Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Владимир Сорокин
Венец жизни священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших в ночь с 12-го на 13-е августа 1922 года
Опубликовано: Христианское чтение. 1999. № 17. С. 21-58
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Проф., прот. Владимир Сорокин
Актовая речь на торжественном заседании в праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, 9 октября 1997 года
ВЕНЕЦ ЖИЗНИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА, МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО И ГДОВСКОГО, И ИЖЕ С НИМ ПОСТРАДАВШИХ В НОЧЬ С 12-го НА 13-ое АВГУСТА 1922 ГОДА
75 лег назад в ночь с 12-го па 13-ое августа 1922 года на станции Пороховые по Ириновской железной дороге под Петроградом были расстреляны Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, архимандрит Сергии Шеин, бывший присяжный поверенный, юрисконсульт Александро-Невской Лавры и член Правления Общества православных приходов г. Петрограда Иван Михайлович Ковшаров, профессор, юрист, председатель Правления Общества православных приходов Юрий Петрович Новицкий по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей.
Поименованные лица были расстреляны по приговору Петроградского Революционного Трибунала как православные христиане, твердо стоявшие на пути исповедания веры по слову Господа: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2.10).
Обращаясь сегодня к житию теперь уже прославленных ново-мучеников российских, удивляешься тому, что они пострадали за веру Христову в XX веке, и тому, что их стояние за веру, их исповедание веры повторяет путь веры первого и второго поколения христиан. Своими страданиями они прославили Бога, пронесли веру Христову перед богоотступниками и мучителями. Их вера и подвиг стали для многих наших современников путеводной звездой к Богу.
При сравнении исповедпического подвига первых христиан и христиан-мучеников XX столетия порой кажется, что не было этих двух тысяч лет христианской эры, что время как будто сжалось в единый миг, и сегодня, как и христиане в глубокой древности,
мы слышим тихий и ласковый призыв ныне празднуемого нами любимого ученика Христова, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2.10).
В богословском, в духовном смысле мы живем в удивительное время. В XX столетии Господь даровал Церкви столько свидетелей Своей Славы и Силы, открыл столько дарований и служений, что для изучения и осмысления их исповедничеокого подвига понадобится не одно столетие, не одно поколение. К настоящему времени составлен предварительный Синодик гонимых, умученных, невинно пострадавших священно- и церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии в годы лихолетья, первая часть которого на сегодняшний день содержит около двух тысяч имен. И это — только малая часть всех пострадавших за веру Христову!
Слава Богу, сегодня жизнь, исповедничеекий путь и мученическая кончина святителя Вениамина и иже с ним пострадавших довольно неплохо изучена и отражена во многих печатных работах. Усердно потрудились здесь А. А. Бовкало и А. К. Галкин, А. Нежный, М. В. Шкаровский, В. В. Антонов и другие. В исправительной колонии № 20/5 поселка Металлострой под Петербургом усердием самих осужденных в 1992 году построен новый храм во имя священномученика Вениамина. В Санкт-Петербурге, недалеко от Московского вокзала, заканчивается строительство часовни по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, посвященной святым мученикам и исповедникам Российским. Теперь доступны, хотя и не все, многие архивные материалы, касающиеся подвига новомучеников российских. Их житие и подвиг — великие уроки, преподанные Господом нам в научение и подражание. Великие тайны Господь открывает нам через уроки истории. Обратимся к одной из них.
В книге Откровения святой апостол и евангелист Иоанн Богослов запечатлел такие слова Господа: «Се, творю все новое» (21.5). Когда вникаешь в исповеднический путь новомучеников
российских, то каждый раз убеждаешься в истинности этих слов, убеждаешься в том, что Священное Писание есть постоянно жизнеутверждающая новизна.
«Венец жизни» (Откр. 2.10) в Священном Писании, прежде всего, образ благословенного дара Божия, совершенства, завершенности. Венцу уподобляется урожай: «Венчаешь лето благости Твоей, и стези твои источают тук» (Пс. 64.12). Господь венчает славой и честью людей и ставит их над делами рук Своих, так что человек сам уподобляется венцу творения: «Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его ¡Владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его...» Щс. 8.6—7). Господь венчает людей милостью и щедротами — невидимым, но драгоценным венцом (Пс. 102.4). Когда человек оказывается в бесславном положении, о нем говорится, что с его головы упал венец (Иов. 19.9; Иер. 13.18; Плач. 5.16), когда человек в достойном образе жизни, тогда венец — награда. Добродетельная жена — венец мужа (Притч. 12.4), внуки — венец стариков (Притч. 17.6), седина — венец славы праведного (Притч. 16,31), венцом может называться мудрость, страх Господень и другие добродетели.
У святого апостола Павла венец — символ заслуженной награды. Венец получает победитель в состязаниях. Христиане подобны ■состязающимся в беге. Они тоже устремляются к цели, чтобы удостоиться венца, но не венца тленного, как соревнующиеся, а венца нетленного (1 Кор. 9.25). Такое сравнение христианской Жизуни с состязанием довольно часто встречается у апостола Павла (Гал. 2.2; 5—7; Филип. 2.16; 3.12—14; 2 Тим. 2.5; 4.8).
Нетленный венец, венец правды, — эсхатологический дар Бо-;жий победителю в жизненном состязании (2 Тим. 4.8). Этот венец Присуждает «в день оный» праведный Судия. Получит этот венец Тот, кто сохранит верность Христу (2 Тим. 4.7), кто терпеливо •Переносит страдания, не связывает себя житейскими заботами !&Тим. 2.3—4), кто, не оглядываясь назад, имеет перед глазами ^только одну цель — горнюю награду, к которой призывает Бог в Иисусе Христе (Филип. 3.11 —14).
Награда эта — воскресение из мертвых, совоскресение со Христом, новая жизнь (Филип. 3.10—11).
В книге Откровения (2.10) венец жизни обещается тем, кто выдержит испытания в преследованиях за Христа, останется верным ему до смерти.
В Послании святого апостола Иакова (1.12) венец жизни Господь обещает тем, кто любит Его и переносит испытания.
В Священном Писании жизнь представлена как непрерывный подвиг, борьба. Победитель в этой борьбе получает награду — венец, содержание его — жизнь, не знающая смерти: «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2.11). В Послании святого апостола Петра (1 Петр. 5.4) этот венец назван «неувядающим венцом славы», то есть венцом, неувядающие листья которого (листья древа жизни) излучают сияние.
Сияние есть знак жизни, тьма — знак смерти. Венец жизни — венец света. Отсюда в иконографии существует традиция изображать сияющие нимбы, ореолы вокруг головы святых, удостоенных вечной жизни. Терновый венец (Мф. 27.29; Мк. 15.17; Ин. 19.2—5) на главе Победителя мира (Ин. 16.33) в контексте библейского повествования — одно из орудий жестокости и сатанинской насмешки, а для грядущих веков, как и Животворящий Крест,— один из символов живоносных страстей, и в этом смысле является венцом жизни.
На иконе священномученик Вениамин изображен с ореолом святости, то есть с венцом славы. Он явился победителем в жизненном состязании с теми, кто хотел без Бога построить новый мир и создать нового человека.
Россия в двадцатом веке стала полем битвы двух мировоззрений— духовного и материалистического. Как в первом столетии новой эры христианство было вызовом древнему гордому языческому миру, так в двадцатом столетии Церковь Христова своим светом, правдой и любовью явилась столпом и утверждением истины. Те силы, которые восстали на Церковь, стали олицетворением тьмы — знаком смерти. Воистину последний век второго тысячелетия для истории Русской Православной Церкви — век мучеников и исповедников.
В 1917 году в России после отречения от престола императора Николая II при Временном правительстве Российская Православная Церковь на короткое время получает полную свободу, проводит Поместный Собор, избирает Патриарха, пытается наладить церковную жизнь в новых условиях.
В это время в Петрограде епископ Вениамин вступил во временное управление Петроградской епархией. В мае того же года свободным голосованием клира и мирян состоялось избрание епископа Гдовского Вениамина правящим архиереем на столичную кафедру.
