Научная статья на тему 'Состояние физического воспитания в общеобразовательных школах Забайкалья (1950-1955 гг. )'

Состояние физического воспитания в общеобразовательных школах Забайкалья (1950-1955 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УРОК / УЧАЩИЕСЯ / PHYSICAL TRAINING. SCHOOL PROGRAMME / LESSON / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колькина Елена Анатольевна

По истории физической культуры в Забайкалье имеются публикации, носящие, как правило, фрагментарный характер. Работа с архивными документами позволила собрать и обобщить фактический материал, касающийся физического воспитания в школах в исследуемый период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Condition of physical training in comprehensive schools of Zabaikalie (1950-1955)

Publications on history of physical training in Zabaikalie have, as a rule, fragmentary character. The work with archival documents allowed to collect and generalize the actual material concerning physical training at school during the researched period

Текст научной работы на тему «Состояние физического воспитания в общеобразовательных школах Забайкалья (1950-1955 гг. )»

Литература

1. Быстрицкая Е.В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №11. -С.50-55.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 242 с.

3. Жолдак В.И, Сейранов С.Г. Менеджмент. - М.: Советский спорт, 1999. - 528 с.

4. Захарова Л.Н., Соколова В.В., Соколов В.М. Профессиональная компетентность учителя и психологопедагогическое проектирование - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.

5. Кузьмак Б.С., Осинцев А.А. Социально-

экономические проблемы физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1981. - 280 с.

Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных единоборств

Института физической культуры и спорта СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск.

Колодезникова Маргарита Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных единоборств Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск.

Kolodeznikova Sardaana Ivanovna - department of sport single combats of Institute of physical culture and sport of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the Republic of Sakhа (Yakutia), Yakutsk. e-mail: [email protected]

Kolodeznikova Margarita Gerasimovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of sport single combats of Institute of physical culture and sport of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the Republic of Sakhа (Yakutia), Yakutsk.

ph. 8 (4112) 44-61-66, 89841051887, e-mail: [email protected].

УДК 913 (Заб) + 371.037

ЕА. Колькина Состояние физического воспитания в общеобразовательных школах Забайкалья (1950-1955 гг.)

По истории физической культуры в Забайкалье имеются публикации, носящие, как правило, фрагментарный характер. Работа с архивными документами позволила собрать и обобщить фактический материал, касающийся физического воспитания в школах в исследуемый период времени.

Ключевые слова: физическое воспитание, школьная программа, урок, учащиеся.

EA. Ko/’Aina

Condition of physical training in comprehensive schools of Zabaikalie (1950-1955)

Publications on history of physical training in Zabaikalie have, as a rule, fragmentary character. The work with archival documents allowed to collect and generalize the actual material concerning physical training at school during the researched period.

Key words: physical training. school programme, lesson, pupils.

Для успешного решения проблем в области развития физического воспитания школьников необходим глубокий и всесторонний анализ не только современного опыта, но и рассмотрения становления исторического наследия регионов нашей страны, имеющих свои экономические, социокультурные и этнические особенности.

В литературных источниках вопросы о состоянии физического воспитания в общеобразовательных школах Забайкалья освещались недостаточно, в связи с их малоизученностью. Воссоздание целостной картины этого процесса предполагает объективное, глубокое и всестороннее изучение рассматриваемого периода времени [1].

В переходный период нашего государства от социализма к коммунизму задачам физического воспитания подрастающего поколения придавалось большое значение. Физическое воспитание школьников в Читинской области во многом не

соответствовало требованиям, предъявленным к нему партией и правительством. Это зависело от социально-экономических условий развития области, ее отдаленности и от того, что руководящие работники областного отдела народного образования (облоно) и районного отдела народного образования (районо), директора школ и областной комитет по делам физической культуры и спорта не уделяли должного внимания делу перестройки работы по физическому воспитанию в школах.

1950/51 учебный год в области проходил под знаком дальнейшего улучшения дела народного образования. Августовские районные совещания учителей и январские районные совещания по итогам первого полугодия показали несомненный политический и педагогический рост учителей, их горячее стремление к поднятию работы школ на более высокую ступень.

