Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № .3 С. 109-117. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (3): 109-117.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Научная статья УДК 159.9.072
DOI 10.21510/18173292_2023_101_3_109_117
ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЕ УЛИЧНЫЕ ГРУППИРОВКИ:
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ
1 2 Елена Олеговна Чернова , Зуфар Александрович Махмутов
1 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, младший научный сотрудник, Казань, Россия, [email protected]
2 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Казань, Россия, [email protected], ORCID: 0000-0002-1063-4061
Аннотация. Статья направлена на изучение проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению их вовлечения в подростково-молодежные группировки и развития у них девиантного поведения. Тема подростково-молодежных группировок вновь актуализировалась в России в настоящее время, чему способствуют как общесоциальные, так и специфические проблемы взаимодействия молодежи. Определено, что вовлечение в молодежные группировки осуществляется не только в городских дворах, но и через использование коммуникации в социальных сетях и мессенджерах. Подростковые-молодежные группировки оказывают деструктивное влияние на молодежь, становятся фактором риска развития у нее девиантных проявлений. Авторами проведена разработка системы организации профилактической работы с несовершеннолетними. Методологическую базу работы составили личностно-ориентированный, социально-ориентированный, комплексный и нарративно-ресурсный подходы к организации воспитательного процесса.
Авторами предложена система работы с несовершеннолетними, включающая три уровня: работа с нормативными подростками, работа с подростками группы риска и работа с подростками группы риска - членами групп. Каждый из этих уровней подразумевает определенный алгоритм действий, который имеет свою специфику. Она включает психодиагностику, психокоррекцию, консультирование, просвещение и профилактику. Важно обучать позитивным жизненным навыкам посредством создания системы альтернативных видов деятельности и групповой терапии. Ключевое значение для успеха профилактической работы имеет компетентность специалиста, занимающегося ею. Авторами разработаны критерии успешности профилактической работы. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях и представляют интерес для педагогов, психологов, родителей и специалистов профилактических учреждений.
Ключевые слова: личность, девиантное поведение, подросток, профилактика девиантного поведения, социальная адаптация, психодиагностика, воспитательная работа
Для цитирования: Чернова Е.О., Махмутов З.А Подростково-молодежные уличные группировки: система профилактики // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №3 (101). С.109-117.
© Чернова Е.О., Махмутов З.А. 2023
Благодарности: Статья выполнена по государственному заданию FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».
PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK
Original article
TEENAGE AND YOUTH STREET GANGS: PREVENTION SYSTEM
1 2 Elena O. Chernova , Zufar A. Makhmutov
lFederal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, Kazan, Russia, [email protected]
2 Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, Kazan, Russia, [email protected]: 0000-0002-1063-4061
Abstract. The article is aimed at studying the problem of organizing preventive work with minors to secure them from involvement in adolescent and youth groups and the development of their deviant behavior. Both general social and specific problems of youth interaction make now the topic of teenage and youth groups in Russia urgent again. It is found out that involvement in groups is carried out not only in urban yards, but also through the use of communication in social networks and messengers. Teenage-youth groups have a destructive influence on adolescents and become a risk factor for the development of their deviant behavior. The authors have developed a system for organizing preventive work with minors. The research methodological framework is the personality-oriented, socially-oriented, integrated, narrative and resource approaches to the organization of the educational process.
Results. The authors proposed a system of work with minors that includes three macro-levels: work with normative adolescents, work with at-risk adolescents, and work with at-risk adolescents, members of gangs. Each level implies a certain algorithm of actions, including psychodiagnosis, psychocorrection, counseling, education, prevention, but with its own specificity. It is important to teach positive life skills, through the creation of a system of alternative activities, through group therapy. Key to the success of prevention work is the competence of the expert engaged in it. The authors worked out criteria for the success of prevention work.
The results of the study can be used in educational institutions and may be of interest to teachers, psychologists, parents and specialists of preventive institutions.
Keywords: personality, deviant behavior, teenager, prevention of deviant behavior, social adaptation, psychodiagnostics, educational work
For citing: Chernova E.O., Makhmutov Z.A. Teenage and youth street gangs: prevention system. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2023 ; 101(3): 109-117.
Thanks: The article was carried out according to the state task FNRR-2021-0003 "The problem of deviant behavior in the system of modern human studies".
Введение. Одной из главных государственных задач является формирование стабильного и здорового общества. При этом объектом национальных и государственных интересов является молодежь, поскольку от ее привычного поведения, образа жизни и личностных качеств во многом зависит судьба общества и государства.
