Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА: ФАКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА: ФАКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
420
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАЦИЯ / ПОДРОСТОК С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / УЛИЧНАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РИСК / ОБЩЕСТВО РИСКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернова Е. О., Грязнов А. Н.

Современное общество обладает высокими рисками негативного воздействия на различные социальные группы. Подростки с девиантным поведением относятся к одной из наиболее уязвимых социальных групп, т.к. подростковый возраст является наиболее уязвимым для оказания влияния со стороны общества и неформальных организаций. Применение профилактических действий - ключ к успешному решению проблемы через создание системы макро- и микроиндикаторов, отражающих комплексность изучаемого феномена. Авторами исследуются социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках. Применяются методики М. Рогова -А. Грязнова, А.В. Карпова, А. Мехрабиана, К. Леонгарда - К. Шмишека, позволяющие раскрыть рефлексивные особенности, мотивационные факторы, социально-адаптационный потенциал. Обоснована гипотеза развития у подростков личностноадаптационного потенциала как фактора их адаптации к условиям социума. На основании комплексной методики выявлены социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках, такие как: агрессивность как форма привычного поведения; стремление к вседозволенности; невысокий уровень их субъектности как качества личностной активности и преобразовательной деятельности; четкая идентификация «мы-они»; более высокая значимость контактов внутри группы по сравнению с любыми другими контактами вне группировки. Авторами предложена траектория профилактической работы по повышению уровня адаптации подростков и сглаживанию воздействия рискогенных факторов. Статья предназначена для психологов, социологов, юристов, социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN A RISK SOCIETY: PREVENTION FACTORS

Modern society has high risks of negative impact on various social groups. Adolescents with deviant behavior belong to one of the most vulnerable social groups, because adolescence is the most vulnerable to influence from society and informal organizations. The use of preventive actions is the key to a successful solution of the problem through the creation of a system of macro- and micro-indicators reflecting the complexity of the phenomenon under study. The authors investigate the socio-psychological characteristics of adolescents with deviant behavior who are members of street criminal groups. The methods of M.Rogova - A.Gryaznova, A. V. Karpova, A. Mehrabian, K. Leonhard - K. Shmishek, allowing to reveal reflexive features, motivational factors, socio-adaptive potential. The hypothesis of the development of personal adaptive potential in adolescents as a factor of their adaptation to the conditions of society is substantiated. Based on a comprehensive methodology, the socio-psychological characteristics of adolescents with deviant behavior who are in street criminal groups are revealed, such as: aggressiveness as a form of habitual behavior; the desire for permissiveness; a low level of their subjectivity as a quality of personal activity and transformative activity; clear identification of "we-they"; higher importance of contacts within the group compared to any other contacts outside the group. The authors propose a trajectory of preventive work to increase the level of adaptation of adolescents and to smooth out the impact of risk factors. The article is intended for psychologists, sociologists, lawyers, social educators.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА: ФАКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ»

УДК 159.9.072

Девиантное поведение подростков в условиях общества риска: факторы профилактики

Deviant behavior of adolescents in a risk society: prevention factors

Чернова Е.О., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» г. Казань, eo_chernova@mail. ru

Грязнов А.Н., Университет управления «ТИСБИ» г. Казань, angryaznov@tisbi.ru

Chernova E., FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems" Kazan, eo_chernova@mail. ru

Gryaznov A., University of management "TISBI" Kazan, angryaznov@tisbi.ru DOI:

Статья выполнена по государственному заданию № 0599-2019-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».

Ключевые слова: девиация, подросток с девиантным поведением, уличная криминальная группировка, адаптация, личностно-адаптационный потенциал, риск, общество риска.

Keywords: deviation, teenager with deviant behavior, street criminal group, adaptation, personality-adaptive potential, risk, «risk society».

