УДК 821.Ш-192(Болан М.) ББК Ш33(4вел)63-8,445 ВАК 5.9.3 ГРНТИ 17.07.25
Е. И. ЗЕЙФЕРТ
Москва
МАРК БОЛАН: ФИЗИОЛОГИЯ ЯЗЫКА РОК-ПОЭЗИИ
Аннотация. Автор статьи предлагает определение понятия «физиология языка художественной литературы» как «участие центральной (зоны Вернике и Брока) и периферической (органы речи и слуха) групп речи, а также дыхания, мимики, жестов, телодвижений творящего человека в создании и рецепции художественного произведения». В статье описаны физиологические субтексты ряда песен Марка Болана. По всей очевидности, сложная физиология музыкально-поэтического языка Марка Болана, в которой участвуют не только органы его речи, но и жесты, позы, мимика, телодвижения и даже сценический лук, а также гитара в руках музыканта, гармонизирует поэтический субтекст его рок-песен, в то время как физиология его поэтического языка, лишённая этой пластики, как раз порождает замысловатые мозаичные стихотворения. Владение гитарой прямо влияет на создание рок-музыкантом поэтического и физиологического субтекстов его песен. Речевые эксперименты Болана (покашливание заднеязычными, коронное блеяние и др.) укрепляют метафоническую природу рок-песни.
Ключевые слова: рок-поэзия; британские рок-поэты; глэм-рок; физиология языка; язык жестов; физиологический субтекст песен
Сведения об авторе: Зейферт Елена Ивановна, доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета. Контакты: 125993, г. Москва, Миусская пл., 6; [email protected]
E. I. SEIFERT
Moscow
MARC BOLAN: THE PHYSIOLOGY OF THE LANGUAGE OF ROCK POETRY
Abstract. The author of the article proposes a definition of the concept of "physiology of the language of fiction" as "the participation of the central (Wernicke's and Broca's zones) and peripheral (organs of speech and hearing) groups of speech, as well as breathing, facial expressions, gestures, body movements of a creative person in the creation and reception of a work of art". The article describes the physiological subtexts of a number of Marc Bolan's songs. Apparently, the complex physiology of the musical and poetic language of Marc Bolan, which involves not only the organs of his speech, but also gestures, postures, facial expressions, body movements and even a bow, as well as a guitar in the hands of a musician, harmonizes the poetic subtext of his rock songs, while the physiology of his poetic language, devoid of this plasticity, just gives rise to intricate mosaic poems. Owning a guitar directly affects the creation by a rock musician of the poetic and physiological subtexts of his songs. Bolan's speech experiments (back tongue coughing, corona bleating, etc.) reinforce the metaphonic nature of the rock song.
© Зейферт Е. И., 2022
Keywords: rock poetry; British rock poets; glam rock; physiology of language; sign language; physiological subtext of songs
About the author: Seifert Elena Ivanovna, Doctor of Philology, Professor, Russian State University for the Humanities.
Люблю появление ткани1, Когда после двух или трёх, А то четырёх задыханий Прийдёт выпрямительный вздох -И так хорошо мне и тяжко, Когда приближается миг -И вдруг дуговая растяжка Звучит в бормотаньях моих.
О. Мандельштам
Данная статья нацелена на постановку вопросов в области физиологии языка рок-поэзии (и шире - языка художественной литературы, в том числе поэзии) и стремление наметить пути их решения и начать решать.
Проблема физиологии языка художественной литературы в литературоведении остаётся практически неразработанной. Она восходит к трудам физиолога А. А. Ухтомского, который смело поставил вопрос о возможности и необходимости изучения анатомии и физиологии человеческого Духа [14; 10, с. 212-217].
Создание литературного творчества как духовного продукта человечества невозможно без физиологических процессов и актов человека -речи, дыхания, мимики, жестов, телодвижений и др. В процессе рождения лирического стихотворения творящий человек действует целостно в единстве духа-души-тела. Периодически пребывая в состоянии поэтического вдохновения и интуиции, талантливый человек меняется и телесно, переходя на высокие энергии.
