Научная статья на тему 'ТЕЛЕСНЫЙ ВОЗДУХ МАРКА БОЛАНА (ЭССЕ)'

ТЕЛЕСНЫЙ ВОЗДУХ МАРКА БОЛАНА (ЭССЕ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКИЕ РОК-ПОЭТЫ / ГЛЭМ-РОК / ФИЗИОЛОГИЯ ЯЗЫКА / РОК-ПОЭЗИИ / ЖЕСТЫ / ТЕЛОДВИЖЕНИЕ / ЭССЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зейферт Елена Ивановна

Автор эссе через озарение прокладывает путь к изучению феномена физиологии рок-поэзии Марка Болана, желая осветить новые подступы к изучению его наследия. В эссе описаны физиологические жесты певца в ряде его хитов по концертным записям («Cosmic Dancer», 1971, «Hot Love», 1972, «Children of the Revolution», 1972, «Get in On», 1972, «Dandy in the Underworld», 1977). По мнению автора эссе, эта физиология имеет прямое отношение к поэтическим текстам песен Болана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODY AIR BY MARK BOLAN (ESSAY)

The author of the essay, through insight, paves the way for the study of the phenomenon of the physiology of Marc Bolan’s rock poetry, wishing to highlight new approaches to the study of his legacy. The essay describes the singer’s physiological gestures in a number of his hits on live recordings (“Cosmic Dancer”, 1971, “Hot Love”, 1972, “Children of the Revolution”, 1972, “Get in On”, 1972, “Dandy in the Underworld”, 1977). According to the author of the essay, this physiology is directly related to the poetic lyrics of Bolan’s songs.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕСНЫЙ ВОЗДУХ МАРКА БОЛАНА (ЭССЕ)»

УДК 821.Ш-192(Болан М.) ББК Ш33(4Вел)63-8,445 ВАК 5.9.3 ГРНТИ 17.07.25

Е. И. ЗЕЙФЕРТ

Москва

ТЕЛЕСНЫЙ ВОЗДУХ МАРКА БОЛАНА (ЭССЕ)

Аннотация. Автор эссе через озарение прокладывает путь к изучению феномена физиологии рок-поэзии Марка Болана, желая осветить новые подступы к изучению его наследия. В эссе описаны физиологические жесты певца в ряде его хитов по концертным записям («Cosmic Dancer», 1971, «Hot Love», 1972, «Children of the Revolution», 1972, «Get in On», 1972, «Dandy in the Underworld», 1977). По мнению автора эссе, эта физиология имеет прямое отношение к поэтическим текстам песен Болана.

Ключевые слова: британские рок-поэты; глэм-рок; физиология языка; рок-поэзии; жесты; телодвижение; эссе

Сведения об авторе: Зейферт Елена Ивановна, доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета. Контакты: 125993, г. Москва, Миусская пл., 6; [email protected]

E. I. SEIFERT

Moscow

BODY AIR BY MARK BOLAN (ESSAY)

Abstract. The author of the essay, through insight, paves the way for the study of the phenomenon of the physiology of Marc Bolan's rock poetry, wishing to highlight new approaches to the study of his legacy. The essay describes the singer's physiological gestures in a number of his hits on live recordings ("Cosmic Dancer", 1971, "Hot Love", 1972, "Children of the Revolution", 1972, "Get in On", 1972, "Dandy in the Underworld", 1977). According to the author of the essay, this physiology is directly related to the poetic lyrics of Bolan's songs.

Keywords: British rock poets; glam rock; physiology of language; rock poetry; gestures; body movement; essay

About the author: Seifert Elena Ivanovna, Doctor of Philology, Professor, Russian State University for the Humanities.

Жизнь рок-музыканта большого масштаба - пример истинного предназначения человека: просто живёшь в кайф, и радуешь этим человечество. «Электрический воин», «космический танцор», эксцентрик, обладатель вкрадчивого кошачьего голоса, знаток мифов, высокий паяц со своим колоритом, подвижный, изящный эльф, Марк Болан физиологичен в своём стихе. Он весь ритмичен, как стих. Телесный воздух. Да, он поэт. И я уверена, что его телодвижения и жесты связаны с его поэзией.