Аннотация. Современное общество обладает высокими рисками негативного воздействия на различные социальные группы. Подростки с девиантным поведением относятся к одной из наиболее уязвимых социальных групп, т.к. подростковый возраст является наиболее уязвимым для оказания влияния со стороны общества и неформальных организаций.

Применение профилактических действий - ключ к успешному решению проблемы через создание системы макро- и микроиндикаторов, отражающих комплексность изучаемого феномена. Авторами исследуются социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках. Применяются методики М. Рогова -А. Грязнова, А.В. Карпова, А. Мехрабиана, К. Леонгарда - К. Шмишека, позволяющие раскрыть рефлексивные особенности, мотивационные факторы, социально-адаптационный потенциал. Обоснована гипотеза развития у подростков личностно-адаптационного потенциала как фактора их адаптации к условиям социума. На основании комплексной методики выявлены социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках, такие как: агрессивность как форма привычного поведения; стремление к вседозволенности; невысокий уровень их субъектности как качества личностной активности и преобразовательной деятельности; четкая идентификация «мы-они»; более высокая значимость контактов внутри группы по сравнению с любыми другими контактами вне группировки. Авторами предложена траектория профилактической работы по повышению уровня адаптации подростков и сглаживанию воздействия рискогенных факторов. Статья предназначена для психологов, социологов, юристов, социальных педагогов.

Abstract. Modern society has high risks of negative impact on various social groups. Adolescents with deviant behavior belong to one of the most vulnerable social groups, because adolescence is the most vulnerable to influence from society and informal organizations.

The use of preventive actions is the key to a successful solution of the problem through the creation of a system of macro- and micro-indicators reflecting the complexity of the phenomenon under study. The authors investigate the socio-psychological characteristics of adolescents with deviant behavior who are members of street criminal groups. The methods of M.Rogova - A.Gryaznova, A. V. Karpova, A. Mehrabian, K. Leonhard - K. Shmishek, allowing to reveal reflexive features, motivational factors, socio-adaptive potential. The hypothesis of the development of personal adaptive potential in adolescents as a factor of their adaptation to the conditions of society is substantiated. Based on a

comprehensive methodology, the socio-psychological characteristics of adolescents with deviant behavior who are in street criminal groups are revealed, such as: aggressiveness as a form of habitual behavior; the desire for permissiveness; a low level of their subjectivity as a quality of personal activity and transformative activity; clear identification of "we-they"; higher importance of contacts within the group compared to any other contacts outside the group. The authors propose a trajectory of preventive work to increase the level of adaptation of adolescents and to smooth out the impact of risk factors. The article is intended for psychologists, sociologists, lawyers, social educators.

Введение. Современное общество представляет все новые риски и угрозы. В связи с пандемией, связанной с распространением нового заболевания COVID-19, можно говорить о том, что все сферы жизнедеятельность населения были остро затронули. Статистика преступлений по сведениям МВД по РФ показывает, что в 2021 году было совершено 14343 преступлений в составе организованной группы, либо преступных сообществ. Прирост в данном виде преступлений увеличился до 20,5%. Число участников преступных группировок возросло на 24,2%, что составляет 7643 человека. Из них 68106 участники ОПТ, тяжкие и особо тяжкие преступления возросли на 22,2% (Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц (по состоянию на конец 2021 года). Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://crimestat.ru/offenses_map)).

Особенность данных преступлений, на данный момент, составляет перетекание в интернет - пространства, в котором также создаются организованные группировки, но уже в новом формате - киберпреступлений.

С одной стороны, можно говорить о том, что организованная преступность «ушла с улицы» в связи с локдауном и введением режима самоизоляции. По статистике МВД уличных разбоев стало на 23,6% меньше. С другой стороны, это ухудшает возможность отслеживания данных группировок и предотвращения готовящихся преступлений, т.к. группировки имеют закрытый характер сообществ, а жизнь в социальных сетях накладывает сложное взаимодействие, поиск данных организаций.

