Научная статья на тему 'И. М. Сибиряков: от Сибири до Афона'

И. М. Сибиряков: от Сибири до Афона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / СИБИРЯКОВ / ИРКУТСК / АФОН / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ВАЛААМ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СВЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марсадолова Т. Л.

И.М. Сибиряков был потомственным миллионером-золотопромышленником, известным меценатом и благотворителем. Он родился в Иркутске 30 октября 1860 г. Его родители славились христианским благочестием и благотворительностью. Род Сибиряковых один из самых древних, богатых и влиятельных купеческих родов Сибири. В СанктПетербурге И.М. Сибиряков прожил около 20 лет. Сибиряков жертвовал много денег на деятельность по просвещению России. Особое внимание он уделял проектам, связанным с Сибирью. На деньги Сибирякова были построены музеи, библиотеки, школы и храмы в сибирских городах, изданы книги, организованы научные экспедиции. В 1896 г. Сибиряков посетил Валаам «Северный Афон». Он нашел счастье в монашеской жизни на Святой Горе Афон. Небесными покровителями Сибирякова были Святой Апостол Андрей Первозванный и Святитель Иннокентий Иркутский. На деньги Сибирякова на Афоне были построены собор во имя Святого Апостола Андрея и церковь во имя Святителя Иннокентия Иркутского. Сибиряков умер на Святой Горе Афон 6 ноября 1901 г. По афонской традиции, схимонах Иннокентий (Сибиряков) достиг святости. В настоящее время ведется речь о его канонизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.M. SIBIRYAKOV: FROM SIBERIA TO ATHOS

I.M. Sibiryakov was a hereditary millionaire-gold, a famous patron and philanthropist. He was born in Irkutsk on 30 October 1860. His parents were famous for Christian piety and charity. The Sibiryakov’s kin was one of the oldest, richest and most influential merchant families of Siberia. I.M. Sibiryakov has lived for about 20 years in Saint Petersburg. Sibiryakov sacrificed a lot of money on enlightenment of Russia. Special attention he paid to the projects connected with Siberia. On Sibiryakov’s money museums, libraries, schools and churches were built in the Siberian cities, were published books, were organized the scientific expedition. In 1896Sibiryakov visited Valaam «the Northern Athos». He found happiness in the monastic life on the Saint Mount Athos. Heavenly patrons of Sibiryakov were the Holy Apostle Andrew the first-called and Saint Innocenty of Irkutsk. The Cathedral of the Holy Apostle Andrew and the Church of Saint Innocenty of Irkutsk were built on Athos by Sibiryakov’s money. Sibiryakov died on Mount Athos, 6 November 1901. According the Athonite tradition the schema-monk Innokenty (Sibiryakov) reached Holiness. Now it is talking about his canonization.

Текст научной работы на тему «И. М. Сибиряков: от Сибири до Афона»

Т.Л. Марсадолова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

И.М. СИБИРЯКОВ: ОТ СИБИРИ ДО АФОНА

И.М. Сибиряков был потомственным миллионером-золотопромышленником, известным меценатом и благотворителем. Он родился в Иркутске 30 октября 1860 г. Его родители славились христианским благочестием и благотворительностью. Род Сибиряковых - один из самых древних, богатых и влиятельных купеческих родов Сибири. В Санкт-Петербурге И.М. Сибиряков прожил около 20 лет. Сибиряков жертвовал много денег на деятельность по просвещению России. Особое внимание он уделял проектам, связанным с Сибирью. На деньги Си-бирякова были построены музеи, библиотеки, школы и храмы в сибирских городах, изданы книги, организованы научные экспедиции. В 1896 г. Сибиряков посетил Валаам - «Северный Афон». Он нашел счастье в монашеской жизни на Святой Горе Афон. Небесными покровителями Сибирякова были Святой Апостол Андрей Первозванный и Святитель Иннокентий Иркутский. На деньги Сибирякова на Афоне были построены собор во имя Святого Апостола Андрея и церковь во имя Святителя Иннокентия Иркутского. Сибиряков умер на Святой Горе Афон 6 ноября 1901 г. По афонской традиции, схимонах Иннокентий (Сибиряков) достиг святости. В настоящее время ведется речь о его канонизации.

