Научная статья на тему 'Подвижник благочестия и молитвы. Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860-1901)'

Подвижник благочестия и молитвы. Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860-1901) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУПЕЧЕСКИЙ РОД / И. М. СИБИРЯКОВ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ / РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / СХИМА / MERCHANTS' DYNASTY / I. M. SIBIRYAKOV / CHARITY / DONATIONS / RELIGIOUS AND MORAL IDEALS / SCHEMA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дикун Александр Сергеевич

Статья посвящена общественной и религиозно-благотворительной деятельности одного из представителей старинного купеческого рода Сибиряковых И. М. Сибирякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Devotee of Piety and Prayer. Innocent Mikhailovich Sibiryakov (1860-1901)

The article deals with social, religious and charitable activity of one of the representatives of the Sibiryakovs' merchants' dynasty, I. M. Sibiryakov.

Текст научной работы на тему «Подвижник благочестия и молитвы. Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860-1901)»

Серия «История»

2012. № 2 (3), ч. 1. С. 253-257 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 2(С18)

Подвижник благочестия и молитвы. Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860-1901)

А. С. Дикун

Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск

Статья посвящена общественной и религиозно-благотворительной деятельности одного из представителей старинного купеческого рода Сибиряковых И. М. Сибирякова.

Ключевые слова: купеческий род, И. М. Сибиряков, благотворительность, пожертвования, религиозно-нравственные идеалы, схима.

Иннокентий Михайлович Сибиряков - потомок старинного купеческого рода, представители которого обосновались в Иркутске в начале XVIII в. и являлись крупными предпринимателями, активными общественными деятелями. Благотворительность была характерной чертой и непременным условием жизнедеятельности иркутских купцов. Носившая частный характер и проявлявшаяся в раздаче милостыни на паперти или оказании материальной помощи бедным, она стала частью сознания и образа жизни династии Сибиряковых.

И. М. Сибиряков родился 30 октября 1860 г. в Иркутске в семье купца первой гильдии, крупного капиталиста-золотопромышленника, Михаила Александровича Сибирякова и его жены Варвары Константиновны. Кроме Иннокентия, в семье было еще пятеро детей: Александр, Константин, Ольга, Анна и Антонина. Отец приложил все усилия, чтобы дети получили хорошее воспитание и образование. Но главными уроками стали уроки благотворительности. Дети унаследовали не только материальное богатство, но и богатство духовное. Современники отзывались о Сибиряковых как о людях высокообразованных, заботящихся о просвещении и освоении края. Благотворительные взносы на пользу Иркутска и всей Сибири достигали порой миллионов рублей.

Иннокентий уже в детстве привык переживать горе и нужду других людей как свои собственные, протягивал руку помощи обездоленным и отчаявшимся. В 1870-80-е гг., учась в гимназии, а затем и в Петербургском университете, он помогал своим товарищам по учебе, обеспечивая им возможность не только получить образование, но и стать на ноги. Счет облагодетельствованных им земляков-сибиряков достигал не только нескольких десятков, но даже сотен. Известно, что в день он принимал в среднем по 400 человек, при-

ходивших к нему за помощью по самым разным поводам. Тогда же возникла идея создания особого бюро по оказанию денежной помощи. Жертвуя баснословные суммы, Сибиряков сокрушался, что помощь его была слишком мала и не решала проблемы денежного неравенства.

Знакомство с учеными Петербурга подвигло Иннокентия принять близко к сердцу нужды русской науки и материально поддержать многие важные проекты отечественных исследователей. Он выделил 350 тыс. руб. П. Ф. Лесгафту для научной и образовательной деятельности, создания биологической лаборатории и выпуска печатного органа. Вместе с сестрой пожертвовал 84 тысячи руб. Высшим женским (Бестужевским) курсам на строительство зданий.

Немалыми были его вклады на стипендии студентов Томского университета, а также на учебу сибирякам в Санкт-Петербурге. Около 30 тыс. руб. было истрачено на устройство библиотек и музеев в городах Сибири (Минусинске, Томске, Барнауле, Ишиме, Ачинске).

