Научная статья на тему 'Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе'

Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY-NC-ND
484
65
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ЧТЕНИЕ / READING / ЖАНРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / GENRE PREFERENCES / ТРАНСФОРМАЦИИ / TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Колосова Елена Андреевна

В статье дается картина чтения российских школьников (1-9 классы), проанализированы основные характеристики их чтения: состояние чтения, традиционные и новые практики чтения, возрастные и гендерные особенности, предпочтения и любимые авторы современного подрастающего поколения. Показано, насколько быстро меняется чтение детей и подростков. Сравнительный анализ исследований за 2006 и 2013 гг. дает возможность очертить основные трансформации современного общества с позиции детского чтения через различные характеристики чтения, роль семьи в детском чтении, объем домашней библиотеки и т. д.

Reading of Russian children and teenagers in transforming society

The article provides the picture of Russian schoolchildren’s reading (grades 1-9), it analyses main characteristics of their reading traditional and new practices of reading, age and gender characteristics, preferences and favorite authors of the modern younger generation. The article specifies how fast the changes in children and teenage reading take place. Comparative analysis of studies in 2006 and 2013 provides an opportunity to outline main transformation of modern society from the perspective of children’s reading through various characteristics of the reading.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе»

Социология детства

Е.А. Колосова

ЧТЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

В статье дается картина чтения российских школьников (1-9 классы), проанализированы основные характеристики их чтения: состояние чтения, традиционные и новые практики чтения, возрастные и тендерные особенности, предпочтения и любимые авторы современного подрастающего поколения.

Показано, насколько быстро меняется чтение детей и подростков. Сравнительный анализ исследований за 2006 и 2013 гг. дает возможность очертить основные трансформации современного общества с позиции детского чтения через различные характеристики чтения, роль семьи в детском чтении, объем домашней библиотеки и т. д.

Ключевые слова: детство, чтение, жанровые предпочтения, трансформации.

Статус чтения, его роль, отношение к чтению со стороны общества сильно изменились в результате кардинальных перемен, произошедших за последние двадцать лет. Информационная революция и сегодня продолжает оказывать сильное влияние на чтение детей и семьи. На рубеже 2000-х годов изменения в чтении проявлялись в утрате интереса к книгам, входившим в круг чтения нескольких предыдущих поколений.

Последнее десятилетие специалисты фиксировали кризис чтения всего общества, и особенно чтения младшего поколения, которое является фундаментом формирования будущего взрослого читателя. В качестве причин обозначенного кризиса назывались утрата традиционных моральных ценностей, рост социального нигилизма, разобщенность и др.1 В 2007 г. стартовала Национальная

© Колосова Е.А., 2015

программа развития и поддержки чтения и параллельно с ней бурно развивались информационные технологии. Результаты этих процессов можно наблюдать уже сегодня. Проведенное в 2013 г. Российской государственной детской библиотекой исследование по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям при поддержке АНО «Левада-Центр» позволило получить картину детского и подросткового чтения в посткризисный период. А сравнение полученных результатов с исследованием Левада-Центра, проведенным в 2006 г. по аналогичной методике, дало возможность зафиксировать положительную динамику и произошедшие изменения в чтении детей за рассмотренный период. Исследование 2013 г. было проведено в восьми федеральных округах Российской Федерации в 34 крупных городах, выборка составила 350 младших школьников (1-4 классы) и 350 средних школьников (5-9 классы). В исследовании 2006 г. выборка составила 400 младших и 400 средних школьников, опрос был проведен в 26 региональных отделениях Центра по всей стране.

Преобладающее большинство школьников младших классов самостоятельно читают детские книги (89 %). Девочки, как и раньше, остаются более активными читателями, чем мальчики (как в младшем, так и в среднем школьном возрасте). Больше половины младших школьников больше любят читать сами (56 %), четверть предпочитают слушать чтение взрослых членов семьи (24 %), почти пятая часть опрошенных любят читать сами и слушать чтение взрослых (18 %).

Участие родителей и других членов семьи в процессе чтения является важным фактором приобщения к чтению на ранних этапах развития ребенка. Семейное чтение в корне отличается от других моделей чтения и имеет свои характерные особенности: в основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух» в отличие от «чтения про себя»; оно предполагает совместное (но не коллективное) действие и неразрывно связано с понятием личной (семейной, частной, домашней) библиотеки как библиотеки особого вида; модель «семейное чтение» тесно связана с процессами, сопровождающими становление семьи, прежде всего с ролью женщины (матери) в воспитании ребенка; в семейном чтении реализуются все важнейшие функции чтения (познавательная, воспитательная, развивающая, рекреационная, коммуникационная)2.

