Научная статья на тему 'Экономическая и социальная эффективность использования государственной помощи'

Экономическая и социальная эффективность использования государственной помощи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЦЕЛЬ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКОНОМНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PERFORMANCE AUDIT / THE OBJECTIVE OF PERFORMANCE AUDIT / PERFORMANCE CRITERIA / ECONOMY / EFFICIENCY / PRODUCTIVITY / SOCIAL EFFICIENCY / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боталова Наталья Владимировна, Котлячков Олег Васильевич

Обосновывается необходимость осуществления аудита эффективности. Рассматриваются подходы к оценке использования государственных средств на примере субсидирования сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic and social efficiency of the usage of government aid

The article gives proof of conduct an efficiency audit necessity.

Текст научной работы на тему «Экономическая и социальная эффективность использования государственной помощи»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Экономика

УДК 657.63

Н.В. Боталова, О.В. Котлячков

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

Обосновывается необходимость осуществления аудита эффективности. Рассматриваются подходы к оценке использования государственных средств на примере субсидирования сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: аудит эффективности, цель аудита эффективности, критерии эффективности, экономность, результативность, продуктивность, социальная эффективность, экономическая эффективность.

В условиях недостаточного государственного регулирования экономики, низкого инвестиционного спроса, неблагоприятного финансово-экономического состояния многих предприятий, сокращения государственного финансирования промышленности, строительства, агропромышленного комплекса страны наиболее актуальными задачами являются обеспечение эффективности использования государственных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений - основного источника формирования государственной собственности, и эффективное управление пакетами акций, находящихся в собственности государства.

Задача рационального использования государственных средств является в настоящее время одной из первоочередных для обеспечения развития важнейших сфер экономики, устранения инфраструктурных ограничений роста, повышения эффективности использования природных ресурсов, модернизации промышленных предприятий и развития высокотехнологичных производств, обеспечения продовольственной безопасности РФ.

Эффективность проектов и программ, любых общественно значимых нововведений, тем более разрабатываемых и реализуемых на бюджетные средства, - важнейший объект внимания государственного контроля. Поэтому оценка социально-экономической эффективности государственных расходов необходима, что особенно важно в условиях финансового кризиса при жесткой экономии финансовых ресурсов в том числе и со стороны государства.

В последние годы в Российской Федерации получил широкое распространение аудит эффективности, основой которого выступают отдельные положения Бюджетного кодекса РФ. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетный кодекс определил эффективность и экономность использования бюджетных средств. Данный принцип устанавливает обязанность получателей бюджетных средств эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением. Однако реализация контрольного механизма данного принципа не разработана в полной мере.

Для решения данной вопросов контроля за использованием государственной помощи необходимо на основе бюджетирования, ориентированного на результат, осуществить организацию аудита эффективности.

Данный вид государственного финансового контроля должен обеспечивать достижение получателями бюджетных средств установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнение возложенных на них задач и функций.

Аудит эффективности представляет собой проверки деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

Аудит эффективности использования государственных средств включает в себя следующие элементы:

1) проверку экономности использования проверяемой организацией государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности;

2) проверку продуктивности использования проверяемой организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

3) проверку результативности деятельности проверяемой организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.

Аудит эффективности является одним из основных видов контроля исполнения государственного бюджета, осуществляемого органами финансового контроля заграницей. В статье 4 «Лимской декларации руководящих принципов контроля», принятой 1Х Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. отмечено, что он «... направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы».

Стандарты ИНТОСАИ 42 и 43 указывают, что орган государственного финансового контроля может проводить проверки эффективности и делать выводы о неэффективном расходовании бюджетных средств при наличии законодательно установленного права на данный вид проверок в отношении всех областей деятельности государства.

