Научная статья на тему 'Поэтика демонической темы в романе М. Ю. Лермонтова "Вадим"'

Поэтика демонической темы в романе М. Ю. Лермонтова "Вадим" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
744
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНИЧЕСКАЯ ТЕМА / DEMONIC THEME / ПОЭТИКА / POETICS / ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПЛЕКС ПРИЕМОВ / THE INVARIANT SET OF TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гребнева Марина Павловна

Статья посвящена одному из ранних незавершенных романов М.Ю. Лермонтова «Вадиму» (1833-1834). Она нацелена на поэтику демонической темы в нем, которая, как нам представляется, универсальна для всей русской литературы 10-30-х годов XIX века и, в частности, для творчества В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Мотивы смеха слез, старости молодости, кругообразного и линейного движения, вечера утра, дня ночи, тьмы света, дороги бездорожья входят в инвариантный комплекс поэтических приемов, в данном случае они позволяют по-новому взглянуть на произведение о народном восстании под руководством Е. Пугачева, на «романтическую поэму в прозе», а также подчеркнуть связи, которые существуют между прозой и поэмотворчеством М.Ю. Лермонтова, между романом «Вадим» и редакциями поэмы «Демон». Кроме того, благодаря названным мотивам появляется возможность с новой стороны охарактеризовать главного героя, его сестру, священников, нищих, бунтовщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to one of the early unfinished novels by M.Y. Lermontov «Vadim» (1833-1834). It focuses on the poetics of the demonic theme in the novel, which, we believe, is universal for all Russian literature of 10-30-s of the 19th century and, in particular, for the creative work by V.A. Zhukovsky and A.S. Pushkin. The motifs of laughter tears, old age youth, the circular and linear motion, evening morning, day night, darkness light, road off-road make up the invariant set of poetic techniques; in this case, they allow to take a fresh look at the work about the national uprising led by Pugachev, at «the romantic poem in prose», as well as to emphasize the connections that exist between prose and poem creation by M.Y. Lermontov, between the novel «Vadim» and editions of the poem «Demon». In addition, thanks to the mentioned motifs there is an opportunity to describe the main character, his sister, priests, beggars, rioters in a new way.

Текст научной работы на тему «Поэтика демонической темы в романе М. Ю. Лермонтова "Вадим"»

ПОЭТИКА ДЕМОНИЧЕСКОЙ ТЕМЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ВАДИМ»

М.П. Гребнева

Ключевые слова: демоническая тема, поэтика, инвариантный

комплекс приемов.

Keywords: demonic theme, poetics, the invariant set of techniques.

Поэтика демонической темы в русской литературе 10-30-х годов XIX века является универсальной для В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова1. Однако демоническая тема не стала доминирующей в творчестве В.А. Жуковского или А.С. Пушкина2. Другое дело - наследие М.Ю. Лермонтова3. Подтверждением тому могут служить две редакции стихотворения «Мой демон», восемь редакций поэмы «Демон», демонические образы и приемы в драматургии («Испанцы», «Люди и страсти», «Маскарад») и, конечно, проза - «Вадим» и «Герой нашего времени».

В незавершенном романе «Вадим» демонами предстают, в частности, священники. Их набожность разоблачалась не только Лермонтовым в драме «Испанцы», но и, например, Жуковским в стихотворной повести «Суд в подземелье» (1831-1832) и Пушкиным в поэме «Монах» (1813).

Преобладающий цвет характеристики духовных лиц - черный («длинные, черные мантии» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 7]), время их деяний - вечер («день угасал» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 7], «звонили к вечерни» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 7]), атрибутивный ряд представлен огненным началом («трепещущий огонь свечей» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 7]). Заметим также, что монахи ходят взад и

1 См. об этом: Гребнева М.П. Поэтика демонической темы в русской литературе 10-30-х гг. XIX века (Жуковский - Пушкин - Лермонтов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1995.

2 По словам В.Н. Касаткиной, «пушкинская лирика 1823 года оказалась ступенью, предшествующей поэзии Лермонтова и скептическим тенденциям в романтизме 1830-х гг.» (Касаткина В.Н. Романтическая муза Пушкина. М., 2001).

3 Манн Ю.В. Об одной особенности романа Лермонтова «Вадим» // Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Или: Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М., 2001; Глухов А.И. Становление концепции демонизма. Юношеская драматургия // Глухов А.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Уфа, 2000. Ч. 1; Гребнева М.П. Рефлексы демонической темы в драматургии М.Ю. Лермонтова. Проблемы межтекстовых связей. Барнаул, 1997.

