Научная статья на тему 'Функционально-системная методология и её применение к анализу теорий личности'

Функционально-системная методология и её применение к анализу теорий личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
490
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функционально-системный подход / теория решения изобретательских задач / теория развития искусственных систем / функціонально-системний підхід / теорія рішення ви-нахідницьких задач / теорія розвитку штучних систем

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меерович Марк Иосифович

Применение параметра «функциональность» как основной характеристики системы позволяет усовершенствовать системный подход и применять функционально-системный подход как универсальную междисциплинарную методологию для анализа возникновения и развития искусственных систем и основу для разработки ТРИС – теории развития искусственных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Функціонально-системний підхід як методологія аналізу соціокультурних систем

Застосування параметра «функціональність» як основної ха-рактеристики системи дозволяє вдосконалити системний підхід і засто-совувати функціонально-системний підхід як універсальну міждисци-плінарну методологію для аналізу виникнення і розвитку штучних си-стем і основу для розробки ТРШС – теорії розвитку штучних систем.

Текст научной работы на тему «Функционально-системная методология и её применение к анализу теорий личности»

М.И. Меерович

Функционально-системная методология и её применение к анализу теорий личности

Памяти Учителя

— Генриха Сауловича Альтшуллера

Аннотация. Применение параметра «функциональность» как основной характеристики системы позволяет усовершенствовать системный подход и применять функционально-системный подход как универсальную междисциплинарную методологию для анализа возникновения и развития искусственных систем и основу для разработки ТРИС - теории развития искусственных систем.

Ключевые слова: функционально-системный подход, теория решения изобретательских задач, теория развития искусственных систем.

1. Функциональность как основная характеристика системы

В последнее время не осталось практически ни одного научного направления, в том числе гуманитарного, которое не применяло бы системный подход в формулировке новых задач исследования и понимании уже накопленных материалов.

В науке под системным подходом понимается методологическое направление, одна из основных задач которого заключается в разработке и применении методов исследования сложноорганизованных и развивающихся объектов - систем [3; 5; 9].

Главная проблема системного анализа вытекает из высказывания Людвига фон Берталанфи «Системы повсюду!» [8]. Эта проблема связана с определением самого понятия «система», выделением ее из окружающего, чтобы использовать как методологический инструмент, и производными от этого понятия - системообразующий фактор, системообразующая функция, системное свойство, системный эффект и ряд других, которые используются без четкого определения. Пожалуй, единственное классическое представление о системе, которое единодушно признают все исследователи, - это ее системное свойство: оно всегда больше простой суммы свойств структурных компонентов, объединенных в систему.

Вернемся к точке зрения Берталанфи, которой придерживаются многие ученые. «Любой объект при решении определенных задач и с помощью определенных познавательных средств может быть представлен как системный», - считает И. С. Алексеев [1]. А. И. Уемов рассматривает систему как комплекс «вещь - свойства -отношения»: «Любой объект является системой по определению, если в этом объекте реализуется какое-то отношение, обладающее определенным свойством» [25, с. 37], но практически тут же заявляет, что «понятие системы относительно. Вещь, являющаяся системой по одному концепту, может не оказаться таковой по другому» [25, с. 39]. Отсюда очевидно, что предложенная концепция не позволяет выделить тот характерный признак, который отличает систему от несистемы.

Однако такой фактор существует. Еще А. А. Богданов писал: «Первые попытки определить, что такое Организация, приводят к идее целесообразности» [9, с. 112]. «Основным критерием для такого выделения является рассмотрение системы со

стороны целевого назначения», - считает А. А. Гостев [12, с. 114]. Еще более конкретен П. К. Анохин: «Всю деятельность системы можно представить в терминах результата... Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» [7, с. 196].

Свое отношение к системам в определении понятия «идеальная система» предельно четко высказал Г. С. Альтшуллер: «Идеальна та система, которой нет, а функция которой выполняется!» Человечеству нужны не вещи, не объекты - нужны их функции: машина не самоцель, она только средство для выполнения определенной работы [3].

Использование критерия «функциональность» позволило сформулировать понятие «система» следующим образом: это совокупность взаимодействующих элементов, предназначенная для выполнения определенной функции и создающая своим объединением новое - системное - свойство [18]. Возникновение системного свойства при объединении специально выбранных элементов и обеспечивает системный эффект - способность системы выполнять свою основную функцию.

Опираясь на законы развития технических систем, в соответствии с которыми любая искусственная система создается для выполнения определенной основной функции, определим производные понятия:

Элемент (компонент) - структурная единица, которую можно выделить на основании различных характерных признаков.

Свойство элемента (компонента, системы) - его (ее) количественная и/или качественная характеристика, которая проявляется при взаимодействии с другими элементами (компонентами, системами).

Системообразующий фактор - субъективная потребность (замысел), которую нужно удовлетворить с помощью создания новой системы.

Системное свойство - свойство системы, возникающее при взаимодействии свойств элементов, составляющих систему и обеспечивающих ей возможность выполнять основную функцию.

Системный эффект - результат действия системного свойства созданной системы, удовлетворяющего субъективную потребность - системообразующий фактор (замысел).

