Научная статья на тему 'Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе'

Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3919
935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Андрей Анатольевич

В исследовании рассматривается методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы посредством системы целевых уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methods of stamina development of boys at physical training classes at secondary school

The methods of stamina development of senior schoolboys at physical training classes at secondary school by using the means of special classes system is analysed in this research.

Текст научной работы на тему «Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

А.А. Гусев

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В исследовании рассматривается методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы посредством системы целевых уроков.

Проблема совершенствования физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы обусловлена выраженным несоответствием уровня физической подготовленности юношей возрастающим требованиям, предъявляемым к ней со стороны общества.

Сегодня вопросы методики развития силовых способностей как направленного педагогического процесса не имеют необходимого научного обоснования в системе общей физической подготовки старшеклассников [1, 3-5]. Как показывает практика, включение отдельных элементов развития силовых способностей в структуру комплексных уроков физической культуры является недостаточно эффективным.

Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и разработка методики развития силовых способностей юношей старшего школьного возраста на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Методы и организация исследования

В процессе исследования был использован комплекс разнообразных методов: изучение и анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; определение моторной плотности уроков посредством хронометрирования; педагогический эксперимент, включающий два этапа: констатирующий и формирующий; тестирование физической подготовленности; полидинамометрия; методы врачебного контроля (медицинское обследование с целью формирования экспериментальных групп и пульсометрия для контроля реакции организма на физические нагрузки); методы математической статистики.

В эксперименте приняли участие более 260 юношей старших классов лицея № 34 г. Тюмени.

Первый этап (2003-2005 гг.) был направлен на изучение проблем физического воспитания юношей и разработку экспериментальной методики развития их силовых способностей.

Второй этап (2005-2006 гг.) был посвящен апробации экспериментальной методики в условиях естественного педагогического процесса в общеобразовательной школе.

На третьем этапе (2005-2007 гг.) полученные в ходе эксперимента данные обрабатывались, анализировались и обобщались.

Результаты исследования и их обсуждение

В последнее время в отдельных научно-исследовательских работах предлагается использовать так называемые многопиковые уроки физической культуры (в процессе урока задается определенное количество физических нагрузок, вызывающих высокую функциональную активность сердечно-сосудистой системы) [2, 6].

В констатирующем педагогическом эксперименте нами была разработана модель целевого тренировочного урока физической культуры по развитию силовых способностей. Эта модель включала в себя три части -подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная и основная части урока подразделялись на две взаимосвязанные структурные микрочасти, т.е. подготовительная часть урока состояла из общеподготовительной и специально подготовительной микрочастей, а основная - из развивающей и восстановительной.

В общеподготовительной микрочасти предлагалось решать задачи общей подготовки к мышечной деятельности (активизация нервных процессов и повышение тонуса мышц; усиление дыхания, кровообращения и обменных процессов; мобилизация функциональной активности анализаторов, чувствительности различных рецепторов и т.д.). В процессе специальной подготовительной микрочасти использовались педагогические воздействия, направленные на активизацию аэробных процессов энергообеспечения, усиление деятельности дыхания и кровообращения, интенсивность обменных процессов. Кроме того, в зависимости от содержания учебного материала не исключалось применение упражнений, направленных на развитие силовых способностей.

Разработанная нами модель целевого тренировочного урока по развитию силовых способностей юношей 10-11-х классов была апробирована в ходе формирующего педагогического эксперимента.

Анализ соотношения временных параметров частей урока позволил уточнить оптимальную их продолжительность: подготовительная часть - от 11 до 15 мин (общеподготовительная микрочасть 15-20% времени урока, специально-подготовительная 9-13% соответственно); основная - от 24 до 28 мин (развивающая микрочасть 448% времени урока, восстановительная 9-13%); заключительная часть урока - от 3 до 5 мин.

При создании модельных параметров системы целевых уроков предлагалось в процессе формирующего педагогического эксперимента сохранить структуру уроков на протяжении всего экспериментального периода, а временные параметры частей урока корректировать в зависимости от содержания.

