Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА'

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / КРИМИНАЛЬНАЯ СРЕДА / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ / ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЕ УЛИЧНЫЕ КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППИРОВКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / TEENAGER / CRIMINAL ENVIRONMENT / METHODOLOGY / PRINCIPLES / ADOLESCENT AND YOUTH STREET CRIME GROUPS / SOCIALIZATION / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернова Е.О., Грязнов А.Н., Мухаметзянова Ф.Г.

В данной статье систематизированы имеющиеся разработки в области профилактической работы с подростками различных групп риска. Рост экстремизма среди подростков, их вовлеченность в преступные сообщества ставят задачу ведения профилактической работы. Авторами приведены результаты экспериментальных исследований, позволяющих выделить социально-психологические, ценностные и рефлексивные особенности подростков, социализирующихся в криминальной среде. Обоснована принципиальная необходимость проведения дифференцированной профилактической работы, в зависимости от групповых особенностей подростков. Методология разработки программ в подростковой криминальной среде предполагает использование двух основных подходов: системного и субъектно-деятельностного. Научение выступает базовой посылкой для составления плана профилактической работы, которая ориентирована не только на самого подростка, но и на его ближайшее социальное окружение, прежде всего, - семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чернова Е.О., Грязнов А.Н., Мухаметзянова Ф.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN AT-RISK ADOLESCENTS

This article systematizes the existing developments in the field of preventive work with adolescents of various risk groups. The growth of extremism among adolescents, their involvement in crime communities sets the task of conducting preventive work. The authors present the results of experimental studies that allow us to single out the socio-psychological, value and reflexive characteristics of adolescents who socialize in a crime environment. The fundamental necessity of carrying out differentiated preventive work, depending on the group characteristics of adolescents, has been substantiated. The methodology for developing programs in a teenage, crime environment involves the use of two main approaches: systemic and subjective-activity. Teaching is the basic premise for drawing up a plan of preventive work, which is focused not only on the adolescent himself, but also on his closest social environment, first of all, the family.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА»

Психология безопасности

УДК 159.9.072.42

Профилактика отклоняющегося поведения у подростков группы риска Prevention of deviant behavior in at-risk adolescents

Чернова Е.О., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», alenka-

2007@bk.ru

Грязнов А.Н., Университет управления «ТИСБИ», angkazan@rambler.ru

Мухаметзянова Ф.Г., «Институт международных отношений, Казанский (Приволжский)

федеральный университет», florans955@mail.ru

Chernova E, FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", alenka-2007@bk.ru

Gryaznov A., University of management "TISBI", angkazan@rambler.ru

Mukhametzyanova F, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal

University, florans955@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.036

Ключевые слова: подросток, криминальная среда, методология, принципы, подростково-молодежные уличные криминальные группировки, социализация, экстремизм.

Keywords: teenager, criminal environment, methodology, principles, adolescent and youth street crime groups, socialization, extremism.

Аннотация. В данной статье систематизированы имеющиеся разработки в области профилактической работы с подростками различных групп риска. Рост экстремизма среди подростков, их вовлеченность в преступные сообщества ставят задачу ведения профилактической работы. Авторами приведены результаты экспериментальных исследований, позволяющих выделить социально-психологические, ценностные и рефлексивные особенности подростков, социализирующихся в криминальной среде. Обоснована принципиальная необходимость проведения дифференцированной профилактической работы, в зависимости от групповых особенностей подростков. Методология разработки программ в подростковой криминальной среде предполагает использование двух основных подходов: системного и субъектно-деятельностного. Научение выступает базовой посылкой для составления плана профилактической работы, которая ориентирована не только на самого подростка, но и на его ближайшее социальное окружение, прежде всего, - семью.

Abstract. This article systematizes the existing developments in the field of preventive work with adolescents of various risk groups. The growth of extremism among adolescents, their involvement in crime communities sets the task of conducting preventive work. The authors present the results of experimental studies that allow us to single out the socio-psychological, value and reflexive characteristics of adolescents who socialize in a crime environment. The fundamental necessity of carrying out differentiated preventive work, depending on the group characteristics of adolescents, has been substantiated. The methodology for developing programs in a teenage, crime environment involves the use of two main approaches: systemic and subjective-activity. Teaching is the basic premise for drawing up a plan of preventive work, which is focused not only on the adolescent himself, but also on his closest social environment, first of all, the family.