Системообразующая функция - действия, которые создают из отдельных элементов систему, обладающую необходимым системным свойством и обеспечивающую достижение системного эффекта (результата) [19].

Значения понятий поясним упрощенно на конкретном примере. Предположим, возникает потребность создать нечто новое, до сих пор не существующее: например, объект, который будет перемещать грузы по воздуху. Эта потребность выступает как системообразующий фактор. Для реализации этой потребности необходимо, чтобы объект мог:

• подниматься в воздух с поверхности земли - обладал подъемной силой;

• перемещаться в воздухе - имел двигатель для горизонтального перемещения;

• перемещаться в нужном направлении - имел орган управления.

Выбираем элементы, которые могут обеспечить нам эти возможности. Так, подъемной силой обладают теплый воздух, легкие газы (водород, гелий), крыло. Перемещаться горизонтально по воздуху можно под действием ветра или двигателя (винтового или реактивного). Управлять полетом можно с помощью рулей или дополнительных двигателей.

Каждый из названных элементов обладает свойством, которое проявляется только во взаимодействии с другим объектом. Так, например, теплый воздух обладает подъемной силой до тех пор, пока температура окружающего воздуха ниже его собственной температуры. Винтовой двигатель или рули могут работать только в воздушной среде определенной плотности и т.д.

Объединяя разные элементы в группы, получим различные системы с конкретными системными свойствами: теплый воздух или легкий газ, помещенные в оболочку, позволят нам создать воздушный шар или дирижабль; крыло и винт - винтовой самолет; крыло и реактивный двигатель - реактивный самолет и т. д. Проявление каждого конкретного системного свойства позволит получить определенный системный эффект, реализующий потребность, - системообразующий фактор.

Действия, создающее из отдельных элементов систему, обладающую необходимым системным свойством, которое преобразует системообразующий фактор (потребность, замысел) в системный эффект (результат), выполняет системообразующая функция.

Классификацию объектов и явлений проводят по разным признакам. По основанию «происхождение» системы делятся на природные - возникшие в процессе эволюции природы без участия человека, и искусственные - созданные в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей через выполнение основной функции. Промежуточную группу составляют природно-искусственные объекты, возникшие как природные, но отдельные свойства которых усовершенствованы целенаправленной деятельностью человека (культурные растения, домашние животные и птицы и т.д.).

Наличие связей как между элементами объектов, так и между самими объектами и внешней средой позволяет рассматривать их как системы. Определим эти понятия:

Природная система - комплекс взаимодействующих природных элементов, обеспечивающий его наиболее эффективное функционирование в окружающей среде с минимальными затратами энергии.

Искусственная система - объединение элементов, предназначенное для выполнения основной функции и создающее своим объединением новое системное свойство.

В качестве искусственных систем традиционно рассматривали только технические системы (ТС). Их исследование как продукта изобретательской деятельности с целью выяснить, какие изменения в них происходят, есть ли общие тенденции в характере этих изменений, показало, что общее развитие технических систем происходит по объективным законам [5]. Эволюция техники, таким образом, подтвердила общие положения объективной логики Гегеля: предметный мир определяет характер действий с ним. Выявленные (эта работа продолжается и в настоящее время) и сформулированные законы развития технических систем позволили разработать основы теории решения изобретательских задач - ТРИЗ.

В общем случае развитие любой ТС, в соответствии с выявленными Г. С. Альт-шуллером законами, происходит: а) в направлении повышения уровня идеальности ТС, иными словами, каждая следующая модификация объекта выполняет свою основную функцию все лучше и лучше (с точки зрения ее создателей и потребителей); б) неравномерно; в) через разрешение противоречий. Были сформулированы также законы синтеза систем и их развития [3].

Более детальный анализ позволил выстроить такую схему этапов создания и развития ТС: возникающая у человека потребность приводит к необходимости создать объект, удовлетворяющий эту потребность и выполняющий таким образом свою основную функцию. Чтобы создать этот объект, нужно задать ему принцип

действия - использовать эмпирические или теоретические знания законов природы, которые обеспечат выполнение основной функции. Возникает конструкция объекта - искусственная ТС, удовлетворяющая человека на данном этапе его развития. Но у человека возникают новые потребности, и к существующей ТС он начинает предъявлять новые требования, которые она уже удовлетворить не может. Возникает противоречие между потребностями человека и возможностями существующей ТС, которое в общем случае может быть разрешено только за счет применения нового принципа действия. Для этого нужны новые знания, которые воплощаются в новую конструкцию. Но возникают новые потребности, и цепочка повторяется... [19].

Вывод 1. Применение параметра «функциональность» как основной характеристики системы позволило определить ее структурные компоненты, опирающихся на одно логическое основание понятия «система», и выстроить непротиворечивую цепочку этапов возникновения и развития технических систем.

2. От ТРИЗ - к ТРИС

Но, кроме ТС, существуют и другие объекты - научные знания, которые опосредованы в этих системах, произведения искусства, социальные и организационные структуры и т.д. Так как эти объекты сами по себе в природе не существуют, а являются продуктом целенаправленной деятельности человека, они обладают определенной основной функцией и поэтому также могут рассматриваться как искусственные системы. Возникает вопрос: применимы ли законы развития технических систем к развитию всех искусственных систем? Иными словами, распространяются ли законы развития элемента (а ТС можно рассматривать как элемент искусственных систем) на все искусственные системы?

