Научная статья на тему 'Вопросы повышения эффективности государственного финансового контроля за внутренними и внешними заимствованиями'

Вопросы повышения эффективности государственного финансового контроля за внутренними и внешними заимствованиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1155
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / AUDIT / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERFORMANCE AUDIT / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / FINANCIAL AUDIT / ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ / ASSESS THE EFFECTIVENESS OF GOVERNMENT BORROWING / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERFORMANCE CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайковская Любовь Александровна

Усиление неопределенности мирового развития с учетом современного состояния российской экономики в очередной раз приводит к необходимости обращения к принципам эффективности и действенности использования государственных средств при организации бюджетного процесса. Данное обстоятельство требует создания соответствующих способов государственного финансового контроля. В статье исследуются основные аспекты активно внедряемого в России аудита эффективности, раскрываются его особенности, а также анализируются общие принципы и различия финансового аудита и аудита эффективности.На сегодняшний день аудит эффективности использования государственных средств является важным этапом в ходе трансформации системы финансового контроля, преобразования ее в соответствии с изменениями в отечественной экономике. Состояние контроля государственных средств говорит о необходимости формирования полноценной нормативной правовой базы с целью применения предлагаемых подходов к аудиту эффективности их использования.В целях развития аудита эффективности использования государственных средств предложена разработка современной научно обоснованной методики оценки эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC DEBT MANAGEMENT (INTERNAL AND EXTERNAL)

The greater uncertainty of global development, taking into account the current state of the Russian economy, once again leads to the need to resort to the principles of efficiency and effectiveness in the use of public funds in the organization of the budget process. This circumstance requires the establishment of appropriate forms of state financial control.This article examines the main aspects of actively implemented in Russia audit effectiveness, reveals its features, and analyses the General principles and differences between financial audit and performance audit.To date the performance audit of the use of public funds is an important step in the transformation of the system of financial control, reorganizing it in accordance with changes in the domestic economy.The state of the control of the public funds points to the need of developing a full-fledged normative legal base in order to apply the proposed approach to the audit of the effectiveness of their use. The development of modern scientific methodology for assessing the effectiveness is proposed in order to develop the performance audit of the use of public funds.

Текст научной работы на тему «Вопросы повышения эффективности государственного финансового контроля за внутренними и внешними заимствованиями»

УДК 657.6

вопросы повышения эффективности государственного финансового контроля за внутренними и внешними заимствованиями

ЧАЙКОВСКАЯ ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА,

доктор экономических наук, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]

аннотация

Усиление неопределенности мирового развития с учетом современного состояния российской экономики в очередной раз приводит к необходимости обращения к принципам эффективности и действенности использования государственных средств при организации бюджетного процесса. Данное обстоятельство требует создания соответствующих способов государственного финансового контроля. В статье исследуются основные аспекты активно внедряемого в России аудита эффективности, раскрываются его особенности, а также анализируются общие принципы и различия финансового аудита и аудита эффективности. На сегодняшний день аудит эффективности использования государственных средств является важным этапом в ходе трансформации системы финансового контроля, преобразования ее в соответствии с изменениями в отечественной экономике. Состояние контроля государственных средств говорит о необходимости формирования полноценной нормативной правовой базы с целью применения предлагаемых подходов к аудиту эффективности их использования.

В целях развития аудита эффективности использования государственных средств предложена разработка современной научно обоснованной методики оценки эффективности.

Ключевые слова: аудит; аудит эффективности; финансовый контроль; финансовый аудит; оценки эффективности государственных заимствований; критерии эффективности.

Current issues in improving the Efficiency of Public Debt Management (internal and external)

LYUBOVA. CHAIKOVSKAYA,

Doctor of Science (Economics), Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

abstract

The greater uncertainty of global development, taking into account the current state of the Russian economy, once again leads to the need to resort to the principles of efficiency and effectiveness in the use of public funds in the organization of the budget process. This circumstance requires the establishment of appropriate forms of state financial control. This article examines the main aspects of actively implemented in Russia audit effectiveness, reveals its features, and analyses the General principles and differences between financial audit and performance audit. To date the performance audit of the use of public funds is an important step in the transformation of the system of financial control, reorganizing it in accordance with changes in the domestic economy.

