Раздел III. Научные конференции
Материалы Международной научно-практической
конференции
«Православная молодежная миссия: духовная свобода и личная ответственность» (18 апреля 2019 года)
УДК 908:272
иерей Петр Панов Оренбургская Духовная семинария, и.о. ректора семинарии г. Оренбург, Россия simon [email protected]
Подвиг мученичества и исповедничества как предмет изучения историко-церковного краеведения
Аннотация: В рамках историко-церковного краеведения одним из актуальных исследовательских направлений выступает изучение подвига новомучеников и исповедников земли русской. Анализ источников, критическое их осмысление, удостоверение фактов, содержащихся в материалах личных и государственных архивов и другие методы исторического исследования позволяют, осмыслив феномен героизма новомучеников, создать качественную информационную базу духовно-нравственного просвещения обучающихся.
Ключевые слова: новомученики; исповедники; историко-церковное краеведение; духовно-нравственное просвещение.
Priest Petr Panov Orenburg Theological Seminary, Acting Rector Orenburg, Russia [email protected]
A feat of martyrdom and confession of faith as a subject of historical and Church regional study
Abstract: Within the framework of historical and Church regional study one of actual research directions is study of a feat of new martyrs and œnfessors of
the Russian land. The analysis of sources, their critical comprehension, evidence of facts containing in materials of personal and state archives and other methods of historical research allow, having comprehended a phenomenon of heroism of new martyrs, to create a qualitative information base of spiritual and moral education of students.
Key words: new martyrs; confessors; historical and Church regional studies; spiritual and moral education.
В современном информационно насыщенном обществе чрезвычайно остро ощущается проблема вакуума духовных ценностей, которые формировали бы не личность потребления, а личность, ориентированную на абсолютные ценности, ценности-цели, которым служат, а не пользуются. Одной из таких ценностей-целей является любовь к Родине, которая выражается в глубоком знании истории. История научает, умудряет, примиряет. История состоит не только из героических страниц. В ней есть страницы и трагические, которые также должен знать гражданин.
XX веку, веку коренного переустройства нашего Отечества, современные историки дают оценку как столетию невиданных гонений на Церковь и как времени духовного подвига многих тысяч православных христиан. Утвержденная в 2015 году Правительством Российской Федерации Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий помогает современной школе решать актуальную задачу по формированию социально-культурной среды образовательной организации, в которой четко обозначены цели развития российского общества, а также сформулированы задачи воспитания российской национально-гражданской идентичности, формирования деятельного патриотизма молодежи, обучающихся. При этом необходимо придерживаться принципов исторической преемственности при рассмотрении вопросов развития России, при осознании трагичности гражданского раскола, приведшего к революционным событиям и их последствиям - Гражданской войне и репрессиям. Историческое прошлое нуждается в объективной оценке как позитивных, так и негативных страниц советской истории, при этом идеология политического террора ни при каких условиях не может быть одобрена потомками, что возможно только в условиях всеобщего признания базовых ценностей гражданского общества - социальной солидарности, безопасности, свободы и ответственности.
Современное исследовательское пространство наполнено достаточным количеством материалов по теме мученичества: подборками святоотеческих цитат, статьями и докладами, попытками дать богословское, философское, психологическое, социологическое осмысление этого подвига. Интерес к теме объясняется не только юбилейными датами, такими, как столетие Октябрьской революции и необходимостью осмысления ее последствий для исторического развития России. После многолетнего духовного застоя происходит возрождение веры, укрепленной и очищенной
«трудной полосой истории», которое предрекал заточенный в Соловецком монастыре богослов и философ священник Павел Флоренский: «Это будет (...) вопль изголодавшихся духом» [8; 32]. Ведь мученичество является одним из центральным духовным явлений в христианстве, наиболее полным и всеобъемлющим выражением истинности евангельского благовестия, главным и неопровержим доказательством истинности веры Христовой [4; 92].
В этих условиях историко-церковное краеведение является уникальным полем сотрудничества общества и государства, Церкви по возвращению народу России исторической памяти: краеведы, священнослужители, педагоги, юные исследователи вовлечены в этот благодатный процесс [3; 7].
