Научная статья на тему 'О доминантных концептах поэзии О. А. Охапкина в контексте философии Т. М. Горичевой'

О доминантных концептах поэзии О. А. Охапкина в контексте философии Т. М. Горичевой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О.А. ОХАПКИН / Т.М. ГОРИЧЕВА / НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛЕНИНГРАДСКИЙ САМИЗДАТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ / O.A. OKHAPKIN / T.M. GORICHEVA / UNCENSORED LITERATURE / THE LENINGRAD SAMIZDAT / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корсунская Анастасия Геннадьевна

Рассматривается творческое окружение поэта О.А. Охапкина, что расширяет возможности объективного исследования его литературного наследия. Особую ценность представляют дружеские и творческие отношения поэта с философом Т.М. Горичевой, в трудах которой прослеживаются и отражаются пути становления лирической системы О.А. Охапкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the creative company of the poet O.A. Okhapkin that increases the opportunities of the objective study of his literary heritage. There is paid special attention to the poet’s friendly and creative relationships with the philosopher T.M. Goricheva. The ways of becoming the lyrical system of O.A. Okhapkin are observed and reflected in her works.

Текст научной работы на тему «О доминантных концептах поэзии О. А. Охапкина в контексте философии Т. М. Горичевой»

А.Г. КОРСУНСКАЯ (Санкт-Петербург)

О доминантных концептах поэзии о.а. охапкина в контексте философии Т.м. ГОрИЧЕвОй

Рассматривается творческое окружение поэта О.А. Охапкина, что расширяет возможности объективного исследования его литературного наследия. Особую ценность представляют дружеские и творческие отношения поэта с философом Т.М. Горичевой, в трудах которой прослеживаются и отражаются пути становления лирической системы О.А. Охапкина.

Ключевые слова: О.А. Охапкин, Т.М. Горичева, неподцензурная литература, ленинградский самиздат, художественный концепт.

О.А. Охапкин (1944-2008) является ключевой фигурой литературного процесса второй половины XX в., ярким и самобытным представителем неофициальной культуры 1960-1980-х гг. Многие страницы истории русской литературы данного периода, закрытые перед широким читателем на протяжении нескольких десятилетий, только начинают открываться сейчас. Литературное наследие поэта O.A. Охапкина еще предстоит узнать, исследовать и осмыслить.

Одним из путей, ведущих к пониманию созданной O.A. Охапкиным лирической системы, являются воссоздание творческого окружения поэта и в целом реконструкция эпохи, в которую он жил и писал. Особую ценность представляют воспоминания, размышления и свидетельства о жизни и творчестве О.А. Охапкина современников, которые вместе с ним прошли непростой путь, были участниками и очевидцами событий.

Как уникальные документы эпохи можно рассматривать работы современного философа Т.М. Горичевой, в которых отразились основные веяния времени и направленность мысли. Дружеские взаимоотношения с Т.М. Горичевой охватили практически весь путь О.А. Охапкина в литературе. В 1970-е гг. философа и поэта объединяла совместная деятельность в религиозно-философском семинаре «второй культуры», затем в 1977-1978 гг. был период работы над самиздатским журналом «Община». В 1980 г. последовала эмигра-

ция Т.М. Горичевой за рубеж и началась переписка, а позднее именно философ помогла издать первую книгу стихотворений поэта в Париже в организованном ею издательстве «Беседа», ей же принадлежит предисловие к посмертному изданию стихов О.А. Охапкина «Философская лирика» [11].

Одной из отличительных особенностей поэтического стиля О.А. Охапкина является формирование устойчивых на протяжении всего творческого пути художественных концептов: «Концепт это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [12, с. 42].

Художественный мир поэта проникнут христианской культурой. Именно из библейского контекста в лирическую систему Охап-кина вошли доминирующие в его творчестве концепты «пустота», «прозрачность», «тишина», «молчание»: «Язык христианской традиции и язык светской литературы имеют общий тезаурус, включающий слова-концепты, фундаментальные для русского миропонимания...». Судьба таких слов-концептов «достойна пристального внимания филолога, богослова и философа (чьи интересы сходятся в глубине текста)» [9].

