Научная статья на тему 'ПОДВИГ ВЕРЫ КАЗАХСТАНСКОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ДАГАЕВА: "НОВАЯ ВЛАСТЬ" И ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ'

ПОДВИГ ВЕРЫ КАЗАХСТАНСКОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ДАГАЕВА: "НОВАЯ ВЛАСТЬ" И ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ / INTELLIGENTSIA AND REVOLUTION / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / THE PROVINCIAL PRIEST INTELLIGENTSIA / КРАСНЫЙ ТЕРРОР / RED TERROR / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ / CIVIL WAR IN RUSSIA / УСТЬ-КАМЕНОГОРСК / UST-KAMENOGORSK / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / OMSK DIOCESE / ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ / ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX В. / HISTORY OF ORTHODOX CHURCH IN THE XX CENTURY / НОВОМУЧЕНИК / В ЗЕМЛЕ КАЗАХСТАНСКОЙ ПРОСИЯВШИЙ / LIT UP IN THE EARTH OF KAZAKHSTAN / PERSECUTIONS ON CHURCH / NEW MARTYR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколовский Константин Геннадьевич

Через призму феномена христианского мученичества как части истории XX в. на примере судьбы казахстанского священномученика Александра Дагаева, благочинного Усть-Каменогорских городских и уездных церквей, рассматривается проблема взаимоотношения Советской власти и местной священнической интеллигенции. Делается вывод о том, что несмотря на трагизм событий красного террора, большинство интеллигентов оказались верны как своей вере, так и пастве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACT OF FAITH OF THE KAZAKHSTAN MARTYR ALEXANDER DAGAYEV: "THE NEW POWER" AND THE PROVINCIAL PRIEST INTELLIGENTSIA IN THE FIRST YEARS OF CIVIL WAR

Through a prism of a phenomenon of Christian martyrdom as parts of history of the XX century on the example of the fate of the Kazakhstan martyr Alexander Dagayev, the decent Ust-Kamenogorsk city and district churches, the problem of relationship of the Soviet power and the local priest intelligentsia is considered. The conclusion is drawn that despite tragic element of events of red terror, most of intelligentsia members were faithful to both the belief, and the congregation.

Текст научной работы на тему «ПОДВИГ ВЕРЫ КАЗАХСТАНСКОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ДАГАЕВА: "НОВАЯ ВЛАСТЬ" И ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

ББК 63.3(2)612-283.2

К. Г. Соколовский

ПОДВИГ ВЕРЫ КАЗАХСТАНСКОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ДАГАЕВА: «НОВАЯ ВЛАСТЬ» И ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ

СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Число жертв репрессий 1930-х годов оказалось столь велико, а ставшие их результатом духовная и гуманитарная катастрофы столь масштабны, что на этом фоне последовавший за Октябрьской революцией «красный террор» первых лет Гражданской войны в обыденном сознании представляется не таким значимым.

Между тем, он унес большое количество жертв, которыми в провинции стали, в первую очередь, представители священнической интеллигенции, практически сразу же записанные в разряд классовых врагов новой власти.

Ныне покойный профессор Православного Свято-Тихоновского университета Н. Е. Емельянов, создатель базы данных «Но-вомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века», на основе выявленной зависимости числа арестов и расстрелов по религиозным мотивам предложил периодизацию1, согласно которой первая волна гонений (всего им выделено четыре) пришлась на 1917—1919 годы. Несмотря на то что маховик репрессий в этот период только начал раскручиваться, первые священномученики своим подвигом веры уже продемонстрировали силу российского православия и крепость духа Церкви.

