Научная статья на тему 'РОК-МУЗЫКАНТЫ С ПОТЕНЦИАЛОМ (И РЕАЛИЗАЦИЕЙ) ДАРА ПОЭТА'

РОК-МУЗЫКАНТЫ С ПОТЕНЦИАЛОМ (И РЕАЛИЗАЦИЕЙ) ДАРА ПОЭТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
486
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭТЫ / РОК-ПОЭЗИЯ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / РОК-МУЗЫКА / РОК-МУЗЫКАНТЫ / АМЕРИКАНСКИЙ РОК / СУБТЕКСТ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зейферт Елена Ивановна

Автор статьи, исследователь поэзии Джима Моррисона и Марка Болана, предлагает обзор творчества ряда зарубежных рок-музыкантов с потенциалом (и реализацией) дара поэзии. При отборе имён учитывается, считает ли рок-музыкант сам себя поэтом и / или рок-музыканта считают поэтом читатели, издатели, критики, каков уровень его поэтического таланта, реализован поэтический дар или остался как потенциал, связана ли физиология языка рок-поэзии с игрой автора на музыкальных инструментах. Обзор охватывает эры рок-музыки - рок-н-ролл, психоделический рок, прогрессивный рок, панк-рок, хэви-метал, постпанк, гранж и др. Автор статьи, помимо обзора рок-поэзии, ставит ряд вопросов и предлагает гипотезы, которые планирует разрешить и проверить в ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROCK MUSICIANS WITH POTENTIAL (AND IMPLEMENTATION) THE GIFT OF THE POET

The author of the article, poetry researcher Jim Morrison and Mark Bolan, offers an overview of the work of a number of foreign rock musicians with the potential (and realization) of the gift of poetry. When choosing names, it is taken into account whether a rock musician considers himself a poet and / or a rock musician is considered a poet by readers, publishers, critics, what is the level of his poetic talent, a poetic gift is realized or remained as a potential, whether the physiology of the language of rock poetry is connected with play author on musical instruments. The review covers the era of rock music - rock and roll, psychedelic rock, progressive rock, punk rock, heavy metal, post-punk, grunge, etc. The author of the article, in addition to reviewing rock poetry, raises a number of questions and offers hypotheses that plans to resolve and check soon.

Текст научной работы на тему «РОК-МУЗЫКАНТЫ С ПОТЕНЦИАЛОМ (И РЕАЛИЗАЦИЕЙ) ДАРА ПОЭТА»

УДК 785:82-192

ББК Ш33(7Сое)63-8,445+ Ш33(4Вел)63-8,445+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Е. И. ЗЕЙФЕРТ

Москва

РОК-МУЗЫКАНТЫ С ПОТЕНЦИАЛОМ (И РЕАЛИЗАЦИЕЙ) ДАРА ПОЭТА

Аннотация. Автор статьи, исследователь поэзии Джима Моррисона и Марка Болана, предлагает обзор творчества ряда зарубежных рок-музыкантов с потенциалом (и реализацией) дара поэзии. При отборе имён учитывается, считает ли рок-музыкант сам себя поэтом и / или рок-музыканта считают поэтом читатели, издатели, критики, каков уровень его поэтического таланта, реализован поэтический дар или остался как потенциал, связана ли физиология языка рок-поэзии с игрой автора на музыкальных инструментах. Обзор охватывает эры рок-музыки - рок-н-ролл, психоделический рок, прогрессивный рок, панк-рок, хэви-метал, постпанк, гранж и др. Автор статьи, помимо обзора рок-поэзии, ставит ряд вопросов и предлагает гипотезы, которые планирует разрешить и проверить в ближайшее время.

Ключевые слова: рок-поэты; рок-поэзия; поэтическое творчество; поэтические жанры; рок-музыка; рок-музыканты; американский рок; субтекст; музыкальные направления.

Сведения об авторе: Зейферт Елена Ивановна, доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Московского государственного лингвистического университета.