В 2013 г. зафиксировано возрастание роли старшего поколения в семейном чтении: так, в 2006 г. только 35 % мам читали своим детям вслух, а в 2013 г. этот показатель увеличился до 47 %;

6 % бабушек читали внукам в 2006 г. и 7,5 % - в 2013 г. При этом чтение взрослыми книжек вслух более характерно для детей 1 и

2 класса, такая практика наиболее развита в семьях с маленькими детьми. Чтение детям вслух связано главным образом с дошкольным возрастом, когда происходит процесс обучения детей основным навыкам, необходимым для начала учебы в школе, и главная роль здесь отводится женской половине семьи - прежде всего матери, а затем и бабушке. Отцу в семье, по всей видимости, отводится не столько социализационная роль, сколько контролирующая, усиливающаяся по мере взросления ребенка. Наличие в доме детских книг позволяет говорить о возможностях литературной социализации детей, обеспеченной семьей. Почти у каждого десятого ребенка младшего школьного возраста в 2006 г. дома не было своей детской библиотечки, а в 2013 г. детская библиотечка есть у 93 % детей3.

Что касается объемов чтения у младших школьников, следует отметить, что в исследовании 2013 г. ответы на вопрос о количестве прочитанных за три месяца книг (опрос проводился в сентябре, после летних каникул) позволяют говорить об интенсивности чтения детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте чтение помимо школы характерно для подавляющего большинства детей. Доля школьников младшего возраста, которые не прочитали за последние три месяца до момента опроса ни одной книги, и в 2006 г., и в 2013 г. составила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 %. К этому показателю следует отнести еще 2 % детей, которые затруднились ответить на этот вопрос (как в 2006, так и в 2013 г.), а также и тех детей, которые утверждали, что читали, но не смогли вспомнить, сколько книг они прочитали, - это 7 % опрошенных учеников 1-4 классов по результатам обоих исследований. Таким образом, примерно каждого десятого опрошенного школьника младших классов можно считать не читающим детскую литературу на досуге4.

В младших классах школы (1-4) более интенсивное чтение характерно для девочек. В младшем школьном возрасте девочек больше среди наиболее активных читателей, и это процентное соотношение увеличилось: так, более пяти книг за три месяца прочитали 30 % мальчиков и 35 % девочек в 2006 г. и 37 % мальчиков и 44 % девочек в 2013 г. Одна из причин, по которой результаты получились выше по сравнению с 2006 г., заключается в том, что в 2013 г. дети отвечали на вопросы о чтении летом, когда нет школьных занятий, и у них было больше времени на чтение, в том числе заданное в школе на каникулы.

Сравнение результатов исследований 2006 и 2013 гг. показывает, что произошли некоторые изменения в предпочтениях младших школьников. В младшем школьном возрасте все большей популярностью пользуются народные сказки наряду с другими традиционными произведениями зарубежной и отечественной классики. Достаточно большое количество упоминаний имен авторов и названий книг говорит о широкой литературной осведомленности современных младших школьников. Количество книг, названных более семи раз, составляет 11 % от общего количества упомянутых книг. Это объясняется, с одной стороны, индивидуализацией читательских вкусов, а с другой - ограниченностью доступа к современной качественной литературе, которую можно поставить в один ряд с книгами, признанными классикой детской литературы.

В среднем больше половины учеников 1-4 классов (66 % - 2006 г., 56 % - 2013 г.) пользуются услугами библиотеки (без уточнения типа). Наблюдаемое снижение показателя может быть объяснено тем, что в период, прошедший с момента предыдущего опроса, происходил активный процесс оптимизации библиотек, приведший к закрытию части библиотек в регионах5. Почти 74 % девочек ходили в библиотеку в 2006 г. и 63 % - в 2013 г., среди мальчиков таких было 57 % в 2006 г. и 48 % в 2013 г.

Отметим, что в 2006 г. пользование библиотекой было более распространено среди учеников обычных школ (68 % - обычная школа, 63 % - лицей). Результаты нового исследования показали, что тип школы не влияет на то, посещает ли ребенок какую-либо библиотеку или нет (55 % - школа, 55 % - лицей), дело главным образом в семейных традициях и воспитании будущего читателя с раннего возраста.

