Научная статья на тему 'Особенности планирования учебной работы по предмету физическая культура'

Особенности планирования учебной работы по предмету физическая культура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6512
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялов Л. К., Потапченко И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования учебной работы по предмету физическая культура»

качества работы студентов. Объявляется окончательная оценка каждому студенту.

14. Конкретные формы плановой, учетной и отчетной документации практикантов и руководителей практики (дневник и индивидуальный план практиканта, план работы методиста, схемы отчетов, характеристик и т. п.) устанавливаются факультетом.

Качественное решение совокупности задач всех этапов педагогической практики обеспечит выполнение установленных Государственным образовательным стандартом требований к минимуму содержания, уровню знаний и умений, которыми должен овладеть специалист физической культуры по циклу дисциплин предметного блока.

Л. К. Завьялов, И. П. Потапченко

Особенности планирования учебной работы по предмету физическая культура

Несомненно, что только при грамотном планировании учебной работы по предмету физическая культура может быть достигнут необходимый результат обучения, воспитания, физического развития и укрепления здоровья учащихся.

Планирование позволяет наметить цель, выражающую желаемый конечный результат предстоящей работы, определить рациональную последовательность и оптимальные сроки поэтапного решения конкретизирующих эту цель частных учебных задач и на этой основе спроектировать чёткую программу взаимосвязанных действий педагога и учащихся, обеспечивающую наибольшую продуктивность их совместного труда.

Планирование учебной работы по предмету физическая культура значительно отличается от планирования по другим учебным предметам не только по своему содержанию и технологии, но также номенклатуре, формам и структуре документов планирования.

Это обусловлено, во-первых, спецификой самого предмета, главной целью преподавания и ведущей функцией которого в системе школьного образования является содействие равностороннему физическому совершенствованию школьников, т. е. приобретение ими необходимого уровня «физической культуры личности» как обязательного компонента их общего разностороннего и гармонического развития (см. пояснительную записку к «Комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2007), во-вторых, особенностями уроков физической культуры, в которых наряду с решением образовательных и воспитательных задач необходимо

248

обеспечивать воздействие и на физическое развитие занимающихся, а также профилактику травматизма использованием приёмов страховки, физической помощи, облегчения условий выполнения физических упражнений различной трудности и координационной сложности.

Согласно требованиям Министерства образования в любом государственном образовательном учреждении, в «базисный» учебный план которого введён в качестве обязательного предмет физическая культура, должны наличествовать три основных документа планирования учебной работы по данному предмету:

• план-график распределения программных тем по урокам годичного цикла (годовой план) для классов каждой учебной параллели, а в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования - для учебных групп каждого года (курса) обучения;

• поурочный план на четверть (четвертной план) или на семестр (для старших классов общеобразовательных школ и для учащихся учебных заведений профессионального образования);

• планы-конспекты уроков, составляемые, как и четвертной план, для классов конкретной учебной параллели.

Однако в настоящее время в практике работы учителей общеобразовательных школ, преподавателей учебных заведений начального и среднего профессионального образования обнаруживается тенденция игнорирования при разработке документов планирования учебной работы предъявляемых к ним нормативно-дидактических требований официальной педагогики, представленных в утверждённых Министерством образования учебно-методических пособиях и инструкциях.

Сказанное подтверждают, например, результаты комплексной проверки деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга по вопросу программно-методического обеспечения преподавания предмета физической культуры, проводимой сотрудниками кабинета физической культуры Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АШГО) в 2008 г. Она позволила выявить не только несоответствие большинства документов планирования нормативным требованиям, но в 40 % случаев вообще отсутствие наиболее значимых для успешного преподавания предмета физической культуры четвертных поурочных планов и планов-конспектов уроков.

О недостаточном внимании педагогов-практиков к соблюдению нормативных требований к разработке документов планирования свидетельствуют и результаты равностороннего анализа 320 планов-конспектов уроков, представленных, во-первых, в качестве выполнения «зачётных» учебных заданий слушателями годичных

249

курсов повышения квалификации, проводимых в 2005-2009 гг. кабинетом физической культуры СПб АПГЮ, во-вторых, участниками ежегодных смотров-конкурсов «Педагогических достижений учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга» (2006-2009 гг.), а также учителями школ и преподавателями учебных заведений профессионального образования преимущественно высшей квалификационной категории - участниками VIII Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда», проводимого в 2009 г. в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде.

Типичной недоработкой в оформлении годовых планов-графиков является недостаточная их информативность, проявляющаяся, в частности, в отсутствии планирования таких важнейших компонентов содержания учебно-воспитательного процесса, как развитие физических способностей, воспитание личностных качеств, педагогический контроль, используемый в целях выявления динамики развития физических способностей и усвоения техники основных упражнений конкретных разделов учебной программы.