вперед по каменным плитам, а процесс окаменения был описан до Лермонтова Жуковским («Суд в подземелье») и Пушкиным («Каменный гость», 1830).

Картина жизни внутри храма дополняется эпизодами вне его: «У ворот монастырских была другая картина» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 7]. Это сознательное противопоставление только усиливает сходство, а монастырские ворота, как бы отделяющие одну стихию от другой, на наш взгляд, в пародийном варианте отождествляются с воротами (вратами) в рай. Нищие, находящиеся по ту сторону двери, так же темны, как и священники: «Их одежды были изображения их душ: черные, изорванные. Лучи заката останавливались на головах, плечах и согнутых костистых коленах; углубления в лицах казались чернее обыкновенного» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 8]. Нищие уподобляются священникам в черноте, а священники нищим - в духовной несостоятельности и изломанности.

Важно, что главный герой, Вадим, побывал и в том и в другом состоянии, так как пожил в монастыре и понищенствовал. Появившись на первых страницах романа, он смотрит на святые врата, видит на них изображение дьявола и сожалеет о нем: «... если б я был черт, то не мучил бы людей, а презирал бы их; стоят ли они, чтоб их соблазнял изгнанник рая, соперник бога!.. другое дело человек» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 9]. Уподобление Сатаны изгнаннику рая для Лермонтова - закономерность, так как Демон и Ангел произошли от одного начала [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 27], так как Добро и Зло - «два конца незримой цепи» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 37].

Однако в этом произведении определяющим началом в характеристике героя является все-таки злое, темное, демоническое. Вадим хотел бы стать духом, если так можно выразиться: его товарищи уважали в нем «демона - но не человека» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 9], «его душа еще не жила по-настоящему, но собирала все свои силы, чтобы переполнить жизнь и прежде времени вырваться в вечность» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 9], «в его глазах было столько огня и ума, столько неземного» [ Лермонтов, 1962, т. IV, с. 9].

Обращают на себя внимание вечерние размышления героя на темном чердаке, уносящие его во сне наяву за земные пределы: «он был дух, отчужденный от всего живущего, дух всемогущий, не жалеющий, ни сожалеющий ни об чем, завладевший прошедшим и будущим, которое представлялось ему пестрой картиной, где он находил много смешного и ничего жалкого» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 36-37]. Перед нами возникает полная характеристика образа Де-

мона, включающая в себя, в том числе, особенности его хронотопа с ведущей ролью временного начала.

Раздвоение образа Вадима на мрачного духа и обыкновенного человека отразилось, в частности, в его мыслях по поводу удаляющегося из глаз монастыря. В храме герой видит не только символ могущества человеческой воли, но и ее ограниченности, дополняемой возможностями демона: «....и тогда рождаются мысли мрачные и чудесные, как одинокий монастырь, неподвижный памятник слабости некоторых людей, которые не понимали, что где скрывается добродетель, там может скрываться и преступление» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 12]. Отсутствие поступательного движения и окаменение, а обе эти идеи воплощаются в образе храма, свидетельствуют, как ни парадоксально это звучит, о том, что сакральное строение притягивает к себе не только ангелов, но и таких демонов, как Вадим.

Лермонтовский злой дух способен отделиться от человека и сосуществовать рядом с ним. Именно это происходит с «демоном» Вадима после ухода его «хозяина» из монастыря: «... он странствовал со мною рядом по берегу мрачной пропасти, показывая мне целый рай в отдалении; но чтоб достигнуть рая, надобно было перешагнуть через бездну» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 43]. Сопровождаемый своим мрачным духом Вадим бродит «без крова и пристанища, преданный зимним метелям» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 43]. Демон приводит брата Ольги в дом Палицына, чтобы поработить ее душу. Вадим говорит, обращаясь к сестре: «вижу, и тобой завладел этот злой дух, и в тебе поселилась эта болезнь, которая портит жизнь и поддерживает ее» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 43].

Черты образа демона естественно переносятся Лермонтовым на его героя. Это подтверждают, в частности, особенности цветовой характеристики Вадима: его лоб «мрачен как облако, покрывающее солнце в день бури» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 8], он устремляет «яркие черные глаза на великодушного господина» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 10].

