Социология детства
Е.А. Колосова
ЧТЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
В статье дается картина чтения российских школьников (1-9 классы), проанализированы основные характеристики их чтения: состояние чтения, традиционные и новые практики чтения, возрастные и тендерные особенности, предпочтения и любимые авторы современного подрастающего поколения.
Показано, насколько быстро меняется чтение детей и подростков. Сравнительный анализ исследований за 2006 и 2013 гг. дает возможность очертить основные трансформации современного общества с позиции детского чтения через различные характеристики чтения, роль семьи в детском чтении, объем домашней библиотеки и т. д.
Ключевые слова: детство, чтение, жанровые предпочтения, трансформации.
Статус чтения, его роль, отношение к чтению со стороны общества сильно изменились в результате кардинальных перемен, произошедших за последние двадцать лет. Информационная революция и сегодня продолжает оказывать сильное влияние на чтение детей и семьи. На рубеже 2000-х годов изменения в чтении проявлялись в утрате интереса к книгам, входившим в круг чтения нескольких предыдущих поколений.
Последнее десятилетие специалисты фиксировали кризис чтения всего общества, и особенно чтения младшего поколения, которое является фундаментом формирования будущего взрослого читателя. В качестве причин обозначенного кризиса назывались утрата традиционных моральных ценностей, рост социального нигилизма, разобщенность и др.1 В 2007 г. стартовала Национальная
© Колосова Е.А., 2015
программа развития и поддержки чтения и параллельно с ней бурно развивались информационные технологии. Результаты этих процессов можно наблюдать уже сегодня. Проведенное в 2013 г. Российской государственной детской библиотекой исследование по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям при поддержке АНО «Левада-Центр» позволило получить картину детского и подросткового чтения в посткризисный период. А сравнение полученных результатов с исследованием Левада-Центра, проведенным в 2006 г. по аналогичной методике, дало возможность зафиксировать положительную динамику и произошедшие изменения в чтении детей за рассмотренный период. Исследование 2013 г. было проведено в восьми федеральных округах Российской Федерации в 34 крупных городах, выборка составила 350 младших школьников (1-4 классы) и 350 средних школьников (5-9 классы). В исследовании 2006 г. выборка составила 400 младших и 400 средних школьников, опрос был проведен в 26 региональных отделениях Центра по всей стране.
Преобладающее большинство школьников младших классов самостоятельно читают детские книги (89 %). Девочки, как и раньше, остаются более активными читателями, чем мальчики (как в младшем, так и в среднем школьном возрасте). Больше половины младших школьников больше любят читать сами (56 %), четверть предпочитают слушать чтение взрослых членов семьи (24 %), почти пятая часть опрошенных любят читать сами и слушать чтение взрослых (18 %).
Участие родителей и других членов семьи в процессе чтения является важным фактором приобщения к чтению на ранних этапах развития ребенка. Семейное чтение в корне отличается от других моделей чтения и имеет свои характерные особенности: в основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух» в отличие от «чтения про себя»; оно предполагает совместное (но не коллективное) действие и неразрывно связано с понятием личной (семейной, частной, домашней) библиотеки как библиотеки особого вида; модель «семейное чтение» тесно связана с процессами, сопровождающими становление семьи, прежде всего с ролью женщины (матери) в воспитании ребенка; в семейном чтении реализуются все важнейшие функции чтения (познавательная, воспитательная, развивающая, рекреационная, коммуникационная)2.
В 2013 г. зафиксировано возрастание роли старшего поколения в семейном чтении: так, в 2006 г. только 35 % мам читали своим детям вслух, а в 2013 г. этот показатель увеличился до 47 %;
6 % бабушек читали внукам в 2006 г. и 7,5 % - в 2013 г. При этом чтение взрослыми книжек вслух более характерно для детей 1 и
2 класса, такая практика наиболее развита в семьях с маленькими детьми. Чтение детям вслух связано главным образом с дошкольным возрастом, когда происходит процесс обучения детей основным навыкам, необходимым для начала учебы в школе, и главная роль здесь отводится женской половине семьи - прежде всего матери, а затем и бабушке. Отцу в семье, по всей видимости, отводится не столько социализационная роль, сколько контролирующая, усиливающаяся по мере взросления ребенка. Наличие в доме детских книг позволяет говорить о возможностях литературной социализации детей, обеспеченной семьей. Почти у каждого десятого ребенка младшего школьного возраста в 2006 г. дома не было своей детской библиотечки, а в 2013 г. детская библиотечка есть у 93 % детей3.
