Научная статья на тему 'Поэзия О. А. Охапкина на рубеже XX-XXI вв'

Поэзия О. А. Охапкина на рубеже XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О.А. ОХАПКИН / НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛЕНИНГРАДСКИЙ САМИЗДАТ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНДЕГРАУНД / ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ / ЛИЧНЫЙ АРХИВ / ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ИДЕЯ ПУТИ / Н.А. КОЗЫРЕВ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО / O.A. OKHAPKIN / UNCENSORED LITERATURE / LENINGRAD SAMIZDAT / LITERARY UNDERGROUND / ST. PETERSBURG TEXT / PERSONAL ARCHIVE / PROBLEM OF INTEGRITY OF LITERARY HERITAGE / IDEA OF WAY / N.A. KOZYREV / ARTISTIC TIME AND SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корсунская А.Г.

Имя петербургского поэта О.А. Охапкина (1964-2008 гг.) неразрывно связано с культурным андеграундом второй половины XX века (1960-80-е гг.). Многие его тексты стали появляться в официальной печати только в 1990-х гг. в силу различных социо-культурных обстоятельств: значительная часть произведений увидела свет в рамках самиздатовской поэзии Ленинграда. Внимание исследователей в большей степени сосредоточено на художественных произведениях, созданных Охапкиным в 1960-80-е гг. и относящихся к неподцензурной литературе. Однако не менее актуальным представляется изучение творческого наследия Охапкина позднего периода рубежа XX-XXI вв. В поэзии этого времени существенным образом изменилось представление о художественном пространстве. Характерная для мировоззрения Охапкина амбивалентность сосуществование в едином пространстве реального и духовного миров, получила еще более яркое представление. Реальный мир в поэзии Охапкина рубежа веков стал утрачивать свойственную ему событийность, всё более устремляясь в «небесную отчизну». Художественное время в поэзии данного периода практически останавливается, замедляет свой ход, замирает, переходя, таким образом, в пространство вечного и вневременного. Охапкин имел достаточно четкие представления о закономерностях в развитии историко-литературного процесса. Им была разработана концепция «периодической системы истории». Именно поэтому Охапкин осознавал и ощущал смену не только поколений, но и смену эпох. Поколение писателей, пришедших в литературу в 1960-70-х гг., уходило на рубеже веков, но представление о поэтах, сформировавшихся в постсоветской России, еще не сложилось, поэтому в лирике позднего периода особое внимание Охапкин уделяет судьбе личного литературного наследия, которое, как показало время, было создано, в большей степени, для будущего.The name of St. Petersburg poet O.A. Ohapkin (1964-2008) is inextricably connected with the cultural underground of the second half of the 20th century (1960-80 "s). Many of his texts began to appear in the official press only in the 1990s due to various socio-cultural circumstances: a large part of the works was published within the framework of the Samizdat poetry of Leningrad. The attention of researchers is more focused on artistic works created by Ohapkin in the 1960s-1980s and related to uncensored literature. However, no less relevant is the study of Ohapkin 's creative heritage of the late period the frontier of the XX-XXI centuries. In the poetry of this time, the notion of art space has changed significantly. Characteristic of Ohapkin 's worldview, ambivalence coexistence in a single space of real and spiritual worlds got an even brighter idea. The real world in the poetry of Ohapkin of the frontier of centuries began to lose the event characteristic of him, increasingly going to the "heavenly distance." Artistic time in poetry of this period practically stops, slows down its course, fades, thus moving into the space of eternal and timeless. Ohapkin had quite clear ideas about the patterns in the development of the historical and literary process. He developed the concept of a "periodic history system." That is why Ohapkin realized and felt the change not only of generations, but also the change of ages. The generation of poets who came to literature in the 1960-70 "s left at the turn of the century, but the idea of poets formed in post-Soviet Russia has not yet developed, so in the lyrics of the late period Ohapkin pays special attention to the fate of literary heritage, which, as time showed, was created, to a greater extent, for the future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэзия О. А. Охапкина на рубеже XX-XXI вв»

УДК: 82.06

ББК: 83.3(2)64

Корсунская А.Г.

ПОЭЗИЯ О.А. ОХАПКИНА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.