Физическая подготовка в школах области по-

лучила дальнейшее развитие. Значительная часть школ удовлетворительно выполнила учебные программы по физической культуре. Директора и заведующие школ стали больше уделять внимания физическому воспитанию учащихся. Однако качество уроков физической культуры в начальных школах и развертывание спортивномассовой работы отставало от задач, поставленных перед школой. В младших классах уроки физической культуры проводились методически слабо и по существу заменялись обучению строевым приемам. Причиной недостаточной постановки дела физического воспитания являлось: во-первых, слабая методическая и общеобразовательная подготовка учителей; во-вторых, отсутствие в ряде школ спортивного инвентаря, спортивных площадок и спортивных залов.

В школах Читинской области программный материал по физической культуре полностью не был пройден, например, во всех школах города раздел «Лыжная подготовка» был освоен не в полной мере. Это объясняется в первую очередь отсутствием квалифицированных кадров по физическому воспитанию, а также недостаточностью лыжного инвентаря и лыжных трасс. В семилетних школах (сельской местности) невыполнение программного материала приходилось на разделы «Гимнастика» и «Акробатика», так как малая учебная нагрузка (6-8 часов) не позволяла иметь освобожденного преподавателя физической культуры, а преподаватели-совместители не обеспечивали качественного прохождения учебного материала.

Но несмотря на ряд существенных недостатков, мешающих полному освоению программного материала, качество знаний и практические навыки учащихся были удовлетворительными. В 1-4 классах уроки физического воспитания проводили учителя начальных классов. Преподавание в 5-10 классах вели в основном освобожденные преподаватели, которые в своем большинстве имели курсовую подготовку, полученную в институте усовершенствования учителей (ИУУ). Укомплектованность школ соответствующими кадрами преподавателей физического воспитания оставалась на низком уровне.

Невыполнение части программного материала в эти годы также приходилось на раздел «Снарядная гимнастика» в старших классах.

Существенным недостатком в преподавании физической культуры в общеобразовательных школах области являлось то, что почти не проводились занятия с учащимися, отнесенными к категории «ослабленных». В большинстве случаев такие учащиеся полностью освобождались от занятий физической культурой.

Следует также отметить, что директора и заведующие учебной частью школ слабо контролировали работу учителей физической культуры, вследствие чего и происходило неполное освоение программного материала. Для улучшения качества физического воспитания в школах необходимо было значительно повысить ответственность за эту работу руководителей органов народного образования и директоров школ, как за работу большой государственной важности.

Одной из главных причин, тормозящих постановку физического воспитания в области, являлось то, что преподавание физической культуры во многих школах поручалось лицам, не имеющим даже элементарной подготовки по этой специальности. Такие учителя не в состоянии были поставить дело физического воспитания на уровень современных требований, дать учащимся достаточные знания и умения, а также привить им любовь к физической культуре и спорту.

В Читинской области многие общеобразовательные школы не имели достаточной учебноматериальной базы, не хватало спортивного инвентаря, оборудование спортивных площадок было примитивным. В результате чего спортивно-массовыми мероприятиями было охвачено малое количество учащихся. Так, из 768 начальных школ 7 имели спортивные комнаты и 37 -спортивные площадки. В 257 семилетних школах существовало 32 спортивные комнаты и 59 спортивных площадок. В 61 средней школе было в наличии 23 спортивных зала и 31 спортплощадка (табл. 1). В целом общеобразовательные школы области были обеспечены спортивными помещениями только на 17%.

Таблица 1

Материальная база школ

Количество школ Год Спортивные комнаты Спортивные площадки Спортивные залы Процентное отношение, %

Начальные - 768 1951 7 37 - 5,7

Семилетние - 257 1951 32 59 - 31,5

Средние - 61 1951 - 31 23 88,5

Итого: 1086 1951 39 127 23 17

Приобретение спортивного инвентаря затруднялось в связи с отсутствием его на местах и недостатком средств, отпускаемых школам на приобретение учебного оборудования [2].

Приказ Министерства просвещения в соответствии с решением Совета Министров РСФСР от 15.04.51 г. требовал завершить в 1952 г. оборудование спортивных площадок при всех семилетних и средних школах. Проверка ряда школ области показала, что это требование не было выполнено [3].

Также как и в прошлом году, во многих школах отсутствовала необходимая материальная база. Так, из 733 начальных школ только 6 име-

ли приспособленные помещения для занятий физическими упражнениями, из 264 семилетних школ имела спортивные помещения 31 школа, из 73 средних школ имели спортивные помещения только 29 (табл. 2). Крайне медленно шло строительство спортивных площадок. К концу года в Читинской области, по статистике, было всего 138 спортивных площадок.

