Научная статья на тему 'Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе'

Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1482
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Андрей Анатольевич

Полученные данные в ходе эксперимента свидетельствуют, что изменение направленности и структуры педагогических воздействий на опережающие в своем развитии силовые способности ведет к снижению тренировочного эффекта и утрате ранее достигаемого уровня силовой подготовленности. Возобновление направленных воздействий на интенсивное развитие силовых способностей в границах установленного сенситивного периода по средствам целевого урока обуславливает быстрое восстановление прежнего уровня и последующее ее повышение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stamina development in boys during physical training classes at secondary school

The data got during the experiment shows that the changes in the direction and structure of pedagogical actions towards the development of the stamina led to the decrease of the training effect and the loss of the previous level of stamina condition. The renewal of the actions directed towards the intensive development of the stamina limited by the fixed sensitive period by using the means of special class causes quick recovery to the previous level and its further progress.

Текст научной работы на тему «Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

УДК 796

А. А. ГУСЕВ щ

Тюменский юридический институт МВД России

РАЗВИТИЕ

СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Полученные данные в ходе эксперимента свидетельствуют, что изменение направленности и структуры педагогических воздействий на опережающие в своем развитии силовые способности ведет к снижению тренировочного эффекта и утрате ранее достигаемого уровня силовой подготовленности. Возобновление направленных воздействий на интенсивное развитие силовых способностей в границах установленного сенситивного периода по средствам целевого урока обуславливает быстрое восстановление прежнего уровня и последующее ее повышение.

В последнее время в старших классах учителя физической культуры все в большей мере отдают предпочтение проведению преимущественно одноцелевых и одновидовых уроков. Объясняется это тем, что при такой организации создаются наиболее благоприятные условия для целенаправленного воздействия на развитие определенных физических способностей, обеспечивается возможность выполнения школьниками значительного объема физических нагрузок и, как следствие, достижение прогрессивного кумулятивного эффекта в тренированности организма. Так, по данным А.Н. Хана [1], многие учителя-новаторы используют в старших классах от 79,0 до 91,3 % одноцелевых уроков от общего их годового бюджета.

В теории воспитания урок физической культуры подразделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную. В зависимости от задач урока и выбора средств их решения, возраста и физической подготовленности учащихся соотношение временных параметров частей урока рекомендуется изменять.

Нами проводился констатирующий педагогический эксперимент, где мы пытались проанализировать уроки по развитию силовых способностей по традиционно сложившейся структуре уроков, которая моделировалась непосредственно нами. При этом на основе данных функциональной активности сердечнососудистой системы, моторной плотности уроков проводился анализ эффективности распределения физических нагрузок, состава средств и методов их дозирования.

В нашем исследовании целью являлось теоретическое обоснование и разработка методики развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры с различным содержанием учебного материала школьной программы.

Для поставленной цели исследования были использован комплекс методов: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; определение моторной плотности урока посредствам хронометрирования; пульсометрия с целью контроля за реакцией организма юношей на физические нагрузки; педагогический эксперимент; методы врачебного контроля. Исследование проводилось на базе лицея № 34 г.Тюмени. Экспериментальные и конт-

рольные группы по уровню физического развития были однородны.

Организованную основу учебного процесса в контрольных классах составили комплексные уроки, в содержании которых учителем физической культуры выделялось время и на развитие силовых способностей. В соответствии с прохождением разделов школьной программы время, отводимое на воспитание силы, составляло в среднем: на уроках по разделу легкой атлетики — до 15 — 20 % общего бюджета времени; на уроках по спортивным играм — до 10—15 % и на уроках гимнастики — до 20 — 25 %.

Как показали данные хронометрирования и регистрация частоты сердечных сокращений, традиционные уроки по развитию силовых способностей характеризовались относительно невысокой функциональной активностью сердечно-сосудистой системы (рис. 1). Средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) находилась в пределах 130— 140 уд/мин, хотя при выполнении отдельных упражнений пиковые ее значения могли достигать 160—170 уд/мин. Моторная плотность уроков достигала в среднем 40 — 45 %, при этом в основной части урока наблюдалось ее снижение. Соотношение частей урока близко к той, которая рекомендуется методической литературой: 10—12 мин — подготовительная часть, 23 — 25 мин — основная часть и 4 — 5 мин — заключительная часть урока. Сравнивания эти данные с данными литературы, можно констатировать, что полученная динамика ЧСС и соотношение параметров частей урока по развитию силовых способностей старшеклассников не выявили в нашем наблюдении каких-либо специфических отличий от уроков иной направленности, рассматриваемых в специальной литературе.