Оренбургская историография по теме новомучеников включает в себя труды исследователей, в первую очередь сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых. В Оренбургской епархии значительный вклад в изучение подвига веры новомучеников и исповедников оренбургских внес протоиерей Николай Стремский, председатель епархиального отдела по канонизации святых, настоятель Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия п. Саракташ. В серии книг, изданных под его редакцией, раскрывается картина глобальных репрессий по отношению к православному духовенству и мирянам, приводится список новомучеников, дается история разрушения храмов в советский период. Сотрудник епархиального отдела по канонизации святых Е.В. Банникова проводит большую работу по выявлению новых имен новомучеников. На сайте «Святые Оренбуржья» размещаются материалы о новомучениках оренбургских, как прославленных Церковью, так и готовящихся к прославлению [5; 11]. Факты и события, биографии, к которым обращаются современные исследователи, восстанавливая исторические страницы репрессий и войн, дают возможность глубже разобраться в причинах, истоках, в духовных смыслах прошлого, в проблеме осознания места и роли отдельно взятого человека в истории целого народа [1; 301].
В рамках историко-церковной краеведческой деятельности проект Оренбургской духовной семинарии «Святые Оренбуржья: «праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их» (Мф.13:42)» получил поддержку Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива - 2017». Задача проекта - реализация духовно-нравственного просвещения среди детей и молодежи, родителей и педагогов области в системе средне-профессионального, школьного и дополнительного образования. За время реализации проекта была проведена серия научно-богословских и общественных мероприятий, актуализирующих православные культурные традиции на высоких нравственных примерах новомучеников и исповедников оренбургских, сохранивших веру в условиях гонений 19171937 гг. Областные детско-юношеские Кирилло-Мефодиевские чтения «Святые и святыни Оренбуржья», межрегиональная научно-практическая
конференция «Новомученики и исповедники Оренбургского края», просветительский лекторий в колледжах и школах Оренбургской епархии «Базисные ценности — основа общенациональной идентичности».
Изданные учебное пособие, научная монография и учебно-методическое пособие «Новомученики и исповедники Оренбургской епархии XX века» (ссылка) на сегодняшний момент активно используются в образовательных организациях Оренбургской области, являясь частью практического взаимодействия научной, педагогической и родительской общественности со священнослужителями по вопросам возрождения духовности в обществе, сохранения и приумножения исторического наследия Православия в Оренбургском крае, духовно-нравственного воспитания юных оренбуржцев.
Несомненно важные для общественности трагические исторические даты, столетие Октябрьской революции и восьмидесятилетие года «Большого террора», ставшие символами беспримерного массового исповедания веры духовенством и мирянами, легли в основу пособия. Для будущего нашего Отечества важно формировать в обучающихся нравственное отношение к сложным событиям истории советского периода, повлекшим террор Православной Церкви, раскрывать подвиг веры на примерах российских и оренбургских исповедников и новомучеников.
Феномен новомученичества мы рассматриваем как высший образец воспитания человека в детском и раннем подростковом периодах, для которых характерно интуитивное чувство справедливости и стремление к подвигу. Современный школьник остро нуждается не в массовых мифологизированных образах героя, тиражируемых СМИ и сетью Интернет, а в подлинно историчных, индивидуализированных образцах героизма, которые единственно и остаются исторически непреходящими в сакральной истории народной культуры. Нравственные черты новомученичества видятся нам как перспективная основа реформирования воспитательно-образовательной сферы, переосмысления атеистической методологии, корректировки образовательных технологий, ориентированных в основном на формирование у школьников мозаичной «суммы знаний» и определённых навыков их постижения [5; 8].
Феномен новомученичества - уникальное явление в истории религиозной жизни России. Духовный опыт новомучеников представляет собой своеобразный религиозно-нравственный фундамент идеала святости, синтезирующий и проецирующий этические категории христианства в современную культуру и в научное знание. Значительное число новомучеников, прославленных в Русской Православной поместной Церкви в 2000 году, указывает на особую миссию русского народа в деле служения Богу. Сохранение связи времён, бесценный духовный опыт, сконцентрированный в нравственной категории ответственности и оставленный грядущему поколению, засвидетельствован преодолением
страха смерти, утверждением вечной жизни российским новомучениками, ценнейшим звеном всех христианских святых.