В 1953 г. материальная база школ Читинской области, находилась в неудовлетворительном состоянии. Из 701 начальной школы только в 5 были приспособленные помещения для занятий физической культурой, из 265 семилетних -только в 27 и из 85 средних - в 38 (табл. 2) [6].

Таблица 2

Наличие оборудованных помещений для занятий физической культурой

Школы Год Количество спортивных помещений В процентном отношении %

Начальные - 733 1952 6

7-летние - 264 - 31

Средние - 73 - 29

Итого: 832 1952 66 8,1

Начальные - 701 1953 5

7-летние - 265 - 27

Средние - 85 - 38

Итого: 1051 1953 80 8,1

Из представленных таблиц видно, что школы были обеспечены спортивными комнатами, спортивными площадками и спортивными залами только на 17%, а полностью оснащенными спортивными залами - на 8,1%.

В школах области проводилась работа по физическому воспитанию школьников во внеурочное время, но слабо велся учет этой работы и особенно учет сдачи норм Всесоюзного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).

За 1951 г. в школах г. Читы и Читинской области среди школьников было подготовлено значкистов: БГТО 3646, по плану 5100; ГТО 1 ступени 1855, по плану 1200; ГТО 2 ступени 63 значкиста, по плану 50.

Но несмотря на все трудности, в период с 2426 июня в г. Чите была проведена областная спартакиада школьников по легкой атлетике и баскетболу, на которой было представлено 10 районов области, с общим количеством учащихся 218 человек. В ходе соревнований были улучшены результаты по восьми видам легкой атлетики.

Государственный план подготовки значкистов ГТО и спортсменов-разрядников по состоянию на 01.07.53 г. не был выполнен. Подготовлено 706 значкистов ГТО 1 ступени при плане 700, 37 значкистов ГТО 2 ступени при плане 100, значкистов БГТО 1675 при плане 6000 [5].

В июне 1953 г. в г. Чите была проведена областная спартакиада школьников по легкой атлетике, в которой приняло участие 18 районов области (в 1951 г. на областных соревнованиях выступало всего 10 районов). Положительным моментом следует считать участие команд отдаленных районов области, где преподаватели физического воспитания, руководители школ и заведующие отделов народного образования со всей серьезностью отнеслись к данному мероприятию.

В период с 28 по 29 июня 1954 г. в г. Чите проходили областные соревнования по легкой атлетике среди школьников, в которых приняло участие 178 учащихся (участвовало 18 районов). Общая физическая подготовка школьников (из показаний областных соревнований) была удовлетворительной [4].

Таблица 3

Подготовка значкистов ГТО и БГТО

Год Подготовка значкистов План Выполнение % выполнения

1950-1951 БГТО 3581 3643 101,7

ГТО 1 ступень 816 945 115,8

ГТО 2 ступень 24 33 137,5

1951-1952 БГТО 5100 3646 71,3

ГТО 1 ступень 1200 1855 154,5

ГТО 2 ступень 50 63 126,0

1952-1953 БГТО 6000 1675 27,9

ГТО 1 ступень 700 706 100,8

ГТО 2 ступень 100 37 37,0

1954 -1955 БГТО 6000 3198 53,3

ГТО - 1 ступень 700 1585 226,4

ГТО - 2 ступень 100 54 54,0

Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию проводилась в разрезе государственного плана подготовки значкистов БГТО, ГТО и спортсменов-разрядников. План выполнения нормативов комплекса ГТО оставался таким же, как и в 1953-1954 гг. С данной задачей школы области и в этом году не справились. По архивным данным на 01.07.55 г., было подготовлено учащихся: БГТО 3198 значкистов, ГТО 1 ступени - 1585 значкистов, ГТО 2 ступени - 54.

Слабое выполнение плана подготовки спорт-сменов-разрядников (за пять лет план подготовки был выполнен только на 71,1%) (табл. 3) объяснялось повышенными нормативами по видам спорта в новой спортивной классификации и отсутствием подготовленных педагогических кадров, которые могли бы готовить разрядников. Внеклассная физкультурная и спортивномассовая работа в школах была развернута очень слабо и не отвечала требованиям, предъявляемым к развитию спорта среди учащихся, спортивные секции коллективов физической культуры школ были малочисленные.

