Научная статья на тему 'ПОЭЗИЯ И РОК-ПОЭЗИЯ МАРКА БОЛАНА: ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ'

ПОЭЗИЯ И РОК-ПОЭЗИЯ МАРКА БОЛАНА: ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рок-поэзия / британский рок / поэтическое творчество / поэтические жанры / рок-поэты / поэтические образы / поэтические тексты / книги стихов / эстетическая целостность / глэм-рок / rock poetry / British rock / poetic creativity / poetic genres / rock poets / poetic images / poetic texts / books of poetry / aesthetic integrity / glam rock

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зейферт Елена Ивановна

Для синтетического произведения, к примеру, песни проблема эстетической целостности стоит наиболее остро. Однако в корне неверно считать, что в синтезе с музыкой поэзия обедняется: эстетическая целостность стиха может возникать в процессе его взаимодействия с музыкой. Полные оригинальных творческих решений тексты рок-песен Марка Болана отличаются эстетической целостностью. Книга стихов Болана «The Warlock of Love» страдает избыточностью, пестротой образов, пред-сказуемостью, клишированностью художественных приёмов: стихи Бола-на, опубликованные в книге, очевидно, являются незрелыми. По всей вероятности, гармонизация музыкой рождающегося стиха позволяет поэту в своих песнях создать органическую лирику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETRY AND ROCK POETRY OF MARK BOLAN: THE PROBLEM OF AESTHETIC INTEGRITY

For a synthetic work, for example, a song, the problem of aesthet-ic integrity is most acute. However, it is fundamentally wrong to believe that poetry becomes impoverished in synthesis with music: the aesthetic integrity of verse can arise in the process of its interaction with music. Full of original crea-tive solutions, the lyrics of Marc Bolan's rock songs are notable for their aesthet-ic integrity. Bolan's book of poems «The Warlock of Love» suffers from redun-dancy, variegation of images, predictability, clichéd artistic techniques: Bolan's poems published in the book are obviously immature. In all likelihood, the har-monization of the emerging verse with music allows the poet to create organic lyrics in his songs.

Текст научной работы на тему «ПОЭЗИЯ И РОК-ПОЭЗИЯ МАРКА БОЛАНА: ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ»

УДК 821.Ш-192(Болан М.) ББК Ш33(4Вел)64-8,445 Код ВАК 5.9.1 ГРНТИ 17.07.25

Е. И. ЗЕЙФЕРТ

Москва

ПОЭЗИЯ И РОК-ПОЭЗИЯ МАРКА БОЛАНА: ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

Аннотация. Для синтетического произведения, к примеру, песни проблема эстетической целостности стоит наиболее остро. Однако в корне неверно считать, что в синтезе с музыкой поэзия обедняется: эстетическая целостность стиха может возникать в процессе его взаимодействия с музыкой. Полные оригинальных творческих решений тексты рок-песен Марка Болана отличаются эстетической целостностью. Книга стихов Болана «The Warlock of Love» страдает избыточностью, пестротой образов, предсказуемостью, клишированностью художественных приёмов: стихи Болана, опубликованные в книге, очевидно, являются незрелыми. По всей вероятности, гармонизация музыкой рождающегося стиха позволяет поэту в своих песнях создать органическую лирику.

Ключевые слова: рок-поэзия, британский рок, поэтическое творчество, поэтические жанры, рок-поэты, поэтические образы, поэтические тексты, книги стихов, эстетическая целостность, глэм-рок

Сведения об авторе: Зейферт Елена Ивановна, доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета.

Контакты: 125993, Москва, Миусская пл., 6; elena_seifert@list.ru

E. I. SEIFERT

Moscow

POETRY AND ROCK POETRY OF MARK BOLAN: THE PROBLEM OF AESTHETIC INTEGRITY

Abstract. For a synthetic work, for example, a song, the problem of aesthetic integrity is most acute. However, it is fundamentally wrong to believe that poetry becomes impoverished in synthesis with music: the aesthetic integrity of verse can arise in the process of its interaction with music. Full of original creative solutions, the lyrics of Marc Bolan's rock songs are notable for their aesthetic integrity. Bolan's book of poems «The Warlock of Love» suffers from redundancy, variegation of images, predictability, cliched artistic techniques: Bolan's poems published in the book are obviously immature. In all likelihood, the harmonization of the emerging verse with music allows the poet to create organic lyrics in his songs.