Для четвертных планов, составляемых учителями, характерны следующие недостатки:

• отсутствие целевой установки в большинстве сформулированных задач уроков, подмена их либо содержанием учебных заданий, либо методами (например: «краткая беседа (?) о правилах безопасности на уроках физической культуры» вместо «ознакомить учащихся с правилами безопасности ...»; или - «обеспечить усвоение учащимися знаний о правилах безопасности»; «повторить (?) технику (?) прыжка в длину с разбега» вместо «закрепить навыки учащихся в выполнении прыжка в длину с разбега» или «совершенствовать учащихся в технике (или в выполнении прыжка в длину с разбега);

• проявление явного непонимания смысловой сущности термина, входящего в формулировки задач уроков (например, неправомерны формулировки «совершенствовать технику (?) низкого старта» и «закрепить технику (?) метания мяча», поскольку под «техникой физического упражнения» принято понимать рациональный способ его выполнения, предлагаемый к усвоению в форме образца стандартной техники, который по сути своей уже сам по себе является эталоном правильности выполнения упражнения, поэтому в процессе обучения совершенствуют не технику упражнения, а самого обучаемого в выполнении усвоенного упражнения, закрепляют умения или навыки, приобретённые занимающимися в результате попыток овладения образцом стандартной техники разучиваемого упражнения);

• чрезмерно многословное изложение фрагментов содержания учебного материала вплоть до описания конкретных упражнений и

250

указаний количества повторений каждого.

Недопустимое количество несоответствий содержания и текстового оформления нормативно-дидактическим требованиям наличествует в наиболее значимых для рационализации, а следовательно, и обеспечения наибольшей продуктивности совместной деятельности учителя и учащихся документах - планах-конспектах уроков.

Наиболее типичными из таких несоответствий являются следующие:

• недостаточная выраженность в заголовках большинства планов-конспектов сущности школьных уроков физической культуры, которые в большинстве случаев обозначаются как уроки гимнастики, лёгкой атлетики и т. д. по наименованию разделов учебной программы», что ориентирует читающего на восприятие их как узконаправленных по задачам и содержанию уроков спортивной тренировки, а не уроков общей физической подготовки, каковыми они и должны быть в соответствии с главной целью преподавания школьного предмета физическая культура как общеобразовательного и общеприкладного, призванного обеспечить возможно большую разносторонность развивающих воздействий на взимающихся;

• недостаточная информативность общих исходных данных об уроке: времени проведения (во всех конспектах оно указывалось в стандартном 45-минутном обозначении), месте проведения (во многих случаях не указывалось вообще), необходимом инвентаре и оборудовании (перечислялись лишь названия предметов без указания их количества);

• смешение понятий: «тема урока», «раздел программы», «основные задачи урока», «частные задачи к отдельным видам упражнений»;

• слабая выраженность или отсутствие в формулировках задач целевой установки, которая почти во всех конспектах заменялась обозначением процесса планируемой деятельности (вместо научить - обучение, вместо совершенствовать - совершенствование и т. п.);

• отсутствие дидактически обоснованной последовательности постановки (перечисления в конспекте) основных задач урока - от образовательных к оздоровительным и воспитательным;

• несоответствие воспитательных задач урока потенциальным возможностям его содержания (например, планирование задачи «содействие воспитанию чувства коллективизма» при отсутствии в содержании урока упражнений, требующих коллективистских проявлений - взаимостраховки или взаимопомощи, согласованности движений и действий при групповом выполнении упражнения с единым предметом, достижения общей цели в каком-либо виде групповой деятельности за счёт суммирования результатов индивидуальных

251

действий каждого и т. п.);

• недостаточная полнота обозначения нагрузки, когда указывается лишь её объём (количество повторений упражнения) без обозначения интенсивности, а в некоторых случаях - отсутствие конкретики (например, дозировка бега указывается не в метрических величинах: «бег - 2 круга»);

• подмена организационно-методических указаний к некоторым видам физических упражнений (например, построениям, бегу с низкого старта и др.) перечислением используемых для их выполнения команд («... становись!», «равняйсь!», «смирно!», «на старт!», «внимание!», «марш!» и др.);

• несоблюдение принятых в отечественной гимнастической терминологии правил записи физических упражнений не только выполняемых на месте, но и при различных передвижениях (ходьбе, беге, танцевальных шагах и др.).

Многочисленные ошибки и недочёты в оформлении документов планирования учебной работы свидетельствуют либо о недостаточной компетентности большинства учителей в вопросах планирования, либо о недобросовестном отношении их к своим профессиональным обязанностям.

