Научная статья на тему 'Показатели и критерии эффективности использования средств, применяемые для аудита эффективности'

Показатели и критерии эффективности использования средств, применяемые для аудита эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4160
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЦЕЛЬ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлячков О. В., Котлячкова Н. В.

В статье рассмотрены понятия «аудит эффективности» и «аудит эффективности использования средств», отражены варианты выбора целей аудита эффективности (аудита эффективности использования средств), обоснованы критерии (экономность, результативность, продуктивность) и направления контрольных мероприятий (экономические, социальные и вспомогательные) в аудите эффективности, представлен пример показателей, применяемых при аудите эффективности использования средств инвесторов и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели и критерии эффективности использования средств, применяемые для аудита эффективности»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК 657.6

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

О. В. КОТЛЯЧКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита E-mail:ovkotlaychkov@mail. ru

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Н. В. КОТЛЯЧКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и права E-mail: nata123987@yandex. ru Удмуртский государственный университет

В статье рассмотрены понятия «аудит эффективности» и ««аудит эффективности использования средств», отражены варианты выбора целей аудита эффективности (аудита эффективности использования средств), обоснованы критерии (экономность, результативность, продуктивность) и направления контрольных мероприятий (экономические, социальные и вспомогательные) в аудите эффективности, представлен пример показателей, применяемых при аудите эффективности использования средств инвесторов и государства.

Ключевые слова: аудит эффективности, цель аудита эффективности, критерии эффективности, социальная эффективность, экономическая эффективность, показатели аудита эффективности.

В сложившихся экономических условиях, характеризующихся недостаточностью государственного регулирования экономики, неблагоприятным финансово-экономическим состоянием многих предприятий и организаций, наиболее актуальными задачами являются обеспечение эффективности использования различного рода инвестиций - основного источника формирования собственности организаций и эффективное управление пакетами акций, находящихся в собственности субъектов экономической деятельности.

Источником формирования собственности организации могут быть:

- средства, полученные от инвесторов (капитальные и текущие инвестиции);

- средства, полученные от государства, в том числе и в форме государственной помощи.

Государство в современной экономике может выполнять роль инвестора, а также стимулировать экономическую активность субъектов выделением государственной помощи.

Задача рационального и эффективного использования средств экономическими субъектами является в настоящее время одной из первоочередных для обеспечения развития важнейших сфер экономики, обеспечения продовольственной безопасности и развития высокотехнологичных производств в РФ.

Эффективность деятельности экономических субъектов хозяйствования, осуществления ими проектов и программ - важнейший объект внимания систем экономического контроля. Поэтому оценка экономической эффективности инвестиций и иных средств в рамках проведения аудита эффективности необходима и является государственной важной задачей, на основании которой осуществляется стимулирование развития экономики на макро- и микроуровнях.

В последние годы в Российской Федерации получил широкое распространение аудит эффективности, который призван повысить результативность использования вложенных средств как капитального, так и текущего характера. В рамках проведения аудита эффективности основной целью является рассмотрение вопросов эффективности использования средств.

Для понимания аудита эффективности необходимо определиться с понятиями «эффективность» и «аудит». Эффективность - сложная категория экономической науки. Она пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности. Можно сказать, что такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, многосторонность, динамичность, многомерность и взаимосвязанность ее различных сторон, находят свое адекватное отражение через категорию «эффективность» [10, с. 98]. Согласно Федеральному

закону от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудит эффективности может быть рассмотрен через эффективность использования средств -экономическую категорию, отражающую в системе управления соответствие осуществляемых мероприятий (принятых по поводу них технических, технологических, организационных и оптимизационно-финансовых решений) целям и интересам управления.

Под аудитом эффективности, как считает А. С. Садчиков [8], понимается комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на получение достоверных данных об объекте контроля, позволяющих сделать вывод об уровне эффективности данного объекта в целом, а также об уровне эффективности управления этим объектом, в частности об эффективности использования выделенных ресурсов по каждому виду.