Контакты: 125993, Москва, Миусская пл., 6; 119034, Россия, Москва, Остоженка, 38, стр. 1; elena_seifert@list.ru

E. I. SEIFERT

Moskau

ROCK MUSICIANS WITH POTENTIAL

(AND IMPLEMENTATION) THE GIFT OF THE POET

Abstract. The author of the article, poetry researcher Jim Morrison and Mark Bolan, offers an overview of the work of a number of foreign rock musicians with the potential (and realization) of the gift of poetry. When choosing names, it is taken into account whether a rock musician considers himself a poet and / or a rock musician is considered a poet by readers, publishers, critics, what is the level of his poetic talent, a poetic gift is realized or remained as a potential, whether the physiology of the language of rock poetry is connected with play author on musical instruments. The review covers the era of rock music -rock and roll, psychedelic rock, progressive rock, punk rock, heavy metal, post-

© Зейферт Е. И., 2022

punk, grunge, etc. The author of the article, in addition to reviewing rock poetry, raises a number of questions and offers hypotheses that plans to resolve and check soon.

Keywords: rock poets; rock poetry; poetry; poetic genres; rock music; rock musicians; American rock; subtext; musical trends.

About the author: Seifert Elena Ivanovna, Doctor of Philology, Professor, Russian State University for the Humanities; Leading Research Fellow, Moscow State Linguistic University

Один из моих сравнительно недавних1 магистральных научных интересов - исследование поэзии рок-музыкантов - в качестве результатов дал монографическую статью о Джиме (Джеймсе Дугласе) Моррисоне как поэте [8], разработку проблемы физиологии языка рок-поэзии на материале Марка Болана, а также обзорную статью о рок-музыкантах с потенциалом (и реализацией) дара поэзии, которую я и предлагаю здесь вниманию научного читателя. Помимо обзора рок-поэзии, я ставлю ряд вопросов и предлагаю гипотезы, которые планирую разрешить и проверить в ближайшее время.

Интерес к поэзии Джима Моррисона во всём мире, по всей вероятности, активизируется с выходом в 2021 году, ознаменовавшем пятьдесят лет после ухода кумира, двух полных собраний его сочинений, американского и делюксного английского [11, 12]. Взыскательный читатель и учёный найдут множество интересных фактов, которые, при наличии свыше полутора тысяч страниц рукописей Моррисона, большая часть которых доступна в Интернете, дают возможность сопоставительного анализа прежних и новых изданий, а также публикаций и черновиков. Знаток и исследователь рок-музыки Илья Завалишин в переписке со мной указывает на ряд неточностей при составлении американского собрания, которое он уже изучил2. Следовательно, ещё предстоит работа по приведению массива творчества Джима Моррисона в порядок. Любая попытка исследования поэзии Моррисона - реализация его мечты, Джим хотел, чтобы его считали в первую очередь состоявшимся поэтом. Джеймс Дуглас Моррисон, по моему мнению, - одно из знаковых поэтических имён XX века, стоящее в ряду с именем Аллена Гинзберга и других поэтов.

Второе значительное имя из корпуса исследуемых мной зарубежных рок-поэтов - Марк Болан. Книга стихов 22-летнего Марка Болана «The Warlock of Love» [10] (самое начало 1969) - интересный сплав фэнтезий-ных, фантастических, неоромантических и мифологических художественных решений. Анализ книги Марка Болана «The Warlock of Love» и его

1 В 2012 году я написала статью о Константине Кинчеве (статья увидела свет в 2013: Зей-ферт Е. И. Игра в альбоме «Алисы» «20.12»: [7]), но лобовой посыл поэзии Кинчева не затронул меня. Только обращение к глубинной, косвенной поэзии Моррисона вызвало желание исследовать рок-поэзию как феномен.

2 Благодарю Илью Завалишина за многолетнюю плодотворную дискуссию со мной по рок-музыке.

песен показывает, что глэмовая цветистость, аляповатость, пестрота мозаичиста в большей степени присутствуют в стихах Болана, чем в текстах его песен (в том числе поэтически самоценных). Музыка гармонизирует текст, не упрощая, а оцельняя его.

Методология исследования рок-поэзии в настоящее время в разработке. Работы Ю. В. Доманского [4; 5; 6], В. А. Гаврикова [2], а также доклад А. Афанасьева на Международном филологическом круглом столе «Сколько поэзии в рок-поэзии? К 80-летию Боба Дилана» (Москва, РГГУ, 24 мая 2021 года) и другие работы закладывают её основу. При анализе синтетического произведения продуктивно выделять субтексты - поэтический, вокальный, музыкальный. В монографии Ю. В. Доманского выделяются два субтекста - музыкальный и вербальный, однако их существование, по мнению исследователя, возможно только в исполнительском сверхтексте, исполнительского субтекста нет [3]. Практическую реализацию этой концепции находим, к примеру, в работах самого Ю. В. Доманского [3] и С. В. Свиридова [9].

