Л.И. Шрагина, М.И. Меерович
Поэтический образ как искусственная система
Сведения об авторе Сведения об авторе
Аннотация. Развитие поэтического воображения в историческом контексте, исследованное на процессе создания поэтического образа как искусственной системы, соответствует законам теории развития искусственных систем, что дает основания применять эту теорию в качестве методологического подхода в психологической науке.
Ключевые слова: система, функционально-системный подход, теория развития искусственных систем, высшие психические функции, поэтическое воображение, поэтический образ.
Поисками общих законов развития природы, общества, человека и мышления на протяжении всей своей истории занимается философия. Существенную попытку раскрыть внутреннюю связь в процессах развития природного, исторического и духовного мира сделал Г. Гегель, сформулировав законы диалектики [6]. Сто лет спустя А. А. Богданов показал наличие «всеобщей организационной науки» - законов развития, единых для всех объектов, подготовив тем самым базу для создания общей теории систем [5]. В тридцатые годы ХХ в. эту проблему, независимо от А. А. Богданова, начал разрабатывать Людвиг фон Берталанфи [4]. Общие закономерности развития в различных научных областях - в теоретико-философских представлениях, в законах развития в биологии, в теориях умственного развития выявила Н. И. Чу-прикова, показав тем самым их универсальность [11].
В процессе своего развития человечество создавало технические системы - орудия труда, инструменты, механизмы, приборы, которые, расширяя его физические возможности, позволили людям не только повысить свои шансы на выживание среди других живых существ, но и преобразовывать окружающий мир под свои потребности. Такие системы сами по себе в природе не существуют, а создаются в результате целенаправленной деятельности человека для выполнения основной функции - определенного действия, выполнение которой позволяет человеку удовлетворить конкретную потребность, и по признаку создания эти системы определяют как искусственные.
Созданию и развитию технических систем предшествует интеллектуальная деятельность, которую определяют также как изобретательскую, или техническое творчество. В сороковых годах ХХ в. Г. С. Альтшуллер и Р. Б. Шапиро на матери-
але патентного фонда исследовали развитие технических систем как продукта изобретательской деятельности с целью выявить причины и механизмы их изменений и наличие общих тенденций в характере этих изменений. Результаты анализа позволили сделать вывод, что общее развитие технических систем происходит по объективным законам [2]. Эволюция техники, таким образом, подтвердила общие положения объективной логики Г. Гегеля: предметный мир определяет характер действий с ним [6]. Выявленные (эта работа продолжается до сих пор) и сформулированные законы развития технических систем легли в основу теории решения изобретательских задач - ТРИЗ [1, 2].
В соответствии с выявленными законами, развитие каждой технической системы происходит:
а) в направлении повышения уровня идеальности, то есть каждая последующая модификация выполняет свою основную функцию все лучше и
лучше (с точки зрения ее создателей и потребителей);
б) неравномерно;
в) путем устранения противоречий [1].
При этом уже к концу 1960-х гг. Г. С. Альтшул-лер, апробируя ТРИЗ на широкой технической аудитории и на решении реальных проблем, приходит к выводу: «Сегодня очевидно, что переход от одной технической системы к другой методом "творчества" обречен на вымирание: технические системы могут и должны развиваться на основе знания объективных законов технического прогресса. Завтра столь же очевидным станет неизбежность отказа от архаичного научного "творчества": научные теории могут и должны развиваться на основе объективных законов научного прогресса».
Тем самым Г. С. Альтшуллер предлагает повысить управляемость творческого процесса за счет повышения роли осознанных компонентов, и ста-
вит перед исследователями ТРИЗ задачи более высокого уровня: «Создать новую, точную науку развития технических, затем научных, а дальше художественных систем. Возможность организации технического творчества дает надежду на то, что так же можно организовать творчество в других видах человеческой деятельности, что неизмеримо более заманчиво, чем просто возможность решать технические задачи» [10].
Но наличие общих методов решения задач для объектов, используемых «в других видах человеческой деятельности», означает, что существуют общие закономерности развития всех систем [7]. Детализация законов развития технических систем (ЗРТС) позволяет раскрыть ряд закономерностей, что обеспечивает нас инструментом для анализа и прогноза развития технических систем.
Но, кроме технических систем, существуют и другие объекты - научные знания, опосредованные в этих системах, произведения искусства, социальные и организационные структуры и т. д.,
которые также в природе не существуют и поэтому могут рассматриваться как искусственные системы. Возникает вопрос: распространяются ли законы развития элемента (а технические системы можно рассматривать как элемент искусственных) на все искусственные системы, в том числе на художественные?
В 90-е гг. ХХ ст. авторы данной работы, опираясь на законы ТРИЗ, выявленные Г. С. Альтшулле-ром, начали исследование процессов развития искусственных систем с целью выявления причин и закономерностей этого развития. В процессе исследования были проанализированы возникновение и этапы развития таких систем, как философская антропология, сущность и механизмы власти, экономика на этапе глобализации, теории личности, государство как политическая и социальная системы, система образования, методология технического творчества и др.