Аудит эффективности систем управления может представляться как одна из разновидностей управленческого (операционного) аудита, рассматриваемого отечественными и западными учеными в виде самостоятельного вида аудита, предполагающего проведение проверок любой части процедур и методов функционирования организации в целях оценки производительности и эффективности [10].

В узком понимании аудит эффективности представляет собой проверки организаций и учреждений в целях определения эффективности использования средств. Более широкое толкование предполагает, что аудит эффективности использования средств представляет собой комплекс контрольных мероприятий, направленный на выявление целесообразности и результативности социально-экономического использования средств инвесторов.

Аудит эффективности должен обеспечивать достижение получателями средств установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнение возложенных на них задач и функций.

Стандарты Лимской декларации руководящих принципов контроля INTOSAI рекомендуют

аудит эффективности использовать параллельно с традиционным контролем, оценивая конечные результаты деятельности объекта [5]. Необходимость проведения анализа экономических показателей рассматривается также в системе независимого аудита при проведении аудиторских процедур (Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности).

Применение аудита эффективности наряду с финансовым контролем (финансовым аудитом), по мнению С. И. Колесникова, Е. И. Дененко [3], будет обеспечивать более детальное составление бюджетов Российской Федерации и, следовательно, более четкое их исполнение. В конечном итоге на данный вид финансового контроля возлагаются большие надежды по уменьшению недостатков и контролю за эффективным использованием бюджетных средств в государственных секторах экономики.

По нашему мнению, аудит эффективности в настоящее время должен рассматриваться с практических позиций в «узком» понимании. Поэтому для его реализации в современных условиях понятия «аудит эффективности» и «аудит эффективности использования средств» стоит отождествлять. Следовательно, аудит эффективности (аудит эффективности использования средств) можно определить как независимую проверку (оценку) деятельности экономического субъекта с целью выражения профессионального мнения об эффективности использования средств, выделенных им.

В зависимости от поставленных целей аудит эффективности (аудит эффективности использования средств) может быть направлен на контроль одного или нескольких критериев, что определяется целью использования средств.

Важнейшей характеристикой любой системы является ее целевая функция, т. е. то, во имя чего и для чего создана и функционирует данная система. Целевая функция предопределяет главный критерий оценки эффективности функционирования любой системы - степень достижения поставленных целей (отношение полученных результатов к запланированным) [8].

По нашему мнению, в сложившихся экономических обстоятельствах необходимо учитывать следующие группы целей:

- социальные группы целей - обеспечение занятости в регионе, снижение социальной напряженности и социальная защита населения. Данная цель должна достигаться за счет развития производств, вложений средств в развитие инфраструктуры региона или производств. Получение прибыли не является критерием эффекта от использования средств;

- экономические группы целей - обеспечение отдачи от использования средств, прирост вложенных средств. Основным критерием, оцениваемым при реализации данной группы целей, является прибыль.

Выбор цели вложения средств, по нашему мнению, всецело лежит на субъекте, выделяющем средства, ресурсы. При проведении аудита эффективности (аудита эффективности использования средств) следует руководствоваться тем, что в процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности работы органов управления. Так как невозможно найти приемлемый способ такой оценки из-за сложности и разнообразия сфер их деятельности, то проверке должны подвергаться отдельные разделы в соответствии с целевыми установками. Аудит всегда должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности использования средств инвесторов.и государства проверяемыми организациями.

Проведение независимого аудита (одной из распространенных форм аудита в настоящее время) в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Ф3 ФЗ «Об аудиторской деятельности» в полном объеме не отвечает задачам аудита эффективности (аудита эффективности использования средств). При независимом аудите осуществляется контроль достоверности финансовой отчетности, который включает проведение оценки реальности фактов финансово-хозяйственной деятельности организации, соответствия ведения бухгалтерского учета и составления отчетности законодательству РФ. При этом может возникнуть ситуация, при которой средства инвесторов и государства использованы в соответствии со сметой и для достижения утвержденных целей, правильно учтены и отражены в отчетности и вывод аудитора положительный. На самом же деле достигнутый

эффект не оценен и сказать, как результативно использованы инвестиции, невозможно.