Методологическая основа исследования рок-поэзии, на мой взгляд, залегает в изучении слоёв преодоления ею концептуального отличия поэзии и песенного текста и рождении особой художественной ритмической формы, обладающей достоинствами и стихотворения, и песни. Песня в большинстве своём эхообразна (эквифонична), лирическое стихотворение зачастую метафонично1. Я солидаризируюсь с мнением Г. В. Векшина: «Вопрос о звуковых "гранулах" и внутренних "швах" поэтического слова, о распознаваемости и внутренней целостности простейших звуковых ("буквенных") конфигураций возникает, таким образом, там, где фактор слогового и / или просодического параллелизма перестаёт играть самостоятельную роль, а простейшие звенья повтора удерживаются как целое благодаря своей непрерывности и субстанциональному постоянству. Именно такую ситуацию создаёт метафония - звуковая ассоциация отдельных инвертируемых и частично или полностью гетероритмичных звуковых групп»; «Метафонический звуковой повтор в тексте - проявление обращённого параллелизма, который подрывает единообразие синтагматической организации, ведет к перестановкам (в частном случае - палин-дромного типа) и превращает эти перестановки в систему ритмически непредсказуемых преобразований, выступая как фактор динамизации речи: звуковой ряд стиха в этом случае ощутимо противостоит инерции эхооб-разного повторения сегментов» [1, с. 230, 234]. Метафония подлинной рок-поэзии - её доминанта. Сверхважен естественный, доигровой характер рок-метафонии: рок-поэзия в своём словотворчестве, конечно, не доходит до палиндромоподобных форм, скороговорок и др.

При исследовании поэзии рок-музыканта важно учесть:

1 Г. В. Векшин в своей известной статье «Метафония в звуковом повторе (к поэтической морфологии слова)» [1] говорит об эхообразности и метафоничности стихотворных произведений.

1) считает ли он сам себя поэтом (Моррисон особенно в последний год жизни хотел, чтобы его считали в первую очередь поэтом; Маккартни теперь захотелось представить себя не только поэтом, но и классическим композитором, и художником) и / или рок-музыканта считают поэтом читатели, издатели, критики (возможно, как поэт он был опубликован);

2) уровень поэтического таланта;

3) реализован поэтический дар или остался как потенциал.

Зарубежные рок-музыканты (и музыканты, близкие к року) с потенциалом и / или реализацией поэтического дара (разного уровня) - Джим Моррисон, Боб Дилан, Патти Смит, Дэвид Боуи, Лу Рид, Роки Эриксон, Леонард Коэн, Марк Болан, Фил Линотт, Питер Хэммилл, Пит Браун, Джони Митчелл, Томас Уэйтс, Райан Адамс, Роджер Уотерс, Билли Кор-ган, Джуэл Килчер, Майкл Стайп, Кейт Буш, Роберт Смит и другие. Для групп и исполнителей пишут тексты Берни Топин, Кейт Рид, Роберт Хан-тер, Джон Перри Барлоу, Роберт Калверт и др.

В «рок-н-ролльной эре» поэтических (созданных по принципам высокохудожественной поэзии) рок-текстов немного, на общем фоне вполне выигрышно смотрится Чак Берри. Двухтомник Эда Уорда «История рок-н-ролла» даёт картину по 1977 г. Рок-н-ролл - важнейшая питающая жила в рок-искусстве, не учитывать его невозможно, даже рассматривая явления рока 90-нулевых-десятых. Рок-н-ролл в первую очередь обязывает быть сильным музыканта. Уход рок-искусства от рок-н-ролла в сторону панка, пост-панка (в основном опирающегося на дешёвые драм-машины), а также укрепляющий свои позиции рэп, идущий от негритянской музыки, снижают требования к музыканту (конечно, эта тенденция, даже не являясь правилом, включает в себя и ряд богатых исключений). Панк (и хэви-метал) влияет на гранж-рок («Nirvana») с его намеренно «грязным» звучанием гитары, дисторшном, резкими колебаниями «громко / тихо» и мрачными текстами: гранж-рок - сильное направление, после гибели Курта Кобейна закрывшее одну из важнейших эр рока. Для многих ценителей рока 1994 год - год угасания интереса к новым рок-явлениям и начало обострённого наблюдения за ретрофактами в области рока, взгляд назад на рок 1950-х - середины 1990-х как на актуальное искусство, усиливающее свою современность. Яркие явления в зарубежном роке от 1994 года - альбомы «Youthanasia» и «Cryptic Writings» «Megadeth», «No Need To Argue» «The Granberries», «Ultra» «Depeche Mode», «Superunknown» «Soundgarden» и др. В 1994 году Оззи Осборн после длительного перерыва (временного прекращения музыкальной деятельности) объявляет о своих новых композициях.