В последнее время в отдельных научно-исследовательских работах предлагается использовать так называемые «многопиковые» уроки физической культуры, где на протяжении всего урока задается определенное количество физических нагрузок, вызывающих высокую функциональную активность сердечно-сосудистой системы [2, 3, 4]. В нашем констатирующем эксперименте мы попытались моделировать двухпиковый урок физической культуры, где значительное увеличение уровней ЧСС достигалось за счет включения интенсивных беговых нагрузок (рис. 2).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

На рисунке, отражающем динамику частоты сердечных сокращений в модельном уроке по развитию силовых способностей, обращает на себя внимание тот факт, что использование в уроке беговых нагрузок определяет более высокие уровни величин ЧСС при выполнении упражнений на развитие силовых способностей.

Хорошо известно, что развитие силовых способностей сопряжено со значительными энерготратами при выполнении соответствующей направленности упражнений. При этом обеспечение механической работы при силовых упражнениях осуществляется преимущественно анаэробными источниками энергии, которые, как известно, продуцируют в мышцы значительное количество молочной кислоты. Последняя, по мнению специалистов [1, 4], является мощным фактором снижения физической работоспособности [3]. Кроме того, приоритетное начало в энергообеспечении мышц анаэробных процессов является своего рода биологическим тормозом в активизации аэробных процессов энергообмена [4]. Если соотнести эти данные с результатами в констатирующего эксперимента, то можно предположить, что при первом (традиционном) варианте уроков по развитию силовых способностей старшеклассников относительно невысокий уровень ЧСС при выполнении интенсивных физических нагрузок характеризует относительно невысокие поступления кислорода к работающим органам, который, как известно, необходим для активного использования в энергообеспечении аэробных источников. Необходимо отметить, что правомерность выдвигаемого нами положения базируется на наличии высокой корреляционной связи между величинами ЧСС и потребления кислорода [3, 5]. Подтверждением правомерности данного положения может явиться и то, обстоятельство, что при выполнении силовых упражнений в уроках первого варианта в основной их части резко снижалась моторная плотность, за счет увеличения интервалов отдыха между повторными выполнениями упражнений.

Второй вариант традиционных уроков дает основание предполагать, что предварительные беговые нагрузки, активизирующие функциональную деятельность аэробных процессов, создают благопри-

ятные условия для последующего выполнения нагрузок силового характера. Суть положительного эффекта, на наш взгляд, в том, что в последующей после беговых нагрузок работе вклад аэробных процессов в удовлетворении энергетического запаса увеличивается. Об этом свидетельствует динамика величин ЧСС, представленная на рис. 2. Кроме того, в отдельных научных работах можно найти подтверждение этому предположению, когда сочетание выполнения беговых упражнений и упражнений на развитие силовых способностей позволяло выполнять большой суммарный объем работы и достигать высокого уровня тренированного эффекта [5].

Вместе с тем объем времени, отводимый в уроках на упражнения силового характера за счет включения беговых нагрузок, резко снижается по сравнению с уроками первого варианта. В заключительной части ЧСС не достигало своих исходных величин, что характеризует наличие высокоинтенсивного протекания восстановительных процессов после выполнения работы силовой направленности. В первой половине основной части урока у юношей отмечалась низкая функциональная активность сердечно-сосудистой системы по аналогии с первым вариантом уроков.

Если выдвинутые нами положения верны, то уроки по развитию силовых способностей (одноцелевые) должны иметь относительно сложную структуру, обеспечивающую рациональное размещение учебного материала, поддержание высокой функциональной активности органов и структуру организма, выполнение юношами значительного объема мышечной работы. В основе структурирования урока должны быть положены особенности удовлетворения энергетического запроса работы в режиме выполнения нагрузок силового характера и закономерности фазного изменения физической работоспособности при мышечной деятельности.

