УДК 94(470+571)
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
КУПЕЦ, МИЛЛИОНЕР, БЛАГОТВОРИТЕЛЬ И АФОНСКИЙ МОНАХ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ СИБИРЯКОВ (1860-1901 гг.)
Раскрывается жизненный путь Иннокентия Михайловича Сибирякова, потомственного купца, золотопромышленника, одного из наиболее известных благотворителей и меценатов дореволюционной России. Однако, не найдя счастья в богатстве, принял решение стать монахом, завершив свой земной путь на Святой горе Афон. Ключевые слова: благотворитель, меценат, схимонах, скит, Святая гора Афон.
12 ноября 2015 г. исполнилось 155 лет со дня рождения известного российского миллионера и благотворителя, прожившего короткую, но яркую жизнь, завершившего свой земной путь на Святой горе Афон.
В свое время имя этого щедрого мецената было известно всей дореволюционной России. Он был успешным продолжателем дела своего отца. Поиск смысла жизни привел его к идее служения обществу. Он делает крупные пожертвования на строительство и деятельность музеев, библиотек, театров и других культурных заведений Барнаула, Ачинска, Томска, Иркутска. Многие города Сибири открывали свои первые музеи, школы, библиотеки на средства этого мецената. Щедро помогает Иннокентий Михайлович Сибиряков на строительство церквей и монастырей.
Все его пожертвования не поддаются общему учету. Это была лишь малая часть благотворительных дел. О многих из них нам вряд ли когда удастся узнать, поскольку, по свидетельству современников, он слыл человеком скромным, застенчивым и был склонен к тайной милостыне, творя множество благодеяний анонимно.
Имя И.М. Сибирякова часто упоминалось в печати, в документах многих благотворительных организаций, братств, монастырей, учебных заведений, энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
Однако после Октябрьских событий 1917 года он был незаслуженно забыт. Естественно, что жизнь миллионера, раздавшего свое состояние на нужды православной церкви и благотворительность, покинувшего светский мир и принявшего монашеский постриг на Афоне, новую власть не интересовали.
Родился Иннокентий 30 октября 1860 года в семье золотопромышленника, купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Иркутска Михаила Александровича Сибирякова. Мать - Варвара Константиновна тоже происходила из известной в Сибири купеческой семьи Трапезниковых. Характерными чертами, отмеченными историками, были их церковное благочестие и благотворительность. Жертвование немалых средств на церковное строительство было семейной традицией этих купцов.
Немалые деньги Михаил Сибиряков перечислял в попечительство детских приютов, в Комитет попечительства о раненых и больных воинах, на устройство Дома для престарелых и инвалидов. Сын вырос в атмосфере доброты, милосердия, великодушия.
Иннокентий довольно рано остался без родителей. Мать умерла в 40-летнем возрасте, когда мальчику было всего семь лет, а в 14 лет не стало и отца. В 1875 году его перевозят в Санкт-Петербург к среднему брату Константину. Еще в Иркутске он получил начальное домашнее образование, затем закончил реальное (позже переименованное в Промышленное) училище.
В столице Иннокентий учится в частной гимназии Ф.Ф. Бычкова. Однако ситуация сложилась так, что из-за трудного материального положения гимназия должна была закрыться. Тогда Сибиряковы выкупают здание на имя Иннокентия. Так уже в юношеские годы полученное от отца наследство было использовано им на благое дело - деятельность гимназии была продлена на многие годы. Памятуя, что богатство даровано Богом, Иннокентию удалось избежать обычное обольщение богатством [4].
Во время большого пожара в Иркутске 1879 года сгорела богадельня, устроенная еще отцом Иннокентия. Братья за два года восстановили ее, а И.М. Сибиряков долгие годы оставался попечителем этого учреждения.
Гимназию Иннокентий закончил в 1880 году. Интересно, что здание этого учебного заведения сохранилось в Санкт-Петербурге до наших дней по адресу Лиговский проспект, дом 1.
В этом же году И.М. Сибиряков поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. К сожалению, он часто с детства болел чахоткой, от которой в возрасте 40 лет умерла его мама Варвара Константиновна и любимая сестра. Время от времени болезнь обострялась, поэтому ему пришлось несколько раз прерывать учебу (в начале весны 1881 года, осенью 1881 года, в начале 1882 года) и вновь поступать в 1884 г. в университет на юридический факультет, а затем перейти в разряд вольнослушателей.
