УДК 159.9.072
Личность девиантного подростка: особенности формирования и пути адаптации
The personality of a deviant teenager: features of formation and ways of adaptation
Чернова Е.О., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», eo_chernova@mail. ru
Хусаинова С.В., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» sv_husainova@mail. ru
Chernova E., FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", eo_chernova@mail. ru
Khusainova S., FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.031
Статья выполнена по государственному заданию FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».
Ключевые слова: личность, девиантное поведение, подросток, профилактика девиантного поведения, социальная адаптация.
Keywords: personality, deviant behavior, teenager, prevention of deviant behavior, social adaptation.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена растущей потребностью в предупреждении развития форм девиантного поведения среди подростковой молодежи. Цель статьи заключается в изучении особенностей формирования личности девиантного подростка и путей повышения возможностей его адаптации в условиях социума. Автор представляет модель формирования личностных особенностей девиантного подростка в процессе социализации. На материалах экспериментального исследования раскрыта сущность личностных особенностей подростков с девиантным поведением: ценностно-смысловых, мотивационных, поведенческих, рефлексивных, адаптационных. Выявлено, что данные личностные особенности отличают подростков с девиантным поведением от нормативных подростков. На основании выявленных особенностей обозначены некоторые пути повышения социальной адаптации личности девиантных подростков: корректирующее воздействие на социально-психологические качества и черты; управление внешними факторами, оказывающими влияние на процесс социализации подростков. Статья предназначена для ученых и практикующих специалистов сферы психологии и педагогики, а также для работников правоохранительных органов, проводящих профилактическую работу с подростками групп риска.
Abstract. The relevance of the article is due to the growing need to prevent the development of forms of deviant behavior among adolescents. The purpose of the article is to study the features of the formation of the personality of a deviant teenager and ways to increase the possibilities of his adaptation in society. The author presents a model for the formation ofpersonality characteristics of a deviant teenager in the process of socialization. Based on the materials of the experimental study, the essence of the personality characteristics of adolescents with deviant behavior is revealed: value-semantic, motivational, behavioral, reflective, adaptive. It was revealed that these personality traits distinguish adolescents with deviant behavior from normative adolescents. Based on the identified features, some ways of increasing the social adaptation of the personality of deviant adolescents are indicated. These ways include: corrective impact on socio-psychological qualities and traits; management of external factors influencing the process of socialization of adolescents. The article is intended for scientists and practitioners in the field of psychology and pedagogy, as well as for law enforcement officers who carry out preventive work with adolescents at risk
Введение. Российское общество переживает состоянии социальной турбулентности.
сложный, неоднозначный период и находится в Необходимость защиты государственной
территории, ведения военных действий на приграничных территориях страны формирует новые идейные ориентиры, «ломает» привычные убеждения и выдвигает новые вызовы для общества и всех его социальных групп. В таких условиях обостряются социальные противоречия, возрастают внутренние конфликты. Данная ситуация критически сложна для подрастающего поколения, выбирающего свой жизненный путь. Социализация детей и подростков проходит в условиях социальной нестабильности, крайностей и переходов в рамках разных жизненных укладов, идеологий, ценностей. Подобный ход процесса социализации не может не продуцировать всплеска социальных отклонений среди подростков, что приводит к их социальной дезадаптированности, формированию и развитию девиантной личности.
Безусловно, девиация проявляет себя в любом обществе, - как в стабильном, благополучном, так и в сложном, дезорганизованном, неблагополучном. Однако данные проявления различны, как по масштабу, так и по направленности. Типы девиаций среди подростков неодинаковы в различных обществах, но всегда требуют специального изучения и выработки комплекса мер по их предупреждению.
