2010. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 657.63
Н.В. Боталова, О.В. Котлячков
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ И РОЛЬ КРИТЕРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Рассматривается сущность методики оценки использования государственных средств, в том числе за счет основного критерия - социальной эффективности.
Ключевые слова: государственная помощь, критерий социальной эффективности, оценка эффективности.
В международной практике выделяются два вида государственного контроля - контроль достоверности показателей финансовой отчетности и аудит эффективности (операционный контроль). Каждое из этих направлений государственного контроля отличается некоторыми особенностями.
Контроль достоверности финансовой отчетности предполагает проведение оценки реальности фактов финансово-хозяйственной деятельности организации, правильности их отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения действующего законодательства. При этом может возникнуть ситуация, при которой государственные средства использованы в соответствии со сметой и для достижения утвержденных целей, правильно учтены и отражены в отчетности и вывод государственного аудитора положительный. На самом же деле одновременно могут быть не выполнены поставленные цели, для достижения которых организации выделялись бюджетные средства.
В системе учета должна быть создана информационная база для принятия правильных решений в бюджетной сфере, а также основы для перехода к модели бюджетирования, ориентированной на результат.
Бухгалтерская отчетность организации и учреждений служит основным источником информации об их деятельности, так как в бухгалтерском учете собирается, накапливается и обрабатывается экономически существенная информация о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей организаций и учреждений. При этом в области использования государственного имущества можно выделить также несколько важнейших экономических целей деятельности - оказание социальных государственных услуг, сохранение государственного капитала, целевое и эффективное использование государственных средств. Информационный контроль над достижением этих целей осуществляется с помощью бухгалтерской отчетности.
Принцип эффективности, в общем, предусматривает разумность, рациональность, практическую и теоретическую обоснованность необходимости чего-либо. Эффективность может пониматься в экономическом, социальном, экологическом, технологическом и иных аспектах. Экономическая эффективность может предусматривать оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом; отсутствие непроизводительных затрат (бережливость); достижение определенной цели с минимальными затратами или достижение максимального результата с помощью строго определенного объема ресурсов. Очевидно, что методика оценки эффективности должна зависеть и от конкретных сфер использования государственных средств и имущества, конкретных направлений и целей контроля.
При аудите эффективности использования государственной помощи в сельском хозяйстве необходимо исходить из определенных принципов. Эти принципы должны быть взаимосвязаны, поскольку границы между ними весьма условны. Например, в отдельных случаях принцип законности не согласуется с принципом эффективности. Возникают противоречия между принципами эффективности и целесообразности. Эффективность повышается с ростом объема работ, тогда как с точки зрения целесообразности предпочтительнее небольшой объем. В областях деятельности, связанных с риском, иногда приходится жертвовать экономичностью, чтобы надежнее гарантировать достижение целей.
Аудит эффективности использования государственной помощи должен иметь следующие направления:
- экономность и целесообразность расходования проверяемой организацией и учреждением государственных средств и имущества;
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 1
- использование надлежащим образом и в полном объеме проверяемой организацией имеющихся трудовых, финансовых и других ресурсов, а также государственного имущества в процессе осуществления своей деятельности;
- достигнутые результаты деятельности.
Согласно определению аудита эффективности объектами такой проверки являются организации и органы государственной власти, обладающие полномочиями на выделение государственной помощи реальному сектору экономики.
Проверки, осуществляемые в рамках аудита эффективности, могут различаться в зависимости от выбранных задач и целей. Проверка должна давать конкретные результаты, которые позволят решить следующие задачи:
- повышение ответственности за использование государственной помощи;
- повышение эффективности работы органов государственной власти и организаций - получателей государственных средств.
Обобщенно схема структуры контроля эффективности использования государственной помощи представлена на рис. 1.
Рис 1. Схема структуры контроля эффективности использования государственной помощи
Оценка и контроль эффективности использования государственной помощи могут включать в себя измерение и проверку исполнения:
- экономичности - достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств или наилучшего результата с использованием заданного объема бюджетных средств (критерии, предполагающие минимизацию частного от деления затрат на величину получаемого положительного результата, объема получаемых общественно-полезных благ);
- эффективности - соотношения между чистым эффектом от получаемых результатов деятельности и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами (эффект, деленный на затраты);
- результативности - уровня соотношения получаемых результатов деятельности и затрачиваемых на то ресурсов, усилий, затрат (величина результата, деленная на затраты);
- уровня выполнения плановых показателей - соотношение фактически получаемых результатов, затрат, эффектов с плановыми.