В последние годы в России вновь активизировалась деятельность подростково-молодежных группировок. Они представляют собой особую разновидность молодежных субкультурно-досуговых систем и являются типичным вариантом девиантной трансформации подростково-молодежных досуговых объединений [1, с. 176]. Членство в подростково-молодежных группировках повышает внушаемость, эмоциональную зараженность несовершеннолетних [2, с. 217], а также способствует формированию их «криминальной карьеры» [3, с. 159].
Методология исследования. В рамках традиции личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса акцентируются индивидуально-личностные особенности несовершеннолетних. Комплексный подход позволяет выделить качества подростка как субъекта деятельности и его особенности, проявляющиеся во взаимодействии со средой [4, с. 9], социально-ориентированный подход - рассмотреть социальные детерминанты поведения подростков [5], нарративно-ресурсный подход -провести обоснование полученных результатов топик-гайда о переживаниях участников неформальных групп и найти ресурсные индикаторы для психолого-педагогического сопровождения [6]. Решение проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними предполагает задействование психолого-социологических теорий среднего уровня (психология девиантного поведения и теория микрогрупп) [7], психологические теории подросткового возраста [8], теории социально-психологической помощи через реабилитацию и развитие сотрудничества [9], теории молодежных субкультур [10], концепций отклоняющегося поведения, фрустрации личности [11], индивидуально-психологической обусловленности агрессивного социального поведения, ситуативной детерминации агрессии, психических аномалий личности, исследований по агрессивному поведению членов преступных молодежных образований [12], по оказанию социально-психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям [13], адаптации подростков группы риска, акцентуации характера у подростков [9].
При изучении проблемы сопровождения важным представляется ценностный подход, предполагающий интерпретацию влияния на подростка значимого социального окружения как агента социализации, несущего базовые ценности, что отражено и в теориях социальной сущности личности. Любые отклонения от нормативной социализации рассматриваются как десоциализация, а переходные формы фиксируются как ресоциализация и терциарная социализация [14]. Проблема вхождения личности в криминальные группировки может быть интерпретирована как следствие ценностного внутриличностного конфликта и как результат неуспешной социализации, что выступает предпосылкой к развитию девиаций подростков, а также как кризис идентичности, как реализация внутренних защитных механизмов личности подростка [15].
Материалы и методы исследования. Методология психолого-педагогической работы с несовершеннолетними включает:
- теоретические основы психодиагностики и психокоррекции;
- теоретические основы психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения личности;
- теоретические основы изучения особенностей личности несовершеннолетнего возраста;
- теоретические основы ведения профилактической работы с несовершеннолетними;
- методические основы психолого-педагогической работы с несовершеннолетними;
- методические основы психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков;
- методические основы психолого-педагогической работы с подростками групп риска;
- методические основы психолого-педагогической работы с подростками групп риска, состоящими в уличных криминальных группировках.
Выделенные уровни методологии представляют собой отдельные, но тесно пересекающиеся направления работы, что очевидно прослеживается в движении от общего к частному. По сути, методология выстраивается на трех макроуровнях психолого-педагогической профилактической работы:
- работы с нормативными несовершеннолетними;
- работы с подростками групп риска, то есть имеющими потенциальный или реальный риск быть вовлеченными в уличные криминальные группировки;
- работы с подростками, уже вовлеченными в деятельность уличных криминальных группировок.
Для отнесения подростков к той или иной группе используется психологический инструментарий проективного типа (методики дополнения), например, «Сочинение на заданную тему», «Незаконченные предложения», а также специальные топик-гайды.
Во всех выделенных группах сопровождение будет иметь свою специфику, но в определенной части они будут пересекаться. На каждом из этих уровней можно отдельно выделить направления работы, позволяющие фиксировать выполнение поставленных задач [16]. Нами составлена матрица, где содержание психолого-педагогической работы выстраивается на пересечении уровней и направлений работ (табл. 1). Соответственно, адекватность выбора стратегии профилактической работы напрямую обусловлена правильностью выбора уровня и направления, то есть целевой группы. Алгоритм работы с целевой группой предполагает следующую базовую схему:
1) Психодиагностика;
2) Выбор методов и средств психокоррекции;
3) Консультирование (групповое, индивидуальное);
112
4) Информационная работа (просвещение);
5) Культурно-воспитательная работа;
6) Психодиагностика (контрольный срез).