© Зейферт Е. И., 2023

Keywords: rock poetry, British rock, poetic creativity, poetic genres, rock poets, poetic images, poetic texts, books of poetry, aesthetic integrity, glam rock

About the author: Seifert Elena Ivanovna, Dr. of Sci. (Philology), professor, Russian State University for the Humanities

Высокохудожественные произведения отличаются эстетической целостностью. В понимании M. M. Бахтина исследование вида искусства и литературы в том числе - это эстетика словесного творчества. Эстетическое начало для M. Бахтина неотделимо от ценностно-этического отношения к действительности [2]. Бытие человека как самопревосхождение может характеризоваться эстетическими событиями. «Подлинное бытие - это событие, превосходящее себя бытие сущего, потому что реальность не есть сама по себе, но она происходит со мной, деятельно становящимся собой» [1, c. 23].

Понятие эстетической целостности волновало философов всех времён (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Декарт, Кант, Гегель, H. Бердяев, M. Mамардашвили и др.). Рассматривая онтологические особенности эстетически сотворённой целостности и опираясь на фундаментальный хайдеггеровский «онтологический поворот», установивший неразрывную связь эстетической и онтологической проблематики, M. В. Думинская апеллирует к «событию бытия» как элементарной частице жизненной событийности, самореализующейся в свершении [5].

Проблеме литературного произведения как целостности посвящена монография M. M. Гиршмана «Литературное произведение: теория художественной целостности» [4]. Как отмечает Н. Рымарь в своей рецензии на эту книгу, «в центре внимания литературоведа - собственно творческий, эстетический акт, реализуемый в структуре литературного произведения, его внутренней динамике» [9, c. 202]. M. Гиршман выдвигает категорию стиля как организующего целостность начала. В Краткой литературной энциклопедии M. Гиршман даёт определение литературного произведения с опорой на понятие целостности: «Литературное произведение как целостность - зафиксированный в тексте продукт словесно-художественного творчества, форма существования литературы как искусства слова. В литературном произведении своеобразно реализуется всеобщий принцип искусства: отражение бесконечного и незавершенного мира человеческой жизнедеятельности в конечном и завершенном "эстетическом организме" художественного произведения» [3, стлб. 438 - 441]. Важно добавить, что здесь имеется в виду высокохудожественное произведение.

В. Е. Хализев считает, что вымысел в литературе «неоценимо важен как средство создания органической целостности образного мира» [11, c. 59]. В. И. Тюпа говорит о взаимодополнительности целостности и системности как двух различных аспектов единой реальности: система дискретна, целостность континуальна, система есть упорядочивающая дифференциация множества элементов, целостность - интеграция взаимо-

206

определяющих сторон целого; в основе системности лежат оппозиционные отношения, в основе целостности - доминантные; система характеризуется управляемостью, целостность - саморазвитием; система подвержена энтропии, самопроизвольному понижению уровня организованности, целостность неисчерпаема и, вследствие этого, остаётся вне энтропии [10]. На мой взгляд, наличие систем в художественном произведении относится к системности, а их взаимосвязь - к целостности. Системность - свойство всех произведений, а целостность - только высокохудожественных, которые становятся актами свершения в бытии человека.

Эстетическая целостность художественного произведения во многом определяет его качественную оценку, являясь балансом художественного мира или даже связкой балансов. Её изучение позволяет вплотную приблизиться к проблеме непостижимого, волшебства художественного произведения. В связи с этим изучение эстетической целостности для литературоведа затруднено, поскольку она открывается только в эстетическом акте восприятия. Тесно связанная, с одной стороны, с процессом создания художественного произведения и, с другой, со взаимосвязью его элементов, проблема эстетической целостности объединяет психологию творчества и поэтику. Целостность одновременно принадлежит писателю, создающему/не создающему её, и читателю, которой считывает/не считывает её. Произведение с намеренно сложной поэтикой при наличии в нём эстетической целостности воспринимается читателем как гармоничное.

