Научная статья на тему 'Преподаватели ПСТГУ приняли участие в Покровских чтениях (Брюссель)'

Преподаватели ПСТГУ приняли участие в Покровских чтениях (Брюссель) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподаватели ПСТГУ приняли участие в Покровских чтениях (Брюссель)»

Преподаватели ПСТГУ приняли участие в Покровских чтениях (Брюссель)

2—3 ноября 2015 г. в русском Троицком храме бельгийской столицы прошла Международная научная конференция «Покровские чтения в Брюсселе». Темой конференции стали проблемы историографии и источниковедения русского церковного зарубежья. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет был представлен профессором кафедры истории РПЦ, доктором церковной истории, кандидатом исторических наук священником Александром Мазыриным и ведущим научным сотрудником НИО новейшей истории РПЦ доктором исторических наук А. А. Кострюковым.

Конференция открылась кратким приветствием архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона. Настоятель Троицкого храма протоиерей Павел Недосекин в своем докладе обозначил основные направления конференции и ее задачу, которая состоит в активизации поисков новых документов и материалов по истории русского православного зарубежья.

Доклад доктора исторических наук А. Н. Кашеварова (Санкт-Петербург) был посвящен издаваемому Русской Зарубежной Церковью журналу «Православная Русь». Доклад был зачитан священником Александром Мазыриным.

Священник Клод Робине (Римско-католическая Церковь) посвятил свое выступление библиотеке ордена баландистов, а также материалам архивов ордена иезуитов. Автор доклада коснулся деятельности известного иезуита князя Гагарина. Доклад вызвал интересную дискуссию, авторы которой обратили внимание, что материалами католических архивов пользовались многие русские архипастыри. известно, например, что и святитель Макарий Московский, и святитель Димитрий Ростовский использовали для составления житий святых именно западные источники.

Не меньший интерес вызвал доклад священника Хильдо Боса (Бельгийская епархия). Автор доклада на протяжении долгого времени изучает историю православия в Нидерландах. Первая литургия, отслуженная русским священником, относится ко времени Петра I. Однако был ли в те годы построен православный храм, остается неизвестным. Достоверные сведения о православной церкви в Амстердаме относятся к 50-м гг. XVIII в. Автор рассказал о дальнейшей истории православных храмов в Нидерландах.

Доктор исторических наук В. К. Ронин (Лёвенский университет, Бельгия) посвятил свой доклад взаимоотношениям русской эмиграции и Римско-Католической Церкви в Бельгии в 1920-е гг. Бельгия была привлекательной страной для беженцев из России по причине высокого экономического уровня и возможности найти хорошую работу. Римско-Католическая Церковь при этом старалась не навязывать православным своих идей. Считалось, что большевист-

Хроника

ская диктатура скоро падет и русские после возвращения на родину не будут мешать католической проповеди. Докладчик рассказал о деятельности кардинала Мерсье, который оказывал помощь русским беженцам.

С интересом было встречено сообщение Н. Г. Рейнгардт — дочери эмигрантов первой волны. Докладчица поделилась своими воспоминаниями о жизни эмиграции в ХХ веке.

Священник А. Мазырин (ПСТГУ) рассказал в своем докладе об обстоятельствах перехода митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и о срыве «Всеправославного Собора», который замышлялся Фанаром как модернистский. В докладе были проанализированы взаимоотношения между Константинополем и обновленцами. По мнению докладчика, от сослужений их удерживало только наличие железного занавеса, хотя представители Вселенского Престола в Москве не брезговали общением с представителями раскола. Священник А. Мазырин привел слова И. Стратоно-ва, что митрополит Евлогий, войдя в подчинение Константинополю, разделил с ним моральную ответственность за поддержку обновленцев.

Второй день конференции был открыт докладом доктора исторических наук В. И. Косика (Институт Славяноведения РАН). Доклад был посвящен антибольшевистской деятельности русского зарубежья, а также отношению Русской Зарубежной Церкви ко Второй мировой войне.

Профессор В. Пузович (Белградский университет) рассказал о вкладе русских богословов в развитие духовного образования в Югославии. Автор доклада особо подчеркнул роль профессора А. П. Доброклонского и профессора протоиерея Ф. И. Титова. В. Пузович обратил внимание, что выпускники богословского факультета Белградского университета сыграли значительную роль в жизни русской церковной эмиграции. Это святитель Иоанн (Максимович), архиепископы Антоний (Синькевич), Антоний (Батрошевич), Савва (Раевский), епископ Ми-трофан (Зноско-Боровский), архимандрит Киприан (Керн) и многие другие.

Доклад А. А. Кострюкова (ПСТГУ) был посвящен проблемам автокефалии Православной Церкви в Америке. О том, что этой Церкви можно предоставить независимость, говорил в начале ХХ в. архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх. Однако Константинополь вмешался в этот процесс, неканонично учредив здесь свои епархии в 1923 г. В докладе было отражено отношение к американской автокефалии священноначалия Русской Православной Церкви и, в частности, митрополита Никодима (Ротова).

Большой интерес вызвал доклад доктора исторических наук, представителя РАН в Италии М. Г. Талалая. Свой доклад исследователь посвятил православным храмам Италии и их архивам.

Протоиерей Александр Берташ (Бремен) рассказал в своем докладе о судьбе русских храмов в Польше. Докладчик привел печальную статистику — после объявления Польшей независимости в стране было закрыто 111 православных храмов, 50 — разрушено, 150 — передано под костелы. Некоторые храмы разрушались либо из-за «слишком русской» архитектуры, либо из-за значимости того или иного храма для русской истории. Особенно тяжелой утратой стало разрушение варшавского собора св. Александра Невского в 1926 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.