Научная статья на тему 'Подростки в интернет-среде: общение, чтение, поведение'

Подростки в интернет-среде: общение, чтение, поведение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
2414
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИЯ / ЧТЕНИЕ / CHILDREN / ADOLESCENTS / BEHAVIOUR / INTERNET / ON-LINE COMMUNICATION / READING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Губанова Александра Юрьевна

В статье рассматриваются виды поведения подростков в новой информационной среде. Особое внимание уделяется вопросам чтения подростков в Интернете, онлайн-общению (видам и формам), тематике поисковых запросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescents in the internet-environment: communication, reading, behaviour

The article discusses the types of adolescents' behaviour in the new information environment. Special attention is paid to teen's reading, communication (forms and types), search subjectes on-line.

Текст научной работы на тему «Подростки в интернет-среде: общение, чтение, поведение»

А.Ю. Губанова

ПОДРОСТКИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ: ОБЩЕНИЕ, ЧТЕНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ1

В статье рассматриваются виды поведения подростков в новой информационной среде. Особое внимание уделяется вопросам чтения подростков в Интернете, онлайн-общению (видам и формам), тематике поисковых запросов.

Ключевые слова: дети, подростки, поведение, Интернет, онлайн-ком-муникация, чтение.

Информационное общество диктует свои законы, предоставляет новые возможности, проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Интернет играет все большую роль в жизни детей: уже невозможно представить ребенка или подростка, не слышавшего и никогда не пользовавшегося Всемирной сетью. Однако Интернет не является исключительно универсальным «хранилищем информации».

Современные подростки активно вливаются в новое информационное общество. Опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение» в 2008 г., показал, что три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета, в том числе более половины (54,7%) - в состав месячной, более четверти (28,0%)2 - в состав суточной аудитории. Интернет предоставляет широкий спектр возможностей для саморазвития, образования и обучения, самовыражения, общения, знакомства, творчества и развлечения. Несомненно, вопрос «Читают ли подростки в Интернете?» является одним из наиболее актуальных наряду с вопросом о том, что именно они читают.

© Губанова А.Ю., 2013

Сотрудниками Российской государственной детской библиотеки был проведен опрос 1141 учащихся 5-8 классов столичных школ на тему «Чтение и читательские практики московских под-ростков-2011»3.

Сегодня, в условиях продолжающегося бурного развития средств массовой коммуникации, Интернета и других источников информации, продолжается процесс трансформации картины чтения подрастающего поколения.

Целью исследования являлось изучение состояния чтения и читательских практик подростков; рассмотрение возрастных и тендерных особенностей их чтения; получение представления о новых видах читательских практик в новой медиасреде. Данные о чтении московских школьников из разных типов школ позволяют понять, существуют ли различия в картине их чтения, насколько они велики, в каких характеристиках чтение школьников проявляется. В данной статье акцент будет сделан на новых читательских практиках современных подростков, их чтении в электронной среде, использовании ими Интернета, общении в персональных блогах и тематических сообществах.

В исследовании приняли участие подростки с 5 по 8 класс: количество школьников 5 класса составило 23%, 6 класса - 30%, 7 класса - 24%, 8 класса - 23%. По школам данное соотношение было практически таким же, с учетом допустимой погрешности в 3,8%.

Термины, которые сегодня используют социологи, - это «практики» и относящиеся к ним «читательские практики». Под практикой обычно понимают конкретную деятельность, выражающуюся в рутинных, повседневных действиях индивида. Структура практики включает в себя такие компоненты, как потребность, цель, мотив, целеориентированная деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и результат де-ятельности4.

Под читательскими практиками понимаются принятые в культуре (традиционные/новые) способы и навыки обращения с книгами, иными печатными и электронными артефактами5.

Различают читательские практики по способам чтения - традиционные и новые и по степени автономности - управляемые и самостоятельные.

Чтение по заданию в школе - это управляемая практика чтения. Чтение для себя, когда ведущим мотивом является интерес к теме или жанру, - это самостоятельная практика чтения.

На вопрос «Как ты относишься к чтению?» были получены следующие ответы: опрошенные подростки любят читать, но им не хватает времени (51%), иногда читают что-нибудь легкое, чтобы развлечься (50%), читают для выполнения задания (43%), нравится читать, много читают (24%), читают только для получения информации (24%), не представляют жизни без книг (13%), не любят читать, считают чтение скучным занятием (10%).