На отсутствие эстетической целостности указывают различные факторы. Назовём отдельные из них:

- многословность писателя, отнимающая у читателя право стать его соавтором: писатель не может вовремя завершить произведение, оставив зону послесловесного читателю;

- чрезмерное использование, нагромождение, пестрота, вычурность образов (если это не оправдано художественным устремлением школы, направления, пародии и др.);

- отсутствие взаимосвязи систем (пространственно-временной, субъ-ектно-объектной, интонационно-синтаксической и др.) и элементов художественного произведения;

- перегруженность графического фасада художественного произведения (обилие рамочных элементов, излишнее членение текста, обилие маркеров и др.);

- клишированные ходы на лексическом, сюжетном, интонационно -синтаксическом и других уровнях;

- неумение выстроить композицию художественного произведения.

Этот перечень можно продолжить.

Для синтетического произведения, к примеру, песни проблема эстетической целостности стоит наиболее остро. Однако в корне неверно считать, что в синтезе с музыкой поэзия может быть только обеднённой. Напротив: эстетическая целостность стиха может возникать в процессе его взаимодействия с музыкой. Если автор песенного текста одновременно

207

является композитором и музыкантом (или музыка создаётся и в процессе создания обсуждается в сплочённой группе), то влияние музыки на текст может быть благотворным. В своих исследованиях рок-поэзии я отмечаю сложную физиологию её музыкально-поэтического языка, в которой участвуют не только органы речи, но и музыка, гитара, жесты, позы, мимика, телодвижения музыканта [6].

В свете вышесказанного интересно рассмотреть случай эстетически целостной рок-поэзии и художественно незрелой поэзии одного автора. В работах «Рок-музыканты с потенциалом (и реализацией) дара поэта» и «Марк Болан: физиология языка рок-поэзии» я отмечаю интересный феномен: рок-поэзия Марка Болана, одного из пионеров и ярких лидеров глэм-рока, художественно выше в литературном аспекте, чем его поэзия.

Книга стихов 22-летнего Марка Болана «The Warlock Of Love» [12] (самое начало 1969) - интересный сплав фэнтезийных, фантастических, неоромантических и мифологических художественных решений. Вышедшая в период раннего глэма (а точнее в промежутке между болановскими «King of the Rumbling Spires» и первой в мире типично глэ-мовской рок-вещью «Ride a White Swan») - и осмеянная критиками, и ставшая бестселлером по продажам, книга удивляет. Как объяснить неоднозначную реакцию? Избалованные нарциссические критики не могли превознести рок-лирика, увидеть в нём в первую очередь поэта, а близкие к субкультуре читатели были не прочь купить новинку? Не совсем так. Поклонники, конечно, бурно отреагировали на выход книги Болана, но насмешка критиков была небезосновательной. Яркий пример недооценки рок-музыканта как поэта: оказавшись в последний год жизни в Париже, Джим Моррисон в поиске поэтической реализации не нашёл поддержки писателей и критиков. Но в отличие от «раннего зрелого» Моррисона, чья первая книга «The Lords: Notes on Vision» (1969) отличалась целостной поэтикой, Болан явно поспешил со своим поэтическим дебютом1.

Даже предварительный анализ книги Марка Болана «The Warlock of Love» и его песен показывает, что глэмовая цветистость, аляповатость, пестрота мозаичиста в большей степени присутствуют в стихах Болана, чем в текстах его песен (в том числе поэтически самоценных). Музыка гармонизирует рождающийся текст, не упрощая, а оцельняя его. Ранее я наметила изучение взаимосвязи гитарной музыки Болана и его стиха, обозначила профессиональные этапы развития его гитарной стилистики, привлекла к исследованию тексты песен Болана, к примеру, «Ballrooms of Mars», и стихи из его книги «The Warlock of Love» [6, 7].