The state of the control of the public funds points to the need of developing a full-fledged normative legal base in order to apply the proposed approach to the audit of the effectiveness of their use. The development of modern scientific methodology for assessing the effectiveness is proposed in order to develop the performance audit of the use of public funds. Keywords: audit; performance audit; financial control; financial audit; assess the effectiveness of government borrowing; performance criteria.

Современное состояние отечественной экономики требует решения масштабных, общенациональных социально-экономических задач. В числе таких задач — вопросы повышения эффективности государственного финансового контроля за внутренними и внешними заимствованиями Российской Федерации. В данной связи требуются меры в области заимствований по повышению действенности государственного финансового контроля. Одним из актуальных направлений здесь выступает внедрение аудита эффективности использования государственных средств.

Более рациональное использование государственных средств в новых условиях государственного управления, комбинирование государственного финансирования с использованием определенных коммерческих принципов предопределяют потребность в исследовании подходов к аудиту эффективности производимых заимствований и оценке эффективности государственных заимствований как одному из направлений аудита эффективности.

В повышении эффективности государственного финансового контроля в части производимых заимствований существенная роль принадлежит Счетной палате Российской Федерации и контрольно-счетным органам субъектов Федерации, сформировавшим за последнее время довольно эффективную систему контроля законности и целевого использования государственных средств.

Контрольные мероприятия являются своего рода гарантией поддержания намеченных темпов роста экономики и решения особенно обострившихся проблем по повышению качества и эффективности деятельности государства в различных сферах. В этой связи «необходимо в полной мере активизировать потенциал государственного финансового контроля, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности: эффективное управление невозможно без эффективного контроля» [1]. Следует отметить, что отечественная экономика нуждается во внедрении относительно новой формы государственного финансового контроля, в качестве которой выступает аудит эффективности использования государственных средств.

Традиционно аудит эффективности использования государственных средств рассматривался

как средство выявления нерезультативного поведения в процессе использования государственных средств и как «проверка эффективности деятельности объектов контроля по использованию финансовых, материальных и природных ресурсов и разработка системы мер по устранению выявленных нарушений, недостатков и проблем» [2, с. 18].

Аудит эффективности использования государственных средств — «разновидность финансового контроля государственных средств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти и других распорядителей и получателей государственных средств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач» [3, с. 54]. Он способен стать «основой единой методики контроля, предполагающей главным образом проверку качества управления, а также разграничение понятий "контроль эффективности" и "эффективность контроля"» [4].

Как сложнейшему инструменту контроля аудиту эффективности присущ ряд функций, к которым можно отнести: контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием государственных финансовых ресурсов; анализ результативности использования государственных финансовых ресурсов; проверку эффективности деятельности государственных органов при реализации предусмотренных мер финансовой политики в рамках расходования бюджетных средств1.

Аудит эффективности, как правило, охватывает вопросы, имеющие огромное значение для общества, защищает финансовые интересы государства, позволяет установить причинно-следственные связи их несоблюдения. В связи с тем что аудит эффективности дает возможность своевременно разработать предложения по устранению причин, создающих условия для отступления от установленных законодательством требований, он имеет большую

1 Рябухин С. Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов — современная форма финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2004. № 11 (48). URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/ Schpalata/2004/ACH200703032305/ACH200703032305_p_001.htm (дата обращения: 21.09.2014).

социально-экономическую значимость. Востребованность его особенно велика в тех странах, бюджеты которых ориентированы на достижение конечного результата. Таким образом, существует острая потребность в применении в отечественном государственном финансовом контроле аудита эффективности использования государственных средств.

Следует отметить, что в настоящее время проведение аудита эффективности сопряжено с рядом сложностей. В частности, задача определения эффективности использования государственных средств до сих пор не реализовы-валась в полной мере, в результате чего аудит эффективности на сегодняшний день не нашел должного отражения ни в законодательстве, ни в деятельности российских контрольно-счетных органов в необходимых формах и содержании, соответствующих мировым стандартам. В данной связи для успешного проведения аудита эффективности требуется прежде всего соответствующая нормативная правовая база.