Ключевые слова: Сибирь, Сибиряков, Иркутск, Афон, Санкт-Петербург, Валаам, просвещение, святость.

Всей своей любящей душой,... всем своим имуществом и положением и, наконец, даже своей фамилией он был связан неразрывно с Сибирью, которую он так любил и для которой он столько сделал добра, что память о нем останется. у миллионов сибиряков. Сибирь в своем процветании обязана ему. (Схимонах., 2010, с. 25).

Иннокентий Михайлович Сибиряков - потомственный миллионер-золотопромышленник из Иркутска, известный меценат и благотворитель (рис. 1). Несмотря на свое огромное богатство, он не ощущал себя полностью счастливым человеком, так как душа его жаждала нечто иного, совсем отличного от денег. Иннокентий Михайлович большую часть своих денег тратил на помощь ближним и просвещение России. Он всей своей душой стремился к Божественному свету, живя по евангельским заповедям в миру среди светских людей.

Рис. 1. Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860-1901)

Светскость можно определить как феномен культуры, возникший в результате секуляризации и основанный на противопоставлении света человеческого разума Божественному свету, разделении полномочий и функций органов государственной власти и Церкви (Марсадолова Т.Л., 2011, с. 376). Таким образом, светский чело-век=просвещенный светом разума.

Европейское понятие «просвещение светом разума», смысловое ядро эпохи Просвещения, в культуре Руси/России практически аналогично понятию «просвящение Божественным светом». Слово «свет» близко по этимологии к словам «свят», «святой». В общеславянском языке «свет» - ъуеХъ (свет), в древнерусском - св(ятъ)тъ. Слово «святой» в старославянском - Свет есть основное условие человеческой жизни. По христианской космогонии, в первый день творения Бог сотворил свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Поэтому Бога называют Отцом Света: «Отец светов, всех миров, Бог».

Род Сибиряковых - один из самых древних, богатых и влиятельных купеческих родов Сибири. Иннокентий Михайлович родился 30 октября (по старому стилю) 1860 г. в Иркутске в семье купца 1-й гильдии и первого в роду золотопромышленника М.А. Сибирякова. Родители И.М. Сибирякова, Михаил Александрович и Варвара Константиновна, славились христианским благочестием и благотворительностью (например, в Иркутске устроили дом для престарелых и инвалидов с храмом в честь Святого Михаила Клопского). Эти христианские добродетели унаследовали и их дети.

После смерти родителей Иннокентий Михайлович в середине 1870-х гг. прибыл в Санкт-Петербург. Там он прошел курс обучения в гимназии Ф.Ф. Бычкова и поступил в Санкт-Петербургский университет. С 1880-х гг. И.М. Сибиряков увлекся деятельностью по просвещению России. Более 600 тыс. руб. он потратил на издание научной и художественной литературы.

Благодаря И.М. Сибирякову вышли в свет книги известного исследователя Центральной Азии Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония» (1882) и «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (1891), а также книги В.И. Межова, В.И. Семевского, Д.М. Головачева, И.А. Худякова, Э.К. Пекарского, И.В. Омулевского и др.

На пожертвования И.М. Сибирякова в Санкт-Петербурге были созданы Биологическая лаборатория П.Ф. Лесгафта с естественно-историческим музеем и собственным издательством (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта), учебный корпус и два общежития Высших женских Бестужевских курсов (входят в состав Санкт-Петербургского университета), Первый женский медицинский институт в России (Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова). На средства И.М. Сибирякова был построен один из залов Русского Географического общества в Санкт-Петербурге, который получил название - Сибиряковский. Под названием «Сибиряковская» вошла в историю организованная на его пожертвования этнографическая экспедиция в Якутию.