1 Сравним с первыми книгами других авторов. Широко известна история изъятия из продажи и уничтожения Н. Некрасовым тиража своей первой книги «Мечты и звуки» (1840), которую автор признал неудачной. На крайне небольшом промежутке жизни (1894-1897) Райнера Марии Рильке встречаются проблески способностей (книга с тривиальным названием «Жизнь и песни», 1894) - способности («Жертвы ларам», 1896) - таланта («Увенчанный снами», 1897). Следующие поэтические шаги Рильке уже говорят о его гениальности.

208

Марк Болан ощущал себя поэтом, хотя успешно проявил себя в амплуа модели, вокалиста, музыканта, шоумена и других ипостасях. Он хотел издать и издал именно книгу стихов, а не сборник рок-текстов. Какие обстоятельства влияют на желание Болана издать книгу стихов, попробовать свои силы на поэтическом поприще? В первую очередь, это круг чтения и художественных интересов Болана. Свой псевдоним Болан взял на основе имени Боба Дилана, к тому времени уже известного своей рок-поэзией. Интерес к Бобу Дилану проходит через всю жизнь Марка Болана. Фэнтазийный почерк Болана-лирика заметен не только в его стихах, но и в песнях, ряд которых весьма поэтические. Фэнтези (Толкиен) и фантастика (Брэдбери), индийские, арабские, греческие и персидские мотивы, классический английский абсурд в поэзии Болана вполне коррелируют с его приверженностью глэм-року (это не только блестящие слёзы на лице и ярко-гармоничный лук), но песенная лирика Болана не глэм-лирика, она не настроена на кичливый, хоть и органичный месседж. Музыкальные и литературные арабески Марка Болана переживают влияние британской группы «The Kinks» (субкультура модов; поэтика стихов Рэя Дейвиса), с одной стороны, и шотландской «Incredible String Band» (психоделический фолк; кельтские, ближневосточные традиции; утончённые, причудливые тексты), с другой. Сам Болан называет среди любимых музыкантов Боба Дилана, Чака Берри, Элвиса Пресли, Джима Хендрикса, участников групп «The Beatles», «Beach Boys», «Rolling Stones», «Led Zeppelin» и «Pink Floyd» периода Сида Барретта. В этой линейке есть музыканты, которых можно назвать настоящими поэтами.

Дополнительным триггером желания Болана выделиться книгой стихов была его тесная, но непростая дружба с Дэвидом Боуи и Стивом Перегрином Туком.

С Боуи Болан познакомился в 17 лет, они были ровесниками. Сообщество, в котором они формируются, облучалось влиянием модов, хиппи, фолк-музыки. Оба в то время были далеки от успеха, затем успех скачкообразно начнёт приходить к каждому из них, вызывая ревность другого. Более ревнив был Болан. Общение с Боуи - триггер для роста Болана, в том числе для создания его книги поэзии. Боуи был искренен в симпатиях к другу, написав довольно простенькую песню-портрет «Lady Stardust» (1972) и посвятив её Марку Болану. Боуи описывает внешность и лук лирического персонажа, столь похожего на свой прообраз (макияж, грациозные животные повадки, длинные тёмные волосы, яркие синие джинсы) и творческий успех среди мужчин и женщин (роковые женщины вышли из тени, парни встали на стулья). По мнению лирического «я» Бо-уи, его друг awful nice (ужасно хорош), creature fair (прекрасное создание). Боуи выражает вполне распространённое отношение к располагающему к себе светлому, подвижному, обаятельному Болану. Творчество самого Бо-уи в то время находится на стадии глэм-рока. Боуи периода глэма (начало семидесятых) значительно, неизмеримо эпатажнее Марка Болана. Если Боуи, вписавшись в развитие одной из эстетических линий глэма, в это

209

время близок к фрику, то Болан ни на одном из своих концертов не фрико-образен. У Боуи можно выделить доглэмовское, глэмовское и долгое по-слеглэмовское творчество. Ещё одну песню Боуи («All The Young Dudes»)

с упоминанием Болана и его группы исполняла группа «Mott the Hoople». Эта композиция искренне нравилась Болану.

