Научная статья на тему 'ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА: ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВ-ЧЛЕНОВ КРИМИНАЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК)'

ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА: ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВ-ЧЛЕНОВ КРИМИНАЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК ГРУППЫ РИСКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕСТВО РИСКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернова Е.О.

В современном обществе возрастают вызовы, создающие сложности социальной адаптации подростков. Особенно это проявляется у подростков группы риска с девиантным поведением, в силу наличия социально-психологических особенностей, таких как агрессивность, пристрастие к употреблению ПАВ, невысокий уровень их субъектности, четкая идентификация «мы - они», более высокая значимость контактов внутри группы по сравнению с любыми другими контактами вне группировки. В статье представлен анализ результатов экспериментального исследования ценностно-смысловых, социально-психологических, рефлексивных особенностей подростков группы риска входящих в криминальные уличные группировки. Автор делает заключение, что выявленные особенности (перечисленные выше) у подростков группы риска делают их наиболее уязвимыми, с точки зрения влияния внешних факторов, в сравнении с нормативными сверстниками. Полученные в исследовании результаты положены в основу разработки мер профилактики девиантного поведения подростков с целью уменьшения повторных социальных отклонений в их поведении и повышения возможностей адаптации подростков групп риска в современном обществе. Статья предназначена для руководителей и специалистов социальных служб, психологических центров, школьных психологов, педагогов образовательных организаций начального, среднего и дополнительного образования детей, специалистов, работающих с несовершеннолетними в учреждениях закрытого типа, а также всех практикующих работников социальных служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENTS OF RISK GROUP: WAYS AND DIRECTIONS OF THEIR ADAPTATION IN MODERN SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF ADOLESCENT MEMBERS OF CRIMINAL GROUPS)

Challenges are increasing in modern society, which create difficulties in the social adaptation of adolescents. This is especially evident in adolescents of risk group with deviant behavior, due to the presence of socio-psychological characteristics, such as aggressiveness, addiction to substance use, a low level of their subjectivity, a clear identification of "we - they", a higher significance of contacts within the group compared to any other contacts outside the group. The article presents an analysis of the results of an experimental study of the value-semantic, socio-psychological, reflexive characteristics of adolescents of risk group who are members of criminal street gangs. The author concludes that the identified features (listed above) in adolescents of risk group make them the most vulnerable, in terms of the influence of external factors, in comparison with normative peers. The results obtained in the study form the basis for the development of measures for the prevention of deviant behavior of adolescents in order to reduce repeated social deviations in their behavior and increase the adaptability of adolescents of risk group in modern society. The article is intended for managers and specialists of social services, psychological centers, school psychologists, teachers of educational organizations for primary, secondary and additional education for children, specialists working with minors in closed institutions, as well as all practicing social workers.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА: ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВ-ЧЛЕНОВ КРИМИНАЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК)»

УДК 159.9.072

Подростки группы риска: пути и направления их адаптации в современном обществе

(на примере подростков-членов криминальных группировок)

Adolescents of risk group: ways and directions of their adaptation in modern society (on the example of adolescent members of criminal groups)

Чернова Е.О., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», eo_chernova@mail. ru

Chernova E., FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", eo_chernova@mail. ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.030

Ключевые слова: подросток группы риска, девиантное поведение, общество риска, социальная адаптация, профилактика девиантного поведения.

Keywords: teenager of risk group, deviant behavior, risk society, social adaptation, prevention of deviant behavior.

Аннотация. В современном обществе возрастают вызовы, создающие сложности социальной адаптации подростков. Особенно это проявляется у подростков группы риска с девиантным поведением, в силу наличия социально-психологических особенностей, таких как агрессивность, пристрастие к употреблению ПАВ, невысокий уровень их субъектности, четкая идентификация «мы - они», более высокая значимость контактов внутри группы по сравнению с любыми другими контактами вне группировки. В статье представлен анализ результатов экспериментального исследования ценностно-смысловых, социально-психологических, рефлексивных особенностей подростков группы риска входящих в криминальные уличные группировки. Автор делает заключение, что выявленные особенности (перечисленные выше) у подростков группы риска делают их наиболее уязвимыми, с точки зрения влияния внешних факторов, в сравнении с нормативными сверстниками. Полученные в исследовании результаты положены в основу разработки мер профилактики девиантного поведения подростков с целью уменьшения повторных социальных отклонений в их поведении и повышения возможностей адаптации подростков групп риска в современном обществе. Статья предназначена для руководителей и специалистов социальных служб, психологических центров, школьных психологов, педагогов образовательных организаций начального, среднего и дополнительного образования детей, специалистов, работающих с несовершеннолетними в учреждениях закрытого типа, а также всех практикующих работников социальных служб.

