Научная статья на тему 'Концепция комплексной маскировки и сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (проект)'

Концепция комплексной маскировки и сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (проект) Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1397
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Малышев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция комплексной маскировки и сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (проект)»

11роскт

КОНЦЕПЦИЯ комплексной маскировки и сохранения объектов, существенно необходимых дли устойчивого функционировании ЭКОНОМИКИ и выживании населении в военное время

Концепция комплексной маскировки и сохранения объектов ЖОНОМИКИ 01 обычного высокоточного оружия представляет собой иыожепие научно-обоснованных взглядов и принципов на обеспечение кнциты наиболее важных (ключевых) объектов 6аюных отраслей жономики и систем государственною управления от поражения обычным управляемым высокоточным оружием в возможных военных конфликтах на период до 2015 года Основные положения являюI ся идеологической и методологической базой разработки нормативных правовых, нормативно-технических и методических документов и предназначены для департаментов МЧС России, ре-1ионал1»ных центров, органов ГОЧС субьектон Российской Федера-цни, снимающихся планированием и организацией применения средств и способов маскировки и сохранения объектов жономики и сисIем государственного управления от поражения в возможных вооруженных конфликтах и войнах.

1. Общие положения

Согласно существующим планам наши потенциальные иро-швпнки могут применить по объектам жономики ((У)) и системам государственного управления (СГУ) в 2000 г. около 15 тыс. ударных средств (самолетов и управляемых ракет), в 2005 г. - свыше 20 тыс. ')шми среде I вами предусматривается нанести удары НГО по 1500 наиболее важным объектам жономики и по 1100 пунктам управления, радиолокационным узлам, узлам связи, системам государственною управления и радионавигационным носкам. Такое количество ударов может вызван» дезорганизацию жономики, государст венного и высшего военною управления России. Не исключено, что в будущих войнах удары но обьеюам систем коммуникаций, промышленное т, тергетики, управления и I ИИ) страны, могуч предшествовать

воздействию но войскам (силам) и объемам на ТИЛ. как по было например, в воине в зоне I 1ереидскою залива и Югославии

В гг их условиях требустся своевременно подюговшь И провес! и скоординированные и эффективные меропрняшя по шщиге жопомики и О У 01 современных средств поражения, прежде всею о1 обычного ВТО, способного поразим» обвеюы (пели) с первою выстрела (пуска) с вероятностью близкой к единице в пределах его дальности действия при интенсивном противодействии ему прошво-борст вуюшей стороны

К настоящему времени в зарубежных странах, главным образом в США, Англии, Франции разрабопшо 50 образцов высокоюч-ных боеприпасов (ракет и авиабомб) авиационного, морского и наемного башронания, способных напоешь удары по объемам на всей территории России. Их высокая точность, - круговое вероятное

о I клонен не 1-3 м, в перспективе менее одного метра, позволяем наносить так называемые «хирургические» удары одиночными боеприпасами по малоразмерным критическим элементам (К')) ключевых объемов важнейших отраслей жопомики и СГУ, вывод из .строя ко-юрых может привести к остановке производства или к инициированию вторичных поражающих факторов. Высокая точность ВТО доспи астся в результате применения на управляемых боеприпасах головок самонаведения (ГСП), работающих в радио-, инфракрасном и видимом участках диапазона элекромагнитиых волн. Для повышения надежности самонаведения на одном н том же тине боеприпаса мигу! нсполыовагься различные ГСМ ( тепловые, лазерные, тенловизи-оннмс. радиолокационные или комбинированные) ”>ю IребусI для надежной ишцпы (У) и С ГУ осуществлять противодействие ВТО как активными, так и пассивными средствами одновременно во всех во(можных диапазонах работы ГСП высокоточных боеприпасов и на всем маршруте (фаекюрии) их полста.

При организации комплексной маскировки и сохранения О ) и СГУ необходимо учитывал» следующие фаюоры:

1 11сзначи1ельная эффективная поверхность рассеяния ракст (доли кв м) и IюлеI на малых и сверхмалых высотах (20-50 м) с огибанием рельефа местности зафудияст, а иногда и исключаем их своевременное обнаружение и поражение огневыми средствами ПВО

2 Радио)лекфонныс системы наведения высокоточных боеприпасов подвержены воздействию радиоэлектронных помех, 410 позволяст с помощью средств маскировки и Р')11 сорван» их наведение, 01КЛ0НИ1Ь 01 целей или подорван» на расстоянии, безопасном для защищаемою объема

3. Ввиду высокой точности наведения на цель и значительной стоимости высокоточных боеприпасов, они будут применяться преимущественно для поражения Ю объектов, которые могут быть защищены средствами маскировки и РЭП, используемыми непосредственно на защищаемых объектах.

4. Системы наведения высокоточных боеприпасов, как правило, обнаруживают цели по их демаскирующим признакам. Снижение уровня физических полей демаскирующих признаков объектов и ориентиров на ракетоопасных направлениях позволит затруднить точный выход боеприпасов на цели и их поражение ВТО.

5. Незначительные мощности боеголовок ВТО могут снизить уровень разрушений объектов экономики и СГУ при повышении их физической стойкости.

Таким образом, из анализа основных характеристик ВТО и его особенностей следуег, что пассивные средства и способы маскировки и РЭП при их рациональном сочетании с активными огневыми средствами ПВО становятся одним из важнейших элементов защиты экономики от разрушения и обеспечения безопасности России в современной войне. Однако проблема осложняется тем, что, во-первых, ОЭ спроектированы и построены без учета возможного воздействия обычного ВТО; во-вторых, нормы инженерно-технических мероприятий ГО, направленные на повышение живучести ОЭ, не обеспечивают сохранения их целостности и устойчивости функционирования в военное время.

