Научная статья на тему 'Вопросы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке на XIX ежегодной богословской конференции ПСТГУ'

Вопросы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке на XIX ежегодной богословской конференции ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кострюков А. А.

С 22 по 24 января 2008 г. в конференц-зале ПСТГУ прошла секция «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ в.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке на XIX ежегодной богословской конференции ПСТГУ»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2008. Вып. 11:2(27). С. 125-131

Вопросы истории Русской Православной Церкви

В ХХ ВЕКЕ НА XIX ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ

конференции ПСТГУ

С 22 по 24 января 2008 г. в конференц-зале ПСТГУ прошла секция «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ в.».

Как обычно, в рамках секции рассматривались вопросы, связанные с историей Русской Церкви. Однако в этом году основной темой секции были вопросы, связанные с одной из наиболее сложных проблем русской церковной истории — с разделением Русского Православия в Отечестве и за границей. Данной теме, девизом которой стали слова апостола Павла «Храните единство духа в союзе мира», было посвящено два дня настоящей конференции. При этом на конференции были затронуты и другие вопросы истории Русской Церкви в ХХ в., которым была посвящена большая часть выступлений, прозвучавших в третий день работы секции.

Заседание секции началось с молитвы, после которой ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев обратился к собравшимся с кратким словом. Отец Владимир рассказал об истории конференции, о ее влиянии на церковную, научную и общественную жизнь. Завершая свое выступление, протоиерей Владимир Воробьев сказал: «Мы должны благодарить Бога за то, что живем в эпоху, когда можно заниматься таким интересным и важным делом».

Архиепископ Верейский Евгений — председатель Учебного комитета Московского Патриархата, ректор московских духовных школ — прочитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Приветствие председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра прочитал епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил. В кратком слове после прочтения приветствия епископ Михаил рассказал, насколько непростым был путь русской эмиграции, какие трудности преследовали Церковь за границей. «Опоры у нас за границей практически не было, — сказал Преосвященный, — но мы выстояли благодаря духу русского православия, который старались хранить».

На пленарном заседании было зачитано несколько докладов. Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о жизни своего деда, протоиерея Владимира Воробьева, о его крестном пути в эпоху гонений. Протоиерей Владимир, подчиняясь митрополиту Сергию (Страгородскому), в то же время близко

общался с лидерами тех, кто считал его путь неправильным, — святителем Афанасием (Сахаровым) и мучеником Михаилом (Новоселовым). Протоиерей Владимир был арестован и репрессирован.

Протоиерей Николай Артемов (Мюнхен) рассказал в своем выступлении о собеседованиях, которые прошли в 1993—1997 гг. между представителями Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Германии. Эти собеседования, положившие начало восстановлению единства Русской Церкви, шли нелегко и порой встречали непонимание. Тем не менее удалось провести девять собеседований, которые легли в основу будущего диалога.

На пленарном заседании состоялась презентация книги старшего научного сотрудника Отдела новейшей истории ПСТГУ, кандидата исторических наук, кандидата богословия А.А. Кострюкова «Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х гг. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни патриарха Тихона».

О монографии А.А. Кострюкова рассказал в своем выступлении ее научный редактор кандидат исторических наук, магистр богословия священник Александр Мазырин. Отец Александр подчеркнул новизну этого труда, его значение для исторической науки. «Свою задачу мы, церковные историки, — сказал священник Александр Мазырин, — видим в том, чтобы восстановить историческую правду, которая, по нашему убеждению, не может противоречить Истине Евангельской. Эта историческая правда может кому-то и не понравиться, но подлинное церковное единство возможно только в Истине». Свое мнение о книге А.А. Кострюкова высказали также епископ Михаил и протоиерей Николай Артемов.

После перерыва были выслушаны доклады, посвященные истории русского зарубежья.

Старший научный сотрудник Отдела новейшей истории ПСТГУ Н.А. Кри-вошеева в своем докладе рассказала об эмигрантах — членах Поместного Собора 1917—1918 гг. Докладчица подчеркнула, что управление Церковью в изгнании взяли на себя участники Поместного Собора. За границей, например, оказалось 25 епископов, участвовавших в этом Соборе, немало священнослужителей и мирян.

С интересом был воспринят доклад профессора ПСТГУ, доктора технических наук Н.Е. Емельянова, который рассказал о представителях эмиграции, пострадавших за Христа.