В констатирующем педагогическом эксперименте нами была разработана модель целевого тренировочного урока физической культуры по развитию силовых способностей. Эта модель включала в себя три части: подготовительную, основную и заключительную. При этом подготовительная и основная части урока подразделялись как бы на две взаимосвязанные структурные микрочасти, выполняющие

ЧСС уд/иин 1ВО

170

1йО

150

140

130

120

■щ

Г Г

Восттян^вш «львяя мшрС'Тлогъ уроки

Раил вающаж тел а тт> щ^овм.

1 СШЙЦДйЛЬДй-

•П-Г^гр-Ь ^ Т'^ --1 Тк гггт^. тжт^ рда

Ь-ШЖр ^ЧЛ-СтТЬ урйтИА

I 0<Рщ«ЗОДГГГГС1В1ХТ»ПЕЬЕ ьшжрогсгасттъ уроки.

ю аз ьо £5 за эз 4а «ни

Рис, Л ДавнвЧОСу ЮВОШГ* Б ИОДМЫЮ И |(С№ВО и урок по ривш ПОЛОВЫ I соиибвопп

#

определенные функции в уроке. Вследствие такого подразделения подготовительная часть урока состояла из общеподготовительной и специально-подготовительной микрочастей, а основная часть урока — соответственно из развивающей и восстановительной. В общеподготовительной микрочасти предлагалось решать задачи общей подготовки организма к мышечной деятельности: активизация нервных процессов и повышение тонуса мышц; усиление дыхания и кровообращения. Обменных процессов; мобилизация функциональной активности анализаторов, чувствительности различных рецепторов и т.д. Специально-подготовительная микрочасть характеризовалась использованием педагогических воздействий, направленных на активизацию аэробных процессов энергообеспечения, усиление деятельности дыхания и кровообращения, интенсивность обменных процессов. Кроме того, в зависимости от содержания учебного материала здесь не исключалась возможность использовать педагогические воздействия, связанные с развитием силовых способностей. Данная возможность обосновывается положением о том, что развитие способностей осуществляется через преодоление занимающимися постепенно развивающегося утомления. Если это положение правомерно, то в данной микрочасти урока состав педагогических средств должен «ввести» организм в определенные фазы утомления: в фазу начального или компенсированного утомления [3, 4]. Временное, относительно небольшое снижение работоспособности при высокой интенсивности аэробных процессов может обуславливать повышение эффективности педагогических воздействий в решении задач последующей части урока.

Развивающая микрочасть урока предназначена для решения его основной задачи — развития силовых способностей. Решение основной части осуществляется через выбор состава специализированных упражнений, последовательности их предъявления и методов выполнения.

Четвертая микрочасть урока — восстановительная. В число ее основных задач входит ускорение процессов восстановления организма после интенсивной мышечной деятельности. Здесь в первую очередь состав педагогических средств направляется на увеличение скорости утилизации продуктов анаэробного энергообмена из организма, восстановление функциональной активности нервных процессов.

В заключительной части урока решаются задачи подготовки организма школьников к последующей деятельности, снимаются чувства усталости, напряжения, подводятся итоги урока, определяется состав

домашних заданий.

Разработанная модель целевого тренировочного урока по развитию силовых способностей юношей 10—11 классов была апробирована в констатирующем педагогическом эксперименте. Цель апробации заключалась в уточнении сформулированных положений по структурным основам урока, определение временных параметров их частей, анализе функциональной активности сердечно-сосудистой системы, определении перечня основных упражнений для целенаправленного развития силовых способностей.

На рис. 3, представлена динамика частоты сердечных сокращений у юношей в модельном целевом уроке по развитию силовых способностей. Видно, что функциональная активность сердечно-сосудистой системы школьников находится на высоком уровне на протяжении всего урока. В динамике ЧСС отмечаются пики нарастания данного показателя, которые приходятся на подготовительную и основную части. В развивающей микрочасти урока частота сердечных сокращений прогрессивно нарастает, достигая максимальных средних значений к началу восстановительной микрочасти. В свою очередь, в восстановительной микрочасти урок, после беговой малоинтенсивной нагрузки отмечается быстрое снижение величин ЧСС, уровень которой перед заключительной частью составляет в среднем от 110 до 120 уд/мин.

Анализ соотношения временных параметров частей урока позволил уточнить оптимальную их продолжительность: для подготовительной части от 11 до 15 мин (соответственно общеподготовительная микрочасть 15 — 20 % ремени урока и специальноподготовительная — 9—13 %); для основной части — от 24 до 28 мин (развивающая микрочасть 44 — 48 % времени урока и восстановительная — 9—13 %); для заключительной части урока — от 3 до 5 мин.

