Научная статья на тему 'Концептуальные основы содержания педагогической практики студентов факультетов физической культуры'

Концептуальные основы содержания педагогической практики студентов факультетов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялов Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы содержания педагогической практики студентов факультетов физической культуры»

Л. К. Завьялов

Концептуальные основы содержания педагогической практики студентов факультетов физической культуры

В настоящее время в связи с тенденцией модернизации различных звеньев системы образования, в том числе высшего физкультурного, особое значение приобретает поиск оптимальных вариантов содержания и организации педагогической практики студентов факультетов физической культуры как наиболее значимого фактора профессионального становления будущих педагогов.

Постараемся обосновать один из вариантов содержания и организации педагогической практики студентов факультетов физической культуры в образовательных учреждениях с учётом нормативных требований подготовки специалиста в области физической культуры и спорта, установленных Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050720 /033100/ - Физическая культура, определяющих целевую направленность, содержание и структуру профессиональнообразовательных программ, в том числе по педагогической практике студентов, условия реализации этих программ, критерии профессионально-педагогической подготовленности специалистов конкретной квалификации по каждому из направлений и специальностей высшего физкультурного образования.

Являясь важнейшим звеном профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры, педагогическая практика позволяет органически связать обучение, осуществляемое в различных формах аудиторных занятий по дисциплинам теоретического цикла и занятий, проводимых по циклу спортивнопедагогических дисциплин, с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональных функций специалиста физической культуры.

Интегрируя в своём содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии, педагогическая практика в образовательных учреждениях обеспечивает логическую завершённость профессиональной подготовки студента по избранной специальности.

При определении цели, задач, содержания, организации, сроков и этапов проведения практики необходимо учитывать следующее:

1) современные тенденции совершенствования системы высшего профессионального, среднего общего и специального образования;

239

2) особенности учебного плана факультета, обусловленные основными положениями концепции многоуровневого высшего педагогического образования;

3) определяемый требованиями Государственного образовательного стандарта уровень подготовленности студентов разных курсов по изучаемым циклам учебных дисциплин;

4) типовую структуру и содержание профессиональнопедагогической деятельности специалиста физической культуры и спорта;

5) возможности реализации содержания программы практики в условиях современной системы обучения и воспитания детей школьного возраста и различных контингентов взрослого населения.

Целью педагогической практики должно являться содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций специалиста физической культуры и спорта в реальных условиях «производственной» деятельности, формированию профессионально значимых качеств и психических свойств личности будущего специалиста в соответствии с современными требованиями к работникам этого профиля, развитию интереса к избранной профессии.

Исходя из обозначенной цели, наиболее общими задачами всей системы педагогической практики должны быть:

• ознакомление студентов с системой, реальными условиями и состоянием работы по физической культуре в современной общеобразовательной школе, передовым педагогическим опытом;

• закрепление, расширение, углубление и проверка действенности знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами по изучаемым теоретическим и практическим дисциплинам, формирование умения применять усвоенное для решения конкретных задач профессиональной деятельности;

• создание системы профессионально-педагогических знаний, умений и навыков организации и проведения в качестве специалиста физической культуры и спорта и педагога-воспитателя практикуемых в современной школе форм учебно-воспитательной физкультурно-оздоровительной спортивной работы с учащимися;

• содействие накоплению студентами опыта педагогической деятельности, развитию творческих начал в выборе средств и методов обучения и воспитания учащейся молодёжи, проявлению гностических, коммуникативных, конструктивных и организаторскоуправленческих умений.

Полноценность реализации цели и задач напрямую зависит от полноты содержания программы педагогической практики, которая должна включать в себя разделы работы практикантов, отражающие основные компоненты творческой деятельности учителя физи-

240

ческой культуры, его организаторские, конструктивные, коммуникативные и гностические функции.

Краткая характеристика содержания разделов работы практикантов позволяет очертить в рамках необходимого и достаточного содержания программы практики в целом, оценить возможности этого содержания в решении всей совокупности задач профессионально-педагогической подготовки студентов факультета.

