, которая бы отражала возможности коррекции двигательных нарушений школьников, имеющих патологию органов сенсорной системы, средствами физической культуры. Недостаток учебно-методических посо-

бий связан с некоторой удаленностью области от тех регионов, где в библиотечной сети имеется более широкий доступ желающих к специальной литературе аналогичного направления. Все вышеозначенное ставит в ряд актуальных задач обеспечение региона учебно-методической литературой, связанной с различными аспектами адаптивного физического воспитания школьников с ограниченными возможностями.

Для объективизации результатов наблюдений, отраженных в карте педагогического анализа, необходимо периодическое исследование моторной плотности урока физической культуры, то есть отношения времени, затраченного на выполнение каких-либо двигательных действий к общей продолжительности урока. Величина моторной плотности зависит от различных аспектов:

- типа урока (ознакомительный, посвященный повторению освоенного ранее материала и др.);

- задач урока (разучивание упражнений, закрепление, совершенствование учебного материала и др.);

- раздела учебной программы (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т. п.);

- характера патологии ребенка, сопутствующих основному диагнозу заболеваний и степени их тяжести;

- опыта работы учителя, понимания и осознания им трех вышеперечисленных аспектов.

При оценке моторной плотности урока исследовалась взаимосвязь поставленных перед уроком

Этот факт связан с тем, что самые высокие значения двигательной подготовленности обнаруживаются у педагогов со стажем 15-20 лет, а организаторские умения в той группе, учителя из которой проработали в специальных (коррекци-

задач с компонентами урока (осмысливание, выполнение, отдых, вспомогательные действия, простой) во время различных его частей (подготовительной, основной, заключительной). Затем нами производилась обработка полученных результатов и выдача рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в построении занятия.

Исследование моторной плотности урока традиционно осуществляется посредством проведения хронометрирования. С целью получения достоверных результатов и облегчения их анализа для проведения хронометрирования были отобраны классы, где обучаются дети с однотипными поражениями органов сенсорной системы, имеющие сходную сопутствующую патологию. Хронометрирование проводилось на уроках по следующим разделам учебной программы: гимнастика, спортивные игры и лыжи. Затем определялся средний результат и отслеживалась его зависимость, в том числе от стажа педагогической деятельности учителя.

Согласно результатам эксперимента, самая высокая моторная плотность наблюдалась на уроках учителей физической культуры, чей преподавательский стаж составляет 15-20 лет (71,82-72 %). Немного ниже моторная плотность урока во время занятий педагогов со стажем более 20 лет (67,5869,12 %). Самые низкие значения данного показателя были обнаружены во время урока, проводимого учителями, проработавшими в школе 10-15 лет (50,91-63,84 %) (рис. 3).

онных) образовательных учреждениях более 20 лет. Кроме того, владение необходимыми для грамотного построения урока психолого-педаго-гическими приемами улучшается с увеличением опыта педагогической деятельности, что, в свою

II этап

I этап

20 40 60

Моторная плотность, %

@ > 20 лет □ 15-20 лет ■ 10-15 лет

80

Рис. 3. Моторная плотность урока физкультуры, %

0

очередь, также оказывает влияние на моторную плотность занятия по физической культуре.

Детальный анализ деятельности ребенка во время занятий по физическому воспитанию, приведенный в протоколе хронометража, позволяет определить точный баланс времени, затраченного школьником на ту или иную работу в процессе урока. А это дает возможность учителю более грамотно и целесообразно распределить задания в зависимости от целей и задач конкретного урока.

Функциональное состояние организма учителя также оказывает косвенное влияние на исследуемый показатель учебной деятельности. Одни исследователи обозначают функциональное состояние как комплекс характеристик конкретных свойств организма или отдельных его органов и систем, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека. Другие называют его составляющей активности отдельных систем, органов или целостного организма, которая обеспечивает реагирование на внешние и внутренние воздействия. Это понятие используется также как одна из характеристик состояний человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности.