В вышедшем приказе министра просвещения за № 317 1952 г. о кадровом составе в школах указывалось, что преподавателями физического

Педагогические кадры пре

воспитания в семилетних и средних школах могут быть только лица, имеющие законченное специальное образование. Работающие в школах учителя, не имеющие специального образования, должны получить это образование заочно, в течение 4-5 лет. На этот период времени в 237 семилетних и средних школах Забайкалья работало только 138 освобожденных преподавателей физического воспитания, остальные совместители. Из 138 преподавателей 54 имели среднее педагогическое образование, их них только 7 физкультурное и 7 высшее физкультурное образование, 1 незаконченное высшее образование и 76 имели только месячную курсовую подготовку.

В 1953/54 учебном году укомплектованность школ педагогическими кадрами также была неудовлетворительной. Так, в 350 семилетних школах работал 161 освобожденный преподаватель физического воспитания, остальные совместители. Из 161 преподавателя 42 имели среднее и высшее специальное образование, 88 среднее педагогическое, 31 не имел педагогического образования и прошел только курсовую подготовку через ИУУ (таблица 4). Из представленной таблицы следует, что только 50% учителей имели образование по физической культуре.

Таблица 4

:та «Физическая культура»

Количество 7-летних школ Год Всего учителей Высшее образов. Незакончен. высшее образов. Среднее пед. образов. Курсовая подготовка Учителя с образов.

237 1951-1952 138 7 1 54 76 62

350 1953-1954 161 42 - 88 31 130

В новой школьной программе, которая вышла в 1954 г., отразилось постановление ЦК ВКП(б) от 27.12.48 г., в котором говорилось о

развитии массового физкультурного движения в стране и значительное место уделялось развитию спорта. Кроме основного материала, обяза-

тельного для всех школ и всех регионов страны, вводится дополнительный материал, который составляется и изучается в зависимости от географических, климатических и других условий конкретной местности [7].

Переход на новые программы, введение комплекса ГТО в новой редакции и подготовка к Всероссийской спартакиаде школьников - все это способствовало улучшению состояния физического воспитания учащихся в школах Забайкалья.

Новая программа по физической культуре, составленная с учетом возможностей школ, местных условий, и введение дополнительного материала давали возможность проводить уроки физической культуры более качественно. Преподаватели подбирали и сочетали упражнения для уроков, давали правильный показ движений, использовали подготовительные упражнения. Все это помогало быстрее обучить детей программному материалу, закреплять двигательные умения и повышать технические показатели.

Практически во всех школах существовали физкультурные коллективы, охват учащихся в спортивных секциях с каждым годом увеличивался, уделялось большое внимание подготовке значкистов ГТО и БГТО, проводились внутри-школьные соревнования. Во время соревнований был организован прием норм БГТО и ГТО. Слабой стороной в работе многих школ области была подготовка общественных инструкторов и судей по спорту из числа учащихся.

Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию в школах области проходила под знаком подготовки ко II Всероссийской спартакиаде школьников. На совете облоно был обсужден вопрос о состоянии физического воспитания в школах области и подготовке ко II Всероссийской спартакиаде школьников. Совет наметил ряд мероприятий, направленных на улучшение постановки преподавания физической культуры в школах, и обязал районо провести внутришкольные и районные спартакиады в каждой школе и каждом районе. Выполнение мероприятий, намеченных советом, способствовало более широкому охвату учащихся соревнованиями.

Районные соревнования по легкой атлетике были проведены в 33 районах Читинской области. В областных соревнованиях приняло участие 240 школьников от 24 районов (остальные не смогли выставить команды из-за отдаленности), это на 6 районов больше, чем в 1954 г. Результаты школьников, показанные в соревнованиях,

были гораздо выше, чем в прошлом году [9].

Значительная часть руководителей школ и инспекторов отдела народного образования недооценивала роль физического воспитания школьников, чаще ссылаясь на свою неосведомленность, совершенно не вникала в работу по физической культуре, не интересовалась внешкольными спортивно-массовыми мероприятиями, не посещала уроки и не направляла коллектив учителей на улучшение физического воспитания учащихся в школах [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя этот период времени (1950-1955 гг.), можно обобщить вышеизложенное. Учебные программы физической культуры в общеобразовательных школах основном были выполнены во всех классах. Преподавание уроков физической культуры в 1-4 классах проводилось удовлетворительно, хотя в большинстве школ Читинской области уроки по этому предмету вели учителя начальных классов. Как правило, они большую часть урока отводили на обучение и закрепление строевых приемов, т.е. урок сводился к маршировке или прогулке. Преподавание в 5-10 классах проводили в основном освобожденные преподаватели, которые в своем большинстве имели курсовую подготовку, полученную ими в ИУУ на месячных курсах. Не имея необходимой теоретической подготовки, они не могли обеспечить качественного прохождения программного материала. Мало внимания уделялось детям с ослабленным здоровьем. Занятия с учащимися специальных медицинских групп практически не проводились. Фактически такие учащиеся полностью освобождались от уроков физической культуры.