Они могут быть определены как вызовы обществу. Однако следует понимать, что данные вызовы неодинаковы по своему влиянию на различные социальные группы. Некоторые из них оказываются в более уязвимом положении, нежели другие. К одной из таких групп относятся дети подросткового возраста с девиантным поведением. Подростки как социально-возрастная группа в целом обладают более уязвимой психикой, несформировавшимся иммунитетом к различного рода социальным вызовам; часть из них в переходном возрасте обращается к эскапизму и асоциальным формам поведения. Это

обусловливает необходимость обращения внимания на данную социальную группу в плане социальной работы с ней и проведения профилактических мер. Формирование адаптационного личностного потенциала подростков, по нашему мнению, выступает важной задачей в предотвращении подростковых девиаций. В свою очередь, это требует специальных исследований социально-психологических особенностей подростков с девиантным поведением.

Цель статьи - на материалах экспериментального исследования определить социально-психологические особенности

подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках, и обозначить направления профилактической работы по повышению их личностно-адаптационного потенциала в условиях общества риска.

Теория вопроса достаточно широко представлена в различных исследованиях - как зарубежных, так и отечественных. Однако, чаще всего, изучаются отдельные аспекты данной проблемы, без комплексного ее отражения. Особенности подростковой преступности изучаются авторами Х. Стриджелом, Э. Климансом [15;20]. Уличная подростковая преступность как специфический социальный феномен исследована в работах Д. Мэтью, М. Гржегоржевской и др. [14; 17], а также Ламберта, О. Шевды и других авторов [16;19]. В отечественной науке вопросы подростковой девиации изучаются преимущественно в правовом аспекте. Среди работ, посвященных психологическим особенностям подростков с девиантным поведением, состоящих в группировках, можно выделить работы авторов Н.Ю. Жилиной, И.В. Савельевой, Л.М. Загидуллиной, Т.В. Кирилловой, Л.А. Липской, В.Г. Стуканова и других [3-5;7;10]. Анализ литературы показал, что на данный момент отсутствуют исследования, посвященные проблеме влияния личностно-адаптационного потенциала подростков с девиантным поведением как одной из важнейших социально-психологических особенностей, на процессы их адаптации в современном обществе риска.

Материалы и методы исследования. В рамках проведенного экспериментального

исследования нами были выявлены особенности личностно-адаптационного потенциала

подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках. Для выявления данных особенностей был использован комплекс методик: методика определения ценностно-смысловых ориентаций и социальных отношений внутри группы М. Рогова-А. Грязнова (адаптированный вариант Черновой Е.О.); тест-опросник К. Леонгарда-К. Шмишека, методика определения

индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова. Исследование проведено на выборке подростков 12 - 17 лет, находящихся на учете ПДН и состоявших в группировках на момент совершения преступления (N=112); контрольная группа включала подростков 12 - 17 лет, учащихся в общеобразовательной школе и не принимавших участие в группировках (N=106). Более подробно о выборке и процедуре исследования можно найти в наших более ранних публикациях [11].

Результаты исследования. Мы согласны с определением данных авторов и трактовкой определения «общество риска» [1;8]. В рамках «рисковой» парадигмы общество

рассматривается как социальное пространство, находящееся на пересечении многих видов риска. Непредупреждение одних рисков неизбежно приводит к возникновению других рисков, более серьезных [1, с.67-68]. Каждый риск порождает новые риски. В личностном аспекте это означает

всевозможные угрозы стабильности личности, ее безопасному существованию и

функционирования в социуме. Рассматривая риск применительно к личности подростков с девиантным поведением, мы обращаемся к пониманию социально-психологических

особенностей таких подростков, в частности -особенностей развития у них личностно-адаптационного потенциала. Для управления рисками и их нейтрализацией необходимо, во-первых, понимать специфику данного вида рисков, факторов их развития и сокращения [9]. В данном контексте нас интересует вопрос о возможностях снижения влияния рисков на личность подростков с девиантным поведением, через повышение их личностно-адаптационного потенциала.