Вопросы эквилибристики и духовной телесности языка занимали философов и эстетиков от Якова Бёме [2; 3] до Андрея Белого [1]. XX век передал эту проблему лингвистам и литературоведам XXI века, но и философы продолжали её разрабатывать [12; 15]. Продуктивные импульсы учёным XX в. дала концепция телесности языка М. Мерло-Понти [8]. XXI век должен решить проблему физиологии языка, в том числе языка художественной литературы.
Поэзия как тип художественной речи, предполагающий озвучание, на этапе своего рождения неразрывно связана с органами речи. По Р.-М. Рильке, поэт - это скорее не голос, а слух. Поэт вслушивается внутрь себя в поиске слов, единственно принадлежащих рождающемуся произведению. Но вслушивание не исключает участия органов речи (в том числе бормотания, проговаривания, скандирования) в создании фрагментов ху-
1 Текст - от лат. textus «ткань, сплетение, соединение».
239
дожественного произведения. А. Белый в своей «поэме о звуке» «Глоссолалия» писал: «Звуки - древние жесты в тысячелетиях смысла; в тысячелетиях моего грядущего бытия пропоёт мне космической мыслью рука. Жесты - юные звуки ещё не сложившихся мыслей, заложенных в теле моём; во всём теле моём произойдёт то же самое с течением времени то, что происходит пока в одном месте тела: под лобной костью. Переполнится мыслью всё тело моё» [1, а 14].
Многие звуки и звукосочетания, особенно в междометиях, физиологически осмыслены. Любое издавание звуков издревле и теперь служит выражением простого рефлекса. «Так, стоны при физическом страдании обыкновенно выражаются звуком "о", нередко со следующим за ним придыханием - "ох". Речь идёт в этом случае о таком прерывании выдыхательного движения, которое происходит при полуоткрытом рте и полурасслабленных голосовых связках, что соответствует общему расслаблению всей двигательной сферы. Точно так же есть много оснований полагать, что и некоторые другие согласные звуки в связи с гласными, в виде слогов, развивались также в виде рефлекса. К простым рефлексам можно отнести, например, звук "фу" - как результат рефлекторного отдувания противного запаха; звук "тьфу" - как результат отплёвывания с отдуванием; звуки "ха", "га", "хо", "го", "гу", "ху", "х", "хи" - как результат предварительного придыхания при простых 7 звуковых рефлексах; звуки "ка", "ко", "ку" - как результат откашливания; звук "гм" - как результат рефлекторного продувания носа и т. п. Из вышеуказанного очевидно, что путём простого рефлекса образуются не только гласные звуки, но и многие из слогов с участием разнообразных согласных звуков» [7, а 6-7].
Системы, обеспечивающие речь человека, могут быть разделены на две группы: центральная (область Вернике и область Брока) и периферическая (голосовой аппарат и органы слуха). Физиология поэтического языка зависит от обеих групп: «дуговая растяжка» органов речи, о которой пишет О. Мандельштам в «Восьмистишиях», не менее важна, чем восприятие и воспроизведение речи.
Что такое «физиология художественного языка»? Дам своё определение. Физиология художественного языка - участие центральной (зоны Вернике и Брока) и периферической (органы речи и слуха) групп речи, а также дыхания, мимики, жестов, телодвижений творящего человека в создании и рецепции художественного произведения.
Обозначим научную гипотезу.
Физиология языка рок-поэзии определяется следующими факторами.
1. Рок-песня - синкретичное произведение: в ней условно можно выделить музыкальный и поэтический субтексты. В монографии Ю. Доман-ского «Рок-поэзия: филологический ракурс» выделяются два субтекста рок-песни - музыкальный и вербальный, однако их существование, по мнению исследователя, возможно только в исполнительском сверхтексте,
исполнительского субтекста нет1 [5]. Добавлю к этому перечню физиологический субтекст, причём часть его можно как услышать в аудиозаписи, так и увидеть на сцене или видео (дыхание, мимику, жесты, телодвижения, речевые эксперименты), и он демонстрирует не только итоговое исполнение песни, но и содержит элементы этапов её создания.