Во время написания и издания книги стихов Болан дружен со Стивом Перегрином Туком, вторым участником дуэта «Tyrannosaurus Rex». Cвой псевдоним Стивен Росс Портер взял по имени одного из толкиеновских хоббитов. Музыканты, по мнению продюсера группы «Tyrannosaurus Rex» Тони Висконти, были идеальными партнёрами 50:50. Болан пел, был поэтом, отлично играл на гитаре. Тук играл на гитаре, бас-гитаре, перкуссии, отдельные партии на виолончели, создавал отличный бэк-вокал. Он тоже писал тексты, которые Болан отказывался исполнять. Это была дружба, перерастающая в конфликт, который обостряло неприятие Боланом образа жизни Тука - его склонности к наркотикам, общению с радикально настроенными маргинальными группами типа «The Social Deviants» и «The Pretty Things» (впрочем, один из основоположников этой группы поиграл в самых ранних «Rolling Stones»). Из-за наркотиков Болан чуть позднее откажется от работы и общения с Туком и заменит его на менее талантливого Микки Финна. Сам Марк Болан предпочитал размеренную жизнь семьянина (жил пока в гражданском союзе с Джун Чайльд), свой недолгий интерес к кокаину в будущем он довольно быстро преодолел. (Называется и другая причина отказа Болана от второго участника группы: Тук любил перетягивать на себя внимание зрителя, устраивая на сцене шоу в стиле Игги Попа, к примеру, избивая свой торс ремнями [8]. Однако мне эта причина не видится реалистичной: Болан намеренно создавал на сцене расфокусировку центра, например, переводя внимание зрителя с себя на яркого Микки Финна. Но сам факт соперничества с Туком, элементы творческой ревности безусловны). В 1977 году Болан решил собрать «T.Rex» в расширенном «золотом» составе, и пригласил Тука обратно в группу. Однако проект так и не был реализован - в сентябре 1977 года Марк Болан трагически погиб в автокатастрофе. Тук умер в возрасте 31 года (прожив на год больше Болана), подавившись коктейльной вишенкой в состоянии наркотического опьянения.

С одной стороны, Болан подпитывает толкиенскими настроениями Тука собственную авторскую мифологию, с другой, на его фоне поверяет свои стихи, отделяя их от «текстов» Тука, которые даже не хочет петь. Кроме того, на Болана, по всей вероятности, влияет музыкальный бэкграунд и музыкальное многоголосие Тука, использовавшего множество музыкальных инструментов (бонги, африканские барабаны, казу, пиксифон, китайский гонг и др.), в том числе игрушечных, в создании одной композиции. Последнее наблюдение важно при анализе поэтики Болана, возможно воспринявшей этот приём. Если в музыке «Tyrannosaurus Rex» бо-

гатство инструментов создаёт единство, то в непесенной поэзии Марка Болана, увы, неорганическую пестроту.

Пожелав стать поэтом и выпустить книгу стихов, Марк Болан ко времени её выхода был незрелым поэтом, его поэзия без поддержки музыки была слаба. В произведениях книги «The Warlock of Love», как и в ней в целом, недостаточно эстетической целостности. «Целостность чего бы то ни было есть состояние самодостаточности, завершённости, индивидуальной полноты и неизбыточности. <...> Понимание красоты как "единой полноты целого" восходит к Платону. В этой предельно лаконичной формуле важны все три слова, ибо "полнота" может оказаться и избыточной, переливающейся через край, и тогда "целое", переставая быть в себе "единым", утрачивает свою целостность» [10, с. 20]. Стихотворения Болана страдают подобной избыточностью.

Книга стихов и песенное творчество Марка Болана связаны немногочисленными общими мотивами. Так, Тиранозавр Рекс (Tyrannosaurus Rex) не только название первой группы Марка Болана (в момент написания и издания книги - его дуэта со Стивом Перегрином Туком), но и важный мотив его книги стихов. Стоящий там, где стояла твёрдая вода, король рептилий Тиранозавр Рекс, возрождённый и подпрыгивающий, завершает книгу стихов в её последней строке:

Mine he moaned,

the melting water scurried down the appropriate channels.

