и также имели тяжелые последствия (9 апреля п. Болджино Владимирская область, 8 марта Красногвардейский район Ставропольского края и другие).
Для предотвращения таких тяжелых последствий необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности, в том числе на автомобилях. Законодательство РФ обязывает водителя иметь огнетушитель в своем транспортном средстве. Однако не все водители выполняют это правило, к тому же, у многих водителей огнетушитель находится не в рабочем состоянии. Необходимо усилить контроль за соблюдением данного правила, а также продолжать работу в области повышения безопасности дорожного движения и повышения культуры вождения.
ПОДВИЖНЫЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЗОНЕ
ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
Р.А. Пономарев, адъюнкт Академия ГПС МЧС России, г. Москва
В докладе приводится взгляд на проблемы защищенности подвижных пунктов управления МЧС России при развертывании в зоне вооруженного конфликта.
Подвижный пункт управления - это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами транспортные средства и другие элементы, развертываемые в районе чрезвычайной ситуации (ЧС), обеспечивающие функционирование оперативной группы органа МЧС России при осуществлении управления силами и средствами РСЧС. В соответствии с Концепцией [1], целью создания подвижных пунктов управления (ППУ) является обеспечение эффективного управления и координации действий сил и средств РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. Одна из основных задач - обеспечение надежного и бесперебойного управления силами и средствами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС как мирного, так и военного времени. И оборудоваться ППУ должен с расчетом выполнения задач как военного, так и мирного времени. Таким образом, в системе управления МЧС России они являются важным звеном. Создание системы ППУ осуществляется по опыту Министерства обороны РФ, с которым в тесном взаимодействии планируются и проводятся аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и другие операции в зонах вооруженных конфликтов. Но на сегодняшний день вопросы их защищенности в зоне вооруженного конфликта остаются открытыми. Исходя из опыта гуманитарных операций в 1994-95 гг, 1999-2000 гг. [2], располагаются пункты управления МЧС России в районах тыловых частей и подразделений оперативной группировки Вооруженных сил РФ. И развертывание на
местности осуществляется открыто. Что, в свою очередь, значительно влияет на уровень защищенности района развертывания ППУ, а в целом на устойчивость их функционирования. Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым разработку и внесение научно-обоснованных предложений по инженерному оборудованию района развертывания подвижных пунктов управления МЧС России.
Под инженерным оборудованием будем понимать мероприятия, включающие в себя фортификационное оборудование, маскировку и рассредоточение объектов ППУ между собой, что в комплексе позволит значительно повысить защищенность района развертывания.
Фортификационное оборудование района предназначения повысит безопасность оперативной группы и сохранность технических средств ППУ в случае воздействия противником обычными средствами поражения (управляемые и неуправляемые авиабомбы, ракеты, артиллерийские снаряды и др. средства). Для личного состава возможно возведение требуемого количества открытых и перекрытых щелей, блиндажей, заглубленных убежищ, модульных сооружений каркасного типа. Для объектов (транспортные средства, модули и др.) возможно оборудование открытых укрытий котлованного типа (УКТ), УКТ с противоосколочными экранами, УКТ с защитно-маскировочными экранами.
При обосновании фортификационного оборудования района развертывания учитываются поражающие факторы расчетного боеприпаса, а также степень важности каждого объекта. Так, вероятность попадания в зону поражения объекта (модуля, технического средства и др.) авиабомб описывается известной функцией распределения Пуассона:
^пор = 1 - е(1)
где ¥п - площадь поражения расчетного боеприпаса, км2, N - количество боеприпасов на единицу площади бомбометания, шт/км2.
Мероприятия маскировки уменьшат контраст на общем фоне в различных диапазонах электромагнитного излучения. Тем самым обеспечат защищенность от средств разведки. Изменение контрастов между объектом и фоном, характеризующих маскировочный эффект средства маскировки, позволяет определить допустимые значения вероятности обнаружения объекта в зависимости от тактики действий применяемых средств разведки и объекта разведки.
Вероятность обнаружения группового объекта каким - либо средством разведки (ргорбн) в целом зависит от значения вероятности обнаружения одиночных объектов при разовом контакте, условий расположения объекта, применяемых средств разведки.
Полагая, что действия разведки подчиняются Пуассоновскому закону распределения, вероятность обнаружения одиночного объекта визуально-, фото -, теле - оптическими, инфракрасными и радиолокационными средствами разведки с учетом времени разведки определяется по формуле:
ропт,ик,рл = _ е-р°0™'ик'рлрЧt (2)
обн
где р - плотность ведения разведки, прол/ч, q - вероятность непоражения носителя средств разведки, ? - время ведения разведки, ч.
Для снижения контраста в оптическом спектре применяются маскосети. В тепловом - теплоизолирующие «рубашки». В радиолокационном -поглощающие и рассеивающие покрытия.
Рассредоточение на местности будет варьироваться в зависимости от обоснования расчетного средства поражения. Главное условие -непоражение двух и более объектов одновременно расчетным боеприпасом.
Для внедрения перечисленных предложений необходимо разработать методику обоснования характера инженерного оборудования района развертывания подвижного пункта управления при комплексном воздействии противника обычными средствами поражения. Такая методика позволит уточнить схему фортификационного оборудования ППУ, определить площади, занимаемые на местности его объектами и установить требуемый уровень маскировки.
Список использованной литературы
1. Концепция создания и развития подвижных пунктов управления в системе МЧС России до 2020 года. - М., 2013.
2. Баранов А.М. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе / А.М. Баранов, А.М. Козлов, Э.Я. Богатырев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования - Вып. 2. - Т. 2. - 2012.