Таблица 1. Матрица работ по профилактике вовлечения подростков _в уличные криминальные группировки
Работа с Работа с Работа с подростками
нормативными подростками групп риска - членами
подростками групп риска группировок
Психодиагностика
Психокоррекция
Консультирование
Просвещение
Основные результаты Оценка результативности профилактической работы как совокупности процессов планирования, диагностики, обработки результатов и их систематизации, составления технологической карты и планов мероприятий, непосредственно осуществления профилактической работы производится на основании системы критериев. Система критериев имеет вид дерева, в основе роста которого лежит целеполагание. Именно цели и задачи профилактической работы позволяют вывести критерии ее результативности и дать оценку общей эффективности. Построение системы критериев в виде «дерева» предполагает «вытекание» более частных целей из наиболее общей цели. Базовым критерием или основной целью в данном случае служит предотвращение рисков развития отклоняющегося поведения подростков и их вовлечения в группировки.
Из основной цели вытекают более частные цели, задающие направление профилактической работы и выступающие основой для критериев меньшей степени общности. К ним целесообразно отнести:
- участие подростков в мероприятиях просоциальной направленности;
- вовлечение членов семей подростков в системную профилактическую работу;
- участие различных групп субъектов профилактики в предотвращении отклоняющегося поведения подростков посредством организации профилактической деятельности;
- укрепление ресурсного потенциала подростков средней и высокой групп риска, а также ресурсного потенциала их семей;
- повышение социально-адаптационного потенциала подростков;
- повышение мотивации подростков к социально одобряемым видам деятельности;
- снижение удельного веса подростков средней и высокой групп риска в общей совокупности подростков определенного поселения, района, региона.
А
Доля подростков низкой группы риска
t
Доля подростков средней группы риска
t
Доля подростков высокой группы риска
Рисунок 1. Показатели положительной динамики в результате профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения подростков
Теоретически положительная динамика результатов профилактической работы должна выражаться в показателях снижения доли подростков высокой и средней групп риска в общей совокупности подростков и в показателях повышения доли подростков низкой группы риска, что наглядно отражено на рисунке 2. Таким образом, основной массив подростков определенного поселения, района, региона должен попадать в низкую группу риска.
Совокупность выделенных методик оценки выступает ориентировочным методическим инструментарием, применяемым в соответствии с целями и задачами профилактической работы, и может варьироваться в зависимости от группы риска и от возрастной категории подростков.
Профилактическая работа с подростками по предупреждению их вовлечения в криминальные группировки состоит из нескольких этапов: общего планирования; диагностики состояния подростка и определения группы риска; систематизации результатов диагностики и разработки технологической карты профилактической работы, а также плана мероприятий; организации работы и проведения мероприятий, занятий; оценка результативности; общее заключение об эффективности профилактической работы; коррекция работы (при необходимости).
Обозначенные направления, формы и методы профилактической работы являются примерным кругом инструментов и средств; их выбор обусловлен конкретными целями и задачами профилактики. Разработка плана мероприятий и технологической карты профилактической работы с подростком (и его социальным окружением) зависит от уровня сложности случая, от группы риска, к которой отнесен подросток по результатам диагностики, от имеющихся в распоряжении специалистов субъектов профилактики ресурсов, от иных условий и обстоятельств. В итоге содержательный аспект профилактической работы определяется специалистом, отвечающим за конечный результат работы. В этой связи необходимо отметить именно компетентность специалиста, уровень его профессионализма выступает ключевым фактором эффективности профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения подростков и вовлечения их в криминальные уличные группировки.
Выводы. В данной статье авторами проведена систематизация имеющихся методических разработок в области профилактической работы с подростками различных групп риска. На основе их анализа предложена авторская система профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения подростков. Подросток утрачивает ресурсный потенциал к социальной адаптации и ресоциализации в нормативный социум, вновь и вновь вставая на путь асоциального поведения, формируя, таким образом, свою жизненную карьеру. Выход из сложившегося тупика может быть найден только через систему научения позитивным жизненным навыкам, через создание системы альтернативных видов деятельности, через групповую терапию. Научение выступает базовой посылкой для составления плана профилактической работы, которая ориентирована не только на самого подростка, но и на его ближайшее социальное окружение, прежде всего на семью. При этом все участники профилактической работы выступают как ее субъекты, но не объекты.
Список источников
1. Антонян, Ю.М., Эминов В.Е. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ. Москва: Инфра-М, 2014. 240 с
2. Султанов, А.А. Молодежные группы экстремистской направленности: причины их существования // Наука и современность. 2014. №30. 214-218.
3. Чернова, Е.О., Грязнов, А.Н. Проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок в теоретическом поле социальной психологии // Казанский педагогический журнал. 2016. №4. С. 159 -162.
4. Бежевец. Д.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков: дисс ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2016. 261 с.
5. Трубина, Г.Ф., Зеер, Э.Ф., Мащенко, М.В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. 2017 №19(6). С. 9-32.