Наиболее вероятной причиной сказанного следует считать неоправданно широкое, неконтролируемое ни администрацией школ, ни методистами по предмету, использование большинством учителей уже готовых, нередко сомнительного качества, «разработок» преимущественно «годовых планов-графиков», ошибочно именуемых авторами «поурочно-тематическими», и «планов-конспектов уроков», рекомендуемых многочисленными методическими пособиями и журналом «Физическая культура в школе».

Такое отношение к вопросам планирования отчасти можно объяснить весьма вольным толкованием многими учителями предоставленного им существующими законодательствами (о физической культуре и спорте, об образовании) права свободы выбора форм, средств и методов преподавания предмета физическая культура. Однако необходимо иметь в виду, что это право может быть реализовано с наибольшей пользой лишь при действиях учителя в рамках разумного, обусловленного сущностью, целью, принципами и логикой педагогической деятельности.

Опыт показывает, что механическое заимствование составленных кем-то готовых «образцов» документов планирования чаще всего не приводит к желаемому результату, поскольку в них не могут быть учтены важнейшие факторы, определяющие эффективность реализации в процессе преподавания предмета физическая культура запланированных: условий работы конкретного учителя; возможностей материально-технического обеспечения учебно-

252

воспитательного процесса в конкретной школе; уровня образованности, воспитанности, развития познавательных и двигательных возможностей конкретных контингентов учащихся и др.

Постоянное использование «чужих» планов лишает учителя возможности творчески проявить себя, стимула профессионального самосовершенствования, что в итоге может привести к его деквалификации в вопросах планирования, снижению качества преподавания учебного предмета.

Знание сущности и принципов планирования, номенклатуры планов учебной работы, технологии их разработки и требований к текстовому оформлению каждого из них позволит учителю выбрать оптимальный вариант осуществления процесса преподавания предмета физическая культура, обеспечивающий наибольшую эффективность обучения, воспитания, физического развития и двигательной подготовленности конкретного контингента учащихся.

Планирование учебной работы следует начинать с разработки наиболее общего по содержанию документа - годового плана-графика, главным функциональным назначением которого является рациональное распределение учебных тем, составляющих содержание теоретического и практических разделов школьной программы, по четвертям учебного года и сериям уроков, отводимых на освоение учащимися каждой отдельной темы.

Количество уроков в серии обусловлено, во-первых, координационной сложностью физических упражнений, представленных в программе терминологическими обозначениями в качестве учебных тем («кувырок вперёд», «прыжок в длину с разбега способом согнув ноги», «ведение баскетбольного мяча», «попеременный двухшаж-ный ход» и др.), во-вторых, уровнем готовности учащихся к усвоению конкретной темы (физического упражнения), в-третьих, условиями проведения уроков и возможностями материальнотехнического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Каждая тема в свою очередь подразделяется на подтемы, которые распределяются по урокам серии. Например, содержание темы «прыжок в длину с разбега» может быть представлен подтемами, выделяемыми по фазам выполнения прыжка, представляющими основные компоненты его техники - разбег - отталкивание - движения «в полёте» - приземление.

Однако в планировании изучение перечисленных подтем (обучение соответствующим компонентам техники упражнения) может быть представлено и в иной последовательности, например, начинаться с обучения не «разбегу», а «отталкиванию» и «приземлению» как компонентам техники, наиболее значимым для результативности овладения техникой самого прыжка и выполнения

253

его в соревновании, а заканчиваться обучением подбору индивидуального разбега.

В принципе планирование последовательности изучения подтем (обучения компонентам техники физического упражнения) в серии уроков определяется с учётом причинно-следственных зависимостей, существующих между компонентами техники физического упражнения, представляющего учебную тему, структуры обучения двигательному действию, закономерностей его усвоения и логики процесса обучения.

Распределение программных тем в годовом плане-графике по учебным четвертям, сериям уроков и конкретным урокам является ориентировочной основой разработки поурочного плана на четверть.

Главной функцией поурочного планирования является моделирование структуры и содержания предстоящих уроков.

В поурочном плане должны быть представлены основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи и краткое, предельно обобщённое при достаточной смысловой ёмкости соответствующее этим задачам содержание (физические упражнения, учебные задания, способы организации деятельности учащихся) каждого из уроков в порядке расположения их в учебной четверти. При этом необходимо обеспечить преемственность и перспективность решения задач и реализации содержания в пределах не только конкретной серии уроков, но и в пределах четверти.