При построении системы целевых уроков необходимо было осуществить рациональное сопряжение содержания тренировочного процесса по развитию силовых способностей с содержанием соответствующих разделов учебной программы по физическому воспитанию.

Специфической особенностью легкоатлетических уроков явилось включение в их содержание беговых упражнений, направленных на воспитание общей выносливости; игровых уроков - включение упражнений на развитие скоростных способностей, в частности развитие быстроты движений; гимнастических уроков - преимущест-

венно комплексного развития силовых способностей. После определения специфической направленности видовых уроков физической культуры мы моделировали систему целевых уроков для каждого из разделов школьной программы на первое полугодие учебного года.

В предложенной нами методике форма изменения величин нагрузок, направленных на развитие собственно силовых способностей, определялась в соответствии с изменениями первых двух форм - волнообразной и линейно-восходящей, используемых, как отмечалось, при развитии скоростно-силовых способностей и силовой выносливости. Изменение нагрузок при воспитании собственно силовых способностей в большей степени содействовало поддержанию высокой функциональной активности разнообразных мышечных групп.

Экспериментальная методика учитывала традиционно сложившуюся в практике общеобразовательных школ последовательность освоения разделов школьной программы. В соответствии с этим из 32 учебных уроков физической культуры, планируемых на первое полугодие, первые 11 были легкоатлетическими, 12-й и 13-й - игровыми, а все остальные (с 19-го по 32-й) - гимнастическими.

После апробации экспериментальной методики мы рассчитали бюджет учебного времени, затраченного на развитие силовых способностей: 545,7 мин, т.е. 37,9% от общего бюджета времени 32 уроков физической культуры в первом полугодии. При этом на развитие скоростно-силовых способностей затрачено 242,8 мин (44,5%), на развитие собственно силовых способностей - 97,2 (17,8%), на развитие силовой выносливости - 205,7 мин (37,7%).

В процентном выражении бюджет времени распределился следующим образом: на легкоатлетические уроки затрачено 29,7%, на игровые - 17,3, на гимнастические - 53,0%. Если рассчитать, сколько времени было отведено на развитие каждой группы способностей от планируемого в целостном учебном процессе, то окажется, что полученные величины очень близки по своим значениям. В легкоатлетических уроках на каждую из трех групп силовых способностей приходилось от 30,4 до 31,5%, в игровых уроках - от 18,1 до 19,1, а в гимнастических - от 49,4 до 51,0%.

Таким образом, можно заключить, что разработанная методика развития силовых способностей старшеклассников определялась системой взаимосвязанных

целевых уроков, скорректированных в соответствии с разделами школьной программы.

Эффективность направленности педагогических воздействий, регламентируемых разработанной нами экспериментальной методикой, оценивалась на основании приростов результатов в моторных тестах, характеризующих развитие силовых способностей. Кроме того, с помощью метода полидинамометрии в начале и конце педагогического эксперимента проводились измерения развития силы различных мышечных групп.

Для анализа эффективности разработанной нами методики мы считали целесообразным оценить прочность достигнутого тренировочного эффекта: через 2,5 мес. после окончания процесса, направленного на развитие силовых способностей, вновь проводилось тестирование учащихся экспериментальных и контрольных классов.

К началу 4-й четверти результаты в тестах существенно снизились у юношей как экспериментальной, так и контрольной групп. Однако надо отметить, что по отдельным показателям юноши экспериментальной группы все же превосходили своих сверстников из контрольной (р < 0,05).

Причины снижения показателей могут быть вызваны изменением содержания учебных занятий после окончания эксперимента (3-я четверть посвящена лыжной подготовке, не включающей упражнения силового характера; урочные формы занятий строились по традиционной структуре и не объединялись по целевой направленности).