Бухгалтерская отчетность организаций служит основным источником информации об их деятельности, так как в бухгалтерском учете собирается, накапливается и обрабатывается экономически существенная информация о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Она служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей организаций. Информационный контроль за достижением этих целей осуществляется с помощью бухгалтерской отчетности.

Обобщенно схема структуры контроля эффективности использования средств инвесторов и государства представлена на рис. 1.

Таким образом, аудит эффективности (аудит эффективности использования средств) отличается от финансового контроля и независимого аудита главной целью. В аудите эффективности целью является не выявление нарушений финансового законодательства, а оценка эффективности деятельности органов управления организации по использованию ими ресурсов.

Так, например, в сельском хозяйстве при выделении государственной помощи проверки, осуществляемые в рамках аудита эффективности, могут различаться в зависимости от выбранных задач и целей:

- экономическая эффективность использования выделенных средств и поддержание сельскохозяйственного производства;

- стабилизация экономической и социальной напряженности в сельской местности;

- повышение ответственности за использование государственной помощи в сельском хозяйстве;

- повышение эффективности работы органов государственной власти и сельскохозяйственных организаций - получателей государственных средств, а также их взаимодействия;

- другие цели.

Аудит эффективности использования средств реализуется по средствам применения принципов и подходов. Принципы аудита эффективности, по нашему мнению, могут быть сформулированы в следующей последовательности (авторская переработка принципов, изложенных Ю. П. Аниски-ным, А. М. Павловой [1]):

1. Соответствие заложенных решений (технических, организационных, финансовых и др.) целям и экономическим интересам. К выяснению такого соответствия (или несоответствия) сводится определение экономической эффективности использования средств.

2. Ориентация на критерий определения экономической эффективности - чистую прибыль. Это означает, что основные фрагменты, используемые для определения эффективности, выражающие итог соизмерения затрат и результатов, на базе которого конструируются все показатели экономической эффективности, должны по своей экономической природе выражать чистую прибыль.

Прямой эффект

Эффект от осуществления деятельности, объем предоставленных услуг или выполненных работ

Косвенный эффект

Конечные социальные и экономические результаты, оцениваемые потребителями услуг (работ)

Рис. 1. Схема структуры контроля эффективности использования средств инвесторов и государства организациями

3. Проведение экономических расчетов для всего периода производства продукции, использования ресурсов, включающего различные фазы, а также по стадиям бюджетного процесса.

4. Моделирование потоков реальных денежных средств, связанных с использованием ресурсов за период.

5. Формирование всех видов потоков денежных средств в полном соответствии с требованиями организационно-экономического механизма, действующего на территории РФ. Организационно-экономический механизм - это правила, регламентирующие взаимодействие собственников организации с государством, со смежниками. Организационно-экономический механизм включает:

- правила предпринимательской деятельности;

- обязательства;

- условия финансирования;

- особенности учетной политики;

- особые условия оборота продукции и ресурсов.

6. Учет фактора времени. Важнейший аспект -учет неравноценности разновременных затрат и результатов. Неравноценность денежных потоков преодолевается путем их дисконтирования или компаундирования.

7. Учет только предстоящих затрат - принцип определения эффективности, который необходимо отразить главным образом при его реализации на действующем производстве.

8. Учет всех наиболее существенных последствий. При определении эффективности следует учитывать как экономические, так и другие последствия.

9. Учет влияния инфляции на продукцию и используемые ресурсы.

10. Определение предпочтительности одного из ряда показателей эффективности при их совместном использовании для оценки использования средств.