2. Владение музыкальным инструментом прямо влияет на создание рок-музыкантом поэтического текста, запуская особые механизмы физиологии языка рок-поэзии.
3. Метафония как скопление тех или иных звуков в качестве рифмующихся элементов и одна из констант высокохудожественных поэтических рок-текстов эффективно отличает их от эквифоничных эхообразных песен. Метафония языка рок-поэзии тесно связана со скоростью восприятия песни, которая быстрее скорости восприятия лирического стихотворения, иначе слушатель задержится на «сложном» месте, и рецепция песни исказится.
Для доказательства этой гипотезы обратимся к творчеству рок-музыканта, поэта, фронтмена группы «T-Rex» Марка Болана (1947-1977)2. Выбор этого имени обусловлен особым сценическим поведением музыканта - его пластикой, животными повадками, речевыми экспериментами.
Фэнтези (Толкиен) и фантастика (Брэдбери), кельтские, индийские, арабские, греческие и персидские мотивы, классический английский абсурд, приверженность глэм-року, блёстки на лице и ярко-гармоничный сценический лук - как эстетика Марка Болана влияет на его поэзию, растёт ли от неё или прорастает в его психоделическую мистическую лирику? Болан ощущал себя поэтом, хотя успешно проявил себя в амплуа модели, вокалиста, музыканта, шоумена и других ипостасях.
О мифопоэтике жеста Джима Моррисона на материале его концертной записи песни «The End» (при исполнении диалога лирического героя с матерью и отцом Моррисон прикрывает рукой глаза) пишет О. Темирши-на [13]. Жесты, мимика, телодвижения Марка Болана специально не изучались.
Библиография по Болану полна и интересна - здесь и история его творческой жизни, и материал для фанатов, и обзор аудио- и видеопродукции, в том числе сессий и бутлегов [24; 25; 23; 21]. Литература о нём в подавляющем большинстве своём популяризирует его личность [26]. Опубликованы отдельные его письма и ряд фотографий [16]. Однако поэтические тексты Болана ещё нуждаются в полном издании. В июне 2020 г. семья Марка Болана обратилась к общественности с открытым письмом, направленным против деятельности фаната Джона Брэмли, скупившего
1 На практике же, как текст, объединивший в себя несколько субтекстов, рок-композиция рассмотрена, к примеру, в работе С. Свиридова ещё в 2001 году [11].
2 Благодарю Илью Завалишина за многолетнюю плодотворную дискуссию о рок-музыке и о Марке Болане в том числе.
немалую часть наследия, но представляющего её публике, по их мнению, в ненадлежащем виде1.
Рок-интонации Болана слышны у Девендры Бархарта. Легендарна глубокая живая пророщенная своя/чужая цитация Марка Болана у Бориса Гребенщикова.
У Майка Науменко есть машинописная книга «Памяти Марка Болана», включающая фрагменты его переводов лирики Болана, пометы в тексте и личные записи на английском языке. Книга хранится в коленкоровой папке (тираж 2 экз.) [9]. Удивительно, что Марк Болан (в отличие, к примеру, от Джима Моррисона) мало интересует русских переводчиков, имён крайне мало. У Татьяны Сигаловой, к примеру, находим переводы четырёх его песен (но не стихотворений).
Песни Марка Болана звучат как саундтреки в кинематографе (к примеру, композиция «Cosmic dancer» в художественном фильме о глэме «Velvet Goldmine» («Бархатная золотая жила», режиссёр Тодд Хейнс; Марк Болан здесь в небольшой степени является прототипом главного героя, а в большей мере - Дэвид Боуи и Игги Поп)).
Рассмотрим материал по обозначенным выше блокам.
1. Если под песню можно придумать танец, «станцевать» песню, почему бы не создать её физиологию жестами, телодвижениями, речевыми экспериментами, дыханием?
Физиологичность в рождении стиха, песни, их рецепции у Болана очевидна. Не исключено, что, во-первых, Болан на уровне жестов и телодвижений «повторяет» композицию песни, рождает её физиологическую версию, во-вторых, эти движения были (частично) задействованы им уже при рождении песни.
