использованием данных одномоментных наблюдений, уровень географической инвариантности указанных зависимостей демонстрируют спектральные вегетационные индексы, полученные по разновременным спутниковым изображениям, а именно до и после воздействия огня.
Данный подход подразумевает использование данных об отражательной способности лесных и другие типов наземных экосистем в средней и ближней ИК областях спектра в моменты до и после пожара, что и позволяет получать оценку пожароопасности для контролируемой территории.
Список использованной литературы
1. Jakubauskas, M. E., Lulla, K. P., Mausel, P. W. Assessment of vegetation change in a fire-altered forest landscape.// Photogrammetric Engineering and Remote Sensing, 56, 1990, pp.371-377.
2. White, J.D., K.C. Ryan, C.C. Key, S.W. Running. Remote sensing of forest fire severity and vegetation recovery.// International Journal of Wil land Fire. 6, 1996, pp. 125-136.
3. Егоров В.А. Мониторинг повреждения растительного покрова Северной Евразии пожарами по данным спутниковых наблюдений: автореф. дис. канд. техн. наук : 25.00.34. - Москва, 2006. - 24с.
ВОЗГОРАНИЯ И АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ КАК ПРОБЛЕМА 21 ВЕКА
А.В.Печатнов, Е.В. Печатнова
Алтайский государственный университет, г. Барнаул
Одной из характеристик состояния современной техносферы является усиленный рост автомобильного транспорта. Его развитие имеет как положительный, так и отрицательный эффект. Рост мобильности приводит к развитию и укреплению экономических и социальных связей различных регионов и федеральных округов РФ, что необходимо для нашей страны, в связи с ее географическими особенностями. Однако увеличение практически в 2 раза числа автомобилей на 1000 человек населения (с 130,5 в 2000 году до 257,5 в 2012 году) приводит к увеличению техногенных происшествий и чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте.
Одной из очевидных проблем автомобильного транспорта являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Не смотря на большое количество принимаемых программ (федеральных и региональных), и усиленную работу в отношении безопасности дорожного движения, на настоящий момент значительных изменений не отмечено. За 2013 год отмечено небольшое снижение показателей числа погибших и раненых (-
3,5% к АППГ, и -0,1% к А11111 соответственно) и рост числа происшествий (на 0,2% к АППГ). В Сибирском федеральном округе также не отмечено значительных изменений (роста или уменьшения основных показателей более чем на 3% к АППГ). Необходимо отметить значимость проблемы автотранспортных аварий, т.к. рассматриваемые происшествия несут за собой не только большие экономические потери, но и значительную величину социальных потерь. Жертвами ДТП часто становятся молодые люди и дети.
Однако автомобильный транспорт несет в себе другую серьезную угрозу: возгорания на автомобильном транспорте. Было проведено исследование бытовых пожаров на территории Алтайского края за март 2014 г. Всего зарегистрировано 39 возгораний автомобилей, что составило 16,5 % от общего числа пожаров. Обычно возгорания происходят в гаражах и в результате ДТП. Наиболее «опасными районами» являются Тальменский, Родинский и Рубцовский. Однако, естественно, в г.Барнауле происходит преобладающее количество рассматриваемых возгораний.
Наиболее распространенными причинами возникновения пожаров на транспортных средствах являются: 1)Неисправность электропроводки. Наибольшую опасность представляют искры, которые могут возникнуть при плохой изоляции или коротком замыкании. При попадании на поверхность с остатками технических жидкостей они могут привести к возгоранию. Одной из самых «огнеопасных» категорий машин являются автомобили, которые больше полугода простояли в гаражах или на улице. За это время проводка в них может испортиться, что часто приводит к короткому замыканию и пожару. В длительном автомобильном путешествии, особенно в жаркое время года, двигатель часто перегревается, проводка плавится, что также приводит к пожару. 2)Авария. В результате аварии нарушается целостность проводки и герметичность различных трубок или емкостей автомобиля.
3)Курение водителя во время заправки автомобиля или за рулем.
4)Незакрепленный аккумулятор. На неровной дороге или в случае опрокидывания автомобиля он может замкнуть и привести к возгоранию. 4)Использование горючих жидкостей для удаления грязи с кузова. В этом случае бензиновые или спиртовые пятна могут вспыхнуть при нагреве кузова или попадании сигаретного бычка. 5)Использование открытого огня (паяльной лампы) для прогрева двигателя зимой.
Однако наиболее серьезными происшествиями являются возгорания автомобиля вследствие ДТП, особенно вне населенных пунктов. Так одной из чрезвычайных ситуаций, произошедшей на территории Алтайского края за 2012 год явилось ДТП, произошедшее 29 мая на федеральной автодороге М-52. Водитель автомобиля Рено при выполнении обгона допустил боковое столкновение с автобусом, после чего лобовое столкновение с автомобилем Мерседес. В результате ДТП произошло возгорание автомобиля Рено. В результате возгорания автомобиль сгорел полностью с водителем и пассажирами, погибло 6 человек. Подобные ДТП происходили в РФ в 2013 г
и также имели тяжелые последствия (9 апреля п. Болджино Владимирская область, 8 марта Красногвардейский район Ставропольского края и другие).
Для предотвращения таких тяжелых последствий необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности, в том числе на автомобилях. Законодательство РФ обязывает водителя иметь огнетушитель в своем транспортном средстве. Однако не все водители выполняют это правило, к тому же, у многих водителей огнетушитель находится не в рабочем состоянии. Необходимо усилить контроль за соблюдением данного правила, а также продолжать работу в области повышения безопасности дорожного движения и повышения культуры вождения.
ПОДВИЖНЫЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЗОНЕ
ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
Р.А. Пономарев, адъюнкт Академия ГПС МЧС России, г. Москва
В докладе приводится взгляд на проблемы защищенности подвижных пунктов управления МЧС России при развертывании в зоне вооруженного конфликта.
Подвижный пункт управления - это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами транспортные средства и другие элементы, развертываемые в районе чрезвычайной ситуации (ЧС), обеспечивающие функционирование оперативной группы органа МЧС России при осуществлении управления силами и средствами РСЧС. В соответствии с Концепцией [1], целью создания подвижных пунктов управления (ППУ) является обеспечение эффективного управления и координации действий сил и средств РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. Одна из основных задач - обеспечение надежного и бесперебойного управления силами и средствами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС как мирного, так и военного времени. И оборудоваться ППУ должен с расчетом выполнения задач как военного, так и мирного времени. Таким образом, в системе управления МЧС России они являются важным звеном. Создание системы ППУ осуществляется по опыту Министерства обороны РФ, с которым в тесном взаимодействии планируются и проводятся аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и другие операции в зонах вооруженных конфликтов. Но на сегодняшний день вопросы их защищенности в зоне вооруженного конфликта остаются открытыми. Исходя из опыта гуманитарных операций в 1994-95 гг, 1999-2000 гг. [2], располагаются пункты управления МЧС России в районах тыловых частей и подразделений оперативной группировки Вооруженных сил РФ. И развертывание на