Проведенные на казахстанском материале исследования показывают главную особенность гонений этого периода и их

© Соколовский К. Г., 2018

Соколовский Константин Геннадьевич — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Гуманитарно-технической академии, член Конгресса религиоведов Казахстана. k_sokolovskiy@fastmail.com

отличие от последующих — отсутствие какой бы то ни было нормативно закрепленной уголовно-правовой базы, которая появится только в середине 1920-х годов. Отметим, что принятые в 1919 году Руководящие начала по уголовному праву РСФСР в современной трактовке выполняли, скорее, роль общей части Уголовного кодекса. Сам крайне несовершенный Уголовный кодекс РСФСР, как известно, вступил в силу только в 1922 году, а, например, Положения о революционных трибуналах подписывались в 1920 году трижды2.

Поэтому «красный террор» против священнической интеллигенции может быть истолкован как развязанный акт агрессии новой власти3 против Церкви. Видный исследователь истории новомученичества Л. А. Головкова, рассуждая о причинах террора против священства, говорит о его «мистической непознаваемости», подчеркивая тем самым масштабы такового и невозможность логического объяснения явленной в те годы жестокости4.

Нельзя не согласиться с О. И. Хайловой, которая, рассуждая о первых годах становления Советской власти, показывает, что в период «красного террора» «рухнули почти все институты Российской империи: дворянство, офицерство, купечество, крестьянство — и только Церковь устояла», что названо ею «необъяснимым историческим явлением»5.

В основе этого, как представляется, лежит многочисленное мученичество (думаю, невозможно ошибиться, если утверждать, что такая массовость была явлена впервые со времен становления и утверждения христианства в Древнем Риме). Канонизация Освященным Архиерейским Собором в 2000 году около 1 500 мучеников и исповедников ХХ века не только прославила новых святых, но и через их духовный подвиг позволила под иным углом взглянуть на суть отношений между Русской Православной Церковью и советским государством.

Приведенная цифра характерна, поскольку известно, что, например, за период правления Николая II русской Церковью было канонизировано всего семь святых (патриарх, четыре епископа, один священномученик, один монах), в 1918 году Московский поместный собор для местного почитания прославил двух епископов6.

Согласимся с митрополитом Екатеринбургским и Верхо-турским Кириллом (Наконечным), который отмечает, что «история Церкви (ХХ века. — К. С.) — это в первую очередь история святости»7.

Поиск данных и восполнение лакун в жизнеописании но-вомучеников является важной частью как церковной истории, истории страны, так и современного местного краеведения. В то же время особенность настоящей работы заключается в том, что со дня интересующих нас событий прошло в масштабах истории ничтожно малое количество времени, что обуславливает целый ряд сложностей, как-то: недостаток работ по теме, постоянное обновление информации, превалирование публицистических материалов над научными, привлекательность темы для СМИ и предпочтение ими непроверенной одиозной информации, отрывочность сведений и т. д.

Знакомство с архивными документами, а также работами восточно-казахстанских, томских и омских исследователей позволяет более полно узнать о судьбе одного из первых казахстанских священномучеников (по дате мученической кончины) — благочинном Усть-Каменогорских городских и уездных церквей протоиерее Александре Владимировиче Дагаеве — типичном представителе местной священнической интеллигенции.

Отметим, что в то время названное благочиние относилось к Томской и Енисейской епархии (с 1895 года — к выделившейся Омской епархии)8, а в уездном Усть-Каменогорске (нынешний центр Восточно-Казахстанской области) действовало шесть церк-вей9, среди которых центральным был Троицкий храм (в 1923 году занят обновленцами, с 1928 года закрыт, в 1991 году передан Русской Православной Церкви с утраченными колокольней, куполами, алтарной аспидой и интерьером), а с 1888 года — Покровский собор (закрыт в 1928 году, разрушен в 1936 году).

В Троицком храме до своей мученической кончины в 1918 году при захвате власти в городе большевиками служил также причисленный к лику святых протоиерей Сергий Феноменов (по другим данным, о. Сергий был настоятелем Преображенской церкви дисциплинарной роты в Усть-Каменогорской крепости)10.