Аудит эффективности использования средств включает в себя следующие направления (составные элементы):

- экономичность - достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием заданного объема средств (критерии, предполагающие минимизацию частного от деления затрат на величину получаемого положительного результата, объема получаемых общественно полезных благ);

- эффективность - соотношение между чистым эффектом от получаемых результатов деятельности и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами (эффект, деленный на затраты);

- результативность - уровень соотношения получаемых результатов деятельности и затрачиваемых на них ресурсов, усилий, затрат (величина результата, деленная на затраты);

- уровень выполнения плановых показателей -соотношение фактически получаемых результатов, затрат, эффектов и плановых показателей.

Подобные подходы к составу и содержанию аудита эффективности (следовательно, и аудита эффективности использования средств) изложены и Е. В. Смирновой [9] (табл. 1).

В ходе проведения аудита эффективности использования средств (аудита эффективности) аудиторы формируют и оценивают информацию,

Таблица 1

Характеристика содержания видов аудита эффективности системы планирования промышленного предприятия [8]

№ п/п Вид аудита эффективности Содержание

1 Аудит экономичности Аудит экономичности плановой деятельности направлен на обеспечение разработки и реализации планов развития предприятия в соответствии с основополагающими и системными принципами, а также действующей нормативно-правовой базой

2 Аудит продуктивности Аудит продуктивности связан с проверкой обоснованности использования привлекаемых для реализации плановой деятельности ресурсов во всех подсистемах системы планирования, а также с реализацией процедур по устранению обнаруженных несоответствий и недостатков

3 Аудит результативности Аудит результативности сконцентрирован на проверке результативности плановой деятельности в части достижения запланированных целей, а также на аудите влияния (сравнение фактических данных с запланированными)

которая является основой для их выводов. Общая последовательность формирования информации при аудите эффективности использования средств инвесторов, в том числе и государственной по-

мощи, может быть представлена в виде схемы, приведенной на рис. 2.

Представленная на рис. 2 схема отражает направления и последовательность проведения

Этап использования информации

Аудитор или иной контролирующий орган

Внутренние пользователи информации

Этап обработки информации

Внешние пользователи информации

Результатная информация

Рабочие документы, аналитические таблицы, сводные таблицы, бухгалтерская (финансовая) отчетность и др.

Аудиторские заключения, письменная информация руководству экономического субъекта, акты контроля и ревизии

Обработка информации, полученной при аудите эффективности использования средств

инвесторов и государства

Этап сбора информации и подготовки к проверке

Исходная информация

Документы, регулирующие правовую основу деятельности организаций

Учредительные документы

Договоры и контракты

Внутренние распорядительные документы

Учетно-плановые документы

Учетная политика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормы и нормативы

Бюджеты

Отчетность организации

Бухгалтерская

Статистическая

Оперативная

Налоговая

Источники информации внеучетного характера

Информация, формируемая в системе учета (документы)

Первичные

Сводные

Регистры бухгалтерского учета

Рис. 2. Схема формирования информации в процессе аудита эффективности использования средств инвесторов и государства

аудита эффективности (аудита эффективности использования средств), источники информации и формируемые в ходе проверки результаты.

Таким образом, при аудите эффективности (аудите эффективности использования средств) проверяется соблюдение аудируемым субъектом выбранной стратегии, принципов использования средств инвесторов и государства, оценивается степень достижения экономических и социальных целей.

Для целей оценки и контроля эффективности управления средствами организаций, в том числе и государственной помощи, теоретически могут быть использованы два основных методических подхода:

1) общая интегральная оценка основных и вспомогательных критериев эффективности использования средств;

2) взвешенная интегральная оценка критериев эффективности реализации целей деятельности организаций.

Обобщенно первый методический подход может быть представлен в следующей схеме (рис. 3).

Использование данной модели (см. рис. 3) при аудите эффективности использования средств инвесторов и государства является многофакторным процессом оценки, поэтому ее применение позволит выявлять результативность как в комплексе, так и за счет отдельных факторов.