В содержание раздела «Организаторская работа» должны входить следующие виды деятельности студентов:

• участие в проводимых на факультете установочной и итоговой конференциях по вопросам практики;

• собеседования с работниками школы (представителем администрации, учителем физической культуры, классными руководителями прикреплённых к студенту классов, медицинским работником) в целях ознакомления с системой, условиями и режимом работы школы, особенностями педагогического и ученического коллективов, состоянием здоровья и физического развитие учащихся, содержанием и организацией санитарно-гигиенического контроля за проведением уроков и массовых физкультурно-спортивных мероприятий, системой организации и условиями работы по физическому воспитанию учащихся, основными задачами и содержанием этой работы в текущем учебном году и на период практики студентов;

• участие в совещаниях с руководителями практики (методистом, учителем, преподавателями вуза и др.) по вопросам организации различных видов работы практикантов и отчётности за отдельные периоды практики;

• составление индивидуального плана на период практики, оформление и ведение дневника практиканта, отражающего содержание, анализ и качественную оценку результатов работы за каждый день практики;

• оформление индивидуальной зачётной (отчётной) документации и сдача её методисту в установленные сроки.

Раздел «Учебно-методическая работа» должен включать в себя:

• изучение документов планирования учебной работы по предмету «Физическая культура», внеклассных занятий и массовых физкультурно-спортивных мероприятий; изучение документов учёта работы и отчётности;

• просмотр под руководством методиста уроков физической культуры в прикреплённых к студенту классах, проводимых учителем, с последующим их обсуждением совместно с методистом и учителем;

• разработку на основе годового плана-графика учителя поурочного плана по типу «четвертного» для одного из прикреплённых к студенту классов;

241

• разработку планов-конспектов уроков для прикрепленных к студенту классов;

• участие совместно с учителем в педагогических советах школы, совещаниях при директоре или его заместителях по вопросам содержания и организации физического воспитания учащихся школы.

В разделе «Учебно-воспитательная работа» студентам разных курсов предлагается провести разное количество уроков по разным разделам школьной учебной программы с учащимися классов разных учебных параллелей с учётом, во-первых, учебной четверти, во-вторых, количества прикрепленных к студенту классов, в-третьих, количества недель практики. В соответствии с уровнем подготовленности каждого студента конкретного курса ему может быть предложено проведение уроков в следующих вариантах: в качестве помощника учителя, с использованием учителя в качество своего помощника, с участием другого студента в качестве помощника, самостоятельно. В отдельных случаях, учитывая уровень подготовленности студента и динамику её изменений, методист (учитель) может пересмотреть количество предлагаемых студенту уроков в сторону его уменьшения или увеличения, а также их перераспределения по разделам учебной программы, и по степени самостоятельности их проведения.

В рамках раздела «Внеклассная работа по физической культуре» студенту должны быть предложены следующие виды деятельности:

• проведение совместно с учителем совещаний физкультурного актива школьников по вопросам организации работы секций, проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

• проведение в качестве помощника учителя и самостоятельно учебно-тренировочных занятий в кружке физической культуре, секции ОФП или по виду спорта;

• участие в организации команд школы при подготовке их к районным (городским, областным) соревнованиям - оформление заявок, участие в жеребьёвках, оповещение и сбор участников, сопровождение их к местам соревнований и др.;

• участие в качестве помощника учителя в организации и проведении спортивных соревнований и физкультурнооздоровительных мероприятий («Дней здоровья», «Весёлых стартов» и т. п.), проводимых по плану школы;

• ведение отдельных видов учётной и отчётной документации по внеклассной работе.

Раздел «Учебно-исследовательская работа» должен включать задания, выполнение которых позволит студенту овладеть наиболее значимыми знаниями и умениями для качественного осуществления учебно-воспитательного процесса: методами изучения

личности школьника, межличностным отношений в малой социаль-

242

ной группе, оценки состояния здоровья и физического развития учащихся разных медицинских групп, оценки санитарногигиенического состояния мест занятий физическими упражнениями, отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в рамках урока физической культуры.