Эта идея возникла у Г. С. Альтшуллера еще в конце 1960-х гг.: «И если в изобретательстве нам удалось создать Систему Хорошего Мышления, то почему нельзя этого сделать в других областях?.. Человек сможет Хорошо Мыслить, если будет создана Общая Теория Хорошего Мышления. В этом - конечная цель нашей работы» [4]. И тогда задача ТРИЗ - «создать новую, точную науку развития технических, а затем научных, а затем художественных систем. <.. .> Возможность организации творчества (технического. - М.М.) дает надежду на то, что так же можно организовать творчество в других видах человеческой деятельности, что неизмеримо более заманчиво, чем просто возможность решать технические задачи» [21]. И новая цель: «С 1982 г. <.> главной целью становится обучение теории развития технических систем (ТРТС), перспективной целью - подготовка к переходу от ТРТС к общей теории сильного мышления (ОТСМ), т.е. к теории решения творческих задач во всех областях деятельности. <...> Наша высшая задача - перестроить мышление» [2].

Однако наличие общих методов решения означает, что для объектов, используемых «во всех областях», существуют общие закономерности развития.

Поисками общих законов развития природы, общества, человека и мышления занимались еще античные философы. Но первую существенную попытку раскрыть внутреннюю связь в процессах развития природного, исторического и духовного мира сделал Г. В. Гегель, сформулировав законы диалектики [11]. Через сто лет наличие «всеобщей организационной науки» - законов развития, единых для всех объектов - показал А.А. Богданов, подготовив тем самым базу для создания общей теории систем [9].

Сопоставим законы Гегеля и законы Альтшуллера - совместимы ли они? При этом под термином «закон» будем понимать внутреннюю существенную и устой-

чивую связь явлений, обусловливающую их упорядоченное изменение. Законы существуют объективно, независимо от сознания людей, как выражение необходимых, существенных, внутренних отношений между свойствами вещей или различными тенденциями развития [26].

Методологическое требование Гегеля об «объективностирассмотрения» Аль-тшуллер реализует, рассматривая в качестве источника развития ТС не субъективные психические процессы, происходящие в мышлении каждого отдельного изобретателя, а этапы изменения реальных технических объектов - продукт изобретательской деятельности - на протяжении длительного промежутка времени.

С точки зрения принципа развития Гегеля вся духовная культура человечества (а ТС - это тоже продукт культуры!) предстает как единый закономерный процесс «прогрессирующего развития истины» (здесь и ниже курсив мой. - М.М.). С этим принципом прямо совпадает закон Альтшуллера о развитии системы в направлении повышения уровня ее идеальности.

Закону Гегеля о переходе количества в качество соответствует закон Альтшул-лера о развитии рабочего органа ТС и изменении - при открытии новых знаний -принципа действия системы.

Закон Гегеля о единстве и борьбе противоположностей проявляется в предъявлении к ТС новых требований и возникновении противоречий, только после разрешения которых происходит ее развитие - создастся новая функционирующая система.

И закону отрицания отрицания соответствует смена систем, каждая из которых идеальна только в момент возникновения и на данном этапе развития науки [3; 11].

Таким образом, законы развития технических систем (ЗРТС), выявленные Аль-тшуллером, соответствуют общим законам диалектики Гегеля. И именно за соответствие этим законам ТРИЗ часто называют «прикладной диалектикой».

Детализация ЗРТС позволяет вскрыть ряд закономерностей развития систем, что обеспечивает нас инструментом для их анализа и прогноза развития, а использование понятия «идеальная система» позволяет ввести критерии количественной оценки.

Вернемся к вопросу: происходит ли развитие искусственных систем по ЗРТС? Литературные источники и наши собственные (совместно с Л. И. Шрагиной) исследования дают положительный ответ на этот вопрос. Так, рассматривая эволюцию общества и выделяя в ней первобытный, сельскохозяйственный, индустриальный и информационный этапы (по направленности экономики на производство основных видов продукции), В. Е. Хмелько считает, что «структурная эволюция общественных продуктивных сил происходит в одном направлении». И прогнозирует пятый этап - человекотворческий: «производство и воспроизведение человека как творческой личности» [24].

Современный подход к пониманию сущности и механизмов власти показывает, что она реально работает и осуществляется не через прямое насилие, а прежде всего через манипуляцию средой, в которой принимаются решения, семантическим и информационным полем социума, манипуляцией специфическими формами знания. [22]. Иными словами, через контроль над сознанием: в терминологии ТРИЗ - переход на микроуровень

Философская антропология также проходит различные этапы развития в рассмотрении человека: как микрокосмос - в античности; как единство духовности, души и тела в связи с Богом посредством любви, веры и надежды - в средние века; как существо разумное, волевое и страстное, что проявляется в общественных отношениях - в новое время; как существо, в котором подсознательное господствует над сознательным, осваивающее мир и стремящееся к его пониманию посредством

языка, бунтующее против однообразия и нивелирования себя как личности - в последний век [15].