Опишем физиологические субтексты рок-песен Марка Болана (по его концертным и студийным записям). Мы берём материал, на котором рок-музыканта не только слышно, но и видно. Но это не обязательно, ведь физиологический субтекст определяется и по речевым экспериментам, дыханию, иным звукам.
Физиологические субтексты рок-песен Марка Болана (краткое описание).
1 Полный текст письма: June 2020.
We the undersigned would like to formally state that we are very unhappy and strongly disapprove of the manner and form in which John Bramley, exclusively and personally profits from both the written and recorded Marc Bolan material he holds - we consider the standard of presentation of the material made, packaged and sold by John Bramley throughout his time in exploiting Marc Bolan's legacy, and most recently, his 'Record Club', to be of the poorest quality and therefore most detrimental and damaging to the great legacy left to us all by Marc Bolan. Rolan Seymour Feld Harry Feld Gloria Jones
1. «Cosmic Dancer», концертная запись 1971 [18]. Статическая поза рок-музыканта (он сидит на полу сцены, скрестив ноги), сначала немного разговаривает с публикой, долго якобы настраивает гитару (коронный приём). Напряжённые губные, губы почти целуют микрофон (коронный приём), заднеязычные, клокочущие в горле (коронный приём), лёгкое блеяние (коронный приём), хрипотца даже при повышении тембра, воющий крик. Нагнетание гитарного боя.
2. «Hot Love», концертная запись 1972 [19]. Расфокусировка на сцене, два ярких центра - подключающий и якобы настраивающий гитару (коронный приём) Марк Болан, вскоре появляющийся танцующий Микки Финн с тамбурином. Первые звуки композиции, словно продолжение настраивания гитары, пение очень близко к микрофону (коронный приём), вскрики певца (коронный приём), горловые звуки (коронный приём), длинные гитарные проигрыши. Наслаждение музыкантов их действиями.
3. «Children of the Revolution», запись в студии 1972 [20]. Жесты и телодвижения Марка Болана заводят Джона Элтона, Ринго Стара и Микки Финна. Болан почти целует микрофон (коронный приём), невероятная пластичность, животные (птичьи) повадки (коронный приём), рывками по-птичьи выдвигает шею вперёд, вскрики (коронный приём), встряхивает головой, выставляет вперёд гриф гитары как часть своего тела (коронный приём), яркие губные, дышит на микрофон, захват рукой воздуха.
4. «Get in On», концертная запись 1972 [21]. Болан вскидывает руку вверх и очерчивает ею круг, повторяя музыкальные приёмы ударника, шагает, усиливая «шагающий» ритм песни.
Возможно расширенное описание физиологических субтекстов по секундам.
Джон Леннон как-то обмолвился, что позаимствовал блеяние у Болана [22]. Но Болану свойственны и речевые эксперименты с согласными звуками. Особая физиология языка рок-поэзии Марка Болана (к примеру, виртуозное покашливание заднеязычными звуками) создаёт, на мой взгляд, аллитерационный характер его лирики и усиливает её метафонич-ность (ритм идёт от одного «месторождения» звуков к другому, а не эхо-образно, от одной концевой рифмы к рифме). Эта особенность проявляется в кавер-исполнениях песен Марка Болана как непреднамеренная пародия (так же и на животные повадки Болана на сцене). Вот одна из кавер-групп - «T.Rextasy», у неё есть трибьюты «T.Rex». Например, при исполнении «Hot Love» - тяжёлая поступь вокалиста, и он давится звуками, и не «к», а «х» (публика в «Hyde Park» - в основном ровесники Болана, запись 2007) [27]. В то же время есть кавер-вокалисты, которые не утруждают себя произнесением болановских скоплений звуков [28].