© Зейферт Е. И., 2022

Вот уж два месяца, как я - насильственно! - остановила своё исследование поэзии Джима (Джеймса Дугласа) Моррисона, завершив большую статью о нём и решив взять глубокую паузу. Я так делаю нередко, применяю насильственную перезагрузку и своей художественной системы, и научных методик - осуществляю намеренный жёсткий отказ от воспроизведения успешной темы и приёмов с целью освобождения пути новым темам и признакам поэтики. Я ещё напишу о Джиме. Но пока взяла основательную передышку ради желания приступить к изучению другого поэта и рок-музыканта - Марка Болана. Однако начать его изучение я хочу парадоксальным образом через синтез, озарение - языком эссе, в надежде осветить новые подступы к этому автору.

Я не фанатка глэма. Да, я считаю Джима Моррисона как рок-музыканта большей величиной, чем Марка Болана. Но они оба поэты. Бо-лан - классик жанра, пионер и ярчайший представитель направления «глэм-рок». Однако он выходит, и значительно, за рамки этого направления. Моррисон же стоит у истоков всего современного рока, он классик рока. Индивидуальность поэтических категорий Моррисона парадоксальным образом универсальна, а к фантазийности образов Болана чувствительна аудитория ниши, но большой и влиятельной ниши. Но Болан способен достигать универсальности архетипов и изумлять своей поэтикой не нишевую аудиторию. У него сильны лирико-драматический талант, глубина контекста, объёмность и пластика образа.

Привыкаю к Болану после Моррисона, и это непросто. Поэзия Марка Болана не просто отодвинута от взгляда созерцателя, как поначалу у Джима Моррисона, у которого она потом энергично вырвалась наружу, искажая и даже разрушая другие его ипостаси: в последний год жизни он всем видом показывает - хочу быть поэтом и прячу своё знаменитое лицо рок-идола под окладистой бородой. Лирика Марка Болана закопана, как клад, о котором знает только он.

Рок-журналист Simon Goddard называет началом глэм-культуры композицию Марка Болана «Ride A White Swan» [1, с. 52-57]. Мне очень симпатичен Simon Goddard. Но есть другие мнения? Меня всегда несколько забавляют попытки найти конкретную дату как «точку отсчёта» направления или литературы. «В этот день родился романтизм...». Но «Ride A White Swan» («Поездка на белом лебеде») - безусловно, один из первых эффектных знаков, начало движения глэм-рока (хотя Марк Болан, как видим, внешне здесь не глэмер), и первый хит группы Болана с сокращённым названием. Болановский сценический лук и в дальнейшем органичен и ничуть не стремится к фрикообразности: красота, изящность, естество. Болан исполняет «Ride A White Swan» ещё без глэм-костюма, но эта песня делает его звездой глэм-рока, а его группу лидером этого направления, укореняя внутренний стержень, а не внешний блеск глэм-эпохи.

Лёгкость, неожиданно покоящаяся на метафизике мифа, сменившая акустическую электрогитара, синхронные тамбурин и хлопки в ладоши,

животные повадки на сцене как часть физиологии языка рок-поэзии -Марк Болан зарождает глэм-рок как глубинное, подсознательное, многослойное явление, в котором внешний лоск и причуды факультативны.

Болан-поэт - в перекрестье нежности и прямоты, танца и внутреннего покоя. Невозмутимый блеющий Марк с нежным лицом и блёстками под глазами. «Чернорабочий любви», движущийся в одном ритме с любимой, его лирический герой отстранён Боланом в пространство танцпола, где не затанцует разве что цветок или камень. Триггеры глэм-рока здесь и блёстки на эльфийски безупречном лице, и завораживающий ритм, и звуки, рождающиеся прямо в глотке. Кукольный рот, а текст, близкий к сайко-билли! Вскрики солиста в паузе, когда камера показывает танцующих.

Буги-вуги Марка Болана - звенящая лёгкость, здоровье, краска, хрусталь дня. Девичье кабаре в блестящих туфельках? Игра жизни, милая игра. Всё движется, танцует и живёт. Что было бы с эстетикой Болана, не уйди он из жизни в неполные 30? Бог весть. Он взял псевдоним от Боба Дилана - БОб диЛАН. У Болана сильные истоки - фольклор, миф, фэнте-зи, фантастика, Дилан, Боуи, Фред Нил...

