Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви 2007. Вып. 2 (23). С. 171-176
XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ и проблемы русской церковной истории XX века
Секция «История Русской Православной Церкви в XX веке», заседания которой проходили 22—24 января 2007 г. в рамках XVII Ежегодной богословской конференции, как и в прежние годы вызвала большой интерес среди историков. Исследователи, прибывшие на конференцию, затронули целый ряд существенных проблем, хотя и относящихся к области истории, однако, при этом, имеющих самое непосредственное отношение к реалиям современной церковной жизни.
В XX веке Русская Церковь дала миру великий сонм святых, как мучеников, так и подвижников благочестия. О многих из них до сих пор известно очень мало. Отрадно, что на секции ежегодно звучат доклады, раскрывающие жизненный путь того или иного подвижника.
В этом году данной теме было посвящено несколько выступлений. Так, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал в своем докладе о жизни и пастырской деятельности игумена Иоанна (Селецкого). Жизнь этого исповедника была тесно связана с такими известными деятелями Церкви, как священномученики Кирилл (Смирнов), Дамаскин (Цедрик) и Онуфрий (Гагалюк), схиархиепис-коп Антоний (Абашидзе). Игумен Иоанн прошел через аресты и тюрьмы, претерпел допросы и пытки, чудом выжил и до конца дней своих служил Церкви, окормляя своих духовных чад, которые приезжали к нему из разных мест страны.
Доклад игумена Дамаскина (Орловского) был посвящен другому подвижнику, святому Роману (Медведю), главе военно-морского духовенства Черноморского флота, а впоследствии известному московскому пастырю, также не избежавшему тюрем и лагерей.
С большим интересом был выслушан и доклад профессора Московской духовной академии А.К. Светозарского, рассказавшего о некоторых малоизученных сторонах биографии известного иеросхимо-наха Сампсона (Сиверса). На основании архивных материалов А. К. Светозарский опроверг целый ряд легенд, касающихся отца
Сампсона, его участия в Гражданской войне, обстоятельств принятия монашества.
Профессор ПСТГУ Н.Е. Емельянов выступил с докладом «Особые дни поминовения новомучеников и исповедников Российских», в котором обратил внимание на то, что в российской глубинке часто не знают имен и дней памяти своих земляков, принявших мученическую кончину от рук безбожников.
Истории канонизации новомучеников Российских был посвящен доклад старшего научного сотрудника ПСТГУ Н.А. Кривошеевой, которая подробно остановилась на проблемах, возникших в деле канонизации святых в Русской Зарубежной Церкви в 1981 г. В докладе подробно говорилось о том, как отнеслись за рубежом к канонизациям, совершенным в советские годы в Московском Патриархате, а также о спорах среди зарубежных архиереев относительно канонизации Патриарха Тихона и архиереев, признавших «Декларацию» митрополита Сергия.
В истории навсегда останутся и страшные гонения, обрушившиеся на Церковь в XX веке. Этой теме был посвящен доклад старшего научного сотрудника музея-заповедника «Московский Кремль» Л.Р. Вайнтрауба. Докладчик рассказал о гонениях на православие в городе Бронницы Московской области, о судьбах бронницких священников, окормлявших свою паству в эти тяжелые годы.
О тяжелых материальных условиях, в которых оказалось духовенство после революции, сообщил в своем докладе профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета А.Н. Кашеваров.
Е.В. Белякова (Институт российской истории РАН) посвятила свое выступление проблемам православной семьи, связанным с революционными потрясениями в нашей стране. С первых месяцев своего существования безбожная власть нанесла страшный удар по демографии, узаконив аборты, которыми в двадцатые годы оканчивалось 33 % беременностей. Власти постарались нанести удар и по нравственности народа, облегчив процедуру расторжения браков, причем от духовенства требовали в случае гражданского развода расторгать и церковный брак.
Гонения выражались не только в физическом истреблении православных христиан, но и в развращении умов молодого поколения. Особенности методов, применяемых большевиками для воспитания детей в атеистическом духе, осветил в своем докладе кандидат филологических наук А.Г. Кравецкий (Институт русского языка РАН).
Установившаяся в России безбожная власть пресекала любые действия, исходящие из Церкви, хотя бы они и были направлены ко
благу общества. Примером может служить судьба Свято-Николаевского Житомирского братства, занимавшегося уходом за больными, погребением бедных, а также миссионерством. О разгроме братства, основанного священномучеником Аркадием (Остальским) рассказал на конференции протоиерей Николай Доненко (Симферополь).
Профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин посвятил свой доклад записке, которую подготовил священник Павел Флоренский, обвиненный в принадлежности к «национально-фашистской организации». В записке были изложены мысли о дальнейшем устройстве России. Хотя священник Павел Флоренский писал этот документ по принуждению, в нем содержатся весьма интересные идеи, проанализированные протоиереем Владиславом Цыпиным.
Доцент ПСТГУ, иерей Александр Мазырин в своем докладе рассказал о том, как пытались противостоять безбожным гонителям иерархи, признававшие полномочия митрополита Сергия (Страгород-ского). По словам иерея Александра Мазырина, некоторые иерархи видели свою задачу в том, чтобы обмануть большевиков и дождаться падения богоборческой власти. Бывали случаи, когда иерархи, давшие подписку о сотрудничестве с НКВД, обсуждали между собой, как можно использовать данное обязательство для блага Церкви.
Скорбная страница истории ХХ века - церковные расколы и разделения, возникшие в результате Гражданской войны и последующих гонений на Церковь в России. Эта тема также нашла свое отражение в докладах.