Таким образом, ответы «нравится читать, много читаю», «не представляю себе жизни без книг» относятся к тем, для кого чтение является удовольствием и вошло в привычку. Это представляет собой так называемую самостоятельную практику подростка. А выбор позиций «не люблю читать», «читаю для выполнения задания», «только для получения информации» свидетельствует о том, что в основе таких практик школьника лежат уже не мотивы, а стимулы; это управляемая практика чтения со стороны родителей, учителей.

Другие варианты выбора, предложенные школьникам -«люблю читать, но не хватает времени», «иногда читаю что-нибудь легкое, чтобы развлечься», - свидетельствуют о том, что ведущий мотив - интерес к чтению у подростка может носить неустойчивый характер. При увеличении учебной нагрузки самостоятельная читательская практика может трансформироваться в управляемую.

К современным практикам чтения, которые связаны в первую очередь с появлением новых информационных технологий, можно отнести обращения к новым типам литературы (электронные книги, ридеры и т. п.), особенным формам подачи информации (гипертекст, телетекст и т. д.), сообщение о книгах, литературных новинках, обсуждение статей на тематических форумах, в сообществах и блогах.

Мы считаем, что Интернет активизирует познавательную активность школьников: 92% подростков читает в Интернете самую различную информацию. Из них 43% много читают, 49% читают немного. Тематика чтения девочек и мальчиков в Интернете практически полностью соответствует тематике чтения печатной литературы - они читают материалы по темам, которые их особенно интересуют. Исключение составляют только новости и телепрограммы, одинаково популярные и у девочек, и у мальчиков.

Таблица 1

Чтение подростков в интернет-среде (в процентах от количества опрошенных, N=1141)

Пол Всего

Мальчик Девочка

Новости 47 47 47

Телепрограммы 21 21 21

Информация о знаменитостях 14 33 24

Электронные книги 19 23 21

Электронные журналы 7 12 9

Записи на форумах 27 26 27

Записи в сообществах 17 18 17

Тематические сайты 30 29 30

Блоги, дневники 7 16 11

О компьютерных играх 55 13 33

О спорте 38 8 22

Юмор 37 32 35

О фильмах, актерах 32 46 39

Фанфики 8 18 13

Сайты современных писателей 5 7 6

Литературные сайты 7 9 8

Музыкальные сайты 26 41 34

Электронные энциклопедии 14 12 13

Реклама 9 8 8

О товарах, магазинах 20 23 22

Не читаю, там мало интересного 4 4 4

Манга/аниме 1 1 1

Девочки гораздо больше мальчиков читают книги и журналы, как печатные, так и в электронном виде, также они читают фан-фики6 - продолжения произведений о своих любимых героях, написанные энтузиастами сетевой литературы. Фанфик (от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное литературное произведение, основанное на оригинальном произведении, использующее его идеи, сюжет и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолже-

ние, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и т. д.

Мы пришли к выводу, что Интернет расширяет возможности для общения подростков, они активно используют сервисы, предоставленные во Всемирной сети. Активно взаимодействуют со сверстниками 77% опрошенных подростков, и только 6% подростков отметили, что совершенно не общаются в Сети, так как им хватает социальных связей со своими сверстниками в реальной жизни.

Исследование показало, что подростки, которым нравится читать и они много читают, в целом общаются в Интернете гораздо реже, чем те, кто читает для выполнения задания или читает что-нибудь легкое, чтобы развлечься. Среди тех, кто не любит читать и считает это занятие скучным, одинаковое количество общающихся в Интернете и тех, кто совершенно не общается. Тех же, кто не представляет жизни без книг, практически не привлекает общение в Интернете.

Результаты исследования позволили выявить пятерку самых популярных коммуникационных площадок - мест общения современных подростков: это социальные сети (86%); форумы (21%); сообщества (13%); блоги (11%); Skype (10%). Поскольку Skype является одним из самых популярных компьютерных программ, позволяющих осуществлять общение посредством голосовой и видеосвязи и текстовых сообщений, мы посчитали допустимым включить его в этот перечень.

Что касается тендерных предпочтений мест для общения в Сети, мы установили, что социальные сети (ВКонтакте.ру, Одно-классники.ру, Facebook) пользуются большей популярностью у девочек, тогда как форумы и сообщества одинаково привлекательны для подростков обоего пола. Ведение блогов и общение в них популярнее у девочек, чем у мальчиков. При этом Skype для общения мальчики используют активнее девочек.