При оценке показателей в ходе аудита эффективности по каждому критерию необходимо исходить из следующей последовательности:

- рассчитать показатель (базовый), используемый для оценки эффективности. Базовым показателем является средний показатель, сложившийся для того или иного вида экономической деятельности;

- рассчитать показатель (текущий), используемый для оценки эффективности средств в конкретной организации;

- рассчитать показатели оценки эффективности по соответствующим направлениям оценки эффективности (экономической, социальной и т. д.) как частное от деления текущего и базового показателей;

Аудит эффективности использования средств инвесторов и государства в организациях

Оценка эффективности по основным критериям

Прямой эффект Косвенный эффект

Ээ — показатель эффективности по экономическому критерию Эс — показатель эффективности по социальному критерию

Оценка эффективности по вспомогательным критериям

П1, П2, п3.....Пп — показатели

эффективности по вспомогательным критериям

Эв — показатель эффективности по вспомогательным критериям Эв = П^ПгПз... Пп

Рис. 3. Последовательность оценки использования средств инвесторов и государства при аудите эффективности использования средств

- оценить эффективность использования средств инвесторов и государства по соответствующим направлениям оценки эффективности;

- рассчитать эффективность использования средств инвесторов и государства по основному и вспомогательному направлениям для оценки эффективности;

- оценить эффективность использования средств инвесторов и государства по основному и вспомогательным показателям;

- рассчитать комплексный эффект эффективности использования средств инвесторов и государства;

- оценить комплексный показатель эффективности и в целом эффективность использования средств инвесторов и государства;

- выявить факторы и обстоятельства, повлиявшие на признание неэффективным использование имущества.

При рассмотрении эффективности выделения средств необходимо установить наличие экономической, социальной, косвенной (вспомогательной) эффективности.

При аудите эффективности использования средств экономических субъектов, по нашему мнению, могут использоваться методологически одинаковые подходы к аудиту эффективности использования средств как инвесторов, так и государства.

Наше мнение основывается на положениях Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, который относит государственную помощь к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование» раздела «Капитал» Плана счетов. Таким образом, государственная помощь рассматривается в отечественном бухгалтерском учете наравне со средствами инвесторов, которые отражаются в одном разделе (разд. III «Капитал и резервы») бухгалтерского баланса. Однако, в отдельных случаях выделяемые государством средства рассматриваются в качестве доходов - такие положения содержит, в частности, Налоговый кодекс РФ, при этом полученная государственная помощь отражается не в бухгалтерском балансе, а в отчете о прибылях и убытках. Но и инвесторы (юридические и физические лица) могут выделять средства экономическим субъектам на безвозмез-

дной и безвозвратной основе для финансирования текущей деятельности. В этом случае средства, получаемые от государства и инвесторов, могут быть получены на одних и тех же условиях.

Кроме того, в свободной энциклопедии «Ви-кипедия» содержится следующее определение инвестора: «Инвестор - лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточным, то капитал будет утрачен полностью или частично». Данное положение, по нашему мнению, может быть рассмотрено как для финансирования капитальных вложений и инвестиций, так и финансирования текущей деятельности.

Так, В. Т. Водянников, Н. В. Прокофьева [2] в своей статье рассматривают подходы к учету и понятию государственной помощи (табл. 2).

Представленные в табл. 2 положения свидетельствуют о возможности применения к средствам государственной помощи понятия «капитал». Понятие же «капитал» может применяться и к средствам инвесторов.

Рассмотрим показатели и критерии, использованные нами при аудите эффективности использования средств государства, которые исследовались и оценивались в процессе аудита эффективности использования средств государства [6, 7]. Показатели и критерии адаптированы к применению и могут быть рассмотрены как альтернативные для аудита эффективности использования средств инвесторов. При данном направлении производится оценка экономической, социальной и косвенной (вспомогательной) эффективности выделения государственных средств.