Abstract. Challenges are increasing in modern society, which create difficulties in the social adaptation of adolescents. This is especially evident in adolescents of risk group with deviant behavior, due to the presence of socio-psychological characteristics, such as aggressiveness, addiction to substance use, a low level of their subjectivity, a clear identification of "we - they", a higher significance of contacts within the group compared to any other contacts outside the group. The article presents an analysis of the results of an experimental study of the value-semantic, socio-psychological, reflexive characteristics of adolescents of risk group who are members of criminal street gangs. The author concludes that the identified features (listed above) in adolescents of risk group make them the most vulnerable, in terms of the influence of external factors, in comparison with normative peers. The results obtained in the study form the basis for the development of measures for the prevention of deviant behavior of adolescents in order to reduce repeated social deviations in their behavior and increase the adaptability of adolescents of risk group in modern society. The article is intended for managers and specialists of social services, psychological centers, school psychologists, teachers of educational organizations for primary, secondary and additional education for children, specialists working with minors in closed institutions, as well as all practicing social workers.

Введение. В современных условиях сложность комплексных социальных проблем.

рискогенность общества повышается и возрастает Так, проблема миграции порождает рост

негативных социальных явлений; проблема бедности продуцирует социальную эксклюзию, приводит к развитию преступности, включая организованную подростковую преступность. Следует отметить, что подростки групп риска наиболее сильно поддаются негативному влиянию внешних факторов и легко вовлекаются в асоциальные формы действительности, что обусловлено их неустоявшейся психикой. Этому способствует и ряд социально-психологических особенностей подростков. В своих более ранних работах [16-18] мы уже затрагивали данную проблему. В сегодняшнем контексте важно вновь обратить внимание на особенности подростковой молодежи, которые делают ее уязвимой, поскольку без понимания специфики личности подростков невозможно проводить адекватную профилактическую работу.

Общество риска порождает свою микромодель в форме криминальных группировок. В их развитии участвуют подростки, формирующие специфическую субкультуру и выступающие акторами и субъектами данной среды. Подростки обладают социально-психологическими особенностями, под воздействием которых они становятся более внушаемыми, зачастую - агрессивными и, главное - благодаря воздействию группировки они синхронизируют свои действия. Сочетание только лишь данных признаков способно приводить к созданию взрывоопасного феномена подростковых девиаций, посредством влияния криминальной среды. Не предупреждение данных рисков вызывает развитие и приумножение девиаций. В целях профилактической работы необходимо четко понимать, каковы социально-психологические особенности подростков, имеющих склонность к девиантному поведению.

Рассматриваемая выше проблема находится на пересечении нескольких исследовательских полей. Во-первых, проблема трансформация среды обитания современного человека, в эпоху цифровизации, что приводит к повышению рискогенности социального пространства. Данной теме посвящены работы авторов С.А. Сергодеева [13], Е.М. Березиной, И.А. Дьяченко [1], Л.А. Саенко, М.В. Егорова [12], А.Е. Вольчиной [3]. Авторы рассматривают новую социальную реальность, функционирующую в условиях цифровизации и ее вызовов (А.А. Заморкин, Т.А. Бочарова, Р.А. Дукин) [2;5;8].

В ряде зарубежных работ данная проблема также активно изучена. Авторами С. Чимбу, Д. Лигага, Дж. Фогель, Е. Немад, У. Силлари, Дж. Штенберг рассмотрены различные аспекты

влияния современного общества риска на поведение индивидов [19-21;25], включая влияние на девиантное поведение.

Во-вторых, изучение социально-

психологических особенностей подростков в современном обществе, влияющих на их вовлечение в различные формы девиаций. Среди авторов, исследующих данную проблему, следует выделить Р. Ламберта, О. Шевду [22;24]. В отечественной психологической науке данная проблема ставится в работах Н.Ю. Жилиной и И.В. Савельевой, Л.М. Загидуллиной, Т.В. Кирилловой, Л.А. Липской, В.Г. Стуканова и других авторов [6;7;9;10;14].

