Научная статья на тему 'ХIХ ежегодная богословская конференция ПСТГУ и проблемы церковной истории ХХ века'

ХIХ ежегодная богословская конференция ПСТГУ и проблемы церковной истории ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кострюков А. А.

20 января 2009 г. в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета начала свою работу XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Конференцию торжественно открыл Местоблюститель Патриаршего Престола Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХIХ ежегодная богословская конференция ПСТГУ и проблемы церковной истории ХХ века»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2009. Вып. 11:2 (31). С. 145-150

Х1Х ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПСТГУ И ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА

20 января 2009 г. в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета начала свою работу XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Конференцию торжественно открыл Местоблюститель Патриаршего Престола Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Открытие конференции стало одновременно и открытием секции «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке», которая в этом году посвящена подвигам великих святых земли Российской — праведному Иоанну Кронштадтскому и преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне.

Приветствуя митрополита, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев рассказал о том, как создавался наш университет, каких успехов удалось добиться за годы существования.

В своем приветственном выступлении Местоблюститель Патриаршего Престола рассказал о своем знакомстве с протоиереем Всеволодом Шпиллером, стоявшем у истоков создания университета, о своих беседах с этим замечательным пастырем. С большим интересом собравшиеся выслушали рассказ митрополита о своем опыте молитвы святому праведному Иоанну Кронштадтскому, к которому жители северной столицы в коммунистический период несли свои беды и сомнения.

Митрополит рассказал о своем понимании ситуации, которая привела Россию к катастрофе 1917 г. Причиной, по мнению архипастыря, была уверенность интеллигенции в том, что возможно прожить без Церкви. Результатом стало то, что замечательные петербургские священники не были вхожи в светские салоны. По мнению митрополита, современной образовательной системе необходимо выйти на уровень, при котором слово Божие будет понятно светскому человеку. Эту задачу и должен взять на себя Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Свой доклад о святых Иоанне Кронштадтском и Елисавете Феодоровне прочитал епископ Женевский и Западноевропейский Михаил. Преосвящен-нейший докладчик рассказал о влиянии, которое оказали эти святые на жизнь русской эмиграции. Епископ рассказал, что русское рассеяние почитало святого

Иоанна задолго до его канонизации, портреты праведного пастыря размещались даже на помянниках. Имя кронштадтского чудотворца объединяло русское рассеяние. Одним из инициаторов прославления святого пастыря стал святитель Иоанн (Максимович), возглавивший комиссию по подготовке канонизации в Зарубежной Церкви. Активное участие в благом деле принял и другой святой — святитель Николай (Велимирович), который писал главе РПЦЗ митрополиту Анастасию, что отца Иоанна следовало бы немедленно прославить хотя бы за те чудеса, которые совершились по его молитвам в одной только Югославии. Епископ Михаил поведал и о тех чувствах, которые испытала эмиграция после того, как канонизация совершилась.

Доктор филологических наук профессор Ю. И. Архипов ознакомил собравшихся с материалами, связанными с жизнью святой Елисаветы в Германии. Вниманию собравшихся были представлены слайды, отражающие современную жизнь Дармштадта, где прошли детство и юность святой преподобномученицы.

Доктор физико-математических наук профессор А. Б. Ефимов в своем докладе рассмотрел различные этапы служения святой Елисаветы, увенчавшиеся мученическим подвигом в Алапаевске.

С большим интересом собравшиеся заслушали доклад кандидата богословия, кандидата исторических наук священника Георгия Ореханова «Л. Н. Толстой и русское духовенство». Докладчик обратил внимание, что, вопреки домыслам, отлучение Толстого было исключительно церковным и продуманным актом, причем государственная власть это отлучение не приветствовала. Священник Г. Ореханов обратил внимание и на то, что им не обнаружено каких-либо документов, подтверждающих предсмертное желание Толстого принести покаяние.