В данной статье понятие «личностно-адаптационный потенциал» понимается нами как совокупность возможностей и способностей личности к преодолению возникающих угроз, умение принять их и использовать различные ресурсы для адаптации к новым условиям. Данное определение используется в рамках ресурсного подхода [6, с.358-362]. Схема влияния адаптационного потенциала личности подростка на развитие у него девиантного поведения отражена на рисунке 1. В рамках данной схемы важен процесс профилактики посредством воздействия на группы социально-психологических особенностей подростков.

Рисунок 1. -Влияние личностно-адаптационного потенциала на развитие девиантного поведения подростков

Согласно полученным результатам, выявлены значимые различия по двум выделенным группам подростков в части, касающейся их ценностно-смысловой сферы и характерологических особенностей.

Результаты позволяют сделать вывод о том, что подростки с девиантным поведением, состоящие в группировках, более «социально

ориентированы», нежели подростки - их нормативные сверстники, которые

демонстрируют более эгоистические ценностные ориентации. Об этом мы уже писали в своих более ранних работах [12;18]. Размышляя более глубоко, можно сделать предположение о том, что это является одним из факторов их адаптации в современном обществе. Один из рисков

современного общества - прагматизация повседневной жизни. Адаптация к его условиям предполагает ценностную установку на материальное благополучие и развитие социального статуса как инструментальных жизненных целей. В таком случае, индивидуализация и прагматизация жизненного пути становятся нормой, а поведение, их реализующее - нормативным. У подростков с девиантным поведением, состоящих в группировках, данный механизм отчасти

деформирован. Это затрудняет их адаптацию в современном обществе. Результаты исследования показали, что в группе ценностей «коллективизм-индивидуализм» у испытуемых

экспериментальной группы преобладают коллективистские ценности и ориентация на общинность, взаимную поддержку. В контрольной группе испытуемых данные ценности выражены слабо; доминирует установка на индивидуализм.

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Общечеловеческие Общественные

ценности

ценности

Материальные Общий показатель ценности ценностно-смысловых

ориентаций

Низкий показатель

■ Средний показатель

Высокий показатель

Диаграмма 1. -Показатели по блокам ценностно-смысловых ориентации в группе подростков - членов группировок (по методике М. Рогова - А. Грязнова, вариант адаптированный) [2]

В диаграмме 1 представлены результаты исследований ценностно-смысловой сферы у испытуемых экспериментальной группы. Показана высокая значимость ценностей признания и уважения, социальных ценностей. Для подростков с девиантным поведением важен факт пребывания в группировке как близкой социальной среде, обеспечивающей им и безопасность, и признание, и взаимную поддержку. Это означает, что вне группировки подростки не обладают таким же личностно-адаптационным потенциалом, как внутри нее. Иными словами, адаптируясь к микросреде группировки, они не развивают в себе способности к адаптации во внешней среде, в условиях социума. Это подтверждается результатами исследований по методике М. Рогова - А. Грязнова. Согласно данным результатам, социально-психологической

особенностью подростков, состоящих в

группировках, является наличие четкой линии идентификации «мы-они». Ценность общения с нормативными сверстниками является низкой (1,16). Восприятие реальности подростками с девиантным поведением является

фрагментарным. Данный фактор нарушает целостность процесса адаптации к условиям социума.

Результаты тестирования испытуемых по методике Леонгарда-Шмишека показали следующие результаты. Наиболее высока доля испытуемых с гипертимным (20% всех подростков ЭГ) и экзальтированным (20% ЭГ) типами. Это означает, что подростки с девиантным поведением выраженно стремятся к включенности в социальные сообщества и нахождению в среде сверстников, обладают конфликтным характером.

Результаты тестирования по методике А.В. Карпова указывают на низкий уровень

рефлексивности. 72% испытуемых отнесены к группе с низким уровнем рефлексивности, а основная масса испытуемых располагается в пределах 2 - 4 стенов.

