Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично! Это и понятно. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведет ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма!
Казалось бы, грамотно организованные физические упражнения должны принести нам особо впечатляющие результаты. Однако почему-то мы не замечаем, чтобы спортсмены жили намного дольше обычных людей.
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
И. В. Кивихарью, Е. Э. Червякова
Совершенствование профессиональной подготовки
специалистов в области физической культуры и спорта в формате педагогических практик
В современном мире в условиях создания единого европейского образовательного пространства для России и стран Европейского союза одним из важнейших вопросов становится подготовка высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. На данном историческом этапе это является важнейшей государственной задачей, особенно в наши дни, когда происходит постоянное снижение уровня здоровья и физической подготовленности населения.
Высшая школа на современном этапе претерпевает качественные изменения, что, прежде всего, связано с преобразованиями в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни. Основная стратегия высшей школы - повышение качества подготовки специалистов.
Применение знаний на практике - важнейшее профессионально-прикладное звено обучения и воспитания, которым завершается весь процесс подготовки специалиста.
Основными условиями эффективности системы практической подготовки студентов к профессиональной деятельности является теоретическая обоснованность, обучающий и воспитывающий характер, комплексный подход к содержанию и организации учебного процесса, его систематичность и преемственность. Подготовка к
391
профессиональной деятельности обеспечивается всеми предметами учебного плана по специальности.
Педагогическая практика - неотъемлемая часть учебновоспитательного процесса, обеспечивающая связь теоретической подготовки будущих педагогов с их практической деятельностью в образовательных учреждениях. В процессе практики у студентов закрепляются, углубляются и расширяются теоретические знания, формируются педагогические умения и навыки, профессиональные творческие способности, развивается педагогическое мышление. Теоретическая подготовка выполняет интегрирующие и координирующие функции, содействует системному усвоению студентами всех предметов, изучаемых в институте. Таким образом, конечной целью обучения любой профессии является необходимость вооружить будущего специалиста суммой знаний и развить у него умение применять эти знания на практике.
Педагогическая практика в общеобразовательной школе должна быть направлена на овладение студентами основами профессионально педагогического мастерства педагога по физической культуре и предусматривает три взаимодополняющих и в то же время самостоятельных периода. Такая периодичность при проведении педагогической практики позволяет выстроить стройную логическую цепь, весь процесс получения физкультурного образования исходя из требований Госстандарта подготовки специалиста по физической культуре. В таблице представлены основные периоды, задачи и содержание учебно-педагогической практики в общеобразовательной школе.
Таблица
Период Неделя Основные задачи и содержание периода
Начальный Первая неделя принять участие в установочной конференции; знакомство с методистом и товарищами по бригаде; ознакомиться с базой практики - материальнотехническая база школы, организационнометодические особенности построения школьного физического воспитания в различных возрастных группах; принять участие в беседе с завучем, директором, учителями физической культуры, классным руководителем (основные направления работы школы и ее традиции, особенности постановки процесса физического воспитания); принять участие в беседе с врачом школы (сведения о состоянии здоровья и физическом развитии учащихся, характеристика состава детей специальных медицинских групп); ознакомиться с планами работы учителя физической культуры, классного руководителя;
392
просмотреть открытые уроки учителя в младших, средних, старших классах (документы планирования и учета школьного процесса физического воспитания в школе, базовые виды двигательной деятельности и особенности распределения часов в годовых планах-графиках); посетить уроки по общеобразовательным предметам в прикрепленном классе; составить индивидуальный план работы на период педагогической практики (с учетом основных разделов работы в период педагогической практики и планов работы учителей физической культуры); разработать четвертной план-график прохождения учебного материала для основного класса с учетом действующей в школе рабочей программы физического воспитания; оформить уголок практиканта
Учебно- практический 2-5 недели групповая и индивидуальная работа с методистом бригады (в период всей практики); разработать планы-конспекты отдельных частей урока; разработать развернутые конспекты уроков по физической культуре для прикрепленных классов (не менее 20): допуск к урокам при условии своевременной (за 1 день до проведения урока) проверки конспекта учителем физической культуры, указать все используемые на уроке способы размещения и перемещения учащихся в зале, а также подробную методику обучения основным двигательным действиям; провести уроки в качестве помощника учителя и товарища по бригаде: • проведение отдельных частей урока; • помощь в организации, страховке учащихся, индивидуальная работа с учениками; самостоятельно проводить уроки по расписанию в прикрепленных классах, акцентируя соблюдение структуры урока и процесса обучения двигательным действиям, на решение задач развития физических качеств; провести шесть частичных педагогических наблюдений по заданным темам на уроках ФК; провести полное педагогическое наблюдение урока ФК: • организационный, методический, психологопедагогический аспекты урока; • выводы и предложения проводящему урок; провести хронометрирование урока и оценить его плотность (расчет общей и моторной плотности, графическое оформление; анализ распределения
393
времени на уроке на различные виды деятельности; сделать выводы и предложения по уроку). провести пульсометрию на уроке и проанализировать динамику реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузки, оформив протокол и график изменений ЧСС, проанализировать динамику ССС на физическую нагрузку в процессе урока, сделав выводы и предложения проводящему урок; участвовать в подготовке или судействе спортивных соревнований в школе; подготовить и провести беседу с учащимися основного класса, для этого разработать конспект беседы или лекции и подготовиться к устному сообщению; подготовить и провести спортивные соревнования, составив положение о соревновании и отчет, о проведенном мероприятии, которые будут отражены в отчетной документации; разработать сценарий и провести физкультурный праздник совместно с товарищами по бригаде. Физкультурный праздник может быть посвящен праздничной дате или может быть специально организованным; разработать положение и провести спортивное соревнование с детьми любой возрастной группы в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы школы
Заключи- тельный Шестая неделя Провести контрольный и зачетный урок по разработанным конспектам с положительной оценкой; оценить проведение контрольного и зачетного урока другими студентами-практикантами; отчитаться перед методистом по документам педагогической практики в течение трех дней по окончании практики; участвовать в итоговой конференции
В последние годы наблюдается тенденция перехода к длительной педагогической практике, позволяющей овладеть необходимыми кондициями по специальности, для этого предлагаются следующие формы педагогической практики:
• учебная - по дисциплинам специализации;
• учебная - по спортивно-педагогическим дисциплинам или в детских летних лагерях;
• учебно-педагогическая - в общеобразовательной школе на третьем курсе;
• педагогическая - по профилю будущей специальности на четвертом курсе;
• педагогическая - в учреждении дополнительного образования.