Результаты теоретического анализа процесса изменения искусственной системы как продукта
творческой деятельности показали, что их развитие происходит в соответствии с теми же закономерностями, что и развитие технических систем -в направлении повышения уровня идеальности [9; 13; 14; 15], что позволило авторам сформулировать основы теории развития искусственных систем (ТРИС) [8; 9].
Возникает вопрос: применима ли такая теория в качестве методологической основы при анализе процессов, изучаемых психологией?
Для понимания механизма функционирования высших психических функций на примере функционирования поэтического воображения рассмотрим минимальный состав автономной искусственной системы. Она включает в себя такие элементы:
1. Рабочий орган - механизм (объект, элемент), выполняющий конкретное действие - функцию, для выполнения которой создается система.
2. Двигатель (как источник энергии) - устройство для создания (преобразования) энергии, которая позволит рабочему органу выполнить конкретное действие.
3. Трансмиссия - устройство для передачи энергии от двигателя к рабочему органу.
4. Орган управления - устройство управления процессом выполнения конкретной функции по заданной программе.
Для повышения функциональности в систему могут быть включены вспомогательные элементы.
Используя эту терминологию, сравним модели создания и функционирования двух искусственных систем: технической, например, велосипеда ©, и поэтического образа как продукта поэтического воображения.
Велосипед Поэтический образ (в форме текста)
Потребность Повышение скорости перемещения по суше. Эстетическое общение с окружающей средой - с природными объектами и другими субъектами с целью выразить к ним свое эмоциональное отношение и/или создать новый смысл.
1. Выбор элементов в процессе создания
Рабочий орган Колесо Специально подобранные слова и структура текста
Двигатель Мускульная энергия человека Эмоционально-интеллектуальная активность личности (вдохновение) в ее отношении к объекту, явлению, другой личности.
Трансмиссия Педали, шестеренки, цепь Процесс подбора слов и их структурирование
Орган управления Личность Личность
Вспомогательные элементы Рама, руль, седло, крепежные детали Синтаксические элементы
Результат - новая искусственная система: совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для выполнения основной функции и создающая своим объединением новое свойство (качество), которым не обладают составляющие элементы. Транспортное средство, удовлетворяющее потребность в перемещении по суше с помощью мускульной силы Материальная форма существования образа, вызывающая эмоциональное отношение и/или создающая новый смысл
2. При функционировании
Рабочий орган Колесо Текст поэтического образа
Двигатель Мускульная энергия человека Интеллектуально-эмоциональная активность и мотивация личности получить эмоционально-смысловую (эстетическую) реакцию
Трансмиссия Педали, шестеренки, цепь, крепежные детали Личностное Я человека-читателя (слушателя) на соответствующем уровне эмоционально-смыслового (эстетического) развития
Орган управления Человек, умеющий ездить и управлять, имеющий мускульную силу и цель движения - через руль Интеллектуальная и эмоциональная готовность и способность воспринимать поэтический образ
Результат (системный эффект) Возможность перемещаться в заданном направлении Эмоционально-смысловая (эстетическая) реакция
Как мы видим, модели процесса создания и функционирования материальных и идеальных систем имеют общие механизмы. Это подтверждает мнение Г. А. Балла, что формальные теории, рассматривающие дизъюнктив8ные процессы, в принципе могут быть применимы для анализа недизъюнктивных процессов, так как используемые в них понятия выступают своего рода вехами, упорядочивающими мышление о таких процессах, а не жесткими «полочками», по которым можно было бы разложить их [3].
Анализ этапов развития поэтического образа показал, что это развитие идет в направлении повышения уровня идеальности образа - повышения его смыслоемкости (с точки зрения потребности человека) как результат развития поэтического воображения: от нерасчлененной целостности человека с природой (стадия синкретизма) через отрыв слова от действительности (стадия эйдетической поэтики) до отношения об-
разных языков, создающих особую художественную реальность, которая не может быть понята однозначно (поэтическая модальность), и соответствует первому закону идеологии ТРИС.
Появление новых стадий и их содержание соответствуют 3 закону идеологии ТРИС: исчерпав возможности своего развития, предыдущие стадии системы входят как элемент в новую, последующую систему, что отчетливо видно на примерах различных форм параллелизма и тропов.
Развитие поэтического образа внутри каждой стадии также происходит в соответствии с первым законом идеологии ТРИС: в синкретизме - от нерасчлененности до тропа, в эйдетической поэтике - от идеи-образа до прозаизма, в поэтической модальности - от одноголосого слова к отношению образных языков.
Повышение функциональности поэтического образа также происходит в соответствии с группой законов развития систем за счет устранения «вспомогательных» элементов - украшательства (устранения высокопарных и лишних слов), перенесения признаков с эпитетов и определений (прилагательных) на само понятие, и т.д. [12].