Для целей оценки и контроля эффективности использования государственной помощи теоретически могут быть применены два основных методических подхода: 1) общая интегральная оценка основных и вспомогательных критериев эффективности использования государственной помощи; 2) взвешенная интегральная оценка критериев эффективности реализации базовых функций государственной помощи. На наш взгляд, для целей обеспечения разностороннего учета специфики государственной помощи возможно и целесообразно применение смешанной методики.
2010. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Обобщенно первый методический подход может быть представлен в следующей схеме (рис. 2).
Контроль эффективности использования государственной помощи в организациях агропромышленного комплекса
Оценка эффективности по основным критериям
Прямой эффект Косвенный эффект
Экономическая^^ ^^^^~€оцйальная
эффективность— ■—эффективность
Ээ - показатель эффективности по экономическому критерию Эс — показатель эффективности по социальному критерию
Оценка эффективности по вспомогательным критериям
Пь П2, П3 Пп - показатели эффективности по вспомогательным критериям
Эв — показатель эффективности по вспомогательным критериям
Эв = Щ X П2 X Пз X .... X Пп
Э - эффективность использования государственного имущества
Э = Э0 x Эв
Рис. 2. Последовательность оценки эффективности использования государственной помощи в сельском хозяйстве
Применение данной модели для оценки эффективности использования государственной помощи в хозяйстве является многофакторным. Оно позволит выявлять эффективность использования государственной помощи в комплексе и за счет отдельных факторов.
При оценке показателей эффективности по каждому критерию необходимо исходить из следующей последовательности:
- рассчитать показатель (базовый), используемый для оценки эффективности государственной помощи. Базовым показателем является средний показатель по государственной помощи по всей совокупности оцениваемых организаций, которым была выделена государственная помощь;
- рассчитать показатель (текущий), используемый для оценки эффективности государственной помощи в конкретной организации;
- рассчитать показатели оценки эффективности по соответствующим направлениям (экономическому, социальному и т.д.) как частное от деления текущего и базового показателей;
- оценить эффективность использования государственного имущества по соответствующим направлениям оценки эффективности;
- рассчитать эффективность использования государственной помощи по основному и вспомогательному направлению для оценки эффективности;
- оценить эффективность использования государственного имущества по основному и вспомогательным показателям;
- рассчитать комплексный показатель эффективности использования государственного имущества;
- оценить комплексный показатель эффективности использования государственного имущества и в целом эффективность использования государственного имущества;
- выявить факторы и обстоятельства, повлиявшие на признание неэффективным использование имущества вследствие неэффективного использования имущества по тому или иному критерию.
При рассмотрении эффективности выделения средств бюджетов необходимо установить наличие экономической, социальной, косвенной (вспомогательной) эффективности.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 1
Оценка эффективности мероприятий осуществляется исходя из достигнутой результативности, определяемой прогнозируемым динамичным изменением показателей финансово-хозяйственной деятельности, обусловленным государственным финансированием.
Критерии, определяющие эффективность, могут иметь не только стоимостную оценку (абсолютную), но и натуральную (рост объема производства в натуральных единицах измерения), которую для расчетов эффективности необходимо перевести в стоимостную, используя при этом определенные сопоставимые цены.
При оценке эффективности производится оценка экономической, социальной и косвенной (вспомогательной) эффективности выделения средств.
Экономическая эффективность текущего выделения государственных средств отражает результат, который будет получен на один рубль средств, привлеченных из всех источников финансирования, и рассчитывается по формуле
Ээ=Р/СОС, (1)
где ЭЭ - экономическая эффективность текущего выделения использования средств;
Р - результативность текущей государственной помощи, руб.;
СОС - суммарный объем выделенных государственных средств, руб.
Решение о экономической эффективности принимается на основании рассмотрения соотношения: ЭЭ > 1 - государственное финансирование эффективно;
ЭЭ < 1 - государственное финансирование не эффективно.
Социальная эффективность государственного финансирования выражается в создании обоснованных социальных преимуществ по сравнению с существующими условиями труда по виду деятельности, подлежащему государственному финансированию, в том числе в увеличении средней заработной платы работников, занятых в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).