Сложность проблемы состоит в том, 410 с помощью ВТО потенциальный противник может одновременно поразить множество жизненно важных (ключевых) объектов экономики и нарушить их функционирование на длительное время, инициировать крупномасштабные очаги вторичных поражающих факторов, способных поразить основные производственные фонды (ОПФ), население и объекты среды обитания.

11ри этом следует учесть, что масштабы и интенсивность вооруженного воздействия по экономике и системам управления неуклонно возрастают. Если в первую мировую войну воюющими сторонами были разрушены единицы таких объектов, во вторую мировую войну 10-20%, то в зоне Персидского залива -70-80% ОЭ и СГУ Ирака, из которых 90% были поражены семью процентами высокоточных боеприпасов, примененных многонациональными силами.

Война с применением обычного ВТО может иметь тяжелые последствия, если не подготовить экономику, население и природную среду к действию в военное время, гак как наряду с дезорганизацией экономики и управления, разрушение потенциально опасных обьек-

•іон можсі вызван» крупные произволо неї тыс аварии и кагастрофн-ческие жолої ичсскис последствия: кіражепие радиоактивными п сплмюлсйсі кующими ядониіьіми веществами, затопление больших площадей, объемные взрывы, пожары и і.д.

І ХІ СО ВСІ IIІО, чюбы сиесіи ІЮСЛЄДСТВИЯ применения обычного ИГО к минимуму, необходимо нснолыован» несь арсенал не юлько акпшиых, но и пассивных средсін і литы ')то положение н целом не оспаривается, однако конкретные комплексные мероприятия не юлько не киедряюіся. но даже не разрабатываются. Такое оі ношение к проблеме іаіщпьі О') ог И ГС) опасно для государства, особенно н связи с іем, чю, как показал опыт лок;ин>нмх войн, создан» належную ПВО даже важнейших объектов экономики и СТУ практически невозможно

И связи с этим возникла необходимость разработки и реализации нрпнцшшалыю новых технических и организационных решении но эффемивному ирої ииодействию высокоточному оружию, чюбы не лонуошь нарушения функционирования объемов экономики и юсударо венною управления, снизим» его влияние и вызываемых им

* т

нюричных поражающих фаморон па население, объекты экономики и инфраструмуры, природную среду.

2. С’о в ременные представлении о комплексной маскировке н сохранении объектов экономики оі обычною высокоточною оружии

Под комплексной маскировкой и сохранением объектов экономики ог огневого поражения И ГО следует понимать осуществление специального комплекса мероприятий нормативно-организационного и инженерно-технического характера, направленных на скрытие объемов, повышение их физической стойкости, смягчение последствий при их разрушении, создание искусственных помех и «ложных» целей Основной целью комплексной маскировки и сохранения обьек-юи являося обеспечение функционирования этих объектов н условиях воздействия современных средств поражения и максимальное смяі чение последствий в случае их применения

Задачи комплексной маскировки и сохранения объектов экономики должны решаться нуїсм проведения комплекса мероприятий, скоординированных по месту и времени для дезориентации и дезорганизации систем рашедки и управления НТО с использованием нее-ю имеющеюся арсенала пассивных средств.

С целью достижения этй цели необходимо выполним» следующие основные ірсбоваиия

1. Комплекс мероприятий маскировки и сохранения объектов экономики должен быть способен оперативно реагировать на зарождение и развитие опасности поражающею воздействия ВТО.

2. Мероприятия должны наращиваться последовательно в соответствии с развитием конфликтной ситуации.

3. Уровень мероприятий должен быть адекватным степени возможной опасности обычного ВТО, а также административному, политическому и экономическому значению защищаемых объектов. Наносимый ущерб должен быть значительно меньше приемлемого ущерба.

4. Мероприятия должны обеспечить неразрушаемость (целостность) объекта, а при невозможности осуществления данной цели допускается кратковременное нарушение функционирования с последующим быстрым его восстановлением.

5. Объем мероприятий не должен быть обременительным для экономики. Заграгы на создание и обеспечение функционирования специальных средств, способов и сил должны быть значительно меньше предотвращенною ущерба.

6. Мероприятия по маскировке и сохранению объектов должны носить комплексный характер, поскольку ни одно средство из всех возможных средств не «прикрывает» все поле опасности, образуемое множеством систем ВТО, работающих в различных диапазонах электромагнитных волн и использующих различные поля демаскирующих признаков объектов.

7. Пассивная защита ОЭ от ВТО должна быть мобильной и автономной, способной действовать в условиях нарушения системы ПВО.

8. Технические средства противодействия ВТО должны устанавливаться на защищаемом объекте заблаговременно, при возникновении военной угрозы.

9. Маскировку и сохранение объектов следует проводить с учетом наличия в их составе элементов, способных образовать вторичные поражающие факторы.

Реализация перечисленных требований и особенностей позволит:

установить допустимую степень поражения при прямом попадании в малоразмерные критические элементы защищаемых объектов;

максимально снизить ущерб основным производственным фондам;

уменьши і ь вероя шостії возникновения крупномасштабных очаїок вторичною пораження и их воідсйсівнс па население, обьек-ім экономики и элементы окружающей природной среды

И целом проблема маскировки и сохранения обі»екіов жоно-мики о г НК) должна рассматриваться через интегрированный показатель поражающих возможностей различных видов оружия, оценку последе!вий их воздсйсіния на обьекіьі, і е. учишиаііі возможные папы рашишя военных ситуации (кон(|>ликгон) и в соответствии с ними формировать и реализовывав комплекс іанінінмх действий по мере воірасгания опасное і и (у гроты)

Первый )іап - зарождение конфликта; второй - обострение напряженности; і регий - угрожаемый период; четвертый - кризис; няімй - разрешение конфликта. Такой подход нозволш сделать процесс шпицы О') управляемым на любом из рассмафиваемых этапов, более организованно и целенаправленно осуществлять противодействие Н ГО - от обнаружения сто носителя до его поражения, преждевременного подрыва или увода от защищаемого обі*скта.