художественные концепты имеют свою структуру: «Различают ядро и периферию концепта. Ядро - это словарные значения той или иной лексемы. Ближняя периферия включает универсальные знания, общие для всего народа, для всей культуры. Дальняя периферия возникает на основе индивидуального знания, коннотаций и ассоциаций» [1]. Религиозно-философские работы Т.М. Горичевой являются одним из источников, позволяющих уловить специфику и проследить формирование дальней периферии доминантных концептов поэзии О.А. Охапкина.

Поколение поэтов, которые только пришли в литературу в 1960-1970-х гг., остро ощутило образовавшийся разрыв с предшествующей культурной традицией, наступило осознание пропасти, разделившей разные поколения поэтов. Для свободно мыслящей творческой интеллигенции социокультурное пространство советской России ассоциировалось со «средой пустот, молчания и тишины»:

В пустотах страха пустошь тишины. В пустотах краха жуть не шевельнется, Лишь грусть осатанелая метнется В пустот-разруху, в пот-проруху, в сны, Да снов мосты в пустотах сожжены...

О Корсунская А.Г., 2019

Вот что открыло время, чем дохнуло, Что распахнуло к сроку, тех пустот Безжизненных, откуда жутью дуло... [11, с. 72].

Концепт «пустота» в лирике O.A. Охап-кина связан с общекультурной семантикой остановки, отсутствия движения или ощущения простора, однако Т.М. Горичева описывает деятельность представителей неофициальной культуры как реакцию на возникшие «безжизненные пустоты» и необходимость сопротивления: «Ничто (человек. - А.К.) обнаруживает себя прежде всего в пограничной ситуации страха, а страх рождается сопротивлением» [4, с. 204].

Способом сопротивления пустоте было творчество, призванное восстановить связи с предшествующей культурной традицией, найти пути преемственности, в частности, посредством ориентированности и погруженности в христианский контекст: «Появление в Советском Союзе "второй", полуподпольной культуры - одна из попыток по-новому заполнить пропасть. Эта вторая культура с самого начала выходила к трансцендентному, к вертикально-ценностному измерению бытия» [7, с. 15]:

Минувшее уходит в подсознанье И снится в снах причудливо рядясь. И это с нашим прошлым связь И о себе таинственное знанье [11, с. 29].

Именно необходимостью восстановить «сожженные мосты», заполнить «пустоты» (ср. лексическое выражение дальней периферии: пустошь, пустой, разруха, проруха и пр.) и продолжить традицию можно объяснить обилие эпиграфов и посвящений в лирике O.A. Охапкина, адресованных поэтам-предшественникам (Г. Державину, A. Блоку, ф. Тютчеву, A. Блоку, A. Ахматовой и др.).

В 1977 г. в статье «"Aнонимное христианство" в философии» Т.М. Горичева свидетельствовала: «Нельзя отрицать, что существует сфера "чистой религиозности", не сводимая ни к нравственности, ни к философии, ни к искусству. Но замечательно, что тот, у кого впервые возникла эта идея, немецкий мыслитель фр. Шлейермахер, умел увидеть Бога во всех творениях вселенной, видимых и невидимых. Он ясно указал на пути совершенствования для философии и поэзии: "Когда философы станут религиозными, будут искать Бога как Спиноза, а художники станут благочестивыми и будут любить Бога как Новалис, тогда будет отпраздновано великое Воскресение обоих миров"» [4, с. 195]. Позднее в книге «Бе-

седы о Кривулине» Т.М. Горичева продолжит эту мысль и пишет о том, что поэзия - это воскрешение из мертвых [3].

Так в концептосфере O.A. Охапкина сложилась бинарная оппозиция. С исчезновением «среды пустот» окружающий мир приобрел особую плотность: «Плотность - это отсутствие пустот» [11, с. 7].