Особое внимание Иннокентий Михайлович уделял проектам, связанным с Сибирью. И.М. Сибиряков жертвовал крупные суммы денег на поощрение научных работ по исследованию своей родины и ее населения, на научные экспедиции Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, на открытие музеев, школ и библиотек в сибирских городах (Минусинск, Томск, Ишим, Ачинск, Красноярск, Иркутск и др.), на строительство храмов

в Иркутске (храм Казанской иконы Божией Матери) и на всех крупных приисках по добыче золота. И.М. Сибиряков учредил капитал имени своего отца в размере 420 тыс. руб. для выдачи пенсий и пособий рабочим золотых приисков. Он не жалел денег на обучение талантливой молодежи из Сибири, приезжавшей учиться в Санкт-Петербург. В 26 лет у него было 70 личных стипендиатов.

На средства И.М. Сибирякова в Барнауле были открыты бесплатная народная школьная библиотека (1885 г.), городская общественная библиотека (1888 г.) и возведен Народный дом (1894 г.).

Вернувшись из образовательной поездки по просвещенной Европе, Иннокентий Михайлович разочаровался в европейском образе жизни, в жадном стремлении людей к богатству, в отсутствии духовности. К тридцати годам он задумался о смысле своей жизни, стал совершать паломнические поездки по православным монастырям и жертвовать деньги на обители.

И.М. Сибиряков пожертвовал Угличскому Богоявленскому монастырю 147 тыс. руб., Валаамскому монастырю - 10 тыс. руб., Ко-невскому монастырю - 10 тыс., Линтульской женской общине -10 тыс., Свято-Троицкому Николаевскому монастырю - 25 тыс. руб., на строительство Казанской церкви в Иркутске и храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского в деревне Омолой на реке Лене - несколько сотен тысяч рублей.

В период своих духовных исканий Иннокентий Михайлович познакомился с настоятелем Санкт-Петербургского подворья афонского Свято-Андреевского скита иеромонахом Давидом (Мухрано-вым), который стал его духовным отцом на всю жизнь. И.М. Сибиряков передал 2 млн. 400 тыс. руб. отцу Давиду, который направил их нуждающимся монастырям России, на возведение построек подворья Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге, строительство собора во имя Святого Апостола Андрея Первозванного и больничного корпуса во имя Святителя Иннокентия Иркутского в Свято-Андреевском ските на Святой Горе Афон.

В 1894 г. Иннокентий Михайлович перешел жить на подворье к отцу Давиду, а потом для ознакомления с уставом и распорядком монашеской жизни совершил паломническую поездку на Святую Гору Афон.

Русские монастыри на Святой Горе Афон в Греческой Македонии относятся к числу древнейших. Первым из известных документальных свидетельств является подпись под святогорским актом, датированная февралем 1016 г. Она, в переводе на русский, гласит: «Герасим монах, Божию милостию пресвитер и игумен обители Русско-

го, свидетельствуя, подписал собственноручно» (Дмитриевский А.А., 2011, с. 6). В конце XIX в. на Афоне было более 70 русских обителей. Первая и главная из них - Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, самый большой тогда на Афоне (более 1800 иноков), входящий в большую афонскую «двадцатку».

В 1867 г. великим князем Алексеем Александровичем в русском Свято-Андреевском скиту на Афоне был заложен собор во имя Апостола Андрея Первозванного. Этот собор в течение 25 лет оставался едва поднятым над уровнем земли, так как у братии не было достаточно денег на его постройку. Благодаря пожертвованиям И.М. Сиби-рякова собор был возведен. Грандиозный собор во имя Святого Апостола Андрея был освящен 16 июля 1900 г. и являлся самым большим на Афоне, в Греции и на Балканах.

Небесным покровителем Иннокентия Михайловича, с которым связано возрастание его духовной жизни, был Святой Апостол Андрей Первозванный. Сибиряков, посетив в 1896 г. Валаам, пожертвовал деньги на строительство скита и храма во имя Апостола Андрея Первозванного.

По монастырскому преданию, Апостол Андрей первым из христиан прибыл на Валаам, благословив горы крестом и установив на них свой апостольский жезл. На средства Иннокентия Михайловича был построен Воскресенский скит, нижний храм которого освящен во имя Апостола Андрея. Храм находится в Большой Никоновской бухте, в центре местности, известной как «Новый Иерусалим».