В учебно-методическом пособии «Новомученики и исповедники Оренбургской епархии XX века» учебная составляющая - это история жизни и смысл подвига новомучеников и исповедников Оренбургской земли: игумена Зосимы (Карцева), священномученика Макария Оренбургского, преподобной Зосимы Эннатской, схимонаха Максима (Пилипцова), святителя Иакова (Маскаева), мученика Александра Шмореля [5; 13-99]. В методической составляющей раскрывается роль и значение знакомства обучающихся с жизнью и подвигом святых Оренбуржья в контексте духовно-нравственного воспитания, особенности рассмотрения этих вопросов в современной образованной практике [5; 100-128]. Пособие содержит методические рекомендации изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников Оренбургской епархии на уроках Основ православной культуры, основ духовно-нравственной культуры народов России, во внеурочной и внешкольной деятельности [5; 129-157].
Положительные отзывы Министерства образования Оренбургской области, в которых дается высокая оценка содержания и качества учебно-методического пособия, его роли в духовно-нравственном просвещении, в укреплении ценностных оснований воспитательной компоненты региональной образовательной политики, а также положительный отзыв отдела религиозного образования и катехизации Оренбургской епархии, в котором отмечена безусловная ценность учебно-методического пособия как источника ценной краеведческой информации для работы в рамках курсов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», для педагогов дополнительного образования, преподавателей воскресных школ, подтверждает актуальность темы новомученичества и исповедничества в современной системе образования.
Имея качественную историко-церковную краеведческую базу для осмысления важнейшего периода развития отечественной истории, подрастающее поколение придет к пониманию, что мученичество «отнюдь не было изобретением человеческим, или последствием одного человеческого произволения: оно было даром Божиим человечеству, и потому было сверхъестественно, как и святый апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Флп.1:29)» [2; 345].
И, примеряя на себя, соотнося со своими убеждениями и духовными силами подвиг новомучеников, оценивая ушедшую эпоху, современный гражданин России придет к осознанию, что сегодня каждый, кто противостоит «диавольским умыслам смиренномудрием, терпением, любовию к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога, во исполнение заповедей Спасителя», живет по совести, руководствуясь их духовным подвигом [7; 279].
Библиография
1. Воронова А. А. Историко-церковное краеведение как эффективный ресурс формирования у обучающихся традиционных ценностей и ключевых компетенций гражданина России / А. А. Воронова, Е. В. Воропаева // Всероссийский церковно-государственный форум «Наследники победителей» : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. «Духовные скрепы России: вера, патриотизм, единство». Самара: ООО «Медиа-книга», 2016. 600 с.
2. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве // Творения. Т. 2. Аскетические опыты. Репр. воспроизведение изд. 1886. М.: Правило веры, 1993. 414 с.
3. Историко-церковное краеведение : метод. рекомендации руководителям учеб. -исслед. работ / А. А. Воронова, Е. В. Воропаева, М. Н. Ефименко, иерей В. Н. Татусь ; Отдел религиозного образования и катехизации Оренбургской епархии РПЦ (Московский Патриархат) ; Министерство образования Оренбургской области. Оренбург : Типография «Экспресс-печать», 2015. 84 с.
4. Никулина Е. Н. Агиология : курс лекций / Е. Н. Никулина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 312 с.
5. Новомученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века : учеб. -метод. пособие / А. А. Воронова, А. А. Мишучков, иерей Петр Панов, иерей Алексий Колыванов, Д. Н. Денисов. Оренбург, 2017. 188 с.
6. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2015 г. N 1561-р «О концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий».
7. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина // Ефрем Сирин, св. Творения. Полное собрание сочинений в 9-ти томах. Ч. 4. Сергиев Посад, 2017. 520 с.
8. Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем : сборник архивных материалов и статей. Городец, 2009. 205 с.