Но этот видимый «плотный» мир раскрывается не внешне, а внутренне, т. е. в своей сути, т. к. весь просвечивается Божьим светом: «Для Охапкина, как для брата всей твари, нет мертвого бытия. Все оно пронизано светом» [Там же]. Так в художественной системе поэта зарождается концепт «прозрачность». Т.М. Горичева об этом пишет: «Одна - прозрачность паразитических шумов, неподвижная и ледяная прозрачность ада, другая - прозрачность витражей и святости» [7, с. 24].

Интересно, что современники отмечали: взгляд ОА. Охапкина был направлен как бы внутрь себя, но это была вовсе не замкнутость и не способ отстраниться от окружающего мира. Специфика художественного видения поэта отличается от художественных открытий авторов 1990-х гг.: «Сегодняшние философы и художники открывают недифференцированный сакральный мир... Они не находят себя в нем, а лишь созерцают со стороны... не превращают "литургию" товаров в живую церковную мистерию, благодаря которой только и возможно нахождение личности, свободы» [Там же, с. 18].

ОА. Охапкину был свойствен «евангельский тип мышления», поэтому он находил себя внутри «сакрального мира». Окружающую действительность поэт видел и воспринимал в своей сути, т. к. вещный мир приобретал свойство «прозрачности»: «Задача "райского" мышления - выйти к чистому бытию, к реальности не-дублируемой и неожиданной» [2, с. 94].

Т.В. Игошева так пишет о «прозрачности» в лирике поэта: «Стихи Олега Охапкина - особое духовное усилие "опрозрачнить" физически плотный мир и, в результате, увидеть и передать в слове его подлинную метафизическую сущность - хрупкую неуловимую красоту, уходящую своими корнями в духовный состав бытия» [8, с. 29].

Существование внутри «сакрального мира» неизбежно влекло необходимость следовать его законам: ОА. Охапкин «не принимал... попытки провести границу между своим поэтическим творчеством и своей христианской верой... для него стихи - его способ служить Богу и распространять благую весть» [13].

Поэт действительно не ставил своей целью и не стремился интерпретировать известные библейские сюжеты, его художественно-просветительская задача была иной. В одном из последних интервью о «второй культуре» Т.М. Горичева об этом явлении сказала так: «Мы искали философское обоснование... Мы искали мистических выход и, кажется, мы его нашли» [6]; «Люди писали стихи не для денег или положения, но для ближних и Бога, а то и вовсе для одного Бога. Их деятельность была бесполезной во всех социальных и идеологических смыслах слова» [7, с. 15].

Однако творческий процесс не прекращался, т. к. пришло осознание наделенности особой миссией. Идея избранничества звучит во многих текстах ОА. Охапкина, ей посвящены отдельные труды Т.М. Горичевой. Претворение в жизни этой идеи можно проиллюстрировать письмом Т.М. Горичевой ОА. Охапкину, в котором она пишет об Оливье Клемане как об уникальном человеке, который смог стать истинным поэтом-богословом: «Только в нем одном еще и живет дух русской религиозной философии... Клеман - поэт-богослов» (из личного архива ОА. Охапкина). Видимо, для ОА. Охапкина также был важен синтез поэзии и богословия как путь, открывающий мир истинной поэзии:

В молчанье этом Ты стал бы истинным поэтом, Узнал бы цену вещих слов, Евангелист и богослов [11, с. 98].

Обязательными условиями существования сакрального мира поэта-богослова являлись молчание и тишина:

Но слышал я, и это прежде грома, Как бы трещала в пламени солома, Сухая тишина во мне пылала, Потом завеса зрения упала.

Тишь рухнула за миг до катастрофы. Уже тогда я мог расслышать строфы. Но до событья был порог затменья, и он страшней, чем яркий миг творенья.

[Там же, с. 50].