В каждой социокультурной ситуации пути предупреждения поведенческих отклонений среди подростков обусловлены совокупностью факторов. Среди таких факторов важное место занимают личностные особенности подростков. Необходимо отметить, что эти особенности содержат в себе некое инвариантное «ядро», на которое накладываются специфические (вариативные) элементы, обусловленные конкретными условиями, ситуацией. Изучение личностных особенностей подростков есть ключ к формированию программ профилактики девиантного поведения и управления социальной адаптацией подростков.
Таким образом, цель данной статьи -охарактеризовать особенности формирования личности девиантного подростка и пути повышения возможностей его адаптации в условиях социума.
Тема девиантного поведения в среде подростков достаточно широко представлена работами исследователей в междисциплинарном поле. Авторами изучены различные аспекты проблемы, реализованы разные подходы к ее исследованию. В рамках ценностного подхода развитие девиантного поведения обусловлено влиянием социального окружения и значимого «другого», которые являются важнейшими
агентами социализации [21;22]. В то же время, это значимое окружение способствует развитию переходных форм социализации и первичных отклонений в поведении подростка (А.Н. Грязнов [3], Л.А. Липская [11]). Помимо внешнего влияния, в самой личности подростка происходит ценностный конфликт, что приводит к развитию фрустрации и неудачной социализации. Развитие фрустраций приводит к формированию агрессивности как формы отклонения в поведении подростков. Агрессивность как психологическая особенность девиантных подростков подчеркнута в ряде исследований зарубежных и отечественных авторов (Д.А. Яворский [15]). В работах зарубежных авторов девиантная личность чаще трактуется как личность, имеющая психические аномалии (Ли Янг [17]), в отечественной психологии им соответствуют концептуальные работы в области акцентуаций характера у личности подростков (А.Е. Личко [12]).
Другим, не менее важным подходом к выявлению личностных особенностей девиантных подростков является теория субкультур или социального научения. В рамках данной группы теорий доминирующей является точка зрения авторов о том, что нормативный подросток, по разным причинам попадая в криминальную среду, вовлекается в данную субкультуру и научается криминальному поведению у сверстников и других членов группировки (Г.К. Валицкас [1]).
Среди работ, в которых исследуются отдельные вопросы психологических
особенностей личности подростка с девиантным поведением, можно выделить работы авторов Н.Ю. Жилиной и И.В. Савельевой, С.А. Жане, Е.В. Демидовой [4;6;7]. Среди работ, посвященных изучению адаптационного потенциала личности подростков с девиантным поведением, следует отметить работы авторов О.С. Дровниной, Л.Н. Котляровой и А.И. Табашниковой и других [5;10].
Среди более поздних работ, изучающих вопросы формирования личности подростка с девиантным поведением, следует выделить работы зарубежных авторов Э. Климанса [18], Д. Мэтью [19], М. Гржегоржевской и др. [16], О. Шевды [20]; а также отечественных авторов В.Б. Малинина и М.В. Малининой, Л.М. Загидуллиной, А.А. Ваулина, Т.В. Кирилловой и других авторов [2;8;9;13].
Анализ научно-психологической литературы по проблеме позволил выявить имеющийся, на текущий момент, резерв в комплексном изучении социально-типических особенностей личности
подростка с девиантным поведением. Кроме того, не учтен современный социокультурный контекст формирования личности подростков,
накладывающий определенную специфику на процессы социализации и социальной адаптации.
Материалы и методы исследования. В исследовании применен комплекс методов и методик. Среди теоретических методов использованы теоретический анализ, анализ результатов экспериментальных исследований, моделирование (разработка модели). Для проведения экспериментального исследования с целью выявления особенностей личности девиантных подростков применены методики:
- методика определения ценностно -смысловых ориентаций и социальных отношений внутри группы М. Рогова-А. Грязнова (адаптированный вариант);
- тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана;
- методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова;
- тест-опросник акцентуаций характера К. Леонгарда-К. Шмишека;
- шкала социально-психологической ацаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда.