О географическом масштабе благочиния можно судить по тому, что только один из приходов — Убинский — охватывал

16 сел и поселков11. Материалы исследований Ж. Ж. Каирбековой показывают, что в ведении благочинного А. Дагаева находились, помимо церквей в г. Усть-Каменогорске, Александровская церковь в г. Зайсане, Николаевская в пос. Убинском, церкви ряда селений Томской губернии — Тарханского, Красноярского, Глубокого, Прапорщиково12.

Будущий священномученик родился в 1862 году (или 1861, данные разнятся) в г. Бийске в семье священника Владимира Да-гаева, который смог привить сыну веру в Бога, христианскую любовь к ближнему и верность своему долгу.

Вообще отметим, что жития новомучеников наглядно показывают, что их столь сильная вера в Христа глубоко обусловлена: она закладывалась в семье, из которой ими были вынесены основные религиозные и этические представления. Именно родители и воспреемники формулировали нравственные идеалы, не позволившие им отречься от Бога и решить сверхзадачу сохранения человеческого и христианского достоинства в период гонений и невообразимых физических испытаний.

Имеющиеся архивные материалы, а также нарративные источники свидетельствуют, что до Октябрьской революции именно священническая интеллигенция решала в провинции задачи формирования духовного и нравственного облика народа, миссионерской деятельности, пропаганды и распространения образования.

Несколько забегая вперед, отметим, что протоиерею А. Дагаеву удалось воспитать достойных детей. Его сын Михаил также был рукоположен во иерея, а зять, впоследствии протоиерей, Алексей Порфирьевич Подойников, избежав уклонения в обновленчество, стал настоятелем церкви г. Риддер (крупный город Восточно-Казахстанской области), и уже в 1937 году был арестован и расстрелян.

Завершив в 1884 году обучение в Томской духовной семинарии по первому разряду, А. Дагаев женился на купеческой дочери Стефаниде Дробининой, после чего был рукоположен епископом Бийским Макарием (Невским), будущим святителем. В 1888 году молодой иерей назначается благочинным Змеиногор-ского уезда Омской епархии, а с 30 декабря 1891 года переводится в Покровский собор г. Усть-Каменогорска, где ему было

определено быть благочинным церквей Усть-Каменогорского, Змеиногорского и Зайсанского уездов Семипалатинской области и Томской губернии. Здесь он прослужил до своей мученической гибели в 1918 году13.

Время служения протоиерея А. Дагаева отмечено активной просветительской и миссионерской деятельностью, а также строительством храмов во вверенном ему благочинии. Будущий священномученик сумел завоевать любовь прихожан и имел беспрекословный авторитет в уезде. Очевидно, это станет одной из причин его поспешной казни в 1920 году.

Современники отмечают, что протоиерей А. Дагаев «был человеком горячей веры, ревнителем православия, искренне любящим Бога и свою Родину. Он неукоснительно соблюдал церковный устав и как благочинный был в меру строг. А в свободное время увлекался изучением истории Церкви и Российского государства и игрой на музыкальных инструментах, что было любимым занятием его многочисленной семьи»14.

Свидетельств о его служении в официальных документах сохранилось немного. Так, по данным Ж. Ж. Каирбековой, впервые имя священномученика упомянуто в 1897 году: как особо потрудившемуся в сборе пожертвований в пользу бедных ему объявлена архипастырская благодарность15. Кроме того, обнаружены свидетельства о нем в «Памятной книжке» Семипалатинской области за 1899 год как о преподавателе Закона Божьего в Трехклассном городском и Мужском городском училищах г. Усть-Каменогорска, а также в Ведомостях регистрации по Покровскому собору (с 1890 года) наряду с именами других священнослужителей — П. Г. Павловского, В. Ф. Пешехонова и др.16

Как удалось установить исследователю новомученичества в Восточном Казахстане епископу Усть-Каменогорскому и Семипалатинскому Амфилохию (Бондаренко), «труды отца Александра на благо Церкви и Отечества были отмечены императорскими наградами. Он был кавалером орденов: Св. Анны II и III степеней и св. Владимира IV степени, имел медали: "В память государя Александра III", "В честь 25-летия образования цер-ковно-приходских школ", Крест на Владимирской ленте и медаль "В память 300-летия дома Романовых", а также по благословению преосвященнейшего Гавриила, епископа Омского,

от прихожан был преподнесен драгоценный золотой наперсный Крест за труды по строительству Трехсвятительского храма в городе Усть-Каменогорске и другие награды»17.