Отвечаю на ставшие частыми вопросы в чате: «Вы исследуете как поэта представителя глэм-рока?» Да, я исследую Марка Болана как поэта. Почему? Потому что он поэт! Простите, кому и когда яркие костюмы, женские туфли, блеск на щеках мешали создавать прекрасные стихи? Чем плох глэм-рок в разнообразном ландшафте рока? Вопросы о том, может ли глэм-рокер быть подлинным поэтом, вызывают у меня удивление. Разве есть правила, по которым небо оцеловывает человека поэтическим даром? Может ли быть поэтом мотоциклист? Продавец колбасы? Донжуан? Учитель? Спортсмен? Клоун? Может!

Представить, что буги-вуги, зелёные плюшевые брюки, весёлая улыбка, женские туфли, грим и пляшущие в нижнем белье красотки на заднем фоне, - это всё меловые стрелки, метки, ведущие к кладу его поэзии, почти невозможно. Хрупкий мальчик XX века, конечно, насыпал хлебных крошек, чтобы обозначить дорогу к лирическому кладу, но их склевали птицы. Разноцветье, блеск, все движутся, мельтешат на сцене и в зале - и при этом сложный, дрожащий, блеющий, хрипловатый голос ладного музыканта, и глубокие тексты, зреющие внутри этого танцующего человека в ярком костюме и с блёстками под глазами.

Но есть и второй вопрос «на засыпку»: «Вы исследуете поэзию через жесты, телодвижения, дыхание, вскрики? Как это возможно?» Да, я пишу статью «Физиология языка рок-поэзии Марка Болана», она появится следом за этим эссе.

Естество, органика глэм-культуры Марка Болана, здоровая гармония, светящаяся изнутри, свойственны и его поэзии. Дэвид Боуи периода глэ-ма (начало семидесятых) значительно, неизмеримо эпатажнее Марка Болана. Если Боуи, вписавшись в развитие одной из эстетических линий глэ-ма, в это время близок к бесподобному фрику, то Болан ни на одном из

своих концертов не фрикоподобен. Но есть Боуи до глэма, и есть по-слегэмовский Боуи, столь же цельный, а Болан - это глэм. Никто не отменит глэм-эру. Она была естественной и сияла изнутри, а не снаружи.

Марк Болан не нарцисс и не лукист. Он необыкновенно лояльный, душевно широкий человек с довольно безболезненными границами. Свободный, как циркач в прыжке. Летучий, как вещество. Уверенный в себе, гармоничный, светлый, Болан - духоподъёмный автор, усиливающий вокруг себя пространство духовной красоты. Светится изнутри и заряжает зрителя. Не зря он окружал себя красивыми музыкантами, ничуть не опасаясь конкуренции.

Великолепный лирико-драматический талант: Марк Болан, исполняя «Cosmic Dancer» (1971), сидит на полу сцены, скрестив ноги, микрофон, как журавль, наклоняет к нему свою голову. Как всегда, живая, послушная гитара (Болан брал несколько уроков у виртуозного гитариста Эрика Клэптона). Публика ждёт, Болан долго настраивает инструмент, тихо-естественно заводит публику. Текущий к слушателю драматизм исполнения: напряжённые губные, целующие микрофон, и заднеязычные, клокочущие в горле; коронное неподражаемое лёгкое блеяние; хрипотца даже при повышении тембра; воющий крик - словно на вдохе! - из нежных губ. Фейерверк, буйное цветение звуков в органах речи. Наблюдается нагнетание суггестии - здесь и тягучие народные музыкальные инструменты, и ускорение ритма, и пот на лице. Играет свою роль в этой гамме и цвет: светло-синий шёлк костюма, блёстки обогащают колорит произведения.

Редкая для Марка Болана статика, а здесь - динамика: лучшая концертная запись «Hot Love» - 1972 года. Типичная для Болана расфокусировка центра на сцене. Он привычно долго заводит зрителя, настраивая гитару, потом в квазишаманском танце появляется Микки Финн, заряжая зрителя. На сцене - два центра, один из которых (Финн) движется, а другой (Болан) звучит. Болан, словно продолжая настраивать гитару, срывает с гитары первые звуки, но на самом деле это уже начало композиции, которая вдруг врывается к зрителю. Финн, двигаясь по сцене, зажигает зрителя - в танце задорно играет на тамбурине, периодически направляясь к перкуссии. Он посредственный музыкант, недостаточно силён и его бэк-вокал, но Микки Финн берёт внешней харизмой. Для чего Марку Болану в составе группы был нужен, к примеру, не сильный музыкант, но красивый человек Микки Финн? Калокагатия! То, что эстетично, - этично и духоподъёмно! Музыканты наплывают на зрителя, создавая гармоничную картинку, в которой нет незыблемого центра. Синий, голубой, красный, оранжевый, жёлтый цвета костюмов музыкантов на сцене, розовая гитара коррелируют с вскриками Болана и наслаждением музыкантов от их движений и звука.