Его биография очень проста. Митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 году в семье священника в Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Духовное образование будущий митрополит начал в Каргопольском Духовном Училище, азы которого несомненно были заложены в раннем детстве в родительском доме. В 1887 году поступил в Олонецкую Духовную Семинарию, по окончании которой в 1893 году стал студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Студенты Духовной Академии привлекались к работе в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православия среди народа. Деятельное участие в работе этого Общества принял и студент Василий Казанский. Он любил проводить беседы и чтения на религиозно-нравственные темы на заводах и фабриках на окраинах Петербурга. В двадцать два года (1895 г.) он принял пострижение и был рукоположен во иеродиакона, а в мае 1896 года —во иеромонаха.
В 1897 году, после окончания Духовной Академии, он преподавал Священное Писание в Рижской Духовной Семинарии, затем в 1898 году был назначен инспектором Холмской Семинарии, а в 1899 году — инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. О нем как о преподавателе и инспекторе его современники вспоминали как о скромном, добром человеке с твердой волей в достижении поставленной цели.
В 1902 году он в сане архимандрита назначается ректором Самарской Духовной Семинарии, а в 1905 году переводится на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. Особое
внимание в эти годы он уделяет попечительским делам по оказанию помощи беднейшим воспитанникам духовных школ. В своих словах и речах, обращенных к юношеству, он призывает к труду, любви и единству во Христе на благо ближним своим. Поучительно в этом отношении Слово, произнесенное во время паломнической поездки с учащимися Самарской Духовной Семинарии на Валаам за Божественной Литургией в церкви на Игуменском кладбище, в котором он сказал:
«Через несколько минут, возлюбленные братия, вы приступите к Святой Чаше, вкусите Тела и Крови Христовой. Через это вы теснейшим образом соединитесь со Христом. Он Сам засвидетельствовал: «Ядущий Мою Плоть и пию-щий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... Я живу Отцем: так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6. 56—57). Это единение со Спасителем в данное время и в настоящем месте весьма знаменательно и должно быть памятно для вас. Мы находимся в таких местах, где на каждом шагу встречаем напоминание, что люди совершил« и могут совершить со Христом и во имя Христово. Сколько раз мы были поражены и приходили в изумление пред тем, что сделано и делает братия обители Валаамской! Они пре-победнли самую природу, имея в суровом, холодном климате богатые фруктовые сады и на бесплодных скалах искусственно выращивая целые рощи деревьев. Они сумели справиться сами с собою, оставив те взгляды, которые прочно укоренились среди людей. Начальствующие среди них не пользуются никакими удобствами жизни по сравнению с подчиненными: та же одежда, та же пища и то же жилище у тех и других; только на первых лежит больше обязанностей, больше ответственности применительно к их силам, следовательно, больше и трудов. Забота о себе, своих ¡выгодах и удобствах изгнана из их обихода. Никто не работает для себя и не ищет своих удобств, а все работают на братство и стараются об удобствах других, даже чужих для них людей, какими являются паломники, во множестве посещающие их обитель» [1].
Будучи инспектором Санкт-Петербургской Семинарии он, как и в студенческие годы, участвует в работе Общества распространения религиозно-нравственного воспитания в духе православия. В 1901 году его назначают цензором журнала «Отдых христианина». В 1904 году архимандрит Вениамин был награжден Орденом святой Анны 2-й степени, а в 1907 году — Орденом святого Владимира 4-й степени.
В начале 1910 года состоялась хиротония архимандрита Вениамина во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. После вступления на епископскую кафедру он совершает поездки по приходам Гдовского уезда, Петербургской епархии, во время которых были освящены и открыты новые церкви и цер-ковно-приходские школы. Он был добрым пастырем, старался помочь попавшим в беду, умел сострадать: каждого, кто приходил к нему за советом и духовным утешением, он не отпускал без доброго напутствия и теплого слова. Даже среди инославных он пользовался уважением. Проповеди его были просты и искренни и поэтому были доступны простому народу. В тяжелые годы войны (шла I Мировая война) в своих обращениях он призывал иметь в душах и сердцах то, что имел и святитель Иоанн Тобольский — «любовь к родившей нас и вскормившей стране». В архипастырском Слове, обращенном к рабочим в церкви Путиловского завода по случаю чествования останков святых мощей от гроба святителя Иоана, митрополита Тобольского и Сибирского, он говорил:
«Служите ей [Родине — B.C.], кто чем может, особенно вы, возлюбленные братия, прихожане святого храма сего: вашими молотками и станками вы служите нашей родине так же, как солдат служит ей ружьем, если будете тверды духом вы и успешны в трудах ваших, будут тверды и успешны в наступлении на фронте. Если ослабеете в трудах ваших вы здесь, то ослабите и силу, и крепость и там — на фронте. Ваша работа на пользу родине приближает и час окончательной и желанной победы» [2].
Во всех его речах, обращенных к народу, всегда звучал призыв к любви, миру и созиданию.
После Февральской революции 1917 года иа пассии в том Же храме Путиловского завода Преосвященный Вениамин призывает молиться за «убиенных за благо и свободу народную», предостерегая от истребления друг друга в завоеванной свободе (Гал.5.15) и напутствуя к созиданию общества на любви и уважении:
«Молитесь и вы за погибших из любви к вам на улицах нашей столицы. Месяц уже исполняется, как водворилась и утверждена в России свобода. «К свободе вы призваны, братие, только бы свобода [ваша] не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (Гал. 5.13). <. >
Теперь свобода собраний, вы можете везде собираться, говорить, рассуждать обо всем, о чем болит душа ваша. Собирайтесь, рассуждайте, доказывайте друг другу, даже оспаривайте друг друга, если это надо, но во всем этом поступайте с христианской любовию... <■>
Господь наш Иисус Христос, Который по любви страдал за людей, да вдохнет эту самоотверженную любовь и в нас, чтобы призванные к свободе, служа любовию друг другу, мы устрояли общее благополучие страны нашей и общими усилиями 'победили бы всех врагов ее внутренних и внешних. Аминь.» [3].
Владыка Вениамин пользовался большой любовью и уважением среди верующих столицы, ив 1917 году свободным голосованием представителей народа и духовенства его избирают главой Петроградской кафедры. В марте этого же года его возводят в сан архиепископа, а за два дня до открытия Поместного Собора Российской Православной Церкви Святейший Синод возводит архиепископа Вениамина в сан митрополита. 15 августа 1917 года открывается Поместный Собор и митрополит Вениамин принимает участие в его работе. Как член Поместного Собора .митрополит Вениамин жил в Чудовом монастыре в Кремле. Во время октябрьских событий в Москве ему вместе с другими членами Собора пришлось пережить тяжелые дни (в это время Кремль подвергался обстрелу). В связи с этим митрополит обратился
к Собору, горячо призывая к братолюбию и прощению друг друга:
«Братия Чудова .монастыря и его гости — члены Собора, пережив ужасы минувших дней, просят у Всероссийского Церковного Собора благословения, молитв и братского утешения. Ужасные дни пришлось пережить в Кремле, но Господь судил сохранить святыни. Уцелел и я с монастырской братией. >...< В последние дни мы непрестанно молились. Надо пережить, что мы пережили, чтобы почувствовать, что происходило в Кремле. Когда сыпались снаряды, -мы молились, чтобы Господь примирил убивающих друг друга. Когда сражавшиеся падали трупами, мы молились «об убиенных во дни и в нощи». <...> Я же обязан оказать вам, что сохранились мы живыми лишь по милости Божией: все ведь мы нашли свое убежище там, где пребывал Святитель Ермоген. Особенное чувство мы испытали тогда, когда входили в ту часть храма, где скончался Святитель. Было тяжело на сердце. И вот в утешение братии монастыря, я прошу Собор преподать ей благословение, ибо после пережитых ужасов монашествующие чувствуют себя в тяжелой тревоге. Преосвященный настоятель монастыря, епископ Арсений просил меня и других членов Собора передать Собору просьбу их: принять к тому, чтобы Кремль оставался бы священным местом, чтобы из него были удалены посторонние учреждения и арсенал. Кремль уже полит братской кровью, и Преосвященный Арсений, повторяю, усердно просит передать указанную просьбу о сохранении Кремля, как священного для Православной России места. Дерзаю обратиться к Священному Собору еще с одной просьбой. Вчера вечером я пришел в семинарию на собрание членов Собора и слышу там речи. Теперь не время для речей. Ведь пережиты ужасы. Мы не знаем истинного положения дела, его исторической стороны: кто больше виноват, а кто меньше — нам не ведомо. Не надо нам вспоминать бывшее, искать виновников происшедших событий. Вспомним лучше сказанное нашим русским Златоустом, архиепископом Херсонским Иннокентием слова в Ве-
лИкий Пяток: «Теперь не бремя Слов и речей, а время — молиться и плакать». Прошу поэтому прекратить все речи о минувших событиях — это делу не поможет. Лучше простим всем все и будем молиться, чтобы Господь укрепил силы духовные насельников Чудовой обители, чтобы милость Божия всегда была с ними и чтобы Благодать Божия от сей обители разлилась по всей стране и внесла успокоение в мятущиеся сердца» [4].
