Научная статья на тему 'Оценка качества учебной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида'

Оценка качества учебной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА / КАЧЕСТВО УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабаш Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются основные результаты исследования, касающегося методов контроля и оценки учебной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. В результате его проведения было выявлено следующее: баланс времени, затрачиваемый на различные компоненты учебной деятельности на уроке физической культуры, зависит от ступени образования; моторная плотность на уроках возрастает от 1 к 9 классу за счет снижения затрат времени на вспомогательные действия и отдых; количество времени, отводимого на осмысление заданий, остается практически неизменным на всех этапах обучения; показатели ЧСС не успевают восстановиться до исходного уровня к концу урока в среднем на 6 уд./мин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества учебной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»

О. А. Барабаш

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА

В статье рассматриваются основные результаты исследования, касающегося методов контроля и оценки учебной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. В результате его проведения было выявлено следующее: баланс времени, затрачиваемый на различные компоненты учебной деятельности на уроке физической культуры, зависит от ступени образования; моторная плотность на уроках возрастает от 1 к 9 классу за счет снижения затрат времени на вспомогательные действия и отдых; количество времени, отводимого на осмысление заданий, остается практически неизменным на всех этапах обучения; показатели ЧСС не успевают восстановиться до исходного уровня к концу урока в среднем на 6уд./мин.

O. Barabash

EVALUATION OF EDUCATION WORK QUALITY IN THE VIII TYPE SPECIAL (INTERVENTION) EDUCATION ESTABLISHMENT

The article covers the basic results of the investigation concerning the education work control and evaluation methods in the VIII type special (intervention) education establishments. Findings: the balance of time spent on various components ofeducation work at the lesson of physical training depends on the stage of education; motor density increases from the 1st grade to the 9th one due to the decrease in time spent on auxiliary movements and rest; time allocated for a task understanding remains almost unchanged at every stage of education; by the end of a lesson a heart rate is by 6 bit/min above an initial rate at an average.

Качество — сложная философская, экономическая и социальная категория, которая раскрывается через множество определений. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III веке до н. э. Сегодня существует огромное разнообразие определений понятия «каче-

ство». Государственный стандарт РФ ГОСТ ИСО 9000-2001 (2003) определяет качество (en quality; fr qualite) как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Установленным является такое требование, которое определено, например, в документе они могут выдви-

гаться различными заинтересованными сторонами.

Не вызывает сомнений, что обеспечение высокого качества образования является сложной и, можно сказать, вечной проблемой. Поскольку из всех разнообразных направлений работы по физическому воспитанию учащихся учебная работа является основной, то и качеству ее проведения должно уделяться особое внимание при проведении процедуры контроля деятельности образовательного учреждения.

В данной статье рассматриваются результаты исследования, касающиеся методов контроля и оценки учебной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Непосредственное, открытое, дискретное педагогическое наблюдение, хронометрирование и пульсометрия проводились нами на уроках физической культуры по разделу образовательной программы «подвижные и спортивные игры» в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах для детей с легкой степенью умственной отсталости (УШ вида): № 1 и 2 г. Владивостока и № 1 и 2 г. Артема, г. Арсеньева, пос. Первомайское.

Необходимо заметить, что проведение подобных наблюдений является достаточно деликатным делом, поскольку так или иначе затрагивает вопросы профессиональной компетентности педагога. Как правило, учителя, не достаточно уверенные в хорошем результате таких наблюдений, проводят заблаговременные «репетиции» открытых уроков. Естественно, педагогическое наблюдение и анализ подобных уроков совершенно бесполезен с исследовательской точки зрения, поэтому мы выбрали учреждения, в штате которых были квалифицированные специалисты по физической культуре, имеющие I или высшую квалификационные категории. Это, по нашему мнению, служило некоторой гарантией качества проводимых ими уроков и снижало вероятность «натаскивания» учащихся перед открытым уроком.