Нссмофя па различие сиоем наведения и боеголовок НТО, мсіодолої ня обоснования способов шщиты от него объектов одинакова. Н целом защита О") обеспечивается в результате огневого поражения НТО и их носителей силами ІІНО и комплексною применения средств РОИ, аэрозольной и инженерной маскировки, повышения физической стойкости критических элементов О"), проведения на них мероприятий, исключающих возникновение крупномасштабных вторичных факшров поражения. Создать, изготовить, примени м, и использовать перечисленные пассивные средства и мероирия-I ня по повышению прочное і и и снижению физических полей возможно в период проектирования, строительства и модернизации наиболее важных объектов экономики и СТУ. Для выбора и оценки м|)фск1 ивност и 101 о или иного способа маскировки от Н ТО важно шам> требуемые параметры увода боеприпасов различных мощностей оі конкретных объектов при использовании разнообразных среде і в поражения, которые может применить потенциальный нро-I ивник ')то по «вол ні сі|)ормулироваіь іребования к элементам комплексной пассивной защиты и получить исходные данные для повышения физической стойкости защищаемых объектов, в нервую очередь их Ю.

Крайне важно сформулироваїь и обоснован, іребования. предъявляемые к системе маскировки, состоящей из средств образования а>розольных завес, инженерных средств, стационарных и динамических ложных целен в условиях ограниченного времени тадей-

СТВОВаНПЯ си >ЛЄМЄНІОВ 11 необходимости ИХ ВЗаИМОДСЙСТВИЯ с поисками І ПН) и І)Ґ)11

Целесообразно мсронрияіия по защите О') оі Н ГО гоюншь и проиодип» в ірн лапа 11а нервом папе:

• разработать методологию защшы (У) оі НТО, включая использование аюивпых и пассивных средств;

• разрабоїаіь и уївердиіь перечень объектов экономики и СІ У, подлежащих защите от ВТО в военное время;

• определиіь рациональный состав и структуру комплексов маскировки,

• обосновать правовую базу разработки и проведения мероприятий но защите с учетом норм международного права и доспи нуіьіх соглашений в комплексе е мероприятиями обеспечения устойчивости функционирования экономики и реализации эколо-I ичсской и производст венной безопаснос ти.

На втором этапе разработать комплекс технических средств маскировки СУЗ от обычного НТО.

Па 'третьем этапе провести полигонные испытания комплекса средств маскировки СУ) и СТУ от Н ГО и приступить к их внедрению на уникальных, особо важных, химически-, радиационное вфыво-, ножаро- и других потенциально опасных объектах.

На всех этапах планирования и проведения мероприятий по созданию системы защиты объектов отраслей экономики, С.ТУ и населения необходимо определить состав, функции и задачи специальных формирований защиты от НТО на особо важных предприятиях и учреждениях, в частях и подразделениях ГО и ДС'С Потребуется четко определить состав средств разведки, маскировки, ЮІ1, связи, оповещения и обеспечения Важно также установи п>, исходя из харакіера объектов, подлежащих защиіс, и опасности возникновения вторичных факторов поражения, структуру и задачи подразделений, наличие в них личного состава различных снсниальностсй - инженерной, пожарной, химической, радиационной, биологической, медицинской, разведки, связи, маскировки и состав расчетов комплексов защиты - станций обнаружения, ЮН, пусковых установок ложных целей - ловушек, аэрозольных установок, радио-, іепловьіх и светоотражателей, средств маскировки и т.д.

3. Основные принципы іаніиїм н іаліічи комплексном маскиронки и сохранении обьСКІОІІ ЭКОНОМИКИ 01 ВЫСОКОIочною оружия

Операіивпо-гакі ичсский анализ характеристик средств доставки, і и і ЮІ4 НГО и способов сю применения, а также устойчивости системы ПНО позволили установить основные функции шщпгы (П. которые СВОДЯТСЯ К выявлению И прогнозированию угроз О') 01 Н ГО. осуществлению комплекса оперативных и долтоврсменных мер по их маскировке и сохранению, созданию и поддержанию в готовности комплексов сил и средств маскировки; управлению ними комплексами

Н современных условиях оборона России строится исходя из припиниа стратегической мобильности. Применительно к защите объектов это предусматривает - своевременное развертывание и высокая готовность сил и средств защиты для действий в условиях любой обстановки при сосредоточении основных усилий на наиболее угрожаемых стратегических направлениях. Система защиты должна операт ивно реагировать на изменение характера вооруженной борьбы, тенденций развития систем разведки и управления И ГО, изменение геополитической обстановки и возможных военных угроз.

Сохраняет свое значение принцип комплексного использования различных способов и средств защиты, предусматривающий рациональное сочетание активных средств поражения и радиоэлектронной борьбы совместно со способами и средствами маскировки и сохранения объектов

Запила объектов базируется на двухуровневом принципе построения систем защиты. Зональный уровень предусматривает защи-іу всех объектов экономики, находящихся в значительной но величине зоне 01 ветст венност и (общей площадью в сотни кв.километров) и обеспечивается силами ИИС, ПНО, Р'Ж и другими видами и родами ВС РФ

Зональную защиту целесообразно осуществлять в рамках единой системы противовоздушной обороны России.

Объектовый уровень в іависимости ог важности объекта может включай, активные средства огневого и информационного про* іиводсйствия ПВО и Рг)1>. по в основном использует пассивные средства и способы комплексной маскировки н сохранения объекта, которые осуществляются силами гражданской обороны и объектов жономикн Необходимость пассивной защиты значительно возрас-I ас і в условиях деюрі анизации системы ІІВО.