Вывод. Использование результатов анализа развития поэтического воображения в историческом контексте, исследованное на процессе создания поэтического образа как искусственной системы, показало его соответствие законам теории развития искусственных систем, что расширяет возможности применения этой теории и тем самым дает основания применять ее в качестве методологического подхода в психологической науке.
Литература
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач / Г. С.
Альтшуллер. - М. : Сов. радио, 1979. — 175 с.
2. Альтшуллер Г. С. О психологии изобретательского творчества / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро //
Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С. 37-49.
3. Балл Г. А. Проблемы взаимодействия психологи с формализованными научными дисциплинами /
Г. А. Балл. // Психология в рациогуманистической перспективе: Избранные работы. - К.: Изд-во «Основа», 2006. С. 21-30.
4. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов// Системные
исследования. Ежегодник. 1969. — М. : Наука, 1969. — С. 30-54
5. Богданов А. Тектология. Всеобщая организационная наука : в 2 кн. / А. Богданов. — М. : Экономика,
1989. — Кн. 1. — 1989. — 304 с.
6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель; / пер. Б. Г. Столпнера; отв.
ред. Е. П. Ситковский. — М. : Мысль,1974. Т. 3: Философия духа. — 1977. — 471 с.
7. Меерович М. И. Функционально-системная методология и ее применение к анализу теорий
личности / Теоретичш досшдження у психологи // Збiрник статей за редакщею Г.О. Балла та В. Л. Зливкова. - К.: Педагопчна думка, 2017. С. 26 - 41.
8. Меерович М. И. Законы развития искусственных систем / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина // Успехи
современного естествознания. — 2004.— № 5. — С. 241-243. — Прил. № 1.
9. Меерович М. Технология творческого мышления. Учебное пособие / Марк Меерович, Лариса
Шрагина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 506 с.
10. Первый семинар для разработчиков ТРИЗ — Петрозаводск-80 // Журнал ТРИЗ. — 1997. — № 1. — С. 19-26.
11. Чуприкова Н. И. Из опыта интеграции психологических знаний / Н. И. Чуприкова // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. Отв. ред. А. Л. Журавлёв и А.В. Юревич, М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — С. 459-483.
12. Шрапна Л.1. Психолопя вербально! уяви: функцюнально-системний тдхщ. Монографiя / ЛЛ.Шрапна К.: Вид. дiм «Ки!во-Могилянська академiя», 2016. - 284 с.
13. Шрапна Л. I. Теорiя розвитку штучних систем як методолопя аналiзу соцiально-економiчних проблем глобашзаци / Л. I. Шрапна, М. Й. Меерович // Колективна монографiя, наук. ред. В. I. Подшивалкша. - Сощальш технологи: заради чого? яким чином? i з яким результатом? - Одеса : ОНУ, 2015. - С. 178-187.
14. Шрапна Л.1. Евристичш можливосл функцюнально-системного пiдходу як мiждисциплшарно! методологи в психологи./ / Л. I. Шрапна, М. Й. Меерович // Гуманний розум: збiрник статей (присвячено пам'ят Георпя Олексiйовича Балла) / Ыститут психологи iменi Г.С. Костюка НАПН Укра!ни; [наук. ред. О.В. Завгородня, В.Л. Зливков; уклад. С.О. Лукомська, О.В. Федан]. - К.: Педагопчна думка, 2017. - С.270- 280
15. Шрапна ЛЛ. Евристичний потенщал системно! методологи (на прикладi анашзу проблеми вербально! уяви особистосп) / Теоретичнi дослiдження у психологи / Збiрник статей. Впор. В.О. Медшцев. Т. II. - Х.: Видавництво «Монограф», 2017. - С. 99-110.
Л.1. Шрагша, М.1. Меерович Поетичний образ як штучна система
Анотацш. Розвиток поетично! уяви в кторичному контекстi, дослiджений на процес створення поетичного образу як штучно! системи, вщповщае законам теорп розви-тку штучних систем, що дае пiдстави застосовувати цю теорiю в якосл методолоп-чного пiдходу в психолопчнш науцi.
Ключов1 слова: система, функцюнально-системний пiдхiд, теорiя розвитку штучних систем, вишд психiчнi функцil, поетична уява, поетичний образ.
teopemnrn gocaig^ehhh y ncnxoaorii. tom iii. 2018
L. Shragina, M. Meierovich Poetic image as an artificial system
Abstract. The development of the poetic imagination in the historical context, studied on the process of creating a poetic image as an artificial system, corresponds to the laws of the theory of the development of artificial systems, which makes it possible to apply this theory as a methodological approach in psychological science.
Keywords: system, functional-system approach, theory of development of artificial systems, higher mental functions, poetic imagination, poetic image.