Сказанное наглядно рисует картину направлений деятельности типичного представителя провинциальной священнической интеллигенции начала ХХ века.

Всё меняется в 1918 году. После Октябрьской революции в Усть-Каменогорск из Петрограда по направлению РКП (б) прибывает талантливый организатор Я. В. Ушанов, создавший и возглавивший уездный комитет партии. В марте 1918 года власть в Усть-Каменогорске переходит к Совдепу, председателем которого он избирается. Совдеп просуществовал 97 дней: в июне

1918 года Усть-Каменогорск был взят отрядами войскового старшины Сибирского казачьего войска Б. В. Анненкова (т. н. «дутовская прорубка»), а члены Совета арестованы.

Находившиеся под командованием атамана войска вошли в историю своей чрезвычайной жестокостью и массовыми карательными акциями по отношению к большевикам и им сочувствующим, что подтверждено в том числе многочисленными современными деидеологизированными исследованиями18. Более 30 комиссаров укома были подвергнуты страшным пыткам, а самого Я. В. Ушанова заживо сожгли в топке парохода «Монгол»19.

Ответом на зверства анненковцев стал развязанный большевиками после восстановления в Усть-Каменогорске 19 декабря

1919 года Советской власти «красный террор», жертвой которого не мог не пасть протоиерей А. Дагаев, не пожелавший поступиться ни своей верой, ни своими убеждениями.

По имеющимся свидетельствам, в период первого Совдепа, а также после поражения в уезде контрреволюции благочинный в своих проповедях выступал с обличением Советской власти и призывами не признавать ее. При этом он являл собой пример пастырской кротости, лично встречался с революционерами, вел с ними беседы, разъяснял губительность сделанного ими выбора как для страны, так и для своей души.

Протоиерей А. Дагаев не раз беседовал с Я. В. Ушано-вым, убеждая покаяться и не развязывать братоубийственную войну в уезде — и когда тот занимал должность председателя Совдепа, и когда находился в тюрьме. По преданию, впрочем,

документальными свидетельствами не подтвержденному, благочинный был одним из последних, кто беседовал с ним накануне казни анненковцами.

Несмотря на попытки примирить враждующие стороны, не вызывает сомнения, что А. Дагаев, с учетом его авторитета как протоиерея, представлял серьезную опасность для большевиков. Уже 1 января (по другим данным — 11 января) 1920 года он был арестован. Как показывают изыскания известного восточно-казахстанского краеведа иеромонаха Иустина (Ларионова), «в это время аресты приняли повальный характер, их жертвами стали многие известные и уважаемые в Усть-Каменогорске люди: городской голова Сидоров, генерал Веденин, отказавшийся сотрудничать с большевиками владелец типографии Горлов (его открыткам мы благодарны за возможность иметь представление о дореволюционном городе), многие оставшиеся в городе солдаты и офицеры Царской и Белой армий»20.

Согласно сохранившимся свидетельствам, собранным иеромонахом Иустином, протоиерей А. Дагаев без следствия и суда был приговорен к казни. Его вывезли за город и изрубили шашками. На следующий день в целях устрашения населения тело благочинного с отсеченными руками волочили по улицам Усть-Каменогорска21 .

Спустя два месяца супругу священника вызвали на опознание найденного в проруби р. Иртыш тела с отсеченными руками и головой, в котором она признала своего мужа. Немаловажной деталью было то, что пальцы правой руки благочинного были сложены в иерейском благословении. Даже в мучении перед смертью протоиерей Александр Дагаев молился о своих палачах и благословлял их.