Korsunskaya A.G.

O.A. OKHAPKIN'S POETRY AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

Ключевые слова: О.А. Охапкин, неподцензурная литература, ленинградский самиздат, литературный андеграунд, петербургский текст, личный архив, проблема целостности литературного наследия, идея пути, Н.А. Козырев, художественное время и пространство.

Keywords: O.A. Okhapkin, uncensored literature, Leningrad samizdat, literary underground, St. Petersburg text, personal archive, problem of integrity of literary heritage, idea of way, N.A. Kozyrev, artistic time and space.

Аннотация: имя петербургского поэта О.А. Охапкина (1964-2008 гг.) неразрывно связано с культурным андеграундом второй половины XX века (1960-80-е гг.). Многие его тексты стали появляться в официальной печати только в 1990-х гг. в силу различных социокультурных обстоятельств: значительная часть произведений увидела свет в рамках сам-издатовской поэзии Ленинграда.

Внимание исследователей в большей степени сосредоточено на художественных произведениях, созданных Охапкиным в 1960-80-е гг. и относящихся к неподцензурной литературе. Однако не менее актуальным представляется изучение творческого наследия Охапкина позднего периода - рубежа XX-XXI вв.

В поэзии этого времени существенным образом изменилось представление о художественном пространстве. Характерная для мировоззрения Охапкина амбивалентность - сосуществование в едином пространстве реального и духовного миров, - получила еще более яркое представление. Реальный мир в поэзии Охапкина рубежа веков стал утрачивать свойственную ему событийность, всё более устремляясь в «небесную отчизну».

Художественное время в поэзии данного периода практически останавливается, замедляет свой ход, замирает, переходя, таким образом, в пространство вечного и вневременного.

Охапкин имел достаточно четкие представления о закономерностях в развитии историко-литературного процесса. Им была разработана концепция «периодической системы истории». Именно поэтому Охапкин осознавал и ощущал смену не только поколений, но и смену эпох.

Поколение писателей, пришедших в литературу в 1960-70-х гг., уходило на рубеже веков, но представление о поэтах, сформировавшихся в постсоветской России, еще не сложилось, поэтому в лирике позднего периода особое внимание Охапкин уделяет судьбе личного литературного наследия, которое, как показало время, было создано, в большей степени, для будущего.

Abstract: the name of St. Petersburg poet O.A. Ohapkin (1964-2008) is inextricably connected with the cultural underground of the second half of the 20th century (1960-80 "s). Many of his texts began to appear in the official press only in the 1990s due to various socio-cultural circumstances: a large part of the works was published within the framework of the Samizdat poetry of Leningrad.

The attention of researchers is more focused on artistic works created by Ohapkin in the 1960s-1980s and related to uncensored literature. However, no less relevant is the study of Ohap-kin 's creative heritage of the late period - the frontier of the XX-XXI centuries.

In the poetry of this time, the notion of art space has changed significantly. Characteristic of Ohapkin's worldview, ambivalence - coexistence in a single space of real and spiritual worlds - got an even brighter idea. The real world in the poetry of Ohapkin of the frontier of centuries began to lose the event characteristic of him, increasingly going to the "heavenly distance."

Artistic time in poetry of this period practically stops, slows down its course, fades, thus moving into the space of eternal and timeless.

Ohapkin had quite clear ideas about the patterns in the development of the historical and literary process. He developed the concept of a "periodic history system." That is why Ohapkin realized and felt the change not only of generations, but also the change of ages.

The generation of poets who came to literature in the 1960-70 "s left at the turn of the century, but the idea of poets formed in post-Soviet Russia has not yet developed, so in the lyrics of the late period Ohapkin pays special attention to the fate of literary heritage, which, as time showed, was created, to a greater extent, for the future.

Имя петербургского поэта О.А. Охап-кина (1944-2008 гг.) ассоциируется со «второй культурой» и литературой ленинградского самиздата. Именно в 1960-80-х гг. он написал наиболее яркие и запоминающиеся тексты, которые в силу обстоятельств так и не дошли в полном объеме до широкого читателя при жизни автора. В этот период времени поэт создал большинство лирических книг поэта:

1. «Ночное дыхание» (1966-68);

2. «Возвращение мест» (1969);

3. «Моление о Чаше» (1970);

4. «Времена года» (1970-71);

5. «Посох» (1971-72);

6. «Душа города» (1970-1973);

7. «Высокая цель» (1973-75);

8. «Возвращение Одиссея» (1976-80).