Благодаря пожертвованиям И.М. Сибирякова и на Афоне, и на Валааме («Северный Афон») есть храмы во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. Валаамский монастырь известен как «Северный Афон» за уединенность островной жизни, сложное устройство, строгий устав, высоту монашеского подвига, тесные связи с греческой культурой.

Святая Гора Афон, омываемая водами Эгейского моря, и Валаамский архипелаг, состоящий из более 50 островов, в северной части Ладожского озера - две сакральные точки земного шара на жизненном пути И.М. Сибирякова. Площадь Афона (335,637 кв. км.) в 10 раз больше Валаама (36 кв. км). На самый большой остров архипелага Валаам, носящий одноименное название, приходится 2/3 всей территории - 28 кв. км.

1 октября 1896 г. в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на подворье афонского Свято-Андреевского монастыря в Санкт-Петербурге Сибиряков принял постриг в рясофор. Сохранились воспоминания современников о том, что Сибиряков наконец-то почувст-

вовал себя счастливым, когда скинул мирскую одежду и одел монашеский подрясник.

Сразу после пострига инок Иннокентий уехал на Афон. 28 ноября 1898 г. он был пострижен в мантию с именем Иоанн в честь Пророка Иоанна - Предтечи и Крестителя Господня. А менее чем через год инок приял пострижение в великий ангельский образ - схиму с именем Иннокентий в честь Святителя Иннокентия Иркутского. Прожив на Святой Горе 5 лет, схимонах Иннокентий скончался 6 ноября (по старому стилю) 1901 г.

Иннокентий Михайлович был погребен возле собора Апостола Андрея Первозванного, внутри монастыря. Обычно такого права на Святой Горе удостаивались только основатели, ктиторы обители и члены византийских императорских фамилий. Не только огромные пожертвования Сибирякова как ктитора-строителя скита, но и его недолгая монашеская жизнь, проведенная в полном нестяжании, незлобии, братской любви и неподдельном смирении, подвигла братию оказать усопшему особую почесть. Открытие через три года честных мощей отца Иннокентия показало насельникам, что схимонах был святой жизни (Схимонах., 2010, с. 6).

На Афоне есть традиция, что через три года после погребения из земли извлекают кости человека и по цвету черепа смотрят, какой он был жизни. Если кости белого цвета - жизнь была праведной, медово-желтого янтарного цвета - святой. Из полутора тысяч глав, собранных в костнице Свято-Андреевского скита, почти все белые. Только несколько глав имеют медово-желтый цвет, а три выделены особо. Это главы основателей скита иеросхимонахов Виссариона и Варсонофия и схимонаха Иннокентия (Сибирякова).

В настоящее время схимонах Иннокентий (Сибиряков) на Святой Горе Афон и в России, особенно в Сибири, почитается как Подвижник Благочестия. Ревнители почитания его памяти предлагают решить вопрос о его официальном церковном прославлении в ликах Преподобных и Безсеребреников. Частица честных мощей схимонаха Иннокентия (Сибирякова) находится в Санкт-Петербурге, городе, в котором он провел большую часть своей жизни, в храме преподобного Серафима Саровского, в поселке Песочном.

Выбор монашеского пути на Афон для Иннокентия Михайловича был не случаен. Божия Матерь через свою чудотворную икону изъявила желание взять под свой покров Сибирякова в своем земном «уделе». В связи с открытием в Санкт-Петербурге подворья афонского Андреевского скита 27 марта 1890 г. главная святыня Свято-Андреевского скита - икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» -

была доставлена в Россию с Афона и помещена в Благовещенском соборе при подвории. В самой обители на Афоне была оставлена точная копия этого образа. Именно с этой иконой Божией Матери к Иннокентию Михайловичу явился отец Давид (Андреевский) и открыл ему свое видение, что Сибиряков должен стать монахом у них в Свято-Андреевском скиту на Афоне (Схимонах..., 2010, с. 52).

Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (XVII в.) представляла собой створчатый складень размером 40^31 см (рис. 2). В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, а в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солун-ского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. На окладе над Богородицей изображены два ангела, держащие венец.

Рис. 2. Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (Афон, Свято-Андреевский скит, XVII в.)

Святую Гору Афон называют «уделом», «земным жребием» и «садом Богородицы». Предание повествует, что в I в. корабль, на котором Богородица с Апостолами направлялась на остров Кипр, к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе в Кли-ментовой бухте близ Иверона. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий земной, вышла на берег и возвестила евангельское учение. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал Ее проповеди, затем уверовал и крестился.

На Афон вход женщинам, по сложившейся исторической традиции, запрещен. Единственная женщина на Афоне - Сама Пресвятая Богородица - Игумения Святой Горы.

На Афоне создано несколько чтимых образов своей Игумении. Рассмотрим два из них. Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афонской» (Хиландар, начало ХХ в.) была создана в бывшей русской кельи Святителя Николая Чудотворца на Афоне (рис. 3). На иконе Богоматерь изображена стоящей в рост на Святой Горе Афон, с настоятельским жезлом в руке, в сиянии Божественного золотого света «солнца незаходимого». В сакральном ландшафте гора представляет собой центр мира, поэтому Божия Матерь предстает на иконе как Божественный столп, ось мира, соединяющая земной мир (люди, живущие на Горе Афон) и мир небесный (святые на облаках, в раю). Владычица изображена в голубом гиматии и красном мафо-рии как Царица Небесная, охраняющая свой земной удел - Святую Гору Афон.

В композиции более поздней иконы Божией Матери с одноименным названием «Игумения Святой Горы Афонской» (Хиландар, середина ХХ в.) воплощена идея покровительства Богоматери Святой Горе Афон (рис. 4). Пресвятая Богородица изображена в рост, без Младенца, на облаках, в монашеской мантии, правой рукой благословляет, а в левой держит посох и развернутый свиток со словами: «Сей жребий данный Мне от Сына Моего». В нижней части иконы -развернутая по горизонтали панорама Афона, за головой Богоматери -лучащееся солнце.

В России на Валааме в конце XIX в. был создан Образ Игуме-нии Северного Афона - Валаамская икона Божией Матери. Глубокий молитвенный покой, монументальность и величественность всего облика Богородицы сближает эту икону с образом Игумении Святой Горы Афонской (Валаамский., 2011, с. 519).

Отец Алипий создавал образ Игумении «Северного Афона» в несколько приемов, во время чтения в храме акафиста Пресвятой Богородице.

Рис. 3. Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афонской» (Афон, Хиландар, начало XX в.)

Рис. 4. Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афонской» (Афон, Хиландар, середина XX в.)

Скажут ему: «Кончили читать», - тогда и он кончит работу (Валаамские., 2014, с. 102). «Первостатейному художнику и иконописцу», «валаамскому Рафаэлю», как называли его современники, было 26 лет. Икона, написанная в 1878 г., несколько лет хранилась в ризнице монастыря и в 1897 г. была обретена чудесным образом по указанию Самой Царицы Небесной. Сейчас икона хранится в соборе на Новом Валааме в Финляндии, а в Спасо-Преображенском соборе на острове Валаам находится список с нее, созданный в 1900 г.

На Валаамской иконе Богоматерь изображена стоящей в рост как огненный столп и легко касающейся открытыми стопами освещенного теплым светом облака (рис. 5). Она одета в темно-синий с бирюзовым оттенком гиматий и ярко-красный мафорий. На левой, закрытой тканью руке Богородицы восседает Богомладенец. Свободной правой рукой она поддерживает Его спереди. Запястье правой руки охвачено поручем, украшенным жемчугами и каменьями. Гима-тий и мафорий расшиты ажурным золотым орнаментом. Голова и плечи увенчаны тремя звездами Приснодевства. Взор Богородицы опущен и молитвенно погружен в сердце. Богомладенец изображен в белом гиматии, отороченном золотыми нитями. Правая рука Его приподнята в благословляющем жесте, в левой - голубая держава, увенчанная крестом. Взгляд Богомладенца устремлен на молящихся.