Экспериментальное обследование подростков осуществлено в период март-сентябрь 2017 года, в разрезе экспериментальной и контрольной групп. Опытное исследование проведено на основной выборке подростков 12 - 17 лет, находящихся на учете ПДН (как отбывших наказание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, так и осужденных условно; N=112); контрольная группа включала нормативных подростков 12 - 17 лет, учащихся в общеобразовательной школе (N=106). Более
подробно о выборке и процедуре исследования можно найти в наших более ранних публикациях (см., напр. [14]).
Результаты исследования. В рамках представления основных результатов
исследования следует выделить три направления работы. Во-первых, разработана модель личностных особенностей подростков с девиантным поведением, включающая «инвариантное» ядро и вариативные (ситуативные) элементы. Во-вторых, на материалах комплексного социально-психологического исследования выявлены и обозначены особенности личности девиантного подростка. В-третьих, на основании выявленных особенностей обозначены пути повышения адаптации личности девиантных подростков в современном социуме.
Схема формирования личностных особенностей девиантного подростка в процессе социализации включает «инвариантное» ядро. Оно представляет собой совокупность личностных особенностей подростка, которые влияют на формирование отклонений в поведении, вне зависимости от социокультурной ситуации. В различные периоды развития общества и в различном контексте данные особенности актуальны и влияют на вовлеченность личности подростка в деструктивные формы деятельности. В то же время, в каждой ситуации актуализация данных особенностей обусловлена воздействием комплекса факторов. Все они по-особому влияют на формирование девиантной личности, что обусловливает вектор ее развития и, соответственно, меры по предупреждению отклонений. Данная модель приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. - Схема формирования личностных особенностей подростков с девиантным поведением в процессе социализации
Личностные особенности подростка с девиантным поведением формируются под воздействием комплекса факторов. Факторы макроуровня (социально-экономические,
политические, духовно-нравственные и другие) обусловливают вектор развития общества и влияют на формирование личности подростка как непосредственно, - через формирование определенных общественных ценностей, поведенческих установок, жизненных ориентиров, так и опосредованно, - через ближайшее окружение подростка.
Нестабильность внешней ситуации приводит к росту социальной напряженности, вызывая рост девиаций среди подростков.
Особенности личности девиантного подростка сгруппированы в несколько кластеров. В своих более ранних работах мы уже ссылались на отдельные результаты исследований по ряду
социально-психологических особенностей
подростков с девиантным поведением [14]. Обратимся к обобщению результатов, полученных на основе комплексной методики.
Среди ценностно-смысловых особенностей личности девиантного подростка следует выделить личный статус и групповое признание, в качестве ведущих ценностей. Результаты реализации методики М. Рогова-А. Грязнова показали, что социальный статус для девиантного подростка имеет меньшую значимость, в сравнении со статусом личным. Стремление заслужить признание и уважение ближайшего окружения сверстников часто толкает их на совершение асоциального и антисоциального поступков. Высокая субъективная значимость определенной ценности демонстрирует не столько ее достижение, сколько стремление к ее достижению.
Таблица 1. - Выраженность некоторых ценностей у подростков с девиантным поведением и у нормативных подростков (по всей выборке; Ы= 218)
Блок ценностей/ценности Вес ценностей
Подростки с девиантным поведением (п=112) Нормативные подростки (п=106)
Ценности признания и уважения, социальные ценности, по всему блоку 3,75 2,36
В том числе, в разрезе ценностей:
Быть значимым членом общества 4,0 3,11
Общение со сверстниками 4,46 2,09
Высокий социальный статус в обществе 2,12 2,34
Признание, уважение среди сверстников 4,42 1,89
Материальные ценности, по всему блоку 3,54 2,82
В том числе, в разрезе ценностей:
Высокий материальный достаток 3,16 2,19
Деньги для удовлетворения собственных потребностей 2,58 3,89
Материальный достаток семьи (возможность ее обеспечения) 4,88 2,38
Как видно из представленных в таблице 1 данных, наиболее значимыми ценностями для девиантных подростков являются ценности признания и уважения, в то время как в блоке материальных ценностей разрыв между двумя группами испытуемых менее очевиден.
