Научная статья на тему 'Поэтический образ как искусственная система'

Поэтический образ как искусственная система Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система / функционально-системный подход / теория развития ис-кусственных систем / высшие психические функции / поэтическое воображение / по-этический образ / система / функціонально-системний підхід / теорія розвитку штучних систем / вищі психічні функції / поетична уява / поетичний образ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Л. И. Шрагина, М. И. Меерович

Развитие поэтического воображения в историческом контексте, иссле-дованное на процессе создания поэтического образа как искусственной системы, со-ответствует законам теории развития искусственных систем, что дает основания применять эту теорию в качестве методологического подхода в психологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Поетичний образ як штучна система

Розвиток поетичної уяви в історичному контексті, досліджений на процесі створення поетичного образу як штучної системи, відповідає законам теорії розви-тку штучних систем, що дає підстави застосовувати цю теорію в якості методологі-чного підходу в психологічній науці.

Текст научной работы на тему «Поэтический образ как искусственная система»

Л.И. Шрагина, М.И. Меерович

Поэтический образ как искусственная система

Сведения об авторе Сведения об авторе

Аннотация. Развитие поэтического воображения в историческом контексте, исследованное на процессе создания поэтического образа как искусственной системы, соответствует законам теории развития искусственных систем, что дает основания применять эту теорию в качестве методологического подхода в психологической науке.

Ключевые слова: система, функционально-системный подход, теория развития искусственных систем, высшие психические функции, поэтическое воображение, поэтический образ.

Поисками общих законов развития природы, общества, человека и мышления на протяжении всей своей истории занимается философия. Существенную попытку раскрыть внутреннюю связь в процессах развития природного, исторического и духовного мира сделал Г. Гегель, сформулировав законы диалектики [6]. Сто лет спустя А. А. Богданов показал наличие «всеобщей организационной науки» - законов развития, единых для всех объектов, подготовив тем самым базу для создания общей теории систем [5]. В тридцатые годы ХХ в. эту проблему, независимо от А. А. Богданова, начал разрабатывать Людвиг фон Берталанфи [4]. Общие закономерности развития в различных научных областях - в теоретико-философских представлениях, в законах развития в биологии, в теориях умственного развития выявила Н. И. Чу-прикова, показав тем самым их универсальность [11].

В процессе своего развития человечество создавало технические системы - орудия труда, инструменты, механизмы, приборы, которые, расширяя его физические возможности, позволили людям не только повысить свои шансы на выживание среди других живых существ, но и преобразовывать окружающий мир под свои потребности. Такие системы сами по себе в природе не существуют, а создаются в результате целенаправленной деятельности человека для выполнения основной функции - определенного действия, выполнение которой позволяет человеку удовлетворить конкретную потребность, и по признаку создания эти системы определяют как искусственные.

Созданию и развитию технических систем предшествует интеллектуальная деятельность, которую определяют также как изобретательскую, или техническое творчество. В сороковых годах ХХ в. Г. С. Альтшуллер и Р. Б. Шапиро на матери-

але патентного фонда исследовали развитие технических систем как продукта изобретательской деятельности с целью выявить причины и механизмы их изменений и наличие общих тенденций в характере этих изменений. Результаты анализа позволили сделать вывод, что общее развитие технических систем происходит по объективным законам [2]. Эволюция техники, таким образом, подтвердила общие положения объективной логики Г. Гегеля: предметный мир определяет характер действий с ним [6]. Выявленные (эта работа продолжается до сих пор) и сформулированные законы развития технических систем легли в основу теории решения изобретательских задач - ТРИЗ [1, 2].

В соответствии с выявленными законами, развитие каждой технической системы происходит:

а) в направлении повышения уровня идеальности, то есть каждая последующая модификация выполняет свою основную функцию все лучше и

лучше (с точки зрения ее создателей и потребителей);

б) неравномерно;

в) путем устранения противоречий [1].