Человеческое сообщество и культура возникли как потребность выжить и обеспечить себе наиболее благоприятные условия существования. Социальная среда, таким образом, тоже искусственная система и также стремится к идеальности -к воспитанию в человеке толерантности, к умению жить среди себе подобных [28].

Применение функционально-системного подхода для анализа развития вербального воображения как природно-искусственной системы - природной по происхождению и искусственной как продукта социокультурного развития, проведенный на материале поэтических текстов и исторической поэтики, также показало соответствие развития воображения законам ТРИЗ [17; 30].

Были проведены исследования и ряда других искусственных систем, в частности таких, как методология технического творчества, функция и содержание системы образования, юридические нормы, субъекты хозяйственной деятельности, формы музыкальных произведений и др. Результаты показали, что их развитие происходит в соответствии с теми же закономерностями, что и развитие ТС, т.е. в направлении повышения уровня их идеальности. Этот вывод позволяет применить ЗРТС к более широкому классу категорий, спрогнозировать - на основе этих законов - их развитие и заменить традиционно существующий исторический подход к изменению искусственных систем (констатацию фактов: было - стало) на функциональный: каждое изменение такой системы - это результат возрастающих потребностей человека.

Вывод 2. Технические системы - это элемент искусственных систем. Применение ТРИЗ - практической методологии анализа проблем, возникающих при функционировании технических систем, для анализа развития искусственных систем, подтверждает соответствие этапов развития этих систем законам ТРИЗ. Это позволяет нам рассматривать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) как базу для разработки ТРИС - теории развития искусственных систем.

В качестве разноплановых примеров рассмотрим два: анализ социально-экономических проблем глобализации и анализ теорий личности по критерию «функциональность».

3. Социально-экономические проблемы глобализации в контексте функционально-системного подхода

Глобализация как системный процесс, происходящий в социуме и охватывающий все сферы его жизнедеятельности, требует ответа на вопрос: «А закономерен ли он?» И если «Да», то как возник, по каким законам протекает, куда направлен и к чему ведет?

Выделим минимальный комплекс взаимосвязанных элементов, определяющих глобализацию: экономика, система образования, государство как политическая система и социальные институты, каждый из которых - тоже сложная система, и обоснуем этот выбор.

К созданию искусственной системы (ИС) «социум» людей привела потребность повысить надежность выживания. Потребность стать независимым от внешней среды и природная способность психики человека к творческой деятельности привела его к созданию орудий охоты и труда и тем самым - к формированию ИС «экономика» вначале для производства продуктов питания, инструментов и предметов быта, а в дальнейшем - новых источников энергии, средств связи, передвижения и т.д. Чтобы быстрее развиваться за счет передачи от поколения к поколению накапливаемого опыта - к созданию системы образования. Потребность

установить и поддерживать определенные взаимоотношения между членами сообщества - к появлению нравственных норм и социальных институтов. Потребность защищать себя и свою территорию - к возникновению ИС «государство» [20; 29].

Минимальная схема социума как искусственной системы

Для анализа причин развития каждого элемента используем общую схему развития искусственной системы (ИС), изложенную выше.

Этапы экономики принято классифицировать по основному продукту, производством которого занято максимальное количество населения. Эти изменения идут от производства продуктов питания (сельскохозяйственный этап) к производству машин и механизмов (промышленный этап) и идей и технологий (информационный этап), что показывает явное повышение уровня идеальности производимого продукта в направлении его интеллектуализации и соответствует основному закону ТРИЗ.

Но такое развитие экономики может быть обеспечено только за счет все возрастающего значения знаний и человеческого капитала в процессе производства, что по цепи системных связей «тянет» за собой изменение основной функции системы образования.

А повышение уровня интеллектуализации большого количества населения неизбежно ведет к потребности изменять социально-экономические отношения между членами сообщества по вертикали и по горизонтали и к появлению новых социальных институтов, обеспечивающих каждой личности все больший уровень свободы и прямого участия в управлении жизнью социума.

Проанализируем теперь развитие государства как ИС. В свое время его потребности в лучшей реализации своей основной функции привели к созданию ряда подсистем, выполняющих вспомогательные функции: религии - как идеологической основы общественных отношений; юриспруденции - чтобы перевести общепринятые внутри социума нормы поведения и традиции в однозначные правила (законы). Для сохранения идеологии и обеспечения выполнения законов создавались службы безопасности и полиция. Для защиты от внешних врагов - армия. Иными словами, при создании государства как ИС в его принцип действия - защита частной собственности - закладывались формы взаимодействия между людьми, направленные не на развитие положительных, а на ограничение проявления негативных качеств личности.

Теоретически элементы, обеспечивающие сохранение социальных институтов, должны были бы создавать максимально комфортные условия для каждого члена социума. Фактически же отношения между членами определяются мотивацией к действиям. А мотивация - стремлением к удовлетворению тех потребностей, которые определяются системой ценностей. Но, приняв в качестве принципа действия государства защиту частной собственности, социум тем самым определил главный параметр уровня социальной значимости каждого члена сообщества - количество престижных материальных объектов, которыми он владеет.