Проведенный анализ научной литературы показал недостаточную степень проработанности аспекта социально-психологических

особенностей и качеств подростков с девиантным поведением, которые повышают их уязвимость и снижают адаптационный потенциал в условиях современного общества риска.

Цель статьи - выявление социально-психологических особенностей подростков с девиантным поведением, состоящих в криминальных подростково-молодежных

уличных криминальных группировках, способствующих их уязвимости и психологической неустойчивости в современном обществе, и определить пути и формы профилактики подростковой девиации.

Методология исследования. Проведенное исследование выполнено в рамках комплексной методологии, основанной на нескольких подходах и различных методах. Среди подходов, на которые мы опираемся, следует выделить:

- ценностный (криминальные группировки как агенты социализации подростков несут в себе значимые для них ценности, что обеспечивает высокий уровень влияния на их поведение);

- системно-деятельностный (социализация подростков происходит посредством криминальных группировок через действие и взаимодействие подростков как субъектов, а сама группировка выступает системой, регулирующей взаимодействие с внешней средой);

- социально-ориентированный подход (социальная детерминация поведения подростков в криминальных группировках).

Кроме того, мы опираемся также на концептуальные основы теорий фрустрации личности подростков, проявляющейся в их агрессивном поведении; концепции психических аномалий личности подростка; концепции акцентуации характера у подростков; теории молодежных субкультур (группировка

представляет собой ярко выраженный феномен субкультурного влияния).

Среди экспериментальных методов, использованных с целью выявления и фиксации социально-психологических особенностей

личности подростков, нами были применены следующие:

- методика определения ценностно-смысловых ориентаций и социальных отношений внутри группы М. Рогова-А. Грязнова (адаптированный вариант [4]);

- тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана для выявления субъектных особенностей через мотивацию достижения [17];

- методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова [11].

Экспериментальное обследование подростков осуществлено в период март-сентябрь 2017 года, в разрезе экспериментальной и контрольной групп (далее - ЭГ и КГ соответственно). Опытное исследование проведено на основной выборке подростков 12 - 17 лет, находящихся на учете ПДН и состоявших в группировках на момент совершения преступления (как отбывших наказание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, так и осужденных условно; N=112); контрольная группа включала нормативных подростков 12 - 17 лет, учащихся в общеобразовательной школе (N=106). Более подробно о выборке и процедуре исследования можно найти в наших более ранних публикациях [17;18].

Основные результаты. На основании проведенного экспериментального исследования были выявлены значимые различия между ЭГ и КГ, в большинстве социально-психологических характеристик.

Суть методики М. Рогова-А. Грязнова состоит в том, что предложенные ценности иерархизируются испытуемыми. В данном случае должны найти отражение и факторы социальных отношений в микрогруппе, то есть, ценности самоутверждения, авторитета, лидерства, групповой сплоченности. Данные ценности наиболее ярко проявляются в конкретных жизненных ситуациях. Тестирование по методике М. Рогова-А. Грязнова позволило заключить, что для подростков с девиантным поведением характерны, в качестве наиболее значимых, ценности признания и уважения. При этом ценность общения также важна, но применительно к сверстникам, обладающим схожим девиантным статусом и такими же

интересами. Практически не является ценностью для подростков с девиантным поведением возможность общаться с нормативными сверстниками. В наиболее весомой группе ценностей следуют «ценности признания и уважения, социальные ценности». Наиболее значимыми, в свою очередь, являются ценности «общение со сверстниками» (ранг 1, вес 4,46) и «признание и уважение среди сверстников» (ранг 2, вес 4,42). В группе материальных ценностей наибольший вес получила ценность «материальный достаток семьи (возможность ее обеспечения)» (ранг 1, вес 4,88). Для подростков с девиантным поведением практически не имеет субъективной значимости ценность работы и карьеры, в то время как для нормативных подростков данные ценности важны. То же следует отметить и в отношении ценностей саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, результаты тестирования по методике Рогова-Грязнова свидетельствуют о

доминировании у подростков-девиантов ценностей, которые способствуют их вовлеченности в сообщества асоциального типа (общение с такими же как они сами).