Аудит эффективности использования государственных средств широко применяется в государственном финансовом контроле зарубежных стран уже много лет и демонстрирует значительное влияние на качество принятия и выполнения органами государственного финансового управления решений в финансовой сфере. Несмотря на то что аудит эффективности использования государственных средств сегодня прочно стоит на ногах в системе государственного финансового контроля ряда зарубежных стран, он не заменил финансовый аудит.

По мнению ряда авторов, проведение любого контрольного мероприятия должно осуществляться в два этапа: финансовый аудит и затем аудит эффективности. Однако не все согласны с мнением, что проведению аудита эффективности должен предшествовать финансовый аудит. В стандартах ИНТОСАИ (The International Organisation of Supreme Audit Institutions, INTOSAI — Международная организация высших органов финансового контроля) говорится о том, что «на практике финансовый аудит и аудит эффективности зачастую дублируют друг друга и в таких случаях классификация вида аудита зависит от его основной цели»2.

2 INTOSAI Auditing Standards. Issued by the Auditing Standards Committee at the XIVth Congress of INTOSAI in 1992 in

В рамках аудита эффективности проводится оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти и иных организаций по осуществлению государственных функций, использованию государственных ресурсов и разработка рекомендаций по модернизации их работы. В свою очередь, финансовый аудит представляет собой тип финансового контроля, существенно влияющий на результативность финансового управления, гарантируя тем самым использование государственных средств в соответствии с законодательно установленными показателями и их целевым назначением. В то же время данный тип контроля обладает довольно узкими рамками такого влияния и является необходимым, но одновременно пассивным условием осуществления поставленных целей и задач экономической политики государства.

Финансовый контроль результативности использования государственных средств в виде аудита эффективности имеет весьма широкое поле для применения и является активным фактором повышения эффективности финансового управления, способствующим решению общегосударственных задач3.

Аудит эффективности и финансовый аудит, опираясь на общие принципы финансового контроля, обладают разным содержанием, что позволяет рассматривать их как разные типы финансового контроля. На основании ревизионных стандартов ИНТОСАИ в табл. 1 рассмотрены принципиальные отличия в содержании финансового аудита и аудита эффективности.

Рассмотренные выше типы финансового контроля, несмотря на существующие различия, имеют ряд общих характеристик. В частности, оба они осуществляются в форме последующего контроля формирования и использования государственных средств, направленного на выявление и устранение имеющихся проблем и недостатков.

Washington, D.C., United States as amended by the XVth Congress of INTOSAI 1995 in Cairo, Egypt. URL: http://www.intosai.org.

3 Дьякова Е.Б., Перекрестова Л.В. О роли аудита эффективности бюджетных расходов в расширении регионального фискально-

го пространства и увеличении бюджетной емкости // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 12. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/1833-2012-12-21-08-10-29.

Таблица 1

Различия в содержании финансового аудита и аудита эффективности

Критерий сравнения Финансовый аудит Аудит эффективности

Определение Проверка финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета Оценка эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов и разработка предложений по повышению эффективности их деятельности

Характер суждения Носит достаточно специфический характер Носит более широкий и открытый для суждения и толкования характер

Задачи Определение правильности ведения, полноты учета и достоверности отчетности, а также законности и целевого использования средств Определение экономности и результативности использования государственных средств. Отдельное внимание уделяется оценке различных аспектов результатов использования государственных средств

Предмет Финансовые документы и отчетность, характеризующие правомерность использования государственных средств Результаты использования государственных средств на удовлетворение общественных нужд

Методы Документальная и фактическая проверка операций с государственными средствами и их отражение в учете и отчетности Анализ методов контроля на основе критериев эффективности

Принципы Контрольные мероприятия осуществляются с определенной степенью независимости и беспристрастности

Тип контроля Проверка соответствия формирования и использования государственных средств законодательно установленным нормам с целью выявления правильности ведения и достоверности их учета и отчетности, законности и целевого характера Проверка эффективности формирования и использования государственных средств в целях выявления их экономичности и результативности

Отчет Выводы и замечания по результатам финансового аудита представляются в краткой стандартизированной форме с приложением необходимых финансовых документов Отчеты значительно отличаются друг от друга по форме и характеру изложения материала, оформляются обычно без приложения документов.