Расчет социальной эффективности текущего государственного финансирования осуществляется по формуле
Эс=ФОТ1/СЧ1 - ФОТ0/СЧ0, (2)
где ЭС - социальная эффективность государственного финансирования;
ФОТ1 - фонд оплаты труда текущего периода, в котором получено государственное финансирование, руб.;
СЧ1 - средняя численность работников текущего периода, в котором получено государственное финансирование, руб.;
ФОТ0 - фонд оплаты труда базисного периода, в котором не получено государственного финансирования, руб.;
СЧ0 - средняя численность работников базисного периода, в котором не получено государственного финансирования, руб.
Решение о социальной эффективности принимается на основании рассмотрения соотношения: ЭС >1 - государственное финансирование эффективно;
ЭС <1 - государственное финансирование не эффективно.
Косвенная (вспомогательная) эффективность государственной помощи определяется исходя из прогнозируемых дополнительных поступлений в бюджет (бюджетной результативности).
Бюджетная результативность отражает изменение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и определяется как разница между налоговыми поступлениями при наличии государственной помощи и при ее отсутствии с использованием следующей формулы:
БР = НП - НП0, (3)
где БР - бюджетная результативность государственной помощи, руб.;
НП1 - налоговые поступления текущего периода, в котором получено государственное финансирование, руб.;
НП0 - налоговые поступления базисного периода, в котором не получено государственного финансирования, руб.
Косвенная (вспомогательная) эффективность государственной помощи определяется по формуле
Эб= БР / БС, (4)
где ЭБ - косвенная (вспомогательная) эффективность;
БР - бюджетная результативность, руб.
БС - государственная помощь, руб.
2010. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Интегральный показатель эффективности государственной помощи определяется при рассмотрении эффективности ее выделения на основе суммы показателей эффективности - экономической, социальной, косвенной (вспомогательной) с учетом весовых коэффициентов
ЭГ = Кэ X Ээ + Кс X Эс + Кв X Эв, (5)
где ЭГ - интегральный показатель эффективности государственной помощи;
Кэ, Кс, Кв - весовые коэффициенты показателей эффективности.
Варианты определения использования весовых коэффициентов зависят от цели выделения средств бюджета. Если цель выделения государственной помощи преследует достижение только социальных показателей, то предлагается для оценки эффективности использования бюджетных средств использовать весовые коэффициенты, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Предлагаемые весовые коэффициенты показателей эффективности (цель использования
средств - социальный эффект)
Наименование весового коэффициента Вес коэффициента
Кс - социальная эффективность 0,65
Кэ - экономическая эффективность 0,25
Кв - косвенная (вспомогательная) эффективность 0,10
В случае же выделения средств для получения дополнительного дохода в бюджет и достижения экономических целей рекомендуется использовать весовые коэффициенты, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Предлагаемые весовые коэффициенты показателей эффективности (цель использования
средств - экономический эффект)
Наименование весового коэффициента Вес коэффициента
Кэ - экономическая эффективность 0,50
Кс - социальная эффективность 0,40
Кв - косвенная (вспомогательная) эффективность 0,10
Если же точно определить цель использования средств не представляется возможным, то рекомендуется использовать следующие весовые коэффициенты (табл. 3).
Таблица 3
Предлагаемые весовые коэффициенты показателей эффективности (цель не определена)
Наименование весового коэффициента Вес коэффициента
Кс - социальная эффективность 0,50
Кэ - экономическая эффективность 0,40
Кв - косвенная (вспомогательная) эффективность 0,10
Таким образом, роль социальной эффективности в оценке эффективности использования государственных средств имеет ведущее значение. По нашему мнению, выделение государственной помощи в условиях кризиса прежде всего должно строиться из показателей социальной значимости, что позволит повысить социальную роль бюджета при поддержке реального сектора экономики.
Поступила в редакцию 16.12.09
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 1
N. V. Botalova, candidate of economics, associate professor O. V. Kotlyachkov, candidate of economics, associate professor
The usage of government assistance and the estimation of its effectiveness the role of criterion of social effectiveness
The article deals with the method of government funds estimation including a central criterion of social effectiveness Keywords: government assistance, social effectiveness criterion, estimation of effectiveness.
Боталова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Котлячков Олег Васильевич, кандидат экономических наук, доцент ФГОУ ВПО «Ижевская ГСХА»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Свердлова, 30 (корп. 4)