Характер Вадима обусловлен уничтожающей, испепеляющей стихией пламени и связанным с нею мотивом радости или смеха: «в его глазах было столько огня и ума» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 9], «взор был остановившаяся молния» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 10], «и адская радость вспыхнула на бледном лице» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 11] героя, «Ольга обернулась, чтоб удалиться... и перед ней стоял Вадим; его огненный взгляд в одну минуту высушил слезы» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 77].

Одним из поджигателей народного бунта, который ассоциируется у Лермонтова с проявлением неуправляемой, дьявольской силы, в романе оказывается Вадим. Ее уничтожающий характер напоминает огненную стихию: «Вокруг яркого огня, разведенного прямо против ворот монастырских, больше всех кричали и коверкались нищие» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 80], «озаренные трепетным, багровым отблеском огня, они составляли первый план картины; за ними все было мрачнее и неопределительнее» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 80]. Нищие радовались и веселились, но, по словам Лермонтова, это дурной знак, так как «святые плачут, когда демоны смеются» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 82]. Выступления бунтовщиков ознаменовались ночными погромами: «толпа шумела почти до рассвета», «кровавые потешные огни встретили первый луч восходящего светила» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 84]. Борьба темных и светлых сил, условно говоря, подчеркивается или поддерживается явлениями природы: переходом ночи в утро, восходом солнца.

Особенности цветописи также свидетельствуют о разрушительных последствиях народного выступления: «. во многих местах опаленная трава и черный пепел показывали место угасшего костра» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 84].

Лермонтов обращается также к традиции кругообразного движения чертей, демонов. В частности, казаки-бунтовщики раскладывают «несколько ярких огней» и рассаживаются вокруг них [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 150], емкость с вином в их руках совершает движение по кругу: «Тут ковш еще раз пропутешествовал по рукам, и сухой вернулся к своему источнику!..» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 151].

Вадиму и в целом сонму дьявольской силы (священников, нищих, бунтовщиков) противопоставлена Ольга. Ее описание отчасти может быть соотнесено с характеристикой монахинь в различных редакциях «Демона». Это обстоятельство, вероятно, повлияло на процесс формирования самостоятельного образа героини в V, VI и VII редакциях поэмы. В «Вадиме» Ольга представлена следующим образом: «остальная часть лица ее была покрыта густой тенью; и только когда она поднимала большие глаза свои, то иногда две искры света отделялись в темноте» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 13], «Ее грудь тихо колебалась, порой она нагибала голову, всматриваясь в свою работу, и длинные космы волос вырывались из-за ушей и падали на глаза; тогда выходила на свет белая рука с продолговатыми пальцами» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 13].

В I редакции ничего похожего на этот портрет не было, во II редакции описание, сходное с этим, присутствует, сравним:

И кудри черные, скатившись На веки нежные очей, Служили покрывалом ей. Исполнена какой-то думой, Младая волновалась грудь. Вот поднялась. На свод угрюмый Она задумала взглянуть. Как звезды омраченной дали, Глаза монахини сияли, Как неба утра облака, Ее лилейная рука Была пленительна... [Лермонтов, 1962, т. II, с. 552-553].

В III редакции характеристика оказывается без изменений за исключением цвета волос, который стал не черным, как во II редакции, а русым. В IV редакции приведенное описание полностью отсутствует, в V-ой появляется вновь с заметными изменениями, связанными, возможно, с повествовательным характером этого варианта и влиянием романа «Вадим», сравним:

В больших глазах ее порой Невнятно говорило что-то Невыразимою тоской, Неизъяснимою заботой. [Лермонтов, 1962, т. II, с. 593]. И грудь высоко воздымалась. И обнаженная рука, Белей, чем утром облака, К струнам, как ветер, прикасалась. [Лермонтов, 1962, т. II, с. 593-594].

В VI редакции процитированные строки автором исключены. Не только изменениями в характеристике героини «Демон» обязан «Вадиму», но, вероятно, и мотивом отравленного поцелуя, который впервые появляется в V редакции поэмы. Вадим говорит Ольге: «Подумай, - я для тебя человек чужой - может быть, я шучу, насмехаюсь!.. подумай: есть тайны, на дне которых яд, тайны, которые неразрывно связывают две участи; есть люди, заражающие своим дыханием счастье других; все, что их любит и ненавидит, обречено погибели...» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 16].