Целью использования методики теста-опросника А. Мехрабиана [15] для измерения мотивации достижения (ТМД) в нашем исследовании явилось выявление субъектных особенностей личности через мотивацию достижения, а также одновременно и выявление социально-адаптационного потенциала личности подростков через наличие субъектных установок поведения. Тестирование подростков по методике А. Мехрабиана позволило выявить значимые различия в ценностно-смысловой и мотивационной сфере личности. Как показали результаты авторского исследования [16], определяющими мотивами поведения подростков с девиантным поведением служат мотивы безопасности, мотивы материального достатка и социального признания. При этом уровень выраженности мотивации достижения в группе подростков-девиантов достоверно ниже, чем в группе нормативных подростков, а доминирующей мотивацией является избегание неудач. Так, статистический подсчет в ЭГ показал, что только 16% имеют ярко выраженную мотивацию достижения, 46% - имеют выраженную мотивацию избегания неудач; 39% -не имеют ярко выраженной мотивации, присутствуют обе тенденции, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Сравнительные результаты экспериментального исследования по методике А. Мехрабиана по испытуемым - подросткам с девиантным поведением (N=112) и нормативным испытуемым (N=106)

Доля тестируемых, % к общему числу

Тенденции преобладания мотивации Среди подростков с Среди нормативных

девиантным поведением подростков

Стремления к успеху 16,1 24,5

Избегания неудач 46,4 27,4

Фиксируются обе тенденции 37,5 48,1

ВСЕГО 100,0 100,0

Выявление особенностей мотивации подростков с девиантным поведением, в контексте данного исследования, имеет значение с той позиции, что такие подростки более ведомы и менее самостоятельны в своих поступках, нежели подростки, обследуемые как нормативные сверстники. Доминирование базовых мотивов в структуре мотивации свидетельствует о возможности более легкого влияния на поведение подростков посредством социальных сетей.

Для оценки рефлексивных качеств подростков (индивидуальная мера

рефлексивности) была использована методика А. В. Карпова. Использование методики в нашем исследовании имело целью выявить рефлексивные особенности подростков обследуемой группы. Изучая рефлексивность подростков, исследователь может дать ответ на вопрос об адекватности восприятия реальности подростками, об их способности учитывать в своих действиях и деятельности информацию о состоянии реальности, условиях, влияющих на

социальную ситуацию взаимодействия. Выделяются два типа рефлексии -«интрапсихическая рефлексия» и

«интерпсихическая рефлексия». Согласно методическим указаниям по обработке результатов обследований по данной методике, все ответы испытуемых переводятся в баллы и группируются в стены по трем категориям: высокий уровень рефлексивности (7 и более стенов), средний уровень рефлексивности (4 - 6 стенов) и низкий уровень рефлексивности (менее 4 стенов). Результаты исследований показали, что уровень выраженности рефлексии в группе подростков с девиантным поведением достоверно ниже, чем в группе нормативных подростков, см. таблицу 2. В целом, для подростков-девиантов характерен низкий и средне-низкий уровень рефлексивности. Так, почти три четверти испытуемых (72,3%) попали в группу с низким уровнем рефлексивности, чуть более четверти (27,7%) - в группу со средним уровнем рефлексивности.

Таблица 2. - Сравнительное распределение испытуемых по группам (стенам) в зависимости от набранных баллов (подростки-группировщики, по всей выборке; N=112; подростки, не состоящие в группировках, по всей выборке; N=106), методика А. В. Карпова

Стены Тестовые баллы Доля испытуемых (ЭГ - подростки-группировщики), % к общему числу испытуемых Доля испытуемых (КГ - подростки, не состоящие в группировках), % к общему числу испытуемых

0 80 и ниже - 2,80%

1 81-100 12,30% 15,10%

2 101-107 31,10% 9,30%

3 108-113 31,10% 13,20%

4 114-122 19,50% 23,60%

5 123-130 6,10% 17,00%

6 131-139 - 6,60%

7 140-147 - 3,80%

8 148-156 - 1,90%

9 157- 171 - 4,70%

10 172 и выше - 1,90%

На основании данных, приведенных в фиксируемых кластеров позволяет говорить о

таблице 2, следует говорить выявленной том, что низкий и средне-низкий уровень

тенденции среди подростков с девиантным рефлексивности является социально-

поведением: низкая дисперсия и наличие психологической особенностью данной группы

подростков. Достоверность различий в ЭГ и КГ подтвердилась с помощью и-критерия Манна-Уитни. Согласно сравнительному анализу с использованием и-критерия Манна-Уитни уровень выраженности рефлексии в группе подростков-группировщиков достоверно ниже, чем в группе нормативных подростков.