Лирические книги в полном объеме

стали появляться в официальной печати только в начале 1990-х гг. Стремление восполнить образовавшуюся пустоту и донести до читателя неизвестное и неизданное привело к тому, что тексты 1960-80-х гг. «заслонили» на какое-то время творческое наследие Охапкина рубежа веков. Имя поэта стало сопоставляться, прежде всего, с неподцензурной ленинградской литературой. Хотя для Охапкина особую значимость имела целостность литературного наследия, а рубеж веков - итог и завершение его жизненного и творческого пути.

В настоящий момент опубликованы единичные стихотворения из литературного наследия Охапкина рубежа XX-XXI вв. Исследования произведений поэта позднего периода практически не представлены в современном литературоведении в силу, в том числе, недоступности текстов. Однако необходимость и актуальность данных научных работ очевидна, ведь Охапкин является ключевой фигурой историко-

литературного процесса второй половины XX века. Изучение творческого наследия поэта необходимо для объективной и четкой реконструкции периода литературного андеграунда, для исследования особенностей творчества поэтов «бронзового века».

Следует заметить, что судьба литературного наследия Охапкина достаточно сложная: часть текстов не издана, другая часть рассредоточена по частным собраниям, многие произведения не найдены или считаются утраченными. Сам поэт придавал особое значение роли его творчества в историко-литературном процессе. Понимая, что в советской России автору с христианским мировоззрением путь в официальную литературу закрыт, Охапкин стал активным участником самиздата обеих столиц и многие устремления направил в будущее:

Три поколенья

Когда умру, пройдёт три поколенья -

Останутся стихи.

Уже не будет жизни оголенья.

Слова тихи.

Тогда-то вот и выяснится - кто я -

Чудак, поэт.

Останется лишь некое святое.

Другого нет.

Останется лишь стихотворца память -

Святая жизнь.

Останется - её друзьям прославить

Среди других тишизн1.

1993

1 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

Интересно представление поэта о собственной творческой эволюции, отраженное в его записи 1982 г.: «Я даю этот период за 76-77-78-79 годы подробней, потому что это новая почва, на которой взросла поэзия третьего тома. / Я стремился уйти от того языка, которым писал в первом томе, создал другой - язык второго тома, но по дороге обнаружил, что хочу отказаться и от этого языка. Так я пришёл к тому, что есть. Хочется уйти и от языка, каким пишу, чтобы найти ещё один, наиболее адекватный тому внутреннему миру и человеку, который ныне пред Вами преображается <.. .>»\

Стремление найти язык, «адекватный внутреннему миру», привел поэта к особому восприятию контекста собственного творчества. Л.Я. Гинзбург писала о том, что любой художественный текст всегда существует в двух контекстах: вертикальном (контексте предшествующей культурной традиции) и горизонтальном (контексте современной автору литературы и контексте собственного творчества): «Изучить структуру произведения - это значит исследовать взаимодействие его элементов в определенном контексте <...> Художественный контекст, определяющий значение слова, имеет самые разные объемы, и он может выходить далеко за пределы одного произведения. И целым литературным направлениям, и отдельным поэтическим системам присущи разные типы контекста <...>. Вот почему поэтическое слово - всегда слово, преображенное контекстом (формы этого преображения многообразны), качественно отличающееся от своего прозаического двойника» . На рубеже ХХ-ХХ1 вв. лирическая система, созданная Охапкиным, получила некое завершение, своеобразную замкнутость. Произведения поэта приобрели особую значимость в индивидуальном контексте его собственного литературного наследия.

В этом своего рода обновленном художественном мире Охапкина именно в лирике рубежа веков свелись к минимуму яркие реминисценции и аллюзии на произве-

1 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

2 Гинзбург, Л.Я. О старом и новом. СПб: Советский писатель, 1982. С. 5.