Также контрольные действия, проводимые в рамках и аудита эффективности, и финансового аудита, осуществляются с определенной степенью независимости и беспристрастности4.

На основе проведенного анализа необходимо сделать вывод: в рамках финансового аудита следует осуществлять проверки законности и целевого расходования государственных средств, а в рамках аудита эффективности — осуществлять проверки деятельности органов государственной власти и других получателей государственных средств в целях определения эффективности использования ими данных

4 Мездриков Ю.В., Мущак А.А. Сравнительный анализ финансового аудита и аудита эффективности применительно к образовательным учреждениям // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2. URL: http:// uecs.ru/uecs-38-382012/item/1066-2012-02-24-05-13-43.

средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач5.

Поскольку в настоящее время в действующих нормативных правовых актах отсутствует определение таких комплексных финансово-правовых терминов, как «аудит эффективности» и «финансовый аудит», для того чтобы контрольно-счетные органы могли в полном объеме осуществлять процедуру проведения аудита эффективности, необходимо прежде всего наличие закрепленных законодательно вышеперечисленных базовых понятий [5].

Более того, отсутствие определений указанных выше терминов «приводит в конкретных

5 Васильева М. В. Оценка эффективности использования го-

сударственных средств. URL: http://www.cfin.ru/management/ controlling/productivity_of_public_funds.shtml.

случаях к проблеме соотношения разных видов финансового контроля» [6, с. 18].

По мнению ряда отечественных специалистов, со временем аудит эффективности должен вытеснить финансовый аудит. Следовательно, Счетной палате Российской Федерации и контрольно-счетным органам необходимо будет перейти только к аудиту эффективности. Однако нельзя говорить о том, что эта точка зрения активно поддерживается.

Эволюция аудита эффективности в системе государственного финансового контроля России является следствием логического развития финансовой системы государства, а также приводит к тому, что он становится важнейшим фактором достижения поставленных социально-экономических задач, повышения эффективности использования государственных средств.

Один из подходов к аудиту эффективности связан с таким его элементом, как оценка эффективности. Рассмотрим оценку эффективности на примере государственных заимствований. Такая оценка осуществляется на основе сравнения фактических результатов с планируемыми, когда в ходе проводимой оценки фиксируются отклонения и устанавливаются их причины.

Основанием для проведения оценки эффективности государственных заимствований являются Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 04.11.2014), а также стандарт финансового контроля 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (вместе с «Порядком действий в процессе организации и проведения аудита эффективности»)6. В основу критериев оценки эффективности заимствований положены индикаторы, позволяющие достаточно полно оценить результаты самих операций и выявить проблемные вопросы управления заимствованиями.

Государственные заимствования оказывают существенное влияние на экономическое развитие государства. В соответствии с действующим законодательством внешние государственные заимствования осуществляются в соответствии

6 Стандарт финансового контроля 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (вместе с «Порядком действий в процессе организации и проведения аудита эффективности») утвержден решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 09.06.2009 № 31К (668).

с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации. Данные заимствования представляют собой «перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства»7.

Государство не может осуществлять бесконтрольно государственные заимствования. Их объем ограничен определенными пределами. Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в ред. от 28.06.2014) установлены верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 01.01.2016 в размере 8 466 494 605,2 тыс. руб., а верхний предел государственного внешнего долга — 78,8 млрд долл. США8.

В последнее время наблюдается регулярный рост курса мировых валют по отношению к рублю, и сложившийся на сегодня долг, номинированный в иностранной валюте, весьма чувствителен к такому резкому колебанию курса валют. По прогнозам аналитиков, дальнейшее повышение курса евро и доллара США может негативно сказаться на российском валютном пространстве при текущем росте оттока капиталов из страны, снижении цен на нефть и иных ограничивающих мерах9.

Нарастание геополитической напряженности, ожидания санкций и ухудшение среднесрочного прогноза развития экономики страны привели к увеличению стоимости заимствований для всех секторов российской экономики и к ограничению доступа российских заемщиков на международные финансовые рынки10.

7 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.07.2014).

8 О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-Ф3 (в ред. от 28.06.2014).