Что касается объемов чтения у младших школьников, следует отметить, что в исследовании 2013 г. ответы на вопрос о количестве прочитанных за три месяца книг (опрос проводился в сентябре, после летних каникул) позволяют говорить об интенсивности чтения детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте чтение помимо школы характерно для подавляющего большинства детей. Доля школьников младшего возраста, которые не прочитали за последние три месяца до момента опроса ни одной книги, и в 2006 г., и в 2013 г. составила
3 %. К этому показателю следует отнести еще 2 % детей, которые затруднились ответить на этот вопрос (как в 2006, так и в 2013 г.), а также и тех детей, которые утверждали, что читали, но не смогли вспомнить, сколько книг они прочитали, - это 7 % опрошенных учеников 1-4 классов по результатам обоих исследований. Таким образом, примерно каждого десятого опрошенного школьника младших классов можно считать не читающим детскую литературу на досуге4.
В младших классах школы (1-4) более интенсивное чтение характерно для девочек. В младшем школьном возрасте девочек больше среди наиболее активных читателей, и это процентное соотношение увеличилось: так, более пяти книг за три месяца прочитали 30 % мальчиков и 35 % девочек в 2006 г. и 37 % мальчиков и 44 % девочек в 2013 г. Одна из причин, по которой результаты получились выше по сравнению с 2006 г., заключается в том, что в 2013 г. дети отвечали на вопросы о чтении летом, когда нет школьных занятий, и у них было больше времени на чтение, в том числе заданное в школе на каникулы.
Сравнение результатов исследований 2006 и 2013 гг. показывает, что произошли некоторые изменения в предпочтениях младших школьников. В младшем школьном возрасте все большей популярностью пользуются народные сказки наряду с другими традиционными произведениями зарубежной и отечественной классики. Достаточно большое количество упоминаний имен авторов и названий книг говорит о широкой литературной осведомленности современных младших школьников. Количество книг, названных более семи раз, составляет 11 % от общего количества упомянутых книг. Это объясняется, с одной стороны, индивидуализацией читательских вкусов, а с другой - ограниченностью доступа к современной качественной литературе, которую можно поставить в один ряд с книгами, признанными классикой детской литературы.
В среднем больше половины учеников 1-4 классов (66 % - 2006 г., 56 % - 2013 г.) пользуются услугами библиотеки (без уточнения типа). Наблюдаемое снижение показателя может быть объяснено тем, что в период, прошедший с момента предыдущего опроса, происходил активный процесс оптимизации библиотек, приведший к закрытию части библиотек в регионах5. Почти 74 % девочек ходили в библиотеку в 2006 г. и 63 % - в 2013 г., среди мальчиков таких было 57 % в 2006 г. и 48 % в 2013 г.
Отметим, что в 2006 г. пользование библиотекой было более распространено среди учеников обычных школ (68 % - обычная школа, 63 % - лицей). Результаты нового исследования показали, что тип школы не влияет на то, посещает ли ребенок какую-либо библиотеку или нет (55 % - школа, 55 % - лицей), дело главным образом в семейных традициях и воспитании будущего читателя с раннего возраста.
По мере взросления ребенка его отношение к чтению и характеристики читательского поведения меняются. Среди учеников 5-9 классов сохраняется тенденция более интенсивного чтения девочек. Отметим, что чтение школьников средних классов мотивировано преимущественно собственным интересом, любовью к чтению. Этот показатель увеличился на 4 %; так, 76 % школьников 5-9 классов в исследовании 2013 г. утверждают, что им нравится читать. Больше половины (55 %) не согласны с утверждением, что они читают потому, что их заставляют взрослые и учителя. Кроме того, в современном обществе желание получить хорошую оценку и давление со стороны родителей и учителей - мотивы заметно более слабые для детей, у которых дома большое книжное собрание. В основном с этими утвержде-
ниями согласились дети, у которых книг дома мало (75 и 59 % соответственно)6.