При исполнении «Children of the Revolution» (1972) жесты и телодвижения Болана заводят Джона Элтона, Ринго Стара и Микки Финна, которые почти танцуют, сидя за инструментами. Болан ликует. Когда ты так хорош, что у тебя Ринго Стар с удовольствием за барабанщика, а Элтон

Джон - за пианиста! Нежный точёный Марк Болан в жакете с нотками и скрипичными ключами (счастья) почти целует микрофон. Физиологич-ность в рождении стиха, песни, их рецепции у Болана очевидна. Обратите внимание, как Марк почти целует микрофон в этой своей знаменитой записи с Элтоном Джоном и Ринго Старом. Тактильность и пластичность здесь невероятны. Вот он сидит с гитарой перед играющим на клавишных Элтоном Джоном (отражаясь в дрожащем размытом зеркале), затем вспышками следуют картинки - птица, зебра, птица (крупные кадры «взглядов» этих фигурок в студии). Вскрикнув, животными (птичьими) повадками певец приближается к микрофону, рывками по-птичьи выдвигает шею вперёд, его губы уже вытянуты, и вот они почти целуют микрофон. Песня становится интимной, рождаются яркие губные, поэт дышит на микрофон. Операторская работа великолепна: Болан дан в профиле, нежные губы вытянуты к микрофону, видны ровные зубы, лицо в обрамлении длинных волос. Вот он отходит от микрофона, коронным жестом продвигая вперёд гриф гитары (гитара в руках Марка, если не звучит, нередко словно продолжает его тело, служит не звуковым, а пластическим элементом), изображая горделивое животное, губы всё еще вытянуты, шея и голова кичливо выдвигаются вперёд, характерные для Марка Болана в проигрыше жесты захвата воздуха рукой.

В «Get in On» (1972) - шагающий ритм, певец вскидывает руку и очерчивает ею круг, повторяя звуки ударной установки.

Светящееся, льющееся естество. Тексты М. Болана наполнены ты-сознанием. Не эгоистичная натура его любящего лирического героя чрезвычайно трогательна. Прислушайтесь - чистота и доверчивость лирического героя, его умение радоваться любви, щедрость, направленная к любимой, в уверенной пробе коронного вокала (непревзойдённое блеяние) в неподражаемой «Cat Black» (1974). Блеянье Марка Болана в отзвуках женского бэк-вокала в «Cat Black» - мужское служение возлюбленной.

«Dandy in the Underworld» - песня, озаглавившая последний студийный альбом Болана марта 1977. Стальные прутья в сердце солнца, денди преисподней, можно ли заморозить лето в подземелье? Золотой ремень гитары на розовом шёлке плеча Болана, а руки периодически свободно жестикулируют, держат микрофон. Знаковая точка на пути зарождения панк-рока. Самая блеющая болановская вокальная партия. Песня пришла к зрителю до альбома, а в студийной записи альбома звучат саксофон, флейта и скрипка.

Блеющий голос Марка Болана со звонким женским эхом Силлы Блэк: как они наслаждаются жизнью! Всё мимолетно, кроме этой секунды. Любить, жить в доме возле океана... Лучше наслаждаться песней и собой поющим, всегда находящимся в центре мироздания.

Песенные образы Болана интересны и многослойны: «человек понимает ветер», «рикошет в игре в космобол глубоко в сердце», «мы просто живём в зоопарке» и др. Влиятельная нежная органика Марка Болана!

Притопывание, взмах рукой под всплеск ударных, круговое вращение рукой и - о да! - коронное: гитара, направленная на зрителя. Но его животные повадки неподражаемы. Физиология Болана тесно связана с рождением, исполнением и восприятием его песен, в том числе их поэтического субтекста. Глэм Болана - золотой баланс этой культуры, её ядро без скорлупы, излишеств и фрикообразности. И тексты песен его - гармоничны.

Марк Болан весь в твоей глотке. Выдохни, громче, чувствуешь, как хорошо в твоей гортани.

20 мая 2020 г.

Литература

1. Gobbard S. Electric Wizard / S. Gobbard // Mojo. - July 2020. - P. 52

[57].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.