Низкий уровень рефлексивности среди подростков с девиантным поведением свидетельствует о неадекватности

самовосприятия, а также о неадекватном восприятии окружающего социального мира, что приводит к их слабой устойчивости в отношении влияния со стороны внешнего мира, - в частности, посредством социальных сетей.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить ряд социально-психологических особенностей, ценностно-смысловых и мотивационных, а также рефлексивных качеств подростков с девиантным поведением, состоящих в криминальных подростково-молодежных уличных

криминальных группировках. Выявлено, что данная группа подростков, в сравнении с нормативными сверстниками, обладает большей степенью психологической уязвимости и внушаемости ввиду наличия данных особенностей и качеств. По итогам применения методики М. Рогова-А. Грязнова, выявлено, что подростки с девиантным поведением демонстрируют доминирование ценностей «общение со сверстниками», «признание и уважение среди сверстников», и низкую значимость ценностей саморазвития, личностного и профессионального роста,

самосовершенствования. Включенность в процесс общения с «такими же как они», то есть, с лицами с признаками девиаций, выступает неким мотивирующим фактором для подростков-девиантов. По результатам применения методики А. Мехрабиана, преобладание мотивации избегания неудач также служит фактором, повышающим уровень влияния социальных сетей на личность подростков с девиантным поведением, стимулируя их к проявлению своей субъектности в асоциальных целях. Выявленные особенности мотивации и ценностно-смысловой ориентации подростков с девиантным поведением свидетельствуют о высокой степени ведомости и несамостоятельности таких подростков.

Рефлексивные особенности подростков с девиантным поведением, состоящих в криминальных группировках, на основе применения методики рефлексивности А.В. Карпова, свидетельствуют о доминировании

низкого и средне-низкого уровня рефлексивности, причем наиболее очевидна группировка по стеновым кластерам. В группе нормативных подростков получены

противоположные результаты и более высока дисперсия по стенам. Отсутствие самокритики, критического восприятия внешнего мира и всей ситуации являются факторами риска в процессе влияния социальных сетей на личность и психику подростков с девиантным поведением.

Выявленные особенности подростков с девиантным поведением делают их уязвимыми в процессе адаптации в современном обществе и повышают риск повторных девиаций. Данная группа подростков выступает группой высокого риска. Понимание этих особенностей дает возможность проводить соответствующую профилактическую работу. Ключевыми направлениями профилактической работы, для снижения влияния рисков и повышения степени адаптации подростков с девиантным поведением в современном обществе, по нашему мнению, могут выступать следующие.

Во-первых, замещение неформальных групп асоциального характера как канала социализации возможностью участвовать в альтернативных организациях и группах общения через создание и развитие сети доступных

полуформализованных организаций

дополнительного образования для детей и подростков, волонтерских бригад, общественных движений про-социальной направленности (к примеру, экологических).

Во-вторых, замещение «сомнительного» контента социальных сетей и формирование его по принципу со-участия (сами подростки участвуют в проектировании контента, по интересам, но при ведущей роли подготовленных модераторов, в качестве которых выступают те же волонтеры).

В-третьих, информационно-разъяснительная работа относительно множества рисков в современном обществе и виртуальной среде, основными трансляторами которой должны стать значимые в подростковой среде личности и авторитеты.

В-четвертых, психологическая работа с подростками групп риска по предупреждению и коррекции аффективных и агрессивных состояний личности.

В-пятых, работа с семьей и ближайшим социальным окружением подростков с девиантным поведением, по предупреждению рисков эмоционального отчуждения с данными подростками и проявления невнимания к ним со стороны близких.

В-пятых, психолого-педагогическая работа по формированию социальных навыков активной жизненной позиции подростков. Отсутствие таких навыков формирует ведомую личность, а отсутствие в ближайшем социальном окружении подростков личностей с позитивным жизненным опытом подвергает их еще большему влиянию неформальных и криминальных группировок.

В-шестых, усиление роли межгрупповых объединений и ассоциаций молодежи,

Лит

1. Березина Е.М., Дьяченко И.А. Сетевые сообщества в контексте Интернет-солидарности / Е.М. Березина, И.А. Дьяченко // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2019. - № 1(3). - С. 202-208.

2. Бочарова Т.А. Виртуальная коммуникация: статусы и роли. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение / Т.А. Бочарова // Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12(86). - С. 45-58.