2. Рождение поэтического субтекста у музыканта сопряжено с участием в этом процессе не только органов речи, но и пальцев (на гитаре). «Иногда придумаешь гитарный риф, и на него сразу приходят слова», -делится секретами своей творческой лаборатории рок-музыкант, автор
музыки и поэтических текстов Илья Спрингсон. Для изучения творчества рок-поэтов, на мой взгляд, очень важно, играл ли этот автор на музыкальных инструментах и писал ли музыку. Интересно сравнить просто рок-поэтов и поэтов - рок-музыкантов. Физиология поэтического рок-языка синтетическая, стартовая «дуговая растяжка» (О. Мандельштам) поэтических органов речи зависит здесь от пальцев на струнах, соединения памяти слова и инструмента, тела и инструмента.
Гитара в руках Марка Болана1 переживает эволюцию. Рассмотрим профессиональные этапы после детского и подросткового этапов (М. Болан начал заниматься гитарой в 9 лет (1956 г.), уже в 12 (1959) создал подростковую музыкальную группу).
Первый этап. Гитара SG Gibson и Болан как гитарист и бэк-вокалист в группе «John's Children». Это очень короткий этап (несколько месяцев 1967 г.). Болан экспериментирует с Gibson, добиваясь художественного искажения звука, к которому очень чувствительна эта гитара.
Второй этап. Создание в 1967 г. своей группы - дуэта «Tyrannosaurus Reх» (со Стивом Перегрином Туком). Этап акустики. Гитара Болана подражает Бобу Дилану, в честь которого он взял свой псевдоним.
Третий этап. Болан, недовольный образом жизни Тука, заменил его в дуэте на Микки Финна. Сокращение названия группы до «T-Rex». Альбом «A Beard Of Stars» (1970). Акустика, ещё не уверенные звуки электрогитары внутри звучания акустической. Однако именно на этом этапе начинает зарождаться узнаваемая гитарная стилистика Болана.
Четвёртый этап. «Ride A White Swan» (1970) как начало глэм-эры. Бо-лан отходит от акустики в пользу электрогитары и приобретает Fender Stratocaster, который записывает на студии с сильным эхом. Болан выступает и как сессионный гитарист Дэвида Боуи (играл на гитаре в сингле Боуи «Prettiest Star»).
Пятый этап. «Hot love» (1971), Марк Болан c блёстками на щеках и его гитара Gibson Les Paul Custom: настоящий секс в рок-музыке. Мы наблюдаем крайне редкий случай переходов от одной гитары к другой. По мнению рок-музыканта Ильи Спрингсона, гитарист, вышедший на Fender, скорее всего не вернётся к Gibson: эти гитары антагонистичны. Добавим, что оба гитарных бренда легендарны, на них базируется золотой фонд электрической рок-музыки. Болана ведут его творческие поиски: он хочет эффектов, наркотических ритмов, звучания самого вещества жизни, которое даёт слушателю драйв без допинга. Gibson чуток к перегрузам, а на чистом звуке расслаблен. Fender же рождает кристально чистую, острую, прозрачную музыку, но для достойного дисторшн на Fender нужен особый талант. Болан на протяжении жизни использовал различные гитары Gibson - Les Paul Standard, Custom и Fluing V, причём его соло-гитара Les
1 О гитаре М. Болана и её связи с его поэтическим творчеством я пишу и в своей статье «Рок-музыканты с потенциалом (и реализацией) дара поэта» [6].
244
Paul была окрашена в тускло-оранжевый цвет, вызывая в памяти гитару Gretsch, на которой играл его кумир Эдди Кокран). Сингл «Get It On (Bang a Gong)» (1971) становится своеобразным гимном глэм-движения.
Шестой этап. Завершение становления гитарной стилистики Марка Болана. Диски «Electric Warrior» (1971), «The Slider» (1972), «Tanx» (1973), «Zinc Alloy and the Hidden Riders of Tomorrow» (1974), «Light of Love» (1974), «Bolan's Zip Gun» (1975), «Futuristic Dragon» (1976), «Dandy in the Underworld» (1977).
Интересны «пустые» (наполненные звуками настраиваемой гитары и разговором с публикой или другими музыкантами) зачины лирических композиций Болана, почти обязательный разогрев публики (певец стоит или - реже - сидит на сцене, настраивает один или с музыкантами гитару): что эти эпизоды дают для начала восприятия поэтического текста, почему ему нужен такой «разгон», обнажаемый фрагмент дословесной стадии?