«The Doors» и «T.Rex» - яркие примеры групп с фронтменом-поэтом. Назову мейнстримные группы, ещё не упомянутые мной. В 1960-е в Великобритании поэтический потенциал имеют тексты рок-группы «The Yard-birds», для которой в основном писал басист и директор группы Пол Сэмвелл-Смит. В 1966 году группа снялась в фильме Микеланджело Ан-тониони «Фотоувеличение». Британские группы «Traffic», «The Move»,

106

«The Nice», «Colosseum», «Soft Machine» также работают с весьма приличными поэтическими текстами. Для сравнения: с точки зрения поэтической ценности контент текстов других британских групп «The Dave Clark Five» и «Gerry & The Pacemakers» не представляет особого интереса, как и, к примеру, и ранний Манфред Манн.

У американцев сильны по текстам «The Velvet Underground» (что видно уже по названию группы - «Бархатное подполье») и потом ушедший от них сольный Лу Рид, «Jefferson Airplane» (возрождавшаяся потом не раз как «Jefferson Starship»), «Grateful Dead», «Quicksilver Messenger Service» и другие.

По моим наблюдениям, высок уровень поэтических текстов в репертуаре рок-групп «King Crimson», «Jethro Tull», «Emerson, Lake & Palmer» и др. (прогрессивный рок). Для ранней «King Crimson» писали стихи Питер Синфилд и, возможно, Грег Лэйк и Иан МакДоналд, затем, после ухода Синфилда из группы (уйти его «попросил» Роберт Фрипп), - Ричард Пал-мер-Джеймс (сам он не был участником группы). Грег Лэйк создавал поэтические тексты для «Emerson, Lake & Palmer», для этой группы со стороны писал и Питер Синфилд. В «Джетро Талл» поэт - Иан (Ян) Андерсон.

Перечислю поэтов прог-рока: «13th Floor Elevators» - Томми Холл, «King Crimson» - Грег Лэйк и, возможно, Иан МакДоналд, потом со стороны - Ричард Палмер-Джеймс, «Van der Graaf Generator» - Питер Хэмилл, «Genesis» Питер Гэбриэл и др., «Emerson, Lake & Palmer» - Грег Лэйк и Синфилд, «Yes» - Йон Андерсон, «Jethro Tull» - Иан (Ян) Андерсон, Ван Дайк Паркс. Из групп прогрессивного рока «Genesis», «Jethro Tull», «Van der Graaf Generator» (Питер Хэмилл) и другие выпускали в свет поэтические сборники. Поскольку прогрессивный рок предполагает усложнение музыкального бэкграунда через диалог с академической и народной музыкой, джазом и авангардом, то можно предположить и усложнение поэтических форм в этом рок-направлении. Одна из моих задач - доказать или опровергнуть эту гипотезу. Влияют ли эксперименты музыкантов прог-рока на стихотворную форму песен? Это также требует углублённого исследования.

Говорить о «прогрессивном роке» до 1969 года не приходится. Пионеры прог-рока (с определённой условностью) - «The Moody Blues», «Pink Floyd», «The Nice», «Procol Harum»; в Америке - «Touch» (хотя уверенно заявлять об американском прог-роке вообще сложно, он почти не привился). В основном эти группы отпочковываются от психоделического рока со всем комплексом питающих его мотивов, а «Procol Harum» ещё и от блюз-рока. На следующем, вплотную примыкающем этапе прог-рок заметно освобождается от облучения порождающих его форм, сохраняя их материнскую основу, и начинается становление этого рок-направления такими группами, как «King Crimson», «Jethro Tull», «Emerson, Lake & Palmer», «Genesis», «Yes», «Van der Graaf Generator». Прог-рок утверждает ранее не распространённые, хотя и встречающиеся в роке длинные «эпические», в том числе многочастные слитные композиции, многократную смену выра-

107

зительных средств, нетрадиционные для рока мелодические и гармонические решения, сложные музыкальные размеры, необычный вокал, эксперименты с обработкой звука, немузыкальные звуковые эффекты, использование ритм-секцией (бас и ударные) контртемпа, совпадение музыкальной и литературной манер, уход в песенном тексте от развлекательных тем к философским, метафизическим, привлечение оркестров и хоров, сочетание авангардных и классических музыкальных приёмов, интермедиаль-ность (обмен внутри синтетического образа между медиа (театр, живопись, графика), в том числе аудиальными и пластическими, развивающаяся автономность и синтетичность, врастание в музыкальный образ дизайна буклета / альбома), солирование не типичных для рока музыкальных инструментов типа флейты.