В последние годы в России и мире наблюдается рост подросткового экстремизма. Состояние и динамика подростковой преступности снова стали предметом научного анализа, что обусловлено сохранением негативных тенденций, повышением роли тяжких и особо тяжких, а также повторных преступлений

подростков в общей массе преступлений. Данный аспект рассмотрен в работах А.И. Васильевой, О.С. Дровниной, М.В. Богатовой, Н.Ю. Жилиной, И.В. Савельевой [2;3;5;6].

В зарубежной научной мысли следует выделить ряд работ, посвященных различным аспектам изучения криминальных молодежных

групп, что свидетельствует о достаточно высокой степени проработанности темы в зарубежном теоретико-практическом дискурсе. Так, в работах Дж. Финкенор, Х. Стриджел, Дж. Левайн, Ж. Рабреновича, В. Ферраро, К. Джоу, Э. Климанса [14-18] освещены вопросы формирования и функционирования организованной

подростковой преступности, специфике ее развития в современном европейском, американском, латиноамериканском и азиатском обществах.

Выражение крайних настроений в молодежной среде происходит в различных формах, - как в форме протестов, так и в форме преступлений экстремистского характера. Тенденция сохранения высоких показателей подростковой преступности, проявившая себя в последние несколько лет, сама по себе служит реальной угрозой общественной безопасности, выступая ведущим фактором риска в развитии экстремизма в подростковой среде. В частности, согласно данным судебной статистики РФ, в России в 2016 году было осуждено около 24 тыс. чел. несовершеннолетних, в 2017 году - 20,5 тыс. чел., в 2018 году - 18,8 тыс. чел. [4]. В свою очередь, и статистика привлечения к судебной ответственности за экстремистские настроения и действия также становятся предметом отдельного обсуждения. Согласно официальным данным, в 2017 году по статьям УК № 205, 280, 282, 354 (в том числе, за создание экстремистских или террористических сообществ) были привлечены к ответственности 786 чел. (в 2016 году - 662 чел.). Особенно резко возросло число осужденных по статье 205 УК РФ о пропаганде терроризма (с 55 чел. в 2016 году до 96 чел. - в 2017 году) [9]. В составе осужденных не выделены отдельно данные о несовершеннолетних, однако, участвуя в преступных группах, они являют собой опасный потенциал в развитии экстремизма [7].

Отмеченные выше негативные тенденции обусловлены рядом обстоятельств. Во-первых, увеличивается спектр общесоциальных и специфических молодежных проблем, которые подростки не в состоянии решить самостоятельно. Во-вторых, расширяется моральный вакуум, нарушающий процесс ценностной саморегуляции в среде подростков. В-третьих, ослаблены институциональные регуляторы социального поведения,

обеспечивающие легитимность норм и правил. В совокупности указанные группы факторов приводят к нарушению процесса социализации детей и подростков, к уходу их в закрытые

группы, часто - асоциального и антисоциального толка. Все перечисленное ставит необходимость углубленного исследования мотивов, ценностей подростков, понимания их специфических проблем, - с целью выработки адекватной методологии и методики профилактики отклоняющегося поведения нормативных подростков, а также профилактической и реабилитационной работы с подростками, находящимися в криминальной среде. Разработка программ толерантности в подростковой криминальной среде становится все более актуальным направлением психолого-педагогической и социально-психологической работы с молодежью ввиду наблюдаемой тенденции криминализации подростковой среды, о чем мы уже отмечали в своих более ранних работах [10].

Формирование толерантности в подростковой криминальной среде восходит к вопросам изучения социально-психологических

особенностей подростков с отклоняющимся поведением, а также особенностей подростков-членов криминальных уличных группировок. Без глубокого понимания психологических механизмов вовлечения подростков в криминальную среду невозможно выработать пути и направления предупреждения данных процессов.

Формирование толерантности в среде подростков, вступивших на путь криминала, является задачей, требующей особого подхода, основанного на междисциплинарности знаний и практик. Методология разработки программ толерантности в подростковой криминальной среде предполагает применение системного подхода [13], с одной стороны, и субъектно-деятельностного подхода [1], с другой стороны. В рамках первого подхода сама подростковая криминальная среда рассматривается как особого рода закрытая система, находящаяся под воздействием различных групп факторов, которые, в свою очередь, также исследуются как система взаимосвязанных элементов. Изучение среды вне взаимосвязи компонентов ценностного, поведенческого характера является

фрагментарным и не может дать целостной картины влияния на процесс вовлечения подростков и их участия в преступной деятельности. Криминальная среда, в которой происходит дальнейшая социализация подростков, таким образом, представляет собой многоуровневую систему, схематично представленную на рисунке 1.