Поскольку методика проведения уроков в специальной школе имеет некоторые отличия, педагогический анализ урока должен строиться с их учетом. Так, в ходе урока учитель должен решать большее количество задач, необходимо решать такие дополнительные задачи, как коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные. Кроме того, необходим учет особенностей климатогеографического положения региона проживания. Поскольку развитие, например, координационных способностей связано с влиянием, оказываемым климатообразующими факторами на состояние детей исследуемого континген-та1, что должно находить свое отражение при постановке развивающих задач урока, связанных с данного вида способностями. Конспект урока должен базироваться не только на образовательной программе, но и на четвертном поурочно-тематическом плане и т. д. Поэтому адекватная оценка качества урока предполагает внесение соответствующих изменений и в опорную схему анализа урока. В качества базовой нами была определена схема анализа уроков физической культуры, предложенная А. М. Дикуновым2. По нашему мнению, она удобна в использовании, поскольку позволяет всесторонне и комплексно оценить основные компоненты урока и на основе полученной суммы баллов вывести общую оценку за урок, а также оценить успешность каждого из оцениваемых блоков относительно максимально возможной в данном блоке суммы баллов. Данная схема была адаптирована нами с учетом особенностей контингента учащихся специальных коррекционных учреждений и требований, предъявляемых в этой связи к методике проведения урока физической культуры. Регистрация результатов педагогического анализа урока производилась с использованием специально разработанного протокола3. Оценивание урока осуществлялось по сумме баллов. Общая оценка за урок соответствовала «отличной», если общая сумма баллов была 200 и выше, «хо-

рошо» — 170—199 баллов, «удовлетворительно» — 150—169 баллов, «неудовлетворительно» менее 150 баллов.

В результате экспериментального апробирования данной схемы было выявлено, что в первом блоке (содержание урока, документы планирования) в 100% наблюдаемых случаев отсутствует связь с другими предметами. Все остальные показатели находятся на достаточно высоком методическом уровне. Это относится как к составлению документов оперативного и текущего планирования, их взаимному соответствию, так и к учету климатических особенностей региона.

Во втором блоке (организация урока) большинство наблюдаемых компонентов, таких как подготовленность места занятия, размещение занимающихся и т. п., были отмечены наивысшими баллами.

В третьем блоке (учебная деятельность занимающихся) было отмечено, что в ходе наблюдения большинства уроков учащиеся редко проявляют взаимопомощь и помощь учителю, возможно это связано с тем, что сами педагоги недооценивают этот вид деятельности учащихся и редко прибегают к поощрению взаимопомощи, оказываемой учащимися друг другу. Остальные блоки (степень осознаваемости действий и др.) были отмечены хорошими и отличными баллами. Думается, что данный блок отражает наличие (или отсутствие) систематичности и качества проведения уроков физической культуры учителем. Отсутствие постоянно и на должном уровне проводимой учебной работы находит отражение в том, что учащиеся на открытом уроке не демонстрируют должного отношения к выполнению заданий, внимания, готовности к занятию и т. д., поскольку эти учебные навыки не были им привиты учителем своевременно в течение учебного года.

В четвертом блоке (методика обучения и личность педагога) было установлено, что учителями вообще не применяются технические средства обучения, в некоторых случаях не проводится учет успеваемости.

Интересно отметить, что во всех случаях отмечена спокойная, размеренная манера проведения уроков. Видимо, данная особенность связана с оптимальностью такого эмоционального фона на уроках с учащимися исследуемой нозологической группы.

В пятом блоке (реализация задач урока) необходимо заметить, что у учителей возникали сложности с реализацией коррек-ционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. В ходе личных бесед удалось выяснить, что педагоги плохо ориентируются в их сущности из-за недостатка специальной методической литературы по этим вопросам. Так, например, вопросы двигательных нарушений, их видов и возможностей коррекции средствами физической культуры рассматриваются в научной литературе, но мало представлены в современной методической. Недостаточно методическое насыщение по вопросам методики проведения занятий с детьми, имеющими соматические заболевания. Работы Г. И. Гребцовой (1994), В. П. Гогольче-вой, (1999), О. Э. Аксеновой (2003), как выяснилось, не доступны педагогам края. Это, видимо, связано с тем, что большинство работ по этим вопросам публикуются относительно малыми тиражами и оказываются доступными только для педагогической общественности тех регионов, в которых они и были изданы.