Небесным покровителем Иннокентия Михайловича Сибирякова со святого крещения был Святитель Иннокентий Иркутский. Отец Сибирякова Михаил Александрович являлся старостой Вознесенской церкви Вознесенского монастыря, в котором некогда жил Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский, и где покоились его мощи. Старанием Михаила Александровича в Иркутске была построена часовня во имя Святителя Иннокентия Иркутского. На Афоне храм в честь этого почитаемого в семье Сибиряковых святого был создан благодаря пожертвованиям его сына.

На Святой Горе Афон храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского при больничном корпусе Свято-Андреевского скита был заложен в 1868 г. преосвященным Александром, епископом Полтавским, при содействии преосвященного Парфения, архиепископа Иркутского. Старцы скита попросили Владыку Александра заложить за оградой монастыря храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Но епископ посоветовал братии выстроить такую церковь в другом месте, а на этом заложить храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского. На возражения старцев он сказал, что «Бог пришлет сюда из Сибири благодетеля, соимённого сему Святителю, и что этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу» (Схимонах..., 2010, с. 66).

Рис. 5. Валаамская икона Божией Матери (Финляндия, Новый Валаам, о. Алипий, 1878 г.)

Данный храм на Афоне закладывался, когда Иннокентию Сиби-рякову было всего восемь лет. Преосвященный Парфений в то время управлял Иркутской епархией и был лично знаком с семьей купца Сибирякова. Таким образом, Иннокентий Михайлович явился тем благотворителем для Афона, появление которого было предсказано Владыками Александром и Парфением.

Кроме вышеназванного храма И.М. Сибиряковым в честь своего небесного покровителя Святителя Иннокентия Иркутского были устроены придел в соборе Апостола Андрея Первозванного на Афоне, придел в храме Александра Невского при Первом реальном училище Санкт-Петербурга, церковь в с. Омолой на р. Лене, храм в Свято-Троицком Николо-Уссурийском монастыре и кладбищенский храм в Углическом Богоявленском монастыре. Свою дачу в Каук-Ярве и денежное пожертвование Сибиряков оставил Линтульской женской общине с условием, что сестры выстроят церковь во имя Святителя Иннокентия Иркутского.

И.М. Сибиряков, как и Святитель Иннокентий Иркутский, в своей жизни был связан с Петербургом и Иркутском.

Духовный опыт иноков Святой Горы Афон всегда находил живой отклик в сердцах всех православных людей. Многие русские иноки, как и Иннокентий Михайлович, устремлялись на Афон в своих духовных исканиях Бога, «Отца Света», что приводило к пополнению братии Русских монастырей Святой Горы. И сейчас многие иноки из России приезжают на Афон за духовным опытом, а свет Афона «изливается» на русскую землю вместе с многочисленными списками с афонских чудотворных икон.

В настоящее время Афон является крупнейшим в мире средоточием православного монашества (около 2 тыс. человек). «Автономное монашеское государство Святой Горы» - это самоуправляемое сообщество из 20 православных монастырей, 12 скитов и множества келий в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 г.).

Известный русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв, находясь в эмиграции в Париже, с любовью вспоминал дивный остров Валаам как часть Святой Руси и во введении к поэтическому очерку «Старый Валаам» написал следующие строки: «Валаам остался на своем граните, «на луде», как говорят на Валааме, - на островах, в лесах, в проливах; с колоколами, со скитами, с гранитными крестами на лесных дорогах, с великой тишиной в затишье, с гулом леса и воли в ненастье, с трудом - для Господа, «во Имя». Как и Св. Афон, Валаам, поныне, - светит.

Афон - на юге, Валаам - на севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся «ночь мира», - нужны маяки» (Шмелёв И.С., 2011, с. 6).