Взаимодействия членов криминальной среды

Факторы влияния на криминальное поведение (предпосылки толерантности и вовлечения) Криминальная субкультура

Подросток как субъект деятельности

Рисунок 1. - Система элементов подростковой криминальной среды и их взаимосвязи

В рамках обозначенной схемы подросток представляет собой первичный элемент криминальной среды; он рассматривается как субъект деятельности, но деятельности антисоциальной, криминальной. Используя в данном случае субъектно-деятельностный подход, можно говорить об отрицательной субъектности подростка [8]. Субъектность с отрицательным вектором развивается у подростка в результате неудавшейся социализации, в ходе которой преобладал негативный социальный опыт. По сути, это является одним из ведущих факторов его вовлечения в криминальную подростковую среду, что важно зафиксировать при разработке программ формирования толерантности. В системе криминальной среды взаимодействия подростков осуществляются на основе криминальной субкультуры -специфических норм и правил, регулирующих коммуникативный аспект функционирования данной системы. На процесс вовлечения подростков в криминальную среду воздействует комплекс факторов объективного характера (степень развития социальных проблем в среде обитания подростка, специфика состояния духовно-нравственной ситуации и характер трансляции базовых общечеловеческих ценностей в микросоциум подростка, роль семьи подростка в воспитании и так далее) и субъективного характера (психологические и рефлексивные особенности подростка, интеллектуальный и волевой уровни личности, адаптационный потенциал, система принятых и усвоенных ценностей подростка). Данные факторы одновременно выступают

предпосылками к криминализации подростковой среды, поскольку от степени их воздействия на сознание и поведение подростка зависят его устойчивость, либо, наоборот, восприимчивость к влиянию криминальной среды.

Сочетание системного и субъектно-деятельностного подходов к изучению особенностей подростковой криминальной среды и разработке программ формирования толерантности обеспечивает комплексность профилактической работы. Исходным звеном в данном процессе выступает выявление социально-психологических особенностей

подростков, участвующих в криминальной деятельности и подверженных влиянию криминальной среды.

Согласно результатам исследования, проведенного автором, выделены следующие социально-психологические особенности

подростков, участвующих в криминальных группировках: ценностно-смысловая сфера; мотивационная сфера; поведенческие

особенности; акцентуации характера; рефлексивные особенности; особенности социально-адаптационного потенциала личности.

Результаты показали наличие выделенных особенностей личности у большинства обследованных подростков экспериментальной группы. Среди наиболее значимых ценностей у подростков выделяются группы ценностей признания и уважения, материального достатка и ценности личного группового статуса. Среди мотивационных особенностей выделены доминирование базовых мотивов (мотив безопасности, мотив самоутверждения в группе и мотив жизнеобеспечения) над духовными (самореализация, самоактуализация) мотивами; четко фиксируется тенденция преобладания мотивации избегания неудач над мотивацией достижения и стремления к успеху. Среди поведенческих особенностей фиксируется стремление к доминированию и покровительству над более «слабыми» и не состоящими в группировке сверстниками; агрессивность как форма психологической защиты; стремление к вседозволенности и общению с себе подобными

(толпообразование); стирание чувства ответственности; стремление к употреблению ПАВ; конформизм и стремление к поддержанию иерархического порядка в среде группировки; слабое проявление индивидуализма и преобразовательной активности; установка на сохранение внутригрупповых границ; идентификация по признаку принадлежности к группировке (референтная группа). Среди рефлексивных особенностей выделяются неадекватность самооценки, фрагментарность сознания, что обусловлено «разбиванием» реальности на две части: проживание в группе и проживание вне группы. Перечисленные особенности снижают адаптационный потенциал личности подростков, участвующих в криминальных группировках, что становится фактором риска для их последующей ре-социализации и адаптации к нормативному социуму [11;12].

Выделенные особенности необходимо учитывать при разработке программ формирования толерантности в подростковой криминальной среде. Данные программы должны быть основаны на принципе максимального соответствия методов и форм трансляции ценностей толерантного поведения субъективным особенностям и потребностям подростков, социализирующихся в криминальной среде.