Расчетные данные моторной плотности модельных одноцелевых уроков показали высокую двигательную активность учащихся во времени выполнения педагогических заданий. По нашим данным, моторная плотность одноцелевых уроков может достигать от 54 до 64 % общего бюджета времени. При этом в развивающей микрочасти урока этот показатель был несколько ниже и достигал в среднем от 42 до 50 % времени. Оставшееся время затрачивалось на предоставление интервалов отдыха (которые часто носили активный характер), а также на инструктирование учащихся, на осуществление контроля за деятельностью сердечно-сосудистой системы.

Как показал анализ одноцелевых уроков, высокая функциональная активность учащихся может достигаться на занятии посредством изменения количества

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

ЗЕярдпвцм пии жренвви 1 па рв неярок у рсмом фнэакпо! культур и

виды урзкап Лег коатлати час кис; Игрсш и С! Ги м лети час к и а

Па ра мсзтр ы у рэ ко п |'Л, арама»1 и а урока) прамаыи п урока) № рамами п урока)

1.. Общая гтлатнпсть 100 100 100

2. Моторная платности 54,0 &5,й &5,й

Общападттопитальмая ми к. рэ часть урока 17,2 1 4,5 16,5

4. Спациальио-гвдгпггогш‘.тлы-1ая микрочасть урока 19.2 10. ,2. 10,5

5. Ра д пи шэ юща я м и к рв часть 41,1 4Л,2 45 £3

6. Во с ста мои и талина я м и кроч асть ура ка 11,3 16. Л 1 4.0

7. Заключительная часть у ро ка 10,2 10,4 12,7

упражнений, последовательно воздействующих на различные мышечные группы, варьирования времени, отводимого как на выполнение каждого упражнения, так и на интервал отдыха между упражнениями. Реализация этих механизмов управления функциональной активностью во многом определялась выбором методов организации деятельности учащихся. Приоритетное место среди известных методов в модельных уроках отводилось комбинированному методу в предложенной нами модификации. Суть его заключалась в том, что учащиеся распределялись на учебные группы по 5 — 6 человек в каждой и внутри группы выполняли упражнения по методу круговой тренировки.

Таким образом, выявленные основные характеристики целевых уроков по развитию силовых способностей старшеклассников, их моделирование в предварительном педагогическом эксперименте позволили определить суть подходов к построению экспериментальных урочных форм занятий в условиях общеобразовательной школы. Выявить механизмы и условия управления функциональной активностью сердечно-сосудистой системы по развитию силовых способностей юношей, возможности поддерживать её на высоком адекватном для организма уровне.

Следующим этапом в разработке развития силовых способностей у юношей явилось создание целостной системы учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивала бы прогрессивное нарастание тренированности организма в рамках силовой подготовки. Решение этой задачи потребовало уточнить содержание состава педагогических средств воздействия и привнесло некоторые изменения в соотношение временных параметров частей урока. Суть этих изменений устанавливалась содержанием программного материала по предмету физической культуры и определялась прохождением ее соответствующих разделов: легкой атлетики, спортивных игр и гимнастики. Последнее положение потребовало дифференцировать одноцелевые уроки по видовому признаку: легкоатлетические, гимнастические и игровые.

При создании модельных параметров системы целевых уроков для проведения формирующего эксперимента предлагалось сохранить структуру уроков констатирующего эксперимента на протяжении всего экспериментального периода, а временные параметры частей урока корректировать в зависи-

мости от содержания и объема физических упражнений.

Проведение формирующего эксперимента по апробации разработанной методики развитию силовых способностей старшеклассников подтвердило правомерность наших предположений к структурной организации целевых уроков, позволило уточнить временные параметры частей различных видов занятий (табл. 1).

Моторная плотность экспериментальных целевых уроков составляла в среднем от 55 до 65 % общего бюджета времени. Развивающая микрочасть урока находилась в пределах 41—48 % от времени урока, что отражает его специфику. Однако особенно отчетливо содержание урока влияло на соотношение временных параметров специально-подготовительной и восстановительной микрочастей.