В ходе исследования была проведена корреляция вопросов о местах общения подростков в Интернете и способах чтения книг из Интернета. Результаты показали, что подростки, предпочитающие общаться в социальных сетях, в большинстве читают электронные книги на экране компьютера (88%), на телефоне (93%) и распечатывают книги из Интернета (91%). Подростки, активно общающиеся на форумах (21%), предпочитают читать аудиокниги (50%) или использовать для этого мобильный телефон/коммуникатор (37%). Учащиеся, предпочитающие общение посредством интернет-мес-сенджеров (ICQ, Skype и др.), пользуются специальными устрой-

ствами для чтения книг (ридеры, КПК, 1Раф (24%). А ученики, отдающие предпочтение общению в сообществах (13%), чаще всего читают на телефонах (24%) и распечатывают книги (20%).

Отдельные сообщества и форумы как «площадки общения» подростков им значительно уступают. Блоги (сетевые дневники) у подростков все же менее популярны, чем у молодежи - чаще их ведут студенты и выпускники вузов: «Бессменный средний блоггер последние два года - москвичка 22 лет. У нее 18 друзей (13 из них -взаимные), она участвует в 10 сообществах и ведет свой блог уже год и десять месяцев»7.

Регулярно просматривают сообщества больше половины подростков (59%), и лишь треть из всех опрошенных говорит о том, что им не интересна эта форма интернет-общения. Изучение разновидностей таких сообществ дает обширный список мест, где подростки могут получить новую информацию, найти единомышленников и новых друзей, прежде всего по своим личным интересам.

Тематика сообществ, предпочитаемых мальчиками и девочками, различается. Темы, вызывающие примерно одинаковый интерес, - это новые кинофильмы и мультфильмы. Мальчики больше интересуются техникой, компьютерными и другими играми в Интернете, тогда как девочек больше интересует искусство и литература. Таким образом, можно сделать вывод, что форма подачи информации (электронная или печатная) не влияет на гендерные предпочтения современных подростков.

Подростки назвали множество тем сообществ, в которых они предпочитают общаться, преимущественно с друзьями, знакомыми, сверстниками. Чаще всего общение в сообществе - это контакт со знакомыми, чьи предпочтения и интересы разделяются членами данного сообщества. Таким образом, значительную часть сообществ можно рассматривать как некие субкультурные площадки, что может привлечь подростков. Среди них есть и сообщества, где можно узнать и обсудить книги, а также «сетевые произведения», в том числе фанфикшен.

Подростки широко используют возможности Интернета для того, чтобы узнать о книгах, найти их, скачать, обсудить с людьми, увлеченными той же тематикой и литературой. Отметим, что сегодня большое количество продукции, создаваемой для детей, уже может быть оцифровано (книги, журналы, мультфильмы, телепередачи) или создается сразу в электронном виде (компьютерные игры, мультимедийные обучающие программы), таким образом, «цифровая вселенная» детства расширяется. Но наряду с полезны-

ми ресурсами в Интернете существует немало негативных и даже опасных для детей и подростков материалов.

К сожалению, механизмы фильтрации цифрового контента сегодня еще слишком несовершенны, фильтры, как правило, имеют те или иные ограничения и часто отсекают именно ту информацию, которая может быть полезна для развития личности, но при этом не являются помехой для доступа к опасной и негативной информации. Существенным условием для оптимального использования Интернета детьми и подростками является знание пользователями правил безопасности.

Дети и подростки сегодня нуждаются в том, чтобы поддерживать их чтение и познавательную активность с помощью новых информационно-коммуникационных технологий. Мировая практика демонстрирует положительные примеры активного использования Интернета для поддержки и популяризации чтения в новой электронной среде.

Примечания

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-06-00831.

2 См. подробнее: база данных Фонда «Общественное мнение». [Электронный ре-сурс].иИЬ: http://bd.fom.ru/ Подростки и Интернет. 2008 г. 1085 респондентов (дата обращения 19.09.2012).

3 Чудинова В.П. Чтение и читательские практики московских подростков: комплексное исследование / Российская государственная детская библиотека, отдел социологических исследований; Московский институт открытого образования, кафедра филологического образования / В.П. Чудинова, С.А. Шаповал, Е.А. Колосова, А.Ю. Губанова и др.; сост.: В.П. Чудинова. М., 2012.

4 Там же. С. 12.

Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Российская государственная детская библиотека. М., 2011. С. 32-37. Материал взят с сайта Википедия. Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Фанфик.

По данным информационного бюллетеня «Блогосфера Рунета. Весна 2009» (По данным Поиска по блогам Яндекса) // Электронный ресурс. URL: http:// company.yandex.ru/researches/reports/ya_blogosphere_2009.xml (дата обращения 19.09.2012).

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.