Митрополит Вениамин был далек от политики и хотел, чтобы Церковь жила вне ее, от которой она не раз страдала. Он всеми силами отстранялся от нее во всех своих «деяниях, но, к сожалению, она проникала во все сферы деятельности человека, не оставляя и личной жизни в стороне.
Вернувшись в Петроград, митрополит занялся устроением епархиальных дел в новых нелегких условиях. Особое внимание он уделяет духовному образованию. Поскольку Духовные Семинария и Академия распоряжением гражданских властей были закрыты, митрополит Вениамин благословил и активно содействовал открытию Богословского института и Богословоко-пастырских курсов. Петроградская епархия состояла из одиннадцати благо-чиннических округов. При приходах и благочиниях организовываются воскресные школы, библиотеки. Помощниками митрополита Вениамина в ведении церковных дел были два викария: епископ Ямбургский Алексий (Алексей Владимирович Симанский, будущий патриарх Алексий I) и епископ Кронштадтский Венедикт (Виктор Васильевич Плотников). В связи с тем, что викарии занимались строго определенными задачами и не могли разрешить весь круг проблем, возникавших в приходах епархии, было создано Общество православных приходов для решения вопросов, касающихся их хозяйственной и церковно-богословской деятельности, а также для посредничества между приходами и властями, церковной и светской. Руководящим органом Общества стало Правление Общества во главе с председателем.
Медленно, с большим трудом жизнь в епархии налаживалась применительно к тем требованиям и условиям, которые складывались в то время. По многим сложным вопросам удавалось
достичь взаимоприемлемого компромисса с властями. В Москве в это время церковная жизнь тоже более менее благоустраивалась. Могло даже создаться впечатление, что форма сосуществования Церкви и государства была найдена.
Но вскоре новое бедствие обрушивается на Россию. Засуха летом 1921 года приносит жесточайший голод в Поволжье, который быстро распространяется на соседние территории.
Во имя спасения жизни миллионов людей, гибнущих от голода, Патриарх Московский и Всея Руси Тихон обратился с воззванием «К народам мира и православному человеку»: «... Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос Мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества». [5]
В августе Святейший Патриарх Тихон обратился с призывом о помощи к Восточным Патриархам, Папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому. Для оказания помощи бедствующим людям под председательством патриарха Тихона был создан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим (Помгол).
Мир откликнулся на призыв о помощи. Был организован сбор средств для нужд голодающих по церквам. Шла помощь и от иностранных держав, а в то же время Советское правительство вывозило хлеб за границу, объясняя это экономической необходимостью. Но, видя поднимающийся авторитет Церкви, ВЦИК распускает церковный комитет, создает при себе Центральную комиссию помощи голодающим (ЦК Помгол), и направляет Обращение к патриарху Тихону с призывом к пожертвованиям (по решению ВЦИК Церкви предоставлялось право собирать пожертвования для нужд голодающих). В ответ на это Патриарх Тихон .снова обратился с Воззванием к пастве, в котором разрешено гбыло жертвовать на нужды голодающих драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления.
К началу 1922 года ситуация рез-ко меняется. Советское правительство не может справиться с финансово-экономическими трудностями в стране и, видя выход из создавшегося положения в изъятии церковных ценностей, использует бедствие в Поволжье. Власть не захотела мирного сосуществования с Церковью. Пожертвования ей не нужны, ибо они являются знаком любви Христовой. В феврале 1922 года выходит Декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Святейший Патриарх Тихон ответил новым посланием, в котором напомнил о наметившемся было сотрудничестве с властью, заявил о церковной канонической позиции по вопросу пожертвований «церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления» и что «изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство — миряне — отлучением от нее, священнослужители — извержением из сана» (Апостольское правило 73. Двукратный Вселенский Собор. Правило 10) [6].
Противостояние началось. Государственная власть пыталась не просто подчинить Церковь, она поставила цель уничтожить ее.
В это же самое время в самом духовенстве происходят события, сыгравшие трагическую роль не только в судьбах отдельных людей, но и в дальнейшей истории Русской Православной Церкви.
19 'марта 1922 года Ленин диктует по телефону письмо Моло-тову (для членов Политбюро) с просьбой «ни в коем случае копий не снимать», в котором четко и ясно была поставлена задача развернувшейся кампании:
«____Нам во что бы то ни стало необходимо провести
изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимы. Взять в свои руки фонд в несколько сотен мил-
лионов золотых рублей (а может быть и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам ло этому поводу расстрелять, тем лучхише. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» [7].
Ежедневно в печати шла планомерная антирелигиозная пропаганда, подрывавшая авторитет церковного руководства.
Внутренние раздоры и настроения в самой Церкви были использованы властью для достижения поставленной цели. Поддер-даваемые гражданскими властями представители так называемой *Живой Церкви» ускорили процесс изъятия церковных принадлежностей.
30 марта 1922 года Троцкий в своей записке в Политбюро предложил местным партийным органам: «расколоть духовенство, изъять ценности, расправиться с черносотенными попами», так как: .. Кампания по повещу голода для этого крайне выгодна, ибо заостряет все вопросы на судьбе церковных сокровищ. Мы должны, во-первых, заставить сменовеховских попов целиком и открыто связать свою судьбу с вопросом об изъятии ценностей, во-вторых, заставить довести их эту кампанию внутри церкви до полного организационного разрыва с черносотенной иерархией, до собственного нового Собора и новых выборов иерархии...» [8].
Таадм образом Русская Православная Церковь была подвезена к расколу с двух сторон.
Митрополит Вениамин чувствовал опасность и видел угрозу раскола и, как страж церковного единства, принимал соответствующие меры. 15/28 мая 1922 года он обратился к петроградской пастве с Посланием:
«Да вси едино будут: якоже Ты, Отче во Мне Аз Тебе, да и тии в Нас едино будут»
(Ин. 17.21).
«Тревожно бьется сердце православных, волнуются умы их. Сообщение об отречении Святейшего Патриарха Тихона, об образовании Высшего церковного управления, об устранении от управления епархией петроградского -митрополита и т. п. вызывает великое смущение. Вместе с вами, возлюб-леная паства, переживаю сердечную тревогу, со скорбью наблюдаю волнение умов и великое смущение верующих. Чувствую вашу чрезвычайную потребность слышать слово своего архипастыря по поводу всего переживаемого Церковью. Иду навстречу этой потребности. От Святейшего Патриарха никакого сообщения об его отлучении и учреждении нового Высшего церковного управления до сего времени много не получено, поэтому во всех храмах епархии по-прежнему должно возноситься его имя. По учению Церкви, епархия, почаму-либо лишенная возможности получать распоряжения от своего патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с «патриархом. Епархиальный епископ есть глава Церкви. Епархия должна быть послушна своему епархиальному епископу и пребывать в единении с ним. «Кто не с епископом, тот не в Церкви», — учит муж апостольский святой Игнатий Богоносец. Епископом Петроградским является митрополит Петроградский. Послушаясь ему, в единении с ним — и вы будете в Церкви. К великому прискорбию, в Петроградской Церкви это единение нарушено. Петроградские священники: протоиерей Александр Введенский, священник Владимир Красницкий и священник Евгений Белков, без воли своего митрополита, отправившись в Москву, приняли там на себя высшее управление Церковью. А один из них, протоиерей Александр Введенский, по возвращении из Москвы объявляет об этом всем, не предъявляя на это подлежащего удостоверения Святейшего Патриарха. Этим самым, по церковным правилам (Двукратное соборное правило Василия Велйкого), они ставят себя в положение отпавших от общения со1 Святой Церковью, доколе не принесут покаяния Пред своим епископом. Таковому отлучению от Церкви подлежать и все соединяющиеся с ними. О сем по-
ставляю в известность протоиерея Александра Введенского, священника Владимира Красницкого и священника Евгения Белкова, чтобы они покаялись, и мою возлюбленную паству, чтобы никто из нее не присоединился и чрез это не отпал от общения со Святой Церковью и не лишил себя ее благодатных даров. Слушайтесь пастыря, начальника нашего, Господа Иисуса Христа. Да будут все едины с вашим архипастырем. Чтобы никто из вас не погиб, слушайтесь своего епископа со слов Господа: «Слушаяй вас, Мене слушает»» (Лк. 10.16) [9].