9 В чем хранить деньги в 2014 году — обзор рынка валют и мнения экспертов [Электронный ресурс] // Мир процентовки: сайт. 2014. URL: http ://mir-procentov.ru/deposits/biblioteka-vkladchika/ v-chem-hranit-dengi-v-2014-godu.html.

10 Доклад об экономике России № 32: Неопределенность экономической политики ограничивает горизонт роста / World Bank. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/ document/eca/russia/rer32-rus.pdf.

Таблица 2

Внешний долг России, млрд долл. США

Показатель 31.12.2012 31.03.2013 30.06.2013 30.09.2013 31.12.2013 31.03.2014 30.06.2014

Всего 636,4 691,7 707,8 716,3 728,9 715,8 720,9

Корпоративный долг 566,4 614,6 632,9 636,0 651,2 646,9 650,2

Банки, 201,6 205,9 211,9 207,1 214,4 211,9 207,1

в том числе частные 86,2 81,1 82,4 79,4 81,4 76,3 n/а*

Нефинансовые 364,8 408,8 420,9 428,9 436,8 432,8 443,7

корпорации,

в том числе частные 251,3 255,5 259,5 265,3 271,6 264,3 n/а*

* В «Докладе об экономике России...» нет пояснения, что означает данное обозначение. Предполагаем, что на момент составления документа по этой позиции не было данных. Источник: Банк России. URL: http://www.cbr.ru.

По данным «Доклада об экономике России...» за сентябрь 2014 г.11, сокращение объема новых заимствований и рефинансирования долгов обусловило сокращение внешнего долга Российской Федерации в первом полугодии 2013 г. до 707,8 млрд долл. США по сравнению с 728,9 млрд долл. США на конец 2013 г. (табл. 2).

Внешний долг Правительства Российской Федерации в первом полугодии 2014 г. по сравнению с уровнем конца 2013 г. (61,7 млрд долл. США) сократился на 7,1 млрд долл. США в связи с тем, что из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правительство отказалось от своего первоначального плана осуществить в 2014 г. заимствования на международных рынках в размере 7,2 млрд долл. США12.

Внешний долг нефинансовых корпораций в первом полугодии 2014 г. увеличился на 6,9 млрд долл. США по сравнению с уровнем конца 2013 г. и достиг 443,7 млрд долл. США, при этом основной объем привлеченных кредитов пришелся на долю прямых иностранных инвесторов. Во втором полугодии 2014 г. российским банкам и компаниям предстоят выплаты по внешним

11 Доклад об экономике России № 32: Неопределенность экономической политики ограничивает горизонт роста / World Bank. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/ document/eca/russia/rer32-rus.pdf.

12 Там же.

долгам на общую сумму 99,4 млрд долл. США (табл. 3)13.

Кроме того, санкции, введенные против финансового сектора, были направлены на ряд российских банков и компаний, ограничив их доступ к некоторым сегментам международных финансовых рынков.

Осуществляя внешние и внутренние заимствования, государство решает прежде всего задачу покрытия потребностей бюджета в финансировании и рефинансировании. Однако решение данной задачи невозможно без сбалансированной и продуманной денежно-кредитной политики. На сегодняшний день институтом, наиболее эффективно решающим обе указанные задачи, выступает рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ). По определению это рынок, на котором обращаются ценные бумаги, эмитированные органами государственной власти и иными уполномоченными субъектами.

Проверка эффективности использования государственных средств преследует различные цели, и существует потребность в разработке соответствующих им критериев оценки эффективности.

13 Доклад об экономике России № 32: Неопределенность экономической политики ограничивает горизонт роста / World Bank. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/ document/eca/russia/rer32-rus.pdf.

Таблица 3

Прогнозируемые выплаты по долговым обязательствам (основная сумма плюс проценты)

в 2014-2015 гг., млн долл. США

Заемщики Конец II кв. 2014 г. Конец III кв. 2014 г. Конец IV кв. 2014 г. 2015 г.

Правительство Российской Федерации 2 512 1 852 1 170 6 603

Банки 26 529 14 508 15 711 35 867

Другие сектора экономики 21 885 28 386 37 804 69 822

Всего 50 926 44 746 54 685 112292

Источник: Банк России. URL: http://www.cbr.ru.