Мотивационные особенности личности подростка с девиантным поведением выявлены на основании сравнения результатов по двум группам испытуемых, по методикам Рогова-Грязнова и Мехрабиана. Они указывают на то, что у девиантных подростков более выражены базовые мотивы, прежде всего, - поиск защиты, что реализуется посредством стремления включиться в группировку, а также материальные мотивы. Наряду с базовыми, в структуре
мотивации у подростков с девиантным поведением важное место отведено мотивам признания.
По результатам реализации методики А. Мехрабиана, у подростков с девиантным поведением ярко выражена мотивация избегания неудач. Так, среди всей совокупности обследованных девиантных подростков только 16% имеют ярко выраженную мотивацию достижения, или ориентацию на успех. 46% -имеют выраженную мотивацию избегания неудач; 39% - не имеют ярко выраженной мотивации, присутствуют обе тенденции. В сравнительном разрезе видно, что у нормативных подростков более выражена мотивация достижения, см. таблицу 2.
Таблица 2. - Мотивационные особенности подростков с девиантным поведением (n=112), в сравнении с нормативными подростками (n=106)
Мотивационные особенности испытуемых Доля испытуемых, % к общему числу по выборке Доля нормативных подростков, % к общему числу по выборке
Доминирует мотивация стремления к успеху 16,1 24,5
Доминирует мотивация избегания неудач 46,4 27,4
Наблюдаются обе тенденции 37,5 48,1
ВСЕГО 100,0 100,0
Мотивационные особенности детерминируют развитие поведенческих особенностей личности подростков. Доминирование мотивации избегания неудач над мотивацией стремления к успеху наряду с преобладанием в структуре мотивов базовых мотивов и мотивов социального признания формирует определенный тип личности, не склонной отвечать за свои поступки и легко подпадающей под влияние группы. Кроме того, подростки с девиантным поведением увлечены употреблением ПАВ, что позволяет им снижать «планку» своих асоциальных поступков и приводит к отсутствию саморефлексии.
Рефлексивные особенности личности подростка с девиантным поведением характеризуются неадекватными самооценкой и самовосприятием, что подтверждено
результатами исследования по методикам Рогова-Грязнова и Карпова. Согласно результатам экспериментального исследования, подростки с девиантным поведением неадекватно
представляют себе отношение со стороны нормативных сверстников. Оценка производилась по 5-балльной шкале. Девиантные подростки наиболее вероятным считают отношение к себе, характеризуемое как «меня уважают» (средне-балльное значение 4,88), «боятся меня» (4,0) и «боятся вступать со мной в конфликт» (4,42). Подростки с девиантным поведением осознают, что отношения их с нормативными сверстниками во многом основаны на силе и мнимом уважении, но не на искренности и доверии. Это обусловливает невысокую значимость всех других факторов, помимо силы и страха.
Таблица 3. - Распределение испытуемых подростков с девиантным поведением по группам (стенам) по методике А.В. Карпова (подростки с девиантным поведением; n=112)
Стены 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Шкала 80 и ниже 81 -100 101 -107 108 -113 114 -122 123 -130 131 -139 140 -147 148 -156 157 -171 172 и выше
Кол-во чел. - 15 35 31 23 8 - - - - -
Доля % - 12,3 31,1 31,1 19,5 6,1 - - - - -
В таблице 3 приведено распределение подростков с девиантным поведением по группам (стенам), по методике А.В. Карпова. Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что основная совокупность испытуемых находится в пределах 2-4 стенов, что демонстрирует низкий уровень рефлексивности у испытуемых подростков. Кроме того, распределение является высокооднородным. В то же время, данные по нормативным подросткам заметно отличаются. Почти половина (47,2%) нормативных подростков обладают средним уровнем рефлексивности (4-6 стены), а 12,3% -высоким уровнем рефлексивности (7 - 10 стены). Таким образом, низкая дисперсия и наличие фиксируемых кластеров позволяет говорить о том, что низкий и средне-низкий уровень
рефлексивности является социально-
психологической особенностью личности девиантных подростков.