Задача исследователей (и мои перспективы, поскольку рамки этой статьи не позволяют решить данную задачу) - составить корпус отличающихся поэтической силой и сопровождаемых его гитарой песен Болана и уяснить методику исследования подобной физиологии поэтического языка, для того чтобы потом анализировать поэтические произведения других русских и зарубежных рок-музыкантов.
3. Животные повадки и вскрики Марка Болана, его губы, целующие микрофон, вскрики, речевые эксперименты парадоксальным образом возвращают поэзию к аллитерационному стиху (глубинному средневековому пласту стиха) - скоплениям заднеязычных или, к примеру, губных в одной строке, опирающейся на эти рассыпанные звукосочетания. Это рождает и метафонию - здесь: ритмические волны от одного такого месторождения звуков к другому. Методологическая основа исследования рок-поэзии, на мой взгляд, залегает в изучении слоёв преодоления ею концептуального отличия поэзии и песенного текста и рождении особой художественной ритмической формы, обладающей достоинствами и стихотворения, и песни. Песня в большинстве своём эхообразна (эквифонична), лирическое стихотворение зачастую метафонично1.
Знаменитая медленная композиция Марка Болана «Ballrooms of Mars» обращена к Фее рок-музыки, прекрасной мистической ведьме-гангстеру с бриллиантовыми руками, танцующей в обуви из кожи ящерицы. По мнению лирического героя, то ночное время, когда «монстры выкрикивают имена мужчин», лучше не созерцать. Лирический герой призывает и видел её, Боб Дилан знает о её криках в ночи, осведомлён и Алан Фрид (автор термина «рок-н-ролл», знаменитый диск-жокей), слит с нею косвенно упомянутый через мотив «ящерицы» Джим Моррисон, Джон Леннон «знает её имя». Танец с ней в бальных залах Марса - процесс создания рок-
1 Г. Векшин в своей известной статье «Метафония в звуковом повторе (к поэтической морфологии слова)» [4] говорит об эхообразности и метафоничности стихотворных произведений.
245
песни как драйв, безумие, удовольствие, ликование. Подобное отношение к рок-музыке приводит к экстазу речевых экспериментов. К примеру, в своей знаменитой песне «Hot Love» Болан выдыхает «aa-ha», «your hand», покашливает заднеязычными - это влияет не только на фонику, но и на метрику стиха, к примеру, создавая мужские клаузулы.
На метафонию Болана накладывает отпечаток и глэм-культура, что требует внимательного изучения. Альбомы «Electric Warrior» («T. Rex»), «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» (David Bowie, глэму у него предшествовал «гаражный рок», затем он был сингер-сонграйтером), «Fanny Adams» («The Sweet»), «Slade» 71-73, ранний Gary Glitter, первые вещи «Roxy Music» - вот крепкая основа глэм-рока, питающегося культурой bubblegum pop (в направлении баббл-гам - фик-ционные анимационные «The Archies», а также «1910 Fruitgum Company»), в свою очередь произрастающего из сильно окоммерченного гаражного рока («The Monkees»). Анализ этой замечательной компании, несомненно, даст мне стилевые признаки глэм-рока, их перераспределение в триаде «константа/доминанта/факультативный признак» и идиостиль каждой музыкальной единицы на фоне общего глэм-стиля.