Критерии оценки эффективности государственных заимствований представляют собой качественные и количественные характеристики состояния государственного внешнего и внутреннего долга, которые отражают процессы, результаты производимых заимствований и являются свидетельством эффективности государственного заимствования. Данные критерии выбираются для каждой установленной цели и служат основой для заключений и выводов об эффективности использования государственных средств, которые делаются путем сравнения фактических данных о результатах использования государственных средств, полученных в процессе анализа и оценки, с установленными параметрами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор критериев оценки эффективности государственных заимствований осуществляется в ходе предварительного изучения предмета оценки после определения ее целей и задач. При этом оценка проводится на основе анализа источников информации с помощью разработанных математических моделей.

Критерии оценки эффективности индивидуальны и в зависимости от поставленных целей могут различаться для каждого из видов деятельности. Создание единой и эффективной системы государственного финансового контроля — одна из приоритетных задач органов власти всех уровней. В данной системе особое место

должна занять оценка эффективности операций с ГЦБ, проводимая с позиций достижения целей и выполнения задач текущих основных направлений долговой политики Российской Федерации. В табл. 4 приведены критерии, используемые для оценки эффективности государственных заимствований на внешнем и внутреннем рынках ценных бумаг.

Создание системы критериев и показателей определения эффективности использования государственных средств неразрывно связано с определением видов аудита и направлений проверок [7]. Использование перечисленных критериев (см. табл. 4) позволяет обеспечить повышение результативности, действенности и эффективности государственного финансового контроля в области государственных заимствований.

Результативная деятельность контрольно-счетных органов в данном направлении способна обеспечить экономичное управление государственными заимствованиями в строгом соответствии с действующим законодательством.

Разработанная Счетной палатой Российской Федерации методика проведения аудита эффективности использования государственных средств (2004 г.), предусматривающая оценку эффективности наряду с проверкой экономности использования государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов

Таблица 4

Критерии, используемые для оценки эффективности государственных заимствований

№ п/п Цель определения эффективности заимствования Критерий Мероприятие

1 Определение эффективности заимствования Определение соотношения объема суверенных фондов Сопоставление с величиной суверенных фондов за год в разрезе валют

Привлечение средств в федеральный бюджет Определение объема привлекаемых средств в федеральный бюджет

Урегулирование государственного долга в форме различных долговых обязательств Определение объема урегулированных обязательств

Оценка финансового результата Сокращение расходов федерального бюджета за счет досрочного выкупа Определение объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание ГЦБ - финансовый результат проведения операций на вторичном рынке

2 проведения операций с ГЦБ в иностранной валюте Оптимальность структуры портфеля долговых обязательств при выпуске долговых инструментов в части ГЦБ Методика, регламентирующая рыночные показатели и прочие факторы, определяющие необходимость проведения операций с ГЦБ в иностранной валюте, их объем и условия

Доходность по ГЦБ, превышающая, как правило, уровень инфляции Документы, регламентирующие порядок и источники финансирования операций с ГЦБ в иностранной валюте

Эффективность от снятия ограничений на участие нерезидентов в операциях с ГЦБ, номинированными в национальной валюте Методика, обеспечивающая полноту и достоверность учета, а также отражения в учетных регистрах и отчетности об исполнении бюджета операций с ГЦБ в иностранной валюте

3 Оценка состояния системы учета проводимых операций с ГЦБ в иностранной валюте Полнота и достоверность системы учета Проверка соответствия учетных записей первичным документам и друг другу в различных регистрах учета. Проверка полноты и достоверности отражения объемов привлечения средств в федеральный бюджет. Проверка расходов федерального бюджета на обслуживание и погашение ГЦБ, а также объемов урегулированных обязательств в различных учетных регистрах в конкретные моменты времени

4 Оценка степени использования Минфином России преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках Экономия средств федерального бюджета. Оптимизация структуры собственного портфеля ГЦБ в части валютной структуры, сроков обращения ценных бумаг, процентных ставок с целью повышения ликвидности, доходности портфеля. Оптимизация графиков платежей по ценным бумагам Определение объема вторичного рынка данного вида ГЦБ, объема операций Минфина России на вторичном рынке с данным видом ГЦБ. Определение структуры портфеля Минфина России до и после проведения операций. Разработка графика платежей до и после проведения операций. Определение отношения объема ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, к объему государственного долга. Определение доли ГЦБ в общем объеме государственного долга. Определение доли ГЦБ, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме государственного долга. Определение доли долгосрочных ГЦБ в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в ГЦБ

деятельности, а также проверку продуктивности использования финансовых ресурсов, лежит в основе проведения эффективности расходования таких активов. Однако проблемы повышения действенности контроля государственных заимствований не могут быть решены без современной научно обоснованной методики оценки их эффективности.