Экономическая эффективность текущего выделения (использования) государственных средств и средств инвесторов отражает результат, который будет получен на 1 руб. средств, привлеченных из всех источников финансирования, и рассчитывается по формуле

Р : Р Э = р1: р , э СК1 : СК0

где Ээ - экономическая эффективность текущего выделения (использования) средств; р1 - показатель результативности использования средств коммерческой организации, в том

Таблица 2

Сравнительная характеристика подходов к учету государственной помощи [2]

Характеристика Подход к учету государственной помощи

с позиции дохода с позиции капитала с позиции уменьшения себестоимости

Достоинства 1. Субсидии представляют собой поступления из источников, отличных от акционеров, следовательно, не могут быть включены в состав капитала. 2. Организация «зарабатывает» их посредством соблюдения определенных условий. 3. Государственные субсидии являются продолжением фискальной политики и, соответственно, должны отражаться как налог на прибыль 1. Государственные субсидии являются одним из способов финансирования, и их возврат не предусматривается. 2. Субсидии не заработаны организацией, но стимулируют ее деятельность Данный подход не отличается от подхода с позиции дохода по степени влияния на финансовый результат. Удобен для анализа при распределении субсидий по видам продукции. Признание субсидий, полученных в качестве компенсации затрат, осуществляется путем корректировки (уменьшения) стоимости ресурсов, израсходованных на производство продукции. Возмещаемые государством расходы в любом случае должны быть осуществлены, однако часть таких расходов государство оплачивает за свой счет

Недостатки Государственная помощь учитывается в отчете о прибылях и убытках в составе доходов организации. Участвует в формировании чистой прибыли и отражается в бухгалтерском балансе в составе нераспределенной прибыли, которая может быть выплачена в виде дивидендов собственникам организации. Учитывая государственную помощь в составе доходов, искажаются финансовые результаты, т. е. убыточное предприятие (до отражения в учете субсидий) становится прибыльным Государственная помощь отражается в составе капитала организации, в том числе в составе средств, полученных от собственников. Изменяется структура собственных средств организации Занижается себестоимость производимой продукции, в отчете о прибылях и убытках показывается в «нетто» -оценке, т. е. за минусом предоставленных бюджетных средств

Сторонники Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 МСФО 20 Б. Г. Маслов, Д. Г. Лаптева, В. И. Суворовцев

Отражение в бухгалтерской отчетности Отражается в отчете о прибылях и убытках Отражается в бухгалтерском балансе, отчете об изменениях капитала Отражается в отчете о прибылях и убытках

числе и за счет использования государственной СК1 - собственный капитал организации

помощи (прибыль) текущего года, руб.; на конец текущего года, в течение которого

р0 - показатель результативности использова- оценивается выделение средств, в том числе

ния средств коммерческой организации, в том государственной помощи, руб.;

числе и за счет использования государственной СК0 - собственный капитал организации на

помощи (прибыль) базисного года, руб.; начало текущего года, в течение которого

оценивается выделение средств, в том числе государственной помощи, руб. Решение об экономической эффективности принимается на основании рассмотрения соотношений: ээ > 1 - использование средств инвесторов эффективно (государственное финансирование эффективно), ээ < 1 - использование средств инвесторов не эффективно (государственное финансирование не эффективно).

Социальная эффективность использования средств инвесторов и государства выражается в создании обоснованных социальных преимуществ по сравнению с существующими.

Расчет социальной эффективности текущего государственного финансирования осуществляется по формуле

Э = ФОТ1 ФОТ0 с = сч1 ' СЧ0 '

где эс - социальная эффективность государственного финансирования;

ФОТ1 - фонд оплаты труда текущего периода, в котором получено государственное финансирование, руб.;

СЧ1 - средняя численность работников текущего периода, в котором получено государственное финансирование, руб.; ФОТ0 - фонд оплаты труда базисного периода, в котором не получалось государственное финансирование, руб.;

сч0 - средняя численность работников базисного периода, в котором не получалось государственное финансирование, руб. Решение о социальной эффективности принимается на основании рассмотрения соотношений: эс > 1 - государственное финансирование эффективно, эс < 1 - государственное финансирование не эффективно.