При этом уже к концу 1960-х гг. Г. С. Альтшул-лер, апробируя ТРИЗ на широкой технической аудитории и на решении реальных проблем, приходит к выводу: «Сегодня очевидно, что переход от одной технической системы к другой методом "творчества" обречен на вымирание: технические системы могут и должны развиваться на основе знания объективных законов технического прогресса. Завтра столь же очевидным станет неизбежность отказа от архаичного научного "творчества": научные теории могут и должны развиваться на основе объективных законов научного прогресса».

Тем самым Г. С. Альтшуллер предлагает повысить управляемость творческого процесса за счет повышения роли осознанных компонентов, и ста-

вит перед исследователями ТРИЗ задачи более высокого уровня: «Создать новую, точную науку развития технических, затем научных, а дальше художественных систем. Возможность организации технического творчества дает надежду на то, что так же можно организовать творчество в других видах человеческой деятельности, что неизмеримо более заманчиво, чем просто возможность решать технические задачи» [10].

Но наличие общих методов решения задач для объектов, используемых «в других видах человеческой деятельности», означает, что существуют общие закономерности развития всех систем [7]. Детализация законов развития технических систем (ЗРТС) позволяет раскрыть ряд закономерностей, что обеспечивает нас инструментом для анализа и прогноза развития технических систем.

Но, кроме технических систем, существуют и другие объекты - научные знания, опосредованные в этих системах, произведения искусства, социальные и организационные структуры и т. д.,

которые также в природе не существуют и поэтому могут рассматриваться как искусственные системы. Возникает вопрос: распространяются ли законы развития элемента (а технические системы можно рассматривать как элемент искусственных) на все искусственные системы, в том числе на художественные?

В 90-е гг. ХХ ст. авторы данной работы, опираясь на законы ТРИЗ, выявленные Г. С. Альтшулле-ром, начали исследование процессов развития искусственных систем с целью выявления причин и закономерностей этого развития. В процессе исследования были проанализированы возникновение и этапы развития таких систем, как философская антропология, сущность и механизмы власти, экономика на этапе глобализации, теории личности, государство как политическая и социальная системы, система образования, методология технического творчества и др.

Результаты теоретического анализа процесса изменения искусственной системы как продукта

творческой деятельности показали, что их развитие происходит в соответствии с теми же закономерностями, что и развитие технических систем -в направлении повышения уровня идеальности [9; 13; 14; 15], что позволило авторам сформулировать основы теории развития искусственных систем (ТРИС) [8; 9].

Возникает вопрос: применима ли такая теория в качестве методологической основы при анализе процессов, изучаемых психологией?

Для понимания механизма функционирования высших психических функций на примере функционирования поэтического воображения рассмотрим минимальный состав автономной искусственной системы. Она включает в себя такие элементы:

1. Рабочий орган - механизм (объект, элемент), выполняющий конкретное действие - функцию, для выполнения которой создается система.

2. Двигатель (как источник энергии) - устройство для создания (преобразования) энергии, которая позволит рабочему органу выполнить конкретное действие.

3. Трансмиссия - устройство для передачи энергии от двигателя к рабочему органу.

4. Орган управления - устройство управления процессом выполнения конкретной функции по заданной программе.

Для повышения функциональности в систему могут быть включены вспомогательные элементы.

Используя эту терминологию, сравним модели создания и функционирования двух искусственных систем: технической, например, велосипеда ©, и поэтического образа как продукта поэтического воображения.

Велосипед Поэтический образ (в форме текста)

Потребность Повышение скорости перемещения по суше. Эстетическое общение с окружающей средой - с природными объектами и другими субъектами с целью выразить к ним свое эмоциональное отношение и/или создать новый смысл.

1. Выбор элементов в процессе создания

Рабочий орган Колесо Специально подобранные слова и структура текста

Двигатель Мускульная энергия человека Эмоционально-интеллектуальная активность личности (вдохновение) в ее отношении к объекту, явлению, другой личности.