Еще в конце Х1Х века Т. Веблен сформулировал концепцию «демонстративного потребления»: поведение представителей класса богатых обусловлено инстинктом соперничества и желанием прославиться, поэтому многие товары покупаются не для того, чтобы удовлетворить свои личные потребности, а чтобы выделиться среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей [23]. Тезис «жить лучше» не означает «жить лучше, чем вчера», а означает «жить лучше, чем другие»!

С учетом затрат на защиту частной собственности на разных уровнях примерно 20% мировой экономики функционируют не для того, чтобы развивать каждого члена социума, повышать его материальный и духовный уровни, а для того, чтобы предупреждать - с целью сохранения социальной стабильности - последствия проявлений его агрессивности, жадности, амбициозности, стремления к самоутверждению за счет других членов. Социальные институты современного рынка, построенные на защите частной собственности - на высшей степени рациональности и вычислении чистой выгоды, разрушительны для личности и стали тормозом на пути развития экономики.

Государство как система управления социально-экономическими отношениями опирается на систему ценностей, принятую в обществе. Система ценностей человека определяется его воспитанием, а воспитание - один из результатов деятельности системы образования, обеспечивающей эффективное функционирование экономики. Такая взаимосвязь между элементами системы периодически приводит социум к необходимости разрешать диалектическое противоречие: государству, чтобы выжить - нужно развивать экономику. Чтобы развивать экономику -нужно развивать человека. Но мыслящая личность задумывается не только над поиском решения производственных проблем - она оценивает также, кто и как ею управляет и как распределяется произведенный ею продукт.

Экономисты давно пришли к выводу о существовании объективных экономических законов, на эффективность действия которых накладываются разнообразные внеэкономические факторы - этические, психологические, юридические. Их взаимопереплетение создает институциональную среду и оказывает такое влияние на экономический рост, что инвестиции обеспечивают эффективность экономического развития лишь на 20%. Ведущим же фактором является социальная политика и нравственно-психологическая обстановка в обществе [13].

Исследования общего уровня жизни подтверждают, что размер ВВП на душу населения значительно меньше влияет на показатели продолжительности жизни, уровень преступности, уровень образования и грамотности и здоровья населения в стране, чем разница между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения [14]. Таким образом, если в основе политики лежит экономика, то в основе экономики - психология личности!

Какие же выводы можно сделать из проведенного анализа?

В соответствии с основным законом ТРИЗ, развитие искусственной системы подчиняется объективным законам и всегда направлено в сторону повышения уровня ее идеальности - с точки зрения человека, создателя и пользователя этой

системы. В развитии экономики как ведущего компонента системы «социум» этот закон требует сокращения затрат на ее функционирование, что ведет к свободному движению капитала, товаров и рабочей силы вначале на территориальном, а затем на региональном и межконтинентальном уровнях, превращая тем самым всю планету в единый рынок. Так что глобализация как следующий этап функционирования ИС «социум», с позиций ТРИЗ, неизбежна, так как обеспечивает его наиболее экономичное существование.

Взаимозависимость экономик различных стран привели к их объединению в единую целостную систему и появлению транснациональных корпораций (ТНК). В результате к 2012 году реальный сектор глобальной экономики, на который приходится 60% мировых доходов, контролируют 1318 компаний. В ядре этих монополий (147 взаимосвязанных корпораций) сосредоточено 40% общемирового капитала [16].

И здесь возникает рассогласование целей. Цель адептов рыночной экономики -создать глобальную социальную систему для «золотого миллиарда» на основе «западной» системы ценностей, сохранив тем самым свою власть. Этой цели, и очень активно, противостоят исламская, китайская, индийская и ряд других идеологий -источник межнациональных и межконфессионных конфликтов.

Глобализация (опять-таки - по линии системных связей!) вызывает потребность в унификации всех параметров деятельности социума - производственных, финансовых, правовых, экологических, информационных и других, и, оказывая влияние на внутреннее развитие стран, неизбежно ведет к интернационализации человечества и созданию единого наднационального тоталитарного управления. Его первые «вестники» - ООН, ВТО, Всемирная продовольственная организация, Всемирный банк реконструкции и развития, Всемирная организация здравоохранения, МВФ, Страсбургский суд по правам человека, Стокгольмский арбитражный суд, «Репортеры без границ» и т. п.

Вывод 3. Глобализация, как менее затратная форма функционирования экономики, неизбежна, но исход противостояния между адептами рынка и социумом будет зависеть от уровня гражданской активности и социальной позиции большинства членов социума. И в случае их победы смена системы ценностей и, тем самым, основного параметра оценки уровня социальной значимости каждого члена социума высвободит огромные природные, материальные и человеческие ресурсы за счет устранения социальных институтов, выполняющих в системе «государство» вспомогательные функции. Тем самым, в соответствии с основным законом ТРИЗ, будет повышаться уровень идеальности системы «социум» за счет полного раскрытия каждым его членом своих способностей и реализации своих возможностей.