Профилактическая работа с подростками по формированию толерантности предусматривает ряд базовых принципов. Во-первых, принцип системности. Он предполагает выявление системы факторов, влияющих на вовлеченность подростков в криминальную среду и продуцирующих их отклоняющееся и криминальное их поведение. При этом системно выстраивается профилактическая работа по диагностике особенностей и факторов; разработке программ формирования толерантности с учетом выявленных особенностей и факторов; рефлексии и контролю результатов, полученных от реализации программ формирования

толерантности.

Во-вторых, принцип диверсификации, предполагающий вариативность программ

формирования толерантности, в зависимости от субъективных особенностей подростков криминальной среды и от совокупности и доминирования определенных факторов, влияющих на процесс социализации подростков и на их вовлеченность в криминальную среду. Унификация программ толерантности в процессе ведения профилактической работы не будет способствовать ее эффективности, поскольку каждая группа подростков требует особых форм, методов и педагогических технологий.

В-третьих, принцип субъект-субъектного взаимодействия, в основе которого лежит ориентированность участников реализации программ формирования толерантности на взаимное согласие относительно целей, задач, принципов и методов ведения профилактической работы. Данный принцип предполагает, что в результате взаимного согласования интересов участников как субъектов происходит аккумулирование положительного эффекта и максимизация возможных результативных достижений.

В-четвертых, принцип преемственности, означающий воспроизводство практик профилактической работы с подростками при их регулярном обновлении с учетом требований времени.

Соблюдение выделенных принципов профилактической работы в разработке программы формирования толерантности нацеливает ее на достижение максимального положительного эффекта. Таким образом, актуальность формирования толерантности в подростковой криминальной среде ориентирует научное сообщество и сообщество специалистов-практиков на выработку наиболее оптимальных путей и направлений организации данной работы. Она может быть осуществлена на основе междисциплинарного, системного и субъектно-деятельностного подходов. Формирование толерантности в среде подростков, склонных к преступному поведению, становится все более значимым направлением профилактической и реабилитационной работы с молодежью в современных условиях.

Литература:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К.А. Абульханова // Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК». - 1999. - С. 224.

2. Богатова М.В. Проблема подростковой преступности в современной России: сборник научных

трудов / М.В. Богатова // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии / Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во «Перо». - 2017. - С. 211-213.

3. Васильева А.И. Анализ состояния подростковой преступности на примере Республики Саха (Якутия) / А.И. Васильева // Концепт. - 2017. - Т. 6. - С. 27-30.

4. Данные судебной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdep.m/index.php?id=79&item=3834

5. Дровнина О.С. Проблема преступности в подростковом возрасте / О.С. Дровнина // Аллея науки. - 2017. - Т. 3. - № 9. - С. 634-637.

6. Жилина Н.Ю., Савельева И.В. Подростковая преступность: новое поколение / Н.Ю. Жилина, И.В. Савельева // Наука и образование: Хозяйство и экономика; Предпринимательство; Право и управление. - 2018. - № 3(94). - С. 88-91.

7. Мухаметзянов И.Ш., Хусаинова С.В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи / И.Ш. Мухаметзянов, С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 113-119.

8. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Субъектно-ориентированный подход в коррекционной деятельности воспитательных колоний: сборник / Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе / Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы (Рязань, 31 янв. 2017 г.); под общ. ред. Д.В. Сочивко. - Рязань: Академия ФСИН России. - 2017. - С. 316-320.

9. Официальная статистика правоприменения в сфере борьбы с экстремизмом за 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sova-center.ru/racism-xeюphoЫa/news/rounteractюn/2018/04/d39283/

10. Чернова Е.О. Психолого-педагогическая профилактика экстремизма в молодежной среде / Е.О. Чернова // Формирование гражданской идентичности

молодежи в условиях социально-экономических реалий российского общества / Материалы Международной научно-практической конференции. -2017. - С. 309-311.

11. Чернова Е.О. Рефлексивные особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок / Е.О. Чернова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 11-12(27-28). - С. 37-39.

12. Чернова Е.О., Грязнов А.Н. Проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок в теоретическом поле социальной психологии / Е.О. Чернова, А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117). - С. 159-162.

13. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. - М.: УРСС. - 1997. - С. 340.

14. Finckenauer James O. Problems of definition: what is organized crime? Trends in organized crime. -2005. - Vol. 8. - № 3. - P. 63-83.

15. Joe K.A. The new criminal conspiracy? Asian gangs and organized crime in San Francisco. Journal of Research in Crime and Delinquency. - 1994. - Vol. 31. - № 4. - P. 390-415.