Рассматривая и оценивая функциональное состояние по отношению к деятельности, выделяют две его разновидности:

1) состояние всего организма и каждого его звена в отдельности оптимальны и точно соответствуют требованиям совершаемой деятельности;

2) состояние организма разбалансировано, то есть он не полностью обеспечивает необходимый уровень деятельности или работает с излишне высоким напряжением.

Исходным эталоном оценки параметров функционального состояния является период спокойного бодрствования. По критерию динамики данного показателя в процессе трудовой деятельности выделяют состояние работоспособности. По критерию оценочного отражения функционального считается возможным описание эмоционального состояния человека и наоборот. При выраженном рассогласовании этих состояний с требованиями деятельности говорят о наличии различных частных проявлений (например, утомления, теплового напряжения, водного истощения).

Согласно результатам эксперимента, в средней возрастной группе преподавателей физической культуры самочувствие, активность и настроение как в начале, так и в конце рабочего дня несколько выше значений аналогичных показателей в других группах. Результаты исследования зависимости функционального состояния организма учителя физической культуры от стажа его преподавательской деятельности в начале и конце рабочего дня на первом и втором этапах эксперимента приведены на рисунке 4.

Рис. 4. Оценка функционального состояния организма учителя

При сравнении количественных результатов оценки функционального состояния учителей физической культуры специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-У вида до и после проведения эксперимента картина практически неизменна. Изменения количественных показателей варьируют в пределе от 0,33 % у учителей со

стажем 15-20 лет до 4,22 % у педагогов, чей стаж 10-15 лет (до работы); от 0,15 % у тех, кто проработал в школе более 20 лет до 1,97 % у самых молодых специалистов (после работы). Такая ситуация, по-видимому, объясняется тем, что за один год проведения эксперимента состояние здоровья педагогов в целом осталось на прежнем уровне,

поэтому более или менее заметных изменений количественной характеристики их функционального состояния нами не было обнаружено.

Для того чтобы провести оценку соответствия физической нагрузки на уроке физкультуры возрасту и особенностям патологии учащихся был использован один из физиометрических методов исследования - пульсометрия. Т. С. Голозубец [1], Е. Ю. Овсянникова [2] определяют максимальными показателями для детей с нарушениями органов сенсорной системы в основной части урока физической культуры частоту сердечных сокращений 150 уд/мин (для учащихся младших классов) и 160 уд/мин (для школьников старшего звена). Удовлетворительные показатели пульса в этой фазе занятия должны составлять 100-140 уд/мин, а в заключительной части - 90-100 уд/мин.

В процессе исследования было установлено, что у школьников, имеющих нарушения органов сенсорной системы, а, следовательно, более подверженных гиподинамии, чем их здоровые сверстники, наблюдается склонность к тахикардии. Также у многих обнаруживалось увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе урока физической культуры более чем на 25-30 % от исходной величины в состоянии покоя. Это свидетельствует о высокой степени реактивности

кардиореспираторной системы организма ребенка на воздействие физической нагрузки.

Так, путем случайной выборки исследовалась динамика ЧСС школьников в процессе урока физической культуры. На рисунке 5 приводятся результаты изучения динамики ЧСС слабовидящей ученицы 5 класса в процессе урока (тема занятия: «Ходьба на лыжах»). По приведенным ниже данным можно видеть, что на 20-й минуте урока пульс у девочки увеличивается на 43,59 % по сравнению с исходным, а на 35-й - на 74,36 %. Это говорит о неустойчивости сердечно-сосудистой системы школьницы к воздействию дозированных физических нагрузок, так как нормальным считается увеличение пульса не более чем на 25-30 % от исходной величины в состоянии покоя.

Кроме того, согласно результатам исследования, у большинства учащихся показатели ЧСС в заключительной части занятия не приходят к исходным значениям и превышают таковые в среднем на 18 уд/мин. Возможно, это связано с сокращением длительности проведения урока с 45 до 40 минут. В таких временных рамках учитель уделяет основное время решению поставленных на уроке задач, а на восстановление у детей частоты сердечных сокращений до нормальных значений остается мало времени.