Концепт «тишина» в христианском контексте воспринимается вовсе не как бездействие, а как важное условие для внутреннего интенсивного творческого процесса (ср. лексическое выражение дальней периферии: зов молчанья, звук безмолвья, ток беззвучья, настороженная тишь и пр.), который длится «в среде молчания»:

Прислушайся к вещам! Они молчат.

Но разве и в молчанье не кричат? [10].

«Именно творчество и творчество непрестанное может быть противопоставлено мертвящему, искусственному миру современной цивилизации <.> Идею творчества можно понять как идею "интенсивности"» [2, с. 94-95].

Порой невидимая окружающим непрестанная интенсивная внутренняя работа позволила ОА. Охапкину «единым взглядом охватить больше, чем любопытные глаза неофита со множеством их движений» и творить свой «бесконечно-малый невидимый опыт подвига» [10], ведь «рай новой русской литературы - это рай посреди ада» [2, с. 94].

Доминантные концепты лирической системы ОА. Охапкина («пустота», «прозрачность», «молчание», «тишина») уходят вглубь русской религиозно-философской мысли, но вместе с тем несут в себе отпечаток эпохи и становятся более различимыми в контексте трудов Т.М. Горичевой; они свойственны художественной системе ОА. Охапкина в целом, не исчерпываются каким-либо конкретным этапом творческого пути, делают его стиль узнаваемым, придавая определенную вневре-менность и целостность литературному наследию, позволяя читать все созданное автором как единый текст.

Список литературы

1. Бобрышева RA. Специфика концепта «пустота» в творческой картине мира М.И. Цветаевой [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu. ru/archive/Lomonosov_2009/russian/text/bobrysheva. pdf (дата обращения: 13.07.2019).

2. Горичева Т. Эпоха пост-нигилизма // Беседа. 1986. № 4. С. 84-97.

3. Горичева Т., Орлов Д., Секацкий A., Иванов Н. «Пью вино архаизмов.». О поэзии Виктора Кривулина. СПб.: mCTA, 2007.

4. Горичева Т.М. «Aнонимное христианство» в философии // Часы. 1977. Т. 9. С. 194-217.

5. Горичева Т.М. О бесконечно малом религиозного // Часы. Т. 22. 1979. С. 177-182.

6. Горичева Т.М. О Кривулине и семинарах // Правмир. URL: https://www.youtube.com/watch?v= YuvV7oclqCM (дата обращения: 13.07.2019).

7. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

8. Игошева Т.В. Принцип «прозрачности» в лирике Олега Охапкина [Электронный ресурс] // Охапкинские чтения: альманах. 2015. № 1. URL: http://russculture.ru/татьяна-игошева-о-принципе-про зрачно/ (дата обращения: 13.07.2019).

9. Котельников В. Концепт «покой» в религиозных, философских и литературных контекстах

литературоведение

[Электронный ресурс] // Русская культура. URL: http://rassculture.ru/2019/05/05/vladimir-kotelnikov-konzept-pokoi-chast-1/ (дата обращения: 13.07.2019).

10. Oхапкин O.A. Моленье о Чаше. СПб.: Mit-kilibris, 2004.

11. Oхапкин O.A. Философская лирика. СПб.: Рус. культура, 2014.

12. Степанов Ю.С. Концепт // Константы: Словарь русской культуры. Omrr исследования. М.: Яз. рус. культуры, 1997. С. 42-67.

13. Цитцевитц Ж. Oлег Oхапкин: между поэзией и догмой [Электронный ресурс] // Oхапкинские чтения: альманах. 2015. № 1. URL: http://russculture. ru/2019/02/05/zhozefina-fon-tsitztevits/ (дата обращения: 13.07.2019).

* * *

1. Bobrysheva I.A. Specifika koncepta «pustota» v tvorcheskoj kartine mira M.I. Cvetaevoj [Elektron-nyj resurs]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2009/russian/text/bobrysheva.pdf (data obrashcheniya: 13.07.2019).

