Научная статья на тему 'Память о новомученниках в дискурсе региональной церковной истории'

Память о новомученниках в дискурсе региональной церковной истории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ / ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кияшко Никита Витальевич

В статье рассматриваются методологические ракурсы научного осмысления региональной церковной истории в контексте пространства памяти о новомучениках Русской Церкви как ресурса национальной и религиозной консолидации. Отдельное внимание уделяется существующим источниковедческим проблемам и методам их решения при работе епархиальных комиссий по канонизации святых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Память о новомученниках в дискурсе региональной церковной истории»

УДК 261.7

№ 1, 2017 (2)

память о новомучениках в дискурсе региональной церковной истории

Никита Витальевич Кияшко, член Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии

(г. Краснодар, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются методологические ракурсы научного осмысления региональной церковной истории в контексте пространства памяти о новомучениках Русской Церкви как ресурса национальной и религиозной консолидации. Отдельное внимание уделяется существующим источниковедческим проблемам и методам их решения при работе епархиальных комиссий по канонизации святых. Ключевые слова: историко-культурное наследие, политика памяти, канонизация святых, жертвы политических репрессий.

remembrance of new martyrs

in the regional church history discourse

N.V. Kiyashko,

A member of the Commission for Saints Canonization of the Ekaterinodarsk eparchy

(Krasnodar, Russia)

Abstract: The article considers methodological ways of scientific understanding of regional church history in the context of the remembrance of new martyrs of the Russian orthodox Church as a resource of national and orthodox theological consolidation. Special attention is devoted to the existing historiographic problems and the methods of their solution while working with eparchy commissions on saints' canonization. Key words: historical and cultural legacy, remembrance policy, canonization of saints, political repression victims.

мнш - - б

■ тремительное развитие современной исторической науки позволяет обще-1жству переосмыслить и заново оценить события, предшествовавшие оконец чательному установлению советской власти, а именно братоубийственную Гражданскую войну. Постепенно наступает преодоление и отход от штамповых классовых оценок, привитых исторической науке идеологической политикой советского государства. Императив истории не только выходит за рамки круга профессиональных ученых, но и становится достоянием общества, которое стремится дать новое определение своей идентичности через оживление историко-культурного наследия. В контексте 100-летия революции и кризиса государственности происходит актуализация изучения проблем положения духовенства в условиях различных политических платформ, что, в свою очередь, придает деятельности комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви особую актуальность, восполняя пустующую лакуну в памяти общества.

Необходимость всестороннего изучения подвигов священнослужителей и репрессивной политики советского государства против Церкви в контексте региональной церковной истории детерминирована возросшим количеством публикаций в

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

кияшко Никита Витальевич «Память о новомучениках в дискурсе региональной церковной истории»

региональной научной и ненаучной периодике и необходимостью общенациональной консолидации в условиях упрочения позиций России в стремительно изменяющемся мире.

Сегодня государственной властью создан эффективный механизм поддержки деятельности общественных организаций и граждан в сфере увековечивания памяти жертв политических репрессий. Доминантой законодательной основы реализации государственной политики в сфере мемориализации и поддержки научно-исследовательской работы в области сохранения памяти жертв репрессий является Концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, утвержденная решением Правительства Российской Федерации 15 августа 2015 г. [1]. Важно, что в этом документе подчеркивается стремление к преодолению трагического опыта, пережитого страной и гражданами после октябрьских событий 1917 г., утраты трансляции культурной традиции. В рамках концепции изложены основы системы стратегического партнерства государства и общества, направленные на формирование принципов деятельного патриотизма, в том числе и при участии религиозных объединений. Таким образом, деятельность Церкви как социального института в сфере мемо-риализации при взаимодействии с экспертным сообществом de jure получила государственную поддержку.