Наличие такой методики позволило бы осуществлять своевременную и проработанную подготовку рекомендаций, направленных на повышение качества государственного контроля в области проводимых государственных заимствований.

Таким образом, надо отметить, что сегодня аудит эффективности использования государственных средств следует рассматривать как необходимую ступень в ходе модернизации системы финансового контроля, поднимая тем самым его на уровень, отвечающий требованиям реформирования отечественной экономики. Формирование полноценной нормативной правовой базы для использования аудита эффективности наряду с выработкой методологии его проведения, а также организация подготовки квалифицированных аудиторов позволят органам государственного финансового контроля внедрить на всех уровнях бюджетной системы необходимый аудит эффективности использования государственных средств и рассматривать оценку эффективности государственных заимствований как составляющую часть аудита эффективности, роль и значение которой сегодня трудно переоценить.

Литература

1. Дадавава И.К. Контроль эффективности использования бюджетных средств // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.

2. Жуков В.А. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Учет и контроль. 2006. № 1.

3. Саунин А.Н. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле // Финансы. 2004. № 9.

4. Бликанов А. В. Аудит эффективности как методическая основа совершенствования государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2008. № 33.

5. Жемаркина Р.Е., Покровский М.Н. Внедрение аудита эффективности в целях минимизации коррупционных проявлений в Россий-

ской Федерации // Мониторинг правоприменения. 2013. № 1. С. 44-47.

6. Барыкин Е.А. Аудит эффективности в механизме государственного финансового контроля // Реформы и право. 2008. № 3.

7. Табунщикова Т. Ф. Аудит эффективности использования бюджетных средств: некоторые теоретические аспекты // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2006. № 4-6.

References

1. Dadavava I. K. Kontrol» effektivnosti ispol'zovaniia biudzhetnykh sredstv [Monitoring the effectiveness of the use of budget funds]. Audit i finansovyi analiz — Audit and financial analysis, 2010, no. 2. (In Russ.).

2. Zhukov V.A. Audit effektivnosti v sisteme go-sudarstvennogo finansovogo kontrolia [Performance audit in the system of state financial control]. Uchet i kontrol» — Accounting and Control, 2006, no. 1. (In Russ.).

3. Saunin A.N. Audit effektivnosti v gosudarst-vennom finansovom kontrole [Performance audit of state financial control]. Finansy — Finance, 2004, no. 9. (In Russ.).

4. Blikanov A. V. Audit effektivnosti kak meto-dicheskaia osnova sovershenstvovaniia go-sudarstvennogo finansovogo kontrolia [Performance audit as a methodological basis of improving public financial control]. Finansy i kredit — Finance and Credit, 2008, no. 33. (In Russ.).

5. Zhemarkina R.E., Pokrovskii M.N. Vnedrenie audita effektivnosti v tseliakh minimizat-sii korruptsionnykh proiavlenii v Rossiiskoi Federatsii [Implementation of the efficiency audit in order to minimize corruption in the Russian Federation]. Monitoring pravoprime-neniia — Monitoring enforcement, 2013, no. 1, pp. 44-47. (In Russ.).

6. Barykin E.A. Audit effektivnosti v mekhanizme gosudarstvennogo finansovogo kontrolia [Performance audit in the mechanism of the state financial control]. Reformy i pravo — Reforms and the Law, 2008, no. 3. (In Russ.).

7. Tabunshchikova T. F. Audit effektivnosti ispol'zovaniia biudzhetnykh sredstv: nekoto-rye teoreticheskie aspekty [Performance audit of the use of budget funds: some theoretical aspects]. Nalogi. Investitsii. Kapital — Taxes. Investment. Capital, 2006, no. 4-6. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.