дения предшествующей культурной традиции. Вертикальный контекст трансформировался, преобразился и получил еще большую, чем прежде, устремленность в «небесную отчизну»:

И снова - мир и с Богом примиренье, И летний нескончаемый Эдем. И радостное всюду птичье пенье, И летними цветами полон дом.

И, ясные страницы дней листая, Взор как бы тонет в небе голубом. И временная тишь земного рая Нам к утешенью даст предлог любой.

И вот зацвёл король цветов - шиповник, Он к небу утончённый запах льёт, Напоминая розу и терновник, Благоуханный Ангелов полёт3. 2001

В художественном мировоззрении Охапкина рубежного периода изменилось ощущение и восприятие времени. Так В. Соколов, один из современников поэта и член религиозного семинара «Община» в 1978-89 гг., сделал своеобразное наблюдение, что у Охапкина в этот период «время

4

становится пространством» :

Здесь в Питере когда-нибудь зароют, И над могилой белой ночи свет Из года в год печаль мою не скроет, И счёт пойдёт посмертных многих лет

<...>

И среди звёзд звезда одна зажжётся Высокая, далёкая звезда, И белой ранью птица распоётся Близ малого и тёплого гнезда.

И будет слышать прах мой изумлённый, Заутреню той певческой страды Средь надмогильной мглы зелёной, И будут цвесть далёкие сады.

Из года в год так будет повторяться И чистота заутрени святой

3 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

4 Там же.

Меня научит смерти не бояться, Но жизни вечной памятью предаться Средь белой ночи, утром - золотой1. 2001

Время в лирике Охапкина рубежа веков замедляет свой ход, практически останавливается и замирает, переходя, таким образом, в пространство вечного и вневременного. Это одномоментно и грань веков, и переходное время из одной жизни в другую, когда настоящее начинает осмысливаться как часть вечности: «Иконично и время, и пространство. Иконическое время - это "воплотившаяся" вечность, иконооб-раз вечности. Так как человек есть иконооб-раз Христа, а время иконообраз вечности, то личность, устремлённая к Богу и святости, ещё в этой жизни способна войти в соприкосновение с вечностью, "победить время" и жить в иконической двуединой времевеч-ности <...>. Иконические время и пространство являют собой своего рода "сакральный хронотоп", где время и пространство связаны не только с собой, но с вечностью»2.

В. Лепахин для обозначения данного явления вводит термины «эонотопос» и «иконотопос»: «Время в эонотопосе, будь то богослужебное, историческое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но соотнесено с вечностью, оно понимается и изображается как земная икона вечности. Также и место является не простой географической точкой, а избранным священным иконотопосом»3.

Восприятие окружающего мира в результате трансформации представлений о времени и пространстве претерпевает изменения, и внешнее зрение сменяется внутренним: «Кроме иерархической вертикали религиозное сознание поэта отмечает иерархические отношения, простирающиеся, распространяющиеся <...> "в глубину"

1 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

2 Измайлов, Р.Р. Время и пространство в поэзии И. Бродского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: спец. 10.01.01. Саратов, 2004 [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.dissercat.com (дата обращения: 06.03.2020).

3 Лепахин В.В. Икона и иконичность. СПб: Изд-во Оптиной Пустыни, 2002. С. 200.

пространственной системы координат. Речь идёт о совершенно особом поэтическом зрении, осуществлённом в художественном мире Олега Охапкина»4.

Взгляд поэта устремляется в пространство собственной души: «Невозможно плыть из осени в зиму. Возможно плыть только в душу, которая переживает осень, как настоящую осень, как итог жизни <...> Душа выступает под псевдонимом места»5.

Я помню, милая, твою святую душу,

Твою любовь и веру, всю тебя.

И, может статься, вскоре обнаружу,

Что приобрёл любовь, ещё любя.

И осиянный Рай во сне увидишь.

И ты поверишь - там уж был Олег.

Когда умрёшь, ты на прогулку выйдешь,

Где я стоял, вкушая слёзы нег.

О, там она - возвышенная нега.

Там милые и разные цветы.

И если Бог послал тебе Олега,

То Богу дорога, конечно, ты6.