Это обращение было опубликовано в «Петроградской правде» 30 мая, а спустя два дня из Москвы последовала телеграмма:
«Петроград, Губотдел ГПУ, Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников — реакционеров и сотрудников канцелярии, производя в последней тщательный обыск. Вениамин Высшим Церковным управлением отрешается от сана и должности. О результа-так операции немедленно сообщите. НР 25023/с 1 июня 1922 года. Начсоперупр ГПУ Менжинский.» [10].
Были арестованы члены Правления Общества православных приходов, настоятели соборов и церквей Петрограда, а также миряне, препятствовавшие в той или иной степени изъятию церковных ценностей. Были среди арестованных и случайные люди.
Петроградский процесс был повторением прошедшему Московскому, несмотря на то, что изъятие церковных ценностей в Петрограде ^проходило сравнительно спокойно.
Заранее хорошо спланированная акция, в основе которой лежало уничтожение популярных и уважаемых представителей духовенства и мирян, не угодных новой власти, подошла к финалу. В субботу 10 июня 1922 года в Большом зале нынешней Филармонии началось заседание Петроградского революционного трибунала по делу петроградских церковников.
В состав трибунала входили:
председатель — Яковченко Н. И. — 22 года, бывший студент Петроградского технологического института,
и члены:
Соденсю— 22 года, бывший студент Технологического института;
Каудов— бывший помощник механика на военном судне (Се-меноэ и Каузов командированы в трибунал из ЧК);
Давыдова — секретарь.
Общественными обвинителями выступили:
Красиков П. А. — бывший присяжный поверенный, начальник 5-го отдела Наркомюста проводившего отделение церкви от государства, член Малого Совнаркома, председатель Кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК;
Смирнов —до революции был подмастерьем у булочника, а после революции — агент ЧК, председатель Московского совета народных судей;
Крастин (Крастиньш) — «латышский стрелок» бывший помощником первого комиссара юстиции Стучки, начальник следственного отдела Петроградской юстиции;
Драницын — до революции преподаватель истории в петроградском привилегированном учебном заведении для благородных девиц, после революции член партии большевиков.
Общественными защитниками на процессе были:
Бобрищев-Пушкин Владимир Михайлович — старейшина русских адвокатов;
Гуроаич Яков Самуилович — бывший присяжный поверенный, адвокат (взял на себя защиту митрополита Вениамина);
Жнжшгенко Александр Александрович — профессор, декан юридического факультета Петроградского университета, член Комиссии по разработке нового Уголовного Кодекса, который вошел в действие с 1 июня 1922 года; защитник Шеина, Плотникова, Ковшарова» Огнева, Зенкевича, Чель-цова.
Гамбургер, Гартман Владимир Паулинович — член Комитета помощи политзаключенным и ссыльным, Геикен, Ги-ринский Леонид Иванович — служащий Бюро жалоб Рабоче-
крестьянской инспекции (взял на себя защиту Ю. П. Новицкого и отца Николая Чукова), Масин-Зон, Ольшанский, Павлов, Равич Моисей Соломонович, Рауш, Элькин Николай — журналист, Энтин и др. [11].
Судебные заседания длились по 10—12 часов с двухчасовым перерывом с 10 июня по 5 июля.
Основу обвинительного акта составлял следующий материал. В' связи с изданием Декрета об изъятии церковных ценностей Святейшим Патриархом Тихоном 15 февраля ст. ст. было издано послание «Ко всем верным чадам Российской Православной Церкви», направленное против насильственного изъятия ценностей.
Это Послание было разослано митрополитом Вениамином всему духовенству епархии для исполнения. Для выяснения условий более успешного сбора средств в помощь голодающим митрополит Вениамин вступил в переговоры со Смольным. Свою точку зрения митрополит изложил в Обращении в Петроградскую губернскую комиссию помощи голодающим. 5 марта за Божественной Литургией в Исаакиевском соборе митрополит Вениамин обсудил с сослужившими ему священниками свое Обращение, просил молитвенно поддержать его. На следующий день митрополит Вениамин а сопровождении Ковшароэа и священника Заборовского в Смольном огласил Обращение секретарю Исполкома Комарову и члену Петроградской губернской комиссии Пом гол а, ректору Университета имени Зиновьева Канатчикову:
«В виду неоднократных обращений и запросов лично ко мне, и выступлений в печати по вопросу об отношении Церкви к помощи голодающим братьям нашим, я, в предупреждение всяких неправильных мнений и ничем не обоснованных обвинений, направленных против духовенства и верующего народа в связи с делом помощи голодающим, считаю необходимым заявить следующее.
Вся Православная Российская Церковь, по призыву и благословению своего Отца, Святейшего Патриарха, еще в августе месяце прошлого 1921 года со всем усердием и готовностью отозвалась на дело помощи голодающим. Начатая в то же время и в Петроградских церквах, по моему
указанию, работа духовенства и мирян на помощь голодающим была прервана, однако, в самом начале распоряжением Советской власти.
В настоящее время Правительством вновь предоставляется Церкви право начать работу на помощь голодающим. Не медля ни одного дня, я, как только получилась возможность работы на помощь голодающим, восстановил деятельность Церковного Комитета помощи им и обратился ко всей своей пастве с усиленным призывом и мольбой об оказании помощи голодающим деньгами, вещами и продовольствием. Святейший же Патриарх, кроме того, благословил духовенству и приходским советам, с согласия общин верующих, принести в ж ер тру голодающим и драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления.
Однако недавно опубликованный в Московских Известиях Декрет (от 23 февраля) об изъятии на помощь голодающим церковных ценностей, по-видимому, свидетельствуют о том, что приносимые Церковью жертвы на голодающих признаются недостаточными.
Останавливаясь вниманием на таковом предположении, я, к^ак Архипастырь, почитаю священным долгом заявить, что Церковь православная, следуя заветам Христа Спасителя и примеру«,.великих 1 святителей, в годину бедствий, для спасения от смерти погибающих, всегда Являла образ высокой христианской любви, жертвуя все свое церковное достояние, вплоть до священных сосудов.
Но отдавая на спасение голодающим самые священные для себя по их духовному, а не материальному значению сокровища, Церковь должна иметь уверенность:
1) что ©се другие средства и способы помощи исчерпаны,
2) что пожертвованные святыни будут употреблены исключительно на помощь голодающим и
3) что на пожертвование их будет дано благословение Высшей церковной ©ласти,
Только при этих главнейших условиях, выполненных в форме, не оставляющей никакого сомнения для верующего народа в достаточности необходимых гарантий, и может быть •мною призван православный народ к жертвам Церковными Святынямш, а самые сокровища, согласно святоотеческим указаниям и примерам древних 'пастырей, будут обращены, при моем непосредственном участии, в слитки. Только в виде последних они и могут быть переданы в качестве жертвы, а не в,форме сосудов, прикасаться к которым, по церковным правилам, не имеет права ни одна неосвященная рука.
Когда, народ жертвовал на голодающих деньги и продовольствие, он мог и не спрашивать, и не спрашивал, куда и как пойдут пожертвованные им деньги. Когда же он жертвует священные предметы, он не имеет права не знать — куда шйдут его церковные сокровища, так как каноны Церкви допусают, и то в исключительных случаях, отдавать их только на вспоможение голодным и выкуп пленных.
Призывая в настоящее время, по благословению Святейшего Патриарха, к пожертвованию церквами на голодающих только ценных предметов, не имеющих богослужебного характера, мы в то же время решительно отвергаем принудительное отобрание церковных ценностей как акт кощунственно-святотатственный, за участие в котором, по канонам, мирянин подлежит отлучению от Церкви, а священнослужитель— извержению из сана» [12] .