Косвенная (вспомогательная) эффективность государственной помощи и средств инвесторов определяется исходя из прогнозируемых дополнительных поступлений в бюджет (бюджетной результативности).

Бюджетная результативность отражает изменение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и определяется как разница между налоговыми поступлениями при наличии инвестиций, в том числе и государственной помощи, и при их отсутствии или ином уровне, с использованием

следующей формулы:

БР = НП1 - НП0, где БР - бюджетная результативность государственной помощи, руб.;

НП1 - налоговые поступления текущего периода, в котором получено государственное финансирование, руб.;

нп0 - налоговые поступления базисного периода, в котором не получалось государственное финансирование, руб. Косвенная (вспомогательная) эффективность использования средств государственной помощи (эффективность для государства) определяется по формуле

э = БР,

в БС

где эв - косвенная (вспомогательная) эффективность;

БР - бюджетная результативность, руб.; БС - величина полученных инвестиций государственной помощи текущего периода, руб.

На основании анализа теории Лаффера можно говорить о том, что если данный показатель более 0,3, то эффективность проекта для государства не может вызывать сомнения, если равно или меньше 0,3, то использование средств для государства не эффективно.

Интегральный показатель эффективности использования средств инвесторов и государства определяется на основе произведения показателей эффективности: экономической, социальной, косвенной (вспомогательной):

э = э э э ,

г э с в'

где эг - интегральный показатель эффективности использования средств инвесторов и государственной помощи.

Вследствие установленных эмпирически показателей эффективности использования средств инвесторов и государственной помощи можно говорить об эффективности использования средств по всем направлениям, если интегральный показатель превысит 0,3.

Стоит отметить, что при проведении конкретной проверки могут быть установлены иные нормативные показатели критериев эффективности исходя из профессионального суждения аудиторов (проверяющих).

В предлагаемой методике используются и являются основными два критерия: экономическая и социальная эффективность. Косвенная эффективность является вспомогательным показателем, используемым для комплексной оценки эффективности использования средств.

Таким образом, для целей аудита эффективности использования средств инвесторов и государства основным необходимо признавать тот, который способствует реализации цели выделения средств (как правило, частный инвестор -экономическая эффективность, государство -социальная).

Список литературы

1. Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг: учебник. М.: Омега-Л, 2003. 280 с.

2. Водянников В. Т., Прокофьева Н. В. Бухгалтерский учет государственной помощи в сельскохозяйственных организациях // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. № 4.

3. Колесников С. И., Дененко Е. И. К вопросу об аудите эффективности использования бюджетных средств в лесном хозяйстве // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. № 7 (127).

4. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Текст] // Концепция государс-

твенного финансового контроля в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации». М.: Финансовый контроль, 2002. С. 56-62.

5. МельникМ. В. Экономический анализ в аудите / М. В. Мельник, В. Г. Когденко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Осипов А. К., Аникин В. Н., Котлячков О. В. и др. Контроль и эффективность управления государственной и муниципальной собственностью региона: монография. Ижевск: КнигоГрад, 2008. 412 с.

7. Осипов А. К., Котлячков О. В., Аникин В. Н. Методика оценки эффективности использования государственных средств: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. 276 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Садчиков А. С. Аудит эффективности использования ресурсов: методологический подход // Аудиторские ведомости. 2007. № 6.

9. Смирнова Е. В. Аудит эффективности в планировании // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 35 (185).

10. Тартарашвили Т. Т. Аудит эффективности управления рисками коммерческого банка // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 6 (138).

11. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. 208 с.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.