Для изучения творчества рок-поэтов, на мой взгляд, очень важно, играл ли этот автор на музыкальных инструментах и писал ли музыку. Интересно сравнить просто рок-поэтов и поэтов, которые были рок-музыкантами. Физиология поэтического рок-языка всё же синтетическая, стартовая «дуговая растяжка» (О. Мандельштам) поэтических органов речи зависит здесь от пальцев на струнах, соединения памяти слова и инструмента, тела и инструмента.

Марк Болан со своим Fender Stratocaster, к которому он перешёл от акустической гитары, и линейкой его других гитар, вероятно, даст в этом ключе немало. Его электрогитара поначалу растёт в акустическом обрамлении, но затем рвёт или скорее растворяет этот кокон. Концертная гитара Болана, живая, радостная, под стать его животным повадкам и вскрикам, не уступает его же студийной. Музыкант создаёт насыщенное, плотное звучание; как сессионный музыкант он был «слишком хорош» для Боуи. Нервный инструмент Болана, рождая музыку из драйва и энтузиазма, коррелирует не только с его поэтическим словом, но и с телодвижениями и жестикуляцией пластичного певца, характерными для него животными повадками. Болану удаются гитарные соло. Какую роль они играют в рождении и рецепции поэтического текста? Интересны «пустые» (наполненные звуками настраиваемой гитары и разговором с публикой или другими музыкантами) зачины его лирических композиций, почти обязательный разогрев публики (певец сидит или стоит на сцене, один или с музыкантами настраивает гитару): что они дают для начала поэтического текста, почему ему нужен такой «разгон», обнажаемый фрагмент досло-весной стадии? Моя задача: послушать отличающиеся поэтической силой лирические композиции Болана, сопровождаемые его гитарой, и понять, уяснить методику исследования подобной физиологии поэтического языка для того, чтобы потом исследовать поэтические произведения других русских и зарубежных рок-музыкантов.

Немалый ряд рок-текстов предстают усложнёнными уже в психоделическую эпоху - ещё до прогрессивного рока. Это, к примеру, «I Am The Walrus» («The Beatles»), «The End» («The Doors»), «Slip Inside This House» («13th Floor Elevators»), «A Whiter Shade Of Pale» («Procol Harum»),

108

«Surf's Up» («The Beach Boys») и др. Большинство этих композиций довольно длинные, «эпические».

Возьмём в качестве примера для анализа песню из репертуара « 13th Floor Elevators» «Slip Inside This House». Её отличает метафорическая сгущённость текста (автор Томми Холл) при определённой сложности музыкальной фразы (фузз-гитарном рифе - «перегруженном» звуке на транзисторном гитарном усилителе) и энергичном вокале Роки Эриксона. Томми Холл в этом поэтическом тексте создаёт экстракт из несоизмеримых между собой осколков своего мировоззрения - элементов восточной философии, христианской мистики (Гурджиев), особого понимания семантики (сквозь призму учения Коржибски). Здесь выражения, претендующие на афористичность («There is no season when you are grown», «Other stories given have sages of their own»), вертикальный и (внутристрочный) горизонтальный повторы как общий лексико-синтаксический стержень произведения («They slip inside this house as they pass by»): вся поэтика нацелена на создание возможности «проскользнуть в дом».