Задание 1. Оценка санитарно-гигиенического состояния инвентаря, оборудования и место проведения различных форм занятий физическими упражнениями. Разработка на основе анализа полученных данных предложений по улучшению (поддержанию) санитарно-гигиенических условий мест проведения занятий, состояния оборудования и инвентаря.

Задание 2. Оценка состояния здоровья и физического развития учащихся одного возраста, пола и медицинской группы. Разработка на основе полученных данных рекомендаций по режиму дня и двигательному режиму, распределению по подгруппам на уроках физической культуры, выбору вида спорта и режима тренировки.

Задание 3. Изучение личности школьника методом психологических наблюдений за поведением в конкретной деятельности, поступками в учебной работе, в коллективе, классе, а также по материалам бесед с учащимися и учителями. Составление на основе полученных данных психологической характеристики ученика и разработка рекомендаций по формированию положительных черт личности и преодолению неуспеваемости.

Задание 4. Изучение особенностей классного коллектива -межличностных отношений в нём с использованием наблюдений, бесед с учащимися и учителями, эксперимента по методике «выбора партнёра». Составление на основе полученных данных психолого-педагогической характеристики коллектива, определение его лидера и уровня сплочённости.

Задание 5. Анкетирование учащихся одного из классов «основной школы» по выявлению общего и двигательного режима дня, использования в нём занятий физическими упражнениями. Разработка на основе полученных данных рекомендаций по рационализации общего и двигательного режима дня.

Задание 6. Анкетирование учащихся старших классов - выявление отношения к урокам физической культуры. Разработка на основе полученных данных рекомендаций учителю базовой школы по коррекции отношения учеников к урокам физической культуры.

Задание 7. Хронометрирование и определение пульсовой кривой урока физической культуры.

Задание 8. Выполнение по предложенной методистом схеме психолого-педагогического анализа урока физической культуры.

Проведение педагогической практики как «ознакомительной» со второго курса, как это принято в настоящее время, следует признать

243

нецелесообразным, поскольку, во-первых, изучение учебной дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре», представляющей преимущественно вопросы методики преподавания школьного предмета «Физическая культура», согласно действующему учебному плану факультета, вводится лишь с седьмого семестра, во-вторых, для ознакомления студентов с местом будущей профессиональной деятельности практически требуется не более двух-трёх дней, что осуществимо в рамках практики студентов третьего курса.

Структура педагогичной практики должна иметь поэтапный характер. В качестве основных выделяются три этапа практики: первый - студентов 3 курса, второй - студентов 4 курса, третий -студентов 5 курса.

Для каждого из этапов определяется комплекс взаимосвязанных задач, усложняющихся от курса к курсу с учётом предполагаемой динамики профессионального становления студентов. Соответственно от этапа к этапу и внутри каждого из них повышается трудность учебных заданий, требования к качеству их выполнения и проявлению студентами самостоятельности в решении педагогических задач.

Система усложнений в действиях практикантов может быть представлена следующей схемой: от ознакомления и изучения посредством наблюдений - к практическому опробованию и выполнению заданий по образцу; от групповых форм работы - к индивидуальным; от выполнения функций помощника учителя (тренера) - к выполнению функций преподавателя с помощью учителя (тренера) или другого практиканта, а затем - самостоятельно.

Внутри каждого из основных этапов должны быть выделены более мелкие структурные единицы (подэтапы) педагогической практики, различаемые по календарным срокам и предметному содержанию деятельности практикантов, ориентированной на специфику содержания конкретных разделов (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и др.) школьных учебных программ по предмету «Физическая культура».

На I этапе практики (3 курс), который целесообразно планировать в октябре-ноябре, студенты знакомятся с условиями и системой работы общеобразовательной школы, местом в ней занятий по предмету «Физическая культура», основными документами планирования и учета различных видов работы учителя, особенностями проведения уроков в младших и средних классах.

Главное внимание уделяется планированию и проведению уроков по разделу гимнастики и подвижных игр; овладению навыками организации отдельных форм внеклассных занятий; основами психолого-педагогического анализа различных сторон учебно-

244

воспитательного процесса по физической культуре, методиками изучения личности школьника и оценки санитарно-гигиенических условий занятий; формированию умения вести учет результатов собственной деятельности, анализировать, оценивать и обобщать опыт работы.