Доклад доктора технических наук профессора Н. Е. Емельянова был посвящен связям между святым Иоанном и Новомучениками Российскими. Н. Е. Емельянов рассказал, что в житиях большого числа Новомучеников содержатся упоминания о святом Иоанне, к которому они обращались за молитвой или советом.

Доктор исторических наук профессор А. А. Корнилов в своем выступлении рассказал о подвижнике благочестия и исповеднике православия архиепископе Андрее (Рымаренко), а также о его малоизвестном докладе, посвященном судьбам Русской Церкви в эмиграции.

Протоиерей Александр Ильяшенко в своем докладе информировал о количестве заключенных в ГУЛАГе, а также об условиях лагерной жизни, которые во многих лагерях были направлены на уничтожение заключенных. Протоиерей А. Ильяшенко рассказал об одном северном лагере, выжить в котором было невозможно. В середине лета температура там не превышала 14° С, зимой опускалась ниже 50° С. Докладчик познакомил собравшихся с таблицами, отражающими статистику смертей в лагерях. Приведя определение геноцида, протоиерей А. Ильяшенко обратил внимание на то, что массовое уничтожение русского народа в лагерях вполне соответствует этому определению.

Первый день конференции завершился рассказом профессора Н. Е. Емельянова о базе данных ПСТГУ, содержащей более 32 тыс. имен пострадавших за Христа в годы гонений.

Секция продолжила свою работу на следующий день. Первым прозвучал доклад младшего научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Церкви С. Н. Бакониной, рассказавшей о глубокой связи между святой преподобному-ченицей Елисаветой Феодоровной и Владивостокской епархией.

Доктор церковной истории, кандидат исторических наук В. И. Петрушко (ПСТГУ) посвятил свое выступление униатскому вопросу в годы Второй мировой войны. Значительное место в докладе было уделено политике униатского митрополита Андрея Шептицкого. В годы немецко-фашистской оккупации Шептицкий благословлял Гитлера, посылал ему пророчества о победе, принадлежавшие экзальтированным базилианским монахиням, а после прихода советских войск перешел к восхвалению Сталина. В. И. Петрушко подчеркнул, что если бы не смерть Шептицкого, последовавшая 1 ноября 1944 г., то гонений на унию со стороны коммунистов, скорее всего, удалось бы избежать. Во всяком случае вопрос об упразднении унии при жизни Шептицкого не поднимался.

Доклад доктора исторических наук, заведующей кафедрой государственноконфессиональных отношений Российской академии государственной службы О. Ю. Васильевой был посвящен миротворческой деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Несмотря на то что данная тема казалась хорошо известной, О. Ю. Васильева затронула в своем докладе моменты, неизвестные широким кругам. Далеко не все из того, что делал в 90е гг. Патриарх Алексий, было замечено. Многие призывы Предстоятеля Русской Церкви не публиковались в СМИ, а стенограммы переговоров Патриарха с представителями власти в 1993 г., хотя и вышли в свет, но вскоре были изъяты из продажи.

Вопросу о религиозных движениях в начале ХХ в. посвятил свой доклад кандидат исторических наук А. Г. Кравецкий (ИРЯ РАН). Исследователь осветил вопросы взаимоотношений Церкви с такими группами, как беседники и иоан-ниты. По поводу последних в Русской Церкви даже развернулась полемика. Так, некоторые миссионеры призывали осуждать сомнительные течения, другие призывали не делать необдуманных шагов и стараться примирить их с Церковью.

Старший научный сотрудник ПСТГУ Н. А. Кривошеева посвятила свой доклад исследованию дневника митрополита Арсения (Стадницкого). Вышел только первый том интереснейших дневников. В настоящее время готовится к изданию новый том, отражающий время Московского Собора 1917—1918 гг.

Участники конференции обсудили также вопрос юрисдикционной принадлежности митрополита Арсения в годы ташкентской ссылки, где архипастырь руководил епархией. Священник Александр Мазырин сообщил, что, хотя митрополит Арсений находился в юрисдикции Московской Патриархии, он, тем не менее, выступа с критикой некоторых действий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Митрополит Арсений, например, в одном из писем высказался против принятия митрополитом Сергием титула «Блаженнейший».