Не песенная лирика Болана - иная. Звуковые пятна в ней - скорее признак не метафонии, а пестроты. Книга стихов 22-летнего автора «The Warlock of Love» [17] (самое начало 1969) - интересный сплав фэнтезий-ных, фантастических, неоромантических и мифологических художественных решений1. Однако его стихи уступают по целостности текстам его рок-песен. Анализ книги Марка Болана «The Warlock of Love» и его песен показывает, что глэмовая цветистость, аляповатость, пестрота мозаичиста в большей степени присутствуют в стихах Болана, чем в текстах его песен (в том числе поэтически самоценных). У Болана музыка гармонизирует текст, не упрощая, а оцельняя его. Здесь играет роль не столько музыкальное сопровождение, сколько внутренняя семантико-фонико-синтаксическая музыка, обусловленная участием музыки в создании произведения. Стихотворения Болана в его книге «The Warlock of Love» (учтём здесь, что книга вышла у 22-летнего автора), несмотря на преобладающую верлибрическую их природу, зачастую созданы по принципу эхо-образного повтора - последующий сегмент мотивирован предыдущим, нанизывается на него, следует за ним, в то время как песни, несмотря на порой назойливые (вполне свойственные этому жанру) повторы, метафо-ничны. Периодические неожиданные фонические и лексические сегменты болановских песен не замедляют их восприятие (скорость восприятия сохраняется благодаря песенному синтаксису), но, привлекая к себе внимание, придают объёмность произведению, динамизируя его. Метафония его песен органична для песенного темпа.
1 Подробный анализ книги стихов М. Болана я даю в отдельной работе, которая сейчас находится в печати.
Причудливые пейзажи Марка Болана в книге «Чернокнижник любви» построены по совокупности принципов. При преобладании художественно реальных, хотя и сугубо фантазийных образов встречаются ирреальные, абстрактные элементы типа «dark pearl of hate» («тёмная жемчужина ненависти»):
ut an ant like an eagle on wings webbed with faith swooped like a summer storm and slew the dark pearl of hate and vanished like a friend would.
«A frozen bird...»
Мифологические (относящиеся к античной, кельтской, скандинавской, восточной культурам) образы у Болана показаны через месторождение, нагромождение мотивов. Подобная громоздкость эхообразна - читатель её ожидает после ознакомления уже с тремя-четырьмя стихотворениями. Далеко не каждый читатель заметит в этом приёме эстетическую целостность.
Проделанный анализ проливает свет на следующие тенденции.
1. По всей очевидности, сложная физиология музыкально-поэтического языка Марка Болана, в которой участвуют не только органы его речи, но и жесты, позы, мимика, телодвижения и даже сценический лук, а также гитара в руках музыканта, гармонизирует поэтический субтекст его рок-песен, в то время как физиология его поэтического языка, лишённая этой пластики, как раз порождает замысловатые мозаичные стихотворения.
2. В рок-песне Марка Болана выделяются музыкальный, поэтический и физиологический субтексты. Последний особенно явен благодаря речевым экспериментам, животным повадкам, пластичности Болана и обнажению им дословесных элементов на сцене.
3. Владение гитарой прямо влияет на создание рок-музыкантом поэтического и физиологического субтекстов его песен.
4. Речевые эксперименты Болана (покашливание заднеязычными, коронное блеяние и др.) укрепляют метафоническую природу рок-песни.
5. Анализ стихов и песен М. Болана показывает, что глэмовая цветистость, аляповатость, пестрота в большей степени присутствуют в его стихах, чем в текстах его песен. Стихотворения Болана эхообразны, песни -метафоничны.
6. Гитара в руках Болана и инструмент для создания музыкального, поэтического и физиологического субтекстов песни, и продолжение его тела.
Литература
1. Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке / А. Белый. - Берлин: Эпоха, 1922. - 132 с.
2. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении / Я. Бёме. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 416 с.
3. Бёме Я. Истинная психология, или Сорок вопросов о душе / Я. Бё-ме. - СПб.: Оранта-Пресс, 1990. - 320 с.
4. Векшин Г. В. Метафония в звуковом повторе (к поэтической морфологии слова) / Г. В. Векшин // Новое литературное обозрение. - 2088. -№ 90. - С. 229-250.
5. Доманский Ю. В. Рок-поэзия: филологический ракурс / Ю. В. До-манский. - Москва: Intrada, 2015. - 272 с.
6. Зейферт Е. И. Рок-музыканты с потенциалом (и реализацией) дара поэта / Е. И. Зейферт // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. Спецвыпуск. Полвека без Джима Моррисона / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: [б. и.]; Тверь [б. и.], 2022. - С. 103-111.