В области ежегодно проводились районные и областные соревнования и спартакиады, число участников в которых росло из года в год. Во всех школах были организованы физкультурные коллективы, охват учащихся в спортивных секциях и кружках с каждым годом увеличивался, проводилась большая работа по подготовке значкистов ГТО и БГТО.

Для улучшения качества физического воспитания в школах необходимо было, прежде всего, значительно повысить ответственность за эту работу руководителей органов народного образования и директоров школ. Организовать работу по повышению педагогического мастерства с преподавателями физического воспитания, через методические объединения и семинарские занятия и повысить квалификацию учителей физического воспитания.

Коновалов И.Е. Методологические основы современной концепции физического воспитания музыкантов средних специальных учебных заведений (Республика Т атарстан)

Литература

1. Физическая культура и спорт в Забайкалье: история и современность. - Чита: Изд-во Заб. гос. гум.-пед. ун-та, 2008. - 108 с.

2. Государственный архив Забайкальского края. Ф.Р.-17. Д. 259. 264 с.

3. ГАЗК. Ф.Р.- 17. Д. 378. 160 с.

4. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 435. 275 с.

5. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 499. 223 с.

6. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 508. 145 с.

7. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 524. 183 с.

УДК 37.037

8. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 577. 134 с.

9. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 635. 96 с.

Колькина Елена Анатольевна - ст. преподаватель кафедры физического воспитания, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, Чита

Kol’kina Elena Anatolievna, senior teacher of department of physical education, N.G. Chernyshevskiy Zabaikalian State Humanitarian and Pedagogical University.

Ph. 8-914-501-3000.

ИЕ Коновалов

Методологические основы современной концепции физического воспитания музыкантов средних специальных учебных заведений (Республика Татарстан)

В статье рассматривается вопрос улучшения качества физического воспитания музыкантов ССУЗов через диверсификацию его форм, структуры и содержания при создании условий для воспитания у студентов мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью и занятиям физической культурой, а также обеспечении предпосылки совершенствования их общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.

Ключевые слова: физическое воспитание студента-музыканта, физическая культура, физические качества.

I.E. Konova/ov

Methodological foundation of modern conception of physical education of musicians of secondary special educational institutions (the Republic of Tatarstan)

The article deals with theproblem of qualitative improvement of physical education of musicians of secondary special educational institutions through the diversification of its forms, structure and content, creating conditions for training students to have mo-tivating-value attitude to their own health and lessons of physical culture, and also providing requisites for perfection of their general and professional-applied physical qualification.

Key words: physical education of student-musician, physical culture, physical qualities.

Физическая культура в ССУЗах музыкального профиля, являясь частью гуманитарного цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, методов и средств общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной подготовки. Однако если исследования вопросов физического воспитания музыкантов в вузах периодически проводятся, разрабатываются и применяются современные методики и технологии обучения, то в СПО их практически нет.

Проведенное нами исследование состояния физического воспитания в музыкальных ССУЗах РТ показывает, что существует острая потребность диверсификации формы, структуры и содержания физической культуры музыкантов ССУЗов. В связи с этим целью нашего исследования является реализация современной концепции физического воспитания музыкантов ССУЗов, которая отвечает возрастающим требованиям общества к конкурентоспособному спе-

циалисту сферы культуры и искусств.

Практическая значимость исследования заключается в простоте его внедрения в учебный процесс ССУЗа практически любого профиля, а также в легкости трансформации структуры и содержания в зависимости от особенностей учебной и профессиональной деятельности обучающегося контингента.

Исследование проводилось на базе Набереж-ночелнинского колледжа искусств. В эксперименте приняли участие 80 студентов-музыкантов.

Современная концепция ФВ музыкантов ССУЗов как любое целостное педагогическое явление имеет не только цель и задачи, но и структуру (табл. 1). В качестве элементов структуры можно выделить формы занятий, период обучения, этапы и их краткую характеристику по направлениям деятельности. Поскольку все элементы структуры отражают отдельные стороны одного процесса, который по своему существу един и лишь условно может рассматриваться с отдельной позиции, их взаимозависимость неоспорима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.