Уже в университете Иннокентий активно включается в общественную жизнь столицы и родного
края - Сибири. В 23 года он стал пожизненным членом Общества доставления средств Высшим женским курсам, участвует в жизни Общества содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам, в 25 лет становится почетным жертвователем Общества попечения о начальном образовании в Барнауле, членом-ревнителем Общества попечения о начальном образовании в Томске, был пожизненным почетным членом Санкт-Петербургского Общества попечения о бедных и больных детях и др.
И.М. Сибиряков делает крупные пожертвования Высшим женским (Бесстужевским) курсам -10 тысяч рублей на строительство учебного здания; 74 тысячи рублей потратил на строительство общежитий для служительниц курсов, 50 тысяч рублей на создание женского медицинского института. Кроме всего, он имел более 70 личных стипендиатов [6].
Родом из Сибири, Иннокентий активно участвовал в работе Общества вспомоществования учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам. Он ежегодно вносил крупные пожертвования на обучение молодых земляков, приезжавших в столицу на учебу.
Немалые средства благотворитель тратил на создание и развитие библиотек. В 1886 г. пожертвовал 4 тысячи рублей на строительство здания библиотеки в Томске. Он жертвовал также средства на устройство библиотек в Ачинске, Алтайском крае, Ишиме, Красноярске, Кургане, Нерчинске. Оказывал помощь Минусинскому музею и библиотеке, получив за это звание почетного члена Минусинского публичного местного музея и библиотеки.
Большие средства выделил Иннокентий Михайлович на издание научных трудов и литературных произведений, связанных с Сибирью: «Историческое обозрение Сибири» П.А. Соловца в 2-х тт., «Очерки золотопромышленности в Енисейской тайге», «Сибирская библиография за весь период книгопечатания» В.И. Межова в 3-х тт. (СПб., 1891-1892) и многие другие.
Т. Шорохова в работе «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» приводит мнение очевидцев о его великодушии: «Кто только из столичных бедняков не был у него в доме на Гороховой улице, кто не пользовался его щедрым подаянием, денежной помощью, превосходящей всякие ожидания!
Дом его обратился в место, куда шли алчущие и жаждущие. Не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния. Были люди, которые на моих глазах получали от Сибирякова сотни рублей единовременной помощи... Сколько, например, студентов, благодаря Сибирякову, окончило в Петербурге свое высшее образование! Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько людей, благодаря поддержке Сибирякова, взялось за честный труд».
В конце 80-х годов XIX в. Иннокентий Михайлович отправляется в путешествие по Европе. Его
поразила бездуховность западного мира, неудержимое стремление к богатству любыми средствами. Это заставило его более пристально всматриваться в уникальность России и духовный опыт православия. Иннокентий Сибиряков всерьез задумался о смысле человеческой жизни. Он еще раз убедился в том, что человеческое счастье и спокойствие не зависят от денег, а напрямую связаны с именем Христа Спасителя, с нашими поступками и искренним покаянием.
«.Сибиряков, путешествуя по свету, учится христианской философии, открывает суету жизни, видит страдания честных, любящих Бога людей, решается идти навстречу тем, кто обездолен судьбой и, как в этом деле, так и в общении с Богом, в молитве думает найти утешение своему скорбящему духу», - писал современник И.М. Сибиряко-ва монах Климент [4].
В этот период Иннокентий Сибиряков познакомился с о. Иоанном Кронштадским, которому пожертвовал огромную сумму денег и покрыл тем самым многие нужды отца Иоанна. Вместе они становятся учредителями «Православного Братства Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца, при церкви Санкт-Петербургского Первого Реального Училища» и его почетными членами.
Монах Климент пишет: «.Усиленная благотворительность и усердная молитва дала Иннокентию Михайловичу спокойствие духа.» [4].
Теперь его часто стали видеть в столичных храмах, паломником в окрестных монастырях. Иннокентий Михайлович стал жить глубокой церковной жизнью.
Исследователи жизни И.М. Сибирякова считают что, в начале 1890-х годов его благотворительная деятельность выходит на новый уровень. Много усилий он приложил для организации помощи переселенцам в Сибирь, особенно в период голода начала 1890-х годов. Именно тогда И.М. Сибиряков становится одним из учредителей Общества для вспомоществования нуждающимся переселенцам. На его деньги открывались столовые для пропитания голодающих, строились бараки и больницы, снаряжались отряды медиков.