4. Анализ теорий личности по критерию роста их функциональности 1

Загадка природы человека - вероятно, наиболее сложная из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества. Философия, литература, психология, социальные науки и теология — вот лишь некоторые из сфер, в рамках которых предпринимаются попытки понять сущность человека и всю сложность его поведения. Прогнозируя развитие психологии, Б. Г. Ананьев еще в 1960-е гг. считал изучение возможности человека «проектировать» свое будущее одним из наиболее приоритетных направлений науки: «Расплывчатые представления о будущем самого человека, его таланте и характере, создание научной основы проектирования личности - слабейший пункт всех прогностических построений в психологии [6]. В общей сложности проведение экспериментальных исследований в

1 Анализ проведен Л. И. Шрагиной [31].

области психологии личности (персонологии) и создание научной основы ведется на протяжении более ста лет и вылилось в создание целого ряда теорий личности на базе различных концепций, охватывающих широкий круг проблем.

Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая рассматривает человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта концепция вытекает из результатов изучения З. Фрейдом людей, имевших психические расстройства, и ведущими факторами, управляющими их поведением, считает бессознательные и иррациональные силы. Развитием теории личности Фрейда стали теории А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.

Второе направление в психологии личности - бихевиоризм - практически трактует человека как послушную и пассивную жертву окружающей среды. Таковы теории Б. Ф. Скиннера, А. Бандуры и Д. Роттера.

Радикально противоположную трактовку человеческой природы предлагает гуманистическая психология - направление, разработанное А. Маслоу. Согласно этой концепции, рассматриваемой еще как «третья сила», или «развитие потенциала человека», сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Параллельно с гуманистическим направлением возникли также когнитивная теория личности Д. Келли, феноменологическое (К. Роджерс) и диспозициональное направления (Г. Олпорт, Р. Кеттел и Г. Айзенк) [27].

Наличие столь кардинально различных концепций ставит естественный вопрос: какое же из этих направлений будет более всего востребовано практикой, какое из них наиболее полно удовлетворяет потребности современной личности и соответственно имеет тенденцию к дальнейшему интенсивному развитию?

Проанализируем изменение концепций в контексте законов развития искусственных систем. Появление теорий личности связано с потребностью человека узнать как можно больше о себе, об окружающих его людях и о межличностных отношениях, что и создает их практическую значимость, которую Л. Хьелл и Д. Зиг-лер определили как функциональную значимость. Наличие функциональности как показателя практической значимости позволяет подойти к теориям личности как к искусственным системам, рассматривать изменения концептуальных направлений, заложенных в эти теории, как их развитие, и предположить, что это развитие также подчиняется ЗРИС. Рассмотрим различия в направлениях теорий личности с позиций основного закона развития искусственных систем - о повышении уровня их идеальности.

Л. Хьелл и Д. Зиглер выделяют два параметра функциональной значимости: 1) насколько данная теория личности способна помочь людям понять их повседневное поведение и 2) решать их проблемы [27].

Эти параметры помогают человеку понять свое прошлое, которое сформировало его поведение, и действовать в настоящем. Но решать сегодняшние проблемы, не заглядывая в «завтра», современному человеку уже недостаточно. Его устремленность в будущее требует сосредоточить познание личности на анализе того, к чему она устремлена, как она это будущее себе представляет и как его может достичь.

Поэтому в теориях личности для повышения уровня их «идеальности» - их прикладного значения - должен появиться третий параметр функциональности - «будущее», т.е. возможность осознанного жизнетворчества и активного проектирования субъектом своего будущего. Проверим, какие из существующих теорий личности соответствуют этому предположению.

В качестве объекта исследования в рамках данной работы рассматриваются основные теории личности, разработанные западными психологами в ХХ столетии.

В качестве предмета исследования выступила функциональность теорий личности, а целью исследования - выявление закономерности появления теорий личности как искусственных систем по критерию роста их функциональности: появлению третьего параметра - «будущее».

Формой существования теории личности выступает текст - форма описания личности как целостного объекта, охарактеризованного системой понятий. Эта форма описания является универсальным средством, может отражать структуру, динамику, свойства и состояние объекта и анализироваться с позиций его структурных и содержательных компонентов. Когда объект характеризуется относительно небольшим числом (порядка нескольких десятков) хорошо определенных понятий, можно поставить задачу систематизации и построения системно-понятийного описания объекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под системой понятий будем понимать множество понятий, характеризующих один и тот же объект, разбитое на подмножества, между которыми установлены определенные отношения [10]. Структура этих компонентов и организует теорию личности как систему.

В качестве содержательных компонентов теории личности мы рассматриваем основные понятия каждой теории личности, которые составили ее глоссарий [27]. В качестве метода исследования использовался контент-анализ (от англ. content -содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных содержательных единиц этой информации.

В качестве смысловых единиц в нашем исследовании будет рассматриваться «функциональность» понятий и терминов различных теорий, содержание которых помогает личности:

1) понять причины своего поведения («прошлое»);

2) решать свои проблемы («настоящее»);

3) активно и осознано осуществлять жизнетворчество - проектировать (программировать) свое будущее.