And now where once stood solid water stood the reptile king,

Tyrannosaurus Rex, reborn and bopping [12, c. 63].

Здесь, конечно, отсылка к Моррисону. Моррисон - король ящериц (I am a Lizard king), лирический персонаж Болана - король всех рептилий (the reptile king). В рок-творчестве это как раз наоборот: Джим Моррисон -король всего рока, Марк Болан - король глэма. Да, я считаю Джима Мор-рисона как рок-музыканта большей величиной, чем Марка Болана. Но они оба рок-поэты, и это мне интересно. Болан - классик жанра, основоположник направления «глэм-рок». Однако он значительно выходит за рамки этого направления. Моррисон же стоит у истоков всего современного рока, он классик рока. Индивидуальность поэтических категорий Моррисона парадоксальным образом универсальна, а к фантазийности образов Болана чувствительна аудитория ниши, но большой и влиятельной ниши. Однако Болан способен достигать универсальности архетипов и изумлять своей поэтикой не нишевую аудиторию. У него сильный лирико-драматический талант, глубина контекста, объёмность и пластика образа в рок-песне.

В предшествующей работе я пришла к выводу: стихи Болана однотипны и эхообразны (каждое новое стихотворение похоже на предыдущее, как

и его поэтические приёмы), его рок-песни метафоничны (очередной поэтический сегмент предстаёт неожиданным для реципиента) [6, с. 246-247].

К эхообразности можно добавить клишированность и пестроту, вычурность образов у Болана-поэта. Его лирический герой «прячется за масками Востока», потому что Запад не позволяет ему быть полноценным. Романтический ориентализм, романтическое двоемирие и романтическая ирония пронизывают поэтический мир Болана. Поэт использует большой ряд романтических клише - на орнаментальном (эпитеты «black», «terrible», «sad» и др.), сюжетно-композиционном (лирический сюжет стихотворения «A demon of the grave...» показывает исключительную художественную ситуацию - демон могилы уносит на корабле лирического героя к его смерти), субъектно-объектном (страдающий рефлексирующий элегический герой, лиро-эпический повествователь, близкий балладному) уровнях. Болан склонен к оригинальной, но вычурной метафоре: к примеру, стихотворение «All sodden the sky.» сплошь состоит из таких метафор - небо промокло, словно плачет принцесса, куст у виселицы прогоняет птиц рассвета, лира дрожит, как гора земной молодости. Месторождения метафор не оправдывают себя: они не расширяют художественный мир произведения, а лишь загромождают его.

Исследуемый стих верлибрический, причём графика его уникальна. Нередко на фоне строчек, стремящихся к равновеликим, встречаются сверхкраткие (2 - 4 слога) (в стихотворениях «The breeze from the hill journeyed through his.», «Tall as the truth the creature coughed in the clouds»); реже на фоне коротких строк - сверхдлинные («I crave a slave.», «A demon of the grave.»); сверхкраткая строка зачастую тяготеет к лирическому пуанту стихотворения. Однако, несмотря на свободу верлибра и уникальность визуального облика произведений Болана, его свободный стих беден, не дотягивает до органики и естества ритма, тропа, лирического сюжета.

Рок-песни Болана, напротив, при необходимой для песни текстовой простоте отличаются непредсказуемыми ходами.

Это, к примеру, уникальные метафоры:

I'm labourer of love

In my Persian gloves - la-la-la

(«Hot Love»)

That's the truth with cloak full og eagles

You 've got the blues in your shoes and your stockings («Get in On»)

и оксюмороны:

I'm her twopenny ptince

(«Hot Love») 212

Возникает парадоксальная ситуация: благодаря метафоническим пятнам написанные в традиционной манере песни Болана более целостны, чем верлибрические, но эхообразные его стихи. Если поэт использует в песне точную рифму, то, к примеру, удивляет алогизмом:

Well you can bump and grind If it's good for your mind

I drive a Rolls Royce 'Cuz its good for my voice

(«Children Of The Revolution»)

Заботясь о зрительской рецепции (песня воспринимается на довольном большой скорости), Болан дарит отдельной песне несколько неординарных образов:

I could have chained your heart a star I could have burned your fate in the sand («Life's a Gas»)

Это не позволяет ему создать пестроту вычурных мотивов, как в лирике.