Обращаясь к рассмотрению системы церковной работы в сфере сохранения историко-культурной памяти о жертвах политических репрессий, следует выделить определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 г. «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», в соответствии с которым помимо проведения научно-исследовательской и музейно-образовательной работы, предполагается использование историко-исследовательского потенциала епархиальных комиссий по канонизации для организации и сбора документальных и нарративных источников о гонениях на Церковь в XX в. [2]. Фактически исследовательский ресурс епархиальных комиссий по канонизации в области региональной церковной истории становится важнейшим элементом в работе по выявлению материалов о новомучениках. Использование этого ресурса позволяет рассматривать подвиги и смерть новомучеников и всех пострадавших за веру не только в узком смысле совершившегося частного события, а в контексте перспективы динамики положения Церкви и государственно-церковных отношений в регионе. Изучение материалов о жертвах гонений в отрыве от местной истории привносит однобокость, а иногда и некоторую ошибочность, которая прочно закрепляется в региональной историографии, формируя своеобразный «канон».

Региональная церковная история XX в., выступая объектом исторического исследования, последовательно трансформируется из сферы пространства места памяти c характерным для него нарративным аппаратом в сферу истории критической. При этом, несмотря на научную десакрализацию церковной истории, она сохраняет компонент памяти, концептуальный вектор на актуальную переживаемую связь с вечным настоящим. Крепкая связь между вечным настоящим и вечным прошлым, сакральным и профанным, формируется на базисе мученичества - древнего и нового. Этот параллелизм актуализирует события истории древней Церкви, ставя в один ряд с ними новых мучеников XX в., память о которых еще сохраняется среди носителей

№пе

омской православной духовной семинарии

с

живых социальных групп. Для исторической науки эта память, искаженная или же не подверженная влиянию времени, становится ценным источником сведений о служении и жизни Церкви этого периода. Вместе с тем для самих членов социальных групп эта память одновременно остается коллективной и индивидуальной одновременно, по мысли Пьера Нора, «находится в процессе постоянной эволюции, она открыта диалектике запоминания и амнезии, не отдает себе отчета в своих последовательных деформациях, подвластна всем использованиям и манипуляциям, способна на длительные скрытые периоды и внезапные оживления» [3]. Именно подверженность внешнему изменению временем является существенным недостатком, выявляемым при анализе памяти, аккумулируемой в нарративных источниках, как объекте исторического исследования.

Обращение к методу исторической реконструкции открывает перед исследователем возможность создания целостной событийной картины на основе полученных данных памяти и документальных источников. Но в этом случае память уже перестает принадлежать социальной группе, всецело перемещаясь в пространство инструментария исторической науки. Следует заметить, существенный комплекс сведений о новомучениках, получаемых из области социальной памяти, требует жесткой корректировки в соответствии с имеющимися архивными материалами. Это ограждает деятельность комиссий по канонизации святых от исторических неточностей, апокрифических сюжетов и одностороннего взгляда на происходившие события. Именно таким способом комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии удалось установить реальную картину событий мая 1922 г. в городе Ейске, получивших название «Ейское восстание», и степень причастности к нему епископа Ейского Преосвященного Евсевия (Рождественского), временно управляющего Кубано-Черноморской канонической епархией. Безусловно, это было бы невозможно при анализе судебного процесса над епископом и подчиненным ему духовенством в отрыве от контекста развития церковной жизни на Кубани и без привлечения широкого круга дополнительных источников.

Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви, утвержденные Священным Синодом 6 октября 2011 г., учитывая законодательные ограничения в доступе к документам органов ЧК-ОГПУ-НКВД, отдают предпочтение в работе комиссий материалам о пострадавших за веру в период Гражданской войны при условии наличия выявленных достоверных данных об их исповедничестве и кончине [4].

Методологический дискурс исследовательской работы епархиальных комиссий по канонизации святых открывает ряд проблем источниковедческого характера, связанных с особенностями документов Гражданской войны, препятствующих целостному восприятию подвига священнослужителей. В целом, названные проблемы характерны, в первую очередь, для регионов, находившихся в 1917-1920 гг. под контролем Добровольческой армии генерала А.И. Деникина.

Во-первых, это политический фактор, когда в качестве обвинения священнослужителю инкриминировалась мнимая принадлежность и сочувствие к «кадетам». В этом случае только наличие в документе конкретных указаний на яркие политические симпатии и их публичное выражение может послужить достаточным основанием отказа от канонизации. В подавляющем большинстве примеров это обвинение

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

кияшко Никита Витальевич «Память о новомучениках в дискурсе региональной церковной истории»

отнюдь не являлось маркером политизированности духовенства, а лишь внешним предлогом, использовавшимся большевиками для обоснования обвинения при полном отсутствии фактов, иллюстрировавших политическую деятельность духовенства. Только на территории Кубанской области с такой формулировкой в 1918 г. были убиты 18 священнослужителей [5].