Профессор, доктор исторических наук А.Н. Кашеваров (Санкт-Петербургский государственный технический университет) рассказал о церковной периодической печати русской эмиграции, уделив особое внимание таким изданиям, как «Церковные ведомости» и «Церковное обозрение».

В докладе кандидата исторических наук А.В. Попова был затронут вопрос о церковно-правовых основах объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Докладчик осветил позиции церковных групп, отказавшихся объединиться с Московским Патриархатом.

Преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль) А.В. Псарев рассказал о контактах митрополита Антония (Храповицкого) с англиканами. Докладчик уделил особое внимание взаимоотношениям между

РПЦЗ и Англиканской Церковью, в свое время оказавшую русским эмигрантам большую поддержку и в 1923 г. выступившую в защиту арестованного Патриарха Тихона. А.В. Псареву удалось выявить документы, подтверждающие, что некоторые авторитетные иерархи РПЦЗ в 1920-е гг. были готовы причащать англи-кан, законность иерархии которых многими ставилась под сомнение.

Преподаватель Московской духовной академии кандидат богословия иеромонах Савва (Тутунов) рассказал в своем докладе о том, какое значение для парижской эмиграции имел Поместный Собор 1917—1918 гг., в соответствии с решениями которого русские изгнанники пытались строить церковное управление.

На следующий день, 23 января, секция продолжила свою работу. После молитвы, благословения собравшихся епископом Женевским и Западноевропейским Михаилом и краткого слова ведущего конференции священника Александра Мазырина слово для доклада было предоставлено постоянному участнику богословских конференций доктору исторических наук М.В. Шкаровскому. Свой доклад исследователь посвятил русским общинам в Италии и на территориях, оккупированных итальянскими войсками в годы Второй мировой войны. М.В. Шкаровский подробно рассказал о храмах и священниках, окормлявших русских изгнанников, рассказал о трагедии казаков, насильно выданных англичанами большевикам в Линце в 1945 г.

Доклад профессора Нижегородского государственного университета доктора исторических наук А.А. Корнилова также был посвящен русским беженцам в послевоенный период. Докладчик рассказал о белом духовенстве лагеря Шляй-сгайм (Германия). А.А. Корнилов подробно осветил жизненный путь и жизнь в изгнании протоиереев Евгения Лызлова, Владимира Григоровича, Михаила Помазанского, Иосифа Гринкевича, Константина Каминского. Своими воспоминаниями о жизни русских беженцев послевоенных лет с участниками конференции поделился владыка Михаил.

Кандидат исторических наук, кандидат богословия священник Илия Соловьев (Крутицкое подворье) в своем докладе коснулся малоизученной темы деятельности раскольников-обновленцев в русском зарубежье. Докладчик подчеркнул, что в эмиграции представители данного раскола стремились не к церковным реформам, а к захвату власти. Большевики были заинтересованы в том, чтобы на приходах в эмиграции действовали верные им представители красного обновленчества, а потому всемерно содействовали им. Иногда раскольникам удавалось добиться успеха, как, например, в Северной Америке, где им удалось отсудить у митрополита Платона (Рождественского) несколько десятков храмов, в том числе и кафедральный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Однако в Европе действия обновленцев не увенчались успехом. Некоторые из них, как отметил отец Илия, убеждаясь в нежизнеспособности обновленчества, шли на различные авантюры, пытаясь войти в другие юрисдикции. Докладчик обратил внимание на то, что значительное число оказавшихся за границей обновленцев впоследствии перешло в католичество. Отец Илия объяснил это тем, что представители обновленческого раскола, будучи агентами ОГПУ, специально засылались к католикам.

В дискуссии, развернувшейся после выступления отца Илии, обсуждались вопросы, связанные с практикой приема обновленцев в Православную Церковь, а также с отношением Константинопольского Патриархата к обновленческому расколу. Наиболее оживленную дискуссию, в которой приняли участие протоиерей Николай Артемов, священники Александр Щелкачев, Александр Мазы-рин и др., вызвал вопрос о принятии в сущем сане обновленческого епископа Серафима (Ляде), ставшего впоследствии митрополитом Русской Зарубежной Церкви.

Заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы, доктор исторических наук профессор О.Ю. Васильева посвятила свой доклад епископу Смоленскому Иоанну (Соколову). Этого архипастыря сравнивали со звездой, которая будет светить людям еще долгие годы. При жизни архипастыря многие из его трудов не были поняты. Большинство его сочинений, хотя и оцененных по достоинству, к сожалению, не было издано. Это относится прежде всего к пятитомному курсу церковного законоведения, хранящемуся в РГИА, и к замечательной работе «О свободе совести». Будучи очень скромным человеком, епископ Иоанн всю жизнь держался в тени, создавая свои замечательные труды, которые еще будут востребованы.

С большим интересом собравшиеся выслушали доклад доцента ПСТГУ кандидата исторических наук, магистра богословия Н.Ю. Суховой. Доклад был посвящен русским богословским школам в эмиграции. Н.Ю. Сухова обратила внимание на то, что богатейший опыт, накопленный до революции духовными школами, в ХХ в. мог в полной мере проявиться не в России, где Церковь планомерно уничтожалась, а в изгнании. На основании проведенного исследования Н.Ю. Сухова показала, что русские дореволюционные традиции духовных школ показали себя жизнеспособными и вполне пригодными в эмиграции.

Доцент ПСТГУ кандидат исторических наук, магистр богословия священник Александр Мазырин посвятил свой доклад отношению Патриаршего Местоблюстителя святого митрополита Петра (Полянского) к Зарубежной Церкви. Сказав о причинах, по которым Архиерейский Синод РПЦЗ в течение полугода не признавал полномочий святителя, отец Александр познакомил слушателей с документами, показывающими отношение самого митрополита Петра к зарубежному епископату. Хотя данные сведения достаточно скудны, на их основании все-таки можно сделать вывод о том, что митрополит Петр отказывался брать на себя роль судьи Зарубежного Синода и митрополита Евлогия. Однако лучше всего о том, что священномученик Петр внутренне поддерживал Зарубежную Церковь, говорит его отказ заместить Киевскую кафедру, которую формально занимал митрополит Антоний (Храповицкий). Этот факт послужил одним из главных оснований для ареста митрополита Петра.

Старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат филологических наук О.В. Косик рассказала в своем содержательном докладе о списках архиереев, находившихся в России и подвергавшихся гонениям. Таких списков в эмиграции существовало несколько, порой они противоречивы и содержат ошибки. О.В. Косик проследила пути,

по которым списки иерархов-мучеников поступали в эмиграцию, рассказала о тех, кто составлял эти списки и распространял их.

Секция продолжила свои заседания 24 января. После молитвы был заслушан доклад «Сербская Православная Церковь и вопрос о правах Зарубежного Синода в конце Второй мировой войны», подготовленный старшим научным сотрудником Отдела новейшей истории ПСТГУ, кандидатом исторических наук, кандидатом богословия А.А. Кострюковым. Докладчик рассказал о давлении, которое оказывала Московская Патриархия в лице своего представителя епископа Сергия (Ларина) на Сербскую Церковь с целью заставить ее осудить Русскую Зарубежную Церковь и прервать с ней общение. На основании исследованных документов автором доклада был сделан вывод, что Сербская Церковь отказалась осудить Карловацкий Синод, а общение с ним прервала лишь временно, до рассмотрения вопроса Архиерейским Собором, который эту тему не затронул.

С интересом был заслушан доклад кандидата исторических наук, кандидата богословия священника Георгия Ореханова (ПСТГУ). Свой доклад священник Георгий посвятил теме взаимоотношений Л.Н. Толстого с Русской Церковью. Отец Георгий рассказал о некоторых подробностях отлучения писателя от Церкви и отношения к этому акту русской интеллигенции. Докладчик отметил, что в жизни Л.Н.Толстого остается еще много невыясненного, в частности, отношения великого русского писателя с Церковью. Не определена окончательно роль Черткова, оказывавшего влияние на Л.Н. Толстого, не исследована их переписка, рассеянная по разным архивам.

И.С. Арефьева (Вильнюс) в своем докладе рассказала об участии святого Патриарха Тихона в жизни Литовской епархии в 1917—1925 гг. Докладчица показала, что судьба Литовской епархии, которую святитель Тихон возглавлял в 1914—1917 гг., и после избрания его Всероссийским Патриархом постоянно была предметом его забот и внимания.