7. Купцова А. М.Физиология речи: учебно-методическое пособие / А. М. Купцова, И. И. Хабибрахманов, Н. И. Зиятдинова, Т. Л. Зефиров. -Казань, 2019. - 44 с.
8. Мерло-Понти М. О феноменологии языка / М. Мерло-Понти // Мерло-Понти М. Знаки. - М., 2001. - С. 44-94.
9. Науменко М. Памяти Марка Болана / М. Науменко. - Л., 1972. -109 л. (на правах рукописи).
10. Резник С. Физиология духа. Гл. 12 / С. Резник // Академик Ухтомский и его биограф. - СПб.: Алетейя, 2015. - С. 212-217.
11. Свиридов С. В. А. Башлачёв (1984). «Рыбный день» / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 5. - Тверь, 2001. - С. 93105.
12. Смирнова Н. Н. «Телесность» мысли в системе взглядов Н. Ф. Фёдорова на язык / Н. Н. Смирнова // Соловьёвские исследования. - 2021. -Вып. 1 (69). - С. 72-79.
13. Темиршина О. Р. Мифопоэтика жеста (о песне Джима Моррисона «The End») / О. Р. Темиршина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 11. - Тверь, 2010. - С. 258-270.
14. Ухтомский А. А. Собрание сочинений: в 5 т. / А. А. Ухтомский. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1950.
15. Шестова Е. А. Феноменология чтения: квази-телесность языка как основание традиции / Е. А. Шестова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2019. - № 3. - С. 12-21.
16. Bolan M. Collection of Letters, Photographs, and Poetry from 18-Year-Old Marc Bolan / M. Bolan. - 1965.
17. Bolan M. The Warlock of Love / M. Bolan. - London, 1969. - 64 p.
18. Bolan M. Cosmic Dancer [Видео, музыка, вокал] / M. Bolan. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=IO1DCE_43mY&ab_channel=DreamyLady ify 1971 (дата обращения: 23.05.2022).
18. Bolan M. Hot Love [Видео, музыка, вокал] / M. Bolan. - URL: https://www.youtube. com/watch?v=aLTJGrLD4c&ab_channel=GlamRockFor ever1 1972. (дата обращения: 23.05.2022).
19. Bolan M. Children of the Revolution [Видео, музыка, вокал] / M. Bolan. - URL: https ://www.youtube. com/watch?v=MVk0X1MjPjA&ab_channel= PhilipAnness1972. (дата обращения: 23.05.2022).
20. Bolan M. Get in On [Видео, музыка, вокал] / M. Bolan. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=wZkTh_T75QY&ab_channel=Emma08150 07 1972. (дата обращения: 23.05.2022).
21. Campbell I. Marc Bolan: A Guide to the Outtakes of Marc Bolan / I. Campbell. - New Zealand: Great Horse Productions, 2007. - 288 p.
22. Mark Bolan: The Rise And Fall Of A 20th Century Superstar. - USA: Omnibus Press, 2009. - 624 p.
23. McLenehan C. Marc Bolan 1947-1977: A Chronology (revised and updated) / C. McLenehan. - 2019. - 614 p.
24. Paytress M. Bolan: The Rise And Fall of a 20th Century Superstar / M. Paytress. - 2006. - 408 p.
25. Roland P. Metal Guru The Life And Music Of Marc Bolan / P. Roland. - 2017. - 236 p.
26. Stringfellow T. The Wizard's Gown Beneath the Glitter of Marc Bolan / T. Stringfellow. - Peter Sanders, 2007. - 378 p.
27. T. Retasy. Hot Love [Видео, музыка, вокал] / The Taylor Twins // T. Rextasy Official. Загл. с экрана. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=WApMDJ1yCG4&ab_channel=T.RextasyOfficial, свободный (дата обращения: 23.05.2022).
28. The Taylor Twins /Видео, музыка, вокал] / The Taylor Twins // The Taylor Twins. Загл. с экрана. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=ApizkBsOwBI, свободный (дата обращения: 15.05.2022).