И соонюспши с перечисленными функциями и принципами ишип 1,1 сисісма объектвой защшы должна решим» следующие задачи

снижение возможного ущерба за счет повышения физической сюйкос і и крит ических элемент ов объект ов,

уменьшение (исключение) ущерба за счет рациональной ком-нопонкп ісхполої пчсского оборудования и зданиях и сооружениях;

пре()отвращение возникновения или снижение возможных размеров последствий вторичных факторов поражения (пожары, в<рывы и ї й );

нротивоОе йствие системам наведения высокоточного оружия на основе использования средств и способов срыва наведения и увода езо 01 объема-цели.

Реализация перечисленных задач предполагает анализ уязвимости объектов промышленности, транспорта, энергетики и СТУ, уникальных особо важных ;іля обеспечения Вооруженных С ил и населения России объектов при воздейст вии по ним обычного оружия.

оценку данных по физическим полям демаскирующих признаков объектов, подлежащих защит е,

ра і рабо тку технических решений но снижению ущерба основным производственным фондам при воздействии обычных средств поражения;

формирование состава комплексов маскировки и способов их применения;

организацию взаимодействия сил и средств РС ЧС\ войск ПВО и Р')П. инженерных и химических войск при защите важнейших О ) России

Анализ уязвимости предусматривает, прежде всего, определение (выявление) Ю объектов экономики, материально-технических средств и ресурсов, поражение которых приводит к разрушению этих объекта, нарушению их функционирования, дезорганизации производства и систем государственного управления, а также возникновению вторичных факторов поражения.

Рсзулыагы проведенных научных исследовании показали, что выход из строя н их элементов приводит к так называемым «і иноюическим» или «запроектпым» авариям. Последствия подобных аварий практически совпадают с результатами воздействия обычных средств поражения.

В снят с пи представляемся необходимым выполнить анализ параметров, характеризующих физическую стойкость элементов основных проишодовенных фондов (ОПФ), их геометрические разме-

ры. общую занимаемую площадь и шаимпое удаление, наличие и \а-ракюриет икп демаекпру ющп\ при «паков.

Исходными данными для организации маскировки и сохранения ()') от В К) являюI ся.

результаты анализа ВТО потенциальною противника, его боевых во»можпос1сй. спсIем наведения боеприпасов, уяшпмых шепь-ев.

опенка уровня риска потенциалы 1ых опасностей в результате воздействия В ГО но О');

определение перечня наиболее опасных видов производств и объектов, воздействие по которым может привести к большим разрушениям, поражению населения, заражению окружающей природной среды сильнодействующими ядовитыми и другими активными веществами;

основные 1актико-1ехнические характеристики и боевые возможности средств маскировки О') от В ГО;

положение, состояние и демаскирующие признаки защищаемых объектов; .

вероятность поражения К') высокоточным обычным оружием; расчет потребности в средствах комплексной маскировкдь( Г). Перечисленные исходные данные необходимо иметь для наиболее важных (ключевых) объектов различных отраслей экономики на возможных операционных направлениях действия потенциального противника на всей территории страны. Выявление и детальный анализ каждого из видов исходных данных- это крайне сложный и трудоемкий процесс или проблема, которая может быть решена только при выполнении ряда научных исследований и экспериментов по единому научному замыслу и плану.

На основе перечисленных исходных данных необходимо раз-рабогат ь иормат ивпо-технические, нормативно-правовые документ ы. регламентирующие содержание, порядок и ответственность за проведение мероприятий ио пнщпе (Г) и СТУ от поражения высокоточным оружием и радиоэлектронного подавления потенциально!о противника Кроме ют, на наиболее важных типовых объектах экономики и СТУ целесообразно разработать конкретные проекты защиты от воздействия В ГО.

4. Основные объекты защиты от высокоточного

оружия

В качестве вероятных объектов воздействия ВТО в боевых действиях могут рассматриваться: предприятия оборонных отраслей

промышленности, Г'Ж, машиностроения, химии, нефтехимии и мс-іаллургии, а іакже транспорта, транспортных коммуникаций и С ГУ К наиболее нероятым О") для воздействия ВТО следует отнести предприятия но производству вооружения, военной ісхники, радио->лекі ройной аппаратуры, машиностроительные преднриягия; элек-іроеіанции (ДОС, Г)С, Г)С) и узловые подстанции, обеспечивающие электроэнергией промышленные узлы, экономические центры, отдельные предприя тия; предприя тия по переработке нефі и и производству нефтепродуктов; предприятия химической и нефтехимической промышленности но производству синтетического аммиака, аюіной кислоїы, лаков, красок, фосфора, фосфатных удобрений, сипіеіических спиртов, фенолов и гп ; предприятия черной и цветной металлургии по производству чугуна, стали, проката, алюминия, меди, свинца, цинка, титана, магния и др.; учлы транспортных коммуникаций (крупные железнодорожные учлы и мосты, аэродромы, морские порты); пункты управления, учлы связи и отдельные наиболее важные радио-, радиорелейные станции и коммутационные цеп-ірьі, убежища производственного персонала крупных особо важных (У)

І Ісречислеиньїе объекты могут быть классифицированы по счеОующим основным признакам: важности, структуре, характеру производственного процесса, допустимого времени вывода из строя, степени опасности возникновения вторичных поражающих факторов Наиболее предпочтительной является классификация (У) по важности.

Ото, как правило, предприятия уникальные, потенциально опасные для здоровья и жизни людей, оказывающие решающее значение для жизнеобеспечения вооруженных сил и населения в военное время, имеющие три уровня приоритета.