На пожертвования Иннокентия Михайловича был построен один из залов музея Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества (Сибиряковский), финансировалась этнографическая экспедиция в Якутию. 30 тысяч рублей внес благотворитель на строительство нового театра в Иркутске, 5 тысяч на возведение народного дома в Барнауле и т.д. Именно в этот период он учреждает капитал в размере 420 тысяч рублей для пенсий и пособий рабочим золотых приисков. В 1893 г.несколько сот тысяч рублей И.М. Сибиряков жертвует на строительство «Биологической лаборатории» П.Ф. Лесгафта, естественного му-
зея и печатного органа, издание научных трудов Н.М. Ядринцева [4, 6, 13].
Во второй половине XIX века, с развитием пароходного сообщения, наблюдается усиление притока русского монашества на Афон в Грецию. По мнению некоторых исследователей, в России началось массовое увлечение Афоном. Его справедливо называли «училищем благочестия и оплотом православия».
Считается, что в 1840-е годы на восточном берегу Афона начал заселяться паломниками из России Ильинский скит, основанный еще в 1757 году Паи-сием Величковским и до этого пребывавшем в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве Виссарион) и Василий Вавилов (Версонофий) приобрели у одного из монастырей (Ватопедского) келию преподобного Антония Великого, которая в марте 1850 года сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь Андрея Первозванного - небесного покровителя Андрея Николаевича Муравьева, немало содействовавшего устроению скита.
В июне 1867 г. Афон посетил великий князь Алексей Александрович и заложил в Свято-Андреевском скиту собор Апостола Андрея Первозванного, который лишь через тридцать лет был отстроен на пожертвования И.М. Сибирякова.
25 июля 1879 г. в жизни афонского скита произошло еще одно знаменательное событие. Купчиха г. Павловска Анна Ульяновна Джамусова подарила обители участок земли в Санкт-Петербурге с каменным домом на Песках на углу 5-й и Дегтярной улиц. На этом месте в будущем и будет построено Афонское подворье с храмом Благовещения [10].
Большую роль в развитии петербургского подворья афонского скита сыграл о. Иосиф, уже 30 лет проживавший на Афоне. Именно его и направляют в 1890 году для завершения строительства подворья в Санкт-Петербург. В результате, уже 22 декабря 1892 г. митрополит Палладий освятил здесь двухэтажный храм.
Афинское подворье сразу же приобрело известность в Санкт-Петербурге. Важную роль в этом сыграло то, что здесь находилась главная святыня Афонского скита, чудотворная Богородичная икона «В скорбях и печалях утешение». Помимо иконы прихожан влекло сюда «дивное святогорское богослужение».
На Петербургском подворье Свято-Андреевского скита на Афоне служил иеромонах Давид (Мух-ранов), который и был духовным отцом И.М. Си-бирякова.
В 1894 г. в возрасте 35 лет Иннокентий Михайлович, не найдя счастья в богатстве, принял решение стать монахом и перешел жить в подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге. В 1896 г. И.М. Сибиряков избавляется от своего капитала, который он пере-
дал родственникам, а крупную сумму наличных средств вручил своему духовному отцу Давиду на богоугодные дела (2 млн. 400 тысяч рублей). Половина этих денег ушли на благотворительные дела и бедные монастыри России, а также возведение братских корпусов и хозяйственных построек Санкт-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита, а вторая половина средств была потрачена на большое строительство в самом скиту на Афоне.
Перед уходом на подворье Иннокентий Сибиряков жертвует 25 тысяч рублей на основание Свято-Троицкого Николо-Уссурийского монастыря. В письме П.Ф. Лесгафту Иннокентий Михайлович писал, что «...он избирает путь веры и надеется найти удовлетворение в религии» [6].
Перед постригом иеромонах Давид и Иннокентий Сибиряков уезжают на Афон, с целью ближе ознакомиться с трудностями монашеской жизни. Духовная атмосфера на Афоне пришлась по душе Иннокентию Сибирякову, и он еще больше укрепился в своем намерении посвятить себя монашескому подвигу.
Таким образом, после этой паломнической поездки, Иннокентий Сибиряков окончательно решает уйти в монастырь. Готовясь к постригу он два года (с 1894 по 1896) изучал монашескую жизнь, продолжая активно заниматься благотворительной деятельностью.
Незадолго до пострига в монахи И.М. Сибиряков в 1896 г. побывал на Валааме, пожертвовал на устройство Воскресенского скита и церкви в честь апостола Андрея Первозванного 10 тысяч рублей.