2. Goricheva T. Epoha post-nigilizma // Beseda. 1986. № 4. S. 84-97.

3. Goricheva T., Orlov D., Sekackij A., Ivanov N. «P'yu vino arhaizmov...». O poezii Viktora Krivulina. SPb.: KOSTA, 2007.

4. Goricheva T.M. «Anonimnoe hristianstvo» v filosofii // Chasy. 1977. T. 9. S. 194-217.

5. Goricheva T.M. O beskonechno malom reli-gioznogo // Chasy. T. 22. 1979. S. 177-182.

6. Goricheva T.M. O Krivuline i seminarah // Pravmir. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Yu vV7oclqCM (data obrashcheniya: 13.07.2019).

7. Goricheva T.M. Pravoslavie i postmodernizm. L.: Izd-vo LGU, 1991.

8. Igosheva T.V. Princip «prozrachnosti» v lirike Olega Ohapkina [Elektronnyj resurs] // Ohapkinskie chteniya: al'manah. 2015. № 1. URL: http://russculture. ru/tat'yana-igosheva-o-principe-prozrachno/ (data obrashcheniya: 13.07.2019).

9. Kotel'nikov V. Koncept «pokoj» v religioznyh, filosofskih i literaturnyh kontekstah [Elektronnyj resurs] // Russkaya kul'tura. URL: http://russculture. ru/2019/05/05/vladimir-kotelnikov-konzept-pokoi-cha st-1/ (data obrashcheniya: 13.07.2019).

10. Ohapkin O.A. Molen'e o Chashe. SPb.: Mit-kilibris, 2004.

11. Ohapkin O.A. Filosofskaya lirika. SPb.: Rus. kul'tura, 2014.

12. Stepanov YU.S. Koncept // Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury. Opyt issledovaniya. M.: Yaz. rus. kul'tury, 1997. S. 42-67.

13. Citcevitc Zh. Oleg Ohapkin: mezhdu poeziej i dogmoj [Elektronnyj resurs] // Ohapkinskie chteniya: al'manah. 2015. № 1. URL: http://russculture.ru/ 2019/02/05/zhozefina-fon-tsitztevits/ (data obrashche-niya: 13.07.2019).

О Черкасова Ab., 2019

Dominant concepts of O.A. Okhapkin poetry in the context of T.M. Goricheva's philosophy

The article deals with the creative company of the poet O.A. Okhapkin that increases the opportunities of the objective study of his literary heritage. There is paid special attention to the poet's friendly and creative relationships with the philosopher T.M. Goricheva. The ways of becoming the lyrical system of O.A. Okhapkin are observed and reflected in her works.

Key words: O.A. Okhapkin, T.M. Goricheva, un-censored literature, the Leningrad samizdat, concept.

(Статья поступила в редакцию 15.07.2019)

а.в. черкасова

(Санкт-Петербург)

кросс деймон ричарда райта

И мЕРСО АЛьБЕРА КАмю:

два типа постороннего

Сопоставляются два типа экзистенциалистского постороннего - Мерсо из повести А. Камю «Посторонний» и Кросс Деймон из романа Р. Райта «Аутсайдер». Принципиальное различие между посторонними состоит в том, что Мерсо находится вне общества, демонстрируя подлинную независимость от готовых ценностей, а Кросс антагонистичен обществу, но одновременно зависим от него, противопоставляя его ценностям исключительно собственные желания.

Ключевые слова: экзистенциализм, «Аутсайдер», Р. Райт, «Посторонний», А. Камю.

«Посторонний» Альбера Камю и «Аутсайдер» Ричарда Райта - два знаковых произведения французской и американской экзистенциалистской литературы соответственно. Ввиду принадлежности к одному идейному направлению, близости по времени написания (1942 и 1953 гг. соответственно), созвучия названий и в итоге общности темы, которую можно определить как «судьба постороннего в обществе», напрашивается сопоставление между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.