Позицию митрополита выслушали, согласились со всеми предложениями, и, казалось, что все пойдет хорощо. Однако через Пять дней власть изменила свое мнение и стала настаивать на насильственном изъятии. Тогда митрополит Вениамин написал Второе заявление, адресовав его Петроградскому губиополкому. Он по-прежнему стоял на строго церковной позиции и просил учесть те условия, при исполнении которых Церковь готова пойти даже на жертву священных сосудов. Митрополит, в частности, Айсал:
«Настаивая на предоставлении Церкви права самостоятельной организации помощи'голодающим, я исходил из пред-
положения, что нужды голодающих столь велики, что Церковь вынуждена будет, при развитии своей благотворительной деятельности, отдать на голодающих и самые священные предметы свои, использовать которые по канонам и святоотеческим примерам только может непосредственно сама Церковь.
Если бы указанное в сем предложение мое о предоставлении Церкви права самостоятельной организации помощи голодающим гражданскими властями было принято, то мною немедленно был бы представлен проект церковной организации помощи голодающим на рассмотрение и утверждение его гражданской властью. Если же такого согласия не последует, и <...> Церкви не будет предоставлено права благотворения и в ограниченной форме, то тогда мои представители из Комиссии будут мною немедленно отозваны, так как работать они мною уполномочены только в Комиссии помощи голодающим, а не в Комиссии по изъятию церковных ценностей, участие в которой равносильно содействию отобрания церковного достояния, определяемому Церковью как акт святотатственный.
Если бы слово мое о предоставлении Церкви самостоятельной помощи голодающим на изъясненных в сем основаниях услышано не было, и представители Власти, в нарушение канонов Святой Церкви, приступили бы, без согласия ее Архипастыря, к изъятию ее ценностей, то я вынужден буду обратиться к верующему нарЪду с указанием, что таковой акт мною осуждается, как кощунственно-святотатственный, за участие в котором миряне, по канонам Церкви, подлежат отлучению от Церкви, а священнослужители — извержению из сана» [13].
По приходам митрополит Вениамин разослал памятную записку «Для руководства духовенству», в которой было, в частности, сказано, что в связи с проверкой описей церковного имущества и изъятием такового разными лицами даны рекомендации, как поступать в таких случаях, например:
«... Священные сосуды и освященные предеты священник по церковным канонам и распоряжению Церковной власти не может отдать посетителям. Если же они будут настойчиво требовать, то он должен заявить: берите сами. В самом акте изъятия должно быть отмечено, что перечисленные церковные священные предметы взяты были самими посетителями» [14].
Эти смелые заявления митрополита Вениамина вызвали у мест-ной власти резко негативню реакцию.
Пока митрополит вел переговоры в Смольном, изъятие церковных ценностей началось. Не везде оно проходило благополучно. В пелитирых храмах были столкновения с Комиссией по изъятию ценностей, с милицией, были пострадавшие. Митрополит Вениамин 0 своем Пасхальном воззвании призывал:
«Я своей архипастырской властью разрешаю общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих <...> даже ризы от святых икон. <...> Но если гражданская власть, в виду огромных размеров народного бедствия, сочтет необходимым приступить к изъятию и прочих церковных ценностей, в то числе и святынь, я и тогда убедительно призываю пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему в наших храмах изъятию. <...>• Со стороны верующих совершенно недопустимо проявление насилия в той или другой форме. Ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражения, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей и т. П., так как все это оскорбляет святость храма и порочит церковных людей. <...> Проводим изымаемые из наших храмов церковные ценности с молитвенным пожеланием, чтобы они достигли своего назначения и помогли голодающим. <...> Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию. Спокойно, мирно прощая всем вся, радостно встретьте Светлое Христово Воскресенье» [15].
На суде митрополиту Вениамину было предъявлено обвинение, что беспорядки носили организованный характер, что руководящую роль в этом сыграло Правление Общества православ-
ных приходов, действующее по благословению митрополита. На основании этих обвинений были привлечены к ответственности по ст. ст. 62 и 119 нового Уголовного кодекса, предусматривающие применение высшей меры наказания:
1. Вениамин (Василий Павлович Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, — расстрелян.
2. Венедикт (Виктор Васильевич Плотников), епископ Кронштадтский,—приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.
3. Сергий (Василий Павлович Шейн), бывший член Государственной Думы, фракции йЖционалистов, архимандрит, настоятель Троицкого подворья, — расстрелян.
4. Богоявленский Леонид Константинович, протоиерей, настоятель Исаакиевского собора, член Правления Общества православных приходов, — приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.
5. Елачич Николай Александрович, бывший действительный статский советник, преподаватель военно-автомобильной бронеаой школы, секретарь Правления Общества православных приходов Петрограда, —приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.
6. Ковшаров Иван Михайлович, преподаватель, юрисконсульт Александро-Невской Лавры, 'член Правления Общества православных приходов,— расстрелян.
7. Новицкий Юрий Петрович, профессор уголовного права Петроградского университета, председатель Правления Общества православных приходов, — расстрелян.
8. Огнев Дмитрий Фролович, бывший профессор Военно-юридической Академии, бывший начальник законодательного отдела IV Государственной Думы и сенатор Временного правительства, член Правления Общества православных приходов, — приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.
9. Чельцов Михаил Павлович, протоиерей, настоятель собора Пресвятой Троицы (Измайловского) лейб-гвардии Из-
майловокого полка, — приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годами лишения свободы.
10. Чуков Николай Кириллович, протоиерей, настоятель Казанского собора, член Правления Общества православных приходов — приговорен к высшей мере наказания с заменой 5 годам« лишения свободы. Цоименованным лицам предъявлено обвинение в том, что митрополит Вениамин, состоя главой православной церкви в Петрограде, а остальные, находясь в его подчинении и будучи членами Общества православных приходов, добивались изменения Декрета |б изъятии церковных ценностей, для чего использовали свою организацию, действуя в целях возбуждения религиозного населения К волнениям, в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, чем содействовали той части международной буржуазии,, которая стремится к свержению рабоче-крестьянского правительства, то есть в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 62 | П9 Уголовного Кодекса.
"(роме того, по ст. ст. 72, 73, 77, 86, 119, 150, 180, 185 к делу Привлечены были следующие лица:
1. Абдалов, персидскоподданный, чистильщик сапог,— оправдан.
2. Акимов Василий Александрович, протоиерей, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы, — 3 года тюрьмы строгой изоляции.
3. Ананьев Николай Герасимович,! прихожанин,— 6 месяцев лишения свободы.
4-. Антонов Алексей Георгиевич, стуДент Института инженеров путей сообщения, — 6 месяцев лишения свободы.
5. Беззаботкин Степан Васильевич, пекарь, — 6 месяцев лишения свободы.
6. Бенешевич Владимир Николаевич, профессор Санкт-Петербургского университета по кафедре церковного права, член Правления Общества православных приходов Петрограда,— оправдан.
7. Бессалов.
8. Бобровский, протоиерей, настоятель церкви Святой
Равноапостольной Марии Магдалины на Малоохтинском кладбище, — оправдан.
9. Борисов Александр Матвеевич, торговец,—2 года тюрьмы строгой изоляции.
10. Бычков Сергей Иванович, протоиерей церкви праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, благочинный 3-го округа, член Правления Общества православных приходов, — 3 года тюрьмы строгой изоляции.
11. Виноградов Павел Павлович, настоятель церкви Вознесения Господня на Вознесенском пр., благочинный — 2 месяца принудительных работ.
12. Власова Мария А., служащая Петроградского университета, прихожанка, — оправдана.
13. Высокоостровский Виктор Александрович, студент Петроградского университета, — б месяцев лишения свободы.
14. Герасимов Иван, водопроводчик, — оправдан.
15. Гурьянов Александр Кузьмич, студент Промышленно-экономического техникума, — 6 месяцев условно.
16. Гусаров Яков Иванович, прихожанин, ученик слесаря, — 6 месяцев лишения свободы.
17. Дмитриев Александр Васильевич, счетовод, — освобожден от наказания по болезни.
18. Дубровицкий Михаил Степанович, прихожанин, преподаватель Петроградского института глухонемых, — 3 месяца принудительных работ.
19. Дьяконов Леонид Васильевич, протоиерей, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, — 2 месяца принудительных работ.
20. Дымокий Михаил Николаевич, протоиерей, священник церкви Святых Апостолов Петра и Павла при Петроградском институте глухонемых, — оправдан.
21. Емельянов Владимир Федорович, преподаватель Петроградского института глухонемых, — 3 месяца принудительных работ.
22. Жабров Василий Михайлович, грузчик, — 6 месяцев лишения свободы.
23. Закржевская Е. И.,— оправдана.