Постриг Иннокентия в монахи (рясофор) был совершен архимандритом Давидом в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1896 г. Сразу же после пострига инок Иннокентий уехал на Афон, пробыв там около года.
Вернувшись на подворье в Санкт-Петербург он продолжил свои благотворительные труды: жертвует Литейно-Таврическому кружку Общества для пособия бедным женщинам свою дачу в Райволо для устройства сиротского приюта для девочек от четырех до десяти лет и выделил приюту капитал в размере 50 тысяч рублей. Кроме того, на его средства был устроен храм во имя Святителя Николая в 7-й гимназии Санкт-Петербурга.
В 1898 г. брат Иннокентий вместе с отцом Давидом снова отправляются на Святой Афон. Там они окончательно поселились в небольшом ските с церковью во имя великомученицы Варвары, преподобного Михаила Клопского и преподобного Давида Солунского.
28 ноября 1898 года Иннокентий был пострижен в мантию с новым именем Иоан, в честь Пророка и Предчети Иоана - Крестителя господа. А менее чем через год, 14 августа 1899 года, монах Иоан (Сибиряков) принял постриг в великий
ангельский чин - святую схиму - с именем Иннокентий в честь Святителя Иннокентия Иркутского.
Попечением Иннокентия Михайловича Святая Гора получила Андреевский собор спроектированный петербургским архитектором Михаилом Шуруповым. Это был самый крупный на всем Афоне и в Греции собор, рассчитанный на пять тысяч молящихся. Храм строился всего за три года. Отделочные работы велись в 1897-1899 гг., когда о. Иннокентий (Сибиряков) уже постоянно жил на Афоне. Ему посчастливилось быть 16 июня 1900 года свидетелем и участником освещения достроенного на его средства собора Андрея Первозванного на Афоне. Кроме собора здесь было построено 8 других церквей и 3 грандиозных корпуса с братскими кельями и другими хозяйственными помещениями. Это позволило увеличить число насельников вдвое.
26 сентября 1901 г. отец Иннокентий заболел и слег. Скончался схимонах 6 ноября этого же года в возрасте сорока одного года от скоротечной чахотки, от которой когда-то в возрасте 40 лет умерла его мать и сестра. Похоронен схимонах Иннокентий не на монастырском кладбище, а у западной стороны Андреевского собора рядом с могилой основателя афонской обители о. Виссариона.
С начала 2000-х из полного, почти столетнего, забвения, память об Иннокентии Михайловиче Си-биряковке возрождается.
Широкая общественность узнала об Иннокентии Михайловиче Сибирякове благодаря современным исследованиям Б.А. Соловьевой [9] и известного историка и писателя Т. С. Шороховой, которая многие годы собирает материалы о жизни и деятельности российского благотворителя и мецената. Она автор нескольких книг (2005, 2010, 2014), брошюр, десятков статей и материалов в интернете [12].
В Санкт-Петербурге существовал благотворительный фон имени Иннокентия Сибирякова (учрежден в 2003 г.), занимавшийся популяризацией его имени и сбором документов для Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной церкви. В настоящее время этот фонд реорганизован в «Просветительное общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)». Его председателем стал протоирей Игорь Филин, заместителем - Никонова Светлана Юрьевна.
Историческую традицию паломничества на Афон представителей высшей власти продолжил Президент России В.В. Путин, посетивший Святую гору 9 сентября 2005 г.
Возвращению имени Иннокентия Сибирякова в историческую память народа способствует активная деятельность по сбору биографических материалов почитателей афонского схимонаха. В газетах, журналах, на интернет-сайтах, публикуются статьи о благотворителе - монахе, выходят книги,
посвященные выдающемуся русскому благотворителю. Его имя встречается в публикациях, посвященных истории Русского Афона.
12 апреля 2009 г. в лектории при храме святого Дмитрия Ростовского (подворье Тихвинского монастыря) в Санкт-Петербурге состоялась премьера документального фильма «Помогите, я страшно богат!» о знаменитом благотворителе Иннокентии Сибирякове. Ленту, созданную в творческой мастерской «Студия PRO», представил её автор - режиссер Игорь Яковлев. Этот фильм-напоминание состоятельным людям о том, что их богатство предполагает особую ответственность перед Богом.
В мае 2009 года Комиссия по канонизации Санкт-Петербургской епархии передала документы на прославление схимонаха Иннокентия (Си-бирякова) в Священный синод. В настоящее время в Синодальной комиссии по канонизации святых Московского патриархата вопрос о прославлении в Лике святых схимонаха Иннокентия (Сибиряко-ва) изучается.