Трансмиссия Педали, шестеренки, цепь Процесс подбора слов и их структурирование

Орган управления Личность Личность

Вспомогательные элементы Рама, руль, седло, крепежные детали Синтаксические элементы

Результат - новая искусственная система: совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для выполнения основной функции и создающая своим объединением новое свойство (качество), которым не обладают составляющие элементы. Транспортное средство, удовлетворяющее потребность в перемещении по суше с помощью мускульной силы Материальная форма существования образа, вызывающая эмоциональное отношение и/или создающая новый смысл

2. При функционировании

Рабочий орган Колесо Текст поэтического образа

Двигатель Мускульная энергия человека Интеллектуально-эмоциональная активность и мотивация личности получить эмоционально-смысловую (эстетическую) реакцию

Трансмиссия Педали, шестеренки, цепь, крепежные детали Личностное Я человека-читателя (слушателя) на соответствующем уровне эмоционально-смыслового (эстетического) развития

Орган управления Человек, умеющий ездить и управлять, имеющий мускульную силу и цель движения - через руль Интеллектуальная и эмоциональная готовность и способность воспринимать поэтический образ

Результат (системный эффект) Возможность перемещаться в заданном направлении Эмоционально-смысловая (эстетическая) реакция

Как мы видим, модели процесса создания и функционирования материальных и идеальных систем имеют общие механизмы. Это подтверждает мнение Г. А. Балла, что формальные теории, рассматривающие дизъюнктив8ные процессы, в принципе могут быть применимы для анализа недизъюнктивных процессов, так как используемые в них понятия выступают своего рода вехами, упорядочивающими мышление о таких процессах, а не жесткими «полочками», по которым можно было бы разложить их [3].

Анализ этапов развития поэтического образа показал, что это развитие идет в направлении повышения уровня идеальности образа - повышения его смыслоемкости (с точки зрения потребности человека) как результат развития поэтического воображения: от нерасчлененной целостности человека с природой (стадия синкретизма) через отрыв слова от действительности (стадия эйдетической поэтики) до отношения об-

разных языков, создающих особую художественную реальность, которая не может быть понята однозначно (поэтическая модальность), и соответствует первому закону идеологии ТРИС.

Появление новых стадий и их содержание соответствуют 3 закону идеологии ТРИС: исчерпав возможности своего развития, предыдущие стадии системы входят как элемент в новую, последующую систему, что отчетливо видно на примерах различных форм параллелизма и тропов.

Развитие поэтического образа внутри каждой стадии также происходит в соответствии с первым законом идеологии ТРИС: в синкретизме - от нерасчлененности до тропа, в эйдетической поэтике - от идеи-образа до прозаизма, в поэтической модальности - от одноголосого слова к отношению образных языков.

Повышение функциональности поэтического образа также происходит в соответствии с группой законов развития систем за счет устранения «вспомогательных» элементов - украшательства (устранения высокопарных и лишних слов), перенесения признаков с эпитетов и определений (прилагательных) на само понятие, и т.д. [12].

Вывод. Использование результатов анализа развития поэтического воображения в историческом контексте, исследованное на процессе создания поэтического образа как искусственной системы, показало его соответствие законам теории развития искусственных систем, что расширяет возможности применения этой теории и тем самым дает основания применять ее в качестве методологического подхода в психологической науке.

Литература

1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач / Г. С.

Альтшуллер. - М. : Сов. радио, 1979. — 175 с.

2. Альтшуллер Г. С. О психологии изобретательского творчества / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро //

Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С. 37-49.

3. Балл Г. А. Проблемы взаимодействия психологи с формализованными научными дисциплинами /

Г. А. Балл. // Психология в рациогуманистической перспективе: Избранные работы. - К.: Изд-во «Основа», 2006. С. 21-30.

4. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов// Системные

исследования. Ежегодник. 1969. — М. : Наука, 1969. — С. 30-54

5. Богданов А. Тектология. Всеобщая организационная наука : в 2 кн. / А. Богданов. — М. : Экономика,

1989. — Кн. 1. — 1989. — 304 с.

6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель; / пер. Б. Г. Столпнера; отв.

ред. Е. П. Ситковский. — М. : Мысль,1974. Т. 3: Философия духа. — 1977. — 471 с.

7. Меерович М. И. Функционально-системная методология и ее применение к анализу теорий

личности / Теоретичш досшдження у психологи // Збiрник статей за редакщею Г.О. Балла та В. Л. Зливкова. - К.: Педагопчна думка, 2017. С. 26 - 41.

8. Меерович М. И. Законы развития искусственных систем / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина // Успехи

современного естествознания. — 2004.— № 5. — С. 241-243. — Прил. № 1.

9. Меерович М. Технология творческого мышления. Учебное пособие / Марк Меерович, Лариса

Шрагина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 506 с.

10. Первый семинар для разработчиков ТРИЗ — Петрозаводск-80 // Журнал ТРИЗ. — 1997. — № 1. — С. 19-26.

11. Чуприкова Н. И. Из опыта интеграции психологических знаний / Н. И. Чуприкова // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. Отв. ред. А. Л. Журавлёв и А.В. Юревич, М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — С. 459-483.

12. Шрапна Л.1. Психолопя вербально! уяви: функцюнально-системний тдхщ. Монографiя / ЛЛ.Шрапна К.: Вид. дiм «Ки!во-Могилянська академiя», 2016. - 284 с.

13. Шрапна Л. I. Теорiя розвитку штучних систем як методолопя аналiзу соцiально-економiчних проблем глобашзаци / Л. I. Шрапна, М. Й. Меерович // Колективна монографiя, наук. ред. В. I. Подшивалкша. - Сощальш технологи: заради чого? яким чином? i з яким результатом? - Одеса : ОНУ, 2015. - С. 178-187.

14. Шрапна Л.1. Евристичш можливосл функцюнально-системного пiдходу як мiждисциплшарно! методологи в психологи./ / Л. I. Шрапна, М. Й. Меерович // Гуманний розум: збiрник статей (присвячено пам'ят Георпя Олексiйовича Балла) / Ыститут психологи iменi Г.С. Костюка НАПН Укра!ни; [наук. ред. О.В. Завгородня, В.Л. Зливков; уклад. С.О. Лукомська, О.В. Федан]. - К.: Педагопчна думка, 2017. - С.270- 280

15. Шрапна ЛЛ. Евристичний потенщал системно! методологи (на прикладi анашзу проблеми вербально! уяви особистосп) / Теоретичнi дослiдження у психологи / Збiрник статей. Впор. В.О. Медшцев. Т. II. - Х.: Видавництво «Монограф», 2017. - С. 99-110.

Л.1. Шрагша, М.1. Меерович Поетичний образ як штучна система

Анотацш. Розвиток поетично! уяви в кторичному контекстi, дослiджений на процес створення поетичного образу як штучно! системи, вщповщае законам теорп розви-тку штучних систем, що дае пiдстави застосовувати цю теорiю в якосл методолоп-чного пiдходу в психолопчнш науцi.

Ключов1 слова: система, функцюнально-системний пiдхiд, теорiя розвитку штучних систем, вишд психiчнi функцil, поетична уява, поетичний образ.

teopemnrn gocaig^ehhh y ncnxoaorii. tom iii. 2018

L. Shragina, M. Meierovich Poetic image as an artificial system

Abstract. The development of the poetic imagination in the historical context, studied on the process of creating a poetic image as an artificial system, corresponds to the laws of the theory of the development of artificial systems, which makes it possible to apply this theory as a methodological approach in psychological science.

Keywords: system, functional-system approach, theory of development of artificial systems, higher mental functions, poetic imagination, poetic image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.