Как отмечалось ранее, в предварительном исследовании осуществлялся отбор специализированных физических упражнений, содействующих оказанию направленных воздействий на развитие силовых способностей. Эти упражнения были распределены по внутривидовым признакам и с их помощью предполагалось осуществить направленное развитие скоростно-силовых и собственно-силовых способностей, а также развитие силовой выносливости.

В ходе формирующего педагогического эксперимента был уточнен перечень этих упражнений и скорректирована последовательность их включения в учебные уроки. Результаты решения этой практической задачи представлены в табл. 1.

Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют заключить, что разработана методика, в основу которой положено проведение одноцелевых уроков физической культуры как средства развития силовых способностей у юношей, имеет положительную тенденцию и как следствие содействует повышению общей физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Данная методика рекомендуется для использования в общеобразовательной школе, а также в средних и высших учебных заведениях во всех регионах России.

Библиографический список

1. Хан, А.Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры. / А.Н. Хан. — Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1975. — 147 с.

2. М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошинин. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошинин // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. — С. 24 — 32.

3. Дорохов, Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена : учеб. пособие / Р.Н. Дорохов. — Смоленск : СГИФК, 1995. - С. 21-44.

4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и моторики воспитания / В.М. Зациорский. — 2-е изд. — М. : Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.

5. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьника / А.А. Гужаловский. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1980. — 151 с.

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов ФК / Л.П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

7. Набатникова, М.Я. Балашова Н.Н., Кабачков П.И. Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов / М.Я. Набатникова, Н.Н.Балашова, П.И. Кабачков / под ред. М.Я. Набатниковой. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — С. 127— 177.

8. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — М. : Терра-Спорт; Олимпия-Пресс, 2001. — 520 с.

9. Филин, В.П. Основы юношеского спорта. / В.П. Филин, Н.А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 256 с.

ГУСЕВ Андрей Анатольевич, начальник кафедры боевой и физической подготовки.

Статья поступила в редакцию 08.10.08 г.

©А. А. Гусев

УДК 79609б/097 л. Б. ШОРОХОВА

Чайковский государственный институт физической культуры

ЭКСПЕРТНАЯ

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ__________________

На основании проведенных исследований в области пропаганды физической культуры и спорта для совершенствования управления этой деятельностью на примере Чайковского муниципального образования установлена необходимость и актуальность работы, которая обусловлена малой изученностью и слабой научной разработанностью проблемы управления пропагандой физической культуры и спорта в регионах на муниципальном уровне.

Ведущими учеными (Н.А. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, Н.Д. Граевская, Л.И. Лубышева, и др.) признается приоритет систематической физической активности в развитии и укреплении здоровья человека. Однако в реальной практике мы наблюдаем отсутствие практических шагов, обеспечивающих реализацию этой установки. Во многих странах, в том числе и в России, ведутся интенсивные поиски путей активизации и повышения эффективности средств физической культуры и формирования здорового образа жизни населения. Многочисленные опросы, а также статистика показывают, что наличие спортивных залов, бассейнов, стадионов и других спорт-сооружений имеют главенствующее значение при организации физкультурно-оздоровительных занятий. Однако необходимо заметить, что даже та незначительная материально-техническая база в сфере физической культуры и спорта не всегда используется эффективно. Одна из причин этой действительности кроется в недостаточной пропаганде ценностей физической культуры и спорта. Поэтому физкультурным организациям необходимо совершенствовать формы и методы управления физкультур-

ным движением в масштабе всей страны. Этому вопросу было уделено внимание ученых П.А.Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич, В.В. Кузин, А.Т. Пар-шиков и др.

Пропаганда физической культуры и спорта — сложная творческая деятельность, которая направлена на распространение знаний в области физической культуры, убеждения населения в необходимости физкультурных занятий и ведения здорового образа жизни.

Правильно организованная пропаганда — это единый непрерывный образовательно-воспитательный процесс, включающий в себя: распространение, разъяснение, популяризацию идей и знаний с целью формирования, развития и упрочения убеждений, ценностных ориентаций и направленности личности, а также формирование общественного сознания, внедрения в массы определенных идей, учений, теорий. Ее эффективность определяется идейной зрелостью, профессиональным мастерством пропагандистских кадров, их умением в совершенстве владеть всем многообразием современных средств и методов ведения разъяснительной работы в массах. Чтобы умело,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.