В зависимости от поставленных целей аудит эффективности может быть направлен на контроль одного или нескольких критериев, что определяется целью использования средств. По нашему мнению, в сложившихся экономических обстоятельствах необходимо учитывать следующие цели:

- социальные - обеспечение занятости в регионе, снижение социальной напряженности и социальная защита населения. Данная цель должна достигаться за счет развития производств, вложений средств в развитие инфраструктуры региона или производств. Получение прибыли не является критерием эффекта от использования средств;

- экономическая - обеспечение отдачи от использования средств, прирост вложенных средств. Основным критерием необходимо выделять при этом - прибыль.

При проведении аудита эффективности следует руководствоваться тем, что в процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности работы проверяемого органа государственной власти или получателя государственных средств. Так как невозможно найти приемлемый способ такой оценки из-за сложности и разнообразия сфер их деятельности, проверке подвергаются, как правило, конкретные сферы или аспекты их деятельности в соответствии с поставленными целями; аудит эффективности всегда должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности использования государственных средств проверяемыми организациями.

Аудит эффективности отличается от финансового контроля главной целью. В аудите эффективности целью является не выявление нарушений финансового законодательства, а оценка эффективности деятельности государственных органов, учреждений и организаций по использованию ими государственных ресурсов.

Так, например, в сельском хозяйстве проверки, осуществляемые в рамках аудита эффективности, могут различаться в зависимости от выбранных задач и целей:

- повышение ответственности за использование государственной помощи в сельском хозяйстве;

- повышение эффективности работы органов государственной власти и сельскохозяйственных организаций - получателей государственных средств, а также их взаимодействие;

- другие цели.

В ходе проведения аудита эффективности использования средств формируются и оцениваются информационные потоки, которые являются основой для выводов и предложений проверяющих. Общая последовательность формирования информационных потоков при аудите эффективности использования государственной помощи представлена в виде блок-схемы на рисунке. Блок-схема отражает основные направления и последовательность проведения аудита эффективности использования государственной помощи в сельском хозяйстве, источники информации и формируемая в ходе проверки результатная информация, в том числе и направления её предоставления. Данная схема отражает последовательность использования информационных потоков в процессе аудита эффективности.

Таким образом, при аудите эффективности проверяется соблюдение аудируемым субъектом выбранной стратегии, принципов использования бюджетных средств, оценивается степень достижения социальных результатов и эффективности использования ресурсов.

Этап ис-пользования информации

Этап обработки информации

Этап сбора информации и подготовки к проверке

Обработка информации полученной в результате проведения аудита эффективности использования государственного имущества

Законодатель -ная и норма тив-ная документация

Исходная информация

Документы регулирующие правовую основу деятельности организаций и учреждений

У чр едительны е документы

Договоры и контракты

Внутренние распорядитель -ные документы

Учетно-плановые

документы

Учетная

политика

Нормы и нормативы

Бизнес-планы, бюджеты деятельности

Отчетность

Бухгалтерская

Стати стическая

Оперативная

Налоговая

Учетные регистры, справки бухгалтерии, объяснения

Источники информации внеучет-ного характера: запросы контрагентов, опросы работников, информация СМИ и т.д.

Информация формируемая в системе учета (документы)

Первичные Сводные

Регистры бухгалтерского учета

Рис. Блок-схема формирования информационных потоков в процессе аудита эффективности использования государственной помощи

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что сельское хозяйство всегда являлось дотационной отраслью, и эффективность ее деятельности определялось и степенью участия государства. Необходимость государственной поддержки связано с тем, что сельское хозяйство в условиях рынка не может в силу своей специфики эффективно участвовать в межотраслевой конкуренции. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях намного выше чем в западный странах. Кроме этого, государственная поддержка сельского хозяйства позволяет решать и социальные проблемы, в том числе и «вымирание деревень», безработицу. Однако выделение

средств в «черную дыру», как говорят о сельском хозяйстве, невозможно, поэтому необходимо оценивать использование государственной помощи. Одной из форм государственной помощи является субсидирование сельскохозяйственной продукции. Мы предлагаем следующую методику оценки эффективности государственного субсидирования продукции.