16. Kleemans Edward R. Theoretical perspectives on organized crime. Oxford handbook of organized crime. -2014. - P. 32-52.

17. Levin J., Rabrenovic G., Ferraro V., et al. When a crime committed by a teenager becomes a hate crime: Results from two studies. American behavioral scientist. -2007. - Vol. 51. - №т2- P. 246-257.

18. Stritzel H. Towards a theory of securitization: Copenhagen and beyond // European journal of international relations. - 2007. № 13(3). -P. 357-383.

References:

1. Abulkhanova K.A. Psychology and consciousness of personality (problems of methodology, theory and research of real personality) / K.A. Abulkhanova // Selected psychological works. - M.: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing House of NPO MODEK. - 1999. - S. 224.

2. Bogatova M.V. The problem of juvenile delinquency in modern Russia: collection of scientific works / M.V. Bogatova // Actual problems of theory and practice of psychology and sociology / Materials of the scientific-practical conference. - M.: Publishing house "Pero". - 2017. - S. 211-213.

3. Vasilyeva A.I. Analysis of the state of juvenile delinquency on the example of the Republic of Sakha (Yakutia) / A.I. Vasilyeva // Concept. - 2017. - T. 6. - P. 27-30.

4. Data of judicial statistics [Electronic resource]. -Access mode: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item =3834

5. Drovnina O.S. The problem of delinquency in adolescence / O.S. Drovnina // Science Alley. - 2017. - T. 3. - № 9. - P. 634-637.

6. Zhilina N.Yu., Savelyeva I.V. Teenage crime: a new generation / N.Yu. Zhilina, I.V. Savelyeva // Science and

Education: Economy and Economy; Entrepreneurship; Law and governance. - 2018. - № 3(94). - S. 88-91.

7. Mukhametzyanov I.Sh., Khusainova S.V. Analysis of the psychophysiological characteristics of exposure to the influence (recruitment) of students / I.Sh. Mukhametzyanov, S.V. Khusainova // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - № 3. - P. 113-119.

8. Mukhametzyanova F.G., Panchenko O.L. Subject-oriented approach in correctional activity of educational colonies: collection / F.G. Mukhametzyanova, O.L. Panchenko // Scientific support of psychological, pedagogical and social work in the penal system / Materials of the All-Russian. scientific-practical Conf., dedicated to the 25th anniversary of the formation of the psychological service of the penal system (Ryazan, January 31, 2017); under total. ed. D.V. Sochivko. - Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. - 2017. - S. 316-320.

9. Official statistics of law enforcement in the field of combating extremism for 2017 [Electronic resource]. -Access mode: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2018/04/d39283/

10. Chernova E.O. Psychological and pedagogical prevention of extremism in the youth environment / E.O. Chernov // Formation of civic identity of youth in the

conditions of socio-economic realities of Russian society / Materials of the International Scientific and Practical Conference. - 2017. - S. 309-311.

11. Chernova E.O. Reflexive features of members of adolescent and youth street criminal groups / E.O. Chernova // St. Petersburg Educational Bulletin. - 2018. -№ 11-12 (27-28). - S. 37-39.

12. Chernova E.O., Gryaznov A.N. The problem of adolescent and youth street criminal groups in the theoretical field of social psychology / E.O. Chernova, A.N. Gryaznov // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - № 4(117). - S. 159-162.

13. Yudin E.G. Methodology of Science. Consistency. Activity / E.G. Yudin. - M.: URSS. - 1997. - S. 340.

14 14. Finckenauer James O. Problems of

definition: what is organized crime? Trends in organized crime. - 2005. - Vol. 8. - № 3. - P. 63 83.

15. Joe K.A. The new criminal conspiracy? Asian gangs and organized crime in San Francisco. Journal of Research in Crime and Delinquency. - 1994. - Vol. 31. - № 4. - P. 390 415.

16. Kleemans Edward R. Theoretical perspectives on organized crime. Oxford handbook of organized crime. -2014. - P. 32 52.

17. Levin J., Rabrenovic G., Ferraro V., et al. When a crime committed by a teenager becomes a hate crime: Results from two studies. American behavioral scientist. -2007. - Vol. 51. - №т2- P. 246 257.

18. Stritzel H. Towards a theory of securitization: Copenhagen and beyond // European journal of international relations. - 2007. № - 13(3). -P. 357 383.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.