В своих песнях Болан тщательно рифмует стихи, но отдельные пишет белым стихом («Get In On», «Life's a Gas»), создавая эффект обманутого ожидания.

В качестве типов гармонизации рождающегося текста песни музыкой можно привести, к примеру, риффовую поэзию для обозначения поэтического текста или его сегмента, написанных под музыкальный рифф («Smoke on the Water», 1971, «Deep Purple», автор Иэн Гиллан; «Hangar 18», 1990, «Megadeth», автор Дэйв Скотт Мастейн; «Спокойная ночь», 1989, «Кино», Виктор Цой; «Русская народная печаль», 2021, Илья Спрингсон; «Нибелунг», 1996, Веня Д'ркин), и шлейф соло, когда на последних нотах музыкального соло исполнитель продолжает музыкальную тему поэтическим текстом («Tornado Of Souls», 1990, «Megadeth»; «Красота», 2014, Илья Спрингсон). В этих случаях поэтический текст вдохновлён музыкой, при рождении наполнен её энергией. У Марка Болана преобладает риффовая поэзия («Hot Love», 1971; «Get In On», 1971; «Children Of The Revolution», 1972; и мн. др.). Риффы, очевидно, вызывают к жизни интересную песенную лирику.

Подведём итоги исследования. В то время как метафоничные и полные оригинальных творческих решений тексты рок-песен Марка Болана отличаются эстетической целостностью, его книга стихов «The Warlock of Love» страдает предсказуемостью, эхообразностью, клишированностью художественных приёмов, пестротой и вычурностью образов. По всей вероятности, стихи Болана, опубликованные в книге, являются незрелыми.

Гармонизация музыкой (в первую очередь, риффом) рождающегося стиха позволяет поэту в своих песнях создать органическую лирику.

Литература

1. Аванесов С. С. Событие у М. М. Бахтина как происхождение сущего [Текст] / С. С. Аванесов // Идеи и Идеалы. - 2017. - № 1 (31). -Т. 1. - С. 23-30.

2. Бахтин М. М.Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 446 с.

3. Гиршман М. М. Литературное произведение / М. М. Гиршман // Краткая литературная энциклопедия [Текст] - М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т. 9. - Стлб. 438-441.

4. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности [Текст] / М. М. Гиршман / Донецкий нац. унт. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 528 с.

5. Думинская М. В. Онтологические особенности эстетически сотво-рённой целостности [Текст] / М. В. Думинская // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 25-29.

6. Зейферт Е. И. Марк Болан: физиология языка рок-поэзии [Текст] / Е. И. Зейферт // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. Вып. 22 / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург; Тверь, 2022. - C. 238-250.

7. Зейферт Е. И. Рок-музыканты с потенциалом (и реализацией) дара поэта [Текст] / Е. И. Зейферт // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. Спецвыпуск. Полвека без Джима Моррисона. Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург; Тверь, 2022. - С. 103-111.

8. Пять гитаристов, умерших самыми нелепыми смертями [Электронный ресурс]: Электронная статья. - Режим доступа: https://blog.pedalzoo.ru/history/5-weird-death (дата обращения: 01.05.2023).

9. Рымаръ Н. Т. Рецензия: Гиршман М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 528 с. (Studia Philologica) [Текст] / Н. Т. Рымарь // Вестник Самарского университета. - 2006. - 10/3 (50). -С. 202-203.

10. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии [Текст] / В. И. Тюпа. - Красноярск: Изд-во КГУ, 1987. - 224 с.

11. Хализев В. Е. Теория литературы [Текст] / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2004. - 406 с.

12. Bolan M. The warlock of love [Text] / М. Bolan. - London, 1969. -

64 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.