Доклад кандидата исторических наук, кандидата богословия А. А. Кострю-кова (ПСТГУ) был посвящен вопросу о правах, полученных архиепископом

Евлогием (Георгиевским) в 1920 г. Имеющиеся в настоящее время документы позволяют усомниться в том, что первоначально права митрополита Евлогия ограничивались только Западной Европой. Не исключено, что в указе Крымского Высшего Церковного Управления, в отличие от указа Зарубежного ВЦУ, говорилось не о западноевропейских приходах, а обо всех приходах Российской Церкви за пределами России.

Свое мнение относительно ситуации, сложившейся в Зарубежном ВЦУ, в качестве дополнения к докладу А. А. Кострюкова высказал епископ Женевский и Западноевропейский Михаил.

С интересом был выслушан доклад доктора исторических наук М. В. Шка-ровского, прочитанный иереем Александром Мазыриным. Доклад исследователя был посвящен положению русских приходов в Турции в послереволюционный период.

Кандидат исторических наук доцент В. В. Гераськин (Рязанский госуни-верситет) рассказал о своих исследованиях машинописных епархиальных бюллетеней, издававшихся в конце 1940-х гг. в некоторых епархиях. Исследователь рассмотрел бюллетени, издававшиеся в Рязанской, Тамбовской и в меньшей степени в Пензенской губерниях.

Участники конференции с большим интересом выслушали и доклад кандидата филологических наук О. В. Косик (ПСТГУ), рассказавшей о своих исследованиях сборника документов «Дело митрополита Сергия», а также о том, как этот документ попал в эмиграцию.

Преподаватель Киевской Духовной академии кандидат богословия В. В. Бу-рега посвятил свой доклад проблеме украинских эмигрантов в Чехословакии в 1920-е гг. Докладчик отметил, что украинская эмиграция почти всегда рассматривается вместе с русской, что приводит к некоторым упущениям. В. В. Бурега рассказал о церковных юрисдикциях в Чехословакии, а также о деятельности в этой стране самосвятов-липковцев и архиепископе Савватии (Врабце), покровительствовавшем этому движению.

Доклад игумена Евфимия (Логвинова) (Мюнхен) был посвящен традициям монастыря святого Иова в Мюнхене.

Заведующий кафедрой истории Русской Церкви ПСТГУ, кандидат физикоматематических наук священник Александр Щелкачев рассказал о понимании проблемы экуменизма разными церковными писателями, например С. И. Фу-делем и Н. Е. Пестовым. Священник А. Щелкачев отметил, что в пастырской практике часто приходится сталкиваться с проблемами, касающимися возможности совместной молитвы с неправославными христианами. По мнению докладчика, в настоящее время появилась необходимость внести ясность в подобные проблемы.

Протоиерей Владимир Сергеев (Уфимская епархия) в своем докладе рассказал о крестных ходах, проводившихся в 1920-е гг. в Уфимской епархии.

22 января 2009 г. секция продолжила свою работу.

Конференция началась с доклада кандидата исторических наук А. И. Мра-морнова (Московский государственный университет), который сообщил ситуации, сложившейся в Саратовской епархии после Октябрьской революции.

Саратов стал одним из первых мест в России, где был проведен показательный процесс против духовенства. Докладчик рассказал о предыстории саратовского процесса, о ходе судебных заседаний. А. И. Мраморнов обратил внимание на то, что судьями над духовенством были поставлены рабочие, которые, согласно сохранившимся документам, плохо понимали, за что они судят священнослужителей и каковы правила судебного производства. Несмотря на то, что жители города собрали в защиту обвиняемых 10 тысяч подписей (5% от населения Саратова), один из подсудимых епископ Вольский Герман был приговорен к длительному тюремному заключению, а священник Михаил Платонов к расстрелу. Приговор не был приведен в исполнение, однако в 1919 г. оба священномученика были убиты чекистами в ходе массовых расстрелов.