К объектам первого приоритета можно отнести ДОС, I ОС, ТОС, элсктронодо акции, железнодорожные узлы, аэродромы, морские порты, металлургические и нефтеперерабатывающие комплексы, пункты государственного управления.

Объекты второго приоритета - это предприятия тяжелого машиностроения, по ремонту железнодорожного подвижного состава, псфісхимичсскис и химические заводы.

Обт»ск1ы фстьего приоритета составляют предприятия энерге-шчсского машиностроения, электротехнические, по производству Немета, среднего машиностроения и автомобилестроения.

Ьолышшство О ) представляют собой сложные комплексы, состоящие из зданий, агрегатов, коммуникаций и других )лементов,

СИ!,!ЧіМ (>k,J ibili.WHOI ik-j\lHII(HI|240lt!l,!\ill И 11\ •'Іічік'. НІ ПК'-;

мри ноілсіісінші BIO будеї раїличньїм ІІоном\ аналні чишнмосш ()') целесообрашо і кічі її кі і ■> с оценки роли н шачепия каждого міе-меніа. ею сіія'іси, оі коюрых іависш <|>уіікіціоіїїіронаїіпе ()') при воздействии средств пораження

Крайнє важными характеристиками системы гражданской обороны страны с.іедуеі счигаїь ее юіовіюсіь к шинне оі ВІО. способное і ь средств шіции.і спіши і» до минимума нежелательные последствия ударов противника.

В соотвеїствии с методологией опенки последствий применения ВТО функционирование объекта полностью срывается при выводе 111 сіроя ие менее 40% основных элементов, нарушается около :><)%

Время, в течение которою прекращается функционирование

0 ), наиболее полно отражает су м. и динамику процесса тащит ы их

01 В I О. Таким обраюм, в основу классификации степеней поражения О') можно положить сроки, в іечепие которых прекращается их функннонпрование.

Вывод in строя Ог) возможен в случае нанесения ему ущерба, харакіертующего степень поражения, при которой объект прекращаем функционирование. Применительно к О ) эта мера потерь рас-смаїрпваеіся в двух аспектах: прямой (непосредственный) ущерб (Упрям) и косвенным ущерб (Укосв) Опыт свидетельствует, 410 Укосв »Упрям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты воздействия обычного В ГО по О') могут быть определены на основе анализа процессов функционирования объектов При ном определяется (вычленяется) і руппа различных но значимости >лсмептов (главный, вспомоїательный, второстепенный), поражение коюрых достаточно для вывода из строя данною объекта, как орукіурно-функцноналміой единицы

И гак, степень защищенности (Г) от ВТО можно характеризован» периодом времени восстановления их функционирования при нанесении нсолнокраї пых ударов В ГО слабая - свыше К) суток,

неудовлетворительная - при нарушении функционирования объект от I до К) суток,

удовлетворительная - при подавлении (выводе из строя) - до I

суток,

хорошая - при повреждении элементов объема е восстановлением ею функционирования в течение 1-2 часов

Естественно, в дальнейших углубленных разработках данная градация степеней живучести может быть изменена как но наименованиям, так и по периодичности восстановления.

Обычное ВТО по группе объектов может применяться с целью дезорганизации производства, при котором нарушаются согласованные действия органов управления, сил и средств обеспечения, утрачивается способность производства функционировать в полном составе.

Эффективное применение обычного ВТО по 00 возможно при использовании их демаскирующих признаков, важнейшими из которых являются: линейные размеры, конфигурация, физические поля. Основным признаком, позволяющим обнаруживать, распознавать объект удара и выбирать для поражения ВТО, являются характеристики излучения и рассеяния электромагнитной и акустической энергии. 11о этому признаку можно выделить два класса объектов экономки.

Первый класс - это объекты, имеющие в своем составе КО, которые должны защищаться от ВТО, наводимого по цели Г СП в оптическом и ближнем И К диапазоне (трансформаторные и тяговые подстанции и т.п.). Второй класс составляют объекты, которые должны защищаться от ВТО в радио-, оптическом и ближнем ИК диапазоне (мосты, резервуары и т.п.)

Анализируя возможные объекты воздействия ВТО, можно сделать выводы о том, что объектами защиты в различных отраслях экономики могут выступать предприятия, виды производства и территориально-производственные комплексы (ТПК).

Предприятие правомерно рассматривать как систему первого порядка, которое является элементом вида производства, вид производства, в которое входят предприятия - как систему второго порядка, а ГПК, в который входят виды производства, в свою очередь, рассматривается как сист ема третьего порядка.

13 связи с этим защита ОО (предприятия) от ВТО должна стать основой защиты как отдельных вида производства, так и ГПК. Ото полност ью отвечает принципу приоритетности в защите предприятия в экономике.

5. Возможный способы комплексной маскировки н сохранения объектов экономики и систем государственного управления от обычною высокоточного оружия

Результаты научных исследований, опыт боевых действий и учений позволяют сделать вывод, что в настоящее время надежную защиту О') и СГ У можно обеспечить, используя следующие основные средства и способы защиты от обычною высокоточного оружия:

1. Поражение высокоточных боеприпасов и их носи гелей, средств разведки, связи и навигации, обеспечивиющих управление ВТО и их постелями.

2. Маскировка объектов и ориентиров вокруг них, которые могут быть использованы СВН противника как вспомогательные точки прицеливания при бомбометании и пуске ракет.

3. Радиоэлектронное подавление систем наведения управляемых боеприпасов, средств разведки, навигации и связи постелей ВТО.

J *

4. Преждевременный подрыв управляемых боеприпасов на безопасном для защищаемых обьектов удалении с помощью выстреливаемых ложных целей - ловушек, отвод В ГО от защищаемых объектов.