3. Вольчина А.Е. Социальные сети как способ конструирования Я-образа в информационную эпоху: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.01 / Вольчина Анна Евгеньевна. - Москва. - 2018. - 185 с.

4. Грязнов А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: дис... д-ра псих. наук: 19.00.05 / Грязнов Алексей Николаевич. - Ярославль. - 2008. - 332 с.

5. Дукин Р.А. Институт социальных медиа в региональном пространстве коммуникационных практик: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Дукин Руслан Альбертович. - Саранск. - 2017. - 26 с.

6. Жилина Н.Ю., Савельева И.В. Подростковая преступность: новое поколение / Н.Ю. Жилина, И.В. Савельева // Наука и образование: Хозяйство и экономика; Предпринимательство; Право и управление. - 2018. - № 3(94). - С. 88-91.

7. Загидуллина Л.М. Подростковая преступность в современной России: основные тенденции, факторы и социальные условия / Л.М. Загидуллина // Теории и проблемы политических исследований. - 2017. - Т. 6. -№ 3А. - С. 38-49.

8. Заморкин А.А. Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Заморкин Антон Алексеевич. - Ставрополь. - 2013. - 142 с.

9. Кириллова Т.В. Подростковая преступность как сложное социально-педагогическое и психологическое явление: монография / Т.В. Кириллова. - Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2019. - 129 с.

10. Липская Л.А. Факторы распространения деструктивного поведения в подростковой среде / Л.А. Липская // Социум и власть. - 2019. - № 1(75). - С. 5359.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4016868/

формирование широкого межсубъектного пространства участия в решении проблем повседневности и жизнеустройства.

Полученные в исследовании результаты положены в основу разработки мер профилактики девиантного поведения подростков с целью уменьшения повторных социальных отклонений в их поведении и повышения возможностей адаптации подростков групп риска в современном обществе.

>ра:

12. Саенко Л.А., Егоров М.В. Интернет-пространство как фактор формирования сетевого сообщества / Л.А. Саенко, М.В. Егоров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - T. 7. -№1. - С. 159-162.

13. Сергодеев В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики / В.А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2013. - № 1(113). - С. 132-137.

14. Стуканов В.Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: монография / В.Г. Стуканов. - Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2019. - 146 с.

15. Тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psytests.oigemotioml/matsM.html

16. Чернова Е.О. Участие подростковой молодежи в уличных криминальных группировках: причины и мотивации / Е.О. Чернова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 29. - № 2. - С. 195199.

17. Чернова Е.О. Социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок как предмет психологического анализа / Е.О. Чернова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 196-201.

18. Чернова Е.О., Грязнов А.Н. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения у подростков / Е.О. Чернова, А.Н. Грязнов. - Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 2019. - 98 с.

19. Cellary W. Content communities on the internet // Computer. - 2008. - № 11. - С. 106-108.

20. Chiumbu S. H., Ligaga D. "Communities of strangerhoods?": Internet, mobile phones and the changing nature of radio cultures in South Africa // Telematics and Informatics. - 2013. - Т. 30. - № 3. - С. 242-251.

21. Fogel J., Nehmad E. Internet social network communities: Risk taking, trust, and privacy concerns //Computers in human behavior. - 2009. - Т. 25. - № 1. - С. 153-160.

22. Lambert, Richard D. Routine Activity and Rational Choice: Volume 5. Routledge, 2017.

23. Mukhametzyanova, F.G., Gryaznov A.N., Chernovа E.O., Sattarova A.I., Ibragimova L.R. Social and

psychological features of crime groupings. European Journal of Sustainable Development. V 9, 2020.

24. Shveda O. Teenagers deviant behavior. Diss. TepHomnb: THEy, 2018.

25. Sternberg J. Misbehavior in cyber places: The regulation of online conduct in virtual communities on the Internet. Rowman & Littlefield, 2012.

References:

1. Berezina E.M., Dyachenko I.A. Network communities in the context of Internet solidarity / E.M. Berezina, I.A. Dyachenko // Social and humanitarian sciences: theory and practice. - 2019. - № 1(3). - S. 202208.

2. Bocharova T.A. Virtual communication: statuses and roles. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history / T.A. Bocharova // Questions of theory and practice. - 2017. - № 12(86). - Pp. 45-58.

3. Volchina A.E. Social networks as a way of constructing the self-image in the information age: dis. ... cand. sociological Sciences: 22.00.01 / Volchina Anna Evgenevna. - Moscow. - 2018. - 185 p.