Результаты контент-анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1. Представленность параметров «функциональность» в теориях личности

Теория личности Даты разработки теории (по Л. Хьеллу и Д. Зиглеру) Доля понятий, помогающих осознать и объяснить мотивы поведения, связанные с прошлым личности, % Доля понятий, помогающих решать проблемы, связанные с настоящим личности, % Доля понятий, связанных с возможностью активного формирования будущего личности, %

Психоаналитическое направление Фрейд 13 15 1,6

Адлер Юнг 6,9 38 3,4

Эго-психология Эриксон Фромм Хорни 9,8 66,7 7,8

Диспозициональ-ное Олпорт Кеттел 0 17,8 2,2

направление Айзенк

Научающе- бихе-виоральное направление Скиннер 0 77,1 0

Социально-когнитивное направление Бандура Роттер 0 10 3,3

Когнитивное направление Келли 0 53,1 28,1

Гуманистическое направление Маслоу 0 0 25

Феноменологическое направление Роджерс 0 0 17,2

Как видим, из всех понятий теорий личности, ориентированных на бессознательные мотивы (Фрейд, Адлер, Юнг), количество понятий, направленных на активное формирование будущего личности, в сумме составляет 5 %.

В подходе, соединяющем в себе личное бессознательное и социальное окружение (Эриксон, Фромм, Хорни), количество понятий, направленных на активное формирование будущего личности, составляет 7,8 %.

В подходе, рассматривающем личность как постоянный, не изменяющийся в течение жизни конструкт (Олпорт, Кеттел, Айзенк), таких понятий 2,2%. В теории личности, предложенной Бандурой и Роттером (поведенческие процессы и социальное окружение), - 3,3 %. В теории личности Скиннера (подход с точки зрения поведенческих процессов) таких понятий нет вообще.

А вот в теориях Маслоу и Роджерса количество таких понятий соответственно 25 и 17,2 %.

В теории Келли, утверждающей, что поведение человека в значительной степени зависит от когнитивных процессов, т.е. от осознанного управления своим поведением, количество понятий, направленных на активное формирование личностью своего будущего, составляет 28,1%. Этот результат позволяет нам согласиться с выводами Л. Хьелл и Д. Зиглер, что создание теории личностных конструктов Дж. Келли опередило свое время и только в конце ХХ столетия стало основой для разработки когнитивного направления современной персонологии.

По мнению Л. Хьелл и Д. Зиглер, «теории Фрейда, Скиннера, Маслоу и Роджерса имеют исключительно высокую прикладную ценность» [27, с. 586], однако это вывод сделан в начале 70-х гг. прошлого столетия. А при ответе на вопрос «Какого рода проблемы и вопросы вероятнее всего привлекут внимание будущих пер-сонологов?», они отмечают следующую тенденцию: «Последнее десятилетие характеризовалось значительно возросшим интересом к когнитивному подходу в персонологии... Образ человека в когнитивном направлении обещает богатство концептуальных и исследовательских возможностей в ближайшем будущем» [27, с. 594].

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод: появление параметра «будущее» приводит к росту функциональности теории личности, т.е. к повышению ее прикладного значения, что соответствует законам развития искусственных систем. Иными словами, если принять, что главное в личности - ее устремленность в будущее, то более функциональна, более «идеальна» та теория, которая позволяет личности не только понимать мотивы своих поступков и решать

насущные проблемы, но и перейти к осознанному жизнетворчеству и активному проектированию своего будущего.

Таким образом, теории личности, связывающие причины поведения человека с когнитивными процессами (Келли), с самоуправлением и самосовершенствованием (Маслоу и др.) - процессами, направленными в будущее - по своей функциональной значимости более «идеальны» в контексте законов развития искусственных систем.

Вывод 4. На современном этапе развития психологии теории личности трансформируются по параметру «функциональность» в теории жизнетворчества - систему научных принципов, положений и идей о природе и механизмах развития личности, объясняющую поведение человека и позволяющую на основании выявленных закономерностей этого развития активно и осознанно осуществлять свое жизнетворчество.

Общий вывод

Изучая любую частную форму творчества, мы сталкиваемся и с его общими законами, считал Я.А.Пономарев. Опираясь на этот тезис, мы можем рассматривать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) как базу для разработки ТРИС -теории развития искусственных систем. Объектом исследования ТРИС является процесс развития искусственных систем, предметом исследования - причины и объективные закономерности этого развития, целью - выявление этих закономерностей и создание методологии для поиска наиболее эффективных решений проблемных ситуаций, а методами - анализ процесса изменения искусственной системы как ПРОДУКТА творческой деятельности.

Литература

1. Алексеев И.С. Способы исследования системных объектов в классической механике

//Системные исследования. Ежегодник, 1972. М.: Наука, 1972.

2. Альтшуллер Г.С. История развития АРИЗ. Конспект занятия (рук.). 1986 // Режим

доступа: www.altshuller.ru/triz2.asp Заглавие с экрана

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., Советское радио, 1979.

4. Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л. Современное состояние Теории Решения

Изобретательских Задач (рук.). Баку, 1975; Режим доступа: www.altshuller.ru/triz2.asp Заглавие с экрана

5. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы

психологии. 1956. №6. С. 37-49.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980.

7. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980.

8. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные

исследования. Ежегодник. 1969. М.: Наука, 1969. С. 30-54.

9. Богданов А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, 1989.

10. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984.

11. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. М.: Мысль, 1970-1972.

12. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 114-119.