Серьезные изменения выявлены в отношении к чтению между самыми младшими в этой возрастной группе и самыми старшими. Так, крайне негативной оценки чтения в 2006 г. придерживались девятиклассники, а в 2013 г. такую позицию в основном занимают пятиклассники. Существенно увеличилось количество пятиклассников, читающих под давлением родителей и учителей, при этом на 20 % возросло число девятиклассников, отмечающих вариант «мне нравится читать».
В 2006 г. в старших классах свободное чтение для себя считалось менее значимым и позитивно оцениваемым занятием. А с ростом интереса издателей к публикации подростковой современной литературы (по данным официальной статистики Российской книжной палаты число изданий для подростков с 2006 по 2013 г. увеличилось на 27 %7) интерес к чтению значительно вырос. Во многом это объясняется и тем, что с приходом в регионы Интернета книги за последние годы стали более доступны и взрослым, и подросткам.
В среднем в ряду различных типов и жанров книг у школьников средних классов все так же лидируют фантастические, «волшебные» книги, приключенческая литература и веселые и смешные книги. Треть опрошенных в 2013 г. любят читать занимательную, познавательную литературу8. В подростковом возрасте лидируют произведения современной фантастики, приключения, а также книги, которые включены в списки внеклассного чтения. Такая пестрота читательских предпочтений отчасти обусловлена, отчасти поддержана разнообразием современной издательской продукции. Параллельно идет процесс индивидуализации читательских интересов, поиск своего читательского «сектора», а практика увеличения числа издаваемых книг поддерживает эту тенденцию и создает условия для ее реализации.
Главными каналами получения книг для чтения у детей и подростков является покупка книг. Большинству книги покупают родители (45 % - мама, 17 % - папа, 13 % - бабушки/ дедушки, 7 % - другие родственники), самостоятельно покупает себе книги треть опрошенных (33 %). Отметим, что покупательская активность растет с возрастом респондента (в 5 классе 25 % школьников самостоятельно покупают книги, а в 9 классе эта цифра составляет 49 %). Интерес к книгам поддерживает и воспроизводит межличностные отношения, но и сам воспроизводится и поддерживается ими9. Так, практически все члены се-
мьи в той или иной степени принимают участие в покупке книг детям, а для 51 % опрошенных именно мнение родителей решающее в выборе книг. На втором месте друзья (41 %) и только на третьем месте учителя (29 %). Пятая часть опрошенных получает книги в подарок от друзей (20 %), что влияет на их межличностные отношения.
Библиотека как канал получения художественной литературы сохраняет значимость почти для половины опрошенных (42 %). Это домашние библиотеки, где преимущественно присутствует классика, которую собирало старшее поколение, а также массовая библиотека, которая имеет важное значение на периферии, где цены на книги не всегда доступны населению, а возможность бесплатного доступа к книгам снимает проблему подготовки к школе. Скачивание книг - достаточно распространенная практика среди подростков (29 %), хотя все еще уступающая живому общению с книгой. Большинство учеников средних классов сегодня записаны в библиотеки, чаще всего в школьную (66,6 %), общее количество таких детей увеличилось на 10 % за семь лет, а 37,5 % - в городскую, общее количество уменьшилось на 5 %.
В целом чтение детей в 5-9 классах несколько улучшилось по сравнению с данными 2006 г. Мы предполагаем, что Интернет и новые возможности получения литературы активизировали чтение подростков, в особенности тех, кто много читает, а также тех, кто в Интернете искал различные способы досуга (игры, общение на форумах и т. п.) и таким образом приобщился к новым практикам чтения.