Адаптационные особенности личности девиантного подростка исследованы при помощи методик Леонгарда-Шмишека и Роджерса-Даймонда. Результаты позволили выявить низкий уровень адаптационных способностей таких подростков. Методика Леонгарда-Шмишека показала наличие явных акцентуаций характера у группы испытуемых с девиантным поведением. Доминируют гипертимный и экзальтированный типы акцентуаций, что подтверждает выраженную тенденцию к социальному признанию, а также демонстрирует наличие отклонений в процессе социализации личности подростков. Развитие акцентуаций у девиантных
подростков имеет социально опасный характер, что усиливается вовлеченностью в групповую асоциальную и антисоциальную деятельность, а также употреблением ПАВ.
Согласно результатам, полученным при реализации методики СПА (тест Роджерса-Даймонда), качество социальной
адаптированности у девиантных подростков характеризуется следующими чертами: низкая целеустремленность; низкий уровень
потребностей в общении с нормативными сверстниками; неуверенность в своих личных действиях, вне группы; высокая степень экстернальности и низкая степень интернальности как регуляторов поведения; выраженность показателей эскапизма.
Заключение. Результаты исследования, проведенного на основе комплексной методики, позволили выделить ряд особенностей личности девиантного подростка. Среди ценностно-смысловых особенностей личности девиантного подростка следует выделить личный статус и групповое признание, в качестве ведущих ценностей. Высокой является субъективная значимость уважения и признания. Среди мотивационных особенностей у таких подростков более выражены базовые мотивы, прежде всего, -поиск защиты, что реализуется посредством стремления включиться в группировку, а также материальные мотивы. Наряду с базовыми, в структуре мотивации у подростков с девиантным поведением важное место отведено мотивам признания. Кроме того, важной особенностью является доминирование мотивации избегания неудач. Рефлексивные особенности личности подростка с девиантным поведением характеризуются неадекватными самооценкой и самовосприятием. Низкий и средне-низкий уровни рефлексивности являются социально-
психологической особенностью личности девиантных подростков. Наличие выраженных акцентуаций характера, а также ряда типических характерологических черт позволяет
констатировать невысокий адаптационный потенциал личности девиантного подростка.
На основании выявленных особенностей можно обозначить некоторые пути повышения социальной адаптации личности девиантных подростков. Нам видятся два основных пути: коррекционное воздействие на личностные особенности подростков, с одной стороны, и воздействие на группы факторов, обусловливающих развитие девиаций, - с другой стороны. В первом случае требуется коррекционная работа в области тех качеств и черт характера личности подростков, которые поддаются такой коррекции. Во втором случае необходима работа специалистов с ближайшим социальным окружением подростков с девиантным поведением, формирование системной работы с семьей подростков, для корректировки внешних условий, в которых происходит социализация личности подростка.
Профилактическая работа требует комплексного подхода. Она призвана смягчить негативные последствия адаптации личности подростков к меняющимся условиям. Своевременное выявление отклонений в процессе социализации является важнейшим фактором предотвращения развития девиантной личности. В современном, динамично меняющемся обществе, обладающем качеством
турбулентности, психологическая, коррекционно-педагогическая, социальная работа специалиста в сфере развития личности подростка обладает первостепенной важностью, так, как призвана, обеспечивать личностную и общественную безопасность.
Литература:
1. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. -1989. - № 1. - С. 45-54.
2. Ваулина А.А. К вопросу о некоторых проблемах подростковой преступности в современной России / А.А. Ваулина // Молодой ученый. - 2019. - № 4(242). - С. 289-292.
3. Грязнов А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.05 / Грязнов Алексей Николаевич. - Ярославль, 2008. - 410 с.