Иерей Илия Соловьев (Крутицкое подворье) посвятил свой доклад критике, которой подвергался митрополит Сергий (Страгород-ский) со стороны обновленцев. Докладчик обратил внимание на то, что в середине двадцатых годов обновленчество представляло собой значительную силу и даже стало укреплять свои позиции путем постепенного отхода от некоторых прежних скандальных постановлений. Так, например, в начале 1927 г. была усложнена процедура вступления священников во второй брак. В том же году планировался «Собор» для объединения обновленцев, которых de facto признали Константинопольская, Антиохийская и Александрийская Церкви. А потому, в случае уничтожения Московской Патриархии большевиками, ее место вполне мог занять обновленческий синод. Естественно, позиция митрополита Сергия, направленная на сохранение структур Московской Патриархии, нарушила планы обновленцев.
О связи между еретическими идеями членов «философских кружков» начала XX века и некоторыми положениями программ об-
новленцев 1922—1923 гг. рассказала в своем докладе преподаватель ПСТГУ И.В. Воронцова. По словам докладчицы, обновленцы не только вводили в жизнь соблазнительные новшества, но и высказывали идеи прямо антихристианские, часть которых была почерпнута у философов начала XX века.
Политика государственной власти в отношении Церкви привела и к церковным нестроениям за границей, к разделениям, на уврачевание которых понадобились десятилетия. Несколько докладов конференции было посвящено преодолению этих разделений, а также церковной жизни Русского зарубежья.
Заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации профессор О.Ю. Васильева в своем докладе рассказала о неизвестных обстоятельствах дарования автокефалии Православной Церкви в Америке Московским Патриархатом, о двойных стандартах Константинопольского Патриарха Афиногора, называвшего этот процесс неканоничным, однако грубо поправшего каноны единоличным снятием анафем с Римской Церкви.
Иеромонах Евфимий (Логвинов) из Мюнхена посвятил свой доклад Почаевской традиции в Русской Зарубежной Церкви, а также организации монастырских подворий в эмиграции, уставных особенностях, распространившихся в русском зарубежье под влиянием великой обители.
Об архиереях Русской Зарубежной Церкви, окормлявших лагерь русских беженцев Шляйсгайм в Германии, сообщил в своем докладе профессор Нижегородского государственного университета А.А. Корнилов.
Вопросу взаимоотношений между Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви и Сербской Патриархией посвятил свой доклад автор настоящего обзора. В докладе было отмечено, что, хотя Сербская Православная Церковь признала канонический статус Русской Зарубежной Церкви, предоставила ей широкие права, в отношениях между Карловацким Синодом русских архиереев и Сербской Патриархией были сложности, а потому переезд Синода из Югославии рано или поздно состоялся бы.
Преподаватель Московской духовной академии иеромонах Савва (Тутунов) рассказал об истории Западно-европейской Архиепископии русских приходов в 1965—1971 гг. Автор доклада подробно остановился на обстоятельствах, при которых Архиепископия провозгласила себя независимой, рассмотрел альтернативные пути для ее дальнейшего существования.
Доктор исторических наук М.В. Шкаровский также коснулся темы православия за границами Отечества. В своем докладе М.В. Шкаровский сообщил о попытке создания Автокефальной Православной Церкви в Венгрии в период Второй мировой войны.
Важное место в истории Русской Церкви занимает и вопрос единоверия. Этой теме посвятил свой доклад доктор теологии диакон Иоанн Миролюбов (ОВЦС), рассказавший о поставлении единоверческих епископов в начале XX века, об их судьбах в эпоху гонений. Диакон Иоанн Миролюбов отметил, что единоверцы, как и старообрядцы, не только подвергались гонениям, но и были предметом особой ненависти большевиков за приверженность традиционным русским устоям. Немалое место было уделено в докладе и нынешнему состоянию единоверия в России.
Остается актуальной и тема взаимоотношений православия и ри-мо-католичества. Доклад доктора церковной истории В.И. Петрушко (ПСТГУ) был посвящен прозелитической деятельности римо-католи-ков в отношении Украины и украинской диаспоры при папе Павле VI.
Интересными и важными для историка являются темы, связанные с анализом источников, как опубликованных, так и неизвестных. На нынешней конференции эта тема нашла отражение в целом ряде докладов.
Выступление профессора ПСТГУ иерея Александра Щелкачева было посвящено мемуарам Николая Жевахова, в частности особенностям прочтения некоторых мест этих мемуаров в свете дневника митрополита Арсения (Стадницкого). Докладчик отметил, что этот иерарх не предназначал свои записи для публикаций, а потому его свидетельства заслуживают самого пристального внимания. Дневниковые записи митрополита Арсения помогают понять и оценить многие события русской церковной истории.
С интересом был выслушан и доклад старшего научного сотрудника ПСТГУ О.В. Косик «Ознакомление русского зарубежья с положением Православной Церкви в Советской России».
Доклад профессора Санкт-Петербургского государственного университета С.Л. Фирсова был посвящен источниковедческому анализу «Красной газеты», издававшейся в Петрограде после революции. Задача этого издания, сформулированная коммунистическим идеологом Володарским, состояла в противопоставлении народа и духовенства, в навязывании мысли, что священники - такие же враги, как белогвардейцы. А потому в «Красной газете» были в основном представлены не антирелигиозные материалы, а клеветнические статьи против священнослужителей.
А.А. Бовкало (Санкт-Петербург) прочитал доклад на тему «Проблемы духовного образования в Петрограде в 1920-е годы по материалам фонда Петроградского губоно Центрального городского архива Санкт-Петербурга». Значительное место в докладе было посвящено судьбам детей духовенства, пытавшихся получить образование в учебных заведениях советского государства.
Материалы секции планируется издать в сборнике трудов XVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ.
К. богосл. А. Кострюков