A «Whiter Shade Of Pale» («Procol Harum») - совершенно безумная и одновременно вполне ясная композиция известной британской группы. Она рекордно долго занимала первое место в чартах синглов. Кит Рид написал к ней слова, к которым Гэри Брукер, восхищённый этим психоделическим коктейлем аллюзий, метафор, осколков бытия, пронизанным любовным сюжетом, захотел написать и написал музыку. Музыкальное вступление здесь вдохновлено сюитой Баха в соль мажор. Сингл «Более белый оттенок бледного» удивляет слушателя фантасмагоричностью, сопряжённой с фабульностью. Внутренний пейзаж, изображённый в песне, таков: мужчина и женщина на глазах у толпы грациозно танцуют испанский танец фанданго, ходят колесом (cartwheels на сленге не только «колесо» как гимнастическое упражнение, но и амфетамин), они явно находятся под воздействием психостимуляторов (комната гудит всё больше, потолок уплывает прочь, официант приносит ещё напитков), мельник рассказывает девушке историю, и лицо девушки становится белее бледного (здесь мельник - или само (белое) вещество, или трип-ситтер), она хочет покинуть своего парня, в финале лирические персонажи (метафорически?) бросаются в воду, ударившись о дно океана. Вся песня, по всей вероятности, описывает трип, сюжетно совмещённый с расставанием: девушка покидает мужчину. Образы весталок, русалок, Нептуна утяжеляют подтекст этой музыкальной «пьесы».

Обзор зарубежной рок-поэзии с учётом эр рока (рок-н-ролл, психоделический рок, прогрессивный рок, панк-рок, хэви-метал, постпанк, гранж и др.) проливает свет на следующие тенденции и гипотезы:

- объём корпуса рок-поэзии и её качество зависят от эры рока, в первую очередь от специфики рок-музыки в ней (минимальное количество подлинных поэтических текстов в эре рок-н-ролла, усложнённая поэзия прогрессивного рока и др.);

- метафония как одна из констант высокохудожественных поэтических рок-текстов эффективно отличает их от эквифоничных рок-песен;

- рок-музыкант 1) может писать песни и собственно стихотворения, концептуально разделяя их; 2) может писать песенные тексты как подлинно поэтические; 3) может рождать подлинную лирику именно в песенных текстах, которым уступает его же поэзия.

- владение музыкальным инструментом прямо влияет на создание рок-музыкантом поэтического текста, включая особые механизмы физиологии языка рок-поэзии;

- остро стоит проблема экспертной оценки поэтических произведений рок-музыкантов, отшелушивания подлинных поэтических текстов (в составе синтетического образа или самостоятельных) от принижающих их оценок;

- если фронтмен в рок-группе - подлинный поэт, то её музыкально -поэтически-вокальный репертуар более богат, чем в других группах.

Проверка гипотез и решение поставленных вопросов - мои ближайшие исследовательские планы.

Литература

1. Векшин Г. В. Метафония в звуковом повторе (к поэтической морфологии слова) / Г. В. Векшин // Новое литературное обозрение. - 2018. -№ 90. - С. 229-250.

2. Гавриков В. А. Русская песенная поэзия XX века как текст / В. А. Гавриков. - Брянск: Брянское СРП ВОК, 2011. - 634 с.

3. Доманский Ю. В. «Ангедония» Янки Дягилевой: опыт анализа одного исполнения / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Екатеринбург; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 153-165.

4. Доманский Ю. В. Рок-поэзия: перспективы изучения / Ю. В. Доман-ский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург; Тверь: УрГПУ, 2013. - Вып. 14. - С. 7-36.

5. Доманский Ю. В. Рок-поэзия: филологический ракурс / Ю. В. Доманский. - Москва: 1пйМа, 2015. - 272 с.

6. Доманский Ю. В. Предметная деталь как способ идентификации локальной рок-сцены в ракурсе рок-поэтики (уральский вариант) / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. - Екатеринбург; Тверь, 2021. - Вып. 21. - С. 4-26.

7. Зейферт Е. И. Игра в альбоме «Алисы» «20.12»: «Театр - это то, что у тебя внутри...» / Е. И. Зейферт // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2013. - Вып. 14. - С. 150-160.

8. Зейферт Е. И. Поэт Джеймс Дуглас (Джим) Моррисон: интермеди-альность с доминантой литературы / Е. И. Зейферт // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Памяти Александры Николаевны Ярко: сборник научных трудов. - Екатеринбург; Тверь, 2020. - Вып. 20. - С. 288-313.

9. Свиридов С. В. А. Башлачёв (1984). «Рыбный день» / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 2001. - С. 93-105.

10. Bolan M. The warlock of love / M. Bolan. - London, 1969. - 64 c.

11. The Collected Works of Jim Morrison: Poetry, Journals, Transcripts, and Lyrics / J. Morrison. - USA, 2021. - 584 c.

12. The Collected Works of Jim Morrison. Genesis Publicantions / J. Morrison. - England, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.