Основными методами обучения студентов являются - ознакомительно-репродуктивный и частично-поисковый, реализуемые через собеседования, инструкции и консультации, комментированные наблюдения, выполнение заданий «по образцу» с внесением элементов творческого поиска в возникающие педагогические ситуации. Значительная часть заданий выполняется при непосредственном руководстве методистов вуза и практическом участии учителя. Особое значение придается методическим занятиям, проводимым руководителями практики по выполнению конкретных заданий (проведения педагогических наблюдений, анализа урока, изучения личности школьника и т. д.).

Сроки II этапа практики (IV курс) - сентябрь-октябрь. На данном этапе студенты совершенствуются в планировании и проведении уроков физической культуры в средних и старших классах школы по легкой атлетике и спортивным играм; планировании, организации и проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий с учащимися разных возрастных групп; овладевают умениями изучать, анализировать и обобщать опыт работы своих коллег и использовать его в целях собственного профессионального совершенствования, а также - умениями применять на практике методики изучения межличностных отношений в малых социальных группах (классе, секции, команде), выявлении состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся. К оценке работы студентов предъявляются более высокие требования, чем на предыдущем этапе практики.

Сроки III этапа практики (V курс) - февраль-март. На данном этапе практики студенты совершенствуются в выполнении всей совокупности функций учителя физической культуры. Им представляется полная самостоятельность, поощряются творчество и инициативность в решении педагогических задач. Функции руководителей практики сводятся преимущественно к консультативной помощи, анализу работы практикантов, контролю за качеством и своевременностью выполнения конкретных заданий.

Этапность проведения педагогической практики обусловлена необходимостью:

1) дифференциаций требований к студентам разных курсов с учетом их готовности к выполнению функций учителя физической культуры;

2) обеспечение широты профессиональной эрудиции и компетентности будущих специалистов в вопросах проведения различных

245

форм занятий по основным разделам школьной программы с разными возрастными контингентами занимающихся;

3) обеспечения возможности использования для решения конкретных практических задач обучения и воспитания школьников весь арсенал знаний, умений и навыков, накопленный студентами по курсу теории и методики физического воспитания;

4) последовательности обучения студентов проведению классно-урочных занятий и внеклассных мероприятий по каждому из разделов программы школьного предмета «Физическая культура» с учётом сложившейся в практике работы общеобразовательных школ последовательности изучения этих разделов.

Особое внимание заслуживают излагаемые ниже вопросы организации педагогической практики и руководства деятельностью практикантов.

1. Ориентация обучения студентов факультета физической культуры на профессию школьного учителя обуславливает проведение педагогической практики преимущественно в общеобразовательной школе. Студенты выпускного курса могут направляться для прохождения практики с учетом места их будущей работы - в малокомплектные сельские школы, школы-интернаты, лицеи, гимназии, профессионально-технические училища, ДЮСШ и т. д. В этом случае факультетом уточняются вопросы содержания и организации практики, методического руководства с учетом специфики перечисленных учреждений.

2. Для прохождения практики в школе (лицее, ПТУ, ДЮСШ и т. д.) студенты распределяются по бригадам из 3-6 человек, один из которых выбирается бригадиром. Он ведет учет посещаемости, осуществляет связь с руководителями практики, решает по согласованию с учителем базовой школы вопросы организации работы бригады в отсутствие методиста.

3. Ответственность за организацию и проведение педагогической практики в целом, обеспечение единого методического руководства и координации деятельности всех лиц, причастных к работе с практикантами, возлагается на факультетского руководителя практики, назначаемого деканатом из числа наиболее опытных преподавателей, как правило, кафедры теории и методики физической культуры.

4. Общее организационно-методическое руководство деятельностью практикантов в каждой базовой школе осуществляют преподаватели факультета, назначаемые по рекомендации факультетских руководителей практики и именуемые методистами бригад.