Снижение показателей силовой подготовленности предопределило необходимость выяснения возможности восстановления их до ранее достигнутого во 2-й четверти уровня. Для этого в 4-й четверти при освоении юношами учебного материала по легкой атлетике в учебный процесс экспериментальной группы вновь были введены одноцелевые уроки по развитию силовых способностей. В системе тренировочных занятий, которая включала в себя 12 уроков физической культуры, использовались те же методические положения по выбору содержания учебного материала и распределения его во времени, что и в первом полугодии. Анализ данных позволил выявить, что юноши экспериментальной группы за 12 уроков физической культуры не только достигли прежнего уровня силовой подготовленности, но и существенно его превзошли (см. таблицу).

Результаты тестирования силовой подготовленности юношей в конце педагогического эксперимента (май 2006 г.)

Тест Экспериментальная группа (п = 27) Контрольная группа (п = 27)

х±т х±т

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз 13,0±0,62 10,8±0,62

Подъем переворотом, кол-во раз 6,4±0,78 4,2±0,62

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, кол-во раз 13,3±0,90 9,9±1,63

Подъем ног из виса на гимнастической стенке, кол-во раз 20,5±1,27 12,6±1,12

Удержание «угла» в упоре на брусьях, с 9,6±0,77 4,6+/-0,47

Прыжок вверх, см 63,3± 1,42 54,3±0,94

Прыжок в длину с места, см 229,6±2,76 216,1±2,93

Метание н/мяча, см 471,5± 11,1 431,5±10,7

Динамометрия правой руки, кг 50,0±1,32 46,4±1,53

Динамометрия левой руки, кг 46,9± 1,07 43,0±1,18

Динамометрия становая, кг 132,3±2,80 122,9±3,10

Так, интенсивность прироста показателей силовой выносливости является статистически достоверной (р < 0,05) по сравнению с ранее достигнутым уровнем в начале эксперимента; показатели развития скоростносиловых способностей восстановились полностью;

достигли своего прежнего уровня и показатели развития собственно силовых способностей.

Однако и у юношей контрольной группы, где силовые способности развивались традиционными методами, динамика показателей была идентичной: практиче-

ски они также добились восстановления прежних результатов, однако их результаты значительно уступали результатам юношей экспериментальной группы.

На основании вышесказанного можно заключить, что «изъятие» из учебного процесса целенаправленных педагогических воздействий влечет за собой временное снижение эффекта тренированности по показателям тех способностей, которые подвергались направленному развитию. Повторное «включение» в учебный процесс направленных воздействий после двигательного перерыва позволяет обеспечить восстановление тренированности на прежнем уровне.

Таким образом, анализ силовой подготовленности старшеклассников, смоделированный как относительно самостоятельный процесс в структуре общефизической подготовки и прошедший апробацию в рамках педагогического эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.

1. Силовая подготовленность старшеклассников планируется как процесс комплексного воздействия на развитие основных силовых способностей (собственно силовых, скоростно-силовых и силовой выносливости). Преимущественная направленность педагогических воздействий на развитие каждого вида силовых способностей достигается на основе выявления особенностей динамики гетерохронного развития, характерного для юношей.

2. Основной формой организации силовой подготовленности старшеклассников являются одноцелевые уроки, направленные на воспитание силовых способностей, объединяемые в циклы в соответствии с задачами и содержанием различных разделов школьной программы. Уроки в каждом цикле должны проводиться с постоянной последовательностью педагогических воздействий и изменяющимися временными параметрами.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГладенкоБ.Ю. Общая физическая подготовка и атлетизм на уроках в X-XI классах // Физическая культура в школе. 2000. № 3. С. 14-17.

2. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1980. 151 с.

3. Дворкин Л.С., Хабаров А.А. Силовая подготовка школьников. Краснодар: КГАФК, 1997. 236 с.

4. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2002. 200 с.

5. Смирнова Л.С. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2002. 160 с.

6. Филин В.П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта // Физическая культура: воспитание, образование,

тренировка. 1998. № 2. С. 23-40.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 27 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.