5. Обеспечение высокой прочности (физической стойкости), дублирование и резервирование ключевых объектов экономики, систем управления и их критических элементов.

6. Радиоэлектронная защита средств управления объектами экономики и систем управления.

Поражение высокоточных боеприпасов и средств их доставки (самолетов, вертолетов, космических аппаратов, кораблей, наземных пусковых установок) осуществляется силами и средствами ПВО, авиацией, ракетными войсками и артиллерией, РДГ. Однако существующие огневые средства ПВО поражают воздушно-космические средства с вероятностью, не превышающей 0,1-0,4, перспективные ЗРК - 0,4-0,9. Кроме того, но опыту локальных войн системы ПВО, как правило, почти полностью дезорганизуются с помощью ВГО и средств РЭП противника в первые дни боевых действий и поэтому группировки войск и особенно объекты экономики оказываются незащищенными от ударов ВТО.

В связи с этим возникает необходимость наиболее важные 00 и СТУ защищать пассивными средствами маскировки и РЭП.

Маскировка защищаемых объектов может быть обеспечена Применением аэрОЗОЛеЙ, МаСОК-ЭКраПОВ, ТеПЛОВЫХ И СВеТОВЫХ ЛОЖ-

ных целей, снижением уровня и имитацией физических нолей демаскирующих признаков объектов, сооружением ложных объектов, использованием радиопоглощающих покрытий, зеленых насаждений и др. Комплексное применение средств маскировки по предварительным данным может снизить вероятность обнаружения и поражения объектов в 3-4 раза.

Радиоэлектронное подавление достигается в результате создания активных и пассивных радиоэлектронных помех системам управления носителей НТО и управляемых боеприпасов на среднем и конечном участке траектории. Наиболее эффективно радиоэлектронное подавление на конечном участке траектории полета боеприпасов перед «захватом» цели их головками самонаведения

Для радиоэлектронного подавления В ГО могут применяться станции активных радиоэлектронных помех войск ПВО и РОВ, действующие преимущественно по РОС носителей и ВТО на среднем участке траектории и средства РЭП, входящие в системы защиты объектов и войск гражданской обороны.

Ввиду большой стоимости войсковые станции РЭП могут быть применены только для защиты ограниченною количества государственных объектов и населенных пунктов особой важности.

Преждевременный подрыв может быть достигнут в результате выстреливания навстречу управляемым боеприпасам ложных целей-ловушек с помощью пусковых установок, размещаемых на защищаемых объектах. При правильном применении выстреливаемых ложных целей-ловушек, работающих в радио-, инфракрасном и световом диапазонах, они защищают объекты с вероятностью около 0,9 и более.

Повышение физической стойкости - это один из действенных способов, снижающих вероятность поражения объектов экономики и степень их разрушения. Мероприятия по повышению физической стойкости должны быть предусмо!рены в проектах и реализованы на этапах строительства, эксплуатации и реконструкции. Хорошо продуманными и выполненными работами по повышению физической стойкости возможно снизить вероятность вывода из строя объектов от 2 до 15 раз при затратах в пределах от 0,5 до 90% от стоимости КЭ защищаемых объектов.

Уровни защиты ОЭ от ВТО и снижения материального ущерба должны учитывать, прежде всего, пределы целесообразною повышения надежности каждою элемента объекта. 11апример, если основной цех (КЭ объекта) получает поражение, при котором выпуск продукции не может быть налажен, го повышать сопротивляемость остальных элементов об1»екта выше этого предела нецелесообразно.

В СПЯ til С НИМ ПрСДСіаВЛЯСТСЯ необходим ММ НСІІОЛІ.ЗОВаї i> несколько способом сохранения объектов, объединенных И ІІЯІІ. ірупп Первая группа 'Заїкині шин покрытия и установка проинюоб-вильных устройств. Вторая группа, іаїциіа стеновых панелей и ус-іапонка ироппюразлем иых устройств. Третья группа. Закона основных несущих конструкций и каркаса здания в целом Четвертая группа Защита 'технологического оборудования Пятая группа Национальное размещение технологического оборудования во внутреннем пространстве здания.

Опыт ликвидации последствий Спитакского землетрясения показал, чю ущерб, причиняемый строительным конструкциям їданий значительно ниже ущерба, причиняемого технологическому оборудованию, іак как его стоимость, как правило, в десятки pat превышаем стоимость строительных конструкций їданий, в которых они находятся. Моному ущерб, причиняемый технологическому оборудованию, являемся определяющим в общем обі»еме ущерба, причиняемого основным производственным фондам

Установлено, чю: совместное проведение первой и второй групп мероприятий снижает ущерб на 60% при 20% относительных заірат по сравнению с затратами па внедрение мероприятий всех няні групп, проведение мероприятий второй и третьей групп снижает ущерб па 50% при 15% относительных затрат; проведение мероприя-нііі второй группы снижает ущерб на 40% при 10% оіпостельных іатраг; проведение мероприятии первой и третьей трупп снижаеі ущерб на 40% при 20% относительных затрат

Таким образом, из приведенных данных, максимальное снижение ущерба достигается при проведении мероприятий первой и шорой труни но предотвращению разлета обломков ограждающих конструкций при обьемс внедрения до 70% от общего числа строительных конструкций и технологического оборудования.

Важным способом маскировки остается экранирование объек-iu с помощью аэрозольных завесов с одновременным образованием как статических, так и динамических ложных целей. Экранирование объекта применением статических и динамических ложных целей дает возможность управлять величиной промаха (уводом ракеты в шданный район), і с уораняіь возможность поражения других объектов, расположенных рядом с защищаемым объектом.