24. Зальман Владимир Карлович, ктитор церкви Святых Апостолов Петра и Павла при Петроградоком институте глухонемых, воспитатель Института глухонемых, — 1 год тюрьмы строгой изоляции.
25. Зенкевич (Зинкевич) Стефан Иванович, закончил историко-филологический факультет университета, священник Исаакиевского собора, член Правления Общества православных приходов, — оправдан.
26. Ивановский Константин Васильевич, протоиерей церкви Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», — 3 года тюрьмы строгой изоляции.
27. Изотов Василий Изотович, портной, — 6 месяцев лишения свободы.
28. Карабинов Иван Алексеевич, профессор Богословского института, член Правления Общества православных приходов, — оправдан.
29. Касаточкин Николай Иванович, прихожанин, студент, — 6 месяцев лишения свободы.
30. Кедринский Павел Антонович, протоиерей, настоятель церкви Божией Матери Владимирской на Владимирской площади, благочинный 4-го округа, — 3 года тюрьмы строгой изоляции.
31. Киселев Василий Федорович, студент богословских курсов, — 6 месяцев лишения свободы.
32. Козьмодемьянекий (Космодемьянокий) Павел Потапо-вич, протоиерей, настоятель церкви Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), — оправдан.
33. Козеинов Никифор Петрович, прихожанин, сапожник, — 6 месяцев лишения свободы.
34. Комарецюий Н. А.— оправдан.
35. Королев Петр Александрович, прихожанин, бывший штабс-капитан, с 1918 года —в Красной Армии, откуда уволился по болезни; безработный, — 2 года тюрьмы строгой изоляции.
36. Корчагина Анаётасйя Ивановна, домохозяйка,—7 дней принудительных работ.
37. Кравченко Михаил В., музыкант-контрабасист, — оправдан.
38. Кудрявцева Александра Ильинична, счетовод 3-й Психиатрической больницы в Удельной, — 6 месяцев условно.
39. Кудрявцева Евгения Ильинична, прихожанка, сестра милосердия 3-й Психиатрической больницы в Удельной,— 6 месяцев условно.
40. Левицкий Павел Петрович, протоиерей, настоятель Рождественской церкви, — 2 месяца принудительных работ.
41. Ливенцов Митрофан Павлович, протоиерей«, настоятель больничной церкви Пресвятой Троицы при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, — 3 года тюрьмы строгой изоляции.
.42. Ляпунов Сергей Михайлович, профессор по классу фортепиано, ктитор церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Консерватории, — 6 месяцев условно.
43. Маркин Владимир Семенович, демобилизованный красноармеец,— 6 месяцев условно.
44. Миронов Петр Николаевич, хорист Академической капеллы,— оправдан.
45. Низовцева — оправдана.
46. Никитащин Семен Семенович, протоиерей, настоятель церкви Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», — 2 месяца принудительных работ.
47. Никольский Николай Васильевич, протоиерей, настоятель церкви Волковского кладбища, — 2 месяца принудительных работ.
48. Орнадский Иван Николаевич, окончил Духовную Семинарию,— 2 месяца принудительных работ.
49. Островский— оправдан.
50. Парийский Лев Николаевич, преподаватель Единой трудовой школы, помощник секретаря канцелярии митрополита, ассистент по кафедре русского языка 1-го Петроградского политехникума, — оправдан.
51. Перепелкин Михаил Иванович, йрйхоЖаИйн, стблйр, 6 месяцев условно.
52. Пестова Мария Александровна, прихожанка, буфетчица столовой Совнархоза — 6 месяцев условно.
53; Петрова Мария Дмитриевна, прихожанка, — 7 дней принудительных работ.
54. Петровский Александр Васильевич, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерей, до 1917 года настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы (Спаса-на-Сенной),.— оправдан.
55. Пешель Василий Васильев«, бухгалтер,— 2 года тюрьмы строгой изоляции.
56. Пикленок Николай.
57. Пилкина Надежда Алексеевна, прихожанка, — оправдана^
58. Позднякова Варвара Фроловна, прихожанка, — оправдана. .
59. Попов Николай Степанович, прихожанин церквей Ио-аннфвского монастыря, студент Технологического института,— оправдан.
60. Савельева Анна Ивановна — оправдана.
61. Семенов Виктор П;, священник, — дело за смертью прекращено.
62. Сенюшкин Павел Петрович, прихожанин, учащийся, — 6 месяцев лишения свободы.
63. Смирнов Федор Васильевич, прихожанин церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Консерватории, безработный,— 6 месяцев лишения свободы. .
64. Смирнов Яков Иванович, прихожанин, торговый служащий, — 6 месяцев лишения свободы.
65. Соколов Александр, священник церкви Знамения,— оправдан.
66. Соколов Сергей Евлампиевич, член приходского совета больничной церкви Пресвятой Троицы при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, врач-хирург, — 2 года тюрьмы строгой изоляции.
67. Сопетов Константин Михайлович, член Общества православных приходов, староста собора Божией Матери Казанской (Казанский).
68. Соустов Василий, член приходского совета церкви Святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры при Путиловоком заводе, — оправдан.
69. Союзов Михаил Федорович, протоиерей, благочинный 9-го округа, настоятель Князь-Владимирского собора, — 3 года тюрьма строгой изоляции.
70. Травин Леонид Константинович, прихожанин церквей Иоанновского монастыря, — оправдан.
71. Тихомиров Михаил Владимирович, протоиерей, настоятель Спасо-Преображенского собора, — оправдан.
72. Толстопятое Анатолий Михайлович, бывший капитан 2-го ранга, преподаватель физики Училища комсостава Флота, священник церкви Рождества Христова при Консерватории,— 3 года тюрьмы строгой изоляции.
73. Федоров Николай Николаевич, студент Института инженеров путей сообщения, — 6 месяцев лишения свободы.
74. Филатов — оправдан.
75. Флеров Константин Николаевич, настоятель Спасо-Колтовокой церкви, — 2 месяца принудительных работ.
76. Чельцов Павел Михайлович, — оправдан.
77. Черняева, заведующая убежищем престарелых № 29,— 6 месяцев условно.
78. Янковская, жена директора Петроградского института глухонемых.
79. Янковский Петр Станиславович, прихожанин, директор Петроградского института глухонемых, профессор педагогики,— 1 год тюрьмы строгой изоляции [16].
По делу вызывались 43 свидетеля.
Знакомясь с материалами судебных заседаний, можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисуоом Христом.
Вот некоторые отдельные параллели.
«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал, Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем
(Ин. 18.33—38).
На суде митрополита Вениамина допрашивают:
«Красиков: «Вы считаете, что нзъяятие сосудов и церковных принадлежностей в силу Декрета есть святотатство, есть преступление с церковной точки зрения, и люди, которые это делали, есть святотатцы?».
Митрополит Вениамин: «Моя позиция не совсем такая. Меня просили, чтобы верующие приняли участие в изъятии церковных ценностей. С этим я обратиться не могу, потому что для верующих такой поступок является оскорблением святыни».
Красиков: «Вы надеялись на то, что будет изменен Декрет и отменит действие Декрета в сторону, вам желательную?
Митрополит Вениамин: «Не изменить. Мы со своей стороны задумали совершить добровольное пожертвование. Цель была бы достигнута одна и та же, и она не считалась бы при этом за принудительное изъятие, а за пожертвование. Это было бы как при Амвросии Медиоланском... Тогда был расцвет христианства. Если бы теперь восстановилась христианская жизнь, мы должны были бы следовать этому примеру».
Красиков: «Вы считаете, что уровень понятий XX столетия тот же, что и в IV веке?».
67. Сопетов Константин Михайлович, член Общества православных приходов, староста собора Божией Матери Казанской (Казанский).
68. Соустов Василий, член приходского совета церкви Святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры при Путиловском заводе, — оправдан.
69. Союзов Михаил Федорович, протоиерей, благочинный 9-го округа, настоятель Князь-Владимирского собора, — 3 года тюрьма строгой изоляции.
70. Травин Леонид Константинович, прихожанин церквей Иоанновского монастыря, — оправдан.
71. Тихомиров Михаил Владимирович, протоиерей, настоятель Спасо-Преображенского собора, — оправдан.
72. Толстопятое Анатолий Михайлович, бывший капитан 2-го ранга, преподаватель физики Училища комсостава Флота, священник церкви Рождества Христова при Консерватории,— 3 года тюрьмы строгой изоляции.