По мере взросления ребенка его отношение к чтению и характеристики читательского поведения меняются. Среди учеников 5-9 классов сохраняется тенденция более интенсивного чтения девочек. Отметим, что чтение школьников средних классов мотивировано преимущественно собственным интересом, любовью к чтению. Этот показатель увеличился на 4 %; так, 76 % школьников 5-9 классов в исследовании 2013 г. утверждают, что им нравится читать. Больше половины (55 %) не согласны с утверждением, что они читают потому, что их заставляют взрослые и учителя. Кроме того, в современном обществе желание получить хорошую оценку и давление со стороны родителей и учителей - мотивы заметно более слабые для детей, у которых дома большое книжное собрание. В основном с этими утвержде-

ниями согласились дети, у которых книг дома мало (75 и 59 % соответственно)6.

Серьезные изменения выявлены в отношении к чтению между самыми младшими в этой возрастной группе и самыми старшими. Так, крайне негативной оценки чтения в 2006 г. придерживались девятиклассники, а в 2013 г. такую позицию в основном занимают пятиклассники. Существенно увеличилось количество пятиклассников, читающих под давлением родителей и учителей, при этом на 20 % возросло число девятиклассников, отмечающих вариант «мне нравится читать».

В 2006 г. в старших классах свободное чтение для себя считалось менее значимым и позитивно оцениваемым занятием. А с ростом интереса издателей к публикации подростковой современной литературы (по данным официальной статистики Российской книжной палаты число изданий для подростков с 2006 по 2013 г. увеличилось на 27 %7) интерес к чтению значительно вырос. Во многом это объясняется и тем, что с приходом в регионы Интернета книги за последние годы стали более доступны и взрослым, и подросткам.

В среднем в ряду различных типов и жанров книг у школьников средних классов все так же лидируют фантастические, «волшебные» книги, приключенческая литература и веселые и смешные книги. Треть опрошенных в 2013 г. любят читать занимательную, познавательную литературу8. В подростковом возрасте лидируют произведения современной фантастики, приключения, а также книги, которые включены в списки внеклассного чтения. Такая пестрота читательских предпочтений отчасти обусловлена, отчасти поддержана разнообразием современной издательской продукции. Параллельно идет процесс индивидуализации читательских интересов, поиск своего читательского «сектора», а практика увеличения числа издаваемых книг поддерживает эту тенденцию и создает условия для ее реализации.

Главными каналами получения книг для чтения у детей и подростков является покупка книг. Большинству книги покупают родители (45 % - мама, 17 % - папа, 13 % - бабушки/ дедушки, 7 % - другие родственники), самостоятельно покупает себе книги треть опрошенных (33 %). Отметим, что покупательская активность растет с возрастом респондента (в 5 классе 25 % школьников самостоятельно покупают книги, а в 9 классе эта цифра составляет 49 %). Интерес к книгам поддерживает и воспроизводит межличностные отношения, но и сам воспроизводится и поддерживается ими9. Так, практически все члены се-

мьи в той или иной степени принимают участие в покупке книг детям, а для 51 % опрошенных именно мнение родителей решающее в выборе книг. На втором месте друзья (41 %) и только на третьем месте учителя (29 %). Пятая часть опрошенных получает книги в подарок от друзей (20 %), что влияет на их межличностные отношения.

Библиотека как канал получения художественной литературы сохраняет значимость почти для половины опрошенных (42 %). Это домашние библиотеки, где преимущественно присутствует классика, которую собирало старшее поколение, а также массовая библиотека, которая имеет важное значение на периферии, где цены на книги не всегда доступны населению, а возможность бесплатного доступа к книгам снимает проблему подготовки к школе. Скачивание книг - достаточно распространенная практика среди подростков (29 %), хотя все еще уступающая живому общению с книгой. Большинство учеников средних классов сегодня записаны в библиотеки, чаще всего в школьную (66,6 %), общее количество таких детей увеличилось на 10 % за семь лет, а 37,5 % - в городскую, общее количество уменьшилось на 5 %.

В целом чтение детей в 5-9 классах несколько улучшилось по сравнению с данными 2006 г. Мы предполагаем, что Интернет и новые возможности получения литературы активизировали чтение подростков, в особенности тех, кто много читает, а также тех, кто в Интернете искал различные способы досуга (игры, общение на форумах и т. п.) и таким образом приобщился к новым практикам чтения.