394
На наш взгляд, необходимо объединить в единый комплекс все виды практики, установив логическую взаимосвязь между ними, определив в единстве цели, задачи, содержание, организацию и методику их проведения.
Все виды и формы практики по отдельным дисциплинам должны быть согласованы друг с другом. Система заданий и этапы практической подготовки должны быть взаимосвязаны с учетом «переноса» знаний, умений и навыков.
Единство профессиональной педагогической подготовки студентов обусловливается объединением всех видов и форм учебнопрактической деятельности в целостную систему на основе дисциплин специализации. При этом содержание каждой из форм практической деятельности должно соотноситься с содержанием и логикой освоения курса специализации, которые ориентированы на поэтапное формирование у будущих преподавателей физической культуры профессионально-педагогических знаний, умений и навыков. Соответственно предусматривается координация программ по каждой из форм учебно-практической деятельности студентов.
В итоге должна достигаться основная цель - формирование высококвалифицированного специалиста, имеющего глубокие и прочные знания, умения и навыки во всех аспектах деятельности преподавателя физической культуры. Время и сроки проведения учебной и производственной практики определяются учебным планом и графиком учебно-воспитательного процесса, предусматривающими практическую подготовку студентов по профессии с первого до последнего года обучения. Тем самым обеспечивается непрерывный характер практики. Необходимо сформировать у студента желание стремиться стать хорошим педагогом, воспитателем, когда он сознательно организует процесс своего профессионального самообразования и самовоспитания, и тогда педагогическая практика может стать эффективным средством подготовки к профессиональной деятельности.
Проведенные исследования позволили выявить положительные тенденции влияния педагогических практик на мотивационную сторону в выборе профессии и дальнейшей педагогической деятельности будущих специалистов в области физической культуры. До педагогической практики 40,5 % студентов планируют работать в сфере образования; 26,7 % не планируют и 29,5% не определились с выбором. После прохождения практики мнение студентов изменилось в положительную сторону: 69,2 % студентов планируют работать в сфере образования; 15,6 % не станут работать по специальности и 15,2 % не определились.
На протяжении всей педагогической практики решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи педагоги-
395
ческого процесса. Решение всех этих задач и будет являться путем совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры в формате педагогической практики в школе:
• формировать основы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе;
• приобрести практические знания в построении процесса обучения двигательным действиям в полном соответствии с закономерностями формирования детского организма;
• изучить и практически освоить планирование учебного материала и проведения воспитательной работы в школе;
• изучить и освоить на практике основы построения физкультурно-оздоровительной внеклассной работы в школе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста;
• овладеть практическими навыками оценки двигательных способностей и развития физических качеств у школьников различного возраста;
• сформировать умение студента-практиканта проводить учебно-воспитательную работу с учетом психологических особенностей школьников различного возраста.
В. Л. Колосов
Метеоусловия и уроки лыжной подготовки
Пожалуй, никакой другой вид учебных занятий не зависит так от метеорологических условий, как уроки лыжной подготовки. Температура воздуха и снега, влажность, структура лыжни (жесткая, мягкая, ледяная, глубокая), осадки, ветер - всё это в разной степени влияет на скорость передвижения занимающихся на учебной лыжне.
Умеренно морозная погода, старая плотная лыжня - скольжение хорошее, высокая скорость. Выпал свежий снег, и лыжня становится мягкой. Лыжи как бы проваливаются, хуже опора для палок. А если к тому же поднялся ветер, добавляются новые трудности. В морозную погоду (-18-20° С) скольжение, как говорят, «тупое», лыжи идут плохо. В гололед же, наоборот, лыжники легко скользят по ледяной лыжне, поддерживая без видимых усилий высокую скорость передвижения.
Таким образом, интенсивность нагрузки занимающихся будет зависеть не только от характера включенных в урок упражнений, но и от метеорологических условий. Чтобы сохранить определенную скорость в разных условиях, интенсивность движений лыжника должна меняться в зависимости от них. Такая вызываемая погодными условиями неадекватность нагрузки на организм и скорости
396