5. Для руководства выполнением практикантами заданий по вопросам воспитательной работы, психологии, гигиены и врачебного

246

контроля привлекаются в качестве методистов-консультантов преподаватели соответствующих вузовских дисциплин.

6. Учитель базовой школы практики выполняет функции методиста по предмету «Физическая культура» и специфическим вопросам внеклассной работы.

7. До начала каждого этапа практики факультетский руководитель проводит организационно-методическое совещание методистов бригад с привлечением преподавателей курирующих кафедр вуза и учителей школ по вопросам готовности баз практики к приему студентов, содержания программы, требований к студентам-практикантам и организации руководства их деятельностью.

8. В первый день каждого этапа практики на факультете проводится установочная конференция студентов соответствующего курса с участием методистов бригад, преподавателей курирующих кафедр, учителей базовых школ.

9. В базовой школе для проведения уроков физической культуры к каждому студенту 3 курса прикрепляются младший и средний класс, к студенту 4 курса - средний и старший классы.

10. Первые 2-3 дня пребывания в школе отводятся общему ознакомлению студентов с базой практики, прикрепленными классами и организацией учебно-воспитательной работы с учащимися. Практикант посещает уроки учителей, внеклассные мероприятия, составляет индивидуальный план на период практики, оформляет Дневник учета собственной работы.

Последующие дни и недели деятельность бригады организуется в соответствии с планом работы методиста, а каждого практиканта - в соответствии с его индивидуальным планом, утвержденным методистом.

В последние дни каждого этапа практики методист организует итоговое собрание бригады совместно с работниками школы, на котором обсуждаются результаты работы практикантов, утверждаются характеристики и оценки.

11. Еженедельно факультетский руководитель проводит координационное совещание методистов бригад и бригадиров по обсуждению хода практики.

12. 3а день до окончания каждого этапа практики методисты бригад представляют факультетскому руководителю отчетную документацию и характеристики студентов, а также собственный отчет о проведении практики.

13. В последний день каждого этапа практики на факультете проводится итоговая конференция студентов совместно с методистами бригад, преподавателями курирующих кафедр и представителями базовых школ. Каждый бригадир выступает с отчетом о работе бригады, а руководители практики - с анализом и оценкой

247

качества работы студентов. Объявляется окончательная оценка каждому студенту.

14. Конкретные формы плановой, учетной и отчетной документации практикантов и руководителей практики (дневник и индивидуальный план практиканта, план работы методиста, схемы отчетов, характеристик и т. п.) устанавливаются факультетом.

Качественное решение совокупности задач всех этапов педагогической практики обеспечит выполнение установленных Государственным образовательным стандартом требований к минимуму содержания, уровню знаний и умений, которыми должен овладеть специалист физической культуры по циклу дисциплин предметного блока.

Л. К. Завьялов, И. П. Потапченко

Особенности планирования учебной работы по предмету физическая культура

Несомненно, что только при грамотном планировании учебной работы по предмету физическая культура может быть достигнут необходимый результат обучения, воспитания, физического развития и укрепления здоровья учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование позволяет наметить цель, выражающую желаемый конечный результат предстоящей работы, определить рациональную последовательность и оптимальные сроки поэтапного решения конкретизирующих эту цель частных учебных задач и на этой основе спроектировать чёткую программу взаимосвязанных действий педагога и учащихся, обеспечивающую наибольшую продуктивность их совместного труда.

Планирование учебной работы по предмету физическая культура значительно отличается от планирования по другим учебным предметам не только по своему содержанию и технологии, но также номенклатуре, формам и структуре документов планирования.

Это обусловлено, во-первых, спецификой самого предмета, главной целью преподавания и ведущей функцией которого в системе школьного образования является содействие равностороннему физическому совершенствованию школьников, т. е. приобретение ими необходимого уровня «физической культуры личности» как обязательного компонента их общего разностороннего и гармонического развития (см. пояснительную записку к «Комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2007), во-вторых, особенностями уроков физической культуры, в которых наряду с решением образовательных и воспитательных задач необходимо

248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.