Выданное тело убитого было похоронено, по одним данным, возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы (разрушена в 1930 году, в настоящее время на этом месте разбит городской парк), по другим данным — на местном кладбище. Могила свя-щенномученика утрачена.

Сложившаяся в связи с произошедшим обстановка заставила семью протоиерея покинуть Усть-Каменогорск и выехать в Павлодар.

А. Дагаев был полностью реабилитирован в 1993 году в соответствии с Законом Республики Казахстан № 2143-ХП «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», в 2000 году его причислили к лику святых новомучеников и исповедников российских.

Священномученик Александр Усть-Каменогорский — один из сотен, принявших мученическую кончину в годы становления Советской власти и сталинских репрессий. Например, только в «Книге скорби» Восточно-Казахстанской области, содержащей расстрельные списки карательных органов, приводятся имена 34 «церковников» (в том числе, «священнослужители» и «служители религиозного культа» — 24 человека, церковные старосты и церковные служащие — 6 человек, а кроме того — 3 муллы и 1 баптистский проповедник)22.

Восполнение «белых пятен» необходимо не только для церковного прославления достойных, но и для уяснения роли каждого в произошедших событиях. Историческая правда такова, что далеко не все представители священнической интеллигенции сохранили веру в Бога и не оставили своего служения в годы Гражданской войны и период массовых репрессий. Архимандрит Ианнуарий (Нечадин), со ссылкой на священномученика епископа Ефрема Селенгинского, пишет: «А сколько духовных лиц оставило свое служение Святой Церкви и ушло на служение революции — в комитеты, кооперативы, милиции, на политическую деятельность в рядах социалистов до большевиков включительно, не снимая, на всякий случай, священного своего сана»23.

Тем самым, такая исследовательская работа должна продолжаться. Известный церковный историк игумен Дамаскин (Орловский) так оценивает ее значимость: «Когда-то русская литература, будучи по существу христианской, давала человеку образцы нравственного поведения. Теперь... (они. — К. С.) даны нам в житиях новомучеников, которые, может быть, единственное безоговорочное созидающее достояние ближайшего к нам по времени исторического периода. Образцы и примеры их жизни являются созидательными компонентами не только для конкретных людей, но и для общества и государства»24.

Кроме того, рассуждая со светской позиции, именно в священнической интеллигенции рубежа эпох мы видим столь

необходимые сегодня примеры патриотизма, образы героизма, в них «сосредоточен опыт общественной, социальной, политической истории. (в которой. — К. С) есть мощный социальный опыт, удержавший важные социальные ценности для народа, для общественного сознания»25. Новомученики являют собой пример сакрального, высших духовных идеалов, которые они сподобились стяжать, а их образы способны формировать столь необходимые сегодня культурные и социальные стереотипы.

Если же говорить о казахстанской земле, где явили подвиг веры и священномученик Александр Усть-Каменогорский, и десятки его братьев и сестер по вере, то, как представляется, их деяния оказали значительное влияние не только на местную Церковь, но и на культуру и духовность многонационального и многоконфессионального Казахстана, делая их уникальными, самобытными и, что много важнее, закладывая скрепы традиционных общечеловеческих ценностей, без которых сегодня невозможно представить стабильное и гармоничное развитие страны.

Примечания

1 Емельянов Н. Е. База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» как исторический источник // Церковь в истории России : сб. тр. / Ин-т рос. истории РАН. М., 2007. Вып. 7. С. 327.

2 Яковлева Л. В. История становления уголовно-процессуального законодательства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6, ч. 1. С. 102.

3 Подробнее со ссылкой на работы В. И. Ленина см.: ПомогаевВ. В. «Красный террор»: происхождение и сущность // Вестник Тверского государственного университета. 1999. № 4. С. 70—76.