2002

Художественное пространство приобретает метафизические и условные черты: «Душа, как место любви, и является пространством. Любовь не является в форме тоски. А то, что является душой, это действительно пространство, и пространство памяти в том числе. Почему всегда теснит тоска, потому что это не сама любовь, а память. И дальше он подходит к той точке: это память рожденья. То есть, ты - душа вспоминаешь, что откуда-то пришла.» . Любовь как высшая христианская и общечеловеческая ценность в лирике Охапкина ру-

4 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

5 Вересковый мёд эпохи бронзы // Русская культура. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russculture.ru/2020/01/25/вересковый-мёд-эпохи-бронзы/ (дата обращения: 06.03.2020).

6 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

7 Вересковый мёд эпохи бронзы // Русская культура. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russculture.ru/2020/01/25/вересковый-мёд-эпохи-бронзы/ (дата обращения: 06.03.2020).

бежа веков выходит за пределы частного воспоминания. Даже память о ней всеобъемлющая, преображающая, воскрешающая. На рубеже веков поэт создал лирическое стихотворение, по своему внутреннему выражению напоминающее гимн:

Любовь все раны заживляет И воскрешает сердце в нас. Любовь бесстрашна и не знает Греха. Она - победный Спас.

Любовь всегда присноблаженна, Победоносна и светла. Она свободой совершенна И похоть в ней горит до тла.

И остаётся страсти злато. Оно испытано в огне. Любовь всегда самораспята И мыслит о едином дне <.>1 2001

Для художественного мышления Охапкина, в большей степени, характерно визуальное восприятие: «Охапкин в своих стихах предпочитает именно "видеть" <...> Неудивительно, что большая часть его образов - визуальные»2. На грани веков поэт часто в своей лирике предвосхищает события, как бы прорисовывает и визуализирует картины еще не свершившегося, но в том же время неизбежного будущего:

Век двадцать первый, железный. Мертвая правит цифирь. Слышится голос из бездны -Рок сотрясает эфир.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всюду компьютеры, сухость. Суетный интернет. Думами правит наука. Террористический век3. 2001

1 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

2 Козырев, Н.А. Причинная или несимметричная механика в линейном приближении. URL: http://pora.zavantag.com/stati/n-a-kozirev-prichinnaya-ili-nesimmetrichnaya-mehanika-v-linejn/main.html (дата обращения: 11.09.2019).

3 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хра-

нится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, пред-

ставленные в статье, публикуются с её разрешения).

Такая устремленность творческого мышления в будущее далеко не случайна и, вероятно, связана с научными взглядами известного отечественного астрофизика Н.А. Козырева. Его концепция об энергии времени проходит лейтмотивом через литературное наследие Охапкина и оказала значительное влияние на формирование художественного мировоззрения поэта. Идея Козырева о том, что прошлое во многом определяет будущее, стала сенсацией в мировой науке: «Все явления природы протекают во времени, то есть благодаря объективному отличию будущего от прошедшего. Поэтому невозможно представить себе отрасль науки, изучающей Мир, в которой свойства времени не играли бы роли... Эта возможность вмешиваться в существующие причинно-следственные отношения означает, что можно овладеть тече-

4

нием времени» .

Охапкин усматривал в развитии исторического процесса определенные закономерности, что позволило интуиции поэта «предвидеть» грядущие события: «По моему календарю удобно изучать историю. Он на многое проливает свет. У меня ключ к периодической системе истории. Мир оказывается довольно систематичен. Во всяком случае, Библия и Апокалипсис»5.

Литературный путь Охапкина охватил полвека: его поэзия отразила судьбу целого поколения, ставшего у истоков культурного андеграунда 1960-80 гг. Лирический герой этой поэзии явился неким собирательным образом, где отчетливо визуализировался психологический портрет современника. Рубеж веков для Охапкина - это не только смена столетий, но смена эпох и становление нового поколения.

Созданная поэтом концепция «периодической системы истории» способствовала достаточно четкому пониманию Охапкиным смены времен. Поколение писателей, пришедших в литературу в 1960-70-х гг., начало уходить на рубеже веков, но представление о новом поколении поэтов, сформировавшемся

4 Игошева, Т.В. Принцип «прозрачности» в лирике Олега Охапкина // Охапкинские чтения. СПб. -№ 1. - 2015. - С. 35.