Для объективизации качественных показателей педагогического анализа урока они должны быть дополнены объективными количественными, а именно показателями общей и моторной плотности. Хронометрирование осуществлялось нами с целью определения времени, затрачиваемого на выполнение различных видов деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры, оно проводилось по традиционной методике4, учитывались следующие виды деятельности: выполнение учащимися упражнений; слушание учителя, наблюдение (показ) за выполнением упражнений; отдых, ожидание выполнения

очередного задания; перестроение, подготовка мест для занятий, уборка оборудования; простой по вине учителя. Проведение хронометрирования с учетом приведенных видов деятельности, хотя и является на первый взгляд громоздкой процедурой, но вместе с тем и более объективной, позволяющей наиболее точно оценить баланс затраченного времени. Нас интересовало, как изменяется баланс времени, затрачиваемого на различные компоненты учебной деятельности на уроке в зависимости от ступени специального образования.

Как известно, общая плотность урока должна стремиться к 100%. Из табл. 1 очевидно, что общая плотность на уроках со-

ставляет 99%, что является бесспорным доказательством целесообразности потраченного времени и профессионализма педагогов. При рассмотрении же отдельных компонентов учебной деятельности небезынтересным оказалось, что соотношение времени, затрачиваемого на отдых, ожидание своей очереди выполнения движения и вспомогательные действия, имеет практически линейную зависимость от ступени образования. Так, в младших классах времени, затрачиваемого на данные компоненты, больше, чем в старших. Отдых в младших классах предоставляется ученикам с целью регулирования физиологической нагрузки.

Таблица 1

Соотношение баланса времени, затрачиваемого на различные компоненты учебной деятельности на уроке физической культуры на различных ступенях специального образования

Ступени специаль- Компоненты учебной деятельности, %

ного образования Осмысление Выполнение Отдых, ожидание Вспом. действия Простой

Младшие классы

1 класс 21 42 16 20 1

2 класс 18 52 15 14 1

3 класс 19 51 14 15 1

4 класс 19 58 12 10 1

Старшие классы

5 класс 17 64 10 8 1

6 класс 19 70 7 3 1

7 класс 15 75 4 5 1

8 класс 16 77 3 3 1

9 класс 13 80 3 3 1

По мере продвижения учащегося к высшим ступеням образования и формированию адаптационных механизмов к физической нагрузке этот компонент учебной деятельности на уроке начинает занимать минимальное количество времени.

Что касается вспомогательных действий, поскольку они включают переходы

к снарядам или другим видам упражнений, подготовку к игре (разбивку на команды), ходьбу, проводимую с целью построения по отделениям, то они зависят от развития у учащихся этих навыков как таковых, а также от умения ориентироваться в спортивном зале и от развития координационных способностей. Очевидно, что все обозна-

ченные умения и навыки развиваются постепенно от первого к девятому классу. Баланс времени, отводимого на осмысление заданий, слабо изменяется от 1 к 9 классу. Величина моторной плотности зависит от нескольких показателей, таких как тип урока задачи, части урока, содержания учебного материала. А. А. Дмитриев5 величину моторной плотности урока физической культуры в специальной коррекционной школе прежде всего связывает с видом программного материала; так, на уроках легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки, по его мнению, моторная плотность может составлять до 80%, на других уроках — 60—70%.

В данном случае также очевидна зависимость величин моторной плотности и от ступени специального образования. Наиболее низкие показатели моторной плотности в первом классе. Это связано с тем, что зачастую дети, поступающие в первый класс, относятся к так называемой категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (социально депривирован-ные, соматически ослабленные и т. п.), кроме того, в некоторых случаях в первый класс могут поступать дети не к началу учебного года. Поэтому учитель вынужден формировать те базовые знания и умения по физической культуре, которые должны были быть сформированы в течение обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В среднем в начальной школе величина моторной плотности составляет примерно 50% времени урока, в старших же классах она существенно возрастает. Таким образом, возрастает и величина физической нагрузки на уроке.

Пульсометрия на уроке физической культуры помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, особенностям отдельных учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Данный метод исследования позволяет также оценить эффективность и своевременность регулирования нагрузки учителем физической культуры в процессе проведения урока с учетом

изменения текущего состояния школьников. Пульсометрия проводились по общепринятой методике4.