В четвертном поурочном плане не принято раскрывать деталей каждого учебного задания и обозначать количество повторений каждого физического упражнения. Достаточно ограничиться указанием лишь преимущественной функциональной направленности планируемых средств решения конкретных педагогических задач. Например, комплекс предлагаемых к использованию во вводноподготовительной части урока общеразвивающих упражнений может быть представлен следующей формулировкой: «10-12 упражнений на растягивание основных групп мышц в чередовании с бегом по 10-15 м в оптимальном темпе».

Из документов планирования учебной работы наиболее практически значимым для обеспечения максимально возможной результативности преподавания предмета физическая культура является план-конспект урока, который составляется на основе использования смоделированного ранее содержания предстоящего урока в плане на четверть.

Будучи конечным документом планирования, план-конспект отличается от годового и четвертного планов предельной конкретизацией и детализацией задач и содержания учебной работы, осуществляемой в рамках организационно-методических возможно-

254

стей конкретного занятия, наличием дидактически обоснованной алгоритмизации взаимосвязанной деятельности учащихся и педагога. В нём намечается дозировка каждого упражнения с учётом уровня подготовленности конкретного контингента учащихся, определяются наиболее действенные методы обучения и воспитания, способы организации деятельности учащихся, предусматривается оперативный педагогический контроль за качеством усвоения учащимися различных видов учебной информации и оценивание их действий, намечаются дополнительные индивидуальные и домашние задания.

К текстовому оформлению плана-конспекта урока предъявляется ряд требований, соблюдение которых обеспечивает наглядность структуры этого документа и наибольшую информативность его содержания, позволяет понять логику последовательности постановки основных задач урока, взаимосвязи частных задач и средств их решения.

Требование 1. В наименовании конспекта должны быть указаны: номер урока в годичном цикле; классы конкретной учебной параллели, для которых предназначен конспект: раздел учебной программы, представленный темой урока. Например, конспект урока физической культуры № 3 по разделу «Лёгкая атлетика» для учащихся 5-х классов.

Ниже заголовка излагается тема урока терминологическим обозначением физического упражнения (как оно представлено в тексте программы), предлагаемого учащимся в качестве главного объекта изучения на данном уроке. Например, «прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги"». Поскольку для изучения почти любой темы практических разделов программы требуется, как правило, несколько уроков, то одна и та же тема может повторяться на нескольких смежных уроках.

Требование 2. Под формулировкой темы излагаются «основные» задачи урока, которых должно быть не менее четырёх и располагаться они должны в дидактически обоснованной последовательности.

Пока неизвестно, какие физические упражнения будут изучаться на уроке, невозможно понять, какие физические качества преимущественно необходимо развивать и какими знаниями могут овладеть учащиеся на данном уроке. Поэтому первыми формулируются образовательные задачи на формирование двигательных умений и навыков - обучение технике физических упражнений или совершенствования в ней, если предлагаемые упражнения или отдельны компоненты их техники были разучены на предыдущих уроках.

Вторыми формулируются оздоровительные задачи - на развитие физических качеств, проявление которых типично для научаемых в уроке упражнений, обеспечивает успешность их усвоения и

255

результативность выполнения при сдаче учебных норм или участии в спортивном соревновании.

Третьими по очерёдности формулируются «воспитательные задачи с учётом потенциальных возможностей воздействия входящих в содержание урока конкретных физических упражнений и способов организации деятельности занимающихся на их интеллектуальные, нравственные, эстетические и другие личностные проявления.

Например, задачу «содействовать воспитанию сознательной дисциплинированности» можно ставить лишь в том случае, если в содержание урока входят упражнения, требующие организованности и согласованности совместных действий учащихся, либо упражнение, выполнение которого требует самоорганизации, самоконтроля, управления собственными поступками и поведением в околоконфликтных и стрессовых ситуациях.

Задача «содействовать развитию смелости и решительности» может быть поставлена лишь в том случае, если в содержание урока входят упражнения, выполнение которых вызывает повышенные эмоционально-психические напряжения, или упражнения, связанные с риском, необходимостью преодоления чувства страха (например, в единоборствах, на гимнастическом бревне, опорных прыжках и т. п.).

В четвёртую очередь, когда известно всё перечисленное выше, формулируются вновь образовательные задачи, но - на формирование у учащихся знаний, касающихся прежде всего действий, предлагаемых в рамках планируемого урока (например: «закрепить знания учащихся о фазах прыжка в высоту способом "перешагивание"», «содействовать усвоению учащимися знаний об основах техники низкого старта» и т. п.).

Формулировки задач должны быть столь конкретными, чтобы учащиеся при сообщении им в начале урока задач могли бы понять, на развитие каких свойств и качеств их организма и личности предполагается воздействовать содержанием урока, а по окончании его могли бы осознать реальную результативность проделанной работа, а учитель мог бы объективно оценить степень решения запланированных педагогических задач.