4. Gryaznov A.N. Tertiary socialization of the personality of patients with alcoholism and drug addiction:

diss.....Dr. psych. Sciences: 19.00.05 / Gryaznov Alexey

Nikolaevich. - Yaroslavl. - 2008. - 332 p.

5. Dukin R.A. Institute of social media in the regional space of communication practices: author. dis. ... cand. sociological Sciences: 22.00.04 / Dukin Ruslan Albertovich. - Saransk. - 2017. - 26 p.

6. Zhilina N.Yu., Savelyeva I.V. Teenage crime: a new generation / N.Yu. Zhilina, I.V. Savelyeva // Science and Education: Economy and Economics; Entrepreneurship; Law and management. - 2018. - № 3 (94). - S. 88-91.

7. Zagidullina L.M. Teenage crime in modern Russia: main trends, factors and social conditions / L.M. Zagidullina // Theories and problems of political research. -2017. - V. 6. - № 3A. - S. 38-49.

8. Zamorkin A.A. Virtual communications as a socio-cultural phenomenon of our time: dis. ... cand. Phil. Sciences: 09.00.11 / Zamorkin Anton Alekseevich. -Stavropol. - 2013. - 142 p.

9. Kirillova T.V. Teenage crime as a complex socio-pedagogical and psychological phenomenon: monograph / T.V. Kirillova. - Ulyanovsk: Zebra Publishing House, 2019. - 129 p.

10. Lipskaya L.A. Factors of the spread of destructive behavior in a teenager's environment / L.A. Lipskaya // Society and power. - 2019. - № 1(75). - S. 53-59.

11. Methodology for determining an individual measure of reflexivity , introduced by A.V. Karpov and V.V. Ponomareva [Electronic resource]. - Access mode: http://www.studfiles.ru/preview/4016868/

12. Saenko L.A., Egorov M.V. Internet space as a factor in the formation of a network community / L.A. Saenko, M.V. Egorov // Historical and socio-educational thought. - 2015. - T. 7. - № 1. - S. 159-162.

13. Sergodeev V.A. Online Internet Communities: Essence and Sociocultural Characteristics / V.A. Sergodeev // Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. - 2013. - № 1 (113). - S. 132-137.

14. Stukanov V.G. Pedagogical prevention of deviant behavior of minors: monograph / V.G. Stukanov. - Minsk: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 2019. - 146 p.

15. Achievement motivation test questionnaire A. Mekhrabian [Electronic resource]. - Access mode: https://psytests.org/emotional/matsM.html

16. Chernova E.O. Participation of adolescent youth in street criminal gangs: reasons and motivations / E.O. Chernova // Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. - 2019. - T. 29. - № 2. -S. 195-199.

17. Chernova E.O. Socio-psychological characteristics of members of adolescent and youth street criminal groups as a subject of psychological analysis / E.O. Chernova // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 6. - S. 196-201.

18. Chernova E.O., Gryaznov A.N. Psychological and pedagogical prevention of deviant behavior in adolescents / E.O. Chernova, A.N. Gryaznov. - Kazan: Publishing Center of the University of Management "TISBI", 2019. - 98 p.

19. Cellary W. Content communities on the internet // Computer. - 2008. - № 11. - S. 106-108.

20. Chiumbu S. H., Ligaga D. "Communities of strangerhoods?": Internet, mobile phones and the changing nature of radio cultures in South Africa // Telematics and Informatics. - 2013. - T. 30. - № 3. - S. 242-251.

21. Fogel J., Nehmad E. Internet social network communities: Risk taking, trust, and privacy concerns // Computers in human behavior. - 2009. - T. 25. - № 1. - S. 153-160.

22. Lambert, Richard D. Routine Activity and Rational Choice: Volume 5. Routledge, 2017.

23. Mukhametzyanova, F.G., Gryaznov A.N., Chernova E.O., Sattarova A.I., Ibragimova L.R. Social and psychological features of crime groupings. European Journal of Sustainable Development. May 9, 2020.

24. Shveda O. Teenagers deviant behavior. Diss. Ternopil: TNEU, 2018.

25. Sternberg J. Misbehavior in cyber places: The regulation of online conduct in virtual communities on the Internet. Rowman & Littlefield, 2012.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

(19.00.07 - Педагогическая психология)

Сведения об авторе:

Чернова Елена Олеговна (г. Казань, Россия), младший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: eo_chernova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.