Экономическая эффективность субсидирования сельскохозяйственной продукции может быть оценена на основании следующих основных показателей:

- коэффициент выделения средств (Эм);

- коэффициент продуктивности (Ээ2;

- коэффициент эффективности затрат (Ээ3);

- коэффициент прибыльности (Ээ4) (примечание: в случае, если государственная помощь снижается, а прибыль возрастает, то данный показатель принимается за 1).

В табл. 1 представлена характеристика показателей экономической эффективности использования средств.

Таблица 1

Характеристика критериев и показателей эффективности субсидирования сельскохозяйственной продукции по критерию экономической эффективности

Используемые показатели, формула расчета Характеристика показателя Интегральный показатель Характеристика интегрального показателя

Коэффициент выделения средств (Ээ1): Ээ1= ВГПх/ ВГПс , где сумма выделенных средств в виде субсидий на 1 рубль собственных средств хозяйств (ВГПх=ГПх/ССх х 100, где ГПх субсидирование сельскохозяйственной продукции хозяйству фактическая (руб.), ССх - собственные средства хозяйства (руб.)) , соответствующий показатель в среднем по УР (группе хозяйств) (ВГПс) Показатель характеризует степень (интенсивность) выделения средств сельскохозяйственному производителю х э2 Э X ^ Эх =э э3 ЭЭ Интегральный показатель показывает степень экономической эффективности субсидирования продукции. Интегральный показатель эффективности, для признания использования государственной помощи по соответствующему критерию эффективным не может быть меньше 0,9.

Коэффициент продуктивности (Ээ2): Ээ2=Прх/Прс , где продуктивность по видам сельскохозяйственной субсидируемой продукции (урожайность, продуктивность скота и т.д.) в хозяйстве (Прх), средняя продуктивность по видам сельскохозяйственной субсидируемой продукции в совокупности хозяйств (Прс) Характеризует эффективность производства, результативность производства в заданных климатических условиях

Коэффициент эффективности затрат (Ээ3): Ээ3=ССс/ССх , где средняя себестоимости субсидируемой продукции по видам продукции по совокупности хозяйств (ССс), себестоимость субсидируемой продукции в хозяйстве (ССх) Показатель характеризует результативность затрат на единицу продукции в хозяйстве, эффективность производства по критерию затратоемкости

Коэффициент прибыльности (Ээ4): Ээ4=ППх/ППс, где показатель прироста прибыли за счет государственной помощи в хозяйстве по субсидируемой продукции (ППх=ПГПх/ППрх, где ПРПх - прирост государственной помощи на субсидируемую продукцию в хозяйстве (руб.), ППрх - прирост прибыли от субсидируемой продукции в хозяйстве(руб.)), соответствующий показатели в среднем по группе , совокупности хозяйств (ППс) Показатель характеризует интенсивность, прирост получения прибыли при использовании государственной помощи по субсидированной продукции

Каждый из представленных показателей рассчитывается по отдельному виду субсидируемой продукции, при этом находится общий интегральный показатель как произведение частных показателей.

По каждому коэффициенту необходимо признавать эффективным использование государственной помощи при его значении более 0,95.

Общая экономическая эффективность субсидирования сельскохозяйственной продукции рассчитывается по формуле: Ээ=Ээ1 х Ээ2 х Ээ3 х Ээ4. Интегральный показатель эффективности для признания использования государственной помощи по соответствующему критерию эффективным не может быть меньше 0,9.

Социальная эффективность субсидирования сельскохозяйственной продукции рассчитывается по следующим показателям:

- коэффициент субсидирования сельскохозяйственной продукции на 1 работника, занятого в сельском хозяйстве (Эс1);

- коэффициент дополнительного привлечения работников в отрасль сельского хозяйства, в которых осуществляется субсидирование продукции (Эс2);

- коэффициент производительности труда работников в отраслях с субсидируемой продукцией (Эс3);

- коэффициент зарплатоемкости (трудоемкости) в отраслях с субсидируемой продукцией (Эс4).