5 Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Ковальковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

в постсоветской России, еще не сложилось. Может быть, именно поэтому в лирике позднего периода особое внимание Охапкин уде-

ляет судьбе личного литературного наследия, которое, как показало время, было создано, в большей степени, для будущего.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вересковый мёд эпохи бронзы // Русская культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russcult:ure.ru/2020/01/25/вересковый-мёд-эпохи-бронзы/ (дата обращения: 06.03.2020).

2. Время и звёзды: к 100-летию Н.А. Козырева (сборник статей). - СПб: Нестор-История, 2008. - 790 с.

3. Гинзбург, Л.Я. О старом и новом. - СПб: Советский писатель, 1982. - 426.

4. Горичева, Т.М. Православие и постмодернизм // Бесплатная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka.x-pdf.ru/17yuridicheskie/649766-1-pravoslavie-postmodemizm-leningrad-izdatelstvo-leningradskogo-universiteta-bbk-873-g69-kniga-izdaetsya-avtorskoy.php (дата обращения: 13.07.2019).

5. Иванов, В.В. Метафизический синтетизм // Аполлонъ-77. - 1977. - С. 240-243.

6. Игошева, Т.В. Принцип «прозрачности» в лирике Олега Охапкина // Охапкинские чтения. - СПб., 2015. № 1. - С. 35.

7. Измайлов, Р.Р. Время и пространство в поэзии И. Бродского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: спец. 10.01.01. Саратов, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dissercat.com (дата обращения: 06.03.2020).

8. Козырев, Н.А. Причинная или несимметричная механика в линейном приближении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pora.zavantag.com/stati/n-a-kozirev-prichinnaya-ili-nesimmetrichnaya-mehanika-v-linejn/main.html (дата обращения: 11.09.2019).

9. Кузьминский, К.К. О Петербурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //kkk-bluelagoon.ru/tom2b/pet1.htm. (дата обращения: 06.03.2020).

10. Лепахин, В.В. Икона и иконичность. - СПб: Изд-во Оптиной Пустыни, 2002. - 264 с.

11. Личный архив О.А. Охапкина (личный архив хранится у вдовы поэта Т.И. Коваль-ковой; материалы, представленные в статье, публикуются с её разрешения).

12. Маграчёв, Л. Дневник радиожурналиста [аудиозапись] // Старое радио [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://staroeradio.ru/audio/37587 (дата обращения: 15.10.2019).

13. Максимов, Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник. - Тарту, 1972. - Т. 2. - C. 25-121.

14. Михаил, К. Живопись-проповедь. О творчестве Елены Черкасовой // Фома [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://foma.ru/zhivopis-propoved.html (дата обращения: 11.01.2020).

15. Охапкин, О.А. Возвращение Одиссея. - СПб: Mitkilibris, 1994. - 77 с.

16. Охапкин, О.А. Моленье о Чаше. - СПб: Mitkilibris, 2004. - 104 с.

17. Охапкин, О.А. Лампада. - СПб: Русский мир, 2010. - 168 с.

18. Охапкин, О.А. Любовная лирика. - СПб: Русская культура. Союз писателей России, 2013. - 128 с.

19. Охапкин, О.А. Философская лирика. - СПб: Русская культура, 2014. - 156 с.

20. Охапкин, О.А. В среде пустот. - СПб: Пальмира, 2018. - 254 с.

21. Охапкин, О.А. Гражданская лирика. - СПб: Русская культура, 2019. - 224 с.

22. Самиздат Ленинграда. 1950-е - 1980-е. Литературная энциклопедия / под общей редакцией Д. Северюхина. Авторы-составители: В. Долинин, Б. Иванов, Б. Останин, Д. Севе-рюхин. - М: Новое литературное обозрение. - С. 436-437.

23. Хализев, В.Е. Теория литературы. - М: Высш. шк., 2004. - 405 с.

24. Цитцевитц, Ж. Олег Охапкин: между поэзией и догмой // Охапкинские чтения. -СПб., 2015. № 1. - С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.