При этом данные вполне однородны, характеризуются малым разбросом признаков [11, с.37-39]. Данный фактор неадекватности восприятия окружающей действительности, свидетельствует о низком уровне рефлексивности подростков с девиантным поведением как их социально-психологической особенности.

Рефлексивность позволяет анализировать среду и место подростка в ней место. У подростков данной группы сформирован слабый уровень критического самовосприятия и самоанализа, а также низкая возможность адекватной оценки среды своего обитания, социального окружения.

Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлен ряд социально-психологических особенностей подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках. Они свидетельствуют о том, что подростки данной группы обладают низким уровнем рефлексии; выраженными

акцентуациями характера, в особенности, гипертимного и экзальтированного типов; ценностно-смысловыми особенностями,

ориентированными на включенность в закрытую систему криминальной группировки и ее субкультуры. Анализ ценностно-смысловой сферы, социально-психологических особенностей подростков с девиантным поведением позволил заключить, что их личностно-адаптационный потенциал ограничен рамками закрытой группы. Вне ее подростки слабо адаптированы к окружающей социальной среде. Это продуцирует новые риски и повторные девиации. Данный фактор выступает предпосылкой для выстраивания системы профилактики в среде подростков с девиантным поведением, ориентированной на предупреждение негативного влияния рисков на процесс социальной адаптации.

Среди профилактических мер и мероприятий, направленных на укрепление личностно-адаптационного потенциала подростков с девиантным поведением, считаем, следует выделить несколько направлений [13]. Во-первых, информационная работа - в школах и вне школ. Данная работа должна логично выстраиваться на информации о множестве рисков во внешней социальной среде и необходимости их предупреждения. К такого рода рискам могут быть отнесены, в том числе, риски цифровизации, которые создают угрозу безопасности личности и возможности ее

вовлечения в нежелательные среды, посредством сети Интернет. Во-вторых, психологическая работа, в основе которой лежит предупреждение и коррекция аффективных состояний личности подростка, могущих стать источником их вовлечения в девиантное поведение. В-третьих, социальная работа с окружением подростков. Вне социального контекста профилактическая деятельность малопродуктивна. Она требует комплексного подхода, целостного видения проблемы. Зачастую именно ближайшее социальное окружение, семейная обстановка провоцирует подростков на совершение правонарушений. Кроме того, нарушенный потенциал адаптации часто может являться «социальным наследованием» схожей модели, транслируемой в семейном окружении. В-четвертых, работа по формированию социальных навыков активной жизненной позиции. Нарушение социальной адаптации и неумение противостоять рискам есть прямое следствие несформированных навыков, иждивенческой позиции, опять-таки, транслируемой в ближайшем социальном окружении подростка. Изменение данных навыков приводит и к изменению модели социализации. Это возможно сделать путем активизации субъектного потенциала личности подростка, через выявление его истинных интересов, увлечений и способностей. В-пятых, работа по развитию альтернативной деятельности. Она

предполагает организация полуформализованных объединений молодежи, привлекательных для подростков, и формируется на основе общих подростковых интересов. Это всевозможные спортивные клубы и секции, творческие объединения, научные кружки и проектные студии и так далее. С развитием цифровых технологий спектр таких возможностей значительно увеличился. В-седьмых, расширение межсубъектного пространства участия в работе с подростками групп риска. Создание такой системы, по сути, создает фундамент для проведения комплексной работы по всем перечисленным выше направлениям.

Выводы. Выделенные направления работы с подростками с девиантным поведением представляют собой основу для позитивных изменений в процессе их социальной адаптации, в условиях общества риска. Нарушенный личностно-адаптационный потенциал данной социальной группы приводит к их высокой уязвимости и подверженности различного рода угрозам. Не имея возможности предупредить риски и противостоять им, подростки уходят в криминальную среду, совершают повторные

девиации. Считаем, комплексная им возникающие риски и успешно

профилактическая работа по повышению адаптироваться к условиям меняющегося

адаптационного потенциала личности подростков общества. с девиантным поведением позволит преодолеть

Литература:

1. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.