Во-вторых, использовавшаяся в периодической белогвардейской печати де-монизация большевиков в ряде случаев, безусловно, отражалась на объективности излагаемых фактов о смерти священнослужителей. В связи с этим при изучении подобных материалов придается особое значение принципам объективности и историзма, позволяющим твердо опираться на сюжетно-фактологический корпус источника.

В-третьих, значительная часть документов порой лишь в краткой форме характеризует личности священников и обстоятельства их смерти, в большинстве же используются принятые в делопроизводстве того времени клише. Отсутствие документов, подтверждавших решения революционных судов или фиксировавших последовательность происходивших со священнослужителями событий, является главным препятствием в работе комиссий по канонизации святых. В таких случаях при невозможности канонизации предпочтительной возможной формой сохранения памяти выступает официальная публикация имеющихся данных и использование их в музейно-выставочных мероприятиях.

В отношении почитания и популяризации памяти о прославленных Церковью Кубанских новомучениках, жертвах гонений 1920-х годов, Екатеринодарской епархией проводится ряд мероприятий, среди которых создание соответствующей экспозиции в музее истории Православия на Кубани при Екатеринодарской духовной семинарии, публикация их житий в региональных, краевых, районных средствах массовой информации и интернет-пространстве. Формирование научно-исследовательского корпуса материалов, освещающих положение духовенства Кубанской епархии в период Гражданской войны и репрессий 1920-х гг., также является важнейшей задачей работы епархиальной комиссии по канонизации святых. Доступность исследовательских материалов для широкой аудитории способствует распространению памяти как о канонизированных, так и непрославленных священнослужителях, жертвах политических репрессий.

В результате исследовательской деятельности комиссии разработана периодизация репрессий против духовенства на Кубани в 1920-х гг., основанная на региональных архивных данных, выявлены новые материалы о репрессированных священнослужителях [6]. Особенное внимание уделено материалам о гонениях на Церковь и веру в 1918 г., собранным Особой комиссией по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем вооруженными силами на юге России, и их анализу [7].

В целом, современные коммеморативные практики требуют привлечения значительных ресурсов, акцентируя внимание общества на необходимости памяти. Существенный вклад в общий процесс мемориализации вносит деятельность епархиальных комиссий по канонизации святых Русской Православной Церкви, связанная с глубоким изучением региональной церковной истории, анализом репрессивной политики советского государства и восстановлением имен забытых жертв.

ШШШ

омской православной духовной семинарии

с

Библиографический список:

1. Концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/media/files/AR59E5d7yB9LddoPH2RSlhQpSCQDERdP. pdf (дата обращения 16.02.2017).

2. Материалы Архиерейского Собора 2011 г. О мерах по сохранению памяти но-вомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1400907.html (дата обращения 16.02.2017).

3. Нора П. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - С. 19.

4. Рекомендации к деятельности комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви, утвержденные определением Священного Синода от 6 октября 2011 года [Электронный ресурс] // Синодальная комиссия по канонизации святых. URL: http://kanonkom.ru/docs/rekomendacii-k-deyatelnosti-eparhialnyh-komissiy-po-kanonizacii-svyatyh.html (дата обращения 16.02.2017).

5. Небавский А.А. Репрессии против духовенства в годы Гражданской войны // «Гром победы, раздавайся!»: материалы XI Международных Дворянских чтений. -Краснодар, 2015. - С. 213-214.

6. Кияшко Н.В. Репрессии как инструмент борьбы против православного духовенства и мирян в 1920-е гг. // Церковь. Богословие. История: материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 2-4 февраля 2017 г.). -Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. - С. 73-79.

7. Кияшко Н.В. Особенности епархиального управления и церковной жизни на Кубани в 1919 году // Вопросы южнороссийской истории: научный сборник. Вып. 19. -Армавир: Дизайн-студия Б, 2015. - С. 179-191.

№ 1, 2017 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.