В ряде случаев для повышения устойчивости и функционирования ключевых объектов экономики целесообразно проводи 1Ь их дублирование и резервирование

Мсроприяшя по радиоэлсктронпой защите позволяют снизин. возможности ВТО и средств РОМ противника но нарушению фупк-

цпонированпя О У и систем управлении офаслями и объектами жономики К ним от нося I ся снижение уровня )ЛСКТ р()Ма1 11111 ны \ и {лучении, маневр частотами, диаграммами направленности антенн и о|дельными станциями, применение ложных радиоичлучающих средств Таким обратом, объекты жономики и СТУ могут надежно шщинцнься от поражения обычным НТО и радиоэлектронного подавления только при комплексном применении разнообразных средств войск ПВО и ЮЬ, ВИС, гражданской обороны и защищаемых обьектов, воздействующих но ВТО п их постелям па маршруте Ораектории) полета от места старш до цели На аэродромах, кораблях, пусковых площадках В ГО и их носители должны поражаться ефа1С1 пческими, оперативными и тактическими средствами (ракеты, авиация соответствующих видов и родов войск; на начальном и среднем участке полета - войсками ПВО (исфсбитсльной авиацией, ченитными ракетами) и средствами 1Г)11 (Сооруженных Сил, на конечном участке - средствами маскировки, ЮН, радио-ыектронной чащиты и повышения физической стойкости, применяемыми непосредственно па защищаемых объектах и в прилегающих районах. Рациональное соотношение между активными и пассивными средствами необходимо определять на основе критерия «стоимость - эффективность» с использованием моделей боевою применения средств воздушно-ракетного нападения потенциального противника и комплексов активно-пассивной чанцпы Вооруженных Сил, войск ГО, объектов экономики и СГУ.

Комплексное применение всех перечисленных способов чаши-1Ы позволяет в несколько раз снизить поражения критических элементов защищаемых объектов.

6. Основные направления разработки мероприятий, способов и средств комплексной маскировки и сохранения объектов экономики от обычного высокоточного оружия

Исходя из разнообразия факторов, оказывающих влияние на ришигие и совершенствование защиты (У) от обычного В ГО, может бы м. выделен ряд основных направлений разработ ки специальных мер обеспечения их живучести

Первое поправление. С нижение масштабов, степени и тяжести последствий возденетвия В ГО за счет:

уменьшения эиергст ических потенциалов технологических ус-квювок путем совершенствования технологии, аппаратуры, применения 1И.1С 1 ролснс I ВМОЩИХ П1ПСМ 11|)СКрЛ1к'1(у46РСс1К!и(Я,

проектировании н мошажа в технологических исчах инженерных сооружений И устройств, снижающих 1ЯЖССТЬ НОСЛСДОВИЙ 1)1 возможных воздействий И ГО.

рациональною размещения производственных и вспомогательных зданий и сооружений с учет ом интенсивное ! и во здейст вий ИГО;

исключения пенною (последовательною) развшпя аварии, укрьпия взрывоопасного объекта, производства в «бункер» и дистанционного управления процессами;

проектирования зданий и сооружений, окружающих взрывоопасный объект, конструктивно устойчивых к ударной волне 01 разрушенною обдокта повышенной опасности;

ограничения размещения в зонах возможной 'загазованности источников зажигания газовоздушной смеси;

исключения попадания взрывоопасных продуктов в невзрывобезопасные помещения

Второе направление предусматривает предупреждение поражения людей газами, образующимися при разрушении химически опасных объектов (АХОВ):

размещения объектов с токсичными и взрывоопасными производствами отдельно от административно-вспомогательных зданий па расстоянии не менее расчетной зоны разрушения;

оснащения технологических установок и объектов, находящихся в опасных зонах, средствами быстрой и надежной связи и смI пали зации;

создания систем периодического и непрерывного автоматического контроля загря знения воздушной среды;

обеспечения производственного персонала и близ живущего населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания на время выхода из опасной зоны при максимальной концентрации СДЯВ. выброшенных в окружающую среду при аварийном раскрыли! системы 13 результате воздействия ВТО;

устройства систем локализации и поглощения токсичных вещееI в.

размещения вблизи защищаемых ключевых объектов отраслей жопомики пожарных и газоспасательных подразделений, а гакже медпунктов, обеспечивающих оперативное оказание первой помощи пост радавшим

7ретье направление. Инвентаризация зон наибольшего жоло-I и чес кою и военного риска но степени и характеру воздействия ВТ<) по Ог), мест концстрации вредных и опасных производств, химически опасных объектов

На Скис счюIвст с I вующсй иерархии риски должна формирования новая система регионально дифференцированных шкал обеспечения беюпасноаи ()г) и населения 01 13 ГО

Материалы инвентаризации юн риска должны использоваться для определения выбора месч строительства зашитых сооружений, выноса из опасной юны отдельных объектов, профилаклши опасных процессов и т.д.

Четвертое направление. Маскировка объектов экономики пу-Iем применения:

свето- и радиоотражателей, шаров-зондов со встроенными ра-диоофажагелями, радио!юглотаюнигх и радиорассеивающих универсальных маскировочных нокрьний, а 1акжс зеленых насаждений (деревьев, кустарников, травы и т.д.);

макетов жизненно важных элементов (У) и ложных радиоизлучающих гепло- и светоизлучающих объектов;

стационарных и подвижных аэрозолеобразующих устройств; пусковых установок ракет, начиненных радиоофажа! елями, дымообразующими составами, ИК-ловушками, свстоофажатолями и другими средствами радиоэлектронного подавления

Существенный вклад в комплексную защиту (У) вносят уменьшение уровнен их собственного электромагнитного излучения для исключения самонаведения боеприпасов с ГСМ и снижение Iсилового контраста между защищаемыми объектами и фоном для эа-фудпения распознавания (У) и применения но ним ВТО.