2. Грязнов А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.05 / Грязнов Алексей Николаевич. - Ярославль, 2008. - 332 с.

3. Жилина Н.Ю., Савельева И.В. Подростковая преступность: новое поколение / Н.Ю. Жилина, И.В. Савельева // Наука и образование: Хозяйство и экономика; Предпринимательство; Право и управление. - 2018. - № 3 (94). - С. 88-91.

4. Загидуллина Л.М. Подростковая преступность в современной России: основные тенденции, факторы и социальные условия / Л.М. Загидуллина // Теории и проблемы политических исследований. - 2017. - Т. 6. -№ 3А. - С. 38-49.

5. Кириллова Т.В. Подростковая преступность как сложное социально-педагогическое и психологическое явление: монография / Т.В. Кириллова. - Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2019. - 129 с.

6. Косырев В.Н. Методология, состояние и перспективы исследования проблемы личностного потенциала / В.Н. Косырев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6 (027-028). - С. 358-362.

7. Липская Л.А. Факторы распространения деструктивного поведения в подростковой среде / Л.А. Липская // Социум и власть. - 2019. - № 1 (75). - С. 5359.

8. Луман Н. Понятие риска / Н. Луман // THESIS. - 1994. - № 5. - С. 135-160.

9. Панченко О.Л., Фахрутдинов Р.Р. Мигранты-мусульмане в евразийском пространстве: риски адаптации и предикторы конфликтов [Электронный ресурс] / О.Л. Панченко, Р.Р. Фахрутдинов // Электронный научно-образовательный журнал «История». - 2021. - T. 12. - № 5 (103). - Режим доступа: https://history.jes.su/s207987840015993-1-1/ DOI: 10.18254/S207987840015993-1

10. Стуканов В.Г. Педагогическая профилактика

девиантного поведения несовершеннолетних: монография / В.Г. Стуканов. - Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2019. - 146 с.

11. Чернова Е.О. Рефлексивные особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок / Е.О. Чернова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 11-12 (27-28). - С. 37-39.

12. Чернова Е.О. Социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок как предмет психологического анализа / Е.О. Чернова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 196-201.

13. Чернова Е.О., Грязнов А.Н. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения у подростков / Е.О. Чернова, А.Н. Грязнов. - Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 2019. - 98 с.

14. Grzegorzewska, Maria Katarzyna, et al. The sense of safety among children and teenagers in the light of empirical research. Sabidriba. Integracija. Izglitiba. 148 (2018): 148.

15. Kleemans, Edward R. Theoretical perspectives on organized crime. Oxford handbook of organized crime (2014): 32-52.

16. Lambert, Richard D. Routine Activity and Rational Choice: Volume 5. Routledge, 2017.

17. Matthew D. Lassiter, Impossible Criminals: The Suburban Imperatives of America's War on Drugs, Journal of American History, Volume 102, Issue 1, June 2015, Рр. 126-140. https://doi.org/10.1093/jahist/jav243

18. Mukhametzyanova, F.G., Gryaznov A.N., Chernovа E.O., Sattarova A.I., Ibragimova L.R. Social and psychological features of crime groupings. European Journal of Sustainable Development. V 9, 2020.

19. Shveda O. Teenagers deviant behavior. Diss. Тернопль: ТНЕУ, 2018.

20. Stritzel H. (2007). Towards a theory of securitization: Copenhagen and beyond. European journal of international relations, 13(3), 357-383. https://doi.org/10.1177/1354066107080128

References:

1. Beck U. Risk Society: On the Way to Another Modern / U. Beck. - M.: Progress-Tradition, 2000. - 383 p.

2. Gryaznov A.N. Tertiary socialization of the personality of patients with alcoholism and drug addiction: dis. ... Dr. Psycho. Sciences: 19.00.05 / Gryaznov Aleksey Nikolaevich. - Yaroslavl, 2008. - 332 p.