4 Цит. по: Кострюков А. А. Конференция «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века» в Ярославле // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (далее — ПСТГУ). Сер. 2, История. История РПЦ. 2013. № 55 (6). С. 160.

5 Емельянов Н. Е., Хайлова О. И. Гонения на Русскую Православную Церковь (1917—1950-е годы) // Россия и современный мир. 2008. № 4 (61). С. 118.

6 Цыпин В. А., прот. О канонизации святых в ХХ веке (до 1988 года) // Канонизация святых в ХХ веке : сб. / Комиссия Синода по канонизации святых. М., 1999. С. 13—15.

7 Кирилл (Наконечный), митр. Выступление на открытии III Международной научно-богословской конференции, посвященной 130-летию Екатеринбургской епархии и памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 1 (9). С. 18.

8 Герасимов Б. Г. Старинные церкви Семипалатинской области // Герасимов Б. Г. Избранные труды. Усть-Каменогорск, 2000. С. 117.

9 Каирбекова Ж. Ж. Покровский собор : страницы истории // Сайт Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и при-родно-ландшафтного музея заповедника. ЦКЬ: http://www.vkoem.kz/ index.php?option=com_content&view=artide&id=349%3A2010-07-15-10-13-21&catid=85%3A2010-03-09-10-07-22&Itemid=93&lang=m (дата обращения: 18.05.2017).

10 Священномученик протоиерей Сергий Феноменов // Православие в Прииртышье : офиц. сайт Семипалатинского благочиния Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии. ЦКЬ: http://pravsobor.kz/ Eparhiya/Y-K_blagochinie/sv_sv_y-k/Fenomenov.html (дата обращения: 18.05.2017).

11 Щербик Г. А. Усть-Каменогорские предания. Усть-Каменогорск, 2003. С. 55.

12 Каирбекова Ж. Ж. Указ. соч.

13 Дагаев Александр Владимирович // Древо : открытая православ. эн-цикл. иКЬ: https://drevo-info.ru/articles/11914.html (дата обращения: 17.05.2017).

14 Амфилохий (Бондаренко), еп. Священномученик протоиерей Александр Дагаев // Православие в Прииртышье.

15 Каирбекова Ж. Ж. Указ. соч.

16 Православие в Прииртышье.

17 Амфилохий (Бондаренко), иером. Священномучениче Александре, моли Бога о нас // Православный вестник. Усть-Каменогорск, 2003. № 1 (18). С. 3.

18 Бармин В. О морально-психологическом состоянии войск атаманов Б. В. Анненкова и А. И. Дутова накануне их разгрома (сентябрь 1919 — январь 1920 гг.) // Актуальные вопросы истории Сибири : пятые науч. чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. Барнаул, 2005 ; Попов А. В. Несостоявшийся поход в Индию : атаман Борис Владимирович Анненков и его отряд в Синьцзяне // Вестник ПСТГУ. Сер. 2, История. История РПЦ. 2007. № 1 (22). С. 7—21.

19 Байшин А. А. Яков Васильевич Ушанов // Борцы за советскую власть в Казахстане. Алма-Ата, 1982. Вып. 1. С. 223.

20 Ларионов М. М. Покровский храм: история и современность // Ма-карьевские чтения : сб. материалов седьмой междунар. конф. Горно-Алтайск, 2008. С. 38.

21 Ларионов М. М. Троицкий храм города Усть-Каменогорска : 200 лет истории (1809—2009). Усть-Каменогорск, 2011. С. 102.

22 Книга скорби Восточно-Казахстанской области : расстрельные списки. Семипалатинск, 2001.

23 Ианнуарий (Нечадин), архим. Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 — начала 1919 года. М., 2013. С. 290.

24 Дамаскин (Орловский), игум. Феномен личности новомученика ХХ столетия : психолого-религиозный дискурс // Развитие личности. 2012. № 4. С. 144.

25 Ильина Е. А. Особенности феномена новомученичества: проблемы и перспективы // Апробация. 2014. № 5. С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.