Требование 3. После изложения задач должны быть указаны: время проведения урока по расписанию, что позволит судить о возможном уровне работоспособности занимающихся, обусловливающим оптимальную интенсивность планируемых в уроке психофизиологических и физических нагрузок; место проведения урока с обозначением размеров спортивной площадки или зала, что может служить некоторым ориентиром для использования конкретных видов упражнений к способов организации деятельности занимающихся; необходимый инвентарь и оборудование в

256

количественных единицах с учётом задач урока, содержания учебного материала и предполагаемого количества занимающихся.

Требование 4. Для изложения непосредственно содержания урока целесообразно воспользоваться графическим оформлением конспекта с выделением в нём в порядке слева направо пяти граф: части урока и их продолжительность; частные задачи к конкретным видам упражнений, действиям учителя и учащихся; средства решения учебных задач; дозировка; организационно-методические указания.

Все записи независимо от вида урока (гимнастического, легкоатлетического, спортивно-игрового и др.) должны осуществляться с использованием принятой в отечественной системе физического воспитания «гимнастической» терминологии. Они должны быть предельно краткими, но ёмкими по смысловому содержанию. Допустимо сокращение слов, но лишь принятие в русском языке и официальной терминологии.

В первой графе обозначаются части урока и продолжительность каждой из них с учетом возможности варьирования времени в 1-2 минуты.

Во второй - формулируются частные задачи для каждого конкретного упражнения (или группы однотипных упражнений), обозначенного в графе третьей. Это позволит раскрыть внутреннюю логику используемой учителем методики.

В третьей - записываются упражнения в соответствии с очередностью выполнения их на уроке (начиная с начального построения), а также действия учителя (сообщение задач урока и теоретических сведений).

В четвертой - обозначаются все передвижения - в метрах или минутах (секундах); общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжок, метание и т. п.) - в количестве раз; построения и перестроения - в количестве раз или во времени (когда используются однократно); игры - во времени. При этом целесообразно сочетать перечисленные показатели таким образом, чтобы в записи была наиболее полно выражена величина нагрузки по объему и интенсивности в совокупности (например, при выполнении конкретного общеразвивающего упражнения указывается количество его повторений и в скобках - время, затраченное на выполнение этого количества).

Заполнение графы 5 заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены методические приемы, используемые при выполнении конкретных упражнений, выделены особо важные детали техники, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе обучения, даны указания по предупреждению типичных ошибок и т. п. В этой же графе фиксируются и методы нравственно-

257

го воспитания (например, использование положительных примеров поведения учащихся, отношения к работе, проявления волевых и моральных качеств и т. п.). Здесь же указываются способы организации деятельности занимающихся, порядок смены мест занятий, построений, перестроений, передвижений и т. п. Намечаются методы проверки и оценки учебной работы занимающихся, записывается содержание домашних заданий. Записи могут быть пояснены рисунками и чертежами, схемами и т. п.

Степень соответствия оформления конспекта урока перечисленным требованиям является критерием его оценки.

Е.К. Захарова, Ю.М. Зубарев

Оптимизация тренировочных нагрузок, направленных на развитие силовой выносливости у лыжника-гонщика

При оптимизации тренировочных нагрузок в лыжном спорте необходимо учитывать развитие всех основных двигательных качеств.

Однако эти качества поддаются развитию в результате направленной специализированной тренировки, но в разной степени. При этом уровень развития физических качеств необходимо прогнозировать и управлять этим процессом при помощи изменения интенсивности занятий и их объема с разными средствами подготовки, учитывая возрастающую конкурентоспособность лыжников-гонщиков в различных возрастных группах. Исследованиями многих авторов была установлена тесная взаимосвязь между уровнем развития силы и спортивно-техническими результатами. Однако другие физические способности лыжников, такие как силовая и скоростная выносливость, а также специальная выносливость, зависят от уровня проявления рациональной и экономичной мышечной силы при отталкивании. Тогда как силовые качества лыжников представляют собой совокупность нескольких компонентов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти разновидности силовых качеств необходимы для выполнения отталкивания ногой и руками, а также при выполнении переходов переноса ноги (маховые движения). Между компонентами силовых способностей трудно провести четкие границы, отделяющие одно от другого и переходящие из силовой выносливости в скоростную, кроме того они переплетаются и как бы перетекают из одной связки в другую - с нижней опоры на верхние суставы. Сам процесс отталкивания ногой или руками протекает в течение 0,2-0,3 секунд (динамиче-

258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.