4. Демидова Е.В. О психологических особенностях личности несовершеннолетних преступников (на примере Республики Татарстан) /
Е.В. Демидова // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 10. - С. 117-122.
5. Дровнина О.С. Проблема преступности в подростковом возрасте / О.С. Дровнина // Аллея науки.
- 2017. - Т.3. - № 9. - С. 634-637.
6. Жане С.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников / С.А. Жане // Очерки новейшей камералистики. - 2013. - № 2.
- С. 70-73.
7. Жилина Н.Ю., Савельева И.В. Подростковая преступность: новое поколение / Н.Ю. Жилина, И.В. Савельева // Наука и образование: Хозяйство и экономика; Предпринимательство; Право и управление. - 2018. - № 3(94). - С. 88-91.
8. Загидуллина Л.М. Подростковая преступность в современной России: основные тенденции, факторы и социальные условия / Л.М. Загидуллина // Теории и проблемы политических исследований. - 2017. - Т. 6. -№ 3А. - С. 38-49.
9. Кириллова Т.В. Подростковая преступность как сложное социально-педагогическое и психологическое явление: монография / Т.В. Кириллова. - Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2019. - 129 с.
10. Котлярова Л.Н., Табашникова А.И. Психологические особенности несовершеннолетних преступников / Л.Н. Котлярова // NOVAINFO.RU. -2018. - Т. 1. - № 93. - С. 101-104.
11. Липская Л.А. Факторы распространения деструктивного поведения в подростковой среде / Л.А. Липская // Социум и власть. - 2019. - № 1(75). - С. 5359.
12. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 406 с.
13. Малинин В.Б., Малинина М.В. Социологическое исследование несовершеннолетних осужденных / В.Б. Малинин, М.В. Малинина // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2018. - Т. 20. -№ 2. - С. 37-40.
14. Чернова Е.О. Социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок как предмет психологического анализа / Е.О. Чернова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 196-201.
1. Valickas G.K. Self-assessment in juvenile delinquents / G.K. Valickas, Yu.B. Gippenreiter // Questions of psychology. - 1989. - № 1. - P. 45-54.
2. Vaulina A.A. To the question of some problems of juvenile delinquency in modern Russia / A.A. Vaulina // Young scientist. - 2019. - № 4(242). - P. 289-292.
3. Gryaznov A.N. Tertiary socialization of the personality of patients with alcoholism and drug addiction: dis. ... Dr. psychol. Sciences: 19.00.05 / Gryaznov Alexey Nikolaevich. - Yaroslavl, 2008. - 410 p.
4. Demidova E.V. On the psychological characteristics of the personality of juvenile offenders (on the example of the Republic of Tatarstan) / E.V. Demidova // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2012. - № 10. - P. 117-122.
5. Drovnina O.S. The problem of crime in adolescence / O.S. Drovnina // Alley of Science. - 2017. - V.3. - № 9. -P. 634-637.
6. Janet S.A. Socio-psychological features of juvenile offenders / S.A. Janet // Essays on the latest cameralistics. -2013. - № 2. - P. 70-73.
7. Zhilina N.Yu., Savelyeva I.V. Teenage crime: a new generation / N.Yu. Zhilina, I.V. Savelyeva // Science and Education: Economy and Economics; Entrepreneurship; Law and management. - 2018. - № 3 (94). - P. 88-91.
8. Zagidullina L.M. Teenage crime in modern Russia: main trends, factors and social conditions / L.M.
15. Яворский Д.А. Психологические особенности несовершеннолетних преступников / Д.А. Яворский // Журнал гуманитарных наук. - 2017. - № 18. - С. 47-49.
16. Grzegorzewska M.K., et al. The sense of safety among children and teenagers in the light of empirical research. Sabidriba. Integracija. Izglitiba. - 2018. - 148 р.