13. Гундаров И.А. «Качество жизни» - это цель развития общества и критерий эффективности государственного управления // Режим доступа: http://www.globosfera.info/sobytija-i-mnenija/-kachestvo-zhizni-yeto-cel-razvitija-obschestva-i-kriterii-yefektivnosti-gosudarstvenogo-upravlenija.html Заглавие с экрана

14. Девщ Камерон. Велике Суспiльство проти Великого Уряду // Режим доступа: http://liberal.in.ua/index.php?view=article&catid=7%3Aliberalism-in-the-world&id=809%3Adevid-kameron-velike-suspilstvo-proti-velikogo-urjadu&tmpl=component&print=1&layout=default&page=&option=com_content&Itemid= 29 Заглавие с экрана

15. Канке В.А. Основы философии. М.: ЛОГОС-Высшая школа, 2000.

16. Кто правит миром: Названы самые влиятельные корпорации // Режим доступа: http://finance.bigmir.net/news/economics/27545-Kto-pravit-mirom--Nazvany-samye-vlijatel-nye-korporacii / Заглавие с экрана

17. Максименко С.Д. Личность как метасистемный феномен в контексте метакогнитивной психологии / [Электронный ресурс] / С. Д. Максименко, Л. И. Шрагина // Fundamental and Applied Researches In Practice of Leading Scientific Schools 2016 2 (14). URL: http://fund-issled-intern.esrae.ru/pdf/2016/2(14)/293.pdf

18. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Основы культуры мышления / Школьные технологии. Россия. № 5, 1997. - 200 c.

19. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Минск: ХАРВЕСТ ; М.: АСТ, 2000.

20. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Взаимосвязь социально-экономических процессов в контексте функционально-системного подхода. / М.И. Меерович,.// II Международный научный конгресс «ГЛОБАЛИСТИКА 2011: в поиске новых ресурсов глобального развития». Москва, МГУ, 18-22 мая 2011. / Режим доступа: https://groups.yahoo.com/neo/groups/OCR-ru-phil/conversations/messages/1564 Заглавие с экрана.

21. Первый семинар для разработчиков ТРИЗ Петрозаводск-80 // Журнал ТРИЗ. 1997. №1. С. 19.

22. Пистрый В.И. Культурно-психологические аспекты властных отношений // Практична психолопя в контекст культур. Кшв: Н1КА-ЦЕНТР, 1998. С. 153-160.

23. Розмаинский И., Холодилин К. История экономического анализа на Западе. // Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/rozm/intro.php Заглавие с экрана.

24. Тертычный А. Фукуяма ошибся: «конец истории» отодвигают украинские исследователи //Зеркало недели. 5 апреля 2003. №13 (438). С. 20.

25. Уемов Авенир, Сараева Ирина, Цофнас Арнольд. Общая теория систем для гуманитариев. Wydawnictwo Uniwersitas Rediviva. 2001.

26. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: Изд. полит. л-ры, 1991. С.142.

27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.

28. Шрагина Л. И. От национальной нетерпимости к толерантности как проявление развития духовности человечества / Л. И. Шрагина // Педагогика XXI века. Одесса, 2000. С. 36-39.

29. Шрагина Л. И. Глобализация и личность в контексте законов развития искусственных систем / Л. И. Шрагина, М. И. Меерович // Личность в межкультурном пространстве: Материалы VII Междунар. научно-практической конф. : в 2 т. (Москва, 15-16 ноября 2012 г.) / под общ. ред. А. Г. Коваленко. М. : РУДН, 2012. Т. 2. С. 315-320.

30. Шрагша Л. I. Психолопя вербально'1 уяви: функщонально-системний пщхщ. Монографiя. / Л. I. Шрагша. Кшв : Видавничий дiм КМА, 2016. - 284 с.

31. Шрагина Л.И. Анализ теорий личности по критерию роста их функциональности// Актуальш проблеми психологи, т. 7, вип. 14, Кшв, 2008. С. 283-288.

Аннотации и сведения об авторе М.1. Меерович

Функцюнально-системний тдх^д як методолопя анал1зу

соцюкультурних систем

Анотац1я. Застосування параметра «функцюнальшсть» як основно! характеристики системи дозволяе вдосконалити системний тдхщ i засто-совувати функцюнально-системний пiдхiд як унiверсальну мiждисци-плшарну методологiю для аналiзу виникнення i розвитку штучних систем i основу для розробки ТРШС - теорп розвитку штучних систем.

Ключоei слова: функцюнально-системний nidxid, meopin ршення ви-нах1днщьких задач, meopin розвитку штучних систем.

M.I. Meerovich

Functional systems approach how to methodology analysis

sociocultural systems

Annotation. The use of "functionality" parameter as the main characteristics of the system can help improve a systematic approach and apply functional-systemic approach as a universal interdisciplinary methodology for the analysis of the emergence and development of artificial systems and as the basis for the development of TRIS - the theory of the development of artificial systems.

Keywords: functional-system approach, the theory of inventive problem solving, the theory of the development of artificial systems.

Меерович Марк Иосифович, системный аналитик Меерович Марк Йосипович, системний анал^ик Meerovich Mark, systems analyst [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.