Особо следует подчеркнуть, что влияние романа «Вадим» на «Демона» не было односторонним, потому что в равной степени мы можем указать на обратное воздействие. И в редакциях поэмы, и в романе Лермонтов обращает внимание читателей на белизну рук героини: цвет ангелов противопоставляется цвету демонов. На принадлежность Ольги к миру ангелов указывает также ее пространственно-временная характеристика. Ей всего 17 лет, а представители светлых сил всегда молоды. Юрий вступает в ее «небольшую комнату, освещенную полуденным солнцем» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 54], следовательно, пространство героини ограничено, а действие происходит в полдень, когда светит солнце. Добавим к этому то, что, по всей видимости, временами года Вадима являются зима и осень, а Ольги - весна и лето («долго я бродил без крова и пристаница, преданный зимним метелям» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 43], «теперь все кончено..., -говорит Вадим, - от моего прикосновения увяли твои надежды» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 43]). Заметим также, что от Вадима «веяло холодом» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 51], «один взор этого непонятного, грозного существа оледенил бы все ее (Ольги. - М.Г.) блаженство» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 62].

Пространство героев романа определяется с помощью мотивов дороги - привилегии ангелов и бездорожья - данностью демонов. Так, Ольга и Юрий, выйдя из монастыря, передвигаются «по пыльной дороге» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 82] и останавливаются «на перекрестке двух дорог» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 82]. Два пути возникают в непростой, «пыльной» ситуации, они могут либо сблизить героев, либо развести их по сторонам. В отличие от Ольги и Юрия Вадим оказывается на перепутье не только в прямом смысле, но и в переносном, то есть становится преступником. Заплутавший герой оказывается перед монастырем, но и это обстоятельство не спасает его: «Теряясь в таких мыслях, он сбился с дороги и (был ли то случай) неприметно подъехал к тому самому монастырю, где в первый раз, прикрытый нищенским рубищем, пламенный обожатель собственной страсти, он предложил свои услуги Борису Петровичу... » [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 70].

Необходимым условием, свидетельствующим о принадлежности Ольги к сонму земных ангелов, как ее называет Вадим [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 43], является мотив слез: «это были слезы... одна из них не удержалась на густой реснице, блеснула, как алмаз, и упала» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 77], «конечно, новая надежда вытеснила из ее сердца эти слезы.» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 77], «она также плакала, - но одна, -одна - как плачет изгнанный херувим, взирая на блаженство своих братьев сквозь решетку райской двери» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 135].

Слезы - маркеры не только положительного, ангельского, но и отрицательного, демонического начала в человеке. В момент страшной опасности изверг и насильник Борис Петрович Палицын начинает проливать слезы, ожидая, что «целый хор ангелов спустится к нему на луче месяца и унесет его на серебряных крыльях за тридевять земель» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 88].

Слезы - показатели авторского отношения к героям. Явно сочувствуя пленнице, находящейся в руках бунтовщиков, Лермонтов пишет: «Она отрывисто качнула головой - и заплакала... Боже! Какие слезы!..» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 152].

Попытка превращения Палицына-демона в ангела сменяется трансформацией условного ангела, любящего отца пленницы, в демона: «Теперь пойдемте, - сказал старик; его глаза заблистали мрачным пламенем... он махнул рукою... ему надели на шею петлю, перекинули конец веревки через толстый сук и... раздался громкий хохот...» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 153].

С помощью мотива слез Лермонтов демонстрирует также противоречивую сущность внутреннего мира Вадима. Этот демонический герой способен плакать: «на его ресницах блеснула слеза: может быть, первая слеза - и слеза отчаяния!.. Такие слезы истощают душу, отнимают несколько лет жизни, могут потопить в одну минуту миллион сладких надежд!» [Лермонтов, 1962, т. IV, с. 15].

Таким образом, к инвариантному комплексу ангело-демонических приемов относятся мотивы света и тьмы, вечера - ночи и утра - дня, воды и слезы - огня и смеха, дороги и бездорожья, кругообразного и линейного движения, молодости и старости. Именно они позволяют объективно охарактеризовать образы главного героя, его сестры Ольги, священников, нищих людей и бунтовщиков в незавершенном романе «Вадим», указать на литературные связи, которые существуют между ним и поэмой «Демон», на то, какое влияние оказали эти произведения друг на друга.

Литература

Глухов А.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Уфа, 2000. Ч. 1.

Гребнева М.П. Поэтика демонической темы в русской литературе 10-30-х гг. XIX века (Жуковский - Пушкин - Лермонтов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1995.

Гребнева М.П. Рефлексы демонической темы в драматургии М.Ю. Лермонтова. Проблемы межтекстовых связей. Барнаул, 1997.

Касаткина В.Н. Романтическая муза Пушкина. М., 2001.

Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4-х тт. М.-Л., 1962.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.