Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви 2007. Вып. 2 (23). С. 183-187
«Истины Христовой светлые служители»
Доненко Николай, протоиерей. Новомученики Бердянска: священ-номученики Михаил Богословский, Виктор Киранов, Александр Ильенков; Город в годы воинствующего атеизма, 1919—1939. — Феодосия; М.: Издат. дом «Коктебель», 2006. — 224 с.: ил. — (Образы былого. Вып. 7)
Выступая на XVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ профессор Н.Е. Емельянов с сожалением отметил факт, что на многих приходах, а также и во многих епархиях часто не знают святых, пострадавших в этой местности, как не знают дней их памяти. С этим трудно не согласиться. Очень часто о новомучениках той или иной епархии большинству прихожан неизвестно практически ничего.
На некоторых приходах выход найден - в притворах размещаются стенды, содержащие сведения о местных новомучениках, при храмах открываются музеи, посвященные их памяти.
Неудивительно, что появление каждого нового исследования, посвященного новомученикам отдельных епархий, всегда является радостным событием церковной жизни. Не стала исключением и книга протоиерея Николая Доненко «Новомученики Бердянска», вышедшая в 2006 г. Данное исследование является вторым, дополненным изданием книги «Новомученики города Бердянска: протоиерей Михаил Богословский, протоиерей Виктор Киранов, иерей Александр Ильенков», изданной Московским подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры в 2001 г. Хотя в названии изданной ныне книги содержатся имена только трех священномучеников, исследование посвящено страданиям множества других лиц, священников и мирян, живших в страшные годы безбожных гонений.
Исследование протоиерея Николая Доненко состоит из Пролога и четырех глав. Венчает книгу служба святым новомученикам Запорожской епархии, в число которых входят и священнослужители города Бердянска.
В Прологе, с которого начинается книга, кратко говорится об основании г. Бердянска попечением выдающегося государственного деятеля князя М.С. Воронцова, об истории и дореволюционной жиз-
ни города, в котором до начала гонений было десять православных церквей.
Первая глава книги - «Смутное время» — повествует о том, как в жизнь небольшого и тихого провинциального города постепенно вползала агрессия разрушения. Ростки ее, как и повсюду в России, были замечены задолго до рокового 1917 г. После Первой русской революции агрессия временно затихает, но только для того, чтобы через десять лет взорваться, хлынуть лавиной, сметая на своем пути Святую Русь, попирая не только государственные, но и Божии законы. Протоиерей Николай Доненко пишет, как агитаторы разлагали рабочих, сеяли смуту, срывали производство снарядов, столь необходимых для фронта, как революционный порыв сменился поисками врагов революции, как борьба за смягчение условий труда переросла в грабежи, а требования «политических свобод» вылились в уничтожение всех несогласных с большевистскими идеями.
Здесь же рассказывается о гибели благочинного Бердянского уезда, настоятеля Вознесенского собора Бердянска протоиерея Александра Лукина, выступавшего против беззаконий новой власти и требовавшего сохранения преподавания Закона Божия. Протоиерей Александр Лукин сначала подвергся травле со страниц местных газет, затем была предпринята попытка арестовать пастыря, чему воспрепятствовали его прихожане. Только в 1919 г., когда безбожная власть достаточно укрепилась, по приказу ЧК пастырь был расстрелян вместе с одним из своих верных помощников - помещиком Иваном Бессоновым. В этой же главе описаны обстоятельства мученической кончины другого пастыря бердянской земли - священника Павла Войнарского.
Протоиерей Николай Доненко привел немало интересных сведений о бесчинствах, творимых в городе большевиками, а также «красной бригадой» Н. Махно.
Следующая глава книги посвящена пастырям, пострадавшим в предвоенные годы, - священномученикам протоиерею Михаилу Богословскому, протоиерею Виктору Киранову и иерею Александру Ильенкову. Кроме них, в главе описываются и другие священнослужители, претерпевшие страдания от безбожников. Так, в январе 1938 г. были расстреляны священнослужители слободского Кирилло-Мефодиевского храма - пользовавшийся огромной популярностью у простого народа митрофорный протоиерей Петр Товаров и иерей Михаил Процедымов. Беззаконная власть, стремившаяся искоренить православную веру, старалась уничтожить главный ее оплот в Бердянске - Покровскую церковь, где служили после закрытия окрестных церквей все местные священники.
Благочинный бердянского округа, настоятель Вознесенского собора, а после его уничтожения Покровской церкви г. Бердянска, протоиерей Виктор Киранов происходил из болгарского священнического рода Кирановых, многие представители которого бежали в Россию в 1830 г. из-за насилий, чинимых на Балканах турками. Автор книги повествует о предках священномученика Виктора, а также описывает и его жизненный путь вплоть до его кончины.
В конце 1930-х гг. протоиерей Виктор Киранов выступил против закрытия последнего в городе храма. Своего настоятеля поддержали два других пастыря - протоиерей Михаил Богословский, неоднократно посрамлявший обновленцев во время публичных диспутов, и пользовавшийся огромным авторитетом в городе иерей Александр Ильенков.