Афон и Валаам были источниками духовного света на жизненном пути И.М. Сибирякова, выходца из Иркутска. Он, следуя этим маякам, от света просвещения (разума) в Петербурге перешел на Афоне к Божественному свету - святости.

Сибиряков действенно воплотил в своей жизни слова Господа Иисуса Христа, который сказал евангельскому богачу: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф. 19, 21). Но евангельский богач смутился, так как был очень привязан к своему богатству. Он не последовал за Господом, а Иннокентий Михайлович последовал за Ним, выбрав для спасения своей души монашеский путь. На этом пути под Покровом Божией Матери его небесными покровителями были Святитель Иннокентий Иркутский и Святой Апостол Андрей Первозванный.

T.L. Marsadolova I.M SIBIRYAKOV: FROM SIBERIA TO ATHOS

I.M. Sibiryakov was a hereditary millionaire-gold, a famous patron and philanthropist. He was born in Irkutsk on 30 October 1860. His parents were famous for Christian piety and charity. The Sibiryakov's kin was one of the oldest, richest and most influential merchant families of Siberia. I.M. Sibiryakov has lived for about 20 years in Saint Petersburg. Sibiryakov sacrificed a lot of money on enlightenment of Russia. Special attention he paid to the projects connected with Siberia. On Sibiryakov's money museums, libraries, schools and churches were built in the Siberian cities, were published books, were organized the scientific expedition. In 1896 Sibiryakov visited Valaam - «the Northern Athos». He found happiness in the monastic life on the Saint Mount Athos. Heavenly patrons of Sibiryakov were the Holy Apostle Andrew the first-called and Saint Innocenty of Irkutsk. The Cathedral of the Holy Apostle Andrew and the Church of Saint Innocenty of Irkutsk were built on Athos by Sibiryakov's money. Sibiryakov died on Mount Athos, 6 November 1901. According the Athonite tradition the schema-monk Innokenty (Sibiryakov) reached Holiness. Now it is talking about his canonization.

Key words: Siberia, Sibiryakov, Irkutsk, Athos, Saint Petersburg, Valaam enlightenment, holiness.

Библиографический список

Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2011. 584 с.

Валаамские праведники: Старое братское кладбище на острове Валаам / сост. В.Ф. Киселькова, В.Г. Горбачёва. СПб., 2014. 232 с.

Дмитриевский А.А. Русские на Афоне: очерк жизни и деятельности игумена русского Пантелеимоновского монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина) (с двумя приложениями и фототипическими картами портретов афонских деятелей). М.; СПб., 2011. 416 с.

Марсадолова Т.Л. Светскость: свет и свят // Концепты культуры и концептосфера культурологии: колл. монография / под ред. Л.В. Никифоровой, А.В. Коневой. СПб., 2011. С. 368-376.

Схимонах Иннокентий (Сибиряков) / сост. С.Ю. Никонова. СПб., 2010. 90 с.

Шмелёв И.С. Старый Валаам. М., 2011. 127 с.

Р.Ю. Почекаев

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

«ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА» В СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ХАНСТВАХ ПО СВЕДЕНИЯМ РУССКИХ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XIX в.*

Анализируется правовой статус «заповедных мест» (куруков) в ханствах Средней Азии XIX в. Куруки представляли собой древний тюрко-монгольский земельно-правовой институт, отражавший особый статус земельного владения, доступ в которое был ограничен всем, за исключением лиц, указанных создателем курука, - как правило, монархом. Несмотря на древнее происхождение, этот институт активно применялся в среднеазиатских государствах и в Новое время, однако исследователи не уделяли достаточного внимания его использованию и соотнесению с нормами мусульманского права, которое доминировало в правовой системе государств Средней Азии. В статье предпринимается попытка охарактеризовать практику использования куруков в среднеазиатских ханствах XIX в. (Бухарском, Хивинском, Коканд-ском) на основе сведений русских путешественников в Средней Азии, чья информация существенно дополняет сохранившиеся до нашего

Статья подготовлена в ходе проведения исследования (проект №16-010022) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 20162017 гг. и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих 10 университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.