Доклад доктора церковной истории кандидата исторических наук В.И. Петрушко был посвящен теме ликвидации Украинской греко-католической (униатской) Церкви в 1940-е гг. На основании проведенных исследований В.И. Петрушко сделал вывод, что форсирование событий советским руководством в конце Второй мировой войны привело к появлению на Западной Украине приходов, православных только по форме, но не по духу. Это привело к известным потрясениям в конце 1980 — начале 1990-х гг. По мнению докладчика, в 1944 г. существовала возможность мирного, постепенного присоединения униатов к Православной Церкви. Такой точки зрения придерживался протопресвитер Г. Костельник, вскоре мученически погибший. С Римом был готов порвать отношения и известный униатский митрополит Андрей Шептицкий. Однако его кончина в 1944 г. в какой-то степени помешала мирному решению униатской проблемы. В.И. Петрушко отметил, что существуют данные об отравлении митрополита Шептицкого противниками воссоединения с Православной Церковью.

Заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви кандидат физико-математических наук священник Александр Щелкачев в своем докладе

рассказал о церковно-государственных отношениях в годы революции. Тема доклада была во многом связана с монографией М.А. Бабкина, выдвигавшего тезис о заинтересованности Церкви в устранении монарха как «харизматического конкурента». По словам о. Александра Щелкачева, действия Церкви, признавшей Временное правительство в 1917 г., были оправданы. После Февральской революции было опасно говорить о монархии, и реальных шансов восстановить ее уже не было. В 1917 г. не было и политических сил, которые могли бы сорганизоваться и восстановить монархию. По словам о. Александра, с дореволюционных времен заметно пренебрежение к Церкви со стороны патриотических организаций и царской власти. Это проявилось и в вопросе о канонизации святителя Иоанна Тобольского, и в имяславских спорах. Остановить ситуацию в 1917 г. Церковь уже не могла, и вина не может лежать на ней. Докладчик также отметил, что документов, которые подтверждали бы договоренность иерархов с целью свержения монархии, М.А. Бабкин не привел по причине отсутствия таковых.

Большой интерес вызвал сделанный в рамках работы секции доклад священника Сурожской епархии Русской Православной Церкви Стефана Платта (Оксфорд), генерального секретаря Православно-Англиканского содружества св. Албана и преп. Сергия. Отец Стефан рассказал об истории становления Содружества, о его роли в деле привлечения англикан к Православию, а также в деле сближения между собой живущих в Великобритании православных разных юрисдикций. Отвечая на вопросы, отец Стефан, рассказал о негативных последствиях для жизни содружества неканонических действий епископа Василия (Осборна), а также о непростой жизни своего прихода в Оксфорде.

Доклад кандидата богословия протодиакона Василия Марущака (Симферополь) был посвящен жизненному пути архиепископа Димитрия (Абашидзе), принявшего схиму с именем Антоний. Докладчик рассказал о жизненном пути архипастыря, его патриотической деятельности в годы Первой мировой войны, а также его жизни и пастырском подвиге в годы гонений.

Исследователь из Санкт-Петербурга А.А. Бовкало в своем докладе рассказал о репрессиях против преподавателей и учащихся ленинградских Высших богословских курсов в конце 1920-х гг.

Протоиерей Валерий Лавринов (Екатеринбург) посвятил свой доклад истории обновленческого раскола на Урале в годы Второй мировой войны. Хотя обновленцы создали на Урале «митрополию», она была таковой только на бумаге, потому что в обновленческом расколе в то время было всего девять приходов. Докладчик сообщил о деятельности раскольников на Урале, а также об особенностях их присоединения к Церкви в конце войны.

Тему обновленческого раскола выбрал для своего доклада и кандидат богословия священник Владимир Горидовец (Витебск). Докладчик информировал слушателей о том, какими способами раскольники «обновляли» церковную жизнь, как складывались их отношения с Православной Церковью и как проходило присоединение к ней.

Кандидат исторических наук С.Н. Романова (Москва) рассказала в своем докладе о жизни епископа Арсения (Денисова), о котором до недавнего времени практически ничего не было известно.

Доклад старшего научного сотрудника Отдела новейшей истории ПСТГУ, кандидата исторических наук Л.Б. Миляковой был посвящен попыткам петлюровцев изменить структуры церковного управления на Украине.

По окончании докладов ведущий конференции кандидат исторических наук магистр богословия священник Александр Мазырин поблагодарил участников за интересные доклады и пожелал всем дальнейших успехов на благо церковноисторической науки. Прочитанные доклады, как обычно, будут изданы в сборнике трудов Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

К.и.н., к. богосл. А.А. Кострюков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.