Круг чтения (и получения литературы) детей и подростков сегодня состоит из двух частей: печатных и «электронных» книг и периодики. Пропорции этих «кругов» чтения постепенно меняются в сторону предпочтения чтения с экрана, что особенно значимо для чтения подростков. В целом Интернет активизирует познавательную активность школьников, стимулирует к приобретению новых знаний в самых разных областях в зависимости от индивидуальных предпочтений. Таким образом он предоставляет много возможностей тем, кто любит читать. В нынешних условиях возраст вхождения в информационное пространство Интернета у детей значительно снизился. Треть учеников 1-4 классов на вопрос «Читаешь ли ты книги из Интернета?» ответили утвердительно, девочки в младшем школьном возрасте опережают мальчиков и в «электронном чтении» в целом (37 и 30 % соответственно). Читают книги на экране компьютера 60 % младших школьников (из них
69 % мальчиков и 53 % девочек) и лишь 20 % опрошенных детей распечатывают книги из Интернета, и снова большинство из них -девочки (25 %). Специальные устройства для чтения электронных книг (ридер, читалка, e-book) есть у 24 % детей младшего школьного возраста10.
К моменту перехода в среднюю школу у детей меняется в лучшую сторону отношение к электронному чтению: 67 % подростков утвердительно отвечают на вопрос о том, читают ли они книги из Интернета. Отношение детей к разным способам чтения электронных книг практически не меняется по мере взросления. Тем не менее большинство подростков уверяют, что предпочитают бумажные (48 %) книги электронным (23 %). Бумажные книги предпочитают больше девочки, а электронные - мальчики. Полученные результаты позволяют говорить о том, что электронное чтение сегодня не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет ее и дает больше возможностей для чтения.
Результаты исследования показали, что подростки читают в Интернете не только электронные книги, но и литературу на различные темы, связанные с учебой, досугом, развлечениями, хобби. Многие подростки стали намного более информированными, чем раньше; в том числе, они гораздо больше сегодня знают о том, где и что почитать благодаря Интернету, ридерам и другим электронным устройствам. Подростки получают информацию о книгах, литературных новинках и мнении других читателей на сайтах книжных издательств (27 %) и в социальных сетях (30 %), а также на форумах, в тематических сообществах (15 %), в блогах (16 %).
По сравнению с 2006 г. отмечается ряд изменений в отношении к чтению у детей и подростков, но в целом предпочитаемые жанры и темы у младших школьников практически не изменились. Характер чтения подростков изменился несколько больше, так как в последние пять лет Интернет пришел в регионы, а именно подростки активно осваивают новые электронные средства для чтения. Современные родители стали больше уделять внимания чтению детей младшего школьного возраста, но подростки по-прежнему остаются вне поля внимания взрослых, предпочитая общение со сверстниками. Отток читателей из библиотек вызван рядом факторов, в том числе процессами сокращения и слияния детских библиотек в регионах. Круг чтения детей и подростков складывается сегодня из чтения печатных (бумажных) книг и периодики и чтения книг и периодики в Интернете. Пропорции понемногу меняются в сторону предпочтения «экранного» чтения,
но в то же время у обеих возрастных групп «бумажные» книги пока все еще доминируют. Благодаря Интернету и новым технологиям подростки демонстрируют более интенсивное чтение по сравнению с 2006 г. и одновременно больше знают о том, где и что почитать (в том числе в Интернете).
Примечания
1 См.: Кризис чтения: энергия преодоления: Сб. науч.-практ. мат-лов / Ред.-сост. В.Я. Аскарова. М.: МЦБС, 2013. 320 с.
2 Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Доклады Научного совета по проблемам чтения. Вып. 3. По мат-лам Междунар. науч. конф. «Чтение в образовании и культуре» / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой. М.: Канон+, 2012. С. 87.
3 Колосова Е.А., Чудинова В.П., Губанова АЮ. Перемены в чтении российских детей и подростков // Школьная библиотека. 2014. № 5. С. 16.
4 Там же.
5 Там же. С. 18.
6 Там же. С. 17.
7 Печать Российской Федерации в 2006 г.: Стат. сб. / Рос. кн. палата; Отв. ред. Е.Б. Ногина, сост. Л.А. Кириллова, Л.П. Кодечко. М., 2007. 216 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской книжной палаты. URL: http://www. bookchamber.ru/content/stat/statinfo.html (дата обращения: 13.10.2014).
8 Колосова Е.А., Чудинова В.П., Губанова АЮ. Указ. соч. С. 17.
9 Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. С. 59.
10 Колосова Е.А., Чудинова В.П., Губанова АЮ. Указ. соч. С. 18.