В наши дни собор и келии, построенные когда-то на пожертвования схимонаха Иннокентия на Афоне, за долгие годы обветшали и пострадали от пожара в 2001 г. В настоящее время над проектом восстановления скита работают алтайские архитекторы под руководством П. Анисифорова. Предположительное время окончания строительства - 2016 год.
24 июля 2014 г. в Иркутской областной библиотеке им. И.И. Молчанова - Сибирского состоялась презентация очередной книги писателя и историка Т.С. Шороховой «Иркутянин - святогорец Иннокентий (Сибиряков)». Книга издана летом 2014 г. по благословению владыки Вадима, митрополита Иркутского и ангарского, попечением Братства Святителя Иннокентия Иркутского.
Важным событием также стал выход в 2015 г. из печати книги и календаря-ежедневника на 2016 «Святая Гора Афон. Куруля. Жизнеописание схимонаха Иннокентия (Сибирякова)», изданных Православным братством им. Иннокентия (Сибиряко-ва). Составитель книг Т. Никитина.
Высокую оценку благотворительной деятельности Иннокентия Сибирякова дал на заседании Попечительского совета Русского географического общества 6 августа 2012 года на Валааме В.В. Путин (возглавляет Общество с ноября 2009 года). «Один из расположенных здесь скитов - Воскресения Христова - возведен на рубеже XIX-XX веков на средства члена РГО (Российского географического общества - Н.Б.) Иннокентия Сибирякова, который вложил в исследовательские, научные проекты значительную часть своего состояния. .Деятельность Сибирякова, других выдающихся благотворителей не только сохранила их имена в веках, но и стала образцом бескорыстного служения людям, своему Отечеству, стала образцом для
последующих поколений, примером, на который мы опираемся и сегодня активно возрождая традиции меценатства». «Он выдающийся был человек и действительно многое сделал» [8].
Библиографический список
1. Байкал - 24: Информационное агентство -Сайт круглосуточных новостей. - Иннокентий Сибиряков. Выпуск от 24.07.2013, 18:58 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://baikal24. тЛех1/24-07-2013МЪшк1е/ (дата обращения:
25.12.2015).
2. Басов Н.Ф. История социальной работы. -М.: Дашков и К°, 2008. - 340 с.
3. Гаврилова Н. Миллионер - бессребреник // Восточно-Сибирская правда. - 2015. - 17 ноября.
4. Иннокентий Сибиряков. Историческая справка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.olkhon.ru/news_776 (дата обращения:
08.01.2016).
5. Кинщак И. Щедрость - дар божий // Восточно-Сибирская правда. - 2005. - 2 июля.
6. Никонова С.Ю. Схимонах Иннокентий (Сибиряков) / под ред. протоирея Игоря Филина. -СПб.: Изд-во «Анатолия», 2010. [Электронная версия sibiriakov.sobspb.ru].
7. Новикова С., Биглова Н. Иннокентий Сибиряков - просвещенный благотворитель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. statehistory.ru/5127/Innokentiy-Sibiryakov---prosvyashchyennyy-blagotvoritel/ (дата обращения: 27.06.2015).
8. Путин В.В. Выступление на заседании Попечительского совета Русского географического общества 6 августа 2012 года на Валааме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin. ru/events/president/news/16152 (дата обращения 07.01.2016).
9. Соловьева Б.А. Иннокентий Михайлович Сибиряков // Природа. - 2001. - № 10.
10. Троицкий П. Русский Свято-Андреевский скит на Афоне // Русский Афон. Православный духовно - просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.afonit.info/biblioteka/ russkij -afon/p-troitskij -russkij -svyato-andreevskij -яИ^ na-afone (дата обращения 08.01.2016).
11. Шорохова Т. Иннокентий Сибиряков: жизнь и подвиг миллионера и афонского схимника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:МЪт1 info/russkij-afon/biblioteka/russkij-afon/innokentij-sibiryakov-zhizn-i-podvig-millionera-i-afonskogo-skhimnika (дата обращения 07.01.2016).
12. Шорохова Т.С. Благотворитель Иннокентий Сибиряков. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbyka.ru/shorohova/blagotvoritel-innokentij-sibirjakov.shtml (дата обращения 08.01.2016).
13. Шорохова Т.С. Иннокентий Сибиряков: жизнь и подвиг миллионера // Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня. -2010. - 12 ноября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/innokentij-sibiryakov-zhizn-i/ (дата обращения 08.01.2016).