17. Jiang Liu. The Formation and Reconstruction of Teenager Deviant Behavior: A Resistance and Adaptation in Daily Social Interaction. Contemporary Youth Research.
- 2015. - № 4. - Р. 17.
18. Kleemans E.R. Theoretical perspectives on organized crime. Oxford handbook of organized crime. -2014. - Рр. 32-52.
19. Matthew D.L., Impossible Criminals: The Suburban Imperatives of America's War on Drugs, Journal of American History, Volume 102, Issue 1, June 2015, Рр. 126-140. https://doi.org/10.1093/jahist/jav243
20. Shveda O. Teenagers deviant behavior. Diss. Тернотль: ТНЕУ, 2018.
21. Khusainova S., Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. -Seville, Spain. - 2019. - P. 3670-3675.
22. Khusainova S.V. at all. Adaptive model of psychological and pedagogical support of professional training of students / S.V. Khusainova, L.V. Matveyeva, L.P. Ermilova, K.N. Yakushevskaya, L.V. Kolomiychenko, N.A. Mashkin // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (05). - P. 22.
ces:
Zagidullina // Theories and problems of political research. -2017. - V. 6. - № 3A. - Р. 38-49.
9. Kirillova T.V. Teenage crime as a complex socio-pedagogical and psychological phenomenon: monograph / T.V. Kirillova. - Ulyanovsk: Zebra Publishing House, 2019.
- 129 p.
10. Kotlyarova L.N., Tabashnikova A.I. Psychological features of juvenile delinquents / L.N. Kotlyarova // NOVAINFO.RU. - 2018. - V. 1. - № 93. - Р. 101-104.
11. Lipskaya L.A. Factors of the spread of destructive behavior in a teenager's environment / L.A. Lipskaya // Society and power. - 2019. - № 1(75). - Р. 53-59.
12. Lichko A.E. Types of character accentuations and psychopathies in adolescents / A.E. Lichko. - M.: AprilPress: EKSMO-Press, 1999. - 406 p.
13. Malinin V.B., Malinina M.V. Sociological study of juvenile convicts / V.B. Malinin, M.V. Malinina // Electronic scientific and educational bulletin "Health and education in the XXI century". - 2018. - T. 20. - № 2. - Р. 37-40.
14. Chernova E.O. Socio-psychological characteristics of members of adolescent and youth street criminal groups as a subject of psychological analysis / E.O. Chernova // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 6. - Р. 196-201.
15. Yavorsky D.A. Psychological features of juvenile offenders / D.A. Yavorsky // Journal of the Humanities. -2017. - № 18. - Р. 47-49.
16 Grzegorzewska M.K., et al. The sense of safety among children and teenagers in the light of empirical research. Sabidriba. integration. Izglitiba. - 2018. - 148 rubles.
17. Jiang Liu. The Formation and Reconstruction of Teenager Deviant Behavior: A Resistance and Adaptation in Daily Social Interaction. Contemporary Youth Research. - 2015. - № 4. - P. 17.
18. Kleemans E.R. Theoretical perspectives on organized crime. Oxford handbook of organized crime. -2014. - P. 32-52.
19. Matthew D.L., Impossible Criminals: The Suburban Imperatives of America's War on Drugs, Journal of American History, Volume 102, Issue 1, June 2015, pp. 126-140. https://doi.org/10.1093/jahist/jav243
20. Shveda O. Teenagers deviant behavior. Diss. Ternopil: TNEU, 2018.
21. Khusainova S., Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the question of increasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. Seville, Spain. - 2019. - P. 3670-3675.
22. Khusainova S.V. at all. Adaptive model of psychological and pedagogical support of professional training of students / S.V. Khusainova, L.V. Matveyeva, L.P. Ermilova, K.N. Yakushevskaya, L.V. Kolomiychenko, N.A. Mashkin // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (05). - P. 22.
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Сведения об авторах:
Чернова Елена Олеговна (г. Казань, Россия), младший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]