3. Zhilina N.Yu., Savelyeva I.V. Juvenile delinquency: a new generation / N.Yu. Zhilina, I.V. Savelyeva // Science and Education: Economy and Economy; Entrepreneurship; Law and governance. - 2018. - № 3 (94). - S. 88-91.

4. Zagidullina L.M. Teenage crime in modern Russia:

main trends, factors and social conditions / L.M. Zagidullina // Theories and problems of political research. -2017. - T. 6. - № 3A. - S. 38-49.

5. Kirillova T.V. Teenage criminality as a complex socio-pedagogical and psychological phenomenon: monograph / T.V. Kirillova. - Ulyanovsk: Publishing house "Zebra", 2019. - 129 p.

6. Kosyrev V.N. Methodology, state and perspectives of research of the problem of personal potential / V.N. Kosyrev // Socio-economic phenomena and processes. -2011. - № 5-6 (027-028). - S. 358-362.

7. Lipskaya L.A. Factors of the spread of destructive behavior in the adolescent environment / L.A. Lipskaya // Society and Power. - 2019. - № 1 (75). - S. 53-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Luhmann N. Concept of risk / N. Luhmann // THESIS. - 1994. - № 5. - P. 135-160.

9. Panchenko O.L., Fakhrutdinov R.R. Muslim Migrants in the Eurasian Space: Adaptation Risks and Conflict Predictors [Electronic resource] / O.L. Panchenko, R.R. Fakhrutdinov // Istoriya. - 2021. - T. 12. - № 5 (103). -Access mode: https://history.jes.su/s207987840015993-1-1/ DOI: 10.18254 / S207987840015993-1

10. Stukanov V.G. Pedagogical prevention of deviant behavior of minors: monograph / V.G. Stukanov. - Minsk: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 2019. - 146 p.

11. Chernova E.O. Reflexive features of members of adolescent and youth street criminal groups / E.O. Chernova // St. Petersburg Educational Bulletin. - 2018. -№ 11-12 (27-28). - S. 37-39.

12. Chernova E.O. Socio-psychological characteristics of members of adolescent and youth street criminal groups as a subject of psychological analysis / E.O. Chernova // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 6. - S. 196-201.

13. Chernova E.O., Gryaznov A.N. Psychological and pedagogical prevention of deviant behavior in adolescents /

E.O. Chernova, A.N. Gryaznov. - Kazan: Publishing Center of the University of Management "TISBI", 2019. - 98 p.

14. Grzegorzewska, Maria Katarzyna, et al. The sense of safety among children and teenagers in the light of empirical research. Sabidriba. Integracija. Izglitiba. 148 (2018): 148.

15. Kleemans, Edward R. Theoretical perspectives on organized crime. Oxford handbook of organized crime (2014): 32-52.

16. Lambert, Richard D. Routine Activity and Rational Choice: Volume 5. Routledge, 2017.

17. Matthew D. Lassiter, Impossible Criminals: The Suburban Imperatives of America's War on Drugs, Journal of American History, Volume 102, Issue 1, June 2015, Pr. 126-140. https://doi.org/10.1093/jahist/jav243

18. Mukhametzyanova, F.G., Gryaznov A.N., Chernovova E.O., Sattarova A.I., Ibragimova L.R. Social and psychological features of crime groupings. European Journal of Sustainable Development. V 9, 2020.

19. Shveda O. Teenagers deviant behavior. Diss. Ternopil: TNEU, 2018.

20. Stritzel H. (2007). Towards a theory of securitization: Copenhagen and beyond. European journal of international relations, 13 (3), 357-383. https://doi.org/10.1177/1354066107080128

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Сведения об авторах:

Чернова Елена Олеговна (г. Казань, Россия), младший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: eo_chernova@mail.ru

Грязнов Алексей Николаевич (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, профессор, Университет управления «ТИСБИ», e-mail: angryaznov@tisbi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.