Младший научный сотрудник ПСТГУ К. В. Ковырзин посвятил свой доклад проблемам взаимоотношений между Святейшим Синодом и государственной властью после Февральской революции. Докладчик затронул целый ряд вопросов, в настоящее время недостаточно освещенных. Так, например, до сих пор непонятно, по какой причине и на каком основании архиепископ Сергий (Стра-городский), единственный из архиереев дореволюционного Синода, вошел в новый его состав. В докладе были приведены строки из документов, подтверждающие негативное отношение членов старого Синода к поступку архипастыря.

Преподаватель Московской Духовной академии, кандидат исторических наук Д. В. Сафонов в своем докладе рассказал о малоизвестных фактах из жизни митрополита Сергия (Страгородского) в 1921—1926 гг. Докладчик обратил внимание на отношения митрополита Сергия со скандально известным епископом Владимиром (Путятой), на обстоятельства признания митрополитом Сергием обновленческого ВЦУ, а также на обстоятельства приема иерарха в Патриаршую Церковь.

Иерей Александр Мазырин, поблагодарив докладчика, внес дополнение, сказав, что после освобождения митрополита Сергия из заключения в 1927 г. следственное дело в отношении его не было прекращено, что позволяло властям оказывать на него давление.

Кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Илья Соловьев рассказал о жизненном пути обновленческого митрополита Александра Введенского. Жизнь Введенского часто становилась поводом для спекуляций. Иерей И. Соловьев взглянул на Введенского как на человека со своими слабостями, страстями, но не лишенного и некоторых положительных качеств. В докладе было уделено внимание и вопросу о том, по какой причине Введенский умер вне общения с Церковью.

Доклад профессора Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерея Владимира Сорокина был посвящен моменту из жизни митрополита Никодима (Ротова), связанному с Родосскими совещаниями 1960-х гг.

С большим интересом был воспринят доклад епископа Якутского и Ленского Зосимы «Из истории Псковской миссии». В докладе было рассказано о непростой судьбе пастырей, окормлявших население в годы германской оккупации. «Пока жива память об ушедших, — сказал епископ Зосима, завершая свое выступление, — у нас есть будущее. Если мы будем знать нашу историю, мы поймем, что может ожидать нас завтра».

Протоиерей Николай Доненко (Симферополь) рассказал о жизненном пути обновленческого митрополита Алексия (Баженова). В докладе были приведены интересные материалы из следственных дел Баженова и других священнослужителей, проходивших по его делу.

Доклад магистра богословия, кандидата исторических наук иерея Александра Мазырина (ПСТГУ) был посвящен малоизвестной теме зарождения григорианского раскола и вопросу о легализации Патриаршей Церкви в 1925 г. Докладчик рассказал о попытках одного из будущих раскольников, епископа Можайского Бориса (Рукина), ограничить власть Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Попытки епископа Бориса были поддержаны и ОГПУ, которое содействовало созданию григорианского раскола, в котором епископ Борис занимал одно из главных мест.

Кандидат богословия, священник Владимир Горидовец (Витебск) в своем докладе рассказал о пастырском служении в Полоцко-Витебской епархии в годы немецко-фашистской оккупации.

Большой интерес вызвал и следующий доклад, подготовленный доктором исторических наук протоиереем Алексием Марченко (Пермь). Докладчик сообщил о деятельности двух пермских архипастырей — епископа Павла (Голышева) и архиепископа Сергия (Ларина), руководивших Пермской епархией в годы хрущевских гонений. Автор доклада рассказал о том, как боролись иерархи с попытками властей вмешаться в жизнь епархии. Хрущевская программа того времени была направлена на то, чтобы как можно меньше священнослужителей имели образование за исключением архиереев, используемых за рубежом в интересах государства. При этом епископу Павлу удавалось ставить в Перми священников без разрешения властей и сохранить немало храмов. Немало доброго сделал для епархии в начале 1960-х гг. и епископ Сергий.

Тексты докладов будут опубликованы в очередном сборнике материалов конференции.

А. А. Кострюков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.