В табл. 2 представлена характеристика показателей социальной эффективности использования

средств.

Таблица 2

Характеристика критериев и показателей эффективности субсидирования сельскохозяйственной продукции по критерию социальной эффективности

Используемые показатели, формула расчета Характеристика показателя Интегральный показатель Характеристика интегрального показателя

Коэффициент субсидирования сельскохозяйственной продукции на 1 работника занятого в сельском хозяйстве (Эс1): Эс1= СКС1/ СКС0, где сумма государственной помощи на 1000 работников текущего периода (СКС1=ГПск1/Ч1 х 1000, где ГПск1 государственные средства для субсидирования сельскохозяйственной продукции в текущем периоде, Ч1 - численность работников занятых в сельском хозяйстве текущего периода) , соответствующий показатель базового периода (СКС0): Эс1= СКС1/ СКС0 Характеризует интенсивность государственной помощи на 1 работника при субсидировании продукции Эс=Эс1 х Эс2 х Эс3 х Эс4 Интегральный показатель показывает степень социальной эффективности субсидирования продукции. Интегральный показатель эффективности, для признания использования государственной помощи по соответствующему критерию эффективным не может быть меньше 0,9.

Коэффициент дополнительного привлечения работников в отрасль сельского хозяйства, в которых осуществляется субсидирование продукции (Э^): ЭС2= ДР1/ДР2, где дополнительное привлечение работников в текущем периоде (ДР1), дополнительное привлечение работников в базовом периоде (ДР0) Характеризует степень увеличения социальной защищенности населения, за счет дополнительного привлечения работников в отрасль

Коэффициент производительности труда работников в отраслях с субсидируемой продукцией (Эс3) : Эс3=ПРх/ПРс , где производительность труда работников в отраслях с субсидируемой продукцией в хозяйстве (ПРх), средняя производительность труда в совокупности аналогичных хозяйств (ПРс) Характеризует отдачу, эффективность использования трудовых ресурсов текущего периода при использовании государственной помощи

Коэффициент зарплатоемкости (трудоемкости) в отраслях с субсидируемой продукцией (Эс4): Эс4=ТРс/ТРх , где средняя трудоемкость в совокупности хозяйств (ТРс), трудоемкость в хозяйстве (ТРх) Характеризует долю затрат направляемую на производство субсидируемой продукции, эффект от вложения средств (в том числе и государственной помощи) в оплату труда работников

По каждому коэффициенту необходимо признавать эффективным использование государственной помощи при его значении более 0,95.

Общая социальная эффективность субсидирования сельскохозяйственной продукции рассчитывается по формуле: Эс=Эс1 х Эс2 х Эс3 х Эс4. Интегральный показатель эффективности для признания использования государственной помощи по соответствующему критерию эффективным не может быть меньше 0,9.

В предлагаемой методике используются два критерия - экономическая эффективность и социальная эффективность. Для оценки эффективности основным необходимо признавать тот, который реализует цель выделения средств. Однако на современной этапе развития экономики в РФ, по нашему мнению, для оценки эффективности использования государственных средств в сельском хозяйстве необходимо исходить из социальной эффективности и отдавать ей привилегированный статус.

Поступила в редакцию 12.05.10

N. V. Botalova, candidate of economics, associate professor O. V. Kotlyachkov, candidate of economics, associate professor

The economic and social efficiency of the usage of government aid

The article gives proof of conduct an efficiency audit necessity.

Keywords: performance audit, the objective of performance audit, performance criteria, economy, efficiency, productivity, social efficiency, economic efficiency

Боталова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Котлячков Олег Васильевич, кандидат экономических наук, доцент ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

426000, Россия, г. Ижевск, ул. Свердлова, 30 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.