Отношение современников к подобного рода «тратам» было неоднозначным: одни высоко ценили щедрые пожертвования И. М. Сибирякова, называя его «просвещенным благотворителем», другие считали ненормальным. Но Иннокентий твердо следовал заповеди «Всякому просящему у тебя - дай».

После Иркутского пожара 1879 г. вместе с братьями Александром и Константином на улице Луговой он построил каменное здание Дома призрения для бедных М. А. Сибирякова. В 1881 г. богадельня приняла призреваемых и действовала до 1918 г.

И. М. Сибиряков передал средства для строительства зала Краеведческого музея г. Иркутска, выделил 420 тыс. руб. для выдачи пособий рабочим, получившим увечья на приисках Якутской области и семьям погибших, дал 150 тыс. руб. Угличскому Богоявленскому женскому монастырю, 25 тыс. руб. выделил на основание монастыря в Приморском крае и т. д.

Иннокентий Михайлович оказал материальную помощь экспедиции историка В. И. Семевского, результатом которой стал труд «Рабочие на сибирских промыслах» (СПб., 1898).

Сестра Антонина Михайловна Сибирякова (Кладищева) рано ушла из жизни. По завещанию наследство было разделено между братьями и супругом. Братья Александр, Константин, Иннокентий передали причитающееся им наследство по смерти сестры (% дохода от золотых приисков) городу Иркутску. На эти средства содержалось шесть учебных заведений. Одно из них - училище А. М. Кладищевой.

Когда его брат Александр строил в Иркутске храм во имя иконы Казанской Божьей Матери и не смог вернуть сумму, взятую в долг у брата, Иннокентий ответил: «Я брат тебе. Пусть и моя лепта будет с тобой в святом деле». Сумма, пожертвованная им на строительство храма, составила 30 тыс. руб.

В 1889 г. Иннокентий Михайлович стал членом Русского географического общества. С этого времени было выделено 6 тыс. руб. на расширение

музея Восточно-Сибирского отдела РГО в Иркутске, более 600 тыс. руб. - на издание книг научного и культурного содержания, 10 тыс. руб. - на экспедиции и т. д.

В 1890 г. после поездки за границу Иннокентий Михайлович вернулся с окрепшим чувством отдать свое богатство нуждающимся и быть ближе к церкви: «При помощи своих денег я видел мир Божий, повидал всяких людей на свете, изучал их жизнь, быт, нравственные достоинства, узнал их все радости, счастие и горе, но что из всего этого прибавилось к моему личному счастью жизни? Ровно ничего. Та же пустота в сердце, то же сознание неудовлетворенности, то же томление души, - размышлял миллионер-благотворитель. - Я обладаю богатством. Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли это средства, случайно попавшие ко мне, достояние других людей, искусственно перешедшие в мои руки? И я нашел, что именно так, что мои миллионы - это результат труда других лиц, и чувствую себя не правым, завладев их трудами» [1, с. 167].

Мысли Иннокентия Михайловича все больше начинает занимать религия, он ищет утешения в молитве, познает основы христианской философии, идет навстречу тем, кто нуждается: жертвует деньги на храмы, часто посещает их в Петербурге, оказывает помощь нищим на папертях, которая приводит в ужас тех, кто ее получает, - так велики суммы милостыни.

В 1893 г. Иннокентий едет на лечение в Ниццу, а, возвратившись, постепенно сворачивает коммерческие дела. Свои паи в золотопромышленной он компании передал брату Константину, остальное - сестре Анне.

В 1894 г. Иннокентий Михайлович перешел жить на Санкт-Петербургское подворье Свято-Андреевского скита, на нужды которого передал 4 млн руб. Тогда же познакомился с иеромонахом Давидом. Вместе они посетили Афон. Подробное знакомство с монашеским укладом только укрепило желание Иннокентия Михайловича посвятить себя Богу всецело. И неудивительно, что Иннокентий Сибиряков стал тем человеком, на котором исполнилось одно из афонских пророчеств.