После Рождества 1937 г. священномученики тайно организовали приходское собрание, которое должно было показать, что храм нужен народу. Несмотря на насаждаемое властями безбожие, в собрании приняли участие 4 тысячи человек, что для 50-тысячного города в эпоху репрессий было немало. Однако для беззаконной власти народное волеизъявление было пустым звуком - храм в скором времени был закрыт. А в начале лета 1937 г. организовавшие собрание священники были арестованы. Во время допросов над ними издевались, пытали и били. Страдальцев обвиняли в шпионаже и попытках отравить колодцы. Впоследствии, после падения Ежова, обвинения свелись только к антисоветской агитации. Однако и этого было достаточно, чтобы довести дело до конца и отправить пастырей в лагеря, из которых они так и не вернулись: протоиерей Михаил умер в 1940 г., а протоиерей Виктор и иерей Александр - в 1942 г. Помимо трех пастырей, в 1937—1938 гг. был арестован еще целый ряд бердянских священников, большинство из которых также погибло в лагерях.
В книге приведены письма священномученика Виктора своей семье из лагеря. Понятно, что писать прямо о нечеловеческих условиях лагерной жизни пастырь не мог, да, пожалуй, и не стал бы этого делать, чтобы не огорчать родных. Однако даже в недомолвках, в намеках, в незначительных, на первый взгляд, штрихах прорывается и боль, и страдание, и высота духа пастыря и находившихся рядом с ним людей.
Приходское собрание 1937 г., описанное в этой главе, было не единственной попыткой противостоять разгулу воинствующего атеизма. Так, в небольшой по объему главе «Народное сопротивление» повествуется о действиях прихожан города Токмака (недалеко от Бердянска) с целью противостоять закрытию Успенского собора в 1929 г.
О коллективизации, подорвавшей русскую деревню, о голоде, спровоцированном правящим режимом и унесшим миллионы человеческих жизней, говорится в последней главе книги - «Крестьянин Дмитрий Клевцов». На примере жизни этого праведника протоиерей Николай Доненко представил яркую картину того, что происходило в российской деревне в 1920-е гг. На фактическом материале он показал, как одни люди, переживая голод, духовно возрастали, в то время как другие, пребывая в безбожии, оставались гонителями веры.
Мучеником в книге выступает и сам город Бердянск, лишившийся в 1929 г. прекрасного Вознесенского собора, храмов, лучших людей, исторических названий улиц, да и всей своей дореволюционной истории. Город дал Церкви целый сонм святых, из которых канонизирована только небольшая часть. Трудно не согласиться со словами протоиерея Николая Доненко, что «ни география, ни экономика, ни культура не определяют в конечном итоге глубинную жизнь города, его самодостаточность». Автор книги справедливо указывает, что город обретает свой лик с «кровью и обликом святых», наличие которых позволило некогда праотцу Аврааму молиться о спасении жителей Содома и Гоморры.
Ценность книги протоиерея Николая Доненко состоит и в том, что он отказался от ложного принципа замалчивания фактов, которые, якобы, «порочат Церковь», и прямо указал, что помимо мучеников и исповедников были и те, кто не выдержал мучений и впоследствии оклеветал перед представителями власти других священнослужителей. Так, например, в книге говорится об архиепископе Георгии (Делиеве), чьи оговоры стали причиной ареста и смерти многих православных христиан. Очень важно понимание автором аксиомы, что если речь идет о серьезном историческом исследовании, то боязнь «осудить» или «опорочить» должна отступить на второй план. Констатация неблаговидного поступка того или иного церковного деятеля не есть его осуждение и не ложится пятном на Церковь, которая пребудет «святой и непорочной» (Еф 5.27) вовеки, ибо, по словам протоиерея Валентина Свенцицкого, грехи представителей иерархии есть «не грехи Церкви, а грехи их перед Церковью»1.
Наконец, книга является ценным свидетельством против режима, пребывавшего у власти в стране, уничтожившего массы народа и разделившего единую русскую нацию искусственно проведенными границами. Из-за этого территории, связанные с подвигом бердян-ских новомучеников и населенные людьми, не видевшими себя вне России, ныне географически принадлежат другому государству.
1 Свенцицкий В., прот. Диалоги. М., 1995. С. 97.
186
Недостатком книги, снижающим ее научную ценность, является отсутствие ссылок на источники и литературу. Приведенный в конце книги список источников, большинство из которых не опубликовано, не решает вопроса, ибо для оценки той или иной информации, для проверки ее достоверности исследователю необходимо доподлинно знать происхождение того или иного цитируемого документа. Хочется надеяться, что этот недостаток будет исправлен автором в последующих изданиях книги, а также в других трудах, которые, конечно же, будут появляться, ибо исследования, посвященные страдальцам за веру в XX веке в настоящее время весьма востребованы, а сам протоиерей Николай Доненко неутомим в поисках новых сведений о пострадавших в годы большевистских гонений.
Однако указанный недостаток не умаляет новизны предложенных автором материалов. В руках исследователей, а также всех, интересующихся историей России и православия, появилось не только интересное и душеполезное чтение, но и новое свидетельство святости Церкви и ее верных служителей.
Кострюков А.А.