73. Федоров Николай Николаевич, студент Института инженеров путей сообщения, — 6 месяцев лишения свободы.
74. Филатов — оправдан.
75. Флеров Константин Николаевич, настоятель Спасо-Колтовокой церкви, — 2 месяца принудительных работ.
76. Чельцов Павел Михайлович, — оправдан.
77. Черняева, заведующая убежищем престарелых № 29,— 6 месяцев условно.
78. Янковская, жена директора Петроградского института глухонемых.
79. Янковский Петр Станиславович, прихожанин, директор Петроградского института глухонемых, профессор педагогики,— 1 год тюрьмы строгой изоляции [16].
По делу вызывались 43 свидетеля.
Знакомясь с материалами судебных заседаний, можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом.
Вот некоторые отдельные параллели.
«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и Сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал, Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем (Ин. 18.33—38).
На суде митрополита Вениамина допрашивают:
«Красиков: «Вы считаете, что изъяятие сосудов и церковных принадлежностей в силу Декрета есть святотатство, есть преступление с церковной точки зрения, и люди, которые это делали, есть святотатцы?».
Митрополит Вениамин: «Моя позиция не совсем такая. Меня просили, чтобы верующие приняли участие в изъятии церковных ценностей. С этим я обратиться не могу, потому что для верующих такой поступок является оскорблением святыни».
Красиков: «Вы надеялись на то, что будет изменен Декрет и отменит действие Декрета в сторону, вам желательную?
Митрополит Вениамин: «Не изменить. Мы со своей стороны задумали совершить добровольное пожертвование. Цель была бы достигнута одна и та же, и она не считалась бы при этом за принудительное изъятие, а за пожертвование. Это было бы как дри Амвросии Медиоланском... Тогда был расцвет христианства. 1£сли бы теперь восстановилась христианская жизнь, мы должны Выли бы следовать этому примеру».
Красиков: «Вы считаете, что уровень понятий XX столетия тот же, что и в IV веке?».
Митрополит Вениамин: «Христианство всегда было, христианство вечно. Что -было при Христе и что было при Апостолах, — то осталось для верующих и в настоящее время».
Красиков: «Так что вы и руководствуетесь пониманием IV века?».
Митрополит Вениамин: «Я руководствуюсь Евангельским пониманием и заявляю об этом как епископ Православной Церкви».
Красиков: «Как епископ Православной Церкви вы говорите: все можно отдать голодающим, когда они нуждаются?».
Митрополит Вениамин: «Я прошу разрешить нам отдать голодающим и принять в этом участие, потому что по-христиански мы должны и впредь отдавать и творить эту милостыню».
Красиков: «В чем вы понимаете христианство?».
Митрополит Вениамин: «В деятельности. В жизни».
«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали...» (Ин. 12.4—6).
«Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть» (Лк. 22,47).
О священнике Введенском, который вместе со своими единомышленниками-обновленцами развил в Петрограде бурную деятельность в изъятии церковных ценностей для удовлетворения своих честолюбивых намерений, митрополит Вениамин на суде сказал:
«Введенского я знаю с 1918 года. По характеру должности он был одно время в большом приближении ко мне, я брал его в поездки, он совершал богослужения вместе со мной, и был хорошим проповедником. Но я вам уже показывал, что его поведение было неправильно, что он обвиняет всех в контрреволюции, тогда как мы не являемся контрреволюционерами. Кто же за это будет
благодарить человека? До 6 марта Введенский действовал с моего благословения. С 6- марта я ему благословения не давал. Отлучил я его от Церкви за то, что три священника, никем не уполномоченные, не взявшие на это благословения, без воли своего митрополита, поехали в Москву и приняли там на себя высшее церковное управление и стали делать распоряжения в моей епархии. Я предложил протоиерею Введенскому покаяться. Я ему написал письмо. В моем письме я вспоминал прежнюю его деятельность, обращение его с паствой и все то доброе, что было им тогда пережито, и чтобы он оставил тот путь отречения от Церкви. .. Чтобы он покаялся и исправился».
Пятидесятидевятилетний настоятель церкви Владимирской Бо-жией Матери отец Павел Кедринский оказал о «живоцерковниках» на суде следующее:
«Когда говорят о новой церкви, о новых священнослужителях-прогрессистах— я не знаю, в чем у них прогреос. Разве, что они пользуются, если не покровительством то, по крайней мере, известным более снисходительным отношением со стороны гражданской власти. Ведь сейчас дело доходит до того, что один из таких протоиереев публично, на собрании пастырей, объявляет, что расстрел пяти протоиереев был ответом на его отлучение. И тот же протоиерей в присутствии епископа заявляет, — исход судебного процесса над церковниками будет зависеть от постановления пастырского собрания. Разве это не террор? <...> Я не могу не волноваться. Разве это прогрессивные, .идеологические, народные священники могут такие вещи говорить?».
Народное предание говорит, когда в Александро-Невокую Лавру пришли арестовывать митрополита Вениамина, в числе арестовывавших был протоиерей Александр Введенский, как представитель новосозданного Высшего церковного управления. Он подошел к митрополиту за благословением. «Отец Александр — сказал ему Владыка, — ведь мы с вами не в Гефсиманском саду».
Всю «вину» по предъявленному обвинению митрополит Вениамин взял на себя, стараясь защитить всех проходивших по этому «делу».
«Пилат сказал Ему: что есть истина?» (Ин. 18.38).
Суд допрашивает архимандрита Сергия (Шеина). В миру Василий Иванович Шеин в 1893 году окончил Училище правоведения. В 1913 году был членом IV Государственной Думы, состоял во фракции националистов. В 1907 — член и секретарь Поместного Собора Российской Православной Церкви. С 1920 года — монах, настоятель Троицкого подворья в Петрограде.
Обвинитель: Вы образование какое получили?
Архимандрит Сергий: Высшее юридическое.
Обвинитель: С какого времени стали священником?
Архимандрит Сергий: С 30 августа по старому стилю, со дня Александро-Невского, двадцатого года...
Обвинитель: Религиозные вопросы вас давно интересовали?
Архимандрит Сергий: Я не помню дня моей жизни, когда я ими не интересовался. Официально же начал заниматься церковным вопросом с 1906 года, когда был привлечен в число членов предсоборного присутствия. <...>
Обвинитель: Почему вы огласили послание митрополита?
Архимандрит Сергий: Как я мог скрыть документ, который у меня есть? Я со своим приходским советом в прятки не играю...
Обвинитель: Разницу в направлении так называемой «Живой Церкви», которая обвиняет старую Церковь в контрреволюции, — вы понимаете?
Архимандрит Сергий: «Живую Церковь» я знаю только одну, ту, о которой сказано: «Церковь Бога Живого — Столп и Утверждение Истины» <...>
Суд допрашивает юриста, профессора уголовного права Юрия Петровича Новицкого. Родившись в старинной дворянской семье мирового судьи, он провел свое детство в доме известного профессора-богослова Киевского университета и Духовной Академии Ореста Новицкого. Религиозность Юрия Петровича была глубокой и осмысленной. Он после окончания университета в 1908 году и стажировки в Геттингеме был оставлен на кафедре уголовного права юридического факультета и работал следователем в Киевском окружном суде. Он исследовал проблемы преступлений против личности, создал в Киеве специальный суд, который занимался исключительно делами несовершеннолетних, основал приют
для детей, чьи родители отправлялись на каторгу или в ссылку. С 1918 года в Петрограде он работал в Наробразе, состоял профессором Петроградского университета, Политехнического института и организовал Педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка, а в 1919 году создал Костромской рабоче-крестьянский университет в память Октябрьской революции.
Крастин: «Как вы очутились в таком тесном контакте с церковными людьми?».
Новицкий: «Когда я еще в Киеве был, я принимал большое участие в церковном богослужении, в церковной жизни, насколько тогда это можно было принимать. А теперь, со времени отделения Церкви от государства, со времени издания этого декрета, когда можно было Церкви развивать свою деятельность, я принял большое участие».
Драницын: «Скажите, обвиняемый Новицкий, в приходских советах и Правлении вы признаете классовую точку зрения?».
Новицкий: «Я не признаю никакой классовой точки зрения».
Смирнов: «Какую деятельность по отношению к Церкви проявляли до революции?».
Новицкий: «Я подавал кадило, был пономарем».
Красиков: «Отвечайте на вопрос: вы считаете, что ваша деятельность общественно-церковная сейчас...».