Комплексное применение перечисленных средств можем зна-чшельно затруднить противнику применение управляемых боеприпасов и снизить ущерб ()г), а зеленые насаждения, кроме того, снижаю! уровень экологической опасности из-за поглощения вредных выбросов в атмосферу.

7. Нормативное правовое обеспечение комплексной маскировки и сохранения объектов экономики от высокоточного оружия

11риведенные выше данные свидетельствуют о том, что эффек-швную эащту О ) от ВТО можно обеспечить проведением комплекса действий и мероприятий, направленных на уменьшение уровня поражающею воздействия и повышение устойчивости функционирования объектов н отраслей экономики в военное время. ')ти меры и действия должны регламентироваться законами и нормативами, обеспечивающими заблаговременную подготовку О") к защите от В IX) Мрння!ыс ранее норма!ивно-нравовые документ предусмат-

риваюі и основном проведение мероприятии но іащшс оі оружия массового поражения и практически не реїламенінруюі проведение мероприятий по защите О') и ( ГУ 01 обычных средсів поражения, прежде всего о г НТО

І Іормативно-правовос обеспечение пииты О ) от И ГО должно обеспечить организацию защиты и руководово деятель носімо предприяіий по зашите от НГО с учетом возможного воздействия ГСХНОІСННМХ и природных аварий и катастроф. С' пой точки зрения в нормативно-правовой области данной проблемы необходимо

разработан» и принять закон «О защшс уникальных, потенциально опасных, особо важных для обеспечения жизнедеятельности Вооруженных С ил и населения объектов экономики и С ГУ н военное время».

(аконодатслыю регламентировать обеспечение безопасности производств, потенциально способных вызван» большие жертвы, а также запретить приемку в эксплуатацию уникальных, потенциально опасных и особо важных для жизнеобеспечения Вооруженных Сил и населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени объектов экономики без создания и ввода в действие системы замшил их от ИГО и поражающих техногенных и природных воздействий.

уточнить действующие законодательные акты, регулирующие отношения в области I ИЮ особо важных объектов и территорий;

законодательно закрепить порядок и процедуру проверки готовности средств зашиты объектов экономики и СГУ от воздействия И ГО, техногенных и природных катастроф;

привести правовые и нормативные акты по вопросам защиты (У) ОІ всех видов оружия в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к надежности функционирования экономики в военное время, в том числе по защите от И ГО;

разработать общие требования но повышению устойчивости функционирования объектов экономики и СГУ в условиях воздействия обычною оружия, аварий, катастроф и стихийных явлений;

внести дополнения в нормативные методические документы, регламентирующие размещение па территории страны уникальных, поіснциальпо опасных и особо важных для жизнеобеспечения населения и устойчивости объектов, а также устанавливающие порядок разработки в составе проектной документации мер по обеспечению іащитьі (У) от всех видов поражающих воздействий, в том числе от НТО;

определить источники и порядок финансирования мероприя-ІНІІ по защите (У) о! ИГО всех предприятий, организаций и учреждений, независимо от (|юрм собственности;

ввести систему экономического стимулирования подготовки мероприятий по защите т И ГО объектов ЖОНОМИКИ и СІ У

8. Механизм и пути решения проблем комплексной маскировки и сохранения объектов экономики от высокоточного оружия

Целенаправленное развитие любых процессов, в гом числе и іащиіьі (У) от И ГО, реализуется, прежде всего, через особую функцию управления - планирование. Последнее приобретает новое качество в связи с тем, что в настоящее время существенно расширяется сфера экономической самостоятельности и ответственности руководителей предприятий, организаций, государственных территориальных органов И первую очередь это связано с формированием различных форм собственности, нового хозяйственного механизма и процедурой принятия решений но обеспечению устойчивого функционирования О') и СІ У.

И целях повышения заинтересованности руководителей организаций в защите предприятий от поражающих воздейст вий можно было бы часть налога с оборота оставлять в их распоряжении. Особое место в финансировании этих мероприятий следовало бы от весні цепі рал изованным фондам н резервам министерств и ведомств, в формировании которых должны в равной мере принимать участие все организации па основании установленного предельного процента

01 числений нелевым назначением.

Таким образом, проблема защиты (У) и СГУ от обычною ВТО многоплановая, сложная и является составной частью военной, экономической и экологической безопасности, которая может быть обеспечена на основе разработки и реализации единой системы защиты силами и средствами ПВО, маскировки и Р')П, повышения физической стойкости наиболее важных элементов объектов

Первоочередными мероприятиями по подготовке населения, жономики и систем управления к защите от НТО могут оыгь следующие-

1. Разработка предложений по проведению НИР на период до 2015 г. научных исследований и экспериментов, создания специальных средств защшы.

2. Разработка и подготовка к утверждению нормагивно-

К-\11ИЧСС1чИ\ 1|1'р\!Л1 ІІ|Кі!ІОІЯ,і \ И Ч^і І.ИЧСУМІЧ . ІОКУ ЧИЛІ юн

реїламсіпирующих іюрялок размещения, строительства и модернизации О ) и (ГУ е пелмо их іащпїм <н обычного НТО.

3. Организация разрабоїкн п издание учебных программ и учебно-методичееких пособий, обучение juihhic 01 ИГО п ЮІ I руководящего состава органов государственного управления, систем управления экономикой, гражданской обороны, ведомо венных аварийно-спасательных служб, студентов и слушателей учебных мведений

4 Выработка конкретных рекомендаций и нормативов по замшіє от обычных средств поражения и радиоэлектронного подавления наиболее важных объектов экономики и систем управления для испольювания в органах государственного управления и экономики, гражданской обороны, 11И И и учебных заведениях.

5. Определение объема и ст рукт уры перспективного и годового финансирования мероприятий по решению данной проблемы на федеральном п региональном уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.