6. Хусаинова, С.В., Чернова, Е.О. Проблемы организации методической и профилактической работы с несовершеннолетними // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. С. 213 -218.
7. Scott Poole, M., Hollingshead, Andrea B. Theories of Small Groups .SAGEPublications, Inc. 2004. 472p
8. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка. Москва: Медицина, 1980. С. 16—28.
9. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. Москва: Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. 406 с.
10. Бандура, А. Теория социального поведения. Санкт_Петербург: Евразия,. 2000.
320 с.
11. Валицкас, Г.К., Гиппенрейтер, Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45-54.
12. Клеп, И.П. Социально-психологические особенности агрессивного поведения молодежи неформальных объединений: дисс. ... кандидата психологических наук : 19.00.05. Москва, 2010. 224 с.
13. Granello P., Hanna F. Incarcerated and court involved adolescents: counseling an at-risk population. Journal of Counseling & Development. 2003. №81 (1). Pp. 11-18.
14. Грязнов, А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: дис...доктора психолог. наук: 19.00.05. Ярославль, 2008. 410 с.
15. Никольская, И.М, Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей. Санкт-Петербург: Речь, 2000. 507 с.
16. Прокурова, С.Ф. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: дисс. ... канд. педагог. наук: 19.00.05. Москва, 2006. 178 с.
References
1. Antonyan Y.M., Eminov V.E. Portraits of criminals: criminological and psychological analysis. Moscow: Infra-M, 2014. 240 p. (In Russian)
2. Sultanov A.A. Youth groups of extremist orientation: the reasons for their existence Nauka i sovremennost' = Science and modernity. 2014; (30): 214-218. (In Russian)
3. Chernova E.O., Gryaznov A.N. The problem of adolescent and youth street criminal gangs in the theoretical field of social psychology Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2016; (4): 159-162. (InRussian)
4. Bezhevets D.A. An integrated approach to the spiritual and moral education of junior schoolchildren and adolescents: diss ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Moscow, 2016. 261 p. (In Russian)
5. Trubina G.F, Zeer E.F., Mashchenko M.V. Socially-oriented approach in education as a condition for successful student socialization. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2017; 19(6): 9-32.(In Russian)
6. Khusainova S.V., Chernova E.O. Problems of organizing methodological and preventive work with minors. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2023; (3): 213— 218. (In Russian)
7. Scott Poole, M. Hollingshead, Andrea B. Theories of Small Groups. SAGE Publications, Inc, 2004. 472 p. (In English)
8. Kon I.S., Feldstein D.I. Adolescence as a stage of life and some psychological and pedagogical characteristics of transitional age. In: In the world of a teenager. Moscow: Medicine, 1980. Pp. 16-28. (In Russian)
9. Lichko A.E. Types of character accentuations and psychopathies in adolescents. Moscow: April-Press: EKSMO-Press, 1999. 406 p. (In Russian)
10. Bandura A. Theory of social behavior. St. Petersburg: Eurasia, 2000. 320 p.(In Russian)
11. Valickas G.K., Gippenreiter Y.B. Self-assessment in juvenile delinquents. Voprosy
psihologii = Questions of psychology. 1989; (1): 45-54. (In Russian)
12. Klep I.P. Socio-psychological features of the aggressive behavior of youth in informal associations: diss... Candidate of Psychological Sciences: 19.00.05. Moscow, 2010. 224 p. (In Russian)
13. Granello P., Hanna F. Incarcerated and court involved adolescents: counseling an at-risk population. Journal of Counseling & Development. 2003; 81(1): 11-18. (In English)
14. Gryaznov A.N. Tertiary socialization of the personality of patients with alcoholism and drug addiction: dissertation ... Doctors of Psychological Sciences: 19.00.05. Yaroslavl, 2008. 410 p. (In Russian)
15. Nikolskaya I.M., Granovskaya R.M. Psychological protection in children. St. Petersburg: Rech, 2000. 507 p.
16. Prokurova S.F. Psychological features of work with adolescents in temporary detention centers for juvenile delinquents: dissertation ... candidate of psychological sciences: 19.00.05. Moscow, 2006. 178 p.
Заявленный вклад авторов статьи:
Чернова Елена Олеговна - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи
Махмутов Зуфар Александрович - критический анализ текста, обеспечение ресурсами.
The declared contribution of the authors of the article:
Elena O. Chernova- theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results, article design.
Zufar A. Makhmutov - critical analysis of the text, provision of resources.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 17.07.2023; одобрена после рецензирования 26.08.2023; принята к публикации 10.09.2023.
The article was submitted 17.07.2023; approved after reviewing 26.08.2023; accepted for publication 10.09.2023.