А. А. Дмитриевым5 определены следующие максимальные показатели ЧСС, для учащихся с умственной отсталостью младших классов — не более 150—160 уд./мин., для учащихся средних и старших — до 160—170 уд./мин. Кроме того, по его мнению, такая нагрузка может быть кратковременной и только в основной части урока (от 2—3 до 10—15 минут в зависимости от возраста, двигательных нарушений, состояния здоровья и физической подготовленности учащихся). Средние же показатели пульса в основном должны находиться в пределах 100—140 уд./мин. В заключительной части показатели ЧСС должны составлять 90—100 уд./мин.

Анализ полученных нами результатов свидетельствует о том, что показатели ЧСС находятся в обозначенных выше пределах у всех обследованных учащихся 1—9 класса. Вместе с тем необходимо заметить, что показатели их ЧСС не успевают восстановиться до исходного уровня к концу урока в среднем на 6 уд./мин. Это, видимо, связано с принятием Приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.08.1999г. № 309 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» о сокращении продолжительности уроков в общеобразовательной школе, который был принят с целью снижения утомления у школьников. При этом, как известно, содержание образовательных программ не изменилось, а следовательно, не снизилось и количество решаемых на уроке задач. Руководствуясь данным Приказом, образовательные учреждения сократили продолжительность уроков, но его насыщение учебным материалом осталось прежним. В связи с эти наиболее «страдающей» оказалась заключительная часть урока. Таким образом, решение всего спектра образовательных, развивающих, воспитательных и других задач осуществляется в

ущерб полноценному восстановлению показателей ЧСС до исходного уровня.

В контексте рассмотрения качества учебной работы по физической культуре в образовательном учреждении при использовании рассмотренных выше экспресс-методик необходимо учитывать, что на качество проведения отдельного урока могут оказать негативное влияние множество факторов, игнорирование которых способствует неверному представлению о качестве проводимой учебной работы вообще. Среди них — реакция учащихся на присутствие на уроке постороннего лица, резкое изменение погодно-метеорологи-ческих условий, чрезмерное возбужденное (или заторможенное) состояние учащихся, оставшееся с предыдущего урока, недостаточный уровень владения методикой проведения уроков учителем именно по данному разделу программы и т. п. Особенно это относится к молодым специалистам или педагогам, имеющим малый стаж работы с детьми этой нозологической группы. Поскольку, как правило, такие наблюдения проводятся дискретно, то они не позволяют составить полного представления о деятельности учителя, и при вынесении суждения о качестве проводимой учебной работы наблюдение одного урока должно дополняться другими показателями.

Проведенное нами исследование позволяет наметить некоторые актуальные вопросы для их дальнейшей научной проработки. Так, по нашему мнению, небезынтересным является изучение взаимосвязи уровня развития тех или иных профессиональных и личностных качеств учителя и качества проводимых им уроков. В частности, используя предложенную нами опорную схему анализа урока физической культуры, можно выявить соответствие между уровнем развития организаторских способностей учителя и уровнем организации проводимых им уроков, уровнем развития проектировочных способностей и взаимного соответствия разрабатываемых педагогом документов планирования и т. п.

Определенный интерес представляет изменение соотношения компонентов учебной деятельности при прохождении разделов учебной программы на разных ступенях образования, поскольку можно предположить, что при прохождении разделов «гимнастика» и «спортивные игры» соотношение времени на осмысление, вспомогательные действия будет разным. В связи с полученными данными разработка конкретных методических приемов для снижения затрат нецелесообразно потраченного времени урока для учащихся, находящихся на различных ступенях образования, представляется актуальной.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Барабаш О. А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном образовании (на примере образовательных учреждений VII, VIII вида): Монография / О. А. Барабаш. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2005.

2 Барабаш О. А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (кор-рекционном) учреждении VIII вида: Учеб. пособие / О. А. Барабаш / Под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. — СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2007.

3 Дикунов А. М. Педагогический анализ урока / А. М. Дикунов // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 8. - С. 44-46.

4 Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1979.

5 Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / А. А. Дмитриев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.