Время урока, мин.

—•— Норма —■— Патология

Рис. 5. Динамика ЧСС в процессе урока (на примере слабовидящей ученицы 5 класса)

Аналогичная ситуация рассматривается и в работах других исследователей [3], которые связывают этот факт с принятием Приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.08.1999 г. № 309 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений», направленного на снижение утомления учащихся за счет уменьшения времени занятия. Однако если кар-

диореспираторная система организма здорового ребенка успеет за определенный промежуток времени восстановиться, то показатели ЧСС школьника с ограниченными возможностями приходят к нормальным значениям гораздо дольше. Кроме того, для решения поставленных на уроке задач в общеобразовательной школе требуется значительно меньше времени, чем в коррекционной. Все это также оказывает непосредст-

венное влияние на результаты пульсометрии как одного из методов оценки состояния кардиорес-пираторной системы школьников с сенсорной патологией.

Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что имеются и такие направления самоанализа, по которым показатели обнаруживают низкие значения. Например, самостоятельно разрабатывают методические материалы, необходимые им в учебном процессе, лишь от 1,23 % (в начале эксперимента) до 3,63 % (в конце) педагогов; готовы участвовать в новых образовательных проектах 3,93 % и 4,2 % учителей соответственно.

Соответственно, исследование уровня профессиональной деятельности и личностных качеств учителя физической культуры позволяет обнаружить определенные недостатки организации процесса адаптивного физического воспитания и по возможности устранить их. А это, в свою очередь, влияет на качество образования учащихся и их мотивацию к занятиям физической культурой, что, в конечном итоге, способствует улучшению состояния здоровья школьников, имеющих патологию органов сенсорной системы, и их дальнейшей адаптации в социуме.

Литература

1. Голозубец Т. С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2005.

2. Овсянникова Е. Ю. Методика коррекции физического развития и физической подготовленности глухих школьников в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания: автореф. дис. . канд. пед. наук. Киров, 2006.

3. Пузанов Б. П., Селиверстов В. И., Шаховская С. Н., Костенкова Ю. А. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 1999.

References

1. Golozubets T. S. Metodika adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya glukhikh detey mladshego shkol’nogo vozrasta s ispol’zovaniyem kreativnykh sredstv fizicheskoy kul’tury: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Khabarovsk, 2005.

2. Ovsyannikova Ye. Yu. Metodika korrektsii fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti glukhikh shkol’nikov v protsesse nepreryvnogo adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Kirov, 2006.

3. Puzanov B. P., Seliverstov V. I., Shakhovskaya S. N., Kostenkova Yu. A. Korrektsionnaya pedagogika: osnovy obucheniya i vospitaniya detey s otkloneniyami v razvitii. М., 1999.

* * *

CONTROL OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT CORRECTIONAL BOARDING SCHOOLS

TATYANA ANATOLYEVNA SELITRENIKOVA Tambov state university named after G. R. Derzhavin,

Tambov, the Russian Federation, e-mail: ser/selitrenikoff@yandex.ru

In article author showed aspects and control methods of the organization of educational process on physical culture in special (correctional) educational institutions, proved frequency of monitoring procedure of the organization of educational process. Author also showed expediency of implementation of its two times a year: at the beginning and at the end of the academic year. Author provided and deciphered the card of the pedagogical analysis of a lesson of the physical culture, including five blocks. Author gave data of researches of dependence of level of teaching activity on the routine and annual planning of occupations from length of service of the teacher. Author also gave the assessment of activity of the school student with limited opportunities at the lesson of physical culture; designated aspects on which the motor density of a lesson depends, and reflected results of an assessment of its interrelation with the tasks set for a lesson and lesson components. Author gave results of an assessment of indicators of a functional condition of the teacher, and also school students on the example of studying of dynamics of frequency of warm reductions of the visually impaired schoolgirl of the 5th class in the course of a lesson. Author proved need of use of controlling techniques for educational process of boarding schools for children with defeats of touch system.

Key words: control, vocational education, disabled children, physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.