Еще в 1868 г. Афон посетил преосвященный Александр, епископ Полтавский. Во время этого паломничества он побывал и в Свято-Андреевском скиту. Старцы скита попросили Владыку заложить за оградой монастыря храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Но епископ Александр посоветовал братии выстроить такую церковь в другом месте, а на этом заложить храм во имя святого Иннокентия, первого епископа Иркутского. На возражения старцев он сказал, что «Бог пришлет сюда из Сибири благодетеля, соименного сему Святителю, и что этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу» [2].

Позднее на средства И. М. Сибирякова были возведены скит Святого апостола Андрея Первозванного, больница, небольшое здание для собственного жилья, церковь Великомученицы Варвары, Преподобного Михаил Клопского (в память о матери и отце).

28 ноября 1898 г. был совершен постриг в Великий ангельский чин -святую схиму - с именем Иннокентий в честь Святителя Иннокентия Иркутского. Так монашество соединило духовно его с Родиной, с Иркутском.

Купец первой гильдии, потомственный Почетный гражданин И. М. Сибиряков в конце XIX в. совершил, с точки зрения «людей здравого смысла», невероятное: он распорядился своим многомиллионным состоянием по-евангельски - раздал все свое богатство на общественные нужды, строительство храмов, монастырей Русской Православной церкви. Известный всей России капиталист-золотопромышленник ушел в монастырь, принял монашеский постриг [3, с. 470].

Кончина схимонаха Иннокентия 6 ноября 1901 г. была мирной. Он скончался в келье при больничной Благовещенской церкви и был похоронен братией у западной стороны Свято-Андреевского скита. Известно, что после открытия захоронения, по афонскому обычаю, из земли были подняты костные останки схимника Иннокентия. В Костнице Афона хранится его череп, оранжевый цвет которого говорит о святости того, кому он принадлежал. На Афоне схимника Иннокентия почитают праведником.

Спустя 10 лет после кончины о. Иннокентия, монах Климент, написавший о нем воспоминания «Безсребренник нашего времени», завершил свое повествование такими словами: «В братии доселе вспоминаются и, вероятно, долго будут вспоминаться его братская любовь и неподдельное смирение, которые проявлялись у него во всех его поступках.

Твоя широкая благотворительность, любвеобильный благодетель, почивший в Бозе схимонах, отец Иннокентий, да послужит образцом для всех капиталистов жить на благо обездоленных судьбой и просвещение России. Тебе же от Щедродателя Бога да будет на веки дана блаженная жизнь, а от нас - благодарность, молитвы и добрая память из рода в род!» [4].

Судьба И. М. Сибирякова привлекает внимание православной церкви и общественности. Ему посвящаются статьи, публикующиеся в светских и духовных изданиях. Его именем назван Благотворительный фонд, созданный в Санкт-Петербурге в 2003 г. Так возвращается из небытия имя великого мил-лионера-благотворителя, истинного подвижника благочестия и молитвы.

1. Глебов С. Благодетели. (Из воспоминаний) // Русский паломник. 1908. № 11.

2. «Помогите! Я страшно богат...». СПб. : Творческая мастерская «студия PRO», 2008.

3. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901гг. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993.

4. Шорохова Т. Миллионер, ставший монахом // Русский вестн. СПб, 2003. 4 дек.

Devotee of Piety and Prayer. Innocent Mikhailovich Sibiryakov (1860-1901)

A. S. Dikun

East-Siberian State Academy of Education, Irkutsk

The article deals with social, religious and charitable activity of one of the representatives of the Sibiryakovs' merchants' dynasty, I. M. Sibiryakov.

Key words: merchants' dynasty, I. M. Sibiryakov, charity, donations, religious and moral ideals, schema.

Дикун Александр Сергеевич - ассистент кафедры истории России Восточно-Сибирской государственной академии образования, 664011, г. Иркутск, ул. Н. Набережная, 6, тел. 8(3952)241097, e-mail: [email protected]

Dikun Aleksandr Sergeyevich - Assistant of the Department of History of Russia, the East-Siberian State Academy of Education, 664011, Irkutsk, Lower Embankment St., 6, phone 8(3952)241097, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.