Новицкий: «Сейчас моя деятельность в тюрьме».
Красиков: «Не шутите!».
Суд допрашивает Ковшарова Ивана Михайловича, профессионального юриста, бывшего присяжного поверенного, консультанта по юридическим вопросам, члена Правления Общества православных приходов (разработчик Приходского устава, отвечающего новому положению Церкви):
«Я живу недалеко от Смольного и предложил митрополиту, который ни разу в Смольном не был, проводить его. В комнате № 95, куда был приглашен митрополит, были Комаров Н. П., Кабатчиков С. И. и еще трое. Митрополит огласил свое Заявление | Помгол. Комаров принял точку зрения митрополита, который Говорил, что Церковь стоит на точке зрения превращения церков-
ных ценностей в хлеб, но руками верующих, и, начиная с предметов, не имеющих религиозного значения, затем риз, после чего можно было приступить к священным сосудам и предметам, находящимся на Престоле, при условии превращения их в слитки. На следующий день митрополит служил и обратился к народу с проповедью, указывая в ней о полученном в Смольном разрешении и призывая народ жертвовать».
4 июня 1922 года подсудимым было предоставлено последнее слово. Первым взял слово митрополит Вениамин:
«Народ судит меня во второй раз. Первый раз я предстал перед народным судом пять лет тому назад, когда в Петрограде происходили выборы митрополита. Тогда собралось несколько тысяч рабочих и крестьян — тех, которые послали вас сюда судить меня. Несмотря на то, что я не был официальным кандидатом и не был угоден ни правительственным, ни высшим церковным кругам, они избрали меня. После этого я все время работал при Советской власти, причем всюду, куда я ни являлся, куда ни приезжал, вначале власть меня встречала подозрительно, но когда узнавала, отношения резко менялись.
<...>- Теперь меня судят во второй раз представители народа. Я ни в чем не виноват перед теми рабочими, которые вас, судьи, послали судить меня. Я аполитичен, живу только интересами церкви и народа и во всем исполняю веления Господа. Не виноваты и другие <...>
Каков бы ни был ваш приговор, я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога, и что бы со мной ни случилось, я скажу: "Слава Богу"».
Митрополит осеняет себя крестным знамением и садится. Новицкий Ю. П. не признал себя виновным, сказал, что он никогда не был врагом народа, предателем и изменником. «Если все-таки нужна жертва в этом процессе, возьмите мою жизнь, но пощадите остальных. Хотя после меня и останется одна четырнадцатилетняя девочка...».
Ковшаров И. М. подробно разобрал доводы обвинения, виновным себя не признал и закончил словами: «Для братской могилы в шестнадцать человек материала для обвинения мало». — «Но,—
как сказал обвинитель Драппцып при допросе митрополита Вениамина,— это не важно, потому что это есть борьба не на жизнь, а на смерть» [17].
Архимандрит Сергий (Шеин) рассказал о своей работе в Церковной комиссии, о том, что «монашество он принял не для того, чтобы скрыть под клобуком свое политическое прошлое, а по своим религиозным убеждениям, никакой борьбы с советской властью не вел, вел только борьбу с самим собой. Смерть он встретит спокойно, зная, что она, как и все, — от Бога» [18].
В своем предсмертном письме, адресованном благочинным Петроградской епархии, владыка Вениамин писал:
«В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями Святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, по по мере наших страданий избыточествует п утешение от Бога. <;...>■ Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование смерти, (под) якобы народные аплодисменты, людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самою Церковь.
Страдания достигли своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен н покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Бо-жпей я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией.
Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей (разумею Платонова), — «надо хранить живые силы», то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чипурнны, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать — погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда, Люди и ради полити-
ческих убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эс-эры и т. п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества, даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века! <...>»
Благословение духовенству!» [19].
«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27.27—31).
Перед казнью всех четырех обрили, одели в лохмотья, чтобы нельзя было узнать в них духовных лиц.
Терновый венец Господа увенчал их мученическую кончину.
Святии новомученицы Российстии, молите Бога о нас!
ПРИМЕЧАНИЯ
1. «Самарские епархиальные ведомости». 1904, № 3. С. 229—232.
2. «Путиловский приходской листок». 1916, № 6. С. 1—4.
3. «Путиловский приходской листок». 1917, № 5—6. С. 2—4.
4. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга III. Дели. XXXI—XL. Пг„ 1918.
5. Цит.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943 гг./'Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. (Материалы по истории Русской Православной Церкви). С. 176—177.
6. Там же. С. 190.
7. Цит.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917—1941. Документы и фотоматериалы. М.: Изд. Бнблейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. — С. 88—92.
8. Цит.: Нежный А. Плач по Вениамину. В журнале «Звезда», 1996, № 4. С. 53.
9. «Петроградская правда». 30.05.1922. № 118.
10. Цит.: Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонения и утрат. 1917—1945. СПб, 1995. С. 65.
11. См.: «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М.: «Российский архив». 1991. С. 12—15.
12. Цит.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917—1941. Документы и фотоматериалы. М.: Изд. Библенско-Богослов-ского Института св. апостола Андрея, 1996. — С. 106—108.
13. Цит.: Нежный А. Плач по Вениамину. В журнале «Звезда», 1996, № 5. С. 53.
14. Цит.: Там же. № 5. С. 81—82.
15. Цит. по материалам: Бовкало А., Галкин А. Священномученик митрополит Вениамин (машинопись).
16. См.: «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М.: «Российский архив». 1991; «Революция и Церковь», 1922, № 1—3.
17. См.: Нежный А. Плач по Вениамину. В журнале «Звезда», 1996, № 5. С. 76—134.
18. Вострышев М. На основе устных директив. — В журнале: ЖМП. 1993, № 8. С. 5—10.
19. Цит.: Вострышев М. Не творите мучеников. В журнале «Слово», 1991, № 5. С. 50.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. — 1064 е.: илл. (Материалы по истории Русской Православной Церкви).
2. Антонов В. В. Народ защищал свои святыни. «Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости» № 17. 1997.
3. Б о в к а л о А., Галкин А. Священномученик митрополит Вениамин. «Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости». Вып. 11. 1994.
4. Б о в к а л о А. А.. Галкин А. К. «Святитель Вениамин и крестные ходы петербуржцев». — В.: «Петербуржец путешествует». Сборник материалов конференции 2—3 марта 1995 года. СПб. 1995.
5. Вострышев М. На основе устных директив. ЖМП. 1993, № 8, 5-10 с.
6. Вострышев М. Не творите мучеников. — В журнале: «Слово», V, 1991. 45—47 с; XII, 13—16 с.
7. «Дело» митрополита Вениамина (Петроград. 1922 г.). М.: «Российский архив». 1991.
8. К о л о с о в Ю. Мертвыо учат жить. — В журнале: «Нева», № 10. 1992.
9. Кашеваров А. Н. Государственно-церковные отношения в советском обществе 20—30 гг. СПб. Изд. СПбГТУ, 1997. 48 с.
10. Коняев Н. Крест Вениамина. — В газете: «Вечерний Петербург», 12 августа 1997 года.
И. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. ЖМП. 1993, № 6. 74—77 с.
12. Уроки истории. — В журняле: «Наука и религия». .V? 5. 1991. 4 — 12 с.
13. Нежный А. Плач по Вениамину. В журнале «Звезда», 1996, № 4. С. 42—82; № 5. 76-13* с.
14. Нечаев А. В. Некоторые материалы к петроградскому процессу церковников. СПб. 1997 (машииопигО.
15. Петроградский процесс 1922 года. Материалы выставки ЦРБ им. М. В. Ломоносова Василеостровского района. Декабрь 1997 г.
16. Протоиерей Михаил Чельцов. Воспоминания смертников о пережитом (5 июля — 14 августа 1922 года). ЖМП. 1993, № 10—11.
17. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917—1945. УМСА-РНЕББ, 1997. 627 с.
18. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917— 1941. Документы и фотоматериалы. М.: Изд. Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. 352 с.
19. Сорокин В. В лике мучеников. — В журнале «Наука и религия», № 5, 1991. С. 13.
20. Судебные процессы. В журнале «Революция и Церковь», 1922, № 1—3. 65-111 с.
21. Шкаровский М. В. Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде. В кн.: «Минувшее». Т. 15. СПб. 1993.
22. Ш к а р о в с к и й М. П. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917—1945. СПб, 1995. 206 с.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.