Круг чтения (и получения литературы) детей и подростков сегодня состоит из двух частей: печатных и «электронных» книг и периодики. Пропорции этих «кругов» чтения постепенно меняются в сторону предпочтения чтения с экрана, что особенно значимо для чтения подростков. В целом Интернет активизирует познавательную активность школьников, стимулирует к приобретению новых знаний в самых разных областях в зависимости от индивидуальных предпочтений. Таким образом он предоставляет много возможностей тем, кто любит читать. В нынешних условиях возраст вхождения в информационное пространство Интернета у детей значительно снизился. Треть учеников 1-4 классов на вопрос «Читаешь ли ты книги из Интернета?» ответили утвердительно, девочки в младшем школьном возрасте опережают мальчиков и в «электронном чтении» в целом (37 и 30 % соответственно). Читают книги на экране компьютера 60 % младших школьников (из них

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69 % мальчиков и 53 % девочек) и лишь 20 % опрошенных детей распечатывают книги из Интернета, и снова большинство из них -девочки (25 %). Специальные устройства для чтения электронных книг (ридер, читалка, e-book) есть у 24 % детей младшего школьного возраста10.

К моменту перехода в среднюю школу у детей меняется в лучшую сторону отношение к электронному чтению: 67 % подростков утвердительно отвечают на вопрос о том, читают ли они книги из Интернета. Отношение детей к разным способам чтения электронных книг практически не меняется по мере взросления. Тем не менее большинство подростков уверяют, что предпочитают бумажные (48 %) книги электронным (23 %). Бумажные книги предпочитают больше девочки, а электронные - мальчики. Полученные результаты позволяют говорить о том, что электронное чтение сегодня не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет ее и дает больше возможностей для чтения.

Результаты исследования показали, что подростки читают в Интернете не только электронные книги, но и литературу на различные темы, связанные с учебой, досугом, развлечениями, хобби. Многие подростки стали намного более информированными, чем раньше; в том числе, они гораздо больше сегодня знают о том, где и что почитать благодаря Интернету, ридерам и другим электронным устройствам. Подростки получают информацию о книгах, литературных новинках и мнении других читателей на сайтах книжных издательств (27 %) и в социальных сетях (30 %), а также на форумах, в тематических сообществах (15 %), в блогах (16 %).

По сравнению с 2006 г. отмечается ряд изменений в отношении к чтению у детей и подростков, но в целом предпочитаемые жанры и темы у младших школьников практически не изменились. Характер чтения подростков изменился несколько больше, так как в последние пять лет Интернет пришел в регионы, а именно подростки активно осваивают новые электронные средства для чтения. Современные родители стали больше уделять внимания чтению детей младшего школьного возраста, но подростки по-прежнему остаются вне поля внимания взрослых, предпочитая общение со сверстниками. Отток читателей из библиотек вызван рядом факторов, в том числе процессами сокращения и слияния детских библиотек в регионах. Круг чтения детей и подростков складывается сегодня из чтения печатных (бумажных) книг и периодики и чтения книг и периодики в Интернете. Пропорции понемногу меняются в сторону предпочтения «экранного» чтения,

но в то же время у обеих возрастных групп «бумажные» книги пока все еще доминируют. Благодаря Интернету и новым технологиям подростки демонстрируют более интенсивное чтение по сравнению с 2006 г. и одновременно больше знают о том, где и что почитать (в том числе в Интернете).

Примечания

1 См.: Кризис чтения: энергия преодоления: Сб. науч.-практ. мат-лов / Ред.-сост. В.Я. Аскарова. М.: МЦБС, 2013. 320 с.

2 Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Доклады Научного совета по проблемам чтения. Вып. 3. По мат-лам Междунар. науч. конф. «Чтение в образовании и культуре» / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой. М.: Канон+, 2012. С. 87.

3 Колосова Е.А., Чудинова В.П., Губанова АЮ. Перемены в чтении российских детей и подростков // Школьная библиотека. 2014. № 5. С. 16.

4 Там же.

5 Там же. С. 18.

6 Там же. С. 17.

7 Печать Российской Федерации в 2006 г.: Стат. сб. / Рос. кн. палата; Отв. ред. Е.Б. Ногина, сост. Л.А. Кириллова, Л.П. Кодечко. М., 2007. 216 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской книжной палаты. URL: http://www. bookchamber.ru/content/stat/statinfo.html (дата обращения: 13.10.2014).

8 Колосова Е.А., Чудинова В.П., Губанова АЮ. Указ. соч. С. 17.

9 Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. С